Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ ОСОБЫХ ЛАДАХ В КИТАЙСКОЙ ТРАДИЦИОННОЙ МУЗЫКЕ'

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЫХ ЛАДАХ В КИТАЙСКОЙ ТРАДИЦИОННОЙ МУЗЫКЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
195
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОМУЗЫКОЛОГИЯ / КИТАЙСКАЯ ТРАДИЦИОННАЯ МУЗЫКА / АРХАИЧЕСКАЯ ЛАДОВАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Татаринова Татьяна Леонидовна, Дай Юй

Характерная для китайской традиционной музыки пентатоника является не единственной ладовой системой. Существуют и более архаичные малозвучные лады, состоящие менее чем из пяти звуков. Их конструктивные особенности не совпадают с пентатоникой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON SOME CERTAIN MODES IN THE CHINESE TRADITIONAL MUSIC

Pentatonic is not the only modal system inherent to the Chinese traditional music. There are even more archaic small-scale modes consisting of fewer than five sounds, and their constructive specifications do not match pentatonic.

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ ОСОБЫХ ЛАДАХ В КИТАЙСКОЙ ТРАДИЦИОННОЙ МУЗЫКЕ»

Восток и Запад: исследования

китайской музыкальной культуры

© Татаринова Т. Л., 2018 УДК 781.7

© Дай Юй, 2018

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЫХ ЛАДАХ В КИТАЙСКОЙ ТРАДИЦИОННОЙ МУЗЫКЕ

Характерная для китайской традиционной музыки пентатоника является не единственной ладовой системой. Существуют и более архаичные малозвучные лады, состоящие менее чем из пяти звуков. Их конструктивные особенности не совпадают с пентатоникой.

Ключевые слова: этномузыкология, китайская традиционная музыка, архаическая ладовая система

Первое, что вспоминается европейскими музыкантами в связи с китайской традиционной музыкой,—это пентатонная ладовость, на которой основано подавляющее большинство китайских народных песен и инструментальных наигрышей. Действительно, пентатоника играет важную роль в традиционной китайской системе ладоинтонаци-онных представлений. Все ее виды («п — Гун», «Ш — Шан», «Й — Цзюе», «Ш — Чжи», «Ш — Юй») соотносятся с многовековыми традициями сочинительства. Ее признаки даны народным исполнителям в ощущениях, на основе которых они создают интонационные обороты.

Конструктивной особенностью звукорядов пентатоники является ангемитонность, для которой не свойственны малые секунды, тритоны. В последовательности тонов звукорядов есть сочетание большой секунды и малой терции, придающее мягкость интонациям. Эти интервалы более удобны для пения, поэтому избираются народными певцами.

Однако не следует отрицать, что множество народных произведений основывается на ладово-сти иного свойства, несколько отличающейся от пятиступенных ладов и по количеству тонов, и, нередко — по их сопряжению. О таких ладах Пэн

Чэн в своей работе «Китайская традиционная ладовая система и её применение в ХХ веке» пишет как о «малообъёмных» [3, с. 22-24, 41, 42], но соотносит их с пентатоникой и гексатоникой. Возникают вопросы: в связи с чем музыковед трактует меньший состав тонов этих ладовых образований относительно других ладов? Нет ли возможности классифицировать их как самостоятельные ладовые единицы, которые возникли в процессе освоения интонирования в историческом контексте? Чтобы ответить на эти вопросы, следует рассмотреть несколько образцов подобного типа и выявить их жанровую и историческую принадлежность, которая, несомненно, проявит специфику происхождения таких ладов.

Проанализировав несколько примеров песен, мы пришли к выводу, что малообъемные или, по Холопову, — олиготонные [6, с. 162] (малозвучные, что точнее определяет их суть) лады встречаются в древних обрядовых, некоторых старых исторических песнях, а также в локальной горской традиции.

На странице 23 своего исследования Пэн Чэн приводит мелодию песни «Новое копье», в которой звукоряд составляют три тона — а-й2-^, а лад — два — а-й2.

Пример 1

Заметно, что звуковой объём напева вовсе не малый, он составляет септиму, что для народной музыки является большим диапазоном. Сразу же закрадывается противоречие между обозначени-

ем лада как «малообъемного» и таким расстоянием между крайними звуками. Тогда как термин «олиготонность» лучше объясняет это явление с позиции количества тонов звукоряда.

Актуальные проблемы высшего музыкального образования

Второй вопрос затронул проблему несовпадения лада и звукоряда. О таком явлении, как выход за пределы лада или его расширение, писали В. А. Вахромеев в труде «Ладовая структура русских народных песен» [2, с. 47] и Н. Д. Бордюг в работе «О специфике ладоинтонационного строения русской народной песни» [1]. В песне «Новое копье» звук был взят всего лишь дважды вскользь во время глиссандирования (срыва звука, в народной терминологии — «икания», связанного с горловой манерой народного пения). Зато звуки а-й2 составили ладовую основу [2, с. 51]

интонирования, то есть — собственно лад. Такой лад, состоящий из двух звуков, находящихся друг от друга на расстоянии большем, чем секунда, можно обозначить как дихорд неслитный, в данном случае в амбитусе кварты. Все три звука в звукоряде расположены по квартам, что совсем не соотносится с конструктивными особенностями пентатоники или других более развитых ладов.

В исторической песне «Завоевание страны» [3, с. 24] звукоряд и лад совпадают, не дополняясь другими тонами. По Ф. А. Рубцову — это «три-хорд в кварте, основной вид» [4, с. 27] — Н-й2-в2.

Пример 2

В другом примере под названием «Горная песня» [3, с. 24] наблюдается аналогичное явление совпадения лада и звукоряда. Лад — тетрахорд в квинте «основной» — к^-в^з. Такие ладообразования как неслитные трихорды и тетрахорды в русской музыкальной фолькло-

ристике (этномузыкологии) обозначаются как «первичные» [4, с. 16], что указывает на древность их происхождения. Интонационно и ин-тервально такой лад мог подготовить появление пентатоники, но все же является самодостаточным.

Пример 3

В фундаментальном издании «Китайская народная песня» мы обнаружили подобные примеры ладов, включающих в свой состав число тонов меньшее, чем пять. В «Песне угощения

гостей на свадьбе» [7, с. 27] лад представляет собой «опрокинутый» трихорд в кварте — g-a-c2. Секунда в нем располагается внизу, а терция — выше.

Пример 4

А в юго-западной плясовой песне «Танец при луне» [7, ^ 21] образован необычный лад,

напоминающий корд — g-c2-e2.

разложенный квартсекстак-

Пример 5 37

№ 2 [48] 2018

По количеству звуков лад этого напева — тоже трихорд, не соотносимый с пентатоникой даже по интонационному принципу.

Китайская музыкальная культура существует несколько тысячелетий. Этот фактор позволил «выжить» таким явлениям как традиционная музыкальная драма, каллиграфия, сохраниться многим инструментам и музыке для них. По сей день бытуют и обряды календарного круга, посвященные стихиям, а также семейно-бытовые, в частности — свадебные обряды, с чертами народной магии. В некоторых песенных образцах, сопровождающих их, обнаруживается опора на малозвучные или олиготонные лады, состоящие, как подтвердилось, из меньшего количества тонов, чем пять. На наш взгляд, это может быть связано с архаизмом самих обрядов и давностью существования традиции.

Все это говорит о том, что олиготонная или малозвучная ладовость в старинных китайских песнях действительно присутствует. Она разнообразна по конструктивным признакам и связана либо с обрядовой жанровостью и с отдаленным временем происхождения, либо с отдельной локальной фольклорной традицией, как горская. Подобные лады самостоятельны и показывают поступательное развитие ладоинтонационной системы. На наш взгляд, этномузыкологи Китая и России должны уделить больше внимания вопросам китайской традиционной ладовости. Данная статья является одной из попыток прийти к некоторым выводам по этому вопросу.

Литература

1. Бордюг Н. Д. О специфике ладоинтонацион-ного строения русской народной песни. Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1985. 40 с.

2. Вахромеев В. А. Ладовая структура русских народных песен. М.: Музыка, 1968. 103 с.

3. Пэн Чэн. Китайская традиционная ладовая система и ее применение в ХХ веке. М.: МПГУ, 2006. 103 с.

4. Рубцов Ф. А. Основы ладового строения русских народных песен. М.: Советский композитор, 1971. 39 с.

5. Татаринова Т. Л. Отражение и сохранение ладовых конструкций в различных фактурных типах русских народных песен // Музыка: искусство, образование, диалог культур: мате-

риалы Всероссийской научной конференции. Махачкала: ДГПУ, 2010. С. 104-106.

6. Холопов Ю. Н. Гармония. Теоретический курс. М.: Музыка, 1988. 511 с.

7. ФШ

тш

ЖМ±, 1982. 578; 618; 645; 646. (Китайская народная песня (I, II, III, IV том): Исследовательский институт музыки Академии литературы и искусства при Министерстве культуры КНР. Шанхай: Шанхайское издательство литературы и искусства, 1982. 578 с.; 618 с.; 645 с.; 646 с.)

References

1. Bordyug, N. D. (1985), O spetsifike lado-intonatsionnogo stroyeniya russkoy narodnoy pesni [On specificity of modal and intonational structure of Russian folk song], Volgo-Vyatskoe knizhnoye izdatelstvo, Gorky, Russia.

2. Vahromeyev, V. A. (1968), Ladovaya struktura russkih narodnyh pesen [Modal structure of Russian folk songs], Muzyka, Moscow, Russia.

3. Chen, Pen (2006), Kitayskaya traditsionnaya ladovaya sistema i yeyo primeneniye v XX veke [Chinese traditional modal system and its use in the 20th century], MGPU, Moscow, Russia.

4. Rubtsov, F. A. (1971), Osnovy ladovogo stroyeniya russkih narodnyh pesen [Fundamental of modal structure of Russian folk songs], Sovetskiy kompozitor, Moscow, Russia.

5. Tatarinova, T. L. (2010), "Reflection and preservation of modal constructions in the various textural types of Russian folk songs", Muzyka: iskusstvo, obrazovaniye, dialog kultur: materialy Vserossiyskoy nauchnoy konferentsii [Music: an art, an education, a dialogue of cultures: the materials of the All-Russian seminar], DGPU, Mahachkala, Russia, pp. 104-106

6. Kholopov, Y. N. (1988), Garmoniya. Teoreticheskiy kurs [Harmony. A theoretical course], Muzyka, Moscow, Russia.

7. Ш^^^ЖШПШт^ШП^Ш. ФШ

тш —

ЖМ±, (1982), Chinese folk song (I, II, III, IV volumes): The Music Research institute of the Academy of literature and art under the Ministry of culture, Vol. 1, 2, 3, 4, Shanghai literature and art publishing, Shanghai, China.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.