Научная статья на тему 'О некоторых подходах к совершенствованию региональной системы государственного регулирования предпринимательской деятельности'

О некоторых подходах к совершенствованию региональной системы государственного регулирования предпринимательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
311
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Управление
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА / "ДОРОЖНЫЕ КАРТЫ" / "ДЕРЕВО ЦЕЛЕЙ" / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / ENTREPRENEURSHIP / STATE REGULATION / REGIONAL SYSTEM / "ROADMAPS" / "OBJECTIVE TREE" / IMPROVEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зайнашев Р.Р.

В статье рассматриваются вопросы совершенствования системы государственного управления и, в частности, системы государственного регулирования предпринимательской деятельности. Автором выделены причины низкой эффективности государственного регулирования предпринимательской деятельности, наблюдаемой в отдельных регионах. Исследуя пути совершенствования региональной системы государственного регулирования предпринимательства, соискатель обосновывает целесообразность использования проектного подхода, который позволяет последовательно и системно реализовывать комплекс необходимых мероприятий. Учитывая масштабность и комплексность поставленной цели, автор отмечает необходимость разработки «дерева целей» данного стратегического проекта. Предложенный подход позволяет повысить качество разработки конкретных мероприятий по совершенствованию региональной системы государственного регулирования предпринимательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Зайнашев Р.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On Some Approaches to the Improvement of the State System of Entrepreneurial Activity State Regulation

The article considers the matters of the state regulation system improvement and, in particular, of the system of entrepreneurial activity state regulation. The author singles out the causes of low efficiency of entrepreneurial activity state regulation, which can be observed in many regions. While researching the ways of improvement of the regional system of entrepreneurial state system, the author substantiates the appropriateness of project approach usage, which allows to realize the complex of necessary measures in a logical and systematic way. Taking into consideration the large scale and complexity of the assigned task, the author notes the necessity of the “objective tree” of the given strategic project. The suggested approach allows to raise the quality of certain measures development directed at improvement of the regional system of entrepreneurial activity state regulation.

Текст научной работы на тему «О некоторых подходах к совершенствованию региональной системы государственного регулирования предпринимательской деятельности»

УПРАВЛЕНИЕ № 1(15) / 2017. 104: 12-17

УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКОЙ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

УДК 338.246.027-027.236 DOI 10.12737/24697

Получено 18.11.2016 Одобрено 12.01.2017 Опубликовано 22.03.2017

Зайнашев Р.Р.

аспирант ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», Уфа

e-mail: zarema54@mail.ru

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы совершенствования системы государственного управления и, в частности, системы государственного регулирования предпринимательской деятельности. Автором выделены причины низкой эффективности государственного регулирования предпринимательской деятельности, наблюдаемой в отдельных регионах.

Исследуя пути совершенствования региональной системы государственного регулирования предпринимательства, соискатель обосновывает целесообразность использования проектного подхода, который позволяет последовательно и системно реализовывать комплекс необходимых мероприятий. Учитывая масштабность и комплексность поставленной цели, автор отмечает необходимость разработки «дерева целей» данного стратегического проекта.

Предложенный подход позволяет повысить качество разработки конкретных мероприятий по совершенствованию региональной системы государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Ключевые слова:

предпринимательство, государственное регулирование, региональная система, «дорожные карты», «дерево целей», совершенствование.

О некоторых подходах к совершенствованию региональной системы государственного регулирования предпринимательской деятельности

Zaynashev R.R.

Postgraduate Student, Ufa State Petroleum Technological University, Ufa

e-mail: zarema54@mail.ru

On Some Approaches to the Improvement of the State System of Entrepreneurial Activity State Regulation

Abstract

The article considers the matters of the state regulation system improvement and, in particular, of the system of entrepreneurial activity state regulation. The author singles out the causes of low efficiency of entrepreneurial activity state regulation, which can be observed in many regions.

While researching the ways of improvement of the regional system of entrepreneurial state system, the author substantiates the appropriateness of project approach usage, which allows to realize the complex of necessary measures in a logical and systematic way.

Taking into consideration the large scale and complexity of the assigned task, the author notes the necessity of the "objective tree" of the given strategic project.

The suggested approach allows to raise the quality of certain measures development directed at improvement of the regional system of entrepreneurial activity state regulation.

Keywords:

entrepreneurship, state regulation, regional system, «roadmaps», «objective tree», improvement.

В настоящее время в России продолжает большое внимание уделяться вопросам совершенствования системы государственного управления. Основные направления совершенствования системы государственного управления сформулированы в программных документах — Концепция снижения административных барьеров и повышения доступности государственных услуг на 2011—2013 годы и Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г.

№ 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».

Реализация обозначенных направлений подразумевает:

• снижение избыточного государственного регулирования;

• повышение качества государственных услуг;

• повышение эффективности органов власти;

• повышение информационной активности.

В рамках работы по снижению избыточного государственного регулирования предусмотрена реализация следующих мер:

1. Повышение качества выработки регуляторных мер (развитие института оценки регулирующего воздействия (ОРВ), создание системы раскрытия информации о разработке проектов нормативных правовых актов и Единого портала для размещения такой информации федеральными органами исполнительной власти).

2. Совершенствование отдельных мер государственного регулирования (лицензирование, уведомительный порядок осуществления предпринимательской деятельности, аккредитация, государственный контроль и надзор, саморегулирование).

3. Совершенствование регулирования в отдельных отраслях.

Анализ информации, представленной на портале административной реформы, свидетельствует, что по обозначенным направлениям продолжается системная работа и имеются положительные результаты [16].

Важнейшим этапом совершенствования системы государственного регулирования предпринимательской деятельности стал запуск проекта АСИ «Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в России». Основная задача Национальной предпринимательской инициативы (НПИ) — добиться снижения административных барьеров в экономике и вывести Россию в лидеры инвестиционной привлекательности. Формат «дорожных карт», выбранный для разработки мер по устранению наиболее серьезных преград для ведения бизнеса, стал эффективным механизмом взаимодействия предпринимателей и представителей власти.

В настоящее время реализуется 11 «дорожных карт» по различным направлениям, связанным с улучшением инвестиционного и предпринимательского климата в регионах Российской Федерации.

Как свидетельствует информация, представленная на сайте АСИ, реализация «дорожных карт», в целом, дает положительные результаты [9]. Так, в результате реализации плана мероприятий («дорож-

Таблица 1

Перечень планов мероприятий («дорожные карты»), реализуемых в рамках Национальной предпринимательской инициативы

Наименование плана мероприятий («дорожная карта») Нормативно-правовое основание реализации плана мероприятий («дорожная карта»)

«Повышение качества регуляторной среды для бизнеса» Распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 г. № 953-р

«Совершенствование оценочной деятельности» Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2013 г. № 1744-р

«Совершенствование налогового администрирования» Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 г. № 162-р

«Оптимизация процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» Распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 марта 2013 г. № 317-р

«Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства» Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. № 1336-р

«Повышение доступности энергетической инфраструктуры» Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 г. № 1144-р

«Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» Распоряжение Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2012 г. № 2236-р

«Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием» Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2013 г. № 867-р

«Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики» Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 2579-р

«Совершенствование таможенного администрирования» Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 июня 2012 г. № 1125-р

«Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта» Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 июня 2012 г. № 1128ф

ная карта») «Повышение качества регуляторной среды для бизнеса» упрощены условия для ведения бизнеса, связанные с необходимостью использования бумажных разрешительных (сопроводительных) документов. Отменены требования предоставления в ряде случаев копий учредительных документов юридических лиц органам власти, если принятие управленческих решений не связано с информацией, содержащейся в учредительных документах; отменены ограничения на использование электронных документов при взаимодействии предпринимателей и органов государственной власти; упорядочены процедуры проведения государственной экологической экспертизы и проведения категори-рования объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду; устранены расхождения в нормативных правовых актах в сфере реализации органами власти контрольно-надзорных полномочий в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и т.д. [10].

Особое место в работе по совершенствованию системы государственного регулирования предпринимательской деятельности занимает проводимый с 2014 г. Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ, в рамках которого дается оценка развития в регионах регуля-торной среды, институтов для бизнеса, инфраструктуры и ресурсов, поддержки малого предпринимательства.

Вместе с тем исключительная направленность на достижение формальных показателей, на что в большинстве своем ориентируют реализуемые проекты, может обернуться серьезными проблемами. Например, появляется информация, свидетельствующая, что на практике реальные параметры государственного регулирования зачастую отклоняются от декларируемых (формально достигнутых), при этом субъекты бизнеса продолжают испытывать серьезные проблемы в вопросах, связанных с организацией взаимодействия с государством [15].

Несмотря на предпринимаемые государством меры, параметры регуляторной среды бизнеса в различных регионах остаются разными. Например, согласно докладу Министерства экономического развития РФ «Оценка эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти и глав субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности по итогам 2014 года», по такому регуляторному показателю, как время получения разрешения на строительство диапазон разброса значений показателя отличается от региона к региону. Так, в Чеченской Республике — это 56

дней, в Иркутской области — 430 дней. При этом в 18 регионах количество процедур для получения разрешения на строительство составляет менее 10 единиц, а в девяти регионах — более 30 единиц. Срок технологического присоединения к электросетям в Республике Ингушетия составляет 17 дней, а в Республике Саха (Якутия) — 712 дней. Количество процедур, связанных с технологическим присоединением к электросетям в восьми регионах, равняется всего 3, а в двух — 10 [11].

Такое положение дел может свидетельствовать о различной эффективности региональных систем государственного регулирования предпринимательской деятельности. При этом мы исходим из того, что региональная система государственного регулирования предпринимательской деятельности — это совокупность взаимодействующих органов власти различных уровней, функционирующих на территории определенного региона, обладающих соответствующим набором легитимных полномочий, позволяющих воздействовать на субъекты бизнеса с целью принуждения их к осуществлению предпринимательской деятельности по определенным правилам. Совокупность региональных систем государственного регулирования предпринимательской деятельности формирует национальную систему государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Учитывая исторически сложившуюся доминирующую роль государства в российской системе экономических отношений [6], представляется, что именно эффективная региональная система государственного регулирования предпринимательской деятельности способна создавать реальные, а не декларативные благоприятные условия для развития бизнеса.

По нашему мнению, низкая эффективность государственного регулирования предпринимательской деятельности, наблюдаемая в отдельных регионах, может быть обусловлена:

• недостаточным уровнем координации деятельности федеральных и региональных органов власти в сфере государственного регулирования предпринимательства (многие регуляторные функции находятся в ведении территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти);

• отсутствием серьезной мотивации органов власти различных уровней, функционирующих на территории определенного региона и обладающих соответствующим набором регуляторных полномочий, к совершенствованию своей деятельности с целью снижения административного давления на субъекты предпринимательства.

Рис. 1. «Дерево целей» проекта по совершенствованию региональной системы государственного регулирования предпринимательской деятельности

Действие данных факторов ведет к тому, что региональная система государственного регулирования предпринимательской деятельности зачастую оказывает сдерживающее (негативное) влияние на развитие предпринимательства в регионе.

На основе изложенного можно констатировать, что в регионах должна продолжаться работа по совершенствованию региональной системы государственного регулирования предпринимательской деятельности с целью оптимизации параметров воздействия государственных (муниципальных) структур на субъекты бизнеса.

Совершенствование региональной системы государственного регулирования предпринимательства целесообразно осуществлять на основе проектного подхода. Данный подход позволяет последовательно и системно в соответствии с заданными параметрами реализовывать комплекс необходимых мероприятий, а также отслеживать результативность каждого этапа проектирования, выявлять отклонения от плановых показателей и оперативно проводить их корректировку.

Учитывая масштабность и комплексность озвученной цели, представляется необходимым провести ее декомпозицию и разработать «дерево целей» данного стратегического проекта (см. рис. 1).

Предложенный нами подход предусматривает подразделение основной цели проекта на подцели трех уровней.

В подцелях первого уровня выделяются два приоритетных направления работы в рамках совершенствования региональной системы государственного регулирования предпринимательской деятельности, к которым мы относим:

• совершенствование координации деятельности федеральных и региональных органов власти в сфере государственного регулирования предпринимательства;

• повышение эффективности региональной системы государственного регулирования предпринимательства.

Подцели второго уровня ориентируют на меры, позволяющие достичь приоритетные подцели первого уровня.

На третьем уровне представлены задачи, решение которых позволяет достичь подцели второго уровня.

По нашему мнению, представленный подход к обоснованию цели проекта позволяет повысить качество разработки конкретных мероприятий по совершенствованию региональной системы государственного регулирования предпринимательской деятельности, в том числе через фокусировку внимания на наиболее важных направлениях работы.

Литература

1. Административные барьеры в экономике: институциональный анализ [Текст]; под общ. ред. А. Аузана и П. Крючковой. - М.: ИИФ «СПРОС» КонфОП, 2002. - 137 с.

2. Асаул А. Организация предпринимательской деятельности [Текст]: учебник / А. Асаул. — СПб.: АНО ИПЭВ. 2009. — 336 с.

3. Герчикова И. Регулирование предпринимательской деятельности: государственное и межфирменное [Текст] / И. Герчикова. — М.: Консалтбанкир, 2002. — 704 с.

4. Губин Е. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства: правовые проблемы [Текст]: дис. ...д-ра юрид. наук / Е. Губин. — М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005. — 431 с.

5. Дегтярев А. Институциональная конфигурация регио -нальной деловой среды: параметры проектирования [Текст] / А. Дегтярев, Р. Маликов, К. Гришин // Вопросы экономики. Научно-практический журнал. — М., 2014. — № 11. — С. 83—94.

6. Дегтярев А. Сопряженность интересов бизнеса и власти как условие развития предпринимательского сообщества [Текст] / А. Дегтярев, Р. Маликов, К. Гришин // Общество и экономика. Научно-практический журнал. — М., 2014. — № 2—3. — С. 156—173.

References

1. Administrative barriers in the economy: institutional analysis edited by A. Auzan and P. Kryuchkova. — M.: IIF "Spros" KonfOP, 2002. 137 p.

2. Asaul A. Organization of business: a textbook. SPb.: ANO IPEV. 2009. - 336 p.

3. Gerchikova I. Regulation of business activity: state and intercompany. — M.: Publishing house "Konsaltbankir", 2002. — 704 p.

4. Gubin E. State regulation of the market economy and entrepreneurship: legal problems. M, 2005. P. 32 //Doctor of Law dissertation: MSU M.V. Lomonosov. — M., 2005. — 431 p.

5. Degtyarev A., Malikov R., Grishin K. Institutional configuration of the regional business environment: design parameters // Voprosy ekonomiki, scientific-practical journal. — Moscow. — 2014. — № 11. — P. 83—94.

6. Degtyarev A.N., Malikov R.I., Grishin K. Joint business and authority efforts as a means of promotion to business community development // Society and Economy: Scientific-practical journal. M. — 2014. — № 2—3. — Pp. 156—173.

7. Malikov R., Grishin K. Modelling parameters of the institutional configuration of the regional business environment // Economic Policy. Moscow. — 2014. — № 6. — Pp. 171—186.

7. Маликов Р. Моделирование параметров развития институциональной конфигурации региональной деловой среды [Текст] / Р. Маликов, К. Гришин // Экономическая политика. - М., 2014. - № 6. - С. 171-186.

8. Мау В. Дерегулирование российской экономики [Текст] / В. Мау. - М.: Институт экономики переходного периода // Научные труды. - 2001. - № 32Р. - 70 с.

9. Мониторинг «дорожных карт» Национальной предпринимательской инициативы [Электронный ресурс] // URL: http://asi.ru/investclimate/ (дата обращения: 26.10.2016).

10. Направления улучшения бизнес-среды в рамках реализации «дорожных карт» Национальной предпринимательской инициативы [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/law/ref/roadmap/ (дата обращения: 01.11.2016).

11. Оценка эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти и глав субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности по итогам 2014 года [Электронный ресурс] // URL: http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect/ 00b18a39-7c48-4f5c-a5c8-01aea75d1e91/ddock251. pdf?M0D=AJPERES&CACHEID=00b18a39-7c48-4f5c-a5c8-01aea75d1e91 (дата обращения: 05.11.2016).

12. Павлов К.В. Направления и формы государственной поддержки развития малого бизнеса в регионе (на примере Белгородской области) [Текст] / К.В. Павлов // Региональная экономика: теория и практика. - 2011. - № 25. - С. 2-10.

13. Российское предпринимательское право [Электронный ресурс]: учебник; отв. ред. И. Ершова, Г. От-нюкова (Проспект, 2011). - URL: http://www. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=CMB&n = 16804&req=doc

14. Солодилова Н. Потенциал развития и факторы ограничения региональной деловой среды [Текст] / Н. Соло-дилова, Н.Р. Маликов, К. Гришин // Экономика региона. Екатеринбург. - 2015. - № 2. - С. 137-148.

15. Солодилова Н. Влияние административного регулирования на эффективность предпринимательской деятельности в регионе [Текст] / Н. Солодилова, Н.Р. Маликов, К. Гришин // Экономика региона. Екатеринбург. - 2016. - Т. 12. - № 4. - С. 1001-1013.

16. Совершенствование государственного управления. Портал административной реформы [Электронный ресурс] // URL: http://ar.gov.ru (дата обращения: 05.11.2016).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Mau V., Javoronkov S., Chernyi D., Yanovskiy K. Deregulation of the Russian economy M.: The Institute for the Economy in Transition, Proceedings. — № 32R. — 2001. - P. 70.

9. Monitoring of "road maps" of National business initiative [electronic resource]. — Access: http://asi.ru/investclimate/ (reference date 10/26/2016).

10. Directions of improving the business environment as part ofthe "road maps" of National business initiative [electronic resource]. — Access: //http://www.consultant.ru/law/ref/ roadmap/(reference date 01/11/2016).

11. Evaluation of the performance effectiveness of the heads of federal executive authorities and heads of the constituent entities of Russian Federation on creation of favorable conditions for doing business on the basis of 2014 [Electronic resource]. — Access mode: //http://economy.gov.ru/wps/ wcm/connect/00b18a39-7c48-4f5c-a5c8-01aea75d1e91/ ddock251.pdf?M0D=AJPERES&CACHEID=00b18a39-7c48-4f5c-a5c8-01aea75d1e91 (reference date 11/05/2016).

12. Pavlov K.V. Directions and forms of state support of small business development in the region (on the example of the Belgorod region) // Regional economics: theory and practice.

— 2011. — № 25. — Pp. 2—10.

13. Russian Business Law: Textbook (exec.editor I.Ershova, G. Otnyukova) (Prospect, 2011) //http://www.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?base=CMB&n=16804&req=doc

14. Solodilova N., Malikov R., Grishin K. Development potential and limiting factors of the regional business environment // Economy ofthe Region, Yekaterinburg, 2015.

— № 2. Pp. 137—148.

15. Solodilova N., Malikov R., Grishin K. The impact of administrative regulation on the efficiency of business activities in the region // Economy of the Region, Yekaterinburg, 2016. —T. 12. — № 4. — Pp. 1001—1013.

16. Improving governance. Portal of administrative reform [electronic resource]. — Access: http://ar.gov.ru (reference date 11/05/2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.