Научная статья на тему 'О некоторых особенностях языковой личности современного эстрадного артиста (на материале интервью с Ириной Богушевской)'

О некоторых особенностях языковой личности современного эстрадного артиста (на материале интервью с Ириной Богушевской) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
245
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
LANGUAGE PERSONALITY / I. A. BOGUSHEVSKAYA / "STAR" INTERVIEW / ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / И. А. БОГУШЕВСКАЯ / "ЗВЕЗДНОЕ" ИНТЕРВЬЮ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Лобанова Светлана Витальевна

Объектом данного исследования является языковая личность современной российской певицы и поэтессы Ирины Богушевской. В статье используется определение термина «языковая личность», данное Ю. Н. Карауловым, и предложенная им трехуровневая модель языковой личности. Исследование выполнено на материале шести интервью с И. Богушевской, тексты которых размещены на сайте радио «Маяк». Как показывает проведенный анализ, И. Богушевская обладает достаточно богатым лексиконом, использует в речи книжные и разговорные единицы, многочисленные онимы и лексику тематической группы «Музыка» (названия музыкальных инструментов, музыкальных стилей и жанров и т. д.), а также тропы и стилистические фигуры. Благодаря использованию разнообразных языковых средств И. Богушевская достигает по меньшей мере двух целей, диктуемых субжанром «звездного» интервью: информирует поклонников о новых событиях в своей творческой жизни и пробуждает интерес к своей личности и творчеству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Лобанова Светлана Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT SOME FEATURES OF LANGUAGE PERSONALITY OF A MODERN ENTERTAINER (ON THE MATERIAL OF THE INTERVIEWS WITH IRINA BOGUSHEVSKAYA)

The object of research is a language personality of modern Russian singer and poetess Irina Bogushevskaya. In this article we use definition of the term “language personality” and the three-level mоdel of language personality suggested by Yu. N. Karaulov. We performed the study on the material of the six interviews with I. Bogushevskaya, the texts of which are posted on the website of the radio “Mayak”. As the analysis shows, I. Bogushevskaya has a rich lexicon, uses book and conversational units in her speech, a lot of onyms and words of the thematic group “Music” (the names of musical instruments, musical styles and genres, etc.), as well as tropes and stylistic figures. Through the use of various means of language I. Bogushevskaya reaches at least two purposes implied by the subgenre of “star” interview: informs fans about the new facts in her creative life and awakens interest to her personality and creativity.

Текст научной работы на тему «О некоторых особенностях языковой личности современного эстрадного артиста (на материале интервью с Ириной Богушевской)»

УДК 81'38; 801. 6; 808

С. В. Лобанова

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЭСТРАДНОГО АРТИСТА (НА МАТЕРИАЛЕ ИНТЕРВЬЮ С ИРИНОЙ БОГУШЕВСКОЙ)

Объектом данного исследования является языковая личность современной российской певицы и поэтессы Ирины Богушевской. В статье используется определение термина «языковая личность», данное Ю. Н. Карау-ловым, и предложенная им трехуровневая модель языковой личности. Исследование выполнено на материале шести интервью с И. Богушевской, тексты которых размещены на сайте радио «Маяк». Как показывает проведенный анализ, И. Богушевская обладает достаточно богатым лексиконом, использует в речи книжные и разговорные единицы, многочисленные онимы и лексику тематической группы «Музыка» (названия музыкальных инструментов, музыкальных стилей и жанров и т. д.), а также тропы и стилистические фигуры. Благодаря использованию разнообразных языковых средств И. Богушевская достигает по меньшей мере двух целей, диктуемых субжанром «звездного» интервью: информирует поклонников о новых событиях в своей творческой жизни и пробуждает интерес к своей личности и творчеству.

Ключевые слова: языковая личность, И. А. Богушевская, «звездное» интервью.

Языковая личность, согласно определению Ю. Н. Караулова, - это «личность, выраженная в языке (текстах) и через язык, <...> личность, реконструированная в основных своих чертах на базе языковых средств» [1, с. 38]. В структуре языковой личности Ю. Н. Караулов выделяет три уровня: 1) вербально-семантический; 2) лингвокогнитив-ный (тезаурусный) и 3) мотивационно-прагматиче-ский, каждый из которых характеризует с точки зрения образующих его единиц, отношений между единицами и их стереотипных объединений [1, с. 52]. На вербально-семантическом (нулевом) уровне «в качестве единиц фигурируют отдельные слова, отношения между ними охватывают все разнообразие их грамматико-парадигматических, се-мантико-синтаксических и ассоциативных связей, совокупность которых суммируется единой „вербальной сетью", а стереотипами являются наиболее ходовые, стандартные словосочетания, простые формульные предложения и фразы» [1, с. 52]. Единицы лингвокогнитивного (тезаурусного) уровня - это «обобщенные (теоретические или обыденно-житейские) понятия, крупные концепты, идеи, выразителями которых оказываются <...> слова нулевого уровня, но облеченные <...> дескрипторным статусом» [1, с. 52]. Отношения между единицами этого уровня «подчинительно-координативного плана» [1, с. 52], а стереотипы - «устойчивые стандартные связи между дескрипторами, находящие выражение в генерализованных высказываниях, дефинициях, афоризмах, крылатых выражениях, пословицах и поговорках» [1, с. 52]. В качестве единиц мотивационно-прагматического уровня Ю. Н. Караулов выделяет коммуникативно-деятель-ностные потребности личности [1, с. 53], «отношения между которыми задаются условиями сферы общения, особенностями коммуникативной ситуации и исполняемых общающимися коммуникативных ролей» [1, с. 54]. Стереотипами данного уров-

ня языковой личности являются «символ, образ, знак повторяющегося, стандартного для данной культуры, <...> прецедентного текста» [1, с. 54].

Анализ той или иной языковой личности осуществляется с опорой на все созданные ею тексты - письменные и устные и позволяет судить о ее этических установках, эстетических предпочтениях, характере, преобладающих моделях поведения и межличностного общения. Социальный статус, профессия, национальная принадлежность человека также оказывают значительное влияние на становление языковой личности и должны быть учтены при ее анализе.

Объектом данного исследования является языковая личность Ирины Александровны Богушевской -известной российской певицы и поэтессы, предметом исследования - средства, репрезентирующие данную языковую личность. Материал исследования - тексты шести интервью, размещенные на сайте радио «Маяк» и представляющие собой стенограмму находящихся там же аудиозаписей. В качестве интервьюеров выступали журналисты Алла Довлатова и Андрей Чижов (рубрика «Центральный комитет», 25.09.2008) [2], Тутта Ларсен и Владимир Аверин (рубрика «Центральный комитет», 06.09.2010) [3], Лена Батинова (рубрика «Любимец публики», 24.11.2011) [4], Вадим Тихомиров (рубрика «Любимец публики», 24.11.2011; рубрика «Воскресный папа», 26.01.2014) [4, 5], Мария Голубкина (рубрика «Собрание слов», 17.12.2014) [6], композитор Владимир Матецкий (рубрика «Студия Владимира Матецкого», 29.03.2015) [7].

Рассмотренные тексты являются образцами субжанра «звездного» интервью (выделяемого в ряду так называемых портретных, или профессиональных интервью), представляющего собой «специфический диалогический дискурс со своими, присущими только ему иллокутивными целями и перлокутивными эффектами» [8, с. 4]. «Звездное»

интервью - это «разговор о жизни и творчестве популярной личности» [9, с. 24]. Данный тип интервью позволяет журналисту и респонденту-«звезде» решить следующие задачи: для журналиста - это «получение максимально большого количества информации о «звездной персоне» [9, с. 24], для интервьюируемого - раскрытие и укрепление своего имиджа [9, с. 24]. Целью «звездного» интервью является «создание яркого эмоционально-психологического портрета» [9, с. 24] публичной личности (артиста, спортсмена и т. д.). Е. В. Швец выделяет специфические характеристики «звездного» интервью, отличающие его от других разновидностей этого жанра (информационного интервью, интервью-расследования):

- «нетрадиционные формы вступления в интервью» [8, с. 5], а именно закрытый вопрос, «авторское вступление, за которым следует монолог интервьюируемого»; «повествовательное высказывание интервьюера, прерываемое интервьюируемым, с последующей меной ролей по такому же принципу» [8, с. 13];

- «высокая зависимость содержания и структуры интервью от социального статуса интервьюируемого» [8, с. 5];

- «тенденция к активной роли интервьюера, который иногда выступает как основной носитель информации» [8, с. 5];

- «широкое использование в качестве информационного повода нетрадиционных источников информации» [8, с. 5];

- «активное использование обсуждения третьих лиц» [8, с. 5];

- «допустимость нарушения тематических и этических табу» [8, с. 5];

- «значительный объем речевого вклада журналиста» [8, с. 5].

В данной статье решаются по меньшей мере две задачи:

- субжанр «звездное» интервью рассматривается на новом, ранее не исследованном фактическом материале;

- продолжается исследование языковой личности Ирины Богушевской, анализу которой посвящены две публикации автора данной статьи [10, 11]; других работ, в которых бы рассматривалась языковая личность отечественного эстрадного артиста, обнаружено не было.

Рассмотренные интервью подразделяются на два типа:

- интервью, взятые в связи с конкретным поводом - выпуском музыкальных альбомов ([6, 7]). Непосредственный повод определяет общую тематику интервью: например, в беседе с Марией Голубкиной [6], повод к которой - выход в свет альбома «Детская площадка», Ирина Богушевская об-

суждает такие вопросы, как необходимость знакомить детей с разными музыкальными стилями и жанрами, организовывать специализированные концертные площадки для детей и т. п.;

- интервью свободного типа, отличающиеся разнообразием вопросов, освещением разных тем. Например, в интервью, данном Лене Батиновой и Вадиму Тихомирову в рубрике «Любимец публики» [4], Ирина Богушевская рассказывает о написании совместно с поэтом А. Усачевым одной из песен альбома «Детская площадка», знакомстве с будущим мужем, своем отношении к корпоративным концертам, выступлениям с большим оркестром и т. п.

Далее рассматриваются различные средства, репрезентирующие языковую личность Ирины Богушевской, с опорой на трехуровневую модель языковой личности Ю. Н. Караулова.

Лексикон Ирины Богушевской, выявленный с опорой на тексты интервью, разнообразен и включает в себя следующие единицы:

- разговорную и разговорно-сниженную лексику: «Там парится целая команда саунд-инжене-ров» [3]; «У нас обалденная художница все это рисовала» [4]; «Но зато, если они видят, что артисты выкладываются...» [4]; «Потому что вряд ли „АвтоВАЗ" может на оракула потянуть» [4]; «... можно не только ребенка с размаху каким-то высоким искусством ошарашить» [6];

- жаргонизмы: «И происходит движуха», «Это кайф!» [3]; «.там такой олдскульный совершенно саунд» [13];

- окказионализмы: «.одна из моих, кстати, ку-мирш» [5];

- фразеологизмы: «Единственный мой принцип: я никогда не выношу сор из избы.» [5]; «.и начинает, кажется, что дурью маяться» [6];

- обороты речи, под которыми понимаются «культурные <...> составные устойчивые сочетания слов, в которых обязательно наличествующее предметное (денотативное) значение осложнено дополнительным, модусным по природе и экспрессивным по стилистическому качеству смыслом (зарядом)» [12, с. 186]: «Но я не буду рассказывать все, чем я занималась вчера, зато приоткрою завесу тайны такой.» [6]; «И это был мне очевидный знак судьбы.» [2];

- синлексы - устойчивые композитивные единицы, характеризующиеся стилистической нейтральностью и противопоставленные экспрессивным составным единицам - фразеологизмам в узком смысле, оборотам речи и беллетризмам (см., например, [13]): «А поскольку они пишутся вместе с музыкой, то и играют некую инструментальную роль» [3]; «Тем не менее, я для себя все равно пытаюсь подобрать альбом так, чтобы он вызы-

вал состояние акустического комфорта при прослушивании» [7].

Лексика тематической группы «Музыка» представлена рядом подгрупп, в которые входят:

- названия музыкальных стилей и жанров: «А хотелось бы, чтобы все-таки человек слушал какой-то детский джаз, ни джаз, чтобы он понимал, что такое кантри, босанова, буги-вуги, рок-н-ролл.» [6]; «Все-таки у меня несколько личностей сидят внутри: один пишет кабаре-театральный джаз, другой - лирические баллады, третий еще чего-то такое.» [3]; «У нее есть безумные психоделические баллады, а есть очень красивый кельтский фолк, и джаз, и блюзы» [3];

- названия музыкальных инструментов: «Вы слышали, как записана песня: живые барабаны, живая гитара, настоящий кларнет, рояль» [4];

- названия певческих голосов: «.у нее тоже такое было прекрасное сопрано» [5];

- названия музыкантов, играющих на различных инструментах: «У них, на сцене было, по-моему, два клавишника или три.» [4];

- названия процессов создания, записи, обработки музыки: «Вчера ночью микшировала песни, потому что сейчас сдаем пластинку в производство» [3]; «И мы их переаранжировали, перепридумали и сыграли.» [3];

- онимы, среди которых наиболее востребованными являются антропонимы. В текстах интервью упоминаются актеры («Марлен Дитрих вообще была достаточно утонченная.» [5]); музыканты («И самое интересное, что у Вертинского с Утесовым в один день рождения - 21 марта» [5]; «Мы обсуждали феерический концерт Тори Амос, который был 3 сентября» [3]); политики, общественные деятели («.вот только у Ганди, наверное, это получалось, только Махатма Ганди» [5]; «Ну вот не было бы товарища Солона, никто бы не опрокинул в пропасть долговые камни, не написал бы эти знаменитые реформы» [5]); предприниматели («Это то, о чем Ричард Брэнсон пишет в своей автобиографии.» [7]; писатели и поэты («.сценарий написал Ян Флеминг - тот самый Ян Флеминг, который придумал всю „бондиану"» [4]; «Пастернак же говорил.» [3]); телеведущие («Так случилось, что когда я выпускала первую пластинку, она попала в руки к Ворошилову Владимиру Яковлевичу (царство ему небесное), и он мне позвонил» [3]). В меньшем количестве представлены другие типы онимов: названия кинофильмов («Вот „Веселые ребята", я считаю, что по уровню гэгов, это вот шутка, на которой там все» [5]; «Песня из британского фильма, который по-английски назывался „Чики-чики-бэнг-бэнг"» [4]), мультфильмов («Еще не было тогда прекрасных „Фиксиков" и не было еще прекрасной

„Маши и медведя", и какая-то была такая пустота» [6]), песен («Когда-то „Богемская рапсодия" была хитом.» [3]), телепередач («потом он меня все-таки убедил, что это он, и пригласил поработать „музыкальной паузой" на летние серии игр „Что? Где? Когда?"» [3]), учреждений, компаний («Ну, Союз писателей Москвы - это такой отдельный, очень маленький местечковый союзик писательчиков.» [3]; «Но его организует компания «Мельница», которая привозила, кстати, Тори Амос.» [3]); топонимы («Во Франции до сих пор, и даже во внутренне подведомственном до сих пор ему Тунисе, который бывшая французская колония, там тоже, если вы поедете куда-нибудь на такси, в машинах будет играть Азнавур и все продолжатели этой традиции» [3]).

Отбор лексики и единиц, функционально эквивалентных словам, обусловлен как индивидуальными особенностями языковой личности И. Богу-шевской, так и спецификой субжанра «звездного» интервью. Е. В. Швец отмечает широкое употребление в «звездном» интервью разговорной лексики и фразеологизмов, его близость к дружеской беседе [8, с. 20-21]. К индивидуальным чертам языковой личности И. Богушевской следует отнести смешение разговорных и книжных единиц (например, оборотов речи и синлексов; в блогах певицы эта особенность проявлена в еще большей мере [10]), обилие лексики тематической группы «Музыка», отражающее глубокие знания интервьюируемой в этой области, увлеченность своей профессией, желание познакомить поклонников со своей «творческой кухней»; фактологичность, проявляющуюся в большом количестве онимов.

На словообразовательном уровне следует отметить частое употребление уменьшительных суффиксов в именах существительных и прилагательных и наречиях: «Я пришла немножко раньше сегодня на эфир», «Если придете к нему на шоу, напишите ему записочку.» [2]; «Я мечтала ему записать какую-то пластиночку.»; «Ну, коротенькие песни, полторы-две минуты, вы же слышали, да?»; «Потому что я мечтаю озвучить какую-нибудь сказочку» [4].

В интервью, данных журналистам радио «Маяк», Ирина Богушевская часто использует разнообразные изобразительно-выразительные средства. Так, было выявлено употребление следующих тропов:

- сравнение: «ну это как, господи... это как выходить в открытый космос, а у тебя вместо экипажа манекены, если у тебя фонограмма звучит на сцене, понимаешь?»; «он выскочил, как пробка из шампанского, из дома в эту школу» [5]; «.когда неуправляемая детская биомасса, как Ктулху со своими щупальцами, полезла на сцену, я нашлась и придумала» [6];

- эпитет: «фантастическая женщина», «А потом, эту песню невозможно было бы спеть таким нежным, хрустальным и прозрачным голосом»; «...там тоже какие-то совершенно безумные законы, которые защищают интересы ребенка» [5]; «Получилось так, что это как раз были самые такие сочные, жирные годы» [13]; «Я хочу сказать, что на этот проект, конечно, отзывы какие-то феерические» [4];

- олицетворение: «Но этот жанр вымер.» [3];

- метонимия: «.в машинах будет играть Азнавур» (перенос: исполнитель песен - песни) [3].

Из стилистических фигур в текстах интервью представлены:

- градация: «Это невероятно тяжело, это ужасно сложно, это, ... может быть, самое трудное, что в нашей жизни вообще есть» [5];

- повторы: а) лексем: «.потому что там речь идет о драме, о настоящей драме, не придуманной», «И я точно совершенно знаю, что после того как ты выстроил программу как бы от темного к светлому, люди уходят другими, они уходят с зарядом на жизнь, они уходят с оптимизмом» [5]; «Это такое детское, детское, детское издание.» [6]; б) предлогов: «Мне никогда не было интересно, кто человек по национальности, мне интересно, кто он по таланту, по энергии, по знаниям, по уму.» [5];

- инверсия: «.приоткрою завесу тайны такой.» [6].

Кроме того, Ирина Богушевская использует выразительные возможности синонимии («Оказывается, для того, чтобы быть активным членом социума, нужно уметь общаться, нужно уметь комму-ницироваться» [5]); гиперогипонимии («Это вершина, они ничуть не уступали в свое время американскому кинематографу, Голливуду ничуть не уступали»; «Если у человека есть здоровье, у женщины есть здоровье, чтобы самой выносить ребенка, слава богу») [5].

В употреблении большого количества изобразительно-выразительных средств проявляются такие черты языковой личности И. Богушевской, как эмоциональность, креативность, стремление произвести впечатление на слушателей, удержать их внимание.

В рамках лингвокогнитивного уровня языковой личности И. Богушевской центральное место закономерно занимает концепт «музыка». Лексема «музыка» в рассмотренных текстах интервью упо-

требляется в сочетании с именами прилагательными, указывающими либо на ее стилевую принадлежность, либо на субъективное отношение к ней интервьюируемой, на ее восприятие: «Чудесная совершенно академическая музыка» [6], «И получается опять элитарная музыка» [3], «Совсем не театральная музыка» [3]. Встречается определение музыки как средства коммуникации [7]. Частотны лексемы «музыкальный» и «музыкант». Так, прилагательное «музыкальный» используется в следующих сочетаниях: «Работая на радио, вечерами давала концерты, играла спектакли, репетировала, вкладывала свои деньги в музыкальные проекты» [3]; «Стоит ли мне отдавать большой кусок своих прав ради того, чтобы были изданы музыкальные диски, которые будут дистрибутировать-ся в музыкальные магазины?» [3]; «Да я представляю себе нашу аудиторию, там практически музыкальный критик на музыкальном критике» [4]. Имплицитно концепт «музыка» репрезентируется с помощью наименований музыкальных инструментов, стилей и жанров музыки, имен и фамилий певцов, композиторов, дирижеров и т. д.

Что касается третьего, мотивационно-прагмати-ческого уровня языковой личности, то здесь можно обозначить актуализированные в медиатекстах ведущие коммуникативно-деятельностные потребности интервьюируемой - И. Богушевской, определяемые спецификой субжанра «звездного» интервью: информирование поклонников о новых событиях в творческой жизни певицы, формирование интереса к своей личности и творчеству и - таким образом - расширение круга слушателей и зрителей, освещение разных сторон своей личности (например, не только как певицы, но и как матери, жены, человека, интересующегося вопросами образования и культуры). Реализация этих коммуникатив-но-деятельностных потребностей происходит за счет развернутого повествования о проведении концертов, написании песен, их содержании, реакции публики, употреблении, как было указано выше, большого количества лексики тематической группы «Музыка».

Изучение языковой личности Ирины Богушев-ской может быть продолжено на материале интервью, данных различным печатным изданиям, и на телевидении, а также на материале стихотворных текстов. В целом исследование профессиональной языковой личности музыкантов представляется перспективным.

Список литературы

1. Караулов Ю . Н . Русский язык и языковая личность . 7-е изд . М .: Изд-во ЛКИ, 2010 . 264 с .

2 . Гость Аллы Довлатовой и Андрея Чижова (25.09 .2008 17:05) . URL: http://radiomayak. ru/shows/episode/id/1102883/ (дата обращения: 24 07 2016)

3 . Певица Ирина Богушевская в гостях у Тутты Ларсен и Владимира Аверина (06 .09 .2010 15:05) . URL: http://radiomayak. ru/shows/episode/

id/1105780/ (дата обращения: 24.07 .2016) .

4 . Русская певица, поэтесса, композитор Ирина Богушевская в гостях у Лены Батиновой и Вадима Тихомирова (24. 11.2011 14:05) . URL:

http://radiomayak. ru/shows/episode/id/1107384/ (дата обращения: 24.07 .2016) .

5 . Воскресный папа . Ирина Богушевская (26 .01.2014 14:00) . URL: http://radiomayak. ru/shows/episode/id/1128937/ (дата обращения:

24 07 2016)

6 . Большое интервью Ирины Богушевской (17 . 12 .2014 20:00) . URL: http://radiomayak.ru/shows/episode/id/1156773 (дата обращения:

24 07 2016)

7 . Студия Владимира Матецкого . Встреча с Ириной Богушевской (29 .03.2015 14:00) . URL: http://radiomayak. ru/shows/episode/id/1185056/

(дата обращения: 24.07 .2016) .

8 . Швец Е . В . «Звездное» интервью в коммуникативно-прагматическом аспекте: автореф . дис.. . . канд . филол . наук. Калининград, 2008. 24 с.

9 . Дубских А. И . , Севастьянов В . С . «Звездное» интервью: структурно-композиционный аспект // Вестн . Томского гос. пед . ун-та (TSPU

Bulletin) . 2016 . Вып . 3 (168) . С . 24-28.

10 . Лобанова С . В . Некоторые особенности индивидуального стиля блогера - представителя современного шоу-бизнеса (на материале

блогов И . А. Богушевской) // Вестн . Томского гос. пед . ун-та (TSPU Bulletin) . 2016 . Вып . 2 (167) . С . 129-134. 11. Лобанова С . В . Сравнения как элемент идиостиля И . А . Богушевской: функционально-семантическая и структурная характеристика (на материале блогов в «LiveJournal» и песен) // Русская речевая культура и текст: материалы IX Междунар . науч . конф . (15-16 апреля 2016 г.) / под общ. ред . проф . Н . С . Болотновой . Томск: Изд-во Томского ЦНТИ, 2016 . С . 149-154.

12 . Климовская Г . И . Оборот речи как композитивная номинативно-выразительная единица русского литературного языка // Актуальные

проблемы русистики: материалы Междунар . науч . конф . , посвящ. 85-летию Томской диалектолог, школы и 185-летию Томского гос. ун-та / отв . ред . Т . А . Демешкина . Томск: Изд-во Том . ун-та, 2003. Вып . 2, ч . 1. С . 183-191.

13 . Климовская Г . И . Дело о синлексах (к вопросу о функциональном подходе к номинативному материалу языка) // Вестник Томского гос .

ун-та . Филология . 2008. № 3 (4) . С . 44-54.

Лобанова С. В., кандидат филологических наук, доцент. Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061. E-mail: svetlana2feb@sibmail.com

Материал поступил в редакцию 25.08.2016.

S. V Lobanova

ABOUT SOME FEATURES OF LANGUAGE PERSONALITY OF A MODERN ENTERTAINER (ON THE MATERIAL OF THE INTERVIEWS WITH IRINA BOGUSHEVSKAYA)

The object of research is a language personality of modern Russian singer and poetess Irina Bogushevskaya. In this article we use definition of the term "language personality" and the three-level mоdel of language personality suggested by Yu. N. Karaulov. We performed the study on the material of the six interviews with I. Bogushevskaya, the texts of which are posted on the website of the radio "Mayak". As the analysis shows, I. Bogushevskaya has a rich lexicon, uses book and conversational units in her speech, a lot of onyms and words of the thematic group "Music" (the names of musical instruments, musical styles and genres, etc.), as well as tropes and stylistic figures. Through the use of various means of language I. Bogushevskaya reaches at least two purposes implied by the subgenre of "star" interview: informs fans about the new facts in her creative life and awakens interest to her personality and creativity.

Key words: language personality, I. A. Bogushevskaya, "star" interview.

Referenoes

1. Karaulov Yu . N . Russkiyyazyk iyazykovaya lichnost'[Russian language and language personality] . Moscow, LKI Publ . , 2010 . 264 p .

2 . Gost'AllyDovlatovoyiAndreya Chizhova [Guest of Alla Dovlatova and Andrey Chizhov (25.09 .2008 17:05)] (in Russian) . URL: http://radiomayak .

ru/shows/episode/id/1102883/ (accessed 24 July 2016) .

3 . Pevitsa Irina Bogushevskaya v gostyakh u Tutty Larsen i Vladimira Averina [Singer Irina Bogushevskaya is a guest of Tutta Larsen and Vladimir

Averin (06 .09 .2010 15:05)] (in Russian) . URL: http://radiomayak . ru/shows/episode/id/1105780 (accessed 24 July 2016) .

4 . Russkaya pevitsa, poetessa, kompozitor Irina Bogushevskaya v gostyakh u Leny Batinovoy i Vadima Tikhomirova [Russian singer, poetess,

composer Irina Bogushevskaya is a guest of Lena Batinova and Vadim Tikhomirov (24.11.2011 14:05)] (in Russian) . URL: http://radiomayak .ru/ shows/episode/id/1107384/ (accessed 24 July 2016) .

5 . Voskresnyy papa. Irina Bogushevskaya [Sunday dad . Irina Bogushevskaya (26 .01.2014 14:00)] (in Russian) . URL: http://radiomayak . ru/shows/

episode/id/1128937/ (accessed 24 July 2016) .

6 . Bol'shoye interv'yu IrinyBogushevskoy[Big interview of Irina Bogushevskaya (17 . 12 .2014 20:00)] (in Russian) . URL: http://radiomayak . ru/shows/

episode/id/1156773 (accessed 24 July 2016) .

7 . Studiya Vladimira Matetskogo. Vstrecha s Irinoy Bogushevskoy [Studio of Vladimir Matetskiy. Meeting with Irina Bogushevskaya (29 .03.2015

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14:00)] (in Russian) . URL: http://radiomayak. ru/shows/episode/id/1185056/ (accessed 24 July 2016) .

8 . Shvets E .V. «Zvezdnoye» interv'yu vkommunikativno-pragmaticheskom aspekte.Avtoref. dis. kand. filol. nauk ["Star" interview in communicatively-

pragmatical aspect. Abstract of thesis cand . of philol . sci . ] . Kaliningrad, 2008. 24 p . (in Russian) .

9 . Dubskikh A. I . , Sevastyanova V. S . «Zvezdnoye» interv>yu: strukturno-kompozitsionnyy aspekt ["Star" interview: structural and compositional

aspects] . Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2016, no . 3 (168), pp . 24-28 (in Russian) .

10 . Lobanova S . V. Nekotorye osobennosti individual'nogo stilya blogera - predstavitelya sovremennogo shou-biznesa (na materiale blogov I. A. Bo-

gushevskoy) [Some peculiarities of show-business blogger's individual style (using of material I . A. Bogushevskaya's blogs)] . Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2016, no . 2 (167), pp . 129-134 (in Russian) . 11. Lobanova S . V. Sravneniya kak element idiostilya I . A. Bogushevskoy: funktsional'no-semanticheskaya i strukturnaya kharakteristika (na materiale blogov v «LiveJournal» i pesen) [Comparisons as an element of I .A. Bogushevskaya's idiostyle: functionally-semantic and structural description (on the material of the blogs in "LiveJournal" and songs)] . Russkaya rechevaya kul'tura i tekst: materialy IX Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii(15-16 aprelya 2016 g.) [Russian speech culture and text: materials of the IX International scientific conference (15-16 April, 2016)] . Tomsk, Tomsk TsNTI Publ ., 2016 . Pp . 149-154 (in Russian) .

12 . Klimovskaya G . I . Oborot rechi kak kompozitivnaya nominotivno-vyrazitel'naya edinitsa russkogo literaturnogo yazyka [Turn of speech as a

compositive nominative and expressive unit of literary Russian language] . Aktual'nye problemy rusistiki: materialy mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii, posvyashchennoy 85-letiyu Tomskoy dialektologicheskoy shkoly i 185-letiyu Tomskogo gosudarstvennogo universiteta [Actual problems of Russian studies: Materials of the International scientific conference in honour of the 85-s anniversary Tomsk dialectological school and the 185-s anniversary of Tomsk State University] . Tomsk, Tomsk State University Publ . , 2003. Pp . 183-191 (in Russian) .

13 . Klimovskaya G . I . Delo o sinleksakh (k voprosu o funktsional'nom podkhode k nominativnomu materialu yazyka) [On synlexes (to the problem of

functional approach to the nominative language material)] . Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - TSU Bulletin, 2008, no . 3 (4), pp 44-54 (in Russian)

Lobanova S. V.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061. E-mail: svetlana2feb@sibmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.