Научная статья на тему 'О некоторых подходах в управлении социальной сферой'

О некоторых подходах в управлении социальной сферой Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
170
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / НАСЕЛЕНИЕ / ОТРАСЛЕВОЙ ПОДХОД / СУБЪЕКТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сираждинов Рифат Жамалетдинович

Управление социальной сферой в любой стране является одной из важнейших задач государственных органов управления. Качество жизни населения определяет многое, но не единственное при формировании социальной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME OF OUR APPROACHES IN THE MANAGEMENT OF SOCIAL SPHERE

Management of social sphere in any country is one of the most important tasks of the state authorities. The quality of life of the population determines a lot, but not the only during the formation of the social sphere.

Текст научной работы на тему «О некоторых подходах в управлении социальной сферой»

УДК 354

РЖ. Сираждинов О НЕКОТОРЫХ ПОДХОДАХ В УПРАВЛЕНИИ

СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРОЙ

Аннотация. Управление социальной сферой в любой стране является одной из важнейших задач государственных органов управления. Качество жизни населения определяет многое, но не единственное при формировании социальной сферы.

Ключевые слова: социальная сфера, качество жизни, население, отраслевой подход, субъектно-технологический подход.

шш SirazMinov SOME OF OUR APPROACHES IN THE MANAGEMENT

OF SOCIAL SPHERE

Abstract. Management of social sphere in any country is one of the most important tasks of the state authorities. The quality of life of the population determines a lot, but not the only during the formation of the social sphere.

Keywords: Social services, quality of life, population, sectoral approach, subject-technology approach.

При исследовании предметной области в социальной сфере может существовать, на наш взгляд, два подхода - отраслевой и объектно-технологический.

Первый их них связан с тем, что к социальной сфере относят отрасли, обеспечивающие жизнедеятельность человека. Некоторой разновидностью этого подхода является набор тех отраслей, которые позволяют повышать качество жизни [4].

Качество жизни населения - это степень удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей человека. Исходя из приведенного определения, следует, что качество жизни категория социально-экономическая, то есть степень удовлетворения является, в свою очередь, от состояния экономики и способа перераспределения добавленной стоимости. Способ перераспределения зависит от выбранной экономической парадигмы. Парадигма -пример взятый для доказательства [5]. Обычно ее определяют в двух формах - либеральная или социальная. В этом случае различие состоит в наборе социальных обязательств государства перед гражданами.

Чаще всего в качестве показателей качества жизни населения определяют следующие:

- доходы населения (среднедушевые номинальные и реальные доходы, показатели дифференциации доходов, номинальная и реальная начисленная средняя заработная плата, средний и реальный размер назначенной пенсии, величина прожиточного минимума и доля населения с доходами ниже прожиточного уровня, минимальные размеры заработной платы и пенсии и пр.);

- качество питания (калорийность, состав продуктов);

- качество и модность одежды;

- комфорт жилища (общая площадь занимаемого жилья на одного жителя);

- качество здравоохранения(число больничных коек на 1000 жителей);

- качество социальных услуг (отдых и сфера услуг);

- качество образования (число вузов и средних специальных учебных заведений, удельная доля студентов в численности населения);

- качество культуры (издание книг, брошюр, журналов);

- качество сферы обслуживания;

- качество окружающей среды, структура досуга;

- демографические тенденции (показатели ожидаемой продолжительности жизни, рождаемости, смертности, брачности, разводимости);

- безопасность (число зарегистрированных преступлений).

Иногда речь идет о том, что качество жизни наряду с условиями жизни, уровнем жизни, социальным поведением входит в состав более широкого понятия «образ жизни». Нет единогласия в понимании качества жизни и среди зарубежных исследователей. Обычно их определения включают в большей степени субъективные переменные, характеризующие социальное самочувствие личности, удовлетворенность гражданскими свободами, правами

© Сираждинов Р.Ж., 2014

человека, безопасностью существования и т.д. Например, Дж. Ван Гиг понимает качество жизни населения предельно широко, рассматривая его как состояние благополучия. Показательно, что он эту категорию самым тесным образом связывает с целями, определяющими государственную политику, направленными на удовлетворение социальных, экономических и иных потребностей, повышение общего благосостояния населения, поддержание таких условий, в которых человек и природа могли бы вести гармоничное сосуществование [1].

Как мы видим из представленных показателей, наборы этих показателей характеризуют развитие чистых отраслей. Что и является отправной точной для формирования системы управления социальной сферой.

Так в учебном пособии «Экономика социальной сферы» [2] к социальной сфере относит следующие отрасли: жилищно-коммунальное хозяйство, образование, здравоохранение.

Как уже ранее замечалось, эти отрасли в любой стране фактически финансируются по остаточному принципу. То есть для них существует правило - либо справедливость, либо эффективность.

Поясним свою точку зрения. В случае высокой общественной производительности труда и когда отрасли материального производства и приравненные к ним производственные услуги могут достаточно спокойно могут поделиться с отраслями, так называемой социальной сферы (ориентации) частью добавленной стоимости для обеспечения для повышения совокупной общественной эффективности общественного хозяйства. В моменты экономических и структурных кризисов в народном хозяйстве вызванных разными причинами, в первую очередь снижается объемы финансирования, а, следовательно, и источников развития именно отрасли социальной сферы. С такой же точкой зрения и инструментами к регулированию экономики подходит и любое государство в не зависимости от экономической идеологии (социальная или либеральная).

Хорошей иллюстрацией высказанных идей являются стратегия и результаты для выхода из экономических кризисов 1998 и 2008 гг. действия правительств. Американская модель выхода из экономического кризиса состояла в государственной поддержке отдельно взятых отраслей, обеспечивающих максимальную совокупную занятость трудовых ресурсов и имеющих короткий производственный цикл. Правительственные субсидии из федерального бюджета были направлены в автомобильные корпорации, Которые, следует напомнить, являются публичными частными компаниями.

Европа пошла по другому пути и стимулировала рост спроса со стороны покупателей и потребителей услуг, для чего со стороны банков были использованы значительные объемы финансовых ресурсов, выделенных центральными правительствами стран.

Китай для выхода из экономического кризиса, приведшего к падению спроса на продукцию «всемирной фабрики», стимулировал развитие производства продукции, пользующейся спросом внутри страны. Для чего были предоставлены значительные финансовые ресурсы органам территориального управления.

Но для всех моделей выхода из экономического кризиса была присуща одна черта -резкое сокращение финансирование социальной сферы и сворачивание инвестиционных программ по их развитию.

Здесь необходимо учесть, что практически все показатели в значительной мере зависят от экономического положения в стране в настоящее время. Так, например, во время экономических кризисов средняя заработная плата и вообще доходы населения имею тенденцию к снижению.

Другой проблемой для формирования системы управления социальной сферой является невозможность объективного сопоставления всей совокупности показателей качества жизни к неким интегральным показателям. В противном случае, чем тогда можно управлять, если мы не можем их даже сравнивать. Основная трудность при измерении качества жизни состоит в разнородности его показателей. Измерение одних составляющих качества жизни не представляет каких-либо особых процедурных сложностей и, как правило, осуществляется в метрических шкалах. К таким показателям относится, например, уровень дохода, число детей в семье, размер заработной платы, уровень образования, количество квадратных метров в занимаемом жилье, объем реализации населению платных услуг, продолжительность свободного времени и т.д. Измерение практически всех объективных аспектов качества жизни

принципиальных проблем не вызывает и допускает использование относительно несложных математических преобразований.

Совсем по-другому выглядит проблема, когда в качестве объектов измерения выступают субъективные ощущения человека, уровень его удовлетворенности различными сторонами жизнеобеспечения. В этом случае для регистрации различных субъективных составляющих качества жизни чаще всего используется, так называемые, номинальные или ранговые шкалы. Процедурно замеры таких объектов осуществляются путем приписывания некоторых оценочных баллов субъективным ощущениям человека, его настроениям, социальному самочувствию или некоторому упорядочиванию своих субъективных оценок в том или ином признаковом пространстве. Например, для измерения степени удовлетворенности населения транспортным обслуживанием может быть предложена пяти (или семи) балльная система, каждый балл которой сопоставляется с субъективной оценкой индивидом того, в какой степени его удовлетворяет существующая в данном муниципальном образовании транспортная сеть.

Для того чтобы комплексно оценить качество жизни, нужно представить ее в виде немногочисленных интегративных показателей, которые позволили бы оценить условия жизнедеятельности населения на максимально обобщенном уровне. Это, в свою очередь, предполагает построение процедуры агрегирования, «сворачивания» многих сотен первичных признаков к показателям, описывающим качество жизни как некоторое целостное явление.

Информация от первичных измерений, зафиксированная через элементарные показатели, должна совершить вполне определенное восхождение, проделать путь «наверх» и предстать в виде системы интегративных социальных параметров, позволяющих производить содержательные оценки о состоянии качества жизни населения в целом. Понятно, что процесс укрупнения информации связан с потерей информативности, конкретной наполненности показателей, но вместе с тем, и именно в этом состоит смысл измерения, интегративные показатели должны содержать новое качество об исследуемом объекте, предоставлять возможность «видеть» обобщенные закономерности и тенденции, ранее скрытые во множестве единичных наблюдений.

Таким образом, процедуру измерения качества жизни можно представить в виде некоторой пирамиды, в основании которой находятся первичные неоднородные признаки, сконструированные по разнотипным шкалам разного уровня, а на вершине - обобщенные показатели, полученные в результате согласования шкал на каждом промежуточном уровне и агрегации, укрупнения информации тем в большей степени, чем дальше от основания указанной пирамиды происходит перемещение информации.

Как нами было ранее заявлено для формирования социальной сферы можно использовать другой принцип - объектно-технологический.

Обозначим, что главной целью социальной сферы может являться удовлетворение социальных, экономических и иных потребностей.

То есть в чистом виде исходя из определения, на наш взгляд, социальная сфера в отличие от многих обеспечивающих органов управления и организаций услугами население должна удовлетворять потребности населения.

Здесь необходимо уточнить термин «услуга». Услуга - действие, приносящее пользу другому [3].

Кроме того, на наш взгляд, необходимо определить круг лиц, на которых направлены действия. Для объективной оценки объекта действий необходимо сформулировать те ограничения, в каких случаях эти действия необходимо предпринимать, а в каких случаях нет.

Степень развитости демократии определяется доступностью определенных благ всем ленам общества в независимости от социального статуса.

Именно поэтому в качестве объекта этих действий должно быть все население страны, именно население, а не только граждане.

Самым значимым достижением человечества является развитие системы здравоохранения.

Здравоохранение относится к числу приоритетных направлений социальной политики государства в современных странах, так как здоровье нации представляет и самостоятельную ценность и в тоже время выступает важной составляющей общего социально-экономического потенциала страны.

Система здравоохранения представляет собой совокупность федеральных органов управления здравоохранением, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, подведомственных им организаций, а также субъектов частной медицинской практики и частной фармацевтической деятельности, функционирующих в целях сохранения и укрепления здоровья населения. Причем отнесение учреждения здравоохранения в частную собственность не играет особой роли. В нашей стране преобладает государственные и муниципальные медицинские учреждения. Что требует использования системы финансирования в одной из двух форм - государственно-муниципальная или страховая. В этом случае государство и страховые компании финансируют затраты на медицинские услуги, распределяя по определенным правилам между собой. Именно поэтому в качестве обязательных компонент социальной сферы должны быть система здравоохранения и система медицинского страхования.

Другим обязательным компонентом социальной сферы является система государственного страхования, включающая те или иные компоненты.

Таким образом, подытожим сущность субъектно-технологического подхода к определению предметов ведения социальной сферы.

К социальной сфере относятся органы власти или организации, действующие в интересах всего населения страны, для обеспечения услугами здравоохранения и различных видов государственного страхования.

Библиографический список

1. Ван Гиг Дж. Прикладная общая теория систем. В 2-х кн. Книга 1. - М.: Мир, 1981. - 336 с

2. Игнатов В.Г., Батурин Л.А., Бутов В.И. и др. Экономика социальной сферы: Учебное пособие. - Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2001. - 416 с.

3. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: ок. 100000 слов. Терминов и фразеологических выражений / под ред. проф. Л.И. Скворцова. - 28-е изд. - перераб. - М.: ООО «Издательство «Мир и Образование»: ООО «Издательство ОНИКС», 2012, - 1376 с.

4. Система муниципального управления / под ред. В.Б. Зотова. - 5-е изд., испр. и доп. - Ростов н/Д; Феникс, 2010. - 717 с.

5. Словарь иностранных слов. - 7-е изд., прераб. - М.: Русский язык, 1979. - 624 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.