Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ АВТОМАТИЧЕСКОГО ВЫПУСКА ТОВАРОВ, ПОДПАДАЮЩИХ ПОД ОГРАНИЧЕНИЯ'

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ АВТОМАТИЧЕСКОГО ВЫПУСКА ТОВАРОВ, ПОДПАДАЮЩИХ ПОД ОГРАНИЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
421
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМАТИЧЕСКИЙ ВЫПУСК ТОВАРОВ / ЗАПРЕТЫ И ОГРАНИЧЕНИЯ / РАЗРЕШИТЕЛЬНЫЙ ПОРЯДОК ВВОЗ ВЫВОЗ / AUTOMATIC RELEASE OF GOODS / PROHIBITIONS AND RESTRICTIONS / PERMITS / IMPORT / EXPORT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гайфутдинов Васых Ахметович, Джураев Данил Раимкулович

В статье рассматриваются проблемы автоматического выпуска товаров, к которым применяется разрешительный порядок их ввоза и (или) вывоза

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON CERTAIN PROBLEMS OF THE AUTOMATIC RELEASE OF PRODUCTS SUBJECT TO RESTRICTIONS

The article deals with the problematic issues of automatic release of goods to which the authorization procedure of their import and (or) export is applied

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ АВТОМАТИЧЕСКОГО ВЫПУСКА ТОВАРОВ, ПОДПАДАЮЩИХ ПОД ОГРАНИЧЕНИЯ»

О некоторых проблемах автоматического выпуска .

УДК 656.073.51

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ АВТОМАТИЧЕСКОГО ВЫПУСКА ТОВАРОВ, ПОДПАДАЮЩИХ ПОД ОГРАНИЧЕНИЯ

Гайфутдинов Васых Ахметович

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, начальник учебного центра таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами, к.т.н, e-mail: vag@spbrta.ru

Джураев Данил Раимкулович

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, ведущий научный сотрудник научно-исследовательского отдела, к.т.н, e-mail: ddr@spbrta.ru

В статье рассматриваются проблемы автоматического выпуска товаров, к которым применяется разрешительный порядок их ввоза и (или) вывоза

Ключевые слова: автоматический выпуск товаров; запреты и ограничения; разрешительный порядок; ввоз; вывоз

ON CERTAIN PROBLEMS OF THE AUTOMATIC RELEASE OF PRODUCTS SUBJECT TO RESTRICTIONS

Gayfutdinov Vasykh A.

Russian Customs Academy St.-Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Training Center of Customs Control of Nuclear and Radio-Active Materials, Head of Training Center, PhD, e-mail: vag@spbrta.ru

Dzhuraev Danil R.

Russian Customs Academy St.-Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Leading Researcher of Research Department, PhD, e-mail: ddr@spbrta.ru

The article deals with the problematic issues of automatic release of goods to which the authorization procedure of their import and (or) export is applied

Keywords: automatic release of goods; prohibitions and restrictions; permits; import; export

Для цитирования: Гайфутдинов В.А., Джураев Д.Р. О некоторых проблемах автоматического выпуска товаров, подпадающих под ограничения // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2020. № 4 (76). С. 39-42.

В настоящее время Федеральная таможенная служба (ФТС) России приступила к реализации мероприятий последнего этапа перехода к электронной таможне, которые должны быть завершены до конца 2020 г. Главными результатами этих революционных преобразований следует считать:

- исключение непосредственных контактов таможенных инспекторов с участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД) при декларировании товаров, то есть бесконтактность, что позволит снять с повестки дня проблему коррупции в таможенных органах;

- резкое сокращение времени выпуска товаров;

- новую структуру таможенных органов.

В течение 2021 г. будет продолжено совершенствование (доработка) системы автоматического выпуска товаров путем устранения выявленных недостатков в процессе её функционирования. Отсюда возникает вопрос: не остались ли нерешенные проблемы применения технологии автоматического выпуска товаров?

С целью анализа комплекса возникающих проблем всю совокупность товаров, перемещаемых в рамках внешнеторговых контрактов, следует разделить на две группы, а именно:

- товары, не подпадающие под ограничения;

- товары, подпадающие под ограничения.

Завершение намеченных реформ к концу 2020 г.

позволит в пределах 5-10 мин выпускать товары,

не подпадающие под ограничения, с применением технологии автоматического выпуска (учитывая время подачи декларации и передачи сообщения декларанту о выпуске декларации на товары) [1]. Однако данная процедура может осуществляться только при условии, если в отношении товара не выявлен профиль риска. Риск в отношении какой-либо группы товаров характеризуется желанием декларанта минимизировать таможенные платежи (т.е. уклониться от уплаты). Поскольку таможенные платежи уплачиваются из расчета прибыли от внешнеторговых операций с товаром, то это желание декларанта является неизменным. Соответственно, в отношении подобной группы товаров всегда будут существовать профили рисков, при выявлении которых необходимо реализовывать прямые меры по минимизации рисков. Вследствие этого очевидно, что 100 %-ного автоматического выпуска данных товаров быть просто не может.

В настоящее время перечень товаров, подпадающих под ограничения при совершении внешнеторговых сделок, определен нормативными правовыми документами Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Российской Федерации [2-16] в соответствии с международными договорами, заключенными государствами - членами ЕАЭС. За последние годы перечень практически не менялся.

Ограничения при совершении внешнеторговых сделок с товарами из перечня обусловлены обязательствами государств - членов ЕАЭС по указанным

О ъ

а

н s

а

Ц

s

to s

у п

а

03 >

hi

н s

hi а

е

hi н

н

О

S

>

hi я

H hi л

Сг н

О

п

H сг

S

договорам, необходимостью обеспечения безопасности и здоровья, благоприятной среды обитания населения, непричинения ущерба имуществу. Соответственно, эти товары при совершении внешнеторговых сделок подпадают в обязательном порядке под контроль таможенных и иных государственных органов:

- для ввоза (вывоза) товаров на территорию РФ, помещения под заявляемые таможенные процедуры декларант должен предоставить таможенным органам разрешительные документы, подтверждающие соблюдение ограничений;

- ряд товаров при их ввозе (вывозе), помещении под заявляемые процедуры в соответствии с нормативными правовыми документами ЕАЭС, РФ, подлежат контролю должностными лицами не только таможенных, но и иных компетентных органов исполнительной власти.

В отношении товаров из перечня, наряду риском минимизации (уклонения от уплаты) таможенных платежей, существует также риск несоблюдения декларантом установленных ограничений.

Перечень необходимых разрешительных документов определен Решением Комиссии Таможенного союза № 378 от 20 сентября 2010 г. «О классификаторах, используемых для заполнения таможенных документов», приложением № 8 «Классификатор видов документов и сведений», разделом 1 «Документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений». В данном разделе представлены коды, наименования 61 документа и представлен код иных документов (при их наличии), подтверждающих соблюдение запретов и ограничений [17].

Компетентные органы исполнительной власти, уполномоченные на выдачу документов, подтверждающих соблюдение ограничений, можно сгруппировать в три группы:

- компетентные органы федеральной исполнительной власти РФ [18];

- компетентные органы исполнительной власти государств - членов ЕАЭС;

- компетентные органы исполнительной власти государств-экспортеров.

Компетентными органами федеральной исполнительной власти РФ выдается 36 разрешительных документов, компетентными органами исполнительной власти государств-членов в рамках ЕАЭС - 21, компетентными органами исполнительной власти государств - членов ЕАЭС в рамках национального законодательства - 7, компетентными органами государств-экспортеров - 2.

В 2018 г. таможенными органами выявлено 67,5 тыс. случаев представления для целей таможенного декларирования недостоверных и (или) неполных сведений о соблюдении запретов и ограничений либо недействительных разрешительных документов, подтверждающих соответствие ввозимой продукции.

Общее количество дел об административных правонарушениях (АП), возбужденных таможенными органами в 2018 г. по фактам несоблюдения

установленных запретов и ограничений, составило 13 731 дело по ст. 16.3 Кодекса об административных правонарушения РФ (КоАП РФ). По фактам представления недействительных разрешительных документов возбуждено 2 084 дела об АП по части 3 ст. 16.2 КоАП РФ.

Подлинность разрешительных документов для товаров, подпадающих под ограничения, при совершении внешнеторговых сделок является определяющей. Образно их роль можно сравнить с пропуском для перемещения этих товаров через таможенную границу. Проверка их подлинности при применении технологии автоматического выпуска товаров производится путем автоматического удаленного доступа в базы данных компетентных органов исполнительной власти, которые их выдали.

Рассмотрим обобщенный алгоритм применения технологии автоматического выпуска товаров, подпадающих под ограничения, который представлен на рисунке в виде схемы.

Для декларирования товара участник ВЭД в электронном виде подает в электронную таможню - центр электронного декларирования (ЦЭД) -необходимый комплект документов. Поступившая в ЦЭД декларация на товар (ДТ) автоматически проходит регистрацию (авторегистрацию). На этом этапе проверяется полнота пакета представленных документов (заполнение графы 44 ДТ не проверяется). В случае отказа в авторегистрации документы автоматически возвращаются декларанту.

В случае же авторегистрации ДТ осуществляется её автоматическая проверка (в том числе правильность заполнения графы 44), подпадание товара под разрешительный порядок.

При выявлении неправильного заполнения графы 44 ДТ документы автоматически поступают для обработки таможенному инспектору ЦЭД, который отправляет их декларанту. Как показывает таможенная практика, случаи неправильного заполнения графы 44 ДТ нередко встречаются из-за небрежности или неграмотности декларантов.

При правильном заполнении ДТ автоматически проверяется наличие разрешительных документов в автоматизированной системе «База данных разрешительных документов» (АС «БДРД»). При положительном исходе ДТ автоматически направляется на таможенный пост (ТП) фактического контроля, через который осуществляется перемещение товара. При их отсутствии в АС «БДРД» документы автоматически поступают для обработки таможенному инспектору ЦЭД. После проверки в ручном режиме наличия разрешительных документов в базах данных уполномоченных компетентных органов исполнительной власти таможенный инспектор направляет ДТ на ТП фактического контроля, через который осуществляется перемещение товара.

После поступления декларации на товар на таможенный пост фактического контроля при необходимости проводится государственный

О некоторых проблемах автоматического выпуска

Обобщенная схема применения технологии автоматического выпуска товаров, подпадающих под ограничения (рис. авторский)

контроль товара должностными лицами уполномоченного компетентного органа исполнительной власти. Должностными лицами таможенного поста осуществляются прямые меры по минимизации риска, согласно выявленному профилю риска. По результатам этих видов контроля принимается решение о выпуске товара.

В настоящее время накопленный опыт функционирования ЦЭД позволил вычленить следующие проблемы применения технологий автоматического выпуска товаров, подпадающих под ограничения:

1) возможность автоматической проверки разрешительных документов в полном объеме не решена по ряду причин, и анализ этих причин показывает следующее:

- разрешительные документы, выданные компетентными органами федеральной исполнительной власти РФ без сомнения доступны для проверки в автоматическом или ручном режиме, а вот почему не все разрешительные документы проверяются в автоматическом режиме объясняется исключительно действиями самих компетентных органов федеральной исполнительной власти РФ;

- разрешительные документы, выданные компетентными органами исполнительной власти других государств - членов ЕАЭС для проверки в автоматическом режиме недоступны. Они доступны лишь в ручном режиме и только на сайте Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). Перспектив в ближайшее время на их автоматическую проверку пока не просматривается;

- разрешительные документы, выданные компетентными органами исполнительной власти государств-экспортеров недоступны для проверки ни в автоматическом, ни в ручном режиме. В ближайшем будущем, думается, этот вопрос не разрешится;

2) значительное количество товаров, подпадающих под ограничения, подпадает под СУР, а часть -ещё и под государственный контроль, осуществляемый компетентными органами исполнительной власти. В связи с внедрением технологии автоматического выпуска товаров, действующая СУР в отношении товаров, подпадающих под ограничения, должна быть пересмотрена, так как проверка разрешительных документов осуществляется автоматически. Государственный контроль, осуществляемый компетентными органами исполнительной власти, в ближайшей перспективе не может быть отменен (например фитосанитарный, ветеринарный), поскольку он обусловлен заключенными международными договорами РФ.

Таким образом, следует констатировать, что в настоящее время технология автоматического выпуска товаров, подпадающих под ограничения, применяется в полном объеме только к товарам, разрешительные документы которых можно проверить (автоматически, вручную) и которые не подпадают под действие СУР, государственного контроля.

Библиографический список:

1. Выступление первого заместителя руководителя ФТС России Руслана Давыдова. TKS. RU-всё отаможне. URL: http://www.tks.ru/news/nearby/2017/05/19/0006 (дата обращения: 09.09.2020).

2. Решение Коллегии ЕЭК № 30 от 21.04.2015 «О мерах нетарифного регулирования» // СПС «КонсультантПлюс».

3. Решение Коллегии ЕЭК № 134 от 16.08.2012 «О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования // СПС «КонсультантПлюс».

4. Решение Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 317 «О применении ветеринарно-санитар-ных мер в Евразийском экономическом союзе» // СПС «КонсультантПлюс».

5. Решение Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 318 «Об обеспечении карантина растений в Евразийском экономическом союзе» // СПС «КонсультантПлюс».

6. Решение Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 № 299 «О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе» // СПС «КонсультантПлюс».

7. Указ Президента Российской Федерации № 202 от 14 февраля 1996 года «Об утверждении Списка ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, подпадающих под экспортный контроль» // СПС «КонсультантПлюс».

8. Указ Президента Российской Федерации № 1005 от 8 августа 2001 года «Об утверждении Списка оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль» // СПС «КонсультантПлюс».

9. Указ Президента Российской Федерации № 1082 от 28 августа 2001 года «Об утверждении Списка химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль» // СПС «КонсультантПлюс».

10. Указ Президента Российской Федерации № 36 от 14 января 2003 года «Об утверждении Списка оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, в отношении которых осуществляется экспортный контроль» // СПС «КонсультантПлюс».

11. Указ Президента Российской Федерации № 1083 от 20 августа 2007 года «Об утверждении Списка микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий, подлежащих экспортному контролю» // СПС «КонсультантПлюс».

12. Указ Президента Российской Федерации № 1661 от 17 декабря 2011 года «Об утверждении Списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль // СПС «КонсультантПлюс».

13. Указ Президента Российской Федерации № 1062 от 10 сентября 2005 года «Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами» // СПС «КонсультантПлюс».

14. Указ Президента Российской Федерации № 560 от 6 августа 2014 года «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Указ Президента Российской Федерации № 583 от 28 ноября 2015 года «О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики» // СПС «КонсультантПлюс».

16. Указ Президента Российской Федерации № 729 от 29 декабря 2016 года «О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 2270 от 2 марта 2016 г.» сроком действия до особого распоряжения // СПС «КонсультантПлюс».

17. Решение Комиссии Таможенного союза № 378 от 20 сентября 2010 года «О классификаторах, используемых для заполнения таможенных документов» // СПС «КонсультантПлюс».

18. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 1567-р «Перечень органов исполнительной власти, согласовывающих заявления о выдаче лицензий» // СПС «КонсультантПлюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.