с. с. ОГАНЕСЯН главный научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России,
^ ^ »-..тт,^.-.,'» -..т государственный советник РФ 1 класса,
S. S. ОвАКЕЗУАК т, г ^^
член экспертного совета Комитета шсдумы ФС РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций, доктор педагогических наук, профессор
О некоторых проблемах формирования веротерпимости в молодежной среде
On some problems of formation of toleration in the youth environment
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы формирования веротерпимости в молодежной среде, особенности современной ментальной цивилизации научного мировосприятия и его отношение к различным религиозным воззрениям, факторы и условия, которые способствуют созданию экстремистских ячеек в местах лишения свободы, намечаются пути противодействия религиозному экстремизму в системе ФСИН России.
Ключевые слова: религиозный экстремизм, пенитенциарная система, толерантность, ментальные цивилизации, пути формирования веротерпимости.
Abstract. The author considers problems of formation of toleration in the youth environment, feature of a modern mental civilization of scientific attitude and its relation to various religious views, factors and conditions which promote creation of extremist cells in places of confinement. The author outlines ways of counteraction to religious extremism in FPS of Russia.
Key words: religious extremism, penal system, tolerance, mental civilizations, ways of toleration formation.
Проблемы, связанные с формированием веротерпимости в молодежной среде (возрастная группа от 18 до 27 лет), стали актуальными лишь в последние десятилетия в связи с необходимостью противодействия религиозному экстремизму, начавшему стремительно распространяться с конца прошлого века и охватывающему сегодня своим дестабилизирующим влиянием практически все страны мира.
Статистические данные свидетельствуют о том, что количество преступлений экстремистской и террористической направленности в Российской Федерации в первом полугодии 2015 года на треть превысило показатели 2013 года. А число приверженцев религиоз-
ного экстремизма среди осужденных, отбывающих наказание в российских исправительных учреждениях, в 2015 году увеличилось по сравнению с 2014 годом на 40 % [1].
В конце 2015 года МВД России совместно с ФСБ России отслеживали более 2 800 россиян, выехавших для участия в боевых действиях на территории Сирии и Ирака, а 889 уже вернувшихся боевиков стали фигурантами уголовных дел [2].
В силу многих своих специфических особенностей именно молодежь во все времена являлась, как правило, носителем и выразителем крайних взглядов на фундаментальные основы бытия, в том числе и религиозных воззрений.
НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ
При этом причинами распространения среди современной молодежи экстремистских взглядов исследователи обычно называют конфликтные отношения в семье, алкоголизацию родителей, состояние фрустрации (блокировка актуальных потребностей: систематическая нехватка денег на самое насущное, долги, постоянное чувство неудовлетворенности жизнью, потеря старых друзей и невозможность появления новых, отсутствие ярких впечатлений), острое чувство одиночества, общую безысходность и отсутствие перспектив решения своих социальных, бытовых и прочих проблем.
Однако, по нашим наблюдениям, молодежь, вставшая на путь религиозного экстремизма и связанного с религией терроризма, как правило, не вписывается в привычные психологические и социальные «стандарты экстремиста».
Не находя во внешнем мире опоры для своих мировоззренческих моделей, неустроенная и не вписавшаяся в существующий социальный и политический порядок молодежь вступает в религиозные организации, существование которых полностью подчинено реализации, по их мнению, безальтернативных идей о справедливости, правопорядке и духовном братстве во всем мире. Причем поскольку традиционные, официально признанные религиозные организации страны, с точки зрения неофитов из молодежной среды, обслуживают существующий государственный режим, то они не способны решить не только их личные, но и существующие в стране социальные проблемы.
Нельзя не сказать об ошибочности утверждений некоторых исследователей о существовании так называемого этнорелигиозного экстремизма. Заметим, что в отличие от всех прочих видов экстремизма (расового, национального, языкового и пр.) религиозный экстремизм вненационален и не признает никаких этнических рамок, государственных и прочих границ [3].
Лицо, вставшее на путь религиозного экстремизма, считает себя свободным от этнической привязанности и преследует цели, связанные с мировым господством религиозных воззрений, которых он придерживается, что в определенной части совпадает с глобальным мышлением большинства представителей современной молодежи. Как известно, чувство этнической самоидентификации, как
и патриотизма, у многих наших молодых соотечественников ослаблено, как, впрочем, и у их сверстников в подавляющем большинстве стран мира. Эта тенденция в силу веяний новой цивилизационной ментальности уже носит общемировой характер [3].
Несомненно, эта особенность современной молодежи облегчает задачу вербовщикам, формирующим подпольные экстремистские ячейки. Причем в местах лишения свободы предрасположенность молодых людей к пере-нятию экстремистского мировоззрения выше, поскольку здесь, как нигде, высок процент тех из них, кто считает себя униженным и незаслуженно осужденным.
Для того чтобы уменьшить возможность распространения религиозного экстремизма среди криминального контингента, некоторые исследователи предлагают содержать лиц, осужденных за экстремизм, не в колониях, где нет особых препятствий для пропагандистской деятельности и вербовки неофитов, а в тюрьмах. Это тем более актуально, поскольку, согласно имеющейся статистике, за преступления террористического и экстремистского характера в пенитенциарных учреждениях в 2013 году содержалось 1 680 человек. Из них в следственных изоляторах - 537, в тюрьмах - 24, в исправительных колониях - 1 119 человек [4].
Нельзя не упомянуть и еще одну проблему, связанную с ростом религиозного экстремизма в молодежной среде, в том числе и в местах лишения свободы. Обусловлена она позицией подавляющего большинства религиозных организаций, которые отвергают любую идею терпимости по отношению к иным религиозным организациям и верованиям. К таковым сегодня с полным основанием можно отнести не только так называемые радикальные течения в исламе, но и православие [5].
Большинство религий постулируют свою исключительность для жизнедеятельности всего человечества и единственную праведность перед Богом. Интересно, что, с одной стороны, такие священные писания, как Новый Завет, и особенно Коран, проявляют веротерпимость даже по отношению к тем, кто отвернулся от поклонения единому Богу. Например, в Коране сказано: «Не разрешил в религии Он принуж-денья. Разнится ясно истина от заблужденья; кто зло отверг и верует (в Аллаха), обрел себе надежную опору, для коей сокрушенья нет, -
Аллах, поистине все слышит и всеведущ!» (сура 2:256) [6]. Строки с аналогичным смыслом можно найти и в священных писаниях других религий.
С другой стороны, согласно тем же священным писаниям, религии единобожия (иудаизм, христианство и магометанство) с точки зрения современного российского законодательства носят ярко выраженный экстремистский характер. Приведем лишь по одному высказыванию из великого множества, которые содержат Тора, Новый Завет и Коран, чтобы убедиться в этом.
Так, Тора устами Моисея вопрошает: «Ибо кто такой народ великий, к которому боги наши были столь близки, как Бог, всесильный наш, когда мы взываем к Нему? И кто такой народ великий, у которого установления и законы справедливы, как все это учение, которое я даю вам сегодня» (Дварим 4 Ваэтханан) [7].
Продолжая идеологические традиции Торы, Книги пророков Библии Ветхого Завета также изобилуют превознесением сынов Израиля над всеми другими народами: «Я насадил тебя как благородную лозу» (Иер. 2:21). «Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды - любимое насаждение» (Ис. 5:7) [8].
Говоря о своих соотечественниках (сынах Израиля), Иисус Христос утверждает, что те из них, которые не примут нового вероучения, «извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф.8:12) [8].
Уже в первой суре Корана единый Бог Авраама, Исаака, Якова, Моисея, Иисуса Христа и Мухаммеда призывает следовать исключительно по пути тех мировоззренческих установок, которые изложены в нем, а не следовать «стезею тех» на ком «гнев Господень (Аллаха)» и «не стезей заблудших» (сура 1:7) [6]. Коран уверяет, что лишь тем, «кто уверовал и делает добро, Аллах обетовал прощение и высшую награду, а те, кто не уверовал (в Аллаха) и выдает за ложь знамения Его, стать обитателями Ада» (сура 5:9) [6].
Президентом Российской Федерации в сентябре 2015 года были инициированы поправки к Федеральному закону от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», которые вывели из подсудности тексты Торы, Библии, Корана и Ганджура. Однако по-прежнему подсудными продолжают оста-
ваться многочисленные толкования данных текстов, которые складывались на протяжении столетий и даже тысячелетий и предопределяли историческое своеобразие разных течений и направлений в иудаизме, христианстве и магометанстве (исламе).
Специально подчеркнем, что, согласно писаниям, верующий только тогда является истинным верующим, если он живет и действует исключительно в соответствии с нормами и правилами (законодательными системами), изложенными в них. А в свою очередь, сами священные писания, как известно, предназначены не только и не столько для исповедания сугубо определенных воззрений и убеждений, но и предполагают строгое исполнение изложенных в них установлений, законов и заповедей. Апостол Иаков по этому поводу писал: «Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак. 2:26) [8].
Отнюдь не случайно Тору иначе называют Законом (Законом Моисея). Коран немыслим без законодательной системы (шариата). А Новый Завет дает заповеди, нарушение каждой из которых признается страшнейшим тяжким грехом (правонарушением). Обратим внимание на слова апостола Иоанна: «Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие» (1 Ин. 3:4) [8].
Поэтому к факторам, провоцирующим религиозный экстремизм, можно логически отнести и конституционную норму, постулирующую «свободу совести и вероисповедания». Ибо Конституция Российской Федерации в статье 28 провозглашает, что каждому человеку «гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними» [9]. Предоставляя право гражданам действовать в соответствии со своими религиозными убеждениями, Конституция тем самым допускает и существование в стране альтернативных законодательных норм и систем, поскольку убеждения в религиях не могут существовать отдельно от соответствующих им норм жизнедеятельности.
Наш опыт общения с людьми экстремистских религиозных воззрений показывает, что нередко именно положения Конституции и
НАучНЫй РАзДЕл
ряд других норм российского законодательства предоставляют им возможность провоцировать молодежь к экстремистской деятельности, указывая на то, что государство с помощью своих законов «лукавит», с одной стороны, провозглашая свободу вероисповедания, а с другой - запрещая верующим придерживаться норм и правил, изложенных в священных текстах.
Один из выводов, который можно сделать на основе изложенного: мнение о том, что человек религиозный более толерантен, чем атеист, совершенно не соответствует действительности.
Единобожие, пришедшее на смену язычеству, насаждалось в свое время «огнем и мечом». Ментальность же людей современной цивилизации научного мировосприятия требует решения всех конфликтных ситуаций в рамках действующего законодательства [3, 10].
В отличие от двух предшествующих ментальных цивилизаций - язычества и единобожия, то есть цивилизаций религиозных, которые на протяжении тысячелетий предопределяли безальтернативные нормы и правила поведения людей, ссылаясь на безоговорочный авторитет священных писаний, современная ментальная цивилизация, связанная с научным мировосприятием, предполагает активную познавательную и нормотворческую деятельность самого человека. Эта деятельность допускает существование самых разнообразных мнений, позиций, взглядов, концепций и теорий и основана на свободном их высказывании и отстаивании.
Причем на фоне мировых интеграционных процессов противоборство единобожия с научным мировосприятием носит не столько внутригосударственный (локальный) характер, сколько планетарный. Поэтому сегодня трудно назвать страну, которая не была бы вовлечена в орбиту межрелигиозных конфликтов и откровенного религиозного экстремизма, нередко переходящего в терроризм. Ярчайшим примером этого служат события, развернувшиеся в современной Сирии, где с одной стороны в войне участвуют те, кто пытается вернуть человечество к ментальной цивилизации единобожия, с другой - те, кто вступил на путь научного мировосприятия.
Помимо применения вооруженных сил, эта борьба требует формирования нового
мировосприятия и новой идеологии сосуществования людей в реалиях нового мира [3]. И поэтому важнейшими задачами, стоящими перед всем мировым содружеством, являются также приобщение молодежи к веротерпимости и формирование толерантного мировосприятия и мышления, соответствующего велениям новой ментальной цивилизации научного мировосприятия. [10].
С учетом специфики изложенных проблем в НИИ ФСИН России разрабатывается не только концепция формирования веротерпимости, но и выделены четыре основных направления противодействия религиозному экстремизму в молодежной среде в местах лишения свободы.
Первое направление связано с исследованием вопросов, составляющих мировоззренческую и идейно-идеологическую основу современного научного мировосприятия и свойственного ему терпимого отношения ко всем воззрениям, включая религиозные.
Второе направление - сравнительно-сопоставительное изучение проповедуемых священными писаниями мировоззренческих идей, единства их фундаментальных духовных основ, а также их исторической и социально-экономической обусловленности. Последнее особенно важно, поскольку именно оно способствует видению неизбежности смены ментальных цивилизаций и формированию у верующих людей терпимого отношения ко всем религиям мира, которые зафиксированы в истории развития человечества.
Третье направление связано с разработкой конкретных приемов, методов и средств формирования толерантности с учетом специфики ментальности молодежи, находящейся в местах лишения свободы. Оно предполагает создание специальных образовательно-просвещенческих учебных пособий, а также дидактического материала, учитывающего интеллектуальный, языковой и прочий уровень лиц, содержащихся в местах заключения. Причем в связи со спецификой молодежи, лишенной свободы, можно выделить два основных аспекта работы с ней. Первый - профилактическая работа с теми, у кого не выявлена приверженность к экстремистским воззрениям, и создание у них устойчивого неприятия религиозного экстремизма. Второй аспект - постоянная целенаправленная системная работа с теми, у кого уже сформировалось экстремистское
НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ
мировоззрение. Предполагается широкое использование современных средств подачи и активизации учебного материала, включающих как возможности телевидения, радио, так и компьютерные технологии.
Четвертое направление предполагает теоретическую и практическую подготовку всего состава сотрудников, работающих с осужденными, по основам современных религий, а также их методическую подготовку по формированию веротерпимости у лиц, находящихся в местах лишения свободы, с учетом их возрастных, психологических, языковых и, шире, ментальных особенностей. Предполагается создание специальных учебно-методических и справочных пособий для сотрудников ФСИН России по фундаментальным основам мировых религий и способам формирования толерантности в местах лишения свободы. ^
1. ФСИН: Число приверженцев религиозного экстремизма среди отбывающих наказание в РФ увеличилось на 40 % в 2013 г. // РосБизнесКонсалтинг. 2013. 21 ноября. URL: http://www.rbc.ru/ fnews.open/20131121113500.shtml (дата обращения: 21.01.2016).
2. МВД и ФСБ ведут уголовные дела против 900 вернувшихся боевиков // Электронная газета «Век».
2015. 25 декабря. URL: http://wek.ru/mvd-i-fsb-vedut-ugolovnye-dela-protiv-900-vernuvshixsya-boevikov (дата обращения: 22.01.2016).
3. Оганесян С. С. Тора, Новый Завет и Коран -закон, правопорядок, законопослушание. Способы формирования правосознания и передачи законодательных функций от Бога к человеку. М. : Гуманитарий, 2011. 552 с.
4. Экстремистов и террористов изолируют от остальных осужденных // Новости Ингушетии Бакъдар. 2014. 10 февраля. URL: http://bakdar.org/ view_index.php?id=1641 (дата обращения: 21.01.2016).
5. Может ли православный помолиться в католическом храме? // Аргументы и Факты. 2015. 4 августа. URL: http://www.aif.ru/dontknows/eternal/mozhet_ li_pravoslavnyy_pomolitsya_v_katolicheskom_hrame (дата обращения: 21.01.2016).
6. Коран / перевод смыслов и комментарии Иман Пороховой Валерии. Изд. 10-е, доп. М. : Рипол Классик, 2008. 800 с.
7. Тора. Пятикнижие Моисеево. М. : Арт-Бизнес-Центр. 1136 с.
8. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М. : Международный издательский центр православной литературы. 1995. 1375 с.
9. Конституция Российской Федерации. М. : ЭКСМО, 2014. 80 с.
10. Оганесян С. С. К вопросу о периодизации ментальных цивилизаций в истории развития человечества : в 3 ч. // Представительная власть -XXI век. 2013. № 2-5.