Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ РЕЙТИНГОВОГО ПРОЦЕССА В ПРАКТИКЕ РОССИЙСКИХ РЕЙТИНГОВЫХ АГЕНТСТВ'

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ РЕЙТИНГОВОГО ПРОЦЕССА В ПРАКТИКЕ РОССИЙСКИХ РЕЙТИНГОВЫХ АГЕНТСТВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
131
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЙТИНГ / РЕЙТИНГОВОЕ АГЕНТСТВО / РЕЙТИНГОВЫЙ ПРОЦЕСС / МЕТОДОЛОГИЯ / ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК / ИНВЕСТИЦИИ / ИНВЕСТОРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шаталова Елена Петровна, Уличкина Людмила Шухратовна

В данной статье авторы рассмотрели особенности деятельности одного из институтов кредитной инфраструктуры - рейтинговых агентств. Представлены основные цели их деятельности. Проведен анализ методик национальных кредитных рейтинговых агентств. На его основе были выделены общие этапы рейтингового процесса. Дана подробная характеристика каждого из этих этапов. Рассмотрены основные способы сбора информации о рейтингуемом субъекте. Представлены виды данной информации, а также источники ее получения. Отражены особенности взаимодействия рейтингового агентства с рейтингуемым субъектом и его последствия. Раскрыты особенности присвоения рейтингов различным типам эмитентов. Рассмотрены условия и процессы отзыва рейтингов. Указаны основания для такого отзыва. Исследован процесс изменения/корректировки рейтинга. Сделаны основные выводы, отражающие уникальность данного субъекта кредитной инфраструктуры, как основного источника информации для участников рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON SOME FEATURES OF THE RATING PROCESS IN THE PRACTICE OF RUSSIAN RATING AGENCIES

In this article, the authors examined the features of the activities of one of the institutions of the credit infrastructure - rating agencies. The main goals of their activities are presented. The analysis of methods of national credit rating agencies is carried out. On its basis, the general stages of the rating process were identified. A detailed description of each of these stages is given. The main methods of collecting information about the rated subject are considered. The types of this information, as well as the sources of its receipt are presented. The features of the interaction of the rating agency with the rated entity and its consequences are reflected. The features of assigning ratings to various types of issuers are disclosed. The conditions and processes of rating revocation were considered. The grounds for such a withdrawal are indicated. The process of changing / adjusting the rating has been investigated. The main conclusions are made, reflecting the uniqueness of this subject of credit infrastructure, as the main source of information for market participants.

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ РЕЙТИНГОВОГО ПРОЦЕССА В ПРАКТИКЕ РОССИЙСКИХ РЕЙТИНГОВЫХ АГЕНТСТВ»

О некоторых особенностях рейтингового процесса в практике российских рейтинговых агентств

Шаталова Елена Петровна,

к.э.н., доцент, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации E-mail: EShatalova@fa.ru

Уличкина Людмила Шухратовна,

студент, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации E-mail: 174804@edu.fa.ru

В данной статье авторы рассмотрели особенности деятельности одного из институтов кредитной инфраструктуры - рейтинговых агентств. Представлены основные цели их деятельности. Проведен анализ методик национальных кредитных рейтинговых агентств. На его основе были выделены общие этапы рейтингового процесса. Дана подробная характеристика каждого из этих этапов. Рассмотрены основные способы сбора информации о рейтингуемом субъекте. Представлены виды данной информации, а также источники ее получения. Отражены особенности взаимодействия рейтингового агентства с рейтингуе-мым субъектом и его последствия. Раскрыты особенности присвоения рейтингов различным типам эмитентов. Рассмотрены условия и процессы отзыва рейтингов. Указаны основания для такого отзыва. Исследован процесс изменения/корректировки рейтинга. Сделаны основные выводы, отражающие уникальность данного субъекта кредитной инфраструктуры, как основного источника информации для участников рынка.

Ключевые слова: рейтинг, рейтинговое агентство, рейтинговый процесс, методология, финансовый рынок, инвестиции, инвесторы.

LQ S Ое

см о см

Как известно, основной целью рейтинговой деятельности является оценка платежеспособности и кредитоспособности эмитентов. Однако каждое агентство имеет свою уникальную методику присвоения рейтингов, тем не менее можно выделить общие этапы процесса рейтингования [1]:

1) сбор данных об организации;

2) общение с руководителями как высшего, так и среднего уровня управления, уточнение деталей деятельности организации;

3) оценка достоверности собранных данных, в том числе использование аудиторско-ревизионных методов;

4) проведение аналитических и иных оценочных действий;

5) подготовка предварительного отчета на основе проведенного анализа;

6) рассмотрение отчета многопрофильным рейтинговым комитетом;

7) обсуждение и утверждение итоговой версии отчета с заказчиком, присваивание рейтинга;

8) публикация рейтинга по согласованию с заказчиком.

Рассмотрим подробнее каждый из этапов.

Сбор данных об организации

В первую очередь, агентство собирает информацию, которая предусмотрена их методологией [2]. Данная информация должна быть получена из достоверных источников, поскольку агентство несет ответственность за выбор источника информации, кроме случаев, когда информацию предоставляет рейтингуемое лицо. Рассмотрим виды информации [3], которая может быть использована:

- сведения из открытых источников;

- сведения из платных источников;

- внутренние сведения организации;

- внутренние сведения агентства.

К сведениям из открытых источников могут относиться любые нормативно-правовые акты, публикации Центральных Банков, данные государственной статистики, а также СМИ.

К сведениям из платных источников может относиться любая финансово-экономическая информация, в том числе различные базы данных.

К внутренним сведениям организации могут относиться любые виды финансовой отчетности, иные виды обязательной отчетности, программы развития деятельности, ежеквартальные отчеты эмитента ценных бумаг, эмиссионная документация по выпускам ценных бумаг, выписки из долговых книг и графики погашения долга, договорная документация по кредитным соглашениям и т.д.

К внутренним сведениям агентства относятся отчеты о ранее проведенных рейтинговых процессах по рейтингуемому лицу, присвоенные ему рейтинги. А также совокупные финансовые и операционные показатели иных рейтингуемых лиц с применением аналитических корректировок.

Итак, были рассмотрены основные виды информации, используемые в процессе рейтингова-ния, однако, помимо них, агентство имеет право запросить дополнительную информацию (документы, комментарии и т.д.) у рейтингуемого лица.

Если собранных данных будет недостаточно или же они будут недостоверны, то применение методологии будет затруднено или невозможно. В таком случае агентство вправе отказать в присвоении рейтинга или прогноза по рейтингу. Также агентство вправе отказать при наличии конфликта сторон - агентства и рейтингуемого лица.

Рейтинговые действия

Процесс рейтингования продиктован собственной методологией агентства и осуществляется на основе собранной на первом этапе информацией. Однако в редких случаях агентство может пересмотреть свою методологию и отступить от нее. Если, к примеру, методология не учитывает или учитывает некорректно информацию об объекте, что может стать причиной присвоения ошибочного рейтинга или прогноза. Систематически отклоняться от методологии агентство не вправе: если отклонение происходит более 3 раз в квартал, методологию следует пересмотреть и усовершенствовать.

Далее перейдем к рассмотрению первичного присвоения рейтинга, которое осуществляется на основании договора об осуществлении рейтинговых действий, если рейтинг был запрашиваемым. Стоит отметить, что по желанию рейтингу-емого лица также может быть присвоен и ожидаемый кредитный рейтинг - мнение агентства о рискованности обязательств. Если имеются основания для отказа в услугах, то рейтингуемое лицо информируется об этом в соответствии с условиями договора об осуществлении рейтинговых действий.

Таким образом, после заключения договора формируется запрос о присвоении первичного кредитного рейтинга, профильным аналитическим подразделением агентства назначаются ответственные Первый рейтинговый аналитик и Второй. В функции Второго входят проведение переговоров с рейтингуемым лицом;

На следующем этапе ответственными аналитиками осуществляется сбор необходимой информации в соответствии с применяемой методологией.

Далее ответственные аналитики представляют доклад, содержащий информацию о кредитном рейтинге, прогнозе или об ожидаемом кредитном рейтинге, и предложения по нему.

В ходе рейтингового анализа один из ответственных аналитиков зачастую выступает в роли

оппонента для первого. Он может высказать свое несогласие с какими-либо действиями или выводами первого аналитика. Однако ему необходимо будет аргументировать свою точку зрения руководителю профильного аналитического подразделения.

Если в процессе заседания рейтингового комитета выясняется, что информации недостаточно или она недостоверна, то агентство вправе отказать в оказываемых услугах.

Перед уведомлением рейтингуемой стороны член рейтингового комитета, в случае несогласия с решением комитета, оставляет за собой право подать апелляцию в течение 4-х рабочих часов с момента окончания рейтингового комитета. В таком случае апелляция будет рассмотрена комитетом на повторном заседании при участии как минимум двух аналитиков, не участвовавших в предыдущем заседании, в порядке и сроки, установленные Положением о рейтинговом комитете агентства.

Далее, после присвоения кредитного рейтинга/ прогноза, ответственные аналитики уведомляют рейтингуемую сторону о соответствии правилам раскрытия кредитных рейтингов и других связанных документов. Также уведомление может быть направлено председателем рейтингового комитета, если он проводился в формате видеоконференции.

Если рейтингуемое лицо не удовлетворит решение комитета, оно оставляет за собой право подать апелляцию. В таком случае агентство будет обязано рассмотреть ее в порядке и сроки, установленные Положением о Рейтинговом комитете агентства.

Стоит отметить, что отклонение от методологии не является основанием для оспаривания качества оказанной услуги.

Если присутствует конфликт интересов/недостоверность информации/несоответствие анализа методологии, то результаты заседания Рейтингового комитета подлежат пересмотру.

Публикация пресс-релиза осуществляется в соответствии с Правилами раскрытия кредитных рейтингов и иных связанных документов. Рейтинги чаще всего подразделяются на общественные (публикуются на официальном сайте агентства и в СМИ), частные (публикуются через безопасный веб-сайт для ограниченного круга пользователей, до 75 названных третьих сторон) и конфиденциальные рейтинги (доступно только для заказчиков рейтингования)^.

Предоставление сведений в ЦБ после публикации

Рассмотрим процессы мониторинга и пересмотра уже присвоенных рейтингов/применяемой методологии, которые агентства осуществляют на постоянной основе. Мониторинг и пересмотр присвоенных рейтингов и применяемой методологии осуществляются в срок не позднее календарного года с даты

сз о

со £

гп Р сг

от А ш

Q. в

СМ

л

присвоения или последнего пересмотра. Для суверенных рейтингов - определяется календарь дат пересмотра, но не более полугода. Для ожидаемых рейтингов срок в полгода может быть превышен.

Если пересмотр применяемой методологии является значительным, то:

Для рейтингуемых лиц, чей рейтинг с высокой вероятностью подвергнется изменению, используется разновидность прогнозов по рейтингам, когда выражение мнения Агентства сопровождается статусом «Рейтинг на пересмотре»;

Ответственные аналитики в течение полугода проводят оценку необходимости пересмотра рейтингов;

Ответственные аналитики в течение полугода организовывают пересмотр рейтинга/прогноза, если это необходимо.

При смене наименования объекта рейтингова-ния, также по причине преобразования, без реорганизации, ответственные аналитики прибегают к пересмотру присвоенных кредитных рейтингов.

При значительном изменении условий, которые могут оказать существенное влияние на рейтинг/ прогноз ответственные аналитики проводят оценку необходимости пересмотра рейтинга/прогноза.

Ответственные аналитики в течение не более 90 дней организовывают пересмотр рейитнга/про-гноза.

При пересмотре ответственные аналитики осуществляют свою деятельность аналогично первичному присвоению.

При поступлении сведений, которые могут оказать влияние на уровень кредитного рейтинга, ответственные аналитики могут собрать внеочередное заседание рейтингового комитета для принятия решений в отношении присвоенного кредитного рейтинга [4]. Для этого необходимо уведомить руководителя профильного аналитического подразделений, который уведомит старшего управляющего директора по рейтинговой деятельности и службу внутреннего контроля.

В ходе мониторинга и пересмотра агентство может выполнить следующие действия:

- утвердить рейтинг/прогноз;

- пересмотреть рейтинг/прогноз/ожидаемый прогноз (если размещение долгового обязательства не состоялось);

- отозвать рейтинг/прогноз/ожидаемый рейтинг (если размещение долгового обязательства отменено, если ожидаемый кредитный рейтинг переводится в кредитный рейтинг, или по причинам коммерческого характера). Перечисленные действия подлежат публикации, а также представляются в ЦБ.

Отзыв кредитного рейтинга

Агентства не отзывают свои рейтинги, если это не оказывает прямого воздействия на способность рейтингуемого лица исполнять принятые на себя финансовые обязательства или же на кредитный риск финансового обязательства или финансового

инструмента. Однако существуют некоторые основания для отзыва рейтинга [5]:

- истечение срока или расторжение договора об осуществлении рейтинговых действий;

- ликвидация или реорганизация объекта рей-тингования;

- погашение финансовых обязательств, в части которых был присвоен кредитный рейтинг;

- нехватка или некорректность сведений для применения методологии агентства;

- неприменимость методологии для сохранения рейтинга;

- наличие конфликта интересов между агентством и рейтингуемым лицом;

- другие основания, установленные договором об осуществлении рейтинговых действий. Если имеются основания (напр. наступление

срока погашения выпуска ценных бумаг) для отзыва кредитного рейтинга, аналитик созывает заседание рейтингового комитета, на который выносит материал для отзыва Кредитного рейтинга.

Агентство публикует информацию об отзыве рейтинга на своем официальном сайте, а также иных ресурсах, если это предусмотрено правилами раскрытия информации о кредитных рейтингах.

Взаимодействие с рейтингуемым лицом

Контакт с сотрудниками рейтингуемого лица происходит посредством личного общения, по телефону, по e-mail и с помощью других способов связи.

Информация может быть передана как на физических, так и на электронных носителях.

Чаще всего ответственные аналитики проводят собрания с руководством, акционерами, сотрудниками высшего и среднего уровней объекта рей-тингования. Формат и порядок проведения согласовываются вовлеченными сторонами.

Собрание может быть проведено в агентстве или в организации, которой присваивается рейтинг. Если организация собрания затруднительна, профильным аналитическим подразделением агентства может быть назначена видеоконференция.

Если провести личную встречу в назначенный срок не представляется возможным, то руководитель профильного аналитического подразделения агентства принимает решение о переносе собрания до появления возможности ее очного проведения. До этого аналитики могут работать с уже имеющимися сведениями.

Ответственные аналитики вправе сотрудничать с представителями рейтингуемого лица, если у них есть подтверждение от самого рейтингуе-мого лица о возможности такого взаимодействия. Тогда вся информация, переданная представителями, будет считаться информацией предоставленной непосредственно рейтингуемым лицом.

На собрании от лица агентства выступают не менее двух ответственных аналитиков, при необходимости иной состав может быть сформиро-

ван службой внутреннего контроля агентства. Таким образом, в собрании также могут участвовать сотрудники непрофильного аналитического подразделения, службы внутреннего контроля, а также методологической группы.

Агентство самостоятельно определяет периодичность встреч. Как правило, встречи проводятся не реже, чем один раз в год, а при мониторинге суверенных кредитных рейтингов - не реже одного раза в полгода. Однако агентство может инициировать проведение встреч, но обычно не ранее 90 дней с даты последней встречи.

В собрании не предусмотрено участие сотрудников Дирекции развития бизнеса, Генерального директора и членов Совета директоров агентства.

Ответственные аналитики вправе согласовывать с объектом рейтингования посещение офисных, производственных и других территорий, которые имеют отношение к деятельности объекта.

Ответственные аналитики имеют право задавать вопросы участникам встречи. Полученная устная информация фиксируется агентством в протоколе встречи и используется в дальнейшем рейтинговом анализе. Также протокол передается председателю рейтингового комитета и хранится в специальном месте.

Если рейтинг присвоен без встречи, то руководитель профильного аналитического подразделения должен уведомить службу внутреннего контроля, а также указать причины присвоения рейтинга без проведения встречи.

В процессе встречи сотрудники агентства руководствуются внутренними документами агентства.

Если рейтингуемая сторона отказывается сотрудничать, если собранных данных будет недостаточно или же они будут недостоверны, то применение методологии будет затруднено или невозможно. В таком случае рейтинговый комитет агентства оставляет за собой право отказать в оказании услуг.

Таким образом, в нашей статье были обозначены и раскрыты некоторые особенности присвоения и отзыва рейтингов эмитентов рейтинговыми агентствами. Российские аккредитованные рейтинговые агентства, используя подобную методику осуществления рейтингового процесса, не спешат раскрывать все национальные особенности рейтингования, мотивируя это наличием коммерческой тайны, которая способна снизить их конкурентоспособность.

Литература

1. Рейтинговое агентство «НКР». Процедура осуществления рейтинговых действий [Элек-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тронный ресурс] - URL: https://ratings.ru/upload/ iblock/52a/NCR_Rating_procedure_100920.pdf (дата обращения 10.05.2021)

2. Рейтинговое агентство «НРА». Процедура рейтингового процесса [Электронный ресурс] -URL: https://www.ra-national.ru/ru/procedure (дата обращения 12.05.2021)

3. Рейтинговое агентство «НРА». Положение о процедурах осуществления рейтинговых действий [Электронный ресурс] - URL: https:// www.ra-national.ru/sites/default/files/compliance/ Положение%20о%20процедурах%20осущест-вления%20рейтинговых%20действий.pdf

4. Рейтинговое агентство «АКРА». Рейтинговый процесс [Электронный ресурс] - URL: https:// www.acra-ratings.ru/about-ratings/rating-process (дата обращения 12.05.2021)

5. Рейтинговое агентство «Эксперт РА». Действующие методологии [Электронный ресурс] -URL: https://www.acra-ratings.ru/about-ratings/ rating-process (дата обращения 15.05.2021)

ON SOME FEATURES OF THE RATING PROCESS IN THE PRACTICE OF RUSSIAN RATING AGENCIES

Shatalova E.P., Ulichkina L. Sh.

Financial University under the Government of the Russian Federation

In this article, the authors examined the features of the activities of one of the institutions of the credit infrastructure - rating agencies. The main goals of their activities are presented. The analysis of methods of national credit rating agencies is carried out. On its basis, the general stages of the rating process were identified. A detailed description of each of these stages is given. The main methods of collecting information about the rated subject are considered. The types of this information, as well as the sources of its receipt are presented. The features of the interaction of the rating agency with the rated entity and its consequences are reflected. The features of assigning ratings to various types of issuers are disclosed. The conditions and processes of rating revocation were considered. The grounds for such a withdrawal are indicated. The process of changing / adjusting the rating has been investigated. The main conclusions are made, reflecting the uniqueness of this subject of credit infrastructure, as the main source of information for market participants.

Keywords: rating, rating agency, rating process, methodology, financial market, investments, investors.

References

1. Rating agency "NKR". The procedure for the implementation of rating actions [Electronic resource] - URL: https://ratings.ru/up-load/iblock/52a/NCR_Rating_procedure_100920.pdf (date of access 05/10/2021)

2. Rating agency "NRA". The rating process procedure [Electronic resource] - URL: https://www.ra-national.ru/ru/procedure (date of treatment 05/12/2021)

3. Rating agency "NRA". Regulations on the procedures for the implementation of rating actions [Electronic resource] - URL: https://www.ra-national.ru/sites/default/files/compliance/

4. Rating agency "ACRA". Rating process [Electronic resource] -URL: https://www.acra-ratings.ru/about-ratings/rating-process (date of access 05/12/2021)

5. Rating agency "Expert RA". Current methodologies [Electronic resource] - URL: https://www.acra-ratings.ru/about-ratings/ rating-process (date of access 05/15/2021)

C3

о

CO

от m Р от

от А

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.