Научная статья на тему 'О некоторых особенностях православного свидетельства в Западной Европе'

О некоторых особенностях православного свидетельства в Западной Европе Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
61
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Православная Франция / православное свидетельство / разнообразие / юрисдикционные разграничения / конфессиональность / светское общество / закваска нового мира / Orthodox France / Orthodox witness / diversity / jurisdictional distinctions / confessionality / secular society / leaven of the new world

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Иеромонах Александр (Синяков)

В статье рассказывается об особенностях служения православных христиан в современном западноевропейском, в частности во французском, обществе. Богослужебное, культурное, языковое, юрисдикционное разнообразие православных имеет свои положительные и отрицательные стороны. Ни малое число православных христиан, ни сравнительно скромные средства, ни разрозненность, ни существование среди людей иных убеждений и верований, ни враждебность со стороны некоторых кругов не могут помешать Духу Святому вести Церковь Христову, а через неё все человечество и мир, к конечному преображению, по воле небесного Отца.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Иеромонах Александр (Синяков)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON SOME FEATURES OF THE ORTHODOX TESTIMONY IN WESTERN EUROPE

The article tells about the peculiarities of the service of Orthodox Christians in modern West-European, in particular in French, society. Liturgical, cultural, linguistic, jurisdictional diversity of Orthodox has its positive and negative sides. Neither a small number of Orthodox Christians, nor relatively modest means, nor fragmentation, nor the existence among people of other opinions and beliefs, nor hostility on the part of certain circles can prevent the Holy Spirit from leading the Church of Christ, and through it all of humanity and the world, to the final transformation, By the will of the heavenly Father.

Текст научной работы на тему «О некоторых особенностях православного свидетельства в Западной Европе»

УДК 281.9:250(44)

Иеромонах Александр (Синяков)

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ПРАВОСЛАВНОГО СВИДЕТЕЛЬСТВА В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ

В статье рассказывается об особенностях служения православных христиан в современном западноевропейском, в частности во французском, обществе. Богослужебное, культурное, языковое, юрисдикционное разнообразие православных имеет свои положительные и отрицательные стороны. Ни малое число православных христиан, ни сравнительно скромные средства, ни разрозненность, ни существование среди людей иных убеждений и верований, ни враждебность со стороны некоторых кругов не могут помешать Духу Святому вести Церковь Христову, а через неё все человечество и мир, к конечному преображению, по воле небесного Отца.

Ключевые слова: Православная Франция, православное свидетельство, разнообразие, юрисдикционные разграничения, конфессиональность, светское общество, закваска нового мира.

Сегодня я хотел бы поделиться с вами наблюдениями об особенностях свидетельства и служения православных христиан в современном западноевропейском обществе, в частности во Франции. Они основаны на опыте семнадцатилетнего пребывания в этой стране, в которой я оказался после года послушничества в Ипатьевском монастыре, сначала в качестве студента, а затем священника и преподавателя.

Наиболее заметная отличительная черта православных общин в Западной Европе - это их разнообразие, богослужебное, культурное, языковое, юрисдикционное. Во Франции православные - это не только русские, украинцы, но и греки, румыны, ливанцы, грузины, сербы, болгары и, конечно, французы, которые относят себя к разным Патриар-хатам. У каждой общины есть свои литургические особенности, свой взгляд на миссию, свой опыт организации приходской жизни. Это разнообразие -наше преимущество и хрупкость одновременно.

Я считаю это преимуществом по трём причинам. Во-первых, разнообразие помогает по-настоящему осознать наднациональное, вселенское измерение Церкви Христовой. Во-вторых, оно дает возможность приобщиться к ду-

Иеромонах Александр (Синяков), Ректор Духовно-образовательного центра имени преподобной Женевьевы Парижской при Корсунской епархии, Франция

5 декабря 2016 года во время пребывания во Франции Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Духовно-образовательный центр имени преподобной Женевьевы Парижской при Корсунской епархии

ховному богатству разных православных традиций и народов. В-третьих, оно развивает способность отличать в наших преданиях и обычаях то, что является общим, непреходящим, и то, что обусловлено какой-то эпохой или местным опытом. Для христиан очень важно правильно расставлять приоритеты, чтобы церковное предание было живым и воплощенным в разные культуры, но в то же время верным Евангелию Христову и согласованным с проповедью и примером апостолов.

Наше разнообразие имеет и слабые стороны. Нам, православным в Западной Европе, не всегда удаётся убедительно свидетельствовать о единстве «святых Божиих Церквей» несмотря на юрисдикционные разграничения. Не вполне получается у нас объединять потенциал каждой из общин ради общей ответственности за возвещение в мире благой вести воскресения Христова. Наши епархии не достаточно сотрудничают и поддерживают друг друга. Иногда, к сожалению, они даже соперничают. Особенно это касается общин русской традиции, разделённых некогда на три, а ныне на две юрисдикции.

Неспособность всегда, несмотря на канонические и иные различия, свидетельствовать о Христе едиными устами и единым сердцем - это не только горе нас, православных. Это касается христиан в целом. В данном случае это ещё более трагично, потому что сопровождается отсутствием евхаристического общения, а в отношении некоторых общин ещё и единства в вере. Раз-

Иеромонах Александр (Синяков). О некоторых особенностях православного свидетельства...

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл во время посещения Духовно-образовательного центра имени преподобной Женевьевы Парижской при Корсунской епархии

деления христиан, их конфессиональность, зародившаяся сравнительно недавно, но прочно укоренившаяся в умах, без сомнения мешают проповеди Евангелия и смущают многих людей.

Насколько разделённость христиан вредна и нелогична, настолько существование их в контексте светского общества, состоящего из людей разных убеждений, может быть плодотворно. Во-первых, контакты с представителями других религий побуждают христиан более наглядно соответствовать Евангелию, четко отдавать себе отчёт в своём особом призвании, то есть делают их принадлежность Церкви более обстоятельной, взвешенной. Иными словами, в свободном и многорелигиозном мире, где ничто тебя не принуждает быть христианином, ты таковым становишься по собственному выбору; а поскольку выбор обусловлен не внешними социальными факторами, а личной волей, то он делает из тебя более крепкого и деятельного члена Церкви.

По этой причине в наших православных общинах в Западной Европе «прихожан», то есть людей, приходящих в храм для исправления индивидуальной культовой нужды, сравнительно мало, зато много «верных». Скромные по количеству, наши общины отличаются качеством и активностью своих членов, которые в большинстве случаев друг друга знают и которые осознают общую ответственность за будущее христианства, за будущее своей церкви. Я убеждён, что по этой причине нам не стоит бояться секулярного общества, а видеть в нем возможность укрепить сплоченность наших приходов и общин, воспитать христиан в духе мученичества в греческом смысле слова, то есть истинными, последовательными свидетелями грядущего Царства Бо-жия. Это позволяет нашей Церкви быть более апостольской, соборной, в которой все члены, миряне и клирики, равно отвечают за общее дело, каждый внося разный, но одинаково важный вклад в проповедь Благой Вести.

Хотел бы добавить несколько слов о светскости французского государства. Некоторые люди с недоверием воспринимают этот принцип, означающий нейтральность государства в вопросах веры. Однако, в нашем случае, как собственно в случае и всех остальных религий, светскость означает воз-

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл во время посещения библиотеки Духовно-образовательного центра имени преподобной Женевьевы Парижской при Корсунской епархии

можность для всех общин, особенно молодых и малочисленных, каковыми являются православные во Франции, свободно служить, проповедовать, создавать школы, семинарии. Кроме того, очевидно, что разделение духовной и светской сфер есть ответ на призыв Христа воздавать кесарю кесарево, а Божие - Богу.

В заключение позвольте поделиться личным убеждением, что наши православные, как и остальные христианские общины во Франции сейчас, больше чем когда-либо, доказывают верность слов апостола Павла: «Сила Божия проявляется в немощи человеческой». Ни наше малое число, ни сравнительно скромные средства, ни разрозненность, ни существование среди людей иных убеждений и верований, ни враждебность со стороны некоторых кругов не могут помешать Духу Святому вести Церковь Христову, а через неё все человечество и мир, к конечному преображению, по воле небесного Отца. Какими бы мы ни были бедными в духовном или материальном плане, какими бы ограниченными средствами ни располагали, мы можем в любых обстоятельствах способствовать своими скромными силами Божественному смотрению, быть закваской нового мира.

Вы, Церковь Божия в Костроме, тоже являетесь тому наглядным доказательством. Желаю всем вам, особенно преподавателям и учащимся семинарии, помощи Божией в свидетельстве о Христе, благодарю вас за возможность встретиться с вами и прошу ваших молитв о нашей семинарии и о всех православных во Франции. Ждём всех вас в гости!

Иеромонах Александр (Синяков). О некоторых особенностях православного свидетельства...

Hieromonk Alexander (Sinyakov) ON SOME FEATURES OF THE ORTHODOX TESTIMONY IN WESTERN EUROPE

The article tells about the peculiarities of the service of Orthodox Christians in modern West-European, in particular in French, society. Liturgical, cultural, linguistic, jurisdictional diversity of Orthodox has its positive and negative sides. Neither a small number of Orthodox Christians, nor relatively modest means, nor fragmentation, nor the existence among people of other opinions and beliefs, nor hostility on the part of certain circles can prevent the Holy Spirit from leading the Church of Christ, and through it all of humanity and the world, to the final transformation, By the will of the heavenly Father.

Key words: Orthodox France, Orthodox witness, diversity, jurisdictional distinctions, confessionality, secular society, leaven of the new world.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.