Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ СОВЕРШЕНИЯ МОШЕННИЧЕСТВА ПОД ВИДОМ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ (КОСМЕТОЛОГИЧЕСКИХ) УСЛУГ, РЕАЛИЗАЦИИ КОСМЕТОЛОГИЧЕСКИХ И МЕДИЦИНСКИХ ПРЕПАРАТОВ'

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ СОВЕРШЕНИЯ МОШЕННИЧЕСТВА ПОД ВИДОМ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ (КОСМЕТОЛОГИЧЕСКИХ) УСЛУГ, РЕАЛИЗАЦИИ КОСМЕТОЛОГИЧЕСКИХ И МЕДИЦИНСКИХ ПРЕПАРАТОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
283
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОШЕННИЧЕСТВО / МЕХАНИЗМ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ПСЕВДОМЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ / РАССЛЕДОВАНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Нугаева Э.Д.

На основе исследования современных видов мошенничества анализируются некоторые особенности механизма совершения мошенничества под видом оказания медицинских, в том числе косметологических, услуг, реализации косметологических и медицинских препаратов. На примере расследования данного вида мошенничества подробно рассматривается способ его совершения. Акцентировано внимание на методах и приемах криминальных манипуляций сознанием и поведением жертв, используемых мошенниками при совершении преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Нугаева Э.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT SOME FEATURES OF COMMITTING FRAUD UNDER THE GUISE OF PROVIDING MEDICAL (COSMETIC) SERVICES, THE SALE OF COSMETIC AND MEDICAL PRODUCTS

Based on the study of modern types of fraud, some features of the mechanism of committing fraud under the guise of providing medical, including cosmetic services, the sale of cosmetic and medical drugs are analyzed. On the example of the investigation of this type of fraud, the method of its commission is considered in detail. Attention is focused on the methods and techniques of criminal manipulation of the consciousness and behavior of victims used by fraudsters when committing crimes.

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ СОВЕРШЕНИЯ МОШЕННИЧЕСТВА ПОД ВИДОМ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ (КОСМЕТОЛОГИЧЕСКИХ) УСЛУГ, РЕАЛИЗАЦИИ КОСМЕТОЛОГИЧЕСКИХ И МЕДИЦИНСКИХ ПРЕПАРАТОВ»

16. Об утверждении Критериев оценки материалов и (или) информации, необходимых для принятия решений Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной налоговой службой о включении доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию, в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено : приказ Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, МВД России, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной налоговой службы от 18.05.2017. № 84/292/351/ММВ-7-2/461@. Доступ из СПС «Гарант».

©Захаров Н. Д.

УДК 343.985.7:343.721:343.347.4/.5(470)

Э. Д. НУГАЕВА, начальник кафедры криминалистики Уфимского юридического института МВД России, кандидат юридических наук (г. Уфа)

Е. D. NUGAEVA, Head of the Chair of Criminalistics of Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Law (Ufa)

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ СОВЕРШЕНИЯ МОШЕННИЧЕСТВА ПОД ВИДОМ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ (КОСМЕТОЛОГИЧЕСКИХ) УСЛУГ, РЕАЛИЗАЦИИ КОСМЕТОЛОГИЧЕСКИХ И МЕДИЦИНСКИХ ПРЕПАРАТОВ

ABOUT SOME FEATURES OF COMMITTING FRAUD UNDER THE GUISE OF

PROVIDING MEDICAL (COSMETIC) SERVICES, THE SALE OF COSMETIC AND

MEDICAL PRODUCTS

Аннотация. На основе исследования современных видов мошенничества анализируются некоторые особенности механизма совершения мошенничества под видом оказания медицинских, в том числе косметологических, услуг, реализации косметологических и медицинских препаратов. На примере расследования данного вида мошенничества подробно рассматривается способ его совершения. Акцентировано внимание на методах и приемах криминальных манипуляций сознанием и поведением жертв, используемых мошенниками при совершении преступлений.

Ключевые слова и словосочетания: мошенничество, механизм преступления, псевдомедицинские услуги, расследование преступления.

Abstract. Based on the study of modern types of fraud, some features of the mechanism of committing fraud under the guise of providing medical, including cosmetic services, the sale of cosmetic and medical

drugs are analyzed. On the example of the investigation of this type of fraud, the method of its commission is considered in detail. Attention is focused on the methods and techniques of criminal manipulation of the consciousness and behavior of victims used by fraudsters when committing crimes.

Key words and phrases: fraud, crime mechanism, pseudo-medical, services, crime investigation.

Специфика современной проблематики борьбы с мошенничеством в мире определяется не только ускоренным обновлением форм и способов их совершения, модернизации мошеннических схем, известных практике ранее, но и высоким ростом его зарегистрированного объема.

Анализ статистических данных Главный информационно-аналитический центр МВД России (далее - ГИАЦ МВД России) свидетельствует о ежегодном увеличении доли мошенничества в общей структуре преступлений. Если в 2016 г. доля мошенничеств составила 9,7 % в общей структуре преступлений, то в 2017 г. и 2018 г. она возросла до 10,8 %. В 2019 году доля мошенничеств всех видов возросла до 21,9 %. В 2020 году на фоне пандемии зафиксирован рост мошенничества в общей структуре преступлений на 36 %. К примеру, мошенничеств с использованием электронных средств платежа, квалифицированных по статье 159.3 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), стало больше на 103,6 % [1].

Схожая ситуация с мошенничеством наблюдается в ряде стран Содружества Независимых Государств. В таких республиках, как Беларусь, Казахстан она аналогична России. Министерство внутренних дел Республики Казахстан отмечает, что самый распространённый вид мошенничества связан с размещением объявлений о продаже товаров или

оказании услуг на интернет-площадках по невысоким ценам и с быстрым предоставлением товара или услуги. Участились случаи оформления онлайн-кредитов третьими лицами. Распространено мошенничество под предлогом выгодных вложений денег в букмекерские ставки, биржи [2].

По данным Министерства внутренних дел в 2020 году в Белоруссии зарегистрировано более 3000 преступлений в сфере высоких технологий. Примерно треть из них - хищения со счетов с использованием реквизитов банковских карт, полученных через мошеннические интернет-ресурсы или методом социальной инженерии. Самый распространенный способ мошенничества в этой республике - выманивание реквизитов карт и персональных данных от имени сотрудников банков либо под предлогом перевода средств за покупку товара. Также нередки случаи отправки ссылок на «фишиншвые» системы «интернет-банкинга», которые имитируют официальные сайты банков либо популярные онлайн-сервисы [3].

Министерство внутренних дел Республики Таджикистан отмечает рост краж, грабежей и небольшой рост мошенничества в 2020 г., в сравнении с предыдущим годом [4, с. 6].

Исследование показало, что при совершении мошенничеств злоумышленники стремятся активно использовать не только

Таблица 1

Данные об уголовных делах, возбужденных по ст. 247 Уголовного кодекса Республики Таджикистан (мошенничество).

Год МВД Прокуратура ГКНБ* АКН**; ГУИН; Тамож. АФКи gj^*** Общее количество

2016 2216 857 7 9 447 3536

2017 1513 771 13 4 376 2677

2018 1926 853 15 5 362 3161

2019 1608 721 20 20 443 2812

2020 1647 699 21 4 495 2866

информационные технологии, но и незаметно психологически воздействовать на потерпевших, практикуя знания психотехники, технологии внушения, нейролингвистиче-ского программирования и т. п. «Мошенники прибегают к многочисленным уловкам и хитростям, применяют новейшие средства и технологии, искусно пользуются пробелами в законодательстве. При этом они пытаются достичь двух взаимосвязанных целей: создать внешне легальную оболочку завладения чужим имуществом и избежать привлечения к уголовной ответственности» [5, с. 47]. Преступления данного рода на фоне «текучести кадров» в правоохранительной системе, представляют определенные сложности для сотрудников органов предварительного расследования.

В последние годы зафиксирован рост мошенничеств под видом оказания гражданам медицинских, в том числе косметологиче-ских услуг. Кратко схема мошенничества выглядит следующим образом: создается юридическое лицо для оказания медицинских (косметологических) услуг и (или) реализации косметологических и медицинских препаратов. Далее мошенники арендуют офисы, вывешивают яркие, привлекающие внимание вывески, например, «Центр высоквалифи-цированной медицины», и приглашают на бесплатный прием для диагностики здоровья. Учитывая, что основная масса людей пенсионного возраста имеет значительные проблемы со здоровьем, то именно эта категория обращается в данные центры. В офисах устанавливают современное оборудование, декорируют интерьер с учетом предстоящей деятельности с целью формирования чувства комфорта и внушения будущему потерпевшему легальной деятельности организации и мнимой законности действий преступников. Для создания иллюзии, научной обоснованности и большей внушительности для клиентов предлагаемых медицинских и косметологических услуг на стенах развешивают дипломы, сертификаты, свидетельствующие об окончании тех или иных курсов, «Академий красоты» и т. п. Для привлечения потенциальных клиентов преступники размещают

рекламу центров в средствах массовой информации, глобальной сети Интернет, формируют кол-центры. Прием осуществляют люди в белых халатах, вежливо предлагают пройти обследование всего организма. Мошенники, будто случайно, в присутствии клиента имитируют беседу по телефону с известными в обществе людьми, демонстрируя тем самым причастность к солидным фирмам и организациям. По окончании диагностики клиентам ставят устрашающие диагнозы, влекущие наступление тяжких последствий, вплоть до летального исхода. Мошенники убеждают граждан в необходимости безотлагательного прохождения дорогостоящих медицинских процедур по скидкам именно в этом центре. Доверчивые пенсионеры вкладывают в псевдолечение отложенные деньги. При отсутствии необходимых денежных средств в офисе предлагают оформить кредит по сниженным ставкам.

Так, «в период времени с 01.06.2019 по 07.11.2019 гр. Н., Ш., 3., С. и М., действуя умышленно, из корыстных побуждений, в составе организованной группы, под руководством А., и организаторов поименной группы Л. и Ф., использующего свое служебное положение, в пределах установленных ими формы и способа хищения, по заранее разработанной преступной схеме, с использованием методов и приемов психологического воздействия, под предлогом бесплатного оказания косметологических услуг, совместно и согласованно приняли участие в совершении мошенничества в отношении гр. X. 65 лет, инвалида 1 группы, посредством оформления потребительского кредита. Следствием установлено, что 12.09.2019 гр. X. от оператора кол-центра ООО «Центр современной медицины, красоты и здоровья» поступило предложение посетить салон красоты «Адель» для прохождения бесплатной косметологической процедуры по уходу за кожей лица по предоставленному ей именному сертификату, при этом оператор сообщил дату прибытия и необходимости наличия паспорта.

Гр. А., являясь активным участником организованной группы, реализуя преступ-

ные намерения, направленные на незаконное обогащение путем хищения денежных средств гр. X. умышленно, из корыстных побуждений, непосредственно участвуя в совершении преступлений совместно и согласованно с другими участниками организованной группы, осуществляющими свою преступную деятельность под его руководством и руководством организаторов поименной группы Л. и Ф., использующего свое служебное положение, выполняя свою роль, дал указание участникам организованной группы: гр. Н., исполняющей роль специалиста, гр. Ш., исполняющей роль косметолога и гр. 3., использующей роль кредитного специалиста о реализации преступного умысла в отношении гр. X. с целью понуждения той к подписанию документов, необходимых для получения на ее имя потребительного кредита, под предлогом оказания бесплатных кос-метологических услуг в салоне.

Гр. Н., обученная приемам и методам обмана и психологического воздействия на женщин руководителем структурного подразделения организованной группы «специалисты» гр. С., являясь активным участником организованной группы, действуя согласно отведенной ей роли в соответствии с заранее разработанным планом, позиционируя себя в качестве специалиста в области косметологии, будучи одетой в белый халат для поддержания имиджа медицинского работника и создания у гр. X. уверенности в наличии у нее профессиональных навыков и познаний в области косметологии, которых в действительности не имелось, встретила у стойки администратора салона гр. X. и проводила ее в специально оборудованный отдельный кабинет специалиста, снабженной системой видеонаблюдения и аудиофиксации, что позволяло участникам организованной группы осуществлять постоянный контроль над реализацией корыстного умысла, своевременно корректировать преступные действия и активно влиять на достижение преступного результата.

Гр. Н., позиционирующая себя специалистом, осуществляя в отношении гр. X. поэтапные противоправные действия, применяя

различные приемы и методы психологического воздействия, провела процедуру, в процессе которой, противоправно, используя наряду с косметическими средствами неустановленное вещество, содержащее наркотическое средство метилен-диокси-бензилкатинон, а также флуоксетин, обманывая, сообщила потерпевшей о наличии существенных проблем на коже лица, требующих незамедлительного лечения, об исключительном свойствах, уникальном составе и высоком качестве косметической продукции, реализуемой салоном. О личном использовании данных средств, о положительных отзывах клиентов салона самого разного социального уровня и достатка, убеждая, что регулярное применение предлагаемых косметических средств в совокупности с массажером (фотонно-уль-тразвуковым прибором), называемым «Фо-тоник», способно исправить эстетические проблемы кожи лица и вылечить диагностируемое заболевание. Гр. Н. заверила гр. X. о наличии эффекта с первой процедуры, навязывая необходимость посещения салона для дальнейшего получения косметологических услуг, обманывая, сообщила, что в течение месяца косметологические услуги в качестве рекламы будут оказываться бесплатно, одновременно с этим, в процессе беседы получала информацию о персональных данных, уровне дохода, семейном положении гр. X.

Гр. Н. сообщила гр. X. недостоверные сведения о необходимости заполнения анкеты и передачи паспорта для подтверждения персональных данных, пояснив, что это требование обусловлено осуществлением учетной деятельности салона по оказанию бесплатных косметологических услуг, скрывая, что анкета и паспорт в действительности требуются для оформления заявки в банк на получение потребительского кредита. Получив таким образом паспорт гр. X. и заполнив анкету, гр. Н. передала документы в бухгалтерию ООО «Центр современной медицины, красоты и здоровья» гр. 3.

Гр. 3., исполняющая роль кредитного специалиста, составила документы с недостоверными сведениями, заведомо влекущими принятие банком положительного реше-

ния о предоставлении кредита для оплаты гр. X. приобретаемого в ООО «Центр современной медицины, красоты и здоровья» парфюмерно-косметического товара на сумму 90089, 60 рублей, заведомо зная об отсутствии у потерпевшей намерений получать кредит и приобретать за счет него парфюмерно-косметический товар.

Находясь под воздействием обмана со стороны участников организованной группы, гр. X., заблуждаясь относительно истинного содержания предоставленных документов, не осознавая, что их подписание неминуемо влечет необходимость исполнения ею обязательств перед банком, подписала все предоставленные документы... Преступными действиями гр. Н., Ш., 3., С., М., А., Л., и Ф. гр. X. причинён ущерб в сумме 90089, 60 рублей» [6].

По единому сценарию рассматриваемый способ мошенничества при оказании псевдомедицинских услуг совершался не только на всей территории России, но и в странах ближнего зарубежья. Приметаемые преступниками в комплексе методы криминальных манипуляций позволяли снизить критичность мышления у потерпевших, вызвать у них состояние стресса, тревоги и страха, неспособность контролировать свои действия в сложной жизненной ситуации и оказывали существенное влияние при передаче денежных средств и ценностей.

Основу механизма мошенничества для вхождения в доверие к потерпевшим и вовлечения их в обман порождают действия, слова, жесты и иные манипуляции преступников. Самым эффективным средством достижения целей манипулирования на общественном и индивидуальном уровне является речевое воздействие [7, с. 45]. Так, Т. В. Полетаева определяет речевое (языковое) манипулирование как «намеренное затемнение смысла высказывания с целью изменения ценностных установок в сознании реципиента» [8, с. 45].

С целью расположения клиентов, преступники, апеллируя компетентностью и стажем работы, демонстрируют свои знания в вопросах медицины, косметологии и т.п., по-

казывают дипломы и удостоверения обществ, ассоциаций и союзов с громкими названиями, ссылаются на известных в обществе людей, которым они помогли. «Элементарные навыки и приемы эффективной коммуникации и самопрезентации в исполнении мошенника служат основой для последующего воздействия на жертву» [9, с. 119].

Нами выделены методы и приемы криминальных манипуляций сознанием и поведением жертв, используемые мошенниками при совершении преступления, которые возможно адаптировать к рассматриваемому виду мошенничества. Выявленные методы активно применялись как при привлечении, так и удержании клиентов:

1. Усиление интереса клиента за счет мнимого ажиотажа о большой занятости и загруженности «врача», «косметолога», «специалиста» и т. п.).

2. Применение при работе и удержание клиента методам «бомбардировка любовью», когда мошенники проявляют к несчастным, больным и пожилым гражданам особую доброжелательность, обходительность, приветливость, заботу, ласку, лесть.

3. Использование четких инструкций при отборе потенциальных клиентов, в которых прописывались тексты реплик, порядок их изложения, возможные варианты поведения клиентов, способы завлечения и удержания жертв.

В инструкциях рекомендовалось удерживать мотивационное напряжение клиента при помощи метода прерванного телефонного звонка. Мошенникам предлагалось внимательно слушать человека и в ходе беседы делать определенные выводы (часто обращается в поликлинику - плохое здоровье, наличие детей - проблемы в общении и т. п.). При обобщении (ваши проблемы будут решены с помощью наших специалистов и наших препаратов. Нельзя терять время») рекомендовалось неожиданно прервать разговор с клиентом. «Техника прерванного телефонного звонка базируется на эффекте незавершенного действия, который заключается в том, что прерванные задачи в силу сохраняющегося мотивационного напряжения запоминаются

лучше, чем завершенные. Таким образом, создается благодатная почва для дальнейшего манипулятивного воздействия.

4. Формирование внешней видимости авторитетной личности за счет соответствующей обстановки, атрибутики, одежды, титулов, музыки.

5. Использование эффекта усиления стресса. Мошенники рисовали перед клиентом страшную картину последствий выявленных болезней, после чего предлагали выход из безнадежной ситуации, заключающийся в проведении курсов лечения в их клинике.

6. Массированное воздействие на чувства и ценности человека. Циничное эксплуатирование уязвимых сторон клиентов. В качестве мер оказания давления обычно избирались такие, с которыми потерпевший, по мнению преступников, не может не считаться. Основным средством воздействия являлась смерть потерпевшего либо близких ему людей в ближайшее время, неизлечимая болезнь.

7. Формирование у клиентов убежденности об искренней заинтересованности со стороны «врача» состоянием здоровья клиента либо его близких, избранности последних. С этой целью преступники осуществляют многочисленные звонки клиентам, сообщая, что именно этот клиент вызывает особую озабоченность, убеждают в необходимости проведения курсов лечения.

8. Завуалированное навязывание решений, выгодных преступнику. Например, преступниками перед потерпевшим за лечение обозначается крупная сумма, но именно этому клиенту ввиду его трагичной ситуации делается внушительная скидка, которая на контрасте с первоначально озвученной суммой воспринимается как сравнительно скромная.

9. Употребление мошенником при общении с потерпевшим метафор, неясных формулировок, скрытой алогичности, а также насыщенного «профессионального» сленга: медицинской, псевдонаучной терминологии.

10. Подаваемая мошенником информация излагается в непривычной редакции, с эмоциональной и агрессивной окраской, с изменениями темпа и сочетает в себе скрытые формы целенаправленного внушения

определенного варианта поведения потерпевшим. Эффект внушения достигается при условии значительного количества повторений (крайние случаи, например, введение в транс, сопровождаются многократным и монотонным повторением речевых стимулов).

11. Используется известный прием манипулирования общественным и индивидуальным сознанием «магия числа». Мошенники, используя этот прием, озвучивают клиенту определенное число, несущее за собой, якобы, непоправимое, ужасное событие. Например, наступление смерти близкого человека через десять дней и т. п.

12. Образование измененных состояний сознания через музыкальное сопровождение, ритмы и ароматы.

13. Подавление критичности жертвы с помощью целевого группового влияния (два человека и более убеждают потерпевшего столько времени, сколько требуется для получения искомого результата). Вовлечение в этот момент дополнительного манипулятора в виде авторитетного человека, достигшего значительных результатов в медицине либо занимающего определенную должность, известного в широких кругах.

14. Искусственное принуждение клиента к принятию решения в очень короткие сроки.

15. Обращение при работе с клиентом к гипнотическому трансу, эриксоновскому гипнозу, НЛП [10, с. 60 - 72].

Н. И. Малыхиной отмечается, что «самыми распространенными методами внушения в подсознании, используемыми преступниками, являются эриксоновский гипноз, нейролингвистическое программирование и цыганский гипноз» [11, с. 218]. Обучение различным видам психотехник проводится как онлайн-курсами, так и в различных центрах по обучению гипнозу. Л. В. Седых отмечается, что в России действует 266 крупных центров, специализирующихся на обучении гипнозу [12, с. 8].

Исследование закономерностей совершения современных видов мошенничества свидетельствует о причастности к ним организованных групп и преступных сообществ,

ориентированных на долговременный, масштабный, высокодоходный, конспиративный характер преступной деятельности. Тенденции данных видов мошенничества, затрудняющие процедуру их выявления, раскрытия и расследования, позволили сделать вывод о существенном воздействии на этот процесс межрегионального характера противозаконных действий, превалирования и устойчивости высокоорганизованной преступной деятельности, гибкой адаптации и оперативного реагирования на конъюнктуру рынка схем и способов совершения преступления. Определено увеличение общественной опасности и наступивших негативных последствий физическим лицам, организациям и государству в целом. Сделано заключение о высоком латентном характере этих преступлений.

Потерпевшими по рассматриваемой категории дел чаще всего являются лица женского пола (93,1 %), что объясняется психологическими особенностями женщин, -экстравертированность, повышенный уровень тревожности, неудовлетворенность своим социальным статусом, некритичность при восприятии информации, эмоциональная лабильность. Кроме того, по нашему мнению, совершению мошенничеств способствуют также правовая неграмотность, порою наивность, невнимательность граждан.

Так, на территории г. Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре и Благовещенска в течение 2016 - 2019 годов функционировала преступная группировка оказывающая жителям городов Дальнего Востока псевдомедицинские услуги. От мошеннических действий организованной группы пострадали 2,3 тысяч человек, большинство из которых пенсионеры. Общий ущерб превысил 200 млн руб. Ранее перед судом по данному факту мошенничества предстали 13 человек.

В отношении 47 обвиняемых проводится предварительное расследование [13].

Для доказывания умышленного, целенаправленного и намеренного характера преступных действий мошенников, анализа использования ими тщательно продуманных схем обмана потерпевших требуется исследование специфики методов, приемов и средств скрытого психологического воздействия, оказанного на потерпевших, особенностей состояния последних в юридически значимый момент времени, уровня их способности к эффективной защите от посягательства путем целенаправленного осознанно-волевого поведения в конкретной ситуации, что требует привлечения профессиональных знаний в области психологии, социологии, лингвистики, психиатрии. Для закрепления доказательственной базы по уголовному делу необходимо также проводить судебно-медицинские экспертизы, целью которых служит определение наличия диагностированного псевдомедицинским учреждением заболевания; определение тяжести причиненного вреда здоровью действиями псевдоврачей.

Резюмируя вышеизложенное, следует отметить, что успешное раскрытие и расследование современных видов мошенничества, в особенности совершенных организованными преступными формированиями, невозможно без должного взаимодействия органов предварительного следствия и оперативных служб. В ходе следствия весьма важно тщательно исследовать механизм совершения мошенничества, принять меры к сбору доказательств на каждого из членов преступной группы, преступного сообщества, последовательно и рационально в рамках тактических комбинаций (тактических операций) произвести необходимые следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Статистические данные ГИАЦ МВД России // Министерство внутренних дел РФ: офиц. сайт. URL: https://www.rbc.ru/society/31/08/2020/5f48eal69a79477e21e25d9d (дата обращения: 12.05.2021).

2. Количество случаев интернет-мошенничества увеличилось в Казахстане за год в полтора раза. URL: https://forbes.kz/news/2020/ll/06/newsid_237144 (дата обращения: 13.05.2021).

3. В МВД Беларуси рассказали о самых распространенных способах мошенничества с банковскими картами. URL: https://www.belnovosti.by/proisshestviya/v-mvd-belarusi-rasskazali-o-samyh-rasprostranennyh-sposobah-moshennichestva-s (дата обращения: 12.05.2021).

4. Нугаева Э. Д., Арипов А. Л. Современные способы мошенничества. Особенности расследования : научно-практическое пособие. Уфа : Уфимский ЮИ МВД России, 2021. 112 с.

5. Ефремова Е. И., Бахтигозина Э. И. Мошенничество в медицинских организациях: методы борьбы // Бухучет в здравоохранении. 2018. № 10. С. 45 - 53.

6. Архив Главного следственного управления МВД по РБ. Уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ. Уголовное дело № 20.........791.

7. Онищенко О. Р. Манипулирование сознанием и поведением жертв при мошенничестве : дис. ... канд. психол. наук. 212 с.

8. Полетаева Т. В. Речевые манипуляции в современной англоязычной рекламе : дис. ... канд. фи-лол. наук. М., 2001. 203 с.

9. Кроз М. В., Ратинова Н. А., Онищенко О. Р. Криминальное психологическое воздействие. М. : Юрлитинформ, 2008. С. 119.

10. Нугаева Э. Д. Особенности расследования мошенничества при оказании оккультных услуг: дис. ... канд. юрид. наук. Уфа, 2019. 269 с.

11. Малыхина Н. И. Криминалистическое изучение лица, совершившего преступление: теоретико-прикладные проблемы. М. : Юрлитинформ, 2016. 310 с.

12. Седых Л. В. Преступления, совершаемые с применением гипноза: особенности квалификации и предупреждения. М., 2013. 192 с.

13. В Хабаровске завершено расследование о мошенничестве псевдомедиков. URL: https://www. kommersant.ru/doc/4814625 (дата обращения: 14.06.2021).

О Нугаева Э. Д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.