Научная статья на тему 'О некоторых особенностях "телевизионного мышления" в обществе информационного потребления'

О некоторых особенностях "телевизионного мышления" в обществе информационного потребления Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
338
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕЛЕВИДЕНИЕ / ЗРИТЕЛЬ / ЭМОЦИИ / МЫШЛЕНИЕ / МЕДИАПЕДАГОГИКА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Фортунатов А. Н.

Рассматриваются некоторые аспекты новой системы мышления современных телезрителей. Делается вывод, что специфика телевизионного взгляда на мир выработала у зрителей готовность бездумно сравнивать несопоставимые вещи такое мышление оказывает деструктивное влияние на социум.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON SOME FEATURES OF "TELEVISION THINKING" IN THE SOCIETY OF INFORMATION CONSUMPTION

Some aspects of the new system of thinking of modern television audience are considered. The author concludes that a specific television view of the world has developed in spectators the readiness to compare non-comparable things thoughtlessly. Such kind of thinking has a destructive impact on the society.

Текст научной работы на тему «О некоторых особенностях "телевизионного мышления" в обществе информационного потребления»

Филология. Искусствоведение Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2008, № 6, с. 256-258

УДК 82

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ «ТЕЛЕВИЗИОННОГО МЫШЛЕНИЯ»

В ОБЩЕСТВЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ

© 2008 г. А.Н. Фортунатов

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского [email protected]

Поступила в редакцию 03.06.2008

Рассматриваются некоторые аспекты новой системы мышления современных телезрителей. Делается вывод, что специфика телевизионного взгляда на мир выработала у зрителей готовность бездумно сравнивать несопоставимые вещи - такое мышление оказывает деструктивное влияние на социум.

Ключевые слова: телевидение, зритель, эмоции, мышление, медиапедагогика.

Сегодня телевизионные технологии открывают зрителю доступ к чрезвычайно большому количеству видеоканалов. Освоить их информационное пространство так, чтобы иметь четкое представление о его специфике, не может ни один зритель, поскольку на полноценное телесмотрение каждой из десятков программ в течение, например, недели или десяти дней, в рамках которых память еще в состоянии сохранять и сопоставлять отрывки виденного, у зрителя не хватит ни времени, ни сил. Тем не менее каждый член современного социума в своей повседневной практике находит выход из этого тупика.

На чем же он основан?

Для ответа на этот вопрос рассмотрим несколько сюжетов, с которых начинается информационная программа «Сегодня» в 19.00 на телеканале НТВ (эфир от 8.09.2008). Следует отметить, что этот информационный выпуск является ключевым во всей суточной сетке вещания и, следовательно, его компоновка выверена особенно тщательно.

1-й сюжет - о грядущем испытании большого андронного коллайдера. Сюжет длится около 5 минут и изобилует весьма экспрессивными фразами: «Конец света через два дня не наступит», «Весь мир в истерике», «Апокалиптические теории можно проверить только на практике» и т.д. Смысл материала в том, что российские ученые пытаются успокоить общественность: после запуска коллайдера не возникнет «черная дыра», которая уничтожит Землю. Однако общее настроение сюжета - нагнетание напряженного ожидания (лучший фон для того, чтобы обеспечить внимание общественности к этому эксперименту, тем самым оправдав миллиардные затраты на его подготовку).

Следующий за этим сюжет - о вынесении приговора санитарке инфекционного отделения городской больницы г. Орехово-Зуево. Речь идет о том, что санитарка «утихомиривала» непоседливых маленьких пациентов тем, что привязывала их пеленками к кровати. Центральными героями материала становятся маленький Артем и представшая перед судом санитарка. Артем в конце концов был усыновлен благополучной семьей, а санитарка получила условное наказание. Длительность сюжета - 3 минуты.

3-й репортаж - о завершении в Подмосковье переговоров российского и французского президентов об урегулировании ситуации в Закавказье. Смысл сюжета в том, что переговоры длились более четырех часов, однако по многим вопросам руководители государств так и не смогли преодолеть разногласий.

После этого информационного блока следует череда видеоматериалов, посвященных различным аспектам кризиса в Южной Осетии и Абхазии, и это является стержневой темой первой половины информационной программы «Сегодня» на канале НТВ.

Обратим внимание на то, что на зрителя с первых же секунд программы в буквальном смысле обрушивается поток сильных эмоций, которые, сменяя друг друга, образуют собой пестрый калейдоскоп. Более того, самое начало программы - это словно передовица в солидной газете. Именно здесь должно быть сосредоточено наиболее важное, актуальное - все то, что является олицетворением картины прошедшего дня. К этому зритель готов.

При этом человек, включивший телевизионный приемник, не в состоянии в полной мере вдумываться в предлагаемые ему сюжеты. Со-

гласно исследованиям немецких ученых, сам факт телевизионного смотрения снижает у зрителя активность его мозговой деятельности, в результате чего в памяти остаются прежде всего эмоциональные, а не рациональные конструкты [2, с. 60-63].

Таким образом, главным результатом воздействия первых видеоматериалов рассматриваемой программы являются вполне очевидные, когнитивно мало обеспеченные, зато легко читаемые, массовые в своей очевидности эмоции. В первом случае, как уже говорилось, волнение, ожидание и страх, во втором - возмущение и сострадание, в третьем - патриотический настрой и чувство солидарности с руководством страны.

Этот язык эмоций легко распознается именно на уровне информационных телепрограмм, которые, как известно, являются стержнем, основой для всей сетки вещания любого из каналов. Однако есть и другие уровни.

Прежде всего следует вспомнить, что рассматриваемая нами в качестве примера информационная программа - это образец не просто однонаправленного воздействия журналистов, продюсеров и режиссеров на аудиторию. Это диалог, в котором зрители занимают полноправное место. Во-первых, они готовы вычитывать предлагаемые им эмоции из визуального ряда и следующего параллельно с ним комментария. Во-вторых, они диктуют своим потребительским настроем именно те эмоции, а соответственно и сюжеты, которые будут казаться продюсерам наиболее рейтинговыми, удачными, приковывающими к себе внимание. Формирование «своей» аудитории у каждого из телеканалов происходит прежде всего за счет эмоционального заражения зрителей (одна из форм такой суггестии - ритмическая организация информационных программ, о чем мы писали в одной из своих статей [3, с. 238-242]). В результате эмоциональный темпоритм у каждого канала может быть разным, но при этом их этико-культурная и психологическая атмосфера словно предваряет сами телевизионные сюжеты, настраивает зрителя на определенный лад еще до того, как он нажал на пульт переключения программ. Рациональность здесь также уходит на периферию выбора (мы не берем во внимание те случаи, когда зритель осознанно включает тот или иной канал, чтобы посмотреть заранее выбранную в программе передачу: к сожалению, абсолютное большинство сегодня смотрит телевизор совершенно бездумно).

Но существует и более широкий уровень освоения информационного пространства в электронных масс-медиа. Его уже можно назвать в

полной мере культурно-этическим, имеющим под собой основу в описанных выше технологиях передачи эмоциональных конструктов. В течение нескольких десятилетий парадигма внерациональных отношений аудитории и создателей телевизионного контента пустила глубокие корни в психологии массового восприятия, в этике освоения телевизионного пространства, наконец, в социальной среде. Еще в 1976 году Джордж Гербнер сравнил роль телевидения с ролью церкви в Средние века [5, с. 172-199]. Оставаясь ежедневно и практически ежечасно один на один с телевизионной реальностью (если учесть статистические данные, что средний зритель проводит у экрана по 3-4 часа в день, то есть практически четверть своей сознательной жизни [1, с. 168]), человек начинает привыкать к определенному алгоритму мировосприятия. Его мышление пластически подстраивается под абсурдную хаотичность информационных вспышек. Такую ментальность ученые образно называют «кресельногедонистической», чуждой любым интеллектуальным порывам [2, с. 88].

Сегодня можно говорить о новой форме мышления в обществе информационного потребления. Телевизионное освоение мира характеризуется горизонтальностью связей, отсутствием эвристических, креативных целей, вершин. Его важная характеристика - сравнение несравнимых в традиционном понимании феноменов и объектов. Благодаря телевизионным технологиям они ставятся в один ряд (трагедия маленького пациента и пугающий эксперимент в фундаментальной физике, как в приведенном выше примере) и невольно подвергаются сравнению со стороны зрителей. Абсурдность подобного рода связей и сопоставлений перестает бросаться в глаза, она превращается во вполне приемлемый алгоритм.

Однако те же усилия медиаструктур способствуют созданию отъединенности, замкнутости в себе индивида или социума - противоречие, рожденное тоже в недрах информационного мира. В этом суть современного «ежесекундного», то есть постоянного общения медийной аудитории. Собственно, и общением эти отношения назвать трудно, поскольку общность создается не за счет взаимного понимания, а лишь за счет использования одних и тех же инструментов информационной суггестии. Постоянно меняющиеся инструкции становятся главной «организующей силой» сталкивающихся в

острых манипулятивных микробаталиях сторон:

1

«нэлперы» узнают друг друга по схожим мимическим и лингвистическим экстериоризаци-

ям, «мобберы»2 - по использованию полученных через интернет указаний, скинхеды - по униформе и употреблению одних и тех же фра-

3

зеологизмов, «эмо кидс» - по одежде и прическам и т.п. Не случайно возникла и получила свой статус характерная черта современного общества: музыкальные движения сегодня заменяют собой для громадных групп людей идеологические институты. Схожий физиологический отклик на одинаковый ритм - достаточная и едва ли не единственная основа для возникновения взаимной симпатии. Усложнение коммуникативной программы (например, требование играть на строго определенных инструментах или писать стихи на единую тематику) неизбежно приводит к дроблению и мельчанию социальных групп, а также к неизбежному в таких случаях антагонизму между ними.

Таким образом, потребность в осмысленности заменяется стремлением к многообразию. Именно здесь скрыта важнейшая общественная проблема. «Свобода выбора» в таких условиях становится своей противоположностью и означает, по сути, рабство, полнейшую зависимость от навязанных сильной стороной коммуникативных моделей, узость и ограниченность. О каком устойчивом развитии людей в «обществе знания» может идти речь, если знания оторваны от нравственности, если вектор развития определяется манипулятивными институтами, а не конвенциональными, интеллектуальными усилиями множества сочувствующих друг другу людей?

Отданная на откуп средствам массовой информации, коммуникация сама превратилась в средство, в инструмент, в технологию и уже не претендует на роль общественного стержня. Движение вспять, на которое обращают внимание ученые [4], собственно, и связано с мучительным поиском социальными группами способов ненасильственной манифестации и идентификации, с попытками вернуться на «исходные позиции», с которых началась разрушительная гонка технологий, приведшая к уничтожению гуманитарных ценностей.

Выход из этой тупиковой ситуации видится в том, чтобы сознательно начать формировать у аудитории определенные навыки потребления информации масс-медиа. Медиапедагогика -относительно новая наука, призванная способствовать выработке такого рода умений. На Западе, например в Г ермании, одним из направлений медиапедагогики является демонстрация подросткам и молодежи специфической «кухни» телевизионных программ, при знакомстве с которой становится понятно: мир, который методично изо дня в день рисуют масс-медиа, вовсе не является отражением реальности.

Примечания

1. Так часто называют себя знатоки технологий нейролингвистического программирования, особенно те, что прошли конъюнктурные коммерческие курсы с обязательной выдачей по их окончании дипломов или сертификатов.

2. Участники массовых акций флэш-моб.

3. Подростковое культурное сообщество, характеризующееся мрачными ощущениями окружающего мира, повышенной эмоциональностью в общении друг с другом. Весной 2008 г. УФСБ по Нижегородской области специально рекомендовало учителям школ обращать внимание на таких подростков, поскольку в их среде сильны суицидальные мотивы.

Список литературы

1. Давыдов С.Г. Детское и юношеское телесмотрение в Москве: количественный анализ // Информационная и психологическая безопасность в СМИ: В 2 т. Т. 1: Телевизионные и рекламные коммуникации. М.: Аспект Пресс, 2002. С. 153-195.

2. Пацлаф Р. Застывший взгляд. М.: evidentis, 2003. 224 с.

3. Фортунатов А.Н. Ритмическая организация телевизионных новостей как этико-смысловая проблема //Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. № 2. Н. Новгород: Изд-во ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2008. С. 238-242

4. Эко У. Полный назад! «Горячие войны» и популизм в СМИ. М.: Эксмо, 2007. 592 с.

5. Gerbner G., Gross L. Living with Television: The Violence Profile // Journal of Communication. 1976. № 26. P. 172-199.

ON SOME FEATURES OF «TELEVISION THINKING» IN THE SOCIETY OF INFORMATION CONSUMPTION

A.N. Fortunatov

Some aspects of the new system of thinking of modern television audience are considered. The author concludes that a specific television view of the world has developed in spectators the readiness to compare non-comparable things thoughtlessly. Such kind of thinking has a destructive impact on the society.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.