Научная статья на тему 'О некоторых особенностях гнездования птиц в пойме нижней Лены'

О некоторых особенностях гнездования птиц в пойме нижней Лены Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
57
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О некоторых особенностях гнездования птиц в пойме нижней Лены»

Сведения об учёте птиц в тростниковых биогеоценозах дельты Волги S-10 февраля 1980 A.n. — Accipiter nisus, C.c. — Circus cyaneus (?), D.m. — Dendrocopos major, Cor.c. — Corvus cornix, P.p. — Pica pica, E.s. — Emberiza schoeniclus, P.m. — Parus major, P.c. — Parus caeruleus, R.p. — Remizpendulinus, P.b. — Panurus biarmicus, Cettia — Cettia cetti

Районы авандельты

Число птиц на 100 га зарослей тростника

A.n.

C.c. D.m. Cor.c. P.p. E.s. P.m. P.c. R.p. P.b. Cettia.

8 з 8 б 1з 8 2з 16 14з 104

- - 16 - 16 - 8 96 16 з2

9 9 21 2б2 42 84

Култучная зона. Тростниковые заросли в култуках и на затопленных косах. Площадь учёта 38 га Островная зона. Тростниковые заросли по окраине осушённых островов. Площадь учёта 13 га Открытая авандельта. Куртинно-кулисные заросли тростника в открытой авандельте. Площадь учёта 30 га

з

з

Обследование низовьев авандельты, проведённое нами в первых числах февраля 1980 года, показало, что широкохвостка, ремез и усатая синица зимуют в тростниковых биогеоценозах авандельты Волги даже в суровые зимы из-за обилия здесь растительных и животных кормов, а также благоприятного микроклимата. По нашим данным, биомасса зимующих насекомых и пауков только в стеблях тростника на 1 м2 зарослей составляет 4107 мг. Температура воздуха в средней и нижней частях тростниковых зарослей в часы учёта птиц 5-10 февраля изменялась от +4.8 до +8.0°С, в то время как у северного края зарослей и на открытых местах она была ль минус 4.1 до минус 4.3°С.

ISSN 1026-5627

Русский орнитологический журнал 2020, Том 29, Экспресс-выпуск 1929: 2440-2443

О некоторых особенностях гнездования птиц в пойме Нижней Лены

Н.И.Гермогенов, В.И.Поздняков

Второе издание. Первая публикация в 1983*

В статье рассматриваются особенности размещения гнёзд и случаи нетипичного гнездования птиц в пойменной части долины нижнего течения реки Лены (район устьев рек Муна и Менкере, 68°с.ш.) в 19781980 годах.

* Гермогенов Н.И., Поздняков В.И. 1983. О некоторых особенностях гнездования птиц в пойме Нижней Лены II Орнитология 18: 190-191.

Сизая чайка Larus canus. В исследуемом районе сизая чайка селится небольшими (до 10-12 пар) разреженными колониями или отдельными парами в лиственничниках и высокоствольных ивняках близ озёр. Из 20 найденных гнёзд 6 располагались на вершинах высоких лиственничных пней (на высоте от 6 до 10 м), 11 — на боковых ветвях и в развилках вершин (3.5-12 м) или прямо на стволах (в последнем случае наклонных) лиственниц (0.5-5.6 м), 3 — на ивах (7.5-10 м). Основу гнезда птицы строят из сухих веток лиственниц или ив с примесью шиповника и берёзы. Выстилочный материал разнообразен: преобладают стебли и корневища злаков (в частности, вейника), тонкие веточки лиственницы, ольхи, ивы, мох и лишайники, довольно часты включения в виде коры и шишек лиственницы. На территории постоянных колоний большинство гнёзд заселялось ежегодно.

Сизые чайки гнездятся на деревьях и в других районах Якутии — на Вилюе (Андреев 1974), Индигирке (Успенский и др. 1962), Колыме (Кречмар и др. 1978), в долине среднего течения реки Лены (наши наблюдения), а также в Западной Сибири (Гынгазов, Миловидов 1977). Во всех случаях гнёзда были найдены в поймах рек, и вывод А.В.Креч-мара с соавторами (1978) о том, что гнездование на деревьях вообще характерно для сизых чаек на северо-востоке Азии, на наш взгляд, более правомерен для пойменных биоценозов.

Фифи Tringa glareola. В районе впадения в Лену её притоков Мен-кере и Муна фифи гнездится в лиственничных лесах и в ивняковых зарослях как островной, так и приматериковой поймы, чаще всего в колониях дроздов-рябинников Turdus pilaris или поблизости от них. Из 21 осмотренного нами гнезда фифи 14 располагались в гнёздах дроздов (на высоте от 2 до 10, в среднем 4.9 м),3 — на пнях (0.5-1.6 м) и только 4 гнезда — на земле. Последние были найдены в лиственничниках высокой поймы на участках, первыми освобождающихся от паводковых вод, и представляли собой небольшие утрамбованные во мху углубления, слабо выстланные листьями берёзы, ивы, брусники, кассандры, стеблями трав. Гнёзда, устроенные на пнях и в старых гнёздах дроздов, специальной выстилки не имели. Ею иногда служила труха, осыпавшаяся со стенок, и небольшое количество случайно залетевших хвои и листьев.

Фифи заселяют, как правило, старые гнёзда дроздов. Но 22 июня 1979, обследуя колонию рябинников, расположенную в сыром ивняке острова Сырай-Куттага, мы подняли с дроздиного гнезда (помещалось на иве в 4 м от земли) фифи, насиживающего смешанную кладку из 3 собственных и 4 яиц рябинника. Выяснить, при каких обстоятельствах кулик занял гнездо рябинника, не представлялось возможным. 7 июля яиц фифи в гнезде уже не было: птенцы, видимо, вылупились и покинули его. Об использовании фифи старых гнёзд дроздов в пойменных

биотопах реки Лены указывает Ф.П.Соловьёв (1976). Всё это свидетельствует о том, что данный тип гнездования у фифи — явление не столь уж редкое.

Мородунка Xenus cinereus. Гнездится в высокоствольных ивняках и по опушкам лесов различных типов. Гнёзда устраивает, как правило, на земле. Мы нашли 9 гнёзд мородунки. Одно из них — в сыром ивняке на стволе принесённого паводком дерева. Гнездо располагалось у его комлевой части на высоте 0.5 м и было построено из веточек ивы. Выстилка — сухие листья ивы и немного мха.

Обыкновенный бекас Gallinago gallinago. Гнездовой биотоп - открытые заболоченные пространства. 20 июня 1980 кладка из 2 яиц этого бекаса найдена в лиственничном лесу в старом гнезде дрозда, устроенном на наклонной лиственнице на высоте 2.8 м. Обращал на себя внимание необычайно бледный цвет яиц. Такое же по окраске яйцо было отложено самкой и на следующий день.

Белая трясогузка Motacilla alba. Отличается высокой пластичностью в выборе мест для гнездования. Из найденных в пойме гнёзд 2 были устроены на ивах, 2 - в дуплах лиственниц, 1 - на ели, 1 - на пне, 1 - во вьючной суме, подвешенной на лиственнице, и только 2 -на земле. Гнёзда надземного положения располагались на высоте от 2.1 до 6, в среднем 3.8 м, причём 4 из них были открытого типа.

Пеночка-весничка Phylloscopus trochilus. Одно из 4 гнёзд, найденное 7 июля 1979 в ивняке острова Сырай-Куттага, располагалось между стволов ивы на высоте 1.7 м. Строительным материалом служили тонкие стебельки трав, хвощ. Внутри выложено птичьим пухом. Форма гнезда типичная, только наружный слой более рыхлый, чем у гнёзд, расположенных на земле.

Овсянка-крошка Emberiza pusilla. Гнездится в различных биотопах, явно избегая переувлажнённых участков. Гнёзда обычно устраивает на земле (n = 23). В островном ивняке острова Джолдонго 23 июня 1979 найдено гнездо этой овсянки с полной кладкой из 5 яиц, которое располагалось на изломе ствола ивы в 1.6 м от земли. Строительный материал — типичный для района: вейник, мелкие травинки, хвощ.

Овсянка-ремез Emberiza rustica. Гнездовой биотоп — пойменные высокоствольные лиственничники. Одно из 3 найденных гнёзд располагалось с торцовой стороны упавшей лиственницы. Находилось оно в глубине ниши в 20 см от её входа и в 40 см от земли.

Многие виды птиц, и в первую очередь наземногнездящиеся, сроки размножения которых совпадают со временем вскрытия реки Лены, в период весенних разливов (особенно высоких и продолжительных) испытывают острую нехватку мест, пригодных для гнездования. Именно этим обстоятельством, на наш взгляд, объясняется переход (полный или частичный) сизой чайки, фифи и белой трясогузки к нехарактер-

ному для них наземному типу расположения гнёзд, а также проявление этой тенденции у отдельных пар обыкновенного бекаса, мородун-ки, пеночки-веснички, овсянки-крошки и овсянки-ремеза.

Литератур а

Андреев Б.Н. 1974. Птицы Вилюйского бассейна. Якутск: 1-302.

Гынгазов А.М., Миловидов С.П. 1977. Орнитофауна Западно-Сибирской равнины. Томск: 1-325.

Кречмар А.В., Андреев А.В., Кондратьев А.Я. 1978. Экология и распространение птиц

на Северо-Востоке СССР. М: 1-196. Соловьёв Ф.П. 1976. К экологии кулика фифи в Центральной Якутии // Эколого-био-

логические исследования организмов высоких широт. Якутск: 103-104. Успенский С.М., Бёме Р.Л., Приклонский С.Г., Вехов В.Н. 1962. Птицы северо-востока Якутии // Орнитология 4: 64-86.

ISSN 1026-5627

Русский орнитологический журнал 2020, Том 29, Экспресс-выпуск 1929: 2443-2445

О совмещении циклов гнездования у малой горлицы Streptopelia senegalensis

Э.И.Гаврилов

Второе издание. Первая публикация в 1983*

В городе Алма-Ате нам удалось проследить за тремя последовательными циклами гнездования пары малых горлиц Streptopelia senegalensis. На балконе 3-го этажа были укреплены две гнездовые площадки, на одной из которых птицы гнездились практически ежегодно. В 1978 году начало гнездования зарегистрировать не удалось, 31 марта в гнезде сидели 2 начавших оперяться птенца, a 3 апреля при кольцевании один из них слетел, пролетел около 10 м и сел на дерево в 4-5 м ниже гнезда. Посаженный на место он оставался в гнезде до 8 апреля, когда вылетели оба птенца. Самка этой же пары 7 апреля сидела на второй гнездовой площадке, под ней оказалось холодное на ощупь яйцо. Первую ночь после вылета молодые, которых кормил самец, провели в родном гнезде, вторую — на соседнем дереве, а третью и четвёртую один из них ночевал рядом с самкой в новом гнезде. Кормление молодых горлиц самцом наблюдали 14 апреля, а 15 апреля они сопровождали его, выпрашивая корм, но уже немного кормились на кормушке и самостоятельно.

* Гаврилов Э.И. 1983. О совмещении циклов гнездования у малой горлицы II Орнитология 18: 189-190. Рус. орнитол. журн. 2020. Том 29. Экспресс-выпуск № 1929

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.