Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ РЕГИОНОВ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА'

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ РЕГИОНОВ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
44
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ РЕГИОНОВ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА»

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ТЭК___

В.И. Старостенко, зам. начальника отдела Минэкономики России Н.Н.Старостенко, зам. начальника отдела ФЭК России

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ

ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ РЕГИОНОВ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

В связи с тем, что состояние и прогнозные оценки бюджетных возможностей не позволяют рассчитывать на существенную государственную поддержку энергетики, в настоящее время осногзным источником инвестиций во всех отраслях топливно-энергетического комплекса являются собственные резервы предприятий (амортизация, прибыль), а также привлеченные и заемные средства. Вместе с тем реформирование государственного рынка, создание конкурентной среды и эффективного механизма государственного регулирования является необходимым условием развития энергетики и привлечения в нее частных инвестиций. В этом плане большое значение приобретает тарифная и инвестиционная политика государства в районах Дальнего Востока, отдаленных от Центра и имеющих слабую топливную базу.

Энергетические системы Дальнего Востока практически изолированы от Единой энергетической системы России (ЕЭС России) и их электростанции работают изолированно, в основном на привозном или дорогостоящем местном топливе, а действующий в России механизм прсдажи электрической энергии характеризуется наличием естественной монополии энергоснабжаюших организаций.

В связи с этим стоимость электроэнергии (и тепла), производимой в регионах .Дальнего Востока, существенно выше, чем в Европейской части России и доугих регионах страны. Реализация электрической энергии потребителям по тарифам, основанным на реальной себестоимости электроэнергии в этих районах, резко ухудшила бы и без того тяжелое экономическое положение промышленных прерлрияпий и населения .Д альнего Востока.

Для стабилизации сакрально-экономического положения регионов Дальнего Востока, начиная с 1995 года, из федерального бюджета адижистрациям регионов ежегодно вьрзляюгся ассигнования на компенсацию льготных тарифов на электроэнергию.

Правительством Российской Федерации указаннье средства выделялись администрациям Приморского и Хабаровского краев, Амурской, Камчатской, Магаданской, Сахалинской областей, Чукотского и Корякского автономных округов.

Геры 1995 1996 1997 1998 Таблица 1 1999

Дотации по России, млкруб. 850 850 1300 1200 1000

В том числе на 1999 и 2000 годы для регионов Дальнего Востока запланировано вьщелить:

Таблииэ2

Регионы млн.руб

1999 г. 2000 г.

Приморский край 280 220

Хабаровский край 280 220

Амурская обл. 30 0

Камчатская обл.(вкл. Корякский авт.округ) 122 103

Мападнская обл.(без Чукотки) 36 0

Сталинская обл. 121 108

Чукотский авт. округ 91 0

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ТЭК

Таблица3

Тарифы на электрическую энергию, действующие в IV квартале 1999 года.

коп./кВт.ч

Промышленность Производственн. нужда Населен«

750кВАивыше с/х потребителей

ОАО,фльэнерго 53 37 60

ОАО Хабаровскэнерго 42 33 66

ОАОАмурэнерго N=54 руб/МВт

\/\М),36руб/кВт.ч 33 29

ОАО Камчатскэнерго 226 226 50

ОАО Магаданэнерго 44 25 38

ОАО Сахалинэнерго 73 56 73

ОАО Чукотскэнерго 59 117 50

ОАОАрхэнерго 50 36 36

Однако и с учетом предоставляемых дотаций тарифы на электроэнергию по энергозонам Дальнего Востока остаются существенно выше тарифов в целом по эоссии.

По постановлению Правительства Российской Федерации в 2000 году планируется продолжать снижение общего объема дотаций к тарифам на электроэнергию в указанных регионах, что потребует не только соответствующего снижения дотаций каждому региону, но и сокращения перечня дотируемых регионов.

Несмотря на принимаемые меры, положение в топливно-энергетическом комплексе Дальнего Востока остается крайне напряженным. Потребители Дальневосточного региона имеют значительную государственную поддержку, оказываемую через снижение •арифов на электрическую энергию, а также из Федерального фонда сезонной заготовки топлива. Кроме этого, осуществляется государственная поддержка отрасли в виде прямых бюджетных ассигнований на "оддержку энергетики. Сложившаяся напряженная обстановка с энергообеспечением регионов связана не только с дефицитом генерирующих мощностей, но и с плохой экономической и финансовой работой предприятий электроэнергетики. Одной из основных причин кризисного состояния отрасли является также отсутствие финансовых средств у предприятий электроэнергетики на оплату органического топлива из-за хронических неплатежей потребителей тепловой и электрической энергии.

В последнее время в энергосистемах Дальнего Востока идет рост всех видов задолженностей.

Ускоренный рост кредиторской задолженности по сравнению с дебиторской свидетельствует о плохом управлении предприятиями отрасли.

Так, рост дебиторской задолженности ОЭС Востока к маю 1999 года по сравнению с концом 1998 года составил 2,1 млрд.руб, рост кредиторской задолженности за этот же период составил около 4 млрд.руб.

Наибольшая кредиторская и дебиторская задолженности сосредоточены в акционерных обществах Дальэнерго и Хабаровскэнерго. В АО «Дальэнерго» самая высокая задолженность населения, несмотря на то, что в большинстве регионов Сибири и Дальнего Востока население оплачивает более 90% потребляемой электроэнергии.

Тяжелое положение сохраняется и с расчетами за электроэнергию и тепло предприятиями, финансируемыми из федерального и местных бюджетов (по состоянию на 01.05.99 года абонентская задолженность предприятий и организаций, финансируемых из федерального бюджета, по ОЭС Востока оценивается в 2,8 млрд.руб.).

Основной формой оплаты за потребленные тепловую и электрическую энергию остаются взаимозачеты и товарные векселя, доля которых в общей оплате превышает 60%.

При этом себестоимость производства электроэнергии в некоторых АО-энерго региона (в частности, Кам-чатскэнерго) превышает стоимость ее полезного отпуска, что вызвано спецификой формирования тарифов. Принятые на федеральном и региональном уровнях принципы регулирования тарифов на тепловую и электрическую энергию ведут к тому, что возникает искаженная структура тарифов на электрическую и тепловую энергию и мощность для различных групп потребителей, а средний тариф оказывается ниже себестоимости производства и транспортировки энергии.

Для обеспечения надежного энергоснабжения потребителей электрической и тепловой энергией на территории Дальнего Востока необходим ввод дополнительных мощностей, переход на местные виды топлива, освоение нетрадиционных источников энергии, улучшение экономического и финансового руководства предприятиями, и, наконец, изменение тарифной политики государства и местной администрации.

ШИ

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ТЭК

Это связано с тем, что в условиях акционерной собственности на средства производства и ограниченных бюджетных средств финансирование строительства энергетических объектов должно обеспечиваться, в основном, за счет средств акционерных обществ, средств местных бюджетов, потребителей энергии и заемных средств.

Энергосистема Камчатекэнерго состоит из трех районов: Петропавловского, Усть-Камчатского и Пау-тинского. В ее составе работают 11 изолированных энергоузлов.

В настоящее время на Камчатке основными потребителями электрической энергии в натуральном

Таблиид4

Млн.кВт.ч,тьс.Гкал

1994 1995 1996 1997 1998 1999

отчет отчет отчет отчет отчет прогноз

Производство электроэнергии, всего 1577 1540 1508 1504 1452 1452

в том числе: ТЭС 1577 1540 1506 1504 1451 1446

ГЭС 1 6

Потребление 1577 1540 1506 1504 1452 1452

Отпуск тепла 1017 1031 1025 1111 1085

Темп роста (снижения) 1,4% -0,5% -8,4% -2,3%

Установленная мощность АО-энерго 529 531 531 533,4 526,7

Структура потребления, % Пром. С/к Транс. Стр-во Насел. Прочие

1995 11,9 5,0 4,2 1,7 40,3 36,9

1996 11,2 3,9 4,0 1,6 41,3 37,9

1997 10,1 2,8 3,4 1,6 42,9 39,2

1998 8,5 2,3 2,7 1,4 44,5 40,7

Итоги за январь-сентябрь 1998 1999 Темп изменения

1999 г., млн. кВт.ч Абс. %

Производство электроэнергии 1068 1050 -18 -1,7

Потребление электроэнергии 1071 1051 20 -1,9

Учитывая сложное положение с обеспечением потребителей Дальнего Востока тепловой и электрической энергией, финансирование строительства ряда объектов электроэнергетики, включенных в Президентскую федеральную целевую программу «Экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 гг.», осуществляется с государственной поддержкой за счет средств федерального бюджета в приоритетном порядке. Несмотря на государственную поддержку, в очень тяжелом положении оказалось население Камчатской области.

Энергетический сектор является одним из наиболее узких мест в экономике Камчатской области.

На территории Камчатской области (включая Коряц-кий национальный округ) по состоянию на 1 января 1999 года эксплуатируется 348 электрических станций общей мощностью 614,4 тыс.кВт. В 1998 году они выработали 1506 млн.кВт.ч электрической энергии.

выражении являются население (36%) и военные (20%), а в денежном (в объеме товарной продукции) - отрасли материального производства.

Баланс мощностей Камчатской энергосистемы по электроэнергии остается избыточным бездефицитным, с резервом установленной мощности до 22 % (табл.4).

Установленная мощность ОАО «Камчатекэнерго» составляет 526,7 МВт (86% от общей мощности), в том числе Камчатские ТЭЦ-1 —259 МВт, ТЭЦ-2 - 160 МВт, остальные - дизельные.

В результате спада промышленного производства, темпов строительства, сокращения объема коммунальных услуг потребление электроэнергии снизилось, а резерв мощности увеличился до 45 - 50 %, что значительно выше нормативного. Однако из-за систематических срывов поставок мазута в последние годы энергоснабжение потребителей резко ухудшилось.

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ТЭК

Вся энергетика работает исключительно на при-зозном топливе (в том числе и импортном), что с уче-"ом транспортных расходов привело к повышению тарифов на электрическую и тепловую энергию, по сравнению со средними по России, в несколько раз.

Сбои в поставках топлива стали причиной массовых непрогнозируемых отключений электроэнергии и ограничений на ее потребление. В прошедшем отопительном сезоне температура воздуха в жилых домах населенных пунктов практически не поднималась выше +5°.

Значительная часть территории полуострова не зключена в единую систему электроснабжения и обслуживается локальными дизельными станциями.

Ненадежность танкерной поставки топлива (мазу-~а) требует незамедлительного решения проблемы электро- и теплоснабжения Камчатки с ориентацией на местные виды топлива, нетрадиционные виды энергоносителей.

Монополизация системы электроснабжения, вклю--ая производство, передачу и реализацию, в рамках АО Камчатскэнерго», в сочетании с действующей затратой системой расчета тарифов не создают у производителей стимулов к снижению издержек производства. Исключается и возможность привлечения в энергети--еский сектор частного капитала. При этом значитель--ая часть затрат энергетического сектора перекладывается на местный и федеральный бюджеты, из которых дотируются и потребители, и производители энергии. Сочетание монопольного положения на ре-"иональном рынке с полугосударственным статусом "ревратило Камчатскэнерго из компании, продающей энергию на рынке, в предприятие, поставляющее энергию всем имеющимся потребителям, независимо от их платежеспособности.

Ситуация, сложившаяся в энергетике Камчатки, ста-"а одной из ппичин снижения конкурентоспособности экспортных отраслей региональной экономики и уровня жизни населения.

Сегодня, когда стоимость топлива в России достигла мирового уровня, а стоимость транспортных услуг .же превышает мировые цены, необходимы перевод энергетики области на местные виды топлива и источники энергии; демонополизация и обеспечение конку-зенции в энергетическом секторе; создание возможностей для привлечения в энергетику частного капитала; разработка действенной системы регулирования энергетического рынка.

С этой целью в соответствии с Президентской Программой ведутся работы по широкомасштабному привлечению возобновляемых энергоресурсов оегиона (геотермальной энергии, энергии ветра, строительство каскада ГЭС на реке Толмачева).

Одновременно уже ведутся работы по переводу энергетики полуострова на газ и по интенсивному использованию геотермальных источников (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 09.09.96 № 1066 «О мерах по развитию энергетики Камчатской области на базе местных и нетрадиционных источников»), что явится важнейшим мероприятием в реализации Региональной программы перевода энергетики Камчатки на мест-

ные энергоресурсы. Это позволит ликвидировать зависимость энергетического хозяйства полуострова от привозного топлива, снизить себестоимость производства тепла и электроэнергии, улучшить качество и повысить надежность поставок тепла и электроэнергии.

Следует отметить, что строительство Мутновской и Верхне-Мутновской ГеоТЭС ориентировано на увеличение производства электрической энергии (при условии наличия резерва электрических мощностей в энергосистеме до 22 %) и не решает проблему теплоснабжения Петропавловска-Камчатского (773 Гкал/ ч) и Елизовского района (до 320 Гкал/ч).

В этом плане необходимо реализовать проект геотеплоснабжения полуострова от Мутновского геотермального месторождения.

Система геотеплоснабжения даст быстрый и максимальный социально-экономический эффект при наименьших затратах. Сокращается потребление мазута (только по 1-й очереди) на 200 тыс. т, то есть мазут исключается из топливного баланса теплоисточников Елизовского района.

Себестоимость производства тепла от геотермальных источников не превышает 8 $ иЭА/Гкал.

Из всех групп потребителей электрической энергии население наиболее успешно адаптировалось к росту стоимости электроэнергии. Уровень оплаты ее населением превышает 70%, хотя необходимо учитывать регулирующее воздействие администрации, которая устанавливает заниженный тариф для населения.

В коммерческом секторе и непромышленном потреблении уровень оплаты превышает 85%, в то время как муниципальные службы оплачивают не более 40%, производственные предприятия - не более 50%. Наибольшая задолженность имеется у судоремонтных предприятий (40-80%) и у военных (более 90%).

Платежеспособный спрос потребителей тепловой энергии Камчатки характеризуется крайней нестабильностью. Практически все котельные производства Камчатской области являются государственными (РАО «ЕЭС России») или муниципальными. В результате производители энергии лишены рыночных стимулов развития производства и ориентированы не на получение прибыли, а на выполнение социально значимой задачи снабжения области теплом и электроэнергией.

Действующая система организации распределения и продажи энергии не предусматривает даже саму возможность появления частных производителей энергии как прибыльный бизнес. Чтобы росло

благосостояние общества

там, где существует

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

естественная монополия, необходим

регулирующий механизм, объединяющий

интересы акционеров и клиентов.

Цель регулирования - гарантировать

производителям, что при низкой стоимости

энергии для всех клиентов

без ценовой дискриминации

они будут иметь доходы

и гарантии стабильности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.