№ 4 (32) 2013 г Вестник Института законодательства Республики Казахстан
Рашидова Сабина Рамазановна,
магистрант кафедры международных отношений и международного права
Казахского гуманитарно-юридического университета
о некоторых проблемах осуществления гуманитарной интервенции
Где законы могут быть нарушены под предлогом общего спасения, там нет конституции
(Н. Мальбранш)
Проведение гуманитарных интервенций в качестве операции международного характера должно соответствовать общепризнанным принципам и нормам международного права, в том числе принципам суверенитета и невмешательства во внутренние дела [1, с. 171].
Анализ исторических прецедентов осуществления гуманитарной интервенции в ХХ веке позволяет сформулировать вывод о том, что грубые и массовые нарушения прав человека в каком - либо государстве, остановить которые данное государство не в состоянии (неспособно), дает основания Совету Безопасности ООН применить меры принудительного характера -гуманитарную интервенцию - в целях защиты прав человека.
Вместе с тем, практика реализации гуманитарных интервенций наглядно демонстрирует настоятельную необходимость выработки единых критериев правомерности и допустимости осуществления гуманитарной интервенции. Достаточно вспомнить события в Руанде, Косово, Ираке и недавние действия в Ливии.
Без наличия достаточных оснований и установленного порядка реализации гуманитарных интервенций, их организационно-правового закрепления сохраняются широкие возможности произвольного нарушения суверенитета государств, вмешательства в их внутренние дела, массового нарушения прав человека под прикрытием лозунгов об их защите, а также использования их определенными государствами в своих целях [2].
Поскольку гуманитарная интервенция носит характер принудительных и вынужденных мер, направленных на защиту прав человека, поэтому она тесно связана с двумя важными проблемами: защита прав человека и вынужденное и
целесообразное применение вооруженной силы в международных отношениях. В данном случае невольно напрашивается вопрос об условиях правомерности осуществления подобных акций, при которых силовые операции против государств под «гуманитарным» предлогом, осуществляются в нарушение Устава ООН, иногда со ссылкой на отсутствие ясных указаний в нем по этому поводу. В этой связи, возникает настоятельная необходимость не только в реформировании институтов ООН, но и внесении в Устав ООН ряда принципиальных норм, направленных на четкое урегулирование проведения гуманитарной интервенции.
В зарубежной литературе высказываются различные мнения относительно правомерности проведения гуманитарной интервенции. Однако нам оппонирует мнение отечественных ученых, в частности, Кудайбергенова А. о том, что правомерность проведения гуманитарной интервенции, помимо оценки ее целей и оснований, определяется и путем анализа ее [1, с. 176]:
1) субъектного состава:
- реализация акции по решению Совета Безопасности ООН, в одностороннем порядке с последующим получением такой санкции либо вообще без таковой;
- вооруженными формированиями под эгидой ООН, привлеченных ею региональных организаций либо одной или нескольких стран;
2) объектного состава — путем установления круга лиц, органов и объектов, в отношении которых реализуются меры гуманитарной интервенции;
3) реализуемые меры в ходе проведения гуманитарной интервенции:
- осуществление военных операций (захват объектов на территории государства-нарушителя,
Трибуна молодого ученого
ведение боевых операций и т.д.),
- прекращение исполнения полномочий ранее действовавшими органами власти, установление контроля над осуществлением функций публичной власти,
- обеспечение привлечения к ответственности представителей власти такой страны и др.
Необходимо отметить, что некоторые международно-правовые аспекты, связанные с применением вооруженной силы, не вызывают споров, а некоторые из них оспариваются.
Проблемы определения основания прекращений гуманитарной интервенции и применения мер ответственности за допущенные нарушения международного права в ходе ее реализации в наибольшей степени отражают взаимосвязь вопросов международных отношений, мировой политики и международного права.
Несмотря на сказанное, критерии для принятия всех основных решений при проведении гуманитарной интервенции должны носить правовой характер, включая:
- определение оснований для осуществления гуманитарной интервенции — массовые и существенные нарушения прав человека, защищаемых общепризнанными принципами и нормами международного права;
- механизм санкционирования гуманитарной интервенции — Советом Безопасности ООН в соответствии с Уставом ООН, как единственный легитимный путь осуществления международного вмешательства, обеспечивающий максимально представительное участие в принятии решения и обеспечении беспристрастного контроля за его реализацией;
- механизм исполнения мероприятий по осуществлению гуманитарной интервенции - через органы (Военно-Штабной Комитет) или подразделения (миротворческие силы) ООН, при необходимости и возможности - с привлечением сил и средств международных организаций и государств;
- действенные меры контроля и привлечения к ответственности всех лиц и организаций, допустивших нарушения международного права в ходе осуществления гуманитарной интервенции [4, с. 23].
Реализация такого международно-правового механизма санкционирования, проведения и контроля гуманитарных интервенций требует, как минимум, внесения изменений и дополнения норм Устава ООН для инкорпорации соответствующих процедур, в более широком смысле — реформирования органов ООН (в первую очередь, Совета Безопасности) и нормативного закрепления международно-правового принципа «ответственности за защиту» [1, с. 171].
Таким образом, отметим, что в современном глобализирующемся мире, когда международная безопасность и всеобщий мир могут быть поставлены под угрозу односторонними силовыми действиями государств, нельзя допускать того, чтобы каждое государство самостоятельно решало вопрос о своем праве на гуманитарную интервенцию. Как отмечает В.С. Котляр, «возврат ведущих стран НАТО к проведению гуманитарных интервенций окончательно подорвет нынешнюю систему коллективной безопасности на основе Устава ООН и авторитет Совета Безопасности ООН, который НАТО и без того терпеливо размывает с 1990-х годов своими усилиями по созданию альтернативной, НАТО-центрич-ной системы коллективной безопасности, только в отличие от системы коллективной безопасности ООН, не универсальной, а ограниченной кругом своих членов. Однако с таким видением перспектив глобальной безопасности те 170 с лишним государств, которые в НАТО не входят, навряд ли согласятся, и рано или поздно одна из подобных гуманитарных интервенций приведет к крупному международному конфликту. А это вполне может привести к тому, что ООН повторит судьбу Лиги Наций и исчезнет» [3, с. 26].
Список литературы
1. Кудайбергенов А. // Сборник материалов VIII Международной научной конференции студентов и молодых ученых «Наука и образование - 2013». 10 апреля 2013 года. - Астана, 2013. (Каза^ша, орысша, агылшынша) Т. 2. - с. 676. С. 171- 176.
2. Модин Н.В. Гуманитарная интервенция в современных международных отношениях. Автореф. дисс. к.п.н. - Москва, 2009 по ссылке http://www.dissercat.com/content/gumanitarnaya-interventsiya-v-sovremennykh-mezhdunarodnykh-otnosheniyakh
3. M.Bettati and D.Kouchner. Le devoir d'intelligence: peut-on les laissermourir? Paris, Denoelpublishers, 1987.
4. Аннан К.А. Годовой доклад о работе Организации. - Н.-Й. 1998. С. 23.
88
№ 4 (32) 2013 г. Вестник Института законодательства Республики Казахстан
Бул мацалада автор цаз^ргл замангы халыцаралыц цатынастарда гуманитарлыц интервен-цияныц кейб1р мэселелерт ЖYзеге асыруын талдайды. Автор гуманитарлыц интервенция халыцаралыц цуцыц нормалары мен устанымдарына сай болуы керек деген шеш1мге келедг.
ТYйiн свздер: халыцаралыц цуцыц, гуманитарлыц интервенция, цабаттасушылыц, халыцаралыц цуцыцтыц устанымдары.
В настоящей статье автор анализирует некоторые проблемы осуществления гуманитарной интервенции в современных международных отношениях. Автор приходит к выводу, что гуманитарная интервенция должна соответствовать нормам и принципам международного права.
Ключевые слова: международное право, гуманитарная интервенция, вмешательство, принципы международного права.
In this article the author examines some of the problems of humanitarian intervention in contemporary international relations. The author comes to the conclusion that humanitarian intervention must comply with the norms and principles of international law.
Keywords: International Law, humanitarian intervention, intervention, international law principles.
Сабина Рамазанкызы Рашидова,
Каза^ гуманитарльщ зац университет Хальщаральщ жэне хальщаральщ ^атьшастар
кафедрасыньщ магистранть
Гуманитарлык интервенцияны жузеге асырудыц H^6ip мэселелерi туралы
Рашидова Сабина Рамазановна,
магистрантка кафедрь международного права и международньх отношений Казахского гуманитарно-юридического университета
О некоторых проблемах осуществления гуманитарной интервенции
Rashidova Sabina Ramazanovna,
magistracy of Department of international law and international relations of Kazakh Humanitarian Legal University
About some difficulties of humanitarian intervention implementation