ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ ^^ ................................
О НЕКОТОРЫХ ПРАВОВЫХ ФОРМАХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Б.Т. ХАМХОЕВ,
докторант кафедры управления органами внутренних дел Академии управления МВД России
12.00.00 — юридические науки
Аннотация. Дана характеристика правовой основы обеспечения общественной безопасности; рассмотрены составы преступлений и административных правонарушений УК РФ и КоАП РФ; оценена содержательная часть легального определения общественной безопасности; сделан вывод о том, что отсутствие точного легального определения общественной безопасности и общественного порядка привело к определенным проблемам уголовного и административного кодексов.
Ключевые слова: общественная безопасность, правовые формы, общественный порядок.
SOME LEGAL GROUNDS OF PROVIDING OF PUBLIC SECURITY
B.T. KHAMKHOEV,
applicant for the degree of doctor of law sciences of the department of management of law-enforcement bodies of
Academy of management of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation
The summary. The article provides general characteristic of the legal grounds of public safety: the essence of crimes and administrative offences of the Criminal Code of the Russian Federation and the Code of Administrative Offences is dealt in detail. The legal definition of public security is distinquished on the basis of the above mentioned analysis. The author comes to the conclusion that the absence of the precise legal definition of public security had resulted in certain problems related to the Criminal and Administrative Codes of the Russian Federation.
Key words: public security, legal grounds, public order.
Рассматривая нормативное определение общественной безопасности, необходимо упомянуть и о правовых формах обеспечения общественной безопасности. Для этого рассмотрим отдельные положения Уголовного кодекса РФ и кодекса РФ об административных правонарушениях.
Категория «общественная безопасность» присутствует в уголовном законодательстве Российской Федерации при формировании задач УК РФ; структурировании разд. IX УК РФ «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка», в котором общественная безопасность выступает родовым объектом; формировании гл. 24 «Преступления против общественной безопасности»; а также при конструировании некоторых составов, в которых общественная безопасность выступает одним из ее признаков (например, ст. 317 «Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа», ст. 343 «Нарушение правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности»).
В целом конструкция разд. IX УК РФ не вызывает претензий. Тем не менее, в нем есть отдельная глава, в которой собраны составы, объектом преступлений которых является общественная безопасность, и нет такого раздела применительно к общественному порядку. Нам остается лишь догадываться, что другие четыре главы имеют непосредственное отношение к общественному порядку. В действительности это не так. И здесь резонно возникает вопрос: является ли общественный поря-
док самостоятельным видовым объектом, либо общественная безопасность включает его в себя?
Если посмотреть, каким образом законодатель формулирует задачи Уголовного кодекса Российской Федерации (ч. 1 ст. 2 УК РФ), то становится понятным, что общественный порядок и общественная безопасность — однопорядковые понятия. Если при этом учесть, что в других разделах и главах Особенной части УК РФ общественный порядок не выступает в качестве объекта посягательства, то, следовательно, общественный порядок вообще не является объектом уголовно-правовой охраны.
Такой вывод не нов [5, С. 12—18], но, тем не менее, он позволяет иначе и критически оценить содержательную часть легального определения безопасности применительно к категории общественная безопасность. Проблема состоит в том, что категория безопасность не в полной степени содержательно раскрыта в законе РФ «О безопасности». Да, безопасность понятие более широкое, чем общественная безопасность; это не процесс, а состояние защищенности жизненно важных интересов. Но что же такое жизненно важные интересы общества и что можно к ним отнести?
Во-первых, общественная безопасность представляет такое состояние общественных отношений, при котором граждане не опасаются за свою жизнь и здоровье. Но такое состояние должно быть основано на экономических, социальных, экологических, национальных, нравственных и иных предпосылках. Рассматривая эти две составляющие общественной без-
опасности, можно сравнить собственно общественную безопасность и близкую категорию — общественный порядок. Последний термин представляет собой урегулированные правом общественные отношения, охраняемые в данном случае уголовно-правовыми нормами. Это же относится и к общественной безопасности.
Но общественный порядок — объект различных преступлений, не обязательно находящихся в разд. IX УК РФ. Более того, можно привести многочисленные примеры сложных объектов преступления. Так, в диспозицию ст. 213 УК РФ «Хулиганство» входит грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, либо связанное с сопротивлением представителю власти, либо иному лицу, исполняющему обязанности по охране общественного порядка или пресекающему нарушение общественного порядка (ч. 3 данной статьи). Или ст. 343 УК РФ «Нарушение правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности» и так далее.
Из этих рассуждений вытекает достаточно логичный вывод о необходимости иного названия разд. IX УК РФ: из него вообще следует исключить общественный порядок. Должна быть изменена и ст. 2 УК РФ «Задачи Уголовного кодекса Российской Федерации», из которой также необходимо изъять общественный порядок. В предлагаемом нами виде данные статьи УК РФ будут выглядеть следующим образом. Разд. IX УК РФ: «Преступления против общественной безопасности». Ст. 2 УК РФ: «Задачами настоящего Кодекса являются: охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений».
Во-вторых. Что включает в себя понятие «жизненно важные интересы общества»? А если точнее, — «интересы». Данное словосочетание достаточно часто употребляется не только в научных источниках. Оно активно используется и законодателем. Причем в нормативных правовых актах, не связанных между собой однообразными регулируемыми общественными отношениями. Так, «жизненно важные интересы» можно увидеть в многочисленных федеральных законах («О противодействии терроризму» (ст. 11), «О государственной границе Российской Федерации» (ст.ст. 3, 13), «О гидрометеорологической службе» (ст. 1), Трудовом кодексе РФ (ст.ст. 412 и 413), Земельном кодексе РФ (ст. 51) и т.д.), указах Президента РФ (№ 1013 от 7 августа 2004 г., № 726 от 7 июня 2004 г. и т.д.), постановлениях Правительства РФ.
Но ни в одном из них мы не найдем точного указания на то, что же законодатель вкладывает в понятие жизненно важный интерес, да и просто в понятие интерес. Вопрос далеко не праздный, поскольку с этими
* .....ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
понятиями напрямую связаны вопросы формирования нормативной правовой базы общественной безопасности, обеспечения этих интересов (силы, средства, способы, финансирование и т.д.). Отечественное законодательство не дает ответ на этот вопрос. А вот зарубежный опыт в данной сфере достаточно богат. Можно привести только лишь примеры из законодательства Великобритании, Норвегии, США, Финляндии, Франции и многих других государств, в которых данный вопрос урегулирован на конституционном уровне [4, С. 122—137].
В силу предмета статьи несколько слов необходимо сказать о значении категорий «жизненно важные интересы» и «интересы» для формирования правовой базы обеспечения общественной безопасности.
Не вызывает сомнения утверждение многих исследователей о необходимости правового обеспечения отношений граждан и общества, о необходимости правового обеспечения их интересов. Другое дело, в нормативном правовом акте какого уровня должны быть раскрыты жизненно важные интересы личности и общества (как впрочем и государства). На наш взгляд, таким актом должен быть Федеральный закон «Об общественной безопасности Российской Федерации», в котором, наряду с многими другими положениями, должны быть раскрыты эти понятия.
Задачи законодательства об административных правонарушениях — защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.
Задачи административного и уголовного законодательства весьма отличны, поэтому КоАП РФ содержит отдельную главу с таким же наименованием, как и УК РФ: «Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность».
Из 27 составов, включенных законодателем в данную главу, только 3 в качестве объекта составляют в чистом виде общественную безопасность (ст.ст. 20.5— 20.7), один — общественный порядок (ст. 20.1), в остальных 23-х объектом правонарушения выступает одновременно и общественная безопасность и общественный порядок.
Рассмотрим состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.6 «Невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций». Действовавший ранее Кодекс об административных правонарушениях РСФСР не содержал такой нормы. Данная
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
статья административными мерами обеспечивает отношения, урегулированные Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» [1]. Объектом административного правонарушения являются отношения в области обеспечения общественного порядка и общественной безопасности. Объективную сторону характеризует бездействие.
Оценивая степень общественной опасности анализируемого правонарушения как высокую, возникает вопрос: а в достаточной ли степени определен круг должностных лиц органов, специально уполномоченных на решение задач в области ЧС? Ст. 27 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определяет, что государственный надзор и контроль в указанной области осуществляются федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Если сравнить структуру УК РФ и КоАП РФ, то можно сделать следующие выводы.
Во-первых, законодатель более точно структурировал преступления, посягающие на общественную безопасность, чем административные правонарушения. Так, КоАП РФ содержит самостоятельные главы, в которых собраны правонарушения на транспорте, в области дорожного движения, связи и информации, содержащие составы, которые можно с неменьшим основанием отнести к гл. 20 «Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность».
Во-вторых, во многих составах административных правонарушений объектом правонарушения выступают общественная безопасность (ст.ст. 20.1, 20.4, 20.6, 20.7, 20.8 и др.) и общественный порядок (ст.ст. 20.1, 20.2, 20.3. 20.5 и др.).
Таким образом, отсутствие точных легальных определений «общественная безопасность», «общественный порядок» привело к отмеченным нами проблемам уголовного и административного кодексов.
Возвращаясь к раскрытию содержания правовых форм, следует отметить, что их дискуссионность сохраняется и сегодня. Один из ведущих современных административистов И.И. Веремеенко полагает, что правовому регулированию (а точнее административно-правовому регулированию) общественных отношений в сфере обеспечения общественной безопасности подлежат все те отношения, которые возникают, развиваются и прекращаются в сфере исполнительно-распорядительной деятельности органов государственной власти в процессе обеспечения личной и общественной безопасности в общественных местах. Цель этой деятельности — создание обстановки спокойствия общественной жизни,
а нарушение установленного режима не представляет собой высокой степени общественной опасности [2, С. 29, 46].
Другие ученые (М.И. Еропкин, Л.Л. Попов и др.) полагают, что правовые меры, уголовно-правовые и административно-правовые, могут быть использованы для пресечения преступлений и административных правонарушений [3, С. 169]. Соглашаясь с данной позицией, следует все-таки сказать, что с обеспечением общественного порядка связано не только применение административно- и уголовно-правовых мер; здесь необходимо использование норм и иных отраслей права. Выбор тех или иных правовых форм должен быть непосредственно связан с задачей обеспечения общественной безопасности.
Не раскрывая классификации правовых форм обеспечения общественной безопасности, отметим, что чаще всего раскрываются только те из них, которые связанны с правоустановлением, правоприменением и правоохранением.
Общая характеристика правовой основы обеспечения общественной безопасности была бы не полной без анализа нормативной правовой базы субъектов Российской Федерации. Формирование российского законодательства в сфере обеспечения общественной безопасности предполагает создание единой, комплексной двухуровневой нормативной правовой базы. Только наличие комплексного, системного подхода, учет современного состояния общественных отношений позволит избежать не только противоречий центра и регионов в этих вопросах, но и более эффективно защитить права и свободы граждан, обеспечить охрану общественного порядка и безопасности в регионе.
Литература
1. О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ (в ред. от 7 мая 2009 г.) // СЗ РФ. 1994. № 35. Ст. 3648.
2. Веремеенко И.И. Механизм административно-правового регулирования в сфере охраны общественного порядка. Ч. 1. М.: ВНИИ МВД СССР, 1981.
3. Еропкин М.И., Попов Л.Л. Административно-правовая охрана общественного порядка. Ленинград. 1973.
4. Мальцев В.А. Конституционная категория «интерес» и обеспечение различных видов безопасности: мировой опыт // Правовая наука и реформа юридического образования: Сборник научных трудов. Вып. 22: Свобода и государственное регулирование: соотношение, правовые гарантии, практика осуществления / Под ред. Ю.Н. Ста-рилова. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та. 2009.
5. Разгильдиев Б.Т. Категория «общественная безопасность» в уголовном праве Российской Федерации // Общественная безопасность и ее законодательное обеспечение: Материалы всероссийской научно-практич. конференции Астраханский гос. техн. ун-т (Астрахань, 19—20 апреля 2001 г.). Астрахань: Изд-во АГТУ, 2001.