Научная статья на тему 'О некоторых особенностях проведения сравнительно-педагогических исследований'

О некоторых особенностях проведения сравнительно-педагогических исследований Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
211
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ОБРАЗОВАНИЯ / ЗАИМСТВОВАНИЕ И АДАПТАЦИЯ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА / НАЦИОНАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ ОБРАЗОВАНИЯ / COMPARATIVE STUDY OF THEORY AND PRACTICE OF EDUCATION / ADOPTION AND ADAPTATION OF INTERNATIONAL EXPERIENCE / NATIONAL CONDITIONS / EDUCATIONAL STRATEGY AND TACTICS IMPROVING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — У Фаньюань, Тенчурина Лидия Захаровна

Представлены задачи в изучении проблемы проведения педагогического исследования; дано основное содержание сравнительного анализа организации и подготовки специалистов по ветеринарии в китайских и российских вузах с целью выявления общего и различий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — У Фаньюань, Тенчурина Лидия Захаровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME FEATURES OF COMPARATIVE EDUCATIONAL RESEARCH

The paper outlines the purpose of studying the problem of pedagogical research, provides the basic content of the comparative analysis of the organization and specialists’ training in veterinary medicine in Chinese and Russian universities in order to identify common features and differences.

Текст научной работы на тему «О некоторых особенностях проведения сравнительно-педагогических исследований»

Виды тренинга и частота участия студентов МГАУ, %

ИРФ ИЭФ

Тренинг Курс

1 2 3 4 3

Продажа 15 22 24 26 16

Развитие личностных качеств (личностного роста) 18 48 22 26 9

Общение (развитие коммуникативных способностей) 31 45 44 39 18

Развитие психических процессов (внимание, память, мышление) 15 48 17 16 9

Саморегуляция 7 16 7 3 6

Развитие самосознания 7 29 2 13 6

Педагогический 12 26 13 21 2

Актерское мастерство 8 19 15 18 4

Командообразование (сплочение коллектива) 34 6 7 31 11

Самопрезентация 5 9 3 13 11

нинг повышает интерес к учебной и профессиональной деятельности, дает возможность лучшего понимания содержания будущей профессиональной деятельности, способствует развитию профессионально важных качеств, получению новых знаний, позволяет формировать практические умения и навыки, закреплять пройденный материал, а также способствует решению личных проблем.

При этом будущие педагоги видят тренинг не просто как средство решения личных проблем

и развития качеств, а как средство формирования профессиональных умений для своей будущей профессиональной деятельности, понимают разницу между учебным тренингом и психологическим тренингом. Все это свидетельствует о том, что не только у потенциального работодателя, но и у студентов сформирована потребность в получении знаний, умений и навыков тренинговой работы, что актуализирует необходимость организовывать отдельную деятельность по формированию у студентов навыков проведения тренинга, а также проводить научно-исследовательскую работу по изучению условий развития соответствующих умений в рамках подготовки будущих педагогов профессионального обучения.

Список литературы

1. Быков, А.К. Методы активного социально-психологического обучения: учеб. пособие / А.К. Быков. — М.: Творческий центр «Сфера», 2005. — 160 с.

2. Дьячкова, Н.М. Эмоциональный климат учебной группы: социально-психологический тренинг: учеб. пособие / Н.М. Дьячкова, Н.М. Сараева. — Чита: Забайкальский гос. гум.-пед. ун-т, 2005. — 130 с.

УДК 371.001.57

У Фаньюань

Л.З. Тенчурина, доктор пед. наук

Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ПРОВЕДЕНИЯ СРАВНИТЕЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

В условиях глобализирующегося мира одной из активно развивающихся отраслей научнопедагогических исследований становится компаративистика, или сравнительная педагогика.

Основное содержание компаративистских исследований составляет сравнительное изучение теории и практики образования в отдельных странах или группе стран (в том числе и с целью создания единого мирового образовательного пространства). Вместе с тем не менее значимыми задачами в компаративистике является решение проблем заимствования и адаптации зарубежного опыта к национальным условиям, вычленение тех сторон опыта, которые можно использовать для со-

вершенствования стратегии и тактики образования в своих странах.

О значимости сравнительной педагогики как отдельной отрасли научного знания (и соответственно применения ее методов и принципов в научно-педагогических исследованиях) свидетельствует, в частности, тот факт, что сегодня существует Всемирный совет общества сравнительной педагогики ^ССЕ8). Совет является крупной интернациональной общественной организацией, поддерживающей прочные связи с ЮНЕСКО. Членами его являются как отдельные государства, так и группы стран (например, Франкоязычная и Скандинавская ассоциации сравнительной педагогики).

Значительный вклад в разработку теоретических проблем образовательной интеграции вносят крупные исследовательские центры сравнительной педагогики — Институт международных педагогических исследований во Франкфурте-на-Майне (Германия), Международный институт планирования образования в Париже, Международный центр педагогических исследований в Севре (Франция), Институт сравнительной педагогики в Зальцбурге (Австрия), Международный институт по изучению зарубежной педагогики при Колумбийском университете (США) и др.

Будучи давними партнерами, Россия и Китай активно решают задачи социально-экономического подъема и рывка и поэтому нуждаются в мирном, стабильном и гармоничном международном климате. Дальнейший подъем уровня китайско-российских отношений отвечает государственным интересам обеих стран. Активизация взаимовыгодного сотрудничества способствует не только развитию КНР и РФ, но и имеет важное значение в содействии миру и стабильности.

Во взаимоотношениях Китайской Народной Республики и Российской Федерации в последние 10—15 лет произошли серьезные изменения: расширяются и крепнут связи и сотрудничество стран в различных сферах социальной и культурной жизни, в том числе и в области образования. Китайская Народная Республика и Российская Федерация являются участниками Азиатско-Тихоокеанского форума и Болонского процесса*, направленных на создание единого мирового образовательного пространства, поэтому их объединяет ряд ключевых проблем, связанных с необходимостью реформирования национальных образовательных систем и формирования новых образовательных парадигм.

Очевидно, что решение указанных проблем в условиях глобализации экономики, науки, культуры наиболее развитых государств мира невозможно без учета, с одной стороны, современных тенденций в развитии мирового образовательного процесса, а с другой — национальных особенностей образовательных систем России и Китая, поскольку в сравнительно-педагогических исследованиях должны учитываться как взаимосвязи между национальными тенденциями, так и взаимовлияния различных государств. При этом в широких сравнительно-педагогических исследованиях эволюция образования должна рассматриваться на фоне социально-экономического, политического и культурного развития изучаемых стран и регионов. Поэтому анализ систем образования Китая и России неизбежно потребует определенного

* Россия присоединилась к ним в 1998 г. и 2003 г. соответственно, Китай же является только членом Азиатско-Тихоокеанского форума.

102

выхода за собственно педагогические рамки, хотя объект и предмет научного исследования достаточно локальны. Основное его содержание составляет сравнительный анализ организации и содержания подготовки специалистов по ветеринарии в китайских и российских вузах с целью выявления общего и различий, а главное, установления и обоснования позитивного опыта и возможности заимствования и адаптации к национальным условиям каждой из стран. Однако проведение даже такого исследования предполагает серьезное научно-методологическое обоснование рассматриваемых проблем.

Осуществление сравнительно-педагогических исследований по изучению китайского и российского образования соответствует общей направленности развития международного сотрудничества стран, определенной, в частности, в законах КНР «Об образовании», Программе реформы и развития китайского образования (1993), постановлении ЦК Компартии Китая и Госсовета КНР «Об углублении реформы образования и всестороннего стимулирования качественных параметров образования» (1999), документах Китайской ассоциации международных обменов в области образования, реализующих указание Дэн Сяопина «Образование должно быть лицом к модернизации, к миру и к будущему», а также в Законе Российской Федерации «Об образовании», в Программе развития системы непрерывного педагогического образования на 2001—2010 гг. (РФ), Концепции модернизации российского образования на период 2010 г. и др.

Проведенное изучение работ российских и китайских ученых-компаративистов (Б.Л. Вульфсон, М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов, З.А. Малькова, К.И. Салимова, Ханли Шу, Нанчжао Чжоу и др.) доказало необходимость обязательного учета социально-культурной и ментальной специфики стран и народов.

Вслед за российскими учеными Г.Б. Корнето-вым и М.В. Богуславским [1, 2], предложившими теорию цивилизационного подхода, при исследовании специфики подготовки профессиональных кадров авторы статьи предполагают учитывать характеристики дальневосточной и российской цивилизаций, выделенных в работах названных ученых, присущие этим цивилизациям особенности становления и развития педагогической теории и практики.

Так, характеризуя дальневосточную цивилизацию (и в ее рамках в первую очередь китайскую), Г.Б. Корнетов справедливо указывает, что педагогика данной цивилизации, «базирующаяся на конфуцианской традиции, охватывала все стороны жизнедеятельности людей, представляла собой единый комплекс идей и практических предметов. Она ориентировалась на целостное восприятие человеческого духа и бытия, учитывая и используя все

жизненные явления, превращая саму жизнь в средство воспитания, утверждая при этом значимость любого проявления жизни. Дальневосточная педагогика стремилась обеспечить живое единство всех аспектов культурной практики человека, нацеливалась на воспитание целостной личности» [1]. Российский ученый совершенно прав, когда указывает, что конфуцианский взгляд на воспитание как на средство, способное усовершенствовать природу человека, было определяющим для дальневосточной педагогической традиции [там же].

Педагогическая теория и практика дальневосточной цивилизации всегда была очень восприимчивой к инокультурным идеям и опыту. Так, стремление соединить плюсы национальной и западной культур в Китае во второй половине XIX в. породило формулу «китайские знания — сущность, западные занятия — инструмент».

Характеризуя педагогические традиции России как локальной цивилизации, Г.Б. Корнетов рассматривает длительный и противоречивый путь ее развития, оказавший влияние на современное состояние образовательной системы и педагогической науки в Российской Федерации. При проведении исследования необходимо будет учесть эти особенности. Кроме охарактеризованного цивилизационного, авторы предполагают использовать также и парадигмальный подход. Педагогическая парадигма есть переведенный на язык педагогики идеал человека, к которому стремится общество, его отдельные группы (социально-классовые, этнические, профессиональные и т. п.) и представители [3].

Доказав, что «динамика генезиса педагогического знания представлена диалектикой взаимосвязанного развития педагогической мысли и практики», сторонники названного подхода (М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов, Н.В. Назаров и др. [3—5, 6]) подчеркивают необходимость «рассмотрения внутренней логики развития педагогической теории с точки зрения возникновения, взаимодей-

ствия и отмирания педагогических парадигм» [5, с. 10—13]. Объясняя механизм развития педагогического знания и созданных на его основе образовательных моделей, М.В. Богуславский и Г.Б. Корнетов утверждают, что это развитие «происходит не путем замены старого знания (модели) новым в результате смены парадигм, а формируется как альтернативное и вариативное по своей сути, что делает возможным одновременное сосуществование нескольких парадигм» [там же]. Авторы статьи постараются это проследить в ходе исследования.

В заключение следует отметить, что рассмотренные особенности организации сравнительно-педагогического исследования, выявленные на первом этапе работы над диссертацией, возможно, будут уточнены и дополнены на последующих этапах разработки проблемы.

Список литературы

1. Корнетов, Г.Б. Педагогика великих цивилизаций Востока / Г.Б. Корнетов // Свободное воспитание.-1993. — Вып. 4. — С. 39-45.

2. Богуславский, М.В. Проблема концептуализации развития педагогического знания в ХХ столетии: ист.-пед. исследования и проблемы стратегии развития современного отечественного образования / М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов; под ред. З.И. Равкина. — М.: ИТП и МИО РАО, 1993. — С. 226.

3. Корнетов, Г.Б. К вопросу о парадигме гуманистической педагогики / Г.Б. Корнетов // Свободное воспитание.- 1993. — Вып. 2. — С. 20-24.

4. Богуславский, М.В. О педагогических парадигмах / М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов // Магистр. — 1992. — Май. — С. 15-21.

5. Богуславский, М.В. Педагогическая парадигма: история и прогноз / М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов // Магистр. — 1992. — Сентябрь. — С. 13-20.

6. Назаров, Н.В. Методология применения периодизации историко-педагогического процесса в целях прогнозирования стратегии развития образовательных систем: ист.-пед. исследования и проблемы стратегии развития современного отечественного образования / Н.В. Назаров; под ред. З.И. Равкина. — М.: ИТП и МИО РАО, 1993. — С. 48-50.

УДК 371.3

Е.Н. Козлёнкова, канд. пед. наук А.С. Карева

Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

Современные информационно-коммуника- цию многих элементов образовательного процесса

ционные технологии достигли такого уровня на другом качественном уровне. Учебно-воспита-

в своем развитии, что могут обеспечить реализа- тельный процесс, организованный традиционным

------------------------------ Вестник ФГОУ ВПО МГАУ № 3'2011 - --------------103

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.