Научная статья на тему 'О некоторых проблемах изучения истории отечественной журналистики'

О некоторых проблемах изучения истории отечественной журналистики Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
501
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ / МАССОВАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГАЗЕТЫ / РАЗВИТИЕ ПРЕССЫ / УЧЕБНИКИ / СМИ / ФГОС / HISTORY OF RUSSIAN JOURNALISM / MASS INFORMATION ACTIVITY / NEWSPAPERS / PRINT MEDIA DEVELOPMENT / TEXTBOOKS / MASS MEDIA / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ерёмин Максим Александрович

В статье анализируются принципы изучения истории отечественной журналистики в российской высшей школе. Как отрасль научного знания и учебная дисциплина история отечественной журналистики зародилась в 20-е гг. ХХ в. и сразу стала краеугольным камнем профессионального журналистского образования. Советские ученые В.Е. Евгеньев-Максимов, П.Н. Берков и А.В. Западов предложили рассматривать ее в контексте происходивших в стране политических и экономических событий. Подобный детерминизм на многие десятилетия оказался главенствующим принципом описания истории журналистики. Однако смена классических представлений о роли СМИ, модернизация образования в начале ХХI в. потребовали переосмысления традиционного подхода. В статье последовательно доказывается необходимость такого шага. Ведь приемы исследования журналистики ХVIII-ХIХ столетий оказываются неэффективными при анализе способов распространения массовой информации в ХХ в. В разные эпохи русская журналистика выполняет различные социокультурные роли, изменяясь не только под влиянием общественно-политической среды, но в соответствии с логикой собственного, внутреннего развития. В настоящее время назрела необходимость сформировать устойчивое представление о закономерном чередовании фаз в 300-летней эволюции прессы. В результате возникнет концепция, описывающая историю российской журналистики как непрерывную линию, тянущуюся от петровского времени, раздвоившуюся на «советский» и «эмигрантский» рукава в начале ХХ в., которые вновь сливаются в одно русло на рубеже тысячелетий. Для студента такая модель должна быть простой, наглядной и понятной, позволяющей воссоздавать, реконструировать коммуникационную среду соответствующей эпохи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some issues of studying the history of russian journalism

The article focuses on the principles of studying the Russian journalism history in the higher school. Since the 1920s this discipline has been the basis of professional journalism education. Soviet scientists V. Evgeniev-Maximov, P. Berkov and A. Zapadov considered the history of journalism in the context of political and economic events. But changing the role of the media, modenization of the education in in the early ХХI century, required that this approach be reconsidered. The paper proves the necessity of that: by analysing the ways of mass imformation dissemination in the XX century one can see thar the methods of studying journalism of the ХVIII-ХIХ centuries are ineffective. In different periods Russian journalism plays different social and cultural roles undergoing changes not only due to the social and political life in the country but in accordance with its own development. Now it seems to be important to distinguish the natural rotation of phases in the 300-year evolution of the Russian media. Russian journalism can be imagined as a continuous line, that stretches from the time of Peter the Great, splits into “sovietˮ and “emigrantˮ periods in the ХХ century that merge at the turn of the millennium. Such a model should be simple, visual aid for students, it must reconstruct the communication environment of the corresponding epoch.

Текст научной работы на тему «О некоторых проблемах изучения истории отечественной журналистики»

УДК 378.016:070

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ SOME ISSUES OF STUDYING THE HISTORY OF RUSSIAN JOURNALISM

© 2018

М.А. Ерёмин M.A. Yeriomin

В статье анализируются принципы изучения истории отечественной журналистики в российской высшей школе. Как отрасль научного знания и учебная дисциплина история отечественной журналистики зародилась в 20-е гг. ХХ в. и сразу стала краеугольным камнем профессионального журналистского образования. Советские ученые В.Е. Евгеньев-Максимов, П.Н. Берков и А.В. Западов предложили рассматривать ее в контексте происходивших в стране политических и экономических событий. Подобный детерминизм на многие десятилетия оказался главенствующим принципом описания истории журналистики. Однако смена классических представлений о роли СМИ, модернизация образования в начале XXI в. потребовали переосмысления традиционного подхода. В статье последовательно доказывается необходимость такого шага. Ведь приемы исследования журналистики XVIII-XIX столетий оказываются неэффективными при анализе способов распространения массовой информации в ХХ в. В разные эпохи русская журналистика выполняет различные социокультурные роли, изменяясь не только под влиянием общественно-политической среды, но в соответствии с логикой собственного, внутреннего развития. В настоящее время назрела необходимость сформировать устойчивое представление о закономерном чередовании фаз в 300-летней эволюции прессы. В результате возникнет концепция, описывающая историю российской журналистики как непрерывную линию, тянущуюся от петровского времени, раздвоившуюся на «советский» и «эмигрантский» рукава в начале XX в., которые вновь сливаются в одно русло на рубеже тысячелетий. Для студента такая модель должна быть простой, наглядной и понятной, позволяющей воссоздавать, реконструировать коммуникационную среду соответствующей эпохи.

Как новая форма изучения истории отечественной журналистики описывается студенческая олимпиада (ежегодно трижды проводилась в Самарском государственном социально-педагогическом университете).

Ключевые слова: история журналистики; массовая информационная деятельность; газеты; развитие прессы; учебники; СМИ; ФГОС.

The article focuses on the principles of studying the Russian journalism history in the higher school. Since the 1920s this discipline has been the basis of professional journalism education. Soviet scientists V. Evgeniev-Maximov, P. Berkov and A. Zapadov considered the history of journalism in the context of political and economic events. But changing the role of the media, modenization of the education in in the early XXI century, required that this approach be reconsidered. The paper proves the necessity of that: by analysing the ways of mass imformation dissemination in the XX century one can see thar the methods of studying journalism of the XVIII-XIX centuries are ineffective. In different periods Russian journalism plays different social and cultural roles undergoing changes not only due to the social and political life in the country but in accordance with its own development. Now it seems to be important to distinguish the natural rotation of phases in the 300-year evolution of the Russian media. Russian journalism can be imagined as a continuous line, that stretches from the time of Peter the Great, splits into "soviet" and "emigrant" periods in the XX century that merge at the turn of the millennium. Such a model should be simple, visual aid for students, it must reconstruct the communication environment of the corresponding epoch.

As one of the methods to teach the history of Russian journalism Olympiad for the students of Samara State University of Social Sciences and Education is described.

Keywords: history of Russian journalism; mass information activity; newspapers; print media development; textbooks; mass media; Federal State Educational Standard.

Долгое время история отечественной журналистики считалась краеугольным камнем высшего журналистского образования. Однако медиатизация реальности, глобализация социальных отношений, смена классических представлений о массовой информационной деятельности в начале XXI в. поставили эту отрасль гуманитарного знания в довольно сложное положение.

С одной стороны, ее место в учебных планах университетов освящено богатыми традициями, связано с необходимостью подробного описания генезиса и эволюции СМИ и потому кажется практически незыблемым. С другой стороны, смена идеологической и образовательной парадигм, компетентностный подход в обучении требуют скорейшего «переосмысления

методологических основ изучения истории журналистики», которое пока не происходит [1, с. 170].

Как наука и учебная дисциплина история журналистики появилась в 20-е гг. прошлого века и развивалась в рамках отечественной филологической мысли. У ее истоков стояли крупный ученый и книговед В.Е. Евгеньев-Максимов, заведующий отделами в Российской книжной палате и Госиздате Л.К. Ильинский. В 1926 г. они подготовили «Инструкцию по описанию журналов XIX века», впоследствии вышли «Очерки по истории социалистической журналистики XIX века», монография «Из прошлого русской журналистики» и трилогия о журнале «Современник» В.Е. Ев-геньева-Максимова [2, с. 492]. В пореволюционную пору на факультете языкознания и материальной культуры Петроградского университета студентам славянского отделения уже читали лекции по истории публицистики, критики и периодической печати. В 1946 г. в Ленинградском государственном университете одной из первых в стране появилась кафедра истории журналистики, а в 1950 г. вышел первый том «Очерков по истории русской журналистики и критики» [3], коллективной монографии, на десятилетия вперед определившей структуру историко-журналистских университетских дисциплин.

«Очерки» строились на основе марксистско-ленинской методологии, объединяли историю журналистики и историю критики, «поскольку они и в самой практике литературной жизни тесно переплетены и поскольку критика издавна являлась душою лучших русских журналов, определяя их идейное направление. Естественно, что при характеристике журналов отделам литературы и критики уделялось большее внимание, чем другим отделам» [3, с. 7].

В дальнейшем на эту фундаментальную работу ленинградских ученых опирались авторы многочисленных учебников по истории журналистики. Так, П.Н. Берков в качестве основного методологического принципа изучения прессы XVIII в. предлагал рассматривать ее в контексте «исторических событий - политических и экономиче-

ских - изучаемого времени» [4, с. 11]. И хотя книга Беркова сразу после выхода была подвергнута яростной критике за недостаток историзма и поверхностное описание классовой борьбы [5], общественно-политический детерминизм, на который указывал автор, оказался довлеющей концепцией описания прессы на много лет вперед.

На протяжении нескольких десятилетий курсы по истории отечественной журналистики в разных университетах формировались с учетом логики изложения материала в учебнике под редакцией доктора филологических наук А.В. Западова [6]. Руководствуясь ленинской периодизацией развития русской прессы ХУ111-Х1Х вв., авторы учебника В.Г. Березина, А.Г. Дементьев, Б.И. Есин, А.В. Западов, Н.М. Си-корский делили ее на два этапа: дворянский и разночинский (буржуазно-демократический). Пресса третьего, пролетарского, периода, начинавшегося с 1895 г., в советские годы изучалась в курсе истории партийно-советской печати и в вузовском преподавании представляла собой самостоятельную дисциплину [6, с. 3].

По мнению авторов, область истории русской журналистики как предмета исследования и преподавания определяется семью основным направлениями: 1) вопросы развития периодической печати в России; 2) изучение общественно-политического направления журналов и газет как выразителей идеологии и практики определенных общественных групп, их взаимоотношений и полемики между ними; 3) развитие журналов и газет как специальных видов печатной продукции; 4) организация и состав изданий; 5) изучение и оценка деятельности виднейших редакторов, издателей и сотрудников периодической печати, анализ их литературно-публицистического мастерства; 6) распространение печати и учет реакции читательских масс на выступления журналов и газет; 7) изучение деятельности цензуры и иных видов воздействия правительства и его органов на печать [6, с. 7].

Сила влияния в университетской среде учебника под редакцией А.В. Западова

была настолько велика, что тезисы и концепции, изложенные в нем, пережили свою эпоху и продолжают использоваться студентами XXI в. при подготовке к контрольным работам, зачетам и экзаменам.

По мнению Б.И. Есина, курс истории русской журналистики тесно связан с развитием как литературы, так и курсов по истории России. Задача этой дисциплины -«выявить значение русской печати в культурном наследии прошлого, ее роль в идейно-политической и литературной борьбе разных эпох, ее достижений как фактора национального просвещения и института массовой информации» [7]. Аналогичная идея лежит в основе учебного пособия И.В. Кузнецова [8].

Другие авторы, создававшие учебно-методические работы по истории отечественной журналистики (Д.Л. Стровский [9], Р.П. Овсепян [10], Г.В. Жирков [11], И.И. Засурский [12] и т.д.), концептуально не выходили за рамки, очерченные учеными 60-70-х гг. прошлого века. Авторитет двух сильнейших историко-журналистских научных школ - московской и петербургской - довлеет и над современными исследователями, которые по-прежнему стремятся истолковать многие события и процессы в журналистике, применяя только историко-типологический подход. Во всяком случае, в учебнике истории русской журналистки под редакцией Л.П. Громовой [13] (на наш взгляд, одном из лучших за последние 15 лет) его следы обнаруживаются с первых страниц.

Между тем есть мнение, что подобная методология себя практически исчерпала.

Специалисты не первый год говорят о необходимости «ревизии подходов, принципов, методов изучения, исторических процессов» в журналистской науке [14, с. 18]. Приемы исследования изданий, публицистических текстов, редакторской и репортерской деятельности авторов XVIII-XIX вв. оказываются неэффективными при анализе явлений массовой информационной природы, агитационно-пропагандистского воздействия или деятельности медиа-

корпораций XX столетия. Вопрос в том, что в разные эпохи журналистика выполняла различные социокультурные роли, изменяясь не только под влиянием общественно-политической среды, но и в соответствии с логикой своего собственного, внутреннего развития. Так, в момент возникновения на рубеже XVП-XVШ вв. она играла роль важнейшего дипломатического инструмента в руках российского самодержца Петра I, затем, при М.В. Ломоносове, А.П. Сумарокове, Г.Ф. Миллере, стала частью науки. Русская журналистика была составным элементом широкой просветительской программы развития общественных отношений, разновидностью литературной и коммерческой деятельности, формой политического участия, движущей силой государственного пропагандистского аппарата. Очевидно, историческое исследование каждой из этих ипостасей требует особых методик, новых методических подходов и разработок.

В настоящий момент история отечественной прессы - дореволюционной, советской, эмигрантской, региональной - по-прежнему является фундаментом университетской подготовки будущих журналистов. При изучении исторического развития журналистики решаются совершенно конкретные задачи формирования профессионального сознания. Без привлечения исторического материала трудно объяснить студентам, например, почему в России сектор государственных СМИ имеет гипертрофированные размеры или чем региональные средства массовой информации принципиально отличаются от центральных.

Как отмечали исследователи в 2011 г., «в профессиональном журналистском образовании сложился традиционный баланс исторических и современных подходов к обучению профессии, и преподаватели журналистики настаивают на его сохранении и при переходе на двухуровневую подготовку, при сокращении сроков обучения с 5 до 4 лет» [15, с. 6]. Однако после внедрения в университетскую практику Федеральных государственных стандартов тре-

тьего поколения стало понятно, что подобное равновесие будет нарушено.

Во ФГОСе 3+ среди компетенций, которыми должен овладеть выпускник бакалавриата, только одна предполагает способность «ориентироваться в основных этапах и процессах развития отечественной литературы и журналистики, использовать этот опыт в практике профессиональной деятельности» (ОПК-4) [16]. Очевидно, что эта компетенция не только не «подключает» студента к традиционным силовым линиям профессионального развития, но и отвергает общественно-политический детерминизм истории журналистики, увязывая ее исключительно с течением литературного процесса.

Еще более туманным представляется будущее историко-журналистского блока дисциплин, который будет формироваться на основе стандарта ФГОС 3++. В нем словосочетание «история журналистики» не встречается ни разу. Единственная компетенция, на формирование которой может быть направлена эта дисциплина, сформулирована так: «ОПК-5. Способность учитывать в профессиональной деятельности тенденции развития медиакоммуникацион-ных систем региона, страны и мира, исходя из политических и экономических механизмов их функционирования, правовых и этических норм регулирования» [17].

Подобная неопределенность на фоне дрейфа всей системы высшего образования в сторону практико-ориентированных технологий уже привела к существенному сокращению аудиторных часов, отводимых в учебных планах разных университетов на историко-журналистские дисциплины. Например, в начале 2010-х гг. в Поволжской государственной социально-гуманитарной академии (ныне Самарский государственный социально-педагогический университет) трудоемкость дисциплины «История отечественной журналистики» составляла 252 часа. Самостоятельными дисциплинами, развивавшими проблематику этого курса, были «История эмигрантской прессы» и «История региональной журналистики ХУШ-ХХТ вв.». В учебном

плане образца 2017 г. объем базовой дисциплины сокращен до 180 часов, а «История эмигрантской прессы» из него вовсе исключена. Такая ситуация - отражение общей тенденции, подобные процессы происходят и в других университетах, занимающихся подготовкой кадров для отрасли масс-медиа. «На факультете журналистики МГУ, например, часы на историю литературы уменьшились вдвое, на историю отечественной журналистики - больше чем вдвое» [18, с. 165].

По-видимому, пока не идет речи о примитивизации науки, но запрос на обновление и формальной, и содержательной стороны истории отечественной журналистики как учебной дисциплины, несомненно, существует.

Так, весьма велика потребность в концептуализации всего 300-летнего пути, пройденного российской прессой. Для этого необходимо окончательно избавиться от ограниченной ленинской теории «двух культур», отголоски которой до сих пор встречаются в практике вузовского преподавания. Искусственное деление журналистики на «пролетарскую» («советскую», «социалистическую») и всю остальную, на наш взгляд, должно уступить место представлениям о закономерных чередованиях фаз ее исторического развития. Результатом такого переосмысления станут монографии и учебники, описывающие историю российской журналистики как непрерывную линию, тянущуюся от петровской эпохи, раздвоившуюся на «советский» и «эмигрантский» рукава в начале ХХ в., которые вновь сливаются в одно русло на рубеже тысячелетий. Подобных обобщающих работ, которые использовались бы в качестве основных учебных пособий в большинстве российских вузов и получили бы одобрение преподавательского сообщества, в России все еще нет [15, с. 8].

Не менее важным в нынешних условиях становится процессуальный характер истории отечественной журналистики. Помимо свода канонических биографий русских и / или советских журналистов, переч-

ня и описания изданий и программных текстов, эта дисциплина должна объяснять причины, закономерности, логику поступков, образа мыслей авторов публикаций, описывать межтекстуальные связи, словом, воссоздавать, реконструировать коммуникационную среду соответствующей эпохи. Это один из немногих способов «оживить» дисциплину, вернуть к ней интерес студентов, на отсутствие которого сетуют преподаватели разных вузов. (Н.В. Жилякова, например, объясняет трудности, с которыми сталкивается студент при изучении «Истории журналистики», необходимостью запоминать значительное количества дат, имен, названий периодических изданий, а также требованием понимать взаимосвязь явлений и логику событий [15, с. 6].)

Нельзя упускать из виду наглядность преподносимого материала. История журналистики чрезвычайно перегружена фактами, которые тяжело воспринимаются при классическом лекционном изложении. Как можно скорее в практику преподавания истории прессы необходимо включать интерактивные задания, мультимедийные средства.

Попытки адаптировать сложную для студентов историко-журналистскую проблематику, приспособить ее к современному практико-ориентированному образовательному стандарту на отделении журналистики Самарского государственного социально-педагогического университета предпринимаются не первый год. Так, в университете регулярно проводится студенческая предметная олимпиада, которая направлена на формирование у обучающихся по программе бакалавриата общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых для осуществления практической деятельности. Олимпиада проводится в форме интеллектуально-игрового состязания, его организатор - кафедра журналистики. Участники олимпиады соревнуются в умении находить ответы на нестандартные вопросы по истории журналистики на основе фоновых знаний, опираясь на творческое мышление и смекалку. Корпус во-

просов формируется на основе богатого фактического материала, реальной журналистской практики. Приведем пример: «В 1920 г. в Самарской губернии свирепствовали тиф и голод. Центр Среднего Поволжья вымирал. По статистическим данным, только в Самаре за первое полугодие 1920 г. было зарегистрировано 3325 рождений и 6737 смертей. На этом фоне на углу улиц Петроградской (Ленинградской) и Саратовской (Фрунзе) увеличились случаи спекуляции одним очень ходовым товаром. Физического голода он не удовлетворял, от заразной болезни не излечивал, однако за это, стоившее прежде 30-50 копеек, весной 1920 г. просили по 10-15 рублей. Товар пользовался огромным спросом и быстро расходился, что свидетельствовало о живой потребности в нем населения губернской столицы. Как вы думаете, что, несмотря на суровые условия жизни, самарцы были готовы покупать по спекулятивным ценам»? (Правильный ответ - свежую прессу. Об этом сообщает газета «Коммуна» от 23 марта 1920 г.: «Угол Петроградской и Саратовской. Здесь за последнее время наблюдаются случаи спекуляции газетами. За «Коммуну» просят 10-15 рублей, и покупать приходится, ибо газета быстро распродается ввиду огромного спроса»).

Как показал трехлетний опыт проведения олимпиады, лучше всего студенты отвечают на вопросы по истории отечественной журналистики XVIII-XIX вв., требующие однозначных ответов. Наибольшие затруднения вызывают задания по истории журналистики XX в., а также вопросы, ответы на которые помимо прочего предполагают привлечение дополнительных сведений из области социально-политической истории, художественной литературы, требуют умения сопоставлять факты, логично мыслить и связывать между собой разнородные явления.

Таким образом, представляется вполне очевидным, что история журналистики как отрасль научного знания и учебная

дисциплина в том виде, в котором она до сих пор существовала, продолжения не имеет. Но это вовсе не означает, что она должна исчезнуть из учебных планов.

Напротив, сложившаяся ситуация может дать дополнительный импульс для ее модернизации.

* * *

1. Бик-Булатов А.Ш. Концептуализация истории отечественной журналистики на современном этапе (методологический аспект) // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2012. Т. 154. Кн. 6. С. 169-179.

2. Битюцкая В.В. В. Е. Евгеньев-Максимов в биографии музея Некрасова и университета // Вестник СПбГУ. Язык и литература. 2017. Т. XIV. Вып. 3. С. 490-493.

3. Очерки по истории русской журналистики и критики: В 2 т. Т. I. Л. : ЛГУ, 1950. 604 с.

4. Берков П.Н. История русской журналистики XVIII века. М. ; Л. : АН СССР, 1952. 572 с.

5. Белявский М.Т. П.Н. Берков. История русской журналистики ХУШ века // Вопр. истории. 1953. №8. С. 156-160.

6. История русской журналистики XVШ-XIX вв. : уч. пос. / под ред. А.В. Западова. М. : Высш. школа, 1973. 518 с.

7. Есин Б.И. История русской журналистики (1703-1917). М. : Флинта ; Наука, 2000. 464 с.

8. Кузнецов И.В. История отечественной журналистики (1917-2000). М. : Флинта ; Наука, 2002. 640 с.

9. Стровский Д.Л. История отечественной журналистики новейшего периода. Екатеринбург : Уральск. ун-т, 1998. 271 с.

10. Овсепян Р.П. В лабиринтах истории отечественной журналистики. Век XX. М. : РИП-Холдинг, 2001. 316 с.

11. Журналистика русского зарубежья ХГХ-ХХ вв. : уч. пос. / под ред. Г.В. Жиркова. СПб. : Санкт-Петерб. ун-т, 2003. 320 с.

12. Засурский И.И. Масс-медиа второй республики. М. : Моск. ун-т, 1999. 190 с.

13. История русской журналистики ХУШ-Х1Х вв. : учеб. / под ред. Л.П. Громовой. СПб. : Санкт-Петерб. ун-т, 2003. 672 с.

14. Беспалова А.Г. Методология и методы изучения истории отечественной публицистики: актуальные проблемы // Историческое развитие отечественной и зарубежной журналистики в контексте современности : матер. междунар. науч.-практ. конф. Ростов-н/Д. : Логос, 2006. С. 18-25.

15. Жилякова Н.В. Новые методики в преподавании истории журналистики // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2011. №2. С. 6-13.

16. Приказ Министерства образования и науки РФ от 07.08.2014 №951 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата)». URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/-fgosvob/420302_Gurnal.pdf (дата обращения 24.10.2017).

17. Приказ Министерства образования и науки РФ от 08.06.2017 №524 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/-FGOS%20VO%203++/Bak/420302_B_3_30062017.pdf (дата обращения: 24.10.2017).

18. Орлова Е.И. История журналистики и литературы как университетские науки // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. 2016. Вып. 4. С. 162-169.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.