Научная статья на тему 'О некоторых подходах к профилактике отклоняющегося поведения девиантных учащихся в аспектах обучающей среды'

О некоторых подходах к профилактике отклоняющегося поведения девиантных учащихся в аспектах обучающей среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
549
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профилактика / диагностика / отклоняющееся поведение / девиантность / индивидуально-дифференцированный подход / prevention / diagnostics / deviant behavior / deviance / individual-differentiated approach.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахметханов Жаудат Юсупович

В статье рассматриваются вопросы, связанные с профилактикой отклоняющегося поведения девиантных учащихся; охарактеризован индивидуально-дифференцированный подход к изучению личности, который наряду с культурологическим исистемно-деятельностным подходами является наиболее продуктивным.Убедительно обосновывается значимость проведения диагностики по выявлению положения девиантных подростков в системе межличностных отношений и их социально-ценностных ориентаций как важнейшего средства в профилактической работе в учебном заведении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ахметханов Жаудат Юсупович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF PREVENTION OF DEVIANT BEHAVIOR OF DEVIANT STUDENTS DURING THE PROCESS OF EDUCATION

The article examines the issues related to the prevention of deviant behavior of deviant students; the individual-differentiated approach to the prevention, as well as the cultural and system-activity approaches are presented as the most productive ones in this process. Convincingly the importance of diagnostics of detection of the deviant students provision and identification of social-valuable orientations of the personality as important preventive means of deviating behavior is evidently proved.

Текст научной работы на тему «О некоторых подходах к профилактике отклоняющегося поведения девиантных учащихся в аспектах обучающей среды»

Казанский педагогический журнал. 2015. №6

УДК 378.095

О НЕКОТОРЫХ ПОДХОДАХ К ПРОФИЛАКТИКЕ

ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ДЕВИАНТНЫХ УЧАЩИХСЯ

В АСПЕКТАХ ОБУЧАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Ж.Ю. Ахметханов

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с профилактикой отклоняющегося поведения девиантных учащихся; охарактеризован индивидуально-дифференцированный подход к изучению личности, который наряду с культурологическим исистемно-деятельностным подходами является наиболее продуктивным.Убедительно обосновывается значимость проведения диагностики по выявлению положения девиантных подростков в системе межличностных отношений и их социально-ценностных ориентаций как важнейшего средства в профилактической работе в учебном заведении.

Ключевые слова: профилактика, диагностика, отклоняющееся поведение, девиантность, индивидуальнодифференцированный подход.

METHODS OF PREVENTION OF DEVIANT BEHAVIOR

OF DEVIANT STUDENTS DURING THE PROCESS OF EDUCATION

Zh. Akhmetkhanov

Abstract. The article examines the issues related to the prevention of deviant behavior of deviant students; the individual-differentiated approach to the prevention, as well as the cultural and system-activity approaches are presented as the most productive ones in this process. Convincingly the importance of diagnostics of detection of the deviant students provision and identification of social-valuable orientations of the personality as important preventive means of deviating behavior is evidently proved.

Keywords: prevention, diagnostics, deviant behavior, deviance, individual-differentiated approach.

Сложная, многоаспектная и многофакторная природа девиантного поведения молодыхлюдей диктует необходимость выбора оптимальных философско-методологических подходови

средств для изучения проблемы и поиска путей ее решения.

Важнейшее значение в развитии личности занимает, как известно, деятельность: порождаемая потребностями и управляемая осознанной целью, она предполагает активное взаимодействие индивида с окружающей средой. Деятельность выступает в качестве фактора и движущей силы процесса профилактики девиантного поведения учащейся молодежи; именно деятельность составляет основу формирования активности личности. Активность же непосредственно связана со структурой деятельности, компонентами которой являются мотивы (потребности), цели, действия и операции. Интенсификация деятельности личности в образовательном процессе может быть достигнута путем уточнения и расчленения цели, усиления мотивации, усложнения компонентов деятельности, развития

самостоятельности личности обучаемого. Это возможно, если развитие личности происходит при «социальном-педагогическом

сопровождении - различных видах помощи обучаемому со стороны педагогов, психологов, врачей, юристов в учебном заведении» [4, с. 56].

Будучи существом общественным, человек связан с определенными социальными общностями, вне которых не было бы развития личности. В то же время он выступает как индивид, со всеми его индивидуальными, эмоциональными, волевыми особенностями

развития. Исходя из этого, развитие личности следует рассматривать с позиции онтогенеза, или индивидуального развития, что и обусловливает необходимость осуществления индивидуальнодифференцированного подхода к изучению личности и особенностей ее развития, который наряду с культурологическим исистемно-деятельностным подходами, в ходе нашей опытно-экспериментальной работы доказал свою результативность.Индивидуально-дифференцированный подход означает выделение всех индивидуальных особенностей развивающейся личности, группировку

обучаемых по сходным признакам.

При индивидуальном подходе к обучаемым обычно учитываются следующие обстоятельства: уровень интеллектуального развития

(обученность, эрудиция), обучаемость

(способности и склонности), опыт (знания, отношения, традиции); развитие эмоциональномотивационной сферы личности (открытость, глубина, обоснованность, живость реакций); состояние волевого аспекта личности (устойчивость целенаправленной деятельности,

137

Казанский педагогический журнал. 2015. №6

умение сконцентрировать усилия на решении конкретных задач); характер действеннопрактической сферы личности (активность в общении, общественно-полезной деятельности); направленность личности (интересы,

потребности, ценностные ориентации и пр.) [2].

Наша опытно-экспериментальная работа по выявлению подходов и средств, способствующих профилактике отклоняющегося поведения обучаемых осуществлялась на базе двух профессиональных училищ г. Казани и г. Зеленодольска РТ. С целью выявления положения девиантных подростков в системе межличностных отношений в учебной группе было проведено социометрическое исследование, в процессе которого всем учащимся (включая обучающихся с девиантным поведением) были предложены следующие вопросы:

- Кого из учащихся Вы бы выбрали старостой группы?

- Кого из учащихся Вашей группы Вы бы не хотели видеть в качестве старосты?

- Предположим, Вам предстоит выполнить какую-либо работу в группе из пяти человек. Кого Вы бы выбрали? Кого не выбрали бы?

Количество предпочтений, относящихся к конкретному учащемуся, определили его положение в системе личных отношений, иначе говоря, измерили его «социометрический статус». Итак, к категории «звезд» не было отнесено ни одного девиантного учащегося; в «предпочитаемых» было указано по 1-2 человека в каждой учебной группе; большинство подростков с девиантным поведением оказались в группе «изолированные» и «отвергнутые».

Из полученных результатов был сделан вывод, что большинство девиантных учащихся не пользуются ни авторитетом, ни признанием в среде сверстников, входящих в учебную группу. Необходимо также отметить, что при составлении индивидуальных социограмм на некоторых девиантных учащихся, те, кто, например, попали в группу «предпочитаемых» были выбраны «своими», т.е. такими же неблагополучными сверстниками. В свою очередь, девиантные подростки из категории «изолированных» или «игнорируемых» отдали свое предпочтение также неблагополучным учащимся. Кроме того, есть основания предполагать о наличии дружественных связей и симпатий между девиантными учащимися, в кругу которых они чувствуют себя более уверенными и защищенными.

Один из этапов опытно-экспериментальной работы был направлен на выявление системы социально-ценностных ориентаций личности

девиантного учащегося. Так, на основе личных бесед с учащимися, анализа ряда воспитательных мероприятий (классных часов, диспутов, вечеров) была отмечена тенденция переориентации личностных установок учащихся. К примеру, в беседе с одним из подростков ПТУ-18 пришлось услышать: «Неправильно нас все это время воспитывали! Внушали, что нужно быть честными, добрыми, трудолюбивыми. А теперь смотрю на жизнь и вижу - в наше время нельзя быть честным и добрым, а надо иметь «сильные локти», чтобы суметь «выбиться в люди», «опередить других» - иначе затопчут».

Поскольку подобная психология, как выяснилось в ходе беседы с другими учащимися, стала определяющей для подавляющего большинства учащихся, нами была проведена подготовительная работа по выявлению социально-ценностных ориентаций учащихся. Она заключалась в организации и проведении ряда воспитательных мероприятий, которые помогли определить направленность личности на те или иные ценности. С этой целью были проведены диспуты, классные часы, тематические вечера и ряд других воспитательных мероприятий. Например, диспуты проводились по темам: «Легко ли быть молодым?», «Что человеку надо?»,«Как бы я жил, если бы мне все было позволено?»,«Как жить?», «Каким быть?».

Так, последний диспут логически строился на обсуждении категориальных императивах И. Канта, типа: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой» и др. В ходе диспута обнаружилось явное противоречие суждений учащихся: они ратовали за воспитание «сильного» человека, способного выжить в сложных условиях современной жизни, наделенного «железной хваткой» и умением «вертеться», в то же время они категорически не желали, чтобы их окружали подобные личности, ибо: «Это будет не жизнь, а сплошной ад!». «Хоть кто-то должен быть честным и порядочным человеком!». Неизбежно вставал вопрос: «Кто, если не ты?!».

С целью конкретизации интересующего нас вопроса была использована методика неоконченных предложений, направленная на выявление ценностных ориентаций личности девиантных учащихся. В процессе исследования им было предложено продолжить начатые предложения: «Самое ценное для меня в жизни -это...»; «Достичь перечисленного выше я смогу при условии, если.»; «Достойная жизнь -это.».

Из полученных ответов мы выбрали наиболее

138

Казанский педагогический журнал. 2015. №6

часто встречаемые в ответах учащихся с девиантным поведением. К ним были отнесены (в порядке убывания): здоровье, наличие денег, свобода, «жизнь, полная удовольствий и развлечений», любовь, физическая сила и т.д.

Мы, конечно, предполагали изменение ценностных ориентаций у девиантных учащихся, ибо оно было обусловлено, в первую очередь, субъективными причинами, такими как негативный жизненный опыт, неблагополучная семейная обстановка и т.д., и во-вторых, объективными причинами: кардинальным

изменением самого российского общества, формированием новых условий для социальнопрофессионального становления молодых людей, ибо «несмотря на демократические изменения в российском обществе и улучшение социальнополитического климата в стране, возобладание оптимистических настроений среди граждан-россиян не произошло» [3, с. 49] и т.д.

В ответах и девиантных подростков, ив целом благополучных учащихся в ценностных ориентациях явно снижена значимость образования (оно занимает лишь 15 место) и профессиональная активность. Как отмечают многие авторы [1, 2, 5], для молодого человека, который понимает, что от результатов труда уровень его жизнь не зависит, то стремление

Литература:

1. Гилинский Я.И. Девиантность подростков: теория, методология, эмпирическая реальность / Я.И. Гилинский. - СПб.: Медицинская пресса. - 2001. - С. 49.

2. Печенюк A.M. Теоретические основы гуманистически ориентированной профилактики девиантного поведения несовершеннолетних. -Хабаровск. - 2012. - 102 с.

3. Трегубова Т.М. Международные проекты в области поликультурного образования студентов в ситуации террористических угроз // Казанский педагогический журнал. - 2015. - № 1. - С. 48-53.

4. Трегубова Т.М. Социально-педагогическое сопровождение как фактор развития академической мобильности студентов в условиях международной образовательной интеграции // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Психологические науки». - 2009. - № 3. - Т. 2. - С. 5258.

5. Федосенко Е.В. Психологическое

сопровождение подростков: система работы,

работать, а тем более повышать свой профессиональный уровень, становится бесполезным, в результате чего формируется и соответствующий асоциальный тип молодого человека. Данное утверждение было подтверждено и результатами нашего исследования: так 2/3 респондентов считают, что благодаря честному и добросовестному труду не достичь высокого положения в обществе, не обеспечить должного уровня жизни. Характерно, в ответе на неоконченное предложение «Достичь перечисленного (ценного для меня) я смогу при условии, если...» учащиеся или затруднились ответить, либо отвечали так: «... буду работать, но не на стройке, а в какой-нибудь фирме, где платят хорошие деньги, или шабашничать» (Альберт В.), «... заниматься коммерцией»

(Сергей З.), «... если будут связи среди

влиятельных людей» (Роберт А.) и прочее. Таким образом, можно констатировать, что в большинстве случаев наблюдается некоторая оторванность потребностей учащихся от реальных возможностей их достижения, ибо направленность на реализацию своих потребностей молодые люди осуществляют всего лишь на уровне мечты и желаний, а пути реализации своих устремлений они себе ясно не представляют.

диагностика, тренинги. Монография. - СПб.: Речь. -2012. - 192 с.

References:

1. Gilinskij Ja.I. Deviantnost' podrostkov: teorija, metodologija, jempiricheskaja real'nost' / Ja.I. Gilinskij. -SPb.: Medicinskaja pressa. - 2001. - S. 49.

2. Pechenjuk A.M. Teoreticheskie osnovy gumanisticheski orientirovannoj profilaktiki deviantnogo povedenija nesovershennoletnih. - Habarovsk. - 2012. - 102 s.

3. Tregubova T.M. Mezhdunarodnye proekty v oblasti polikul'turnogo obrazovanija studentov v situacii terroristicheskih ugroz // Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. - 2015. - № 1. - S. 48-53.

4. Tregubova T.M. Cocial'no-pedagogicheskoe soprovozhdenie kak faktor razvitija akademicheskoj mobil'nosti studentov v uslovijah mezhdunarodnoj obrazovatel'noj integracii // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Serija «Psihologicheskie nauki». - 2009. - № 3. - T. 2. - С. 52-58.

5. Fedosenko E.V. Psihologicheskoe soprovozhdenie

podrostkov: sistema raboty, diagnostika, treningi.

Monografija. - SPb.: Rech'. - 2012. - 192 s.

Сведения об авторе:

Ахметханов Жаудат Юсупович (г. Зеленодольск, Россия), преподаватель профессионального училища № 107 г. Зеленодольска, e-mail: zhyuahmet@mail.ru

Data about the author:

Zh. Akhmetkhanov (Zelenodolsk, Russia), lecturer of training college № 107 of Zelenodolsk, e-mail: zhyuahmet@mail.ru

139

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.