Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ОБЪЕКТИВНЫХ ПРИЗНАКОВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО СТАТЬЕЙ 169 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ОБЪЕКТИВНЫХ ПРИЗНАКОВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО СТАТЬЕЙ 169 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
694
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
объект преступления / объективная сторона преступления / квалификация / преступления в сфере экономической деятельности / Уголовный кодекс Российской Федерации / object of the crime / objective side of the crime / qualification / crimes in the sphere of economic activity / Criminal Code of the Russian Federation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Вильская Наталья Викторовна, Малахова Вероника Юрьевна

В статье анализируются особенности видов объектов (родовой, видовой и непосредственный, дополнительный) преступления, предусмотренного ст. 169 Уголовного кодекса РФ. Уделено внимание объективной стороне рассматриваемого преступления. Рассматриваются вопросы конструкции состава преступления, предусмотренного ст. 169 Уголовного кодекса РФ. Анализируются мнения ученыхпрактиков по выявленным проблемам темы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Вильская Наталья Викторовна, Малахова Вероника Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT SOME FEATURES OF OBJECTIVE SIGNS OF THE CRIME PROVIDED BY ARTICLE 169 OF THE CRIMINAL CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article analyzes the features of the types of objects (generic, specific and direct, additional) of the crime under Article 169 of the Criminal Code of the Russian Federation. Attention is paid to the objective side of the crime under consideration. The article deals with the construction of the corpus delicti under Article 169 of the Criminal Code of the Russian Federation. The opinions of practical scientists on the identified problems of the topic are analyzed.

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ОБЪЕКТИВНЫХ ПРИЗНАКОВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО СТАТЬЕЙ 169 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

DOI 10.24411 /2076-1503-2020-11136 ВИЛЬСКАЯ Наталья Викторовна,

старший преподаватель Департамента международного и публичного права Финансового университета при Правительстве

Российской Федерации, e-mail: [email protected]

МАЛАХОВА Вероника Юрьевна

кандидат юридических наук, доцент Департамента международного и публичного права Финансового университета при Правительстве

Российской Федерации, e-mail: [email protected]

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ОБЪЕКТИВНЫХ ПРИЗНАКОВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО СТАТЬЕЙ 169 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. В статье анализируются особенности видов объектов (родовой, видовой и непосредственный, дополнительный) преступления, предусмотренного ст. 169 Уголовного кодекса РФ. Уделено внимание объективной стороне рассматриваемого преступления. Рассматриваются вопросы конструкции состава преступления, предусмотренного ст. 169 Уголовного кодекса РФ. Анализируются мнения ученых-практиков по выявленным проблемам темы.

Ключевые слова: объект преступления, объективная сторона преступления, квалификация, преступления в сфере экономической деятельности, Уголовный кодекс Российской Федерации.

VILSKAYA Natalia Viktorovna,

senior lecturer of the Department of international and public law of the Financial University under the Government of the Russian Federation

MALAKHOVA Veronika Yurievna,

Ph. D., Associate Professor of the Department of international and public law of the Financial University under the Government of the Russian Federation

ABOUT SOME FEATURES OF OBJECTIVE SIGNS OF THE CRIME PROVIDED BY ARTICLE 169 OF THE CRIMINAL CODE

OF THE RUSSIAN FEDERATION

Annotation. The article analyzes the features of the types of objects (generic, specific and direct, additional) of the crime under Article 169 of the Criminal Code of the Russian Federation. Attention is paid to the objective side of the crime under consideration. The article deals with the construction of the corpus delicti under Article 169 of the Criminal Code of the Russian Federation. The opinions of practical scientists on the identified problems of the topic are analyzed.

Key words: object of the crime, objective side of the crime, qualification, crimes in the sphere of economic activity, Criminal Code of the Russian Federation.

Преступления в сфере экономической деятельности отличаются от иных деяний тем, что для уяснения признаков их объективной стороны в силу бланкетности диспозиций уголовно-правовых норм практически всегда необходимо обращаться к иным нормативным правовым актам, в которых содержатся тре-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2020

бования, предъявляемые к тому или иному виду деятельности.

Родовым объектом анализируемых преступлений являются общественные отношения в сфере экономики, обеспечивающие использование собственности в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности для последу-

ющего ее воспроизводства и перераспределения в интересах всего общества; видовым - общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления указанных видов деятельности на основе соблюдения предъявляемых к ней требований. Непосредственным объектом выступают общественные отношения, регулирующие конкретный вид деятельности в той или иной сфере.

Преступления в сфере экономической деятельности, занимаемые 22 главой УК РФ порождают трудности в правоприменении, и статья 169 УК РФ относится к их числу. Уголовный кодекс содержит в себе нужные правовые дефиниции, но тем не менее воплощение этой уголовно-правовой нормы, согласно официальной статистике, практически игнорируется. Несмотря на наличие нормы уголовного законодательства в сфере защиты прав предпринимателей, случаи квалификации деяний, виновных по ст. 169 УК РФ, единичны [1].

Особенность диспозиции данной нормы состоит в ее бланкетности, то есть в необходимости при квалификации деяний обратиться к другим законам, связанным с осуществлением предпринимательской деятельности. Это не является недостатком, однако при квалификации возникает необходимость в учете большого количества правовых норм, а также в обращении к правовым актам в сфере экономики, что и вызывает трудности при определении обязательных объективных и субъективных признаков рассматриваемого состава.

Как известно, состав преступления - основание единственное и необходимое для привлечения к уголовной ответственности. Существует четыре элемента, образующих совокупность обязательных и факультативных признаков деяния. Первая их группа называется объективной. Изначально при определении состава всегда обращают внимание именно на то, какой вред преступление наносит внешней среде, а уже потом отводят время на другие элементы.

Согласно статье 8 Конституции одной из основ конституционного строя является свобода экономической деятельности, важность законной хозяйственной деятельности подкреплена частью 1, статьи 34 основного закона Российской Федерации. Одной из основных прав и свобод человека и гражданина, - гарантированное право на свободное использование своих способностей и имущества для законной предпринимательской и иной экономической деятельности [2].

Одним из правовых средств защиты экономических прав граждан, закрепленных Конституцией, является статья 169 УК РФ, состав которой устанавливает уголовную ответственность за вос-

препятствование законной предпринимательской или иной деятельности.

Родовой объект данного преступления по структуре уголовного кодекса-общественные отношения в сфере экономики. Видовой объект-общественные отношения в сфере экономической деятельности [3].

Общественная опасность состоит в произволе должностных лиц относительно представителей бизнес-структур, в нарушении прав последних и общем давлении на бизнес [4]. В частности, данные преступления провоцируют вывод капитала заграницу, вывод денег в оффшорные зоны с максимально выгодными условиями для владельца бизнеса, неуплату налогов и сборов, развитие недобросовестной конкуренции, появление монополий, дискриминацию на рынке товаров и услуг, что в целом негативно сказывается на экономической сфере и благосостоянии страны [5]. Разумное регулирование необходимо, но оно должно иметь четко обозначенные границы.

Первоначальная редакция статьи 169 говорила исключительно о законных правах индивидуального предпринимателя или коммерческого лица, тем самым исключая вероятность того, что коммерческие организации могут осуществлять не только предпринимательские виды деятельности. Новая редакция рассматриваемой статьи исключила коммерческую организацию, заменив ее на юридическое лицо, также была добавлена не вполне определенное понятие иной деятельности.

В связи с этим возникает вопрос: что входит в понятие иная деятельность. Она подразумевает, что под состав преступления подпадают и непредпринимательские виды экономической деятельности, например, частная практика. Понятие «частная практика» законодательно не закреплено, нет четкого определения, что это за деятельность.

С уверенностью можно лишь сказать, что частная практика — это трудовая профессиональная деятельность человека, который работает на себя, не нанимая других работников. Человек может при этом регистрироваться как индивидуальный предприниматель, а может и не регистрироваться, а платить налоги как физическое лицо (13% НДФЛ) [6].

К лицам, занимающимся частной практикой, относятся частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатский кабинет, частные врачи, детективы и другие лица, имеющие право вести частную деятельность без регистрации вкачестве предпринимателя. С 1 января 2017 года оценщики, патентные поверенные и ряд других профессий тоже могут регистрироваться в Федеральной налоговой службе как частнопрактикующие.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2020

Иная деятельность, подпадающая под состав 169 статьи УК РФ, может быть также социальной, благотворительной и политической.

В связи с этим ставится под вопрос целесообразность введения иной деятельности в связи с тем, что статья 169 УК РФ включена в 22 главу, посвященную преступлениям исключительно в сфере экономической деятельности.

Базовое понятие предпринимательской деятельности дано во 2 статье первой части Гражданского кодекса Российской Федерации [7]. С точки зрения законодателя она самостоятельна, постоянна, осуществляется зарегистрированным субъектом, направлена на систематическое получение прибыли в качестве цели хозяйственной деятельности. Гражданин вправе заниматься предпринимательством без создания юридического лица, но быть зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, соответствующая запись должна быть в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.

Понятие юридического лица закреплено 48 статьей первой части Гражданского кодекса: «Юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде». Юридическое лицо должно обладать одной из организационно-правовых форм и быть зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц.

Юридическое лицо может быть ограничено в правах только в предусмотренных законом случаях, например, в результате банкротства, уставных полномочий, при возбуждении уголовного дела, административного правонарушения.

При наличии других признаков состава воспрепятствование является преступным вне зависимости от того является юридическое лицо коммерческой или некоммерческой организацией, или нет.

В научном сообществе нет единого мнения относительно объекта данного преступления.

Г.А. Русанов считает, что непосредственным объектом является общественные отношения в сфере реализации права на осуществление свободной предпринимательской деятельности, а дополнительным объектом, - общественные отношения в сфере осуществления службы в органах государственной власти [8].

Б.В. Волженкин и Н.А. Лопашенко непосредственным объектом обозначают конституционное право на свободное осуществление предпринимательской деятельности.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2020

Г.С. Аванесян утверждает, что непосредственным объектом служит гарантированное Конституцией РФ право заниматься предпринимательской деятельностью в части его беспрепятственной реализации, а также свободы от незаконного вмешательства в деятельность должностных лиц.

В.Е. Мельникова основным объектом считает деятельность должностных лиц в сфере контроля за предпринимательской деятельностью, а дополнительным, - право на свободное предпринимательство.

С учетом вышесказанного определением непосредственного объекта преступления по статье 169 УК РФ называются общественные отношения, обеспечивающие свободу предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (статьи 8 и 34 Конституции РФ).

Вопрос о наличии дополнительного объекта важен в первую очередь для правоприменительной практики, так как в случае его наличия может быть вменена совокупность преступлений.

Точка зрения о наличии у преступного воспрепятствования экономической деятельности дополнительного объекта, состоящего в общественных отношениях в сфере незаконной деятельности должностных лиц большинством ученых, признается верной.

Объективная сторона преступления, предусмотренного статьей 169 УК РФ.

Объективной стороной экономических преступлений являются деяния, которые выражены в форме действия или бездействия. Объективная сторона включает наибольшее количество признаков, чем иные элементы состава преступления. Б.А. Куринов в связи с этим справедливо отмечает, что такое внимание законодателя к формированию в уголовном законе признаков объективной стороны неслучайно, именно во внешней стороне преступления в первую очередь объективируется общественная опасность деяния, именно «характеристика объективной стороны преступления в уголовном законе отражает состояние (направленность) и «объем» уголовной репрессии в стране».

Отражение состава данного преступления достаточно размыто, сформулирован в виде форм воспрепятствования, которые не позволяют заниматься предпринимательской деятельностью законно.

Объективная сторона вышеназванного преступления выражается в следующих альтернативных действиях или бездействиях:

- незаконный отказ в регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя;

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - это деятельность уполномоченного федерального органа исполнительной власти, связанная с внесением в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях [9].

Согласно ст. 51 ГК РФ государственная регистрация юридических лиц должна осуществляться в органах федеральной налоговой службы. Постановлением Правительства РФ было установлено, что начиная с 1 июля 2002 г. государственную регистрацию юридических лиц осуществляет Федеральная налоговая служба [10]. Регистрация некоммерческих организаций осуществляется в органах Министерства юстиции РФ с последующей постановкой на учет в подразделениях Федеральной налоговой службы [11]. Для отдельных субъектов экономической деятельности установлен особый порядок регистрации.

Отказ в государственной регистрации является правомерным если:

1) не предоставлены документы, поименованные в законе «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

2) юридическое лицо-заявитель находится в процессе ликвидации или реорганизации, или если у индивидуального предпринимателя утратила силу государственная регистрация;

3) регистрирующий орган выбран неверно или его территориальное отделение;

4) документы нотариально не удостоверены если такое условие должно было быть выполнено;

5) подписант заявления о государственной регистрации юридического лица или внесения изменения в единый государственный реестр не имел на то полномочий;

6) выход из ООО единственного участника общества или выхода участников таким образом, чтобы ни одного участника не осталось;

7) несоответствие названия юридического лица требованиям Гражданского кодекса РФ;

8) отсутствие определенных сведений, переданных в Пенсионный фонд Российской Федерации;

9) предоставления недостоверных документов; и прочие основания.

С каждым годом этот перечень неустанно растет, тем самым ограничивая свободу предпринимательской деятельности. Форма отказа без

законных оснований значения не имеет. Как правило отказ мотивирован, например, большим количеством аналогичных организаций, возможным отсутствием спроса на продукцию или нерентабельности производства, по личным мотивам, в связи с отсутствием документов, не требуемых законодателем, но являющихся необходимыми с точки зрения регистратора. Многие специалисты в области уголовного права считают, что значение имеет только письменный отказ, так как проще доказать факт нарушения права, однако анализ действующего законодательства позволяет приравнивать письменное и устное, мотивированное и немотивированное. Решение об отказе в государственной регистрации может быть оспорено в судебном порядке.

- уклонение от регистрации;

Уклонение от регистрации коммерческой организации или индивидуального предпринимателя выражается в сознательном нарушении сроков регистрации. Нормативные акты устанавливают точные сроки регистрации [9]. Согласно пункту 1 статьи 8 федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», государственная регистрация осуществляется в течение 5 рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. По истечении срока должностное лицо должно осуществить два альтернативных действия: выдать регистрационные свидетельства или прислать уведомление об отказе. В качестве второй формы можно назвать безосновательный отказ в приеме документов или требование дополнительных документов, не указанных в законе, умышленная утрата предоставленных документов. Для привлечения к уголовной ответственности необходимо установить, что должностное лицо имело полномочия и реальную возможность действовать, но не совершило действие. Затягивание сроков в данном случае идентично с составом административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 14.25 КоАП: «несвоевременное или неточное внесение записей о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц или об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей» [12]. О воспрепятствовании предпринимательской деятельности речи нет, из чего можно сделать вывод, что только наличие такой цели делает правонарушение преступлением. Также по логике законодателя несвоевременное внесение записи в реестр свидетельствует о вынесении положительного решения регистрирующим органом. При квалификации данной формы воспрепятствования необходимо указывать умысел виновного в уклонении от регистрации предпринимателя.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2020

- незаконный отказ в выдаче специального разрешения на ведение предпринимательской деятельности, требующий его;

- уклонение от выдачи;

Основные положения, касающиеся выдачи разрешений содержатся в федеральном законе «О лицензировании отдельных видов деятельности» [13]. В законе содержится сфера применения закона, полномочия лицензирующих органов, права, обязанности, перечень документов для оформления лицензии, порядок приостановления действия лицензии. В отличие от порядка регистрации речь идет уже о действующем субъекте, ведущем хозяйственную деятельность, поэтому преступление совершается не против предпринимательства, а против осуществления вида деятельности, требующей лицензии в Российской Федерации. Законные основания отказа в выдаче лицензии в соответствии со статьей 14 вышесказанного закона:

1) наличие подложных документов или искажение указанных в них сведений;

2) установление несоответствия между лицензией соискателя и лицензионными требованиями.

Неправомерный отказ может выражаться в безосновательном отказе в выдаче, несмотря на наличие полного пакета документов, в связи с отсутствием нетребуемых по закону документов, в связи с необходимостью проведения экспертизы, фальсификацией отрицательного решения эксперта, отсутствия требуемых специалистов.

- любые формы ограничения прав и интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

Под этим пунктом подразумевается уменьшение правоспособности организаций, создание препятствий для реализации ими своих прав: ограничение деятельности в пределах определенной территории или по времени, отказ в выдаче льготных кредитов предпринимателям, аннулирование лицензий на какой-либо вид деятельности всем юридическим лицам кроме одной конкретной организационно-правовой формы, навязывание ущемляющих интересы условий договоров). Иногда происходит урезание субсидий одним фирмам с целью увеличения помощи другим, подконтрольным самим чиновникам. В связи с тем, что в статье 169 вышеназванные действия не перечислены, они требуют дополнительной квалификации так как могут быть отнесены к действиям, требуемым дополнительной уголовной квалификации по статьям уголовного кодекса об ограничении конкуренции, принуждения к совершению сделки и прочих.

-незаконное ограничение самостоятельности индивидуального предпринимателя или юри-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2020

дического лица и иное вмешательство в предпринимательскую деятельность [14].

В качестве примера можно привести частые необоснованные проверки с изъятием программного обеспечения и документов, принуждение к найму работников, состоящих в родстве с должностным лицом. Проверки будут являться обоснованными в случае, если будет проводиться контроль выполнения, к примеру, санитарно-эпидемиологических норм. Однако даже в этом случае должен быть соблюден специальный регламент по проведению проверок Роспотребнадзором. Плановая проверка проводится не чаще чем один раз в три года в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя на основании ежегодного плана проведения проверок [15].

По данной форме незаконного вмешательства в деятельность предпринимателей в науке предложено принять постановление Пленума Верховного Суда с формулировкой примерных вариантов незаконного вмешательства, так как закрытый перечень приведет к тому, что он будет постоянно расширяться, каждый вариант отклоняющегося поведения потребует его истолкования, объем уголовного закона будет значительно расширен.

По конструкции состав преступления формальный, преступление считается оконченным с момента наступления вышеназванных альтернативных действий. Важно, что совершается преступление с использованием служебного положения. У множества ученых, например, у Н.А. Лопашенко годами возникает непонимание в вопросе криминализации неочевидных, но действительно общественно опасных деяний. Однако, степень общественной опасности нередко зависит от действий потерпевших. В случае если от предпринимателя требуют документы, не предусмотренные законом, и он сразу обращается в правоохранительные органы - ситуация одна. На практике большинство хозяйствующих субъектов предоставляют документы, а за защитой и восстановлением нарушенных прав обращаются только в случае получения отказа в регистрации или выдаче лицензии. Возможно, первую часть статьи 169 УК РФ стоит вообще исключить и перенести в КОАП РФ, в качестве дополнения к статье 14.25. о нарушении законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей [12].

Таким образом, объективная сторона заключается в воспрепятствовании предпринимательской или иной деятельности и проявляется в создании искусственных условий и обстоятельств, мешающих ее нормальному осуществлению.

Формами преступного воспрепятствования являются:

1) неправомерный отказ в регистрации;

2) уклонение от регистрации;

3) неправомерный отказ в выдаче разрешения на деятельность (лицензии);

4) уклонение от его выдачи;

5) ограничение прав и законных интересов индивидуальных предпринимателей и юридических лиц;

6) незаконное ограничение самостоятельности предпринимателей.

Список литературы:

[1] Старовойтова А.К. Уголовно-правовая характеристика воспрепятствования законной предпринимательской или иной не запрещенной законом экономической деятельности // Отечественная юриспруденция. 2019. № 2.

[2] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // «Консультант-Плюс».

[3] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 18.02.2020) // Российская газета, N 113, 18.06.1996, N 114, 19.06.1996, N 115, 20.06.1996, N 118, 25.06.1996.

[4] Н.А. Лопашенко Преступления в сфере экономической деятельности: теоретический и прикладной анализ: монография. В 2 ч. Ч. II. - М.: Юрлитинформ, 2015 - С. 5.

[5] Аванесов Э.А. Воспрепятствование законной предпринимательской и иной деятельности: какие отношения охраняет закон? // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2015. №2

[6] Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 01.04.2020) // Собрание законодательства РФ,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

07.08.2000, N 32, ст. 3340.

[7] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // Российская газета, N 238-239, 08.12.1994.

[8] Русанов Г.А. Экономические преступления: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. М.: Издательство Юрайт, 2019. - С.23

[9] Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 26.11.2019) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2020) // Российская газета, N 153-154,

10.08.2001.

[10] Постановление Правительства РФ от 17.05.2002 N 319 (ред. от 16.09.2003) «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную реги-

страцию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» // Российская газета, N 89, 22.05.2002.

[11] Тюнин, В.И. Преступления в сфере экономической деятельности: учебное пособие для вузов / В. И. Тюнин. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — С. 16.

[12] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 01.04.2020) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.

[13] Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»// Российская газета, N 97, 06.05.2011.

[14] Бражник С.Д., Каплин М.Н. Характеристика признаков объективной стороны воспрепятствования законной предпринимательской и иной деятельности (ст. 169 УК РФ) // Актуальные вопросы борьбы с преступлениями. 2016. №2. С.11.

[15] Приказ Роспотребнадзора от 16.07.2012 N 764 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров» // Российская газета, N 215, 19.09.2012.

Spisok literatury:

[1] Starovojtova A.K. Ugolovno-pravovaya harakteristika vosprepyatstvovaniya zakonnoj predprinimatel'skoj ili inoj ne zapreshchennoj zakonom ekonomicheskoj deyatel'nosti // Otechestvennaya yurisprudenciya. 2019. № 2.

[2] Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 s izmeneniyami, odobrennymi v hode obshcherossijskogo golosovaniya 01.07.2020) // «Konsul'tantPlyus».

[3] Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 13.06.1996 N 63-FZ (red. ot 18.02.2020) // Rossijskaya gazeta, N 113, 18.06.1996, N 114, 19.06.1996, N 115, 20.06.1996, N 118, 25.06.1996.

[4] N.A. Lopashenko Prestupleniya v sfere ekonomicheskoj deyatel'nosti: teoreticheskij i prikladnoj analiz: monografiya. V 2 ch. CH. II. - M.: YUrlitinform, 2015 - S. 5.

[5] Avanesov E.A. Vosprepyatstvovanie zakonnoj predprinimatel'skoj i inoj deyatel'nosti: kakie otnosheniya ohranyaet zakon? // YUridicheskaya nauka i pravoohranitel'naya praktika. 2015. №2

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2020

[6] Nalogovyj kodeks Rossijskoj Federacii (chast' vtoraya) ot 05.08.2000 N 117-FZ (red. ot 01.04.2020) // Sobranie zakonodatel'stva RF, 07.08.2000, N 32, st. 3340.

[7] Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii (chast' pervaya) ot 30.11.1994 N 51-FZ // Rossijskaya gazeta, N 238-239, 08.12.1994.

[8] Rusanov G.A. Ekonomicheskie prestupleniya: uchebnoe posobie dlya bakalavriata i magistratury. M.: Izdatel'stvo YUrajt, 2019. - S.23

[9] Federal'nyj zakon ot 08.08.2001 N 129-FZ (red. ot 26.11.2019) «O gosudarstvennoj registracii yuridicheskih lic i individual'nyh predprinimatelej» (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.04.2020) // Rossijskaya gazeta, N 153-154, 10.08.2001.

[10] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 17.05.2002 N 319 (red. ot 16.09.2003) «Ob upolnomochennom federal'nom organe ispolnitel'noj vlasti, osushchestvlyayushchem gosudarstvennuyu registraciyu yuridicheskih lic, krest'yanskih (fermerskih) hozyajstv, fizicheskih lic v kachestve individual'nyh predprinimatelej» // Rossijskaya gazeta, N 89, 22.05.2002.

[11] Tyunin, V.I. Prestupleniya v sfere ekonomicheskoj deyatel'nosti: uchebnoe posobie

dlya vuzov / V. I. Tyunin. — 2-e izd., pererab. i dop. — Moskva: Izdatel'stvo Yurajt, 2020. — S. 16.

[12] Kodeks Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarusheniyah ot 30.12.2001 N 195-FZ (red. ot 01.04.2020) // Sobranie zakonodatel'stva RF, 07.01.2002, N 1 (ch. 1), st. 1.

[13] Federal'nyj zakon ot 04.05.2011 N 99-FZ «O licenzirovanii otdel'nyh vidov deyatel'nosti»// Rossijskaya gazeta, N 97, 06.05.2011.

[14] Brazhnik S.D., Kaplin M.N. Harakteristika priznakov ob»ektivnoj storony vosprepyatstvovaniya zakonnoj predprinimatel'skoj i inoj deyatel'nosti (st. 169 UK RF) // Aktual'nye voprosy bor'by s prestupleniyami. 2016. №2. S.11.

[15] Prikaz Rospotrebnadzora ot 16.07.2012 N 764 «Ob utverzhdenii Administrativnogo reglamenta ispolneniya Federal'noj sluzhboj po nadzoru v sfere zashchity prav potrebitelej i blagopoluchiya cheloveka gosudarstvennoj funkcii po provedeniyu proverok deyatel'nosti yuridicheskih lic, individual'nyh predprinimatelej i grazhdan po vypolneniyu trebovanij sanitarnogo zakonodatel'stva, zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii v oblasti zashchity prav potrebitelej, pravil prodazhi otdel'nyh vidov tovarov» // Rossijskaya gazeta, N 215, 19.09.2012.

ЮРКОМ ПАНИ

www. law-books, ru

ч

Юридическое издательство

«ЮРКОМПАНИ»

Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.

Профессионально.

В максимально короткие сроки.

Размещаем в РИНЦ, Е-ПЬгагу.

f

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.