Научная статья на тему 'О некоторых особенностях философской рефлексии'

О некоторых особенностях философской рефлексии Текст научной статьи по специальности «Философия»

730
80
Поделиться
Ключевые слова
РЕФЛЕКСИЯ / ФИЛОСОФСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ / ГЕГЕЛЬ: КОНЦЕПЦИЯ ФИЛОСОФСКОЙ РЕФЛЕКСИИ / HEGEL: THE CONCEPT OF PHILOSOPHICAL REFLECTION / ПОППЕР: КОНЦЕПЦИЯ ФИЛОСОФСКОЙ РЕФЛЕКСИИ / POPPER: THE CONCEPT OF PHILOSOPHICAL REFLECTION / ЭКСТРАВЕРТНАЯ РЕФЛЕКСИЯ / ИНТРОВЕРТНАЯ РЕФЛЕКСИЯ

Аннотация научной статьи по философии, автор научной работы — Хачатрян А. А.

Высшим видом рефлексии является философская рефлексия размышление о предельных основаниях бытия, осмысление предельных оснований человеческого сознания и поведения путем критического анализа их форм, установок и предпосылок. Философская рефлексия связана с выявлением смыслов, то есть имеющихся в культуре исходных наиболее общих знаний, ценностей, регулятивов. Она критически анализирует, систематизирует, интерпретирует их, формирует более адекватные способы организации, описания и объяснения человеческого опыта, выдвигает идеи, принципы, которые должны его обосновать.

SOME FEATURES OF THE PHILOSOPHICAL REFLECTION

The highest form of reflection is a philosophical reflection thinking about the limiting grounds of being, understanding of ultimate bases of human consciousness and behavior through a critical analysis of their forms, attitudes and assumptions. Philosophical reflection is related with the identification of meanings, that is available in the culture of the most common source of knowledge, values and regulators. It critically analyzes, organizes, interprets them, forms more appropriate ways to organize, describe and explain the human experience, brings ideas and principles that should substantiate it.

Текст научной работы на тему «О некоторых особенностях философской рефлексии»

УДК 1:11/13

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ФИЛОСОФСКОЙ РЕФЛЕКСИИ

Хачатрян А.А. - д.ф.н., профессор, зав. кафедрой философии и истории Казанская государственная академия ветеринарной медицины имени Н.Э. Баумана

e-mail: khachatryan_agasi@mail.ru

Ключевые слова: рефлексия, философская рефлексия, Гегель: концепция философской рефлексии, Поппер: концепция философской рефлексии, экстравертная рефлексия, интровертная рефлексия.

Key words: reflection, philosophical reflection, Hegel: The concept of philosophical reflection, Popper: the concept of philosophical reflection, extroverted reflection, introverted reflection.

Систематический анализ феномена рефлексии имеет важное значение для понимания специфичности философии как формы теоретического освоения действительности, а также важное методологическое значение для

исследования проблем научной рефлексии как анализа теоретического знания в данной области науки. Но без учета историко-философских традиций невозможно было бы осмыслить проблему рефлексии.

Гегель исходит из того, что вопреки Канту познание сущности возможно. Познание носит рационально-понятийный характер, в этом философ расходится с Шеллингом, считавшим, что постижение истины происходит не с помощью понятий, а непосредственно интуитивно. Гегель выделяет рефлексию как способность человеческого сознания стать предмету осмысления, выделяет специфику рефлексивного мышления. Мышление является рефлексивным тогда, когда, во-первых, помимо получения предметного знания, имеет ясное представление о способах его получения; во-вторых, когда возникает проблема обоснования знания и ставится вопрос о его истинности; в-третьих, рефлексия состоит в возможности мышления контролировать само себя. По Гегелю, с мыслью дело обстоит так, что только порождая себя, она себя находит. Мышление становится действительным в подлинном смысле слова лишь в том случае, когда оно осознает себя, предстает самому себе в качестве объекта. Человеческая способность

рефлексирования вызывает восхищение Гегеля. Рефлексия - это свет, который «превращается в молнию мысли, ударяющую в самое себя и создающую,

исходя отсюда, свой мир»[1]. Подвергая самого себя творческому анализу, рефлексивное мышление извлекает из своих недр новое знание о себе, служащее инструментом постижения бытия.

Гегель выделяет две формы рефлексии: теоретическую и практическую. Теоретическая рефлексия есть метод «восхождения ко многим определениям предмета, и осуществляющееся благодаря этому сведение их в некотором единстве» и есть всеобщее или внутренняя природа и сущность предмета[2]. Человек должен обращаться к теоретической рефлексии, которая единственно способна дать человеку понимание собственной сущности. Только человек поднимается от единичности ощущения к всеобщности мысли, к постижению своей субъективности, и этим существенно отличается от природы. Практическая рефлексия - это процесс становления человека человеком. Прежде всего рефлексии подвергаются побуждения человека. По Гегелю, подвергнуть побуждения рефлексии - значит узнать о них и о том, что им противоположно [3], то есть социальные формы деятельности и общения - понятия права, долга и т. д.

Гегель радикально изменяет предмет философии. Если для Бэкона и Декарта философия в первую очередь есть методология, а для Канта - гносеология, то Гегель возвращает философии ее первоначальный смысл: философия есть учение об основах всего сущего. Несмотря на то, что человек как личность у Гегеля теряется в процессе восхождения к высшим ступеням духа, по существу речь постоянно ведется о развитии человеческого осмысления мира и себя в мире. Поэтому

философия делает своим предметом общественное сознание во всем его многообразном богатстве и выступает как самосознание конкретной исторической эпохи, «дух времени как мыслящий себя дух». У Гегеля философия - сложное единство мышления о бытии и познании, так как она представляет собой высший способ постижения духом своей сущности, самое существенное знание о мире и всеобщий метод.

К. Маркс показывает, что гегелевская концепция рефлексии не проясняет структуру и механизм деятельности людей, которые породили эти мыслительные формы. Происхождение познания, всех мыслительных форм, в том числе и рефлексии мышления о самом себе, можно правильно понять только в системе практико-преобразовательного отношения человека к миру. Практическая деятельность - исходный пункт и основа анализа познания [4].

К.Поппер, как известно,

необоснованно критикует марксистскую теорию истории, считая ее «псевдонаукой», поскольку в отличие от обычных теорий эмпирических наук, она не удовлетворяет требованию

фальсифицируемости. Правда, для К. Поппера критическая рефлексия — основной механизм развития науки и является значительным шагом в исследовании рефлексивной природы научного познания. Однако, концепция философской рефлексии К.Поппера имеет существенные недостатки. Он признает, что философские идеи оказали величайшее влияние на развитие науки - от Фалеса до Эйнштейна. В то же время Поппер полагает, что нет вообще «такой вещи, как некая сущность философии, которую можно было бы выделить и отлить в некотором определении»[5]. Такой позитивистский подход открывает путь к лишению философского знания объективных оснований, к отрицанию самостоятельной эвристической функции философской рефлексии. Это относится и к философской методологии. Поппер пишет: «Нет метода, специфического только для философии» [6]. Такое понимание философии, ее предмета и метода только усиливает внутреннее противоречие концепции Поппера.

Рефлексия - имманентное свойство

человеческого мышления. Посредством рефлексии поток человеческого сознания обретает структуру и формы, рациональную устойчивость. Рефлексия означает переход к предметному рассмотрению сознания, переход к самонаблюдению, к критическому самоанализу и критической самооценке. Благодаря рефлексии человек освобождается от непосредственной привязанности к сущему и, как мыслящее существо, возвышается до субъекта культурной деятельности, становится субъектом познания; устраняются человеческие предрассудки и заблуждения; оказывается возможным духовный прогресс человечества.

Рефлексия - феномен

сложноструктурированный. В ней сосредотачивается познавательный опыт человека, опыт его собственной психической деятельности. Как

способность относиться к содержанию своего мышления «со-стороны», она существует в двух основных формах:

1. Экстравертная рефлексия. Деятельность рефлексии возможна при наличии внешних восприятий, непременно мотивируется внешним опытом - знанием, полученным от воздействия внешнего мира. В экстравертной рефлексии не принимаются как необходимая достоверность факты опыта, господствующие взгляды без предварительного испытания разумом. Осуществляется критическое рассмотрение убеждений, предрассудков и верований, создаются новые образы мира, субъект видит мир по-другому. При экстравертной рефлексии собственное я находится вне анализа, вне критического рассмотрения.

2. Интровертная рефлексия. Здесь к анализу знания, полученного от воздействия внешнего мира, присоединяется самоанализ, то есть познание я как существа, наделенного мыслями, чувствами, желаниями, противоположное осознанию внешнего мира [7]. Рефлексия - это такой поворот разума к я, благодаря которому становится возможным присвоение познанного; это сознательно осуществляемое самопознание. «Самосознание в случае рефлексии - это не просто знание о том, что есть, а всегда способ критического переосмысления сложившихся систем деятельности, принятых

установок, имеющейся Я-концепции. Поэтому это также пересоздание объекта рефлексии, в том числе и самого Я» [8]. Это высший вид рефлексии: здесь выявляются глубинные смыслы человеческого бытия, исторические цели человека и человечества. Рефлексия - контролируемая субъектом деятельность.

Экстравертная и интровертная формы рефлексии выражают, соответственно, две сферы человеческого мышления: знание о мире и самоорганизующийся центр, самосознание, я. При этом самосознание и осознание внешнего мира согласуются. Из единства и взаимосвязи субъектно-объектных отношений следует: познавая себя, мышление познает и внешний мир. Рефлексивное мышление существует лишь до определенных границ, всякая их абсолютизация неизбежно приводит к неадекватному отображению не только самого мышления, но также и внешнего бытия.

Рефлексия - свойство,

обусловливающее специфичность

философии как формы теоретического освоения действительности. Высшим видом рефлексии является философская рефлексия - размышление о предельных

оснований человеческого сознания и поведения путем критического анализа их форм, установок и предпосылок. Философская рефлексия связана с выявлением смыслов, то есть имеющихся в культуре исходных наиболее общих знаний, ценностей, регулятивов. Она критически анализирует, систематизирует,

интерпретирует их, формирует более адекватные способы организации, описания и объяснения человеческого опыта, выдвигает идеи, принципы, которые должны его обосновать. Философская рефлексия -мощное средство осуществления культурного синтеза. Она становится самосознанием духовной деятельности, поиском методологических, логических, ценностных, мировоззренческих и иных оснований познания и жизни, бытия культуры.

Философия есть не просто высокоабстрактная сфера знания. Выявляя и уясняя имеющиеся в культуре смыслы, философия выступает также как высокорефлексивная сфера общечеловеческого знания. По словам И. Канта, философия есть идея совершенной мудрости, указывающей нам последние цели человеческого разума [9].

основаниях бытия, осмысление предельных

ЛИТЕРАТУРА: 1.Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. Книга первая. СПб., 1993. С. 146; 2. Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет. М., 1971. Т. 2. С. 130,194; 3. Там же. С. 22,23.; 4. См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 3. С. 248; Т. 19. С. 377; Т. 23. С. 188; 5. Поппер К. Логика и рост научного знания: Избр. работы. М., 1983. С. 40; 6. Там же.С.35. 7. Б. Рассел подметил, что в размышлении «мы начинаем с "не-Я", и через его величие "Я" расширяет свои границы: через бесконечность вселенной разум, созерцающий ее, становится участником бесконечности... через величие мира, о котором философия размышляет, разум также становится великим и способным к тому союзу со вселенной, который является высшим благом» (Джемс У. Введение в философию. Рассел Б. Проблемы философии. М., 2000. С. 274,276); 8. Лекторский В. А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2001. С. 170; 9. Кант И. Собр. соч.: В 8 т. Т. 8. С. 279.

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ФИЛОСОФСКОМ РЕФЛЕКСИИ

Хачатрян А.А. Резюме

Высшим видом рефлексии является философская рефлексия - размышление о предельных основаниях бытия, осмысление предельных оснований человеческого сознания и поведения путем критического анализа их форм, установок и предпосылок. Философская рефлексия связана с выявлением смыслов, то есть имеющихся в культуре исходных наиболее общих знаний, ценностей, регулятивов. Она критически анализирует, систематизирует, интерпретирует их, формирует более адекватные способы организации, описания и объяснения человеческого опыта, выдвигает идеи, принципы, которые должны его обосновать.

SOME FEATURES OF THE PHILOSOPHICAL REFLECTION

Khachatryan A.A.

Summary

The highest form of reflection is a philosophical reflection - thinking about the limiting grounds of being, understanding of ultimate bases of human consciousness and behavior through a critical analysis of their forms, attitudes and assumptions. Philosophical reflection is related with the identification of meanings, that is available in the culture of the most common source of knowledge, values and regulators. It critically analyzes, organizes, interprets them, forms more appropriate ways to organize, describe and explain the human experience, brings ideas and principles that should substantiate it.

УДК 81:378.147

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ: ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ СКВОЗЬ ПРИЗМУ КОНЦЕПТА

"ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ"

Хрусталева О.Н. - к. п.н., доцент Казанский юридический институт МВД России e-mail: okhrustal@mail.ru

Ключевые слова: языковая личность (ЯЛ), полицейский, имидж сотрудника органов внутренних дел, речевая культура сотрудника органов внутренних дел.

Key words: linguistic personality, the policeman, the image of the police, the verbal culture of the police.

Многообразие и сложность задач, стоящих перед органами внутренних дел, решаемых в ситуации глобальных изменений в политической и социально-экономической жизни российского общества, предъявляют высокие требования к профессиональным, личностным и нравственным качествам всех категорий сотрудников органов внутренних дел (ОВД), и, особенно, к их будущим офицерским кадрам. И уверенное владение языком (в идеале - языками) является одним из основных направлений, определяющих гуманистическую культуру личности. Общеизвестно, что знание языков способствует духовному росту человека, выступает средством выражения своих мыслей, чувств, познания окружающей действительности и как средство коммуникации с представителями других народов, особенно в условиях полилингвального общества, каким является Республика Татарстан.

Так же неоспоримо важна роль и значение языкового многознания и в процессе формирования положительного

имиджа сотрудника органов внутренних дел, которому необходимо совмещать в себе прагматические роли гражданина, морального проповедника,

беспристрастного исследователя, юриста-ученого, судьи, обвинителя, полемиста, рассказчика-психолога, реализуя различные варианты речевого поведения в различных ситуациях профессионального общения. [1]

В связи с этим, говоря о профессиональной речи, нельзя не отметить очевидного: профессиональная речь требует определенного образования. Общение специалистов, в том числе общение юристов, это профессиональное общение. И здесь особо необходимо подчеркнуть важность различных аспектов профессиональной речи: от лексикона, произношения терминов и специальных фраз до построения высказывания с учетом коммуникативных целей.

Профессия полицейского, как и любая другая, в некотором смысле -речевая: сотрудник организует свою деятельность через слово, выражая себя в профессиональном тексте и в устных