Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ ПРИЧИНАХ БЕСПРИЗОРНОСТИ И БЕЗНАДЗОРНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ'

О НЕКОТОРЫХ ПРИЧИНАХ БЕСПРИЗОРНОСТИ И БЕЗНАДЗОРНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
283
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / UNDERAGE / ДЕТИ / CHILDREN / БЕСПРИЗОРНОСТЬ / HOMELESSNESS / БЕЗНАДЗОРНОСТЬ / NEGLECT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Устинова Л. Г., Султанова М. В., Актемирова Д. К.

Статья посвящена анализу некоторых причин беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ ПРИЧИНАХ БЕСПРИЗОРНОСТИ И БЕЗНАДЗОРНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

О НЕКОТОРЫХ ПРИЧИНАХ БЕСПРИЗОРНОСТИ И БЕЗНАДЗОРНОСТИ

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

1 2 3 ©

Устинова Л.Г. , Султанова М.В. , Актемирова Д.К.

1Кандидат социологических наук, доцент, начальник кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин Ставропольского филиал Краснодарского университета МВД РФ; кандидат философских наук, доцент кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин Ставропольского филиал Краснодарского университета МВД РФ; студент Ростовского института (филиала) Всероссийского государственного университета

юстиции (РПА Минюста России)

Аннотация

Статья посвящена анализу некоторых причин беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних.

Ключевые слова: несовершеннолетние, дети, беспризорность, безнадзорность. Keywords: underage, children, homelessness, neglect.

О рождении людей свободными и равными в своём достоинстве и правах говорилось еще в 1948 году в 1 статье Всеобщей декларации прав человека, принятой и провозглашенной Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. Люди наделены разумом, совестью и человечностью и должны поступать в духе сопереживания, братства.

Все дети, независимо от их происхождения, нации, расы, религии, имеют право на социальную защиту. О заботе и защите материнства и детства указывается в ч. 1 и 2 ст. 38 Конституции РФ. Таким образом, защита прав детей - одно из приоритетных направлений всего мира. Государство, возлагая на родителей основную обязанность по воспитанию детей и заботе о них, создало многочисленные инструменты, позволяющие пресекать нарушения их прав, также возможность представлять, интересны своих детей в любых инстанциях. Также, государство предусмотрело множество способов защиты детей от самих родителей, которые нарушают или ограничивают ребенка в правах.

Началом всякого девиантного поведения несовершеннолетних является социальная дезадаптация, которое берет начало в семье. Стрессы и депрессии, которые переживают дети в подростковом возрасте, перерастают в совершение различных правонарушений, преступлений, бродяжничество, употребление спиртных напитков и наркотических веществ. Без улучшения семейной ситуации любые изменения в ребенке не носят стабильного и продолжительного характера. Поэтому профилактику безнадзорности следует начинать с семьи, где растет и воспитывается трудный подросток.

Согласно Федеральному закону от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) безнадзорным считается несовершеннолетний, за поведением которого отсутствует контроль вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.

Важно отметить, что безнадзорным несовершеннолетний считается не только в случае неисполнения родителями (законными представителями) своих обязанностей по его воспитанию и содержанию, но и в случае исполнения этих обязанностей в недостаточном объеме. Для любого ребенка, чтобы из него вышла всесторонняя личность, необходимо не только обеспечение необходимым в материальном плане, но и воспитание его всеми

© Устинова Л.Г., Султанова М.В., Актемирова Д.К., 2017 г.

возможными благоприятными способами, важно интересоваться его жизнью, следить за учебой, кругом общения и времяпровождением.

Несмотря на то, что ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина, в настоящее время в России насчитывается огромное количество обездоленных, брошенных, беспризорных детей и детей из неполных семей.

В нашей стране беспризорниками называют всех брошенных, обездоленных и скитающихся детей, даже формально имеющих место жительства. Рассмотрим проблему беспризорности в нашей стране с помощью используемых в юридической науке методов [1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,14].

Проблема беспризорности в РФ существовала еще со времен СССР, но остро обострялась в периоды войн и социальных катаклизмов. В основном это было связано со смертью родителей, в результате чего многие дети становились сиротами.

Государство, проявляя заботу о детях, постепенно создавало, развивало, реорганизовывало систему органов, занимающихся выявлением и устройством детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время проблемой выявления и организации детей, оставшихся без попечения родителей, занимаются органы опеки и попечительства, образовывающиеся при органах местного самоуправления.

Независимо от причин, повлекших за собой сиротство, эти дети должны быть выявлены и поставлены на учет в органах опеки и попечительства. Однако для этого, прежде всего, необходимо определить факт утраты родительского попечения и отсутствие всякой заботы необходимых потребностях ребенка и (или) его воспитании. Возможность, что родительская забота существует, но является минимальной, представляет собой вариант семейного неблагополучия, а также объектом внимания органов опеки и попечительства.

Зачастую социально неблагополучными являются родители, любящие своих детей, но в силу материальных или других причин не могут дать им полноценного содержания и воспитания, что заставляет органы опеки и попечительство оценивать каждую ситуацию индивидуально. Бывают моменты, когда нуждающуюся семью достаточно поддержать деньгами или иным образом, и ребенок остается с любящими родителями. Эту проблему необходимо решать на государственном уровне.

В случае утраты родительского попечения в соответствии со ст. 123 СК РФ дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью), при отсутствии такой возможности для детей сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, выделяют в воспитательные учреждения, в том числе детские дома семейного типа, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения

Безнадзорные дети беда общества, справиться с которой можно только сообща, ведь ребенок является самым беззащитным его членом, наделенный многими правами, основными из которых являются право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей.

Несмотря на то, что прав у ребенка достаточно, воплотить их в реальность он их может не всегда. Самостоятельно найти выход из трудной ситуации ныне трудно даже взрослому и опытному человеку, а что уж говорить о ребенке... Когда он не находит поддержки в семье, всё большее внимание он уделяет субкультуре, порождая безнадзорность и беспризорность.

Абсолютно уничтожить безнадзорность несовершеннолетних вряд ли получится. Однако удержать столь негативное явление в определенных рамках возможно. Эту проблему можно решить лишь путем надлежащего воспитания детей в семье, в учреждениях дошкольного, а позже и школьного образований. Воспитания в детях нормы этики, эмпатии, «человечного» отношения ко всем без исключения живым существам. Ведь каждый ребенок абсолютно в точности воспроизводит всё, что видит и слышит, поэтому необходимо

окружать его только «хорошо влиятельными людьми» и кругом общения. Ребенок не должен становиться жертвой семейных ссор, подвергаться насилию или жестокому обращению. При возникновении случаев раздраженности, неразговорчивости, подавленного состояния несовершеннолетнего лучше всего постараться с ним поговорить, выяснить причину угнетенного состояния, если же у вас не получается, то отвести его к психологу. Кто знает, может это будет происходить чаще и повлечет неблагоприятные последствия как для несовершеннолетнего, так для его родителей, окружающих его людей и даже общества.

Литература

1. Апольский Е.А. Западноевропейская толерантность и мультикультурализм: опыт и перспективы правового регулирования в России // Вестник Костромского государственного университета им. Н А. Некрасова. 2014. Т. 20. № 5. С. 233-236.

2. Апольский Е.А. К вопросу о государственной аттестации научных кадров в РФ // Вестник СевКавГТИ. 2012. № 13. С. 56-60.

3. Апольский Е.А. К вопросу о совершенствовании конституции РФ // В сборнике: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ III Международная научно-практическая конференция. Северо-Кавказский гуманитарно-технический институт (Россия); Словацкий университет святых Кирилла и Мефодия (Словакия); Северо-Кавказский федеральный университет, Юридический институт (Россия). Главный редактор: О.Б. Бигдай. 2014. С. 71-72.

4. Апольский Е.А. Направления конституционно-правовой политики в области построения полиэтнического общества // В сборнике: Правовая политика: приоритеты и формы реализации Материалы Второй Международной научно-практической конференции. 2015. С. 4-6.

5. Апольский Е.А. Информационные основы местного самоуправления: необходимость правового регулирования // Вестник СевКавГТИ. 2010. № 10. С. 7-8.

6. Апольский Е.А. Обратная сторона толерантности: европейский опыт и глобальные перспективы // В сборнике: Проблемы теории и практики борьбы с экстремизмом и терроризмом Всероссийская научно-практическая конференция. 2015. С. 304-308.

7. Апольский Е.А. Правосознание будущего юриста: актуальные проблемы // В сборнике: Человек в сфере социально-гуманитарного познания Сборник статей региональной научно-практической конференции. 2009. С. 29-32.

8. Устинова Л.Г., Султанова М.В. Основные подходы к реализации педагогической требовательности руководителем ОВД // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 1 (50). С. 132-134.

9. Устинова Л.Г., Султанова М.В. Формирование интереса курсантов высших учебных учреждений МВД к освоению дисциплин профессионального цикла // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 2 (51). С. 106-108.

10. Устинова Л.Г., Султанова М.В. Гуманитарная подготовка будущих сотрудников правоохранительных органов в зарубежной образовательной практике // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 5 (54). С. 268-269.

11. Устинова Л.Г. Творческий потенциал и рейтинговая технология обучения // Школьные технологии. 2002. № 2. С. 27.

12. Устинова Л.Г., Султанова М.В. Профессиональная культура сотрудников органов внутренних дел // Вестник Московского института государственного управления и права. 2016. № 15. С. 107111.

13. Устинова Л.Г., Султанова М.В. Психологические аспекты профессиональной подготовки полицейских в странах Европы // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2015. № 12. С. 337-339.

14. Устинова Л.Г., Султанова М.В. Экстремальная подготовка сотрудников МВД: структура и содержание // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 4 (53). С. 231-232.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.