Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ'

О НЕКОТОРЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / СУБЪЕКТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / РУКОВОДИТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пономарева О.М.

Автор акцентирует внимание на значимости воспитательной работы в органах внутренних дел в современных условиях. Представлен анализ факторов, оказывающих воздействие на ее организацию и успешность, а также определены некоторые направления совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пономарева О.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT SOME AREAS OF IMPROVEMENT OF EDUCATIONAL WORK IN THE INTERNAL AFFAIRS BODIES

The author focuses on the importance of educational work in the internal a airs bodies in modern conditions. An analysis of the factors in uencing its organization and success is presented, as well as some areas for improvement are identi ed.

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»

Научная статья © Пономарева О.М., 2022

NIION: 2010-0082-1/22-064 УДК 37.01

MOSURED: 77/27-006-2022-01-83

О НЕКОТОРЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Ольга Михайловна Пономарева

Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России gaidukovaom@mail.ru

Аннотация. Автор акцентирует внимание на значимости воспитательной работы в органах внутренних дел в современных условиях. Представлен анализ факторов, оказывающих воздействие на ее организацию и успешность, а также определены некоторые направления совершенствования.

Ключевые слова: воспитание, воспитательная работа, субъекты воспитательной работы, направления воспитательной работы, руководитель

Для цитирования: Пономарева О.М. О некоторых направлениях совершенствования воспитательной работы в органах внутренних дел // Современная наука. 2022. № 2. С. 49-51.

Original article

ABOUT SOME AREAS OF IMPROVEMENT OF EDUCATIONAL WORK IN THE INTERNAL AFFAIRS BODIES

Olga M. Ponomareva

Stavropol branch Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia gaidukovaom@mail.ru

Abstract. The author focuses on the importance of educational work in the internal affairs bodies in modern conditions. An analysis of the factors influencing its organization and success is presented, as well as some areas for improvement are identified. Keywords: education, educational work, subjects of educational work, directions of educational work, head

For citation: Ponomareva О.М. About some areas of improvement of educational work in the internal affairs bodies // Modern science. 2022. № 2. P. 49-51.

В истории российского государства сотрудники органов внутренних (далее также сотрудники) дел всегда являлись примером для подражания, в большинстве своем обладали устойчивой системой морально-нравственных ценностей, четкой жизненной позиций, любовью к Родине и делу, которому служили.

Период перестройки, а также 90-е - начало 2000-х гг. дискредитировали облик сотрудников органов внутренних дел, поэтому в настоящее время у части населения сохраняется негативное мнение о них.

Законодательное закрепление и совершенствование на протяжении последнего десятилетия правового статуса сотрудников продемонстрировало особое внимание со стороны общества и государства к органам внутренних дел. В условиях повышенного внимания общественно-государственных институтов к сотруднику, его отношению к служебному долгу и дисциплине к нему предъявляются высокие требования.

Такая позиция общества и государства обусловлена, по нашему мнению, тем, что из всех правоохранительных органов полиция наиболее близка к повседневной жизни граждан и их проблемам, наделена полномочиями по обеспечению личной и общественной безопасности, охране общественного порядка и возможностями для их эффективной реализации.

Целевое назначение органов внутренних дел -обеспечение правопорядка и безопасности личности, общества и государства, что, безусловно, создает основу для публичности полиции, ее взаимодействия с органами власти, институтами граж-

данского общества и различными слоями населения.

В связи с этим возникает потребность в создании и постоянном совершенствовании системы воспитательной работы с сотрудниками, в формировании и коррекции их профессионально-личностных качеств для успешной реализации задач служебной деятельности.

Традиции воспитательной работы в органах внутренних дел имеют глубокую основу, складывавшуюся на протяжении длительного времени, однако в современных реалиях она нуждается в развитии для соответствия требованиям службы.

Приоритетными направлениями воспитательной работы в органах внутренних дел выступают формирование системы государственно-правовых знаний сотрудников, их правовое, патриотическое, эстетическое и нравственное воспитание, основанное на развитии социально-значимой системы ценностных ориентаций.

Воспитательное воздействие на сотрудника оказывает целый ряд факторов в поцессе служебной деятельности. Особая роль отводится специализированным подразделениям по работе с личным составом, отделам (отделениям) морально-психологического обеспечения, которые проводят воспитательную работу, а также руководителям различных уровней, прежде всего непосредственным руководителям подразделений.

Именно руководитель оказывает воздействие на сознание, чувства и состояние сотрудника, он знает из опыта повседневного общения особенности его характера и личности и способен сохранять и укре-

MODERN SCIENCE. 2022. № 2.

плять своим влиянием законность и дисциплину, правомерное поведение сотрудников.

Работой по состоянию законности и дисциплины занимаются и ранее перечисленные подразделения, но именно руководитель несет персональную ответственность за моральное состояние и профессиональную готовность подчиненных к служебной деятельности.

Это создает ситуацию моральной ответственности подчиненных перед руководителем, которого они не должны подводить, допуская сознательно или случайно нарушение законности и дисциплины.

Руководитель должен являться примером для подчиненных, не допускать нарушений в служебной деятельности, соответствовать ряду требований (внешний вид, уровень образования, опыт профессиональной деятельности, нравственные качества, навыки коммуникации, следование требованиям закона, самодисциплина, наличие психолого-педагогических знаний), что в совокупности формирует положительный образ (имидж). В этом случае руководитель выступает авторитетным лидером и без труда добивается соблюдения требований от подчиненных.

Руководитель должен владеть информацией о жизни подчиненных, их интересах, привычках, отношениях в семье, друзьях, увлечениях, проблемах различного характера. Это создает благоприятный психологический климат в коллективе и помимо официально-служебных формирует и человеческие отношения, наличие которых позволит сотруднику в трудной жизненной ситуации, при эмоциональных проблемах обратиться к руководителю, даст возможность оказать помощь, предотвратить наступление более негативных последствий.

Естественно, что информация о личном составе позволяет руководителю дифференцировано подходить к выстраиванию взаимодействия с различными сотрудниками с учетом их особенностей, статуса в коллективе, общекультурного и образовательного уровня, опыта работы в конкретном направлении служебной деятельности.

Содержание воспитательной работы по укреплению законности и дисциплины зависит от изменений нормативно-правовой базы, в которой отражены требования к дисциплине и законности, задач оперативно-служебной деятельности и изменений оперативной обстановки, морального состояния коллектива, социально-психологического климата, политики государства, определяющей статус органов внутренних дел и их задачи в области охраны общественного порядка.

Помимо индивидуальной воспитательной работы руководителя в органах внутренних дел законность и дисциплина поддерживаются посредством создания и укрепления здоровой нравственно-служебной среды, самодисциплины сотрудников, а также системы воспитательных, специально организованных мероприятий.

Нравственно-служебная среда формируется в норме в том случае, если в коллективе поддерживаются здоровые традиции, ритуалы, деловая рабочая атмосфера, позволяющая сотрудникам четко взаимодействовать и успешно решать служебные задачи.

Кроме дисциплины, которая поддерживается извне, существует понятие самодисциплины, по-

зволяющей сотруднику без вмешательства, активного воспитательного воздействия соблюдать дисциплину и законность, организовывать себя на достижение целей в профессиональной деятельности, грамотно распределять служебное время. Сотрудник в системе воспитательной работы выступает не только как объект воздействия, но и как субъект воспитательного процесса, который способен его корректировать, задавать необходимые для него направления.

Воспитательные мероприятия реализуются в органах внутренних дел на плановой (и внеплановой) основе через систему профессиональной служебной подготовки.

Особое место воспитательный процесс занимает в образовательных организациях МВД России, в территориальных органах при организации работы с принимаемыми на службу сотрудниками. Это работа направлена на развитие общекультурных, профессиональных, специализированных компетенций через комплекс коллективных и индивидуально ориентированных мероприятий.

В современных условиях основными мерами, направленными на совершенствование воспитательной работы в органах внутренних дел, являются:

проведение занятий по правовой подготовке с участием сотрудников других правоохранительных органов, ведомств, общественных организаций, что позволяет расширять знания в различных сферах российского законодательства, прививать и поддерживать у сотрудников уважение к закону;

размещение в СМИ информации о положительных примерах деятельности сотрудников, направленной на воспитание гордости за принадлежность к органам внутренних дел и стремления к дисциплинированности и совершенствованию нравственных качеств;

сохранение наставничества как одного из базовых способов погружения в служебную деятельность, изучение нормативных правовых актов, регламентирующих исполнение служебных обязанностей;

сохранение традиционных (работа с ветеранами, участие в спортивных мероприятиях и т.д.) и внедрение инновационных подходов к воспитательной работе (участие в патриотических, культурно-просветительских акциях, оказание помощи различным категориям населения, проведение правовой пропаганды и т.д.);

широкое внедрение тренинговых форм организации воспитательной работы, направленных на самопознание, совершенствование личности сотрудника, формирование команды и т.п.;

посещение руководителями подразделений сотрудников по месту жительства;

обсуждение проблемных вопросов, возникающих в сфере служебной дисциплины и законности с подведением итогов по каждому месяцу;

развитие института аттестации сотрудников с вынесением объективной оценки их профессиональной деятельности и соответствию предъявляемым требованиям;

применение к сотрудникам, допустившим нарушение, мер дисциплинарного воздействия, в том числе материального характера;

использование результатов дисциплинарной практики для работы с личным составом в целях

50

ЬА'Н'

предупреждения нарушений дисциплины и законности с количественным и качественным анализом причин и условий, способствовавших нарушениям.

Воспитательная работа - одно из направлений деятельности органов внутренних дел, ориентированное на развитие профессионально-нравственных качеств и оказание разнонаправленного воспитательного воздействия на сотрудников органов внутренних дел.

Эффективность любого воспитательного воздействия зависит от его соответствия педагогическим принципам, потребностей службы и сотрудника; разрешения противоречий и проблем, возникающих в воспитательной работе; круга лиц, выступающих субъектами воспитательного воздействия; привлечения общественности; индивидуальных особенностей участников воспитательного процесса.

Список источников:

1. Витольник Г.А. Педагогические основы воспитательной работы в органах внутренних дел: учебно-мето-

дическое пособие. Спб.: Санкт-Петербургский университет МВД России. 2018. 42 с.

2. Толкачев А.В. Теория и практика воспитания сотрудников органов внутренних дел: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М.: ВНИИ МВД России. 2002. 37 с.

3. Шелепова М.А., Петрова А.С. Воспитательная работа с личным составом в рамках управленческой деятельности руководителей органов внутренних дел // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 17. С. 862-871.

References:

1. Vitolnik G.A. Pedagogical foundations of educational work in the internal affairs bodies: an educational and methodological manual // St. Petersburg: St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2018. 42 p.

2. Tolkachev A.V. Theory and practice of education of law enforcement officers: abstract dis. ... dr. ped. sciences. M.:«NRI of the Ministry of Interior of the Russian». 2002. 37 p.

3. Shelepova M.A., Petrova A.S. Educational work with personnel within the framework of managerial activities of heads of internal affairs bodies // Scientific and methodological electronic journal «Concept». 2016. V. 17. P. 862-871.

Информация об авторе

О.М. Пономарева - кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры административного права и административной деятельности Ставропольского филиала Краснодарского университета МВД России

Контакты: ул. Кулакова, д. 43, Москва, Россия, 355035 Information about the author

O.M. Ponomareva - Candidate of Pedagogical Sciences, lecturer of the department of administrative law and administrative activity of the Stavropol branch of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Contacts: ul. Kulakova, d. 43, Moscow, Russia, 355035

Статья поступила в редакцию 10.02.2022; одобрена после рецензирования 14.02.2022; принята к публикации 19.02.2022. The article was submitted 10.02.2022; approved after reviewing 14.02.2022; accepted for publication 19.02.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.