Научная статья на тему 'О некоторых проблемах измерения черт характера'

О некоторых проблемах измерения черт характера Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
680
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / ХАРАКТЕР / ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА / СТАНДАРТИЗИРОВАННЫЙ ОПРОСНИК ЧЕРТ ХАРАКТЕРА / ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ / СТАРШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тихомирова И.В., Голубева Э.А., Сениченков О.В.

В работе рассмотрены проблемы измерения черт характера лиц старшего школьного возраста в норме. Имеются лишь единицы стандартизированных методик, предназначенных для этой цели. Немногие из них предусматривают измерение волевых качеств, входящих в структуру характера как его основы. В дополнение предлагается набор методик, валидизированных физиологически, для диагностики этих волевых качеств. Сопоставление методик в контексте различных теорий индивидуальности способствует конкретизации дальнейшего экспериментального изучения черт характера и их природных предпосылок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О некоторых проблемах измерения черт характера»

КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ

УДК 159.9

о НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ИЗМЕРЕНИЯ ЧЕРТ ХАРАКТЕРА И.В. ТИХОМИРОВА*, Э.А. ГОЛУБЕВА, О.В. СЕНИЧЕНКОВ

Учреждение Российской академии образования «Психологический институт»,

Москва

В работе рассмотрены проблемы измерения черт характера лиц старшего школьного возраста в норме. Имеются лишь единицы стандартизированных методик, предназначенных для этой цели. Немногие из них предусматривают измерение волевых качеств, входящих в структуру характера как его основы. В дополнение предлагается набор методик, валидизированных физиологически, для диагностики этих волевых качеств. Сопоставление методик в контексте различных теорий индивидуальности способствует конкретизации дальнейшего экспериментального изучения черт характера и их природных предпосылок.

Ключевые слова: индивидуальность, характер, волевые качества, стандартизированный опросник черт характера, типологические свойства нервной системы, старший школьный возраст.

Н.Д. Левитов определяет характер как «психический склад личности, выраженный в ее направленности и воле» [9]. Б.М. Теплов указывает на то, что «словом характер обозначается совокупность стержневых психических свойств человека, накладывающих отпечаток на все его действия и поступки» [18].

Обращение к руководствам по тесто-логии [15] говорит о диспропорции между количеством стандартизированных тестов, с помощью которых измеряются способности, и отдельными испытаниями, предназначенными для описания характера. Практическая психология не может обойтись без измерения индивидуальных особенностей характера [16]. Так, спортивные психологи, хотя и вне контекста характерологии, разработали ряд разнообразных методик для определения волевых качеств личности и волевой активности [3]. Но эти методы измерения волевых качеств, как и способы их диагностики в педагогической

© И.В. Тихомирова, Э.А. Голубева, О.В. Сениченков, 2010

* Для корреспонденции:

Тихомирова И.В.

Учреждение РАО «Психологический институт» 125009 Москва, ул. Моховая, 9, стр. 4

психологии, как правило, не стандартизированы.

В собственно характерологии, в русле направления А.И. Крупнова с сотрудниками [8] было проведено экспериментальное исследование Е.А. Коваленко, посвященное изучению влияния типа организации характера, его акцентуаций, на проявления общительности личности [7]. Используя среди других тест Леонгарда - Шмишека, Е.А. Коваленко обнаружила, в частности, в обследуемой ею выборке более высокий уровень эмоционально-волевой регуляции у лиц «застревающего» типа, по сравнению с другими типами. Но, к сожалению, этот и другие используемые тесты на акцентуации не были стандартизированы.

Наше внимание привлек стандартизированный тест - опросник В.М. Русалова и О.Н. Маноловой для измерения черт характера взрослого человека [17]. Обладая несомненными достоинствами перед другими аналогичными методиками, он однако не предусматривает специального измерения волевых черт личности.

Задача предпринятого нами комплексного экспериментального исследования, исходя из определений характера Б.М. Те-плова [18], состояла в том, чтобы:

- уточнить, какие черты характера преимущественно измеряются опросником В.М. Русалова, О.Н. Маноловой;

- определить способы оценки некоторых волевых черт характера, опираясь на этот опросник и на информацию о биоэлектрических показателях типологических свойств как возможных задатках черт характера.

В качестве референтной методики измерения характерологических особенностей был использован опросник черт характера взрослого человека (ОЧХ-В) В.М. Русалова и О.Н. Маноловой [17]. Его основу составляет концепция акцентуированных личностей К. Леонгарда [11]. Поскольку типы акцентуаций и обозначающие их термины первоначально были выделены в пограничной психиатрии, важно отметить вслед за авторами опросника и самим К. Леонгардом, что акцентуированные личности не являются патологическими. Тест-опросник предназначен не только для медицинских, но и для психологических и педагогических исследований в норме. Авторы опросника полагают, что он «представляет собой валидный диагностический инструмент с нормативными данными для измерения всего диапазона черт характера взрослого человека» [17]. Однако нельзя не отметить, что результаты тестирования с помощью этого опросника не были сопоставлены с данными лабораторных экспериментов.

Следующая группа методик, хотя и имела форму опросников, отбиралась на том основании, что получаемые с их помощью психологические параметры предварительно были соотнесены с физиологическими показателями. Они рассматриваются как внешний критерий их валидности [15].

Одним из тестов для диагностики волевой активности был опросник В.П. Прядеи-на [14]. Он сопоставлен с психологическими показателями волевых действий в различных сферах, а также с ЭЭГ-индикаторами безусловнорефлекторных типологических свойств: силой-слабостью, лабильностью-

инертностью, активированностью-инакти-вированностью и параметрами специально человеческих типов ВНД (лабораторные эксперименты). Кроме того, экспертные оценки волевых качеств, даваемые испытуемым учителями и соучениками, и самооценки, также включенные в статистические сопоставления, внесли свой вклад в разделение испытуемых на более и менее волевых. Установлено, что вопросник В.П. Прядеина позволяет это разделение осуществлять по такому параметру, как самостоятельно заданные волевые усилия [14].

Опросник В.н. Азарова, диагностирующий импульсивность-управляемость (рефлексивность) был соотнесен с безу-словнорефлекторными типологическими свойствами, определяемыми по ээг, и выраженностью первой и второй сигнальных систем [1]. Кроме того, показатели импульсивности-рефлексивности прокор-релированы с небиоэлектрическими параметрами силы-слабости нервной системы: коэффициентом «Ь» (степенью наклона кривой, выражающей изменение латентных периодов простых двигательных реакций на звуковые раздражители разной интенсивности. У «сильных» этот наклон, как впервые показал В.Д. Небылицын, круче) [11].

Наконец, опросник Б.Р. Кадырова, содержащий 10 шкал, был сопоставлен с показателями психической активности и склонностями - на уровне психологическом - и индикаторами свойства активи-рованности и параметрами вызванных потенциалов - на уровне физиологическом [5]. Данный опросник приведен также в книге Е.П. Ильина [4].

Кроме психологических показателей, перечисленных в методиках, в анализ были включены и педагогические показатели. Успешность учения определялась суммарными оценками по предметам естественного (ЕЦ) и гуманитарного (ГЦ) циклов и отдельно оценками по физкультуре.

Направленность личности, занимающая важное место в структуре характера, была представлена самыми общими вида-

ми: личностной, коллективистской, деловой. Ее оценка осуществлялась экспертами-учителями. Даже в таком виде она оказалась полезной в комплексной диагностике для обозначения главных «векторов» личности и индивидуальности и как ее подсистемы - характера.

Регистрация ЭЭГ осуществлялась на портативном цифровом электроэнцефалографе Нейроскоп 410А (научно-производственной фирмы БИОЛА, Москва).

работа проведена в рамках комплексного коллективного исследования на 30 учащихся 10 и 11 классов (ранний юношеский возраст) средней общеобразовательной школы ГОУ СОШ № 392 г. Москвы.

При анализе корреляционные соотношения между показателями акцентуации черт характера и другими характеристиками индивидуальности (п=30) на основе данных основного опросника и десяти шкал выявлено следующее. показано, что ни одного значимого коэффициента нет для двух шкал - «гипертимность» и «возбудимость». Для двух других шкал - «педантичность» и «ци-клотимность», напротив, имеются плеяды значимых корреляций. Такая черта характера, как «педантичность», положительно связана с волевой активностью (опросник прядеина), управляемостью (рефлексивностью) (опросник Азарова), а также с саморегуляцией, волей, аналитическим мышлением и выраженностью второй сигнальной системы (опросник Кадырова).

В отличие от «педантичности», «ци-клотимность» характеризуется отсутствием волевых качеств: соответствующие коэффициенты отрицательны. А положительные коэффициенты, имеющиеся с импульсивностью (опросник Азарова), подтверждают «вклад» импульсивности в эту черту характера.

Для черт «педантичность» и «тревожность» имеются одинаковые по знаку и величине положительные корреляции с волевой активностью. «экзальтированность» связана положительно с эмоциональностью (опросник Кадырова) и отрицательно

- с волевой активностью (опросник Пря-деина). из показателей успешности учения имеется одна значимая связь между «застреванием» и оценками по предметам гуманитарного цикла и одна отрицательная

- для этих же оценок со шкалой «демонстративность».

Поскольку использовался опросник Прядеина при определении волевых черт характера, из выборки в 30 человек были выделены две контрастные группы с более и менее выраженными волевыми качествами (10 и 11 человек), для которых вычислена значимость межгрупповых различий по всем шкалам вопросника Русалова - Ма-ноловой. статистическая значимость различий по непараметрическому критерию Манна - Уитни (р<0,03) обнаружена для шкал: «педантичность», «тревожность», циклотимность», «экзальтированность». Характер соотношений совпадает с картиной корреляций, описанной выше.

Кроме того, при дополнительном анализе была по существу подтверждена «гомогенность» корреляционных плеяд, характеризующих волевые и неволевые черты характера. Волевая активность (опросник Прядеина) положительно соотносится с саморегуляцией, волей, аналитичностью мышления и выраженностью второй сигнальной системы (опросник Кадырова).

Отдельные показатели, входящие в суммарные баллы опросника Кадырова по определению, коррелируют между собой положительно, характеризуя, например, выраженность первой или второй сигнальной систем (опросник Кадырова).

Успеваемость по предметам ГЦ положительно коррелирует с успеваемостью по предметам ЕЦ (р=0,55, р<0,01). Успеваемость по физкультуре положительно связана с показателями высокой управляесости (рефлексивности) (опросник Азарова), саморегуляции, воли и выраженностью второсигналь-ных функций (опросник Кадырова).

В разделе «направленность» имеется несколько значимых корреляций: показатели личностной направленности отрицательно

связаны с индикаторами коллективистской и деловой направленности; коллективистская положительно коррелирует с деловой.

При обсуждении полученных результатов целесообразно обозначить исходную «модель» нашего исследования. И при планировании эксперимента и после его проведения - при интерпретации данных - мы придерживались представлений о структуре личности и индивидуальности одного из авторов статьи [2]. Эта модель разрабатывалась с начала 80-х годов. Она обобщает экспериментальные и теоретические исследования главным образом отечественных авторов. В ней подструктуры индивидуальности и личности - мотивация, темперамент, способности, характер -объединены структурообразующими признаками. это - эмоциональность, активность, саморегуляция, побуждения. Каждый из них, обладая скрепляющей функцией, представлен дважды. обнаруженная общность в соседних подструктурах определяет последовательность их размещения, объединяя в единое целое. Согласно нашей модели, характер взаимодействует с темпераментом через способности.

Известно, что развивая теорию общих умственных способностей, Н.С. Лейтес выделил активность и саморегуляцию в качестве разных сторон единой первоосновы способностей [10]. Саморегуляция и ее высшая форма - воля объединяют характер со способностями. Г.И. Челпанов показал, что волевые предрасположения «определяются той или иной степенью рассудочности» [20]. В.К. Калин в симптомо-комплексах волевых, эмоциональных и интеллектуальных свойств ведущей считает интеллектуальную активность [6].

Следовательно, при измерении черт характера желательно определять и общие умственные способности. Как следует из полученных нами данных, волевая «педантичность» (по опроснику Русалова и Маноловой) положительно коррелирует с показателем аналитического мышления в методике Кадырова (р=0,42, р<0,05).

В структуре указанной модели отражено содержание многих экспериментальных работ по сопоставлению подструктур индивидуальности и структурообразующих признаков с их природными предпосылками. последние представлены типологическими свойствами нервной системы преимущественно в их электрофизиологическом выражении. Б.М. Теплов [19] и В.Д. Небылицын [12, 13] еще в самом начале 50-х годов стали внедрять при исследовании индивидуальных различий электрофизиологические методы. однако изучение типологических свойств нервной системы даже с помощью самых совершенных методов -не самоцель, а способ познания природных предпосылок индивидуальных различий, их задатков [12, 13, 19].

Исследуя в качестве задатков общие с животными свойства, а также выраженность первой и второй сигнальных систем и индивидуальные психофизиологические особенности полушарных отношений, мы обнаружили следующее. Каждая подструктура индивидуальности и некоторые из структурообразующих признаков имеют в качестве задатков специфическое сочетание тех или иных типологических свойств [2]. Для дифференциальных психофизиологов задача новых исследований в области характера - поиск конкретных задатков каждой черты характера.

Таким образом, следует констатировать, что изучение черт характера человека в норме с помощью измерительных методов фактически только начинается. Существует сложность определения структуры самого характера. Весьма ограничен перечень стандартизированных методик для диагностики черт характера. нет стандартизированных методик диагностики волевых качеств личности, составляющих «хребет» характера. В области исследования природных предпосылок характера и его черт перспективно использование ЭЭГ-показателей общих и специально человеческих типологических свойств нервной системы.

Литература

1. Азаров В.Н. Индивидуальные различия по импульсивности в соотношении с типологическими свойствами нервной системы человека. Канд.дисс. - М., 1988. - 147 с.

2. Голубева Э.А. Способности. Личность. Индивидуальность. - Дубна, «Феникс+», 2005. - 511 с.

3. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2001. -454 с.

4. Ильин Е.П. Психология воли. - СПб.: Питер, 2000. - 280 с.

5. Кадыров Б.Р. Склонности и их индивидуально-природные предпосылки (на материале подросткового возраста). Дисс... д-ра психол. наук. - М., 1990. - 201 с.

6. Калин В.К. Экспериментальное изучение волевого усилия. Автореф. дисс.. д-ра психол. наук. - Тбилиси, 1989. - 36 с.

7. Коваленко Е.А. Особенности общительности при различных типах акцентуации характера. Автореферат дисс.канд. психол. наук. - М., 2008. - 16 с.

8. Крупнов А.И. Системно-функциональный подход к изучению личности и ее свойств // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». - 2006. - № 1(3). - С. 63-73.

9. Левитов П.Д. Психология характера. - М., Просвещение, 1969. - 230 с.

10. Лейтес Н.С. На пути к изучению самых общих предпосылок способностей / В кн.:

Проблемы дифференциальной психофизиологии. Т. VII / Отв. ред. В.Д. Небылицын. - М.: Педагогика, 1972. - С. 223-231.

11. Леонгард К. Акцентуированные личности / Пер. с нем. - Киев: «Вища школа», 1981. -289 с.

12. Небылицын В.Д. Основные свойства нервной системы человека. - м., Просвещение, 1966. - 382 с.

13. Небылицын В.Д. Предисловие редактора / В кн.: Проблемы дифференциальной психофизиологии. Т. VI / Отв. ред. В.Д. Небылицын. - М.: Просвещение, 1969. - С. 3-14.

14. Прядеин В.П. Индивидуальные различия волевой активности и их типологические предпосылки. Дисс. канд. психол. наук. -М., 1989. - 196 с.

15. Психологическая диагностика. 3-е изд. / Под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. -СПб.: Изд. дом «Питер», 2003. - 650 с.

16. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М., Изд-во МГУ, 1982. - 317 с.

17. Русалов В.М., Манолова О.Н. Опросник черт характера взрослого человека (ОЧХ-В). Учебно-методическое пособие. -М., 2003. - 99 с.

18. Теплов Б.М. Избранные труды. В 2-х т.- М.: Педагогика, 1985.

19. Теплов Б.М. Психология. 7-е изд. - М.: Учпедгиз, 1953. - 255 с.

20. Челпанов Г.И. Очерки психологии. - М.: Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2009. - 248 с.

ON SOME PROBLEMS OF MEASURING PERSONALITY TRAITS I.v. TIKHOMIROVA, E.A. GOLUBEVA, O.V. SENICHENKOV Psychological Institute of RAE, Moscow

The paper discusses the problem of measuring personality traits of senior school age in the norm. There are only a few standardized techniques designed for this purpose. Few of them involve the measurement of volitional qualities included in the character structure as its foundation. In addition, proposes a set of techniques, validated physiologically, for the diagnosis of these strong-willed qualities. A comparison of techniques in the context of various theories of personality contributes to the further specification of the experimental study of personality traits and their natural backgrounds.

Keywords: personality, character, will power, a standardized questionnaire traits, typological properties of the nervous system, the senior school age.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.