Научная статья на тему 'О некоторых направлениях проектирования бизнес-процессов'

О некоторых направлениях проектирования бизнес-процессов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
302
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕИНЖИНИРИНГ / ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ / МАТЕРИАЛЬНЫЙ ПОТОК / REENGINEERING / LOGISTICAL SYSTEM / MANAGEMENT DECENTRALISATION / A MATERIAL STREAM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Орлов Е. А.

В данной статье рассматривается новое направление проектирования бизнес-процессов на промышленных предприятиях, смыслом которого является переход к ориентации на бизнес-процессы, а не на функции. Рассматриваются преимущества, формирование процессного подхода, определяется логистическая система.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT SOME DIRECTIONS OF DESIGNING OF BUSINESS PROCESSES

In the given article the new direction of designing of business processes on the industrial enterprises which sense is transition to orientation to business processes, instead of to functions is considered. Advantages, formation of the process approach are considered, the logistical system is advanced.

Текст научной работы на тему «О некоторых направлениях проектирования бизнес-процессов»

О НЕКОТОРЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ПРОЕКТИРОВАНИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ

Орлов Е.А., аспирант Современной гуманитарной академии (СГЛ)

В данной статье рассматривается новое направление проектирования бизнес-процессов на промышленных предприятиях, смыслом которого является переход к ориентации на бизнес-процессы, а не на функции. Рассматриваются преимущества, формирование процессного подхода, определяется логистическая система.

Ключевые слова: реинжиниринг, логистическая система, децентрализация управления, материальный поток.

ABOUT SOME DIRECTIONS OF DESIGNING OF BUSINESS PROCESSES

Orlov E., Modern humanitarian academy, The post-graduate student

In the given article the new direction of designing of business processes on the industrial enterprises which sense is transition to orientation to business processes, instead of to functions is considered. Advantages, formation of the process approach are considered, the logistical system is advanced.

Key words: reengineering, logistical system, management decentralisation, a material stream.

Активный интерес специалистов в области управления вызывает новое направление проектирования бизнес-процессов на промышленных предприятиях - реинжиниринг бизнес-процессов, смыслом которого является переход к ориентации на бизнес-процессы, а не на функции. Концепция горизонтальных организаций позволяет сократить число уровней иерархии и кардинально повысить ее эффективность. Поскольку основными единицами становятся автономные и самоуправляющиеся междисциплинарные рабочие группы, горизонтальные связи которых являются более важными параметрами эффективности, чем субординационные связи при традиционном управлении, повышается роль менеджеров среднего звена. Распространенной формой децентрализации управления является формирование таких групп, строго ориентированных на потребителя, и создание им условий для самоорганизации, перехода на командные методы работы.

Реинжиниринг, как правило, сопровождается следующими характерными процессами: объединение нескольких работ в одну (горизонтальное сжатие процессов); принятие исполнителями решений самостоятельно (вертикальное сжатие процессов); размывание границ между подразделениями (команды процессов заменяют старые функциональные подразделения); уменьшение проверок и управленческих воздействий; минимизация согласований. Оперативный контроль за рациональностью использования ресурсов реализуется через механизм самоорганизации. Реализация этой концепции требует специального программного обеспечения, позволяющего автоматизировать многие из традиционных задач согласования, и, что не менее важно, перестройки психологии менеджеров среднего звена, поэтому риск по проведению реинжиниринга довольно значительный.

Следует отметить, что именно процессы определяют то, что производит предприятие и что предлагается потребителям. При рассмотрении задач организации бизнеса менеджеры в основном уделяли внимание архитектуре предприятия (организационной структуре), задачам, людям, планам, работам, но не процессам, которые фактически являются квинтэссенцией организации бизнеса, а не просто некоторыми составными частями. В то время как иерархическая структура организации обычно представляет собой временной срез распределения ответственности и взаимоотношений, структура ее процессов динамический взгляд на то, как эта организация производит продукцию.

Бизнес-процесс ориентирован на потребителя. Акцент на процессах, производящих ценности для клиента (товары и услуги), а не на каких-либо других частях бизнеса, подчеркивает нацеленность на результат. Анализ реальных процессов показывает, что далеко не все из них являются процессами, производящими ценности, т.е. собственно бизнес- процессами.

Процессы можно описать на разных уровнях, но они всегда имеют начало, определенное количество шагов посередине и четко очерченный конец. Не существует стандартного перечня процессов и организации должны разрабатывать свои собственные не в последнюю очередь потому, что это помогает более глубокому пониманию их собственной ситуации, когда ее описывают в терминах процессов. Описание бизнес-процессов даже на макроуровне приводит к замечательным результатам, позволяющим

проникнуть внутрь явлений. Связи и взаимоотношения, которые игнорировались или не осознавались, неожиданно оказываются ключевыми для эффективного функционирования всей организации, не говоря уже о процессах, к которым они относятся. Эффективное управление видами деятельности предполагает концентрацию усилий не на отдельных функциях структурных подразделений, а на сквозных цепочках операций, проходящих через множество структурных подразделений, которые составляют бизнес-процессы. В процессном подходе происходит смещение акцентов с управления отдельными ресурсами и соответственно центрами затрат предприятия на управление бизнес-процессами, связывающими воедино деятельность взаимодействующих подразделений предприятия. Такой процессный подход к управлению предприятиями позволяет сконцентрироваться на получении конечного результата процесса, повышает степень скоординированности выполнения операций, резко ускоряет бизнес- процессы и повышает качество работы.

Можно выделить следующие основные преимущества процессного подхода в части выделения бизнес-процессов:

- бизнес-процессы - один из мощных инструментов повышения эффективности бизнеса;

- технология описания бизнес-процессов обеспечивает прозрачность всех операций бизнеса, позволяет анализировать возможные последствия сбоев на том или ином этапе выполнения работ, вовремя найти и исправить ошибку.

Формирование процессного подхода в управлении невозможно без использования логистики, так как логистическая система в организации охватывает практически все бизнес-процессы организации, является открытой системой и главной целью функционирования системы является удовлетворение потребителя. Т.е. правильно выстроенная логистическая система организации, охватывая и переплетая все циклы и процессы организации, стремится к достижению общей главной цели и соответственно, эффективная реализация логистических функций необходима на всех этапах жизненного цикла продукции в условиях функционирования процессного подхода.

Современные менеджеры логистику чаще всего воспринимают утилитарно - как некоторый набор функций, привычных для любой компании: транспортировка, складирование, грузоперера-ботка, таможенная очистка, страхование грузов. Между тем, опыт промышленно развитых стран и передовых компаний показывает, что логистике принадлежит стратегически важная роль в современном бизнесе.

Исходя из назначения логистики применительно к бизнесу логистическая стратегия предприятия должна быть направлена на поддержание корпоративной стратегии с целью оптимизации ресурсов компании при управлении материальными и сопутствуо-щими потоками, т.к. с позиций логистики основным объектом управления является поток.

Объектами исследования и управления в логистике являются основные (материальные, сервисные) и сопутствующие потоки (информационные, финансовые и сервисные)1.

Материальный поток - это находящиеся в состоянии движения материальные ресурсы, незавершенное производство и гото-

вая продукция, к которым применяются логистические виды деятельности, связанные с их физическим перемещением в пространстве: погрузка, разгрузка, затаривание, перевозка, сортировка, консолидация, разукрупнение и т.п.2

Материальные потоки классифицируют: по отношению к логистической системе - внутренние и внешние, - по отношению к звену логистической системы - входные и выходные, по номенклатуре - однопродуктовьте и многопродуктовые, - по ассортименту - одноассортиментные и многоассортиментные, по степени детерминированности параметров - детерминированные и стохастические, - по характеру движения во времени - непрерывные и дискретные.

Финансовый поток - это направленное движение финансовых ресурсов, связанное с материальными, информационными и иными потоками как в рамках логистической системы, так и вне ее.

Потребность в определении наиболее эффективных способов управления финансовыми потоками в логистике обуславливает необходимость проведения их классификации: - по отношению к логистической системе - внешние и внутренние, - по направлению движения - входящие и выходящие, - по назначению - обусловленные процедурами закупки товаров, инвестиционные потоки, в связи с воспроизводством рабочей силы, связанные с формированием материальных затрат в процессе производственной деятельности предприятий, возникающие в процессе дистрибьюции и продажи товаров, - по способу переноса авансированной стоимости на товары - сопутствующие движению основных фондов, обусловленные движением оборотных средств.

В зависимости от применяемых форм расчетов - денежные и информационно-финансовые.

По видам хозяйственных связей - горизонтальные и вертикальные.

Информационный поток - поток сообщений в устной, документарной (бумажной и электронной) и других формах, сопутствующий материальному или сервисному потоку в рассматриваемой логистической системе и предназначенный в основном для реализации управляющих функций.

Таким образом, можно сказать, что логистика обслуживает процессы планирования, организации, управления, контроля и регулирования движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя с целью удовлетворения требований потребителя.

Реализация задач процессного подхода в управлении в рамках логистической системы организации может привести к следующим возможным результатам: сократить товарные запасы, ускорить оборачиваемость оборотного капитала, снизить себестоимость выпускаемой продукции и логистические издержки в дистрибьюции, обеспечить наиболее полное удовлетворение потребителей в качестве товаров и сопутствующего сервиса.

Для анализа и проектирования логистической системы в рамках процессного подхода должны быть разработаны и апробированы многие методологические принципы, основными из которых в настоящее время являются:

1) системный подход, согласно которому все элементы логистической системы рассматриваются как взаимосвязанные и взаимодействующие для достижения единой цели управления бизнес-процессами. Отличительной особенностью системного подхода является оптимизация функционирования не отдельных элементов, а всей логистической системы в целом;

2) принцип общих логистических издержек, т.е. учет всей совокупности издержек управления основными и сопутствующими потоками в логистической системе. Как правило, критерий минимума общих логистических издержек является одним из основных при оптимизации логистической системы;

3) принцип глобальной оптимизации. При оптимизации структуры создаваемой логистической системе необходимо согласование локальных целей функционирования элементов (звеньев) системы для достижения глобального оптимума;

4) принцип логистической координации и интеграции - дости-

жение согласованного, интегрального участия всех звеньев логистической системы в управлении материальными (информационными, финансовыми) потоками при реализации целевой функции;

5) принцип моделирования и информационно-компьютерной поддержки. При анализе, синтезе и оптимизации объектов и процессов в логистической системе широко используются различные модели: математические, экономико-математические, графические, физические, имитационные и другие;

6) принцип выделения комплекса подсистем, обеспечивающих процесс логистического менеджмента: технической, экономической, организационной, правовой, кадровой, экологической и др.;

7) принцип комплексного управления - обеспечения надежности функционирования высокого качества работы каждого элемента логистической системы для обеспечения общего качества товаров и сервиса, поставляемых конечным потребителям;

8) принцип гуманизации всех функций и технологических решений в логистических системах. Это означает соответствие экологическим требованиям по охране окружающей среды и эргономическим, социальным, этическим требованиям работы персонала и т.п.;

9) принцип устойчивости и адаптивности. Логистическая система должна устойчиво работать при допустимых отклонениях параметров и факторов внешней среды. При значительных колебаниях стохастических факторов внешней среды логистическая система должна приспосабливаться к новым условиям, меняя программу функционирования, параметры и критерии оптимизации.

Логистическая система, как правило, состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой.

На микроуровне логистическая система может быть представлена в соответствии с функциональными областями в виде следующих подсистем: закупка - подсистема, которая обеспечивает поступление материального потока в логистическую систему. Планирование и управление производством - это ситуация, при которой подсистема принимает материальный поток от подсистемы закупок и управляет им в процессе выполнения различных операций, превращающих предмет труда в продукт. Сбыт - подсистема, которая обеспечивает выбытие материального потока из логистической системы. 3

Можно рассматривать логистические основы управления как многоаспектную концептуальную систему, которая реализуется на практике с помощью следующих подсистем: выполнения комплекса мероприягий, предусмотренного «жизненным циклом»; мониторинга звеньев логистической цепи процесса формирования качества с помощью логистических фильтров; применения в качестве управляющих воздействий логистических активностей качества; использования энтропийной концепции для поддержания достоверного (определенного) уровня качества в течение физического срока изделия; сочетания производственной системы управления с системой поставок «точно в срок»; логистического обеспечения процесса формирования качества, включая материально-техническое снабжение; поддержания уровня качества сервиса в логистике.

Анализ логистической системы позволяет выделить функциональные области логистики, такие как: закупочную логистику; логистику запасов; транспортную логистику; логистику производственных процессов; информационную листику; сервисную логистику.

Следует отметить, что некоторые авторы, например А.М. Гаджинский выделяет пять областей логистики, объединяя запасы и сбыт.

В разрезе этих областей логистическая система соприкасается с бизнес- процессами на предприятиях и в организациях, и особенно это касается закупок, сбыта, производственных процессов.

Выбираемая предприятием логистическая стратегия должна, с одной стороны соответствовать корпоративной стратегии, с другой

- основываться на определенной концепции логистики. Передовые компании мира успешно применяют в своей деятельности логистические концепции, системы и технологии, что позволяет им оптимизировать ресурсы, связанные с управлением товарными и ин-

1 Миротина Л.Б. (ред.). Логистика: управление в грузовых транспортно-логистических системах М., 2002. С. 5.

2 Логистика: управление в грузовых транспортно-логистическвх системах: Учеб. пособие / под ред. Миротина Л.Б. - М.: Юристы, 2002, стр.5

3 Миротин Л.Б. (ред.). Логистика: управление в грузовых транспортно-логистических системах. М., 2002. С. 32.

4 Биктимиров Р. и др. Управление качеством, персоналом и логистика в машиностроении. Питер. 2005. С. 206

5 Гиссин В.И. Управление качеством. Ростов Н/Д., 2000. С. 104

формационными потоками. Среди этих технологий необходимо отметить, прежде всего, такие, как «Точно в срок», «Планирование потребностей / ресурсов), «Логистика, ориентированная на спрос»), «Логистика в масштабе реального времени», «Логистика добавленной стоимости», «Управление интегрированными цепями поставок», «Электронная логистика» и другие 4.

Указанные концепции и технологии поддерживаются сейчас корпоративными информационными системами. Так, концепция «Логистика добавленной стоимости» основана на идее, что любая логистическая операция добавляет стоимость продукту или услуге. Однако добавление стоимости еще не означает добавления ценности (полезности) с позиций потребителя. Концепция «Управление интегрированными цепями поставок» определяет логистический сервис как процесс создания существенных выгод, содержащих добавленную стоимость, в логистической цепи наиболее эффективным, с точки зрения потребителя, способом. Но главное, это определить (специфицировать) потребности клиента в логистических услугах и включить в логистический процесс только те операции / функции, которые действительно выполняются с минимальными затратами ресурсов.

Основные критерии оценки функционирования логистической системы называют ключевыми показателями результативности логистической деятельности, под которыми понимается необходимый и достаточный ряд сравнительно легко применимых показателей результативности (производительности), позволяющих связать выполнение логистического плана с основными функциями и результатами управления товарньим потоком (маркетингом/продажами, производством и логистикой) и таким образом определить потребность в корректирующих действиях.

За время развития логистики в промышленно развитых странах сформировалась система показателей, в общем плане оценивающих ее эффективность и результативность, к которым обычно относятся: общие логистические издержки; качество логистического сервиса; продолжительность логистических циклов; произво-дительность.5

При создании логистической системы в организации с позиций качества необходимо проанализировать основные принципы логистической концепции и требований стандартов по созданию системы качества для оптимального сочетания принципов и определения основных объектов управления.

Таким образом, следует отметить, что процесс - это целенаправленная группа операций (работ, процедур) выполняемых последовательно или параллельно (с преобразованием входов в выходы) и приводящая к заданному конечному результату - выходу процесса, представляющему ценность для потребителя (внешнего или

внутреннего). Основные преимущества и достоинства процессного подхода в части выделения бизнес-процессов состоят в том, что, во-первых, бизнес-процессы - один из мощных инструментов повышения эффективности бизнеса; во-вторых, технология описания бизнес-процессов обеспечивает прозрачность всех операций бизнеса, позволяет анализировать возможные последствия сбоев на том или ином этапе выполнения работ, вовремя найти и исправить ошибку; и, в-третьих, еще одним достоинством технологии является управление операционными издержками, которое становится одним из основных условий выживания на рынке;

к преимуществам процессного подхода следует отнести значительное снижение значимости и силы действия бюрократического механизма, что позволяет экономить временные и финансовые ресурсы.

Процессно-ориентированный подход позволяет учесть такие важные аспекты бизнеса, как ориентация на конечный продукт, заинтересованность каждого исполнителя в повышении качества конечного продукта и, как следствие, в качественном выполнении своей работы; высокая гибкость и адаптивность системы управления, обусловленные большей саморегулируемостью системы и естественной ориентацией на потребителя; высокая динамичность системы и ее внутренних процессов, обусловленная сильной вертикальной интеграцией ресурсных потоков.

Литература:

1. Бандурин А.В. Деятельность корпораций М., 1999.

2. Беляева И.Ю. Организационное развитие корпоративных структур. М., 2006.

3. Гибсон Дж.Л. и др. Организации: поведение, структуры, процессы. М., 2000.

4. Гупер Ф. и др. Преобразование организации. М., 2000.

5. Денисов А.Ю. и др. Экономическое управление предприятием и корпорацией. М., 2002.

6. Дженстер П., Хасси Д. Анализ сильных и слабых сторон компании. М., 2003.

7. Жданов С.А. Основы теорий экономического управления предприятиям. М., 2000.

8. Коуз Р. Природа фирмы. М., 2001.

9. Мильнер Б.З. (ред.). Управление современной корпорацией. М.. 2001.

10. Мусатова М.М. и др. Динамика слияний и поглощений в РФ: факторы, мотивы, взаимосвязи. Новосибирск, 2006.

11. Саймон Г. Административное поведение. М., 1996.

12. Третнев В.Н. Реформирование и реструктуризация предприятия. М., 1998.

ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЗАЦИИ ЖИЛИЩНОЙ СФЕРЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Малышев И.В., кандидат экономических наук, доцент филиала ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет» г. Апатиты

В статье рассмотрены сложности экологизации жилищной сферы Санкт-Петербурга, обусловленные высоким уровнем износа жилищного фонда и основных систем жизнеобеспечения города. Обосновано, что необходимо улучшать экологическую обстановку, функционально-потребительские параметры качества жизни, в том числе, жилищные и социально бытовые условия населения.

Ключевые слова: Экологизация жилищной сферы, уровень загрязнения, реконструкция жилищного фонда, очистные сооружения.

PROBLEMS OF THE ECOLOGIZATION OF THE HOUSING SPHERE OF SAINT-PETERSBURG

Malyshev I., GOU VPO «the St.-Petersburg state engineering-economic university»,

Cand.Econ.Sci., the senior lecturer of branch

In the article the complexities of the ecologization of the housing sphere of Saint-Petersburg, caused by the high level of the wear of available housing and main of the life-support system of city, are examined. It is substantiated, that it is necessary to improve the ecological situation, the functional-consumer parameters of the quality of life, including the housing and socially living conditions for population.

Key words: Ecologization of housing sphere, pollution level, the reconstruction of available housing, the cleaning construction

Результаты проводимых исследований свидетельствуют о том, ческих катаклизмов. Наличие имеющихся проблем обусловливает

что современная российская жилищная сфера (ЖС) - одна из круп- необходимость системного изучения, обобщения и критического

нейших отраслей отечественной экономики - стала тормозом раз- переосмысления сложившейся практики формирования и развития

вития национальной экономики, фактором социально-демографи- исследуемой в настоящей работе отрасли.

Санкт-Петербург по оценкам качества и доступности медицинского обслуживания, а также уровня загрязнения воздуха, воды, степени утилизации отходов и многих других факторов, в апреле 2008 г. признан одним из лучших в рейтинге уровня загрязнения мегаполисов мира. Всего три строчки отделяют вторую столицу России от 1го места. А самым нездоровым (215 место) признан Баку: столица Азербайджана получила такую оценку из-за низкого качества воды, а также уровня загрязнения воздуха, который, по мнению исследователей, связан с нефтедобычей. В итоге, лучшим городом в рейтинге признан канадский Калгари, 2-м стала столица Финляндии - Хельсинки, а 3-м - Петербург1.

Осуществляет проведение государственной политики в сфере содержания и ремонта жилищного фонда, государственное управление в жилищной сфере, а также координацию деятельности в этих сферах иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга Жилищный комитет Правительства Санкт-Петербурга, основными задачами которого являются проведение государственной политики Санкт-Петербурга в сфере содержания и ремонта, в т.ч. капитального, жилищного и нежилого фонда Санкт-Петербурга, а также реформирования ЖКХ и организация сбора, вывоза, размещения и переработки твердых бытовых отходов ТБО), осуществление государственного контроля за деятельностью в области обращения с ТБО.

Проведенное специалистами обследование зданий различного назначения в Санкт-Петербурге показало, что вследствие нарушения горизонтальной и вертикальной гидроизоляции и протечек кровли 80-90% зданий и сооружений центральной части города поражены различными микроорганизмами, что ведет к снижению прочностных характеристик элементов несущих конструкций зданий и сооружений, разрушению отделочных слоев и, в конечном счете, к преждевременному старению и разрушению жилых зданий.

Поэтому в целях сохранения уникальной исторической среды в ноябре 1994 г. Правительством РФ было принято решение о разработке федеральной целевой программы «Сохранение и развитие исторического центра г. Санкт-Петербурга» (поручение Правительства РФ от 14.11.1994 г. № ВЧ-П20-35643) и уже в июне 1995 г. Программа была утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации № 594.

Следует подчеркнуть, что одновременно с решением проблемы реконструкции и реставрации исторических памятников учитываются другие проблемы исторического центра, во многом зависящие от состояния основных систем жизнеобеспечения центра города и Санкт-Петербурга в целом - инженерных коммуникаций и сооружений, внешнего транспорта, дорожно-транспортной инфраструктуры, экологической обстановки. Мероприятия Подпрограммы учитывают и другие не менее важные функционально-потребительские параметры качества жизни, в том числе жилищные и социально бытовые условия в центральной части города.

Многоплановость стоящих проблем обусловила необходимость дифференцировать задачи по трем направлениям, каждое из которых объединяет родственные задачи в самостоятельные блоки:

В 1-й блок - мероприятия по проведению реконструктивно-реставрационных работ в историческом центре Санкт-Петербурга, на реализацию которых предусматривается использование финансовых ресурсов из всех возможных источников - федеральный бюджет, бюджет Санкт-Петербурга и внебюджетные источники.

Во 2-й - мероприятия, позволяющие улучшить комфортность проживания в центральной части города, обеспечить рост культурного и социально-бытового обслуживания, улучшить экологическое состояние территории всего индустриального центра.

3-й блок - вопросы инвестиционных проектов, развития туристической сферы и экономической рентабельности программных мероприятий.

Подчеркнем, что Санкт-Петербург долгое время оставался одним из основных загрязнителей Балтийского моря. Водный бассейн, в котором расположен город, характеризуется медленным водообменом с океаном, который длится 25-40 лет. Это способствует накоплению антропогенных загрязнений непосредственно в акватории Балтики.

Планомерное проектирование и строительство очистных сооружений в городе на Неве началось только в 70-е гг. 20 века. Сейчас в Петербурге действует 20 очистных комплексов различной производительности. Среди них - Центральная и Северная станции аэра-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ции, крупнейшие в Европе. Фактическая производительность очистных сооружений города и пригородов составляет более 2,5 млн м? в сутки. Несмотря на наличие крупных комплексов, очистке до недавнего времени подвергались только 75% стоков, поступающих в систему коммунальной канализации мегаполиса. Остальные 25% (800 тыс. м? в сутки) сбрасывались без очистки в Неву через 179 прямых выпусков, находящихся на балансе «Водоканала Санкт-Петербурга».

Сброс неочищенных сточных вод в Санкт-Петербурге - серьезный фактор, который мешает выполнению международных обязательств по охране Балтийского моря и Положения Хельсинской Конвенции. Поэтому правительством города разработаны мероприятия, направленные на сокращение сбросов неочищенных сточных вод и защита города от наводнений, предусматривают осуществление нижеследующих инвестиционных проектов:

- строительство водоочистительной станции мощностью 1250 тыс. куб. метров в сутки и модернизация головных очистных сооружений;

- реконструкция и перевооружение гальванохимических производств предприятий оборонной промышленности (проект направлен на оздоровление Балтийского моря);

- строительство комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений длиной 25,4 км (реализация проекта наряду с защитой города от наводнений обеспечит надземную транспортную связь города Кронштадта со станцией Горская и городом Ломоносовым, а также позволит замкнуть кольцевую автомагистраль).

В рамках проводимого анализа следует подчеркнуть, что возникновение в мегаполисе экологических проблем обусловили необходимость того, что Санкт-Петербург стал одним из наиболее активных участников программ экологического партнерства «Северное измерение». Экологические проекты, реализуемые в мегаполисе, отличаются своими масштабами и высокой эффективностью, что позволяет мегаполису использовать не только свои ресурсы, но задействовать бюджет РФ и получать финансовую поддержку международного сообщества.

В частности, правительство России 15.10.98 г. приняло постановление о срочном завершении начатого еще в 1987 г. строительства очистных сооружений на Юго-Западе (ЮЗОС) Петербурга, но приостановленного из-за отсутствия финансирования. Не дождавшись финансовой помощи на федеральном уровне, правительство города и ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» нашли поддержку у мэров Стокгольма и Хельсинки, а также у руководителей Водоканалов этих городов. В июле 1999 г. в Брюсселе на втором заседании Подкомитета по энергетике, ядерным вопросам и окружающей среды ряд стран Запада выразил готовность принять участие в финансировании проекта. В конце 1999 г. в ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» были проведены первые предынвестиционные исследования, которые показали, что шансов достроить ЮЗОС при традиционной модели финансирования практически нет. Было принято решение пересмотреть структуру проекта и разработать иную модель финансирования.

Выбранная позже схема государственно-частного партнерства (ГЧП) позволила объединить для финансирования проекта несколько разных источников: собственные средства петербургского Водоканала, средства городского бюджета, гранты, кредиты иностранных финансовых структур и средства частного капитала без привлечения прямых гарантий субъекта федерации- города Санкт-Петербурга. Крупнейший инвестиционный проект получил поддержку правительств северных стран, организаций-доноров (СИДА, ФМОС, НДЕП, ТАСИС), европейских банков (ЕБРР, СИБ, ЕИБ, Шведфонд, ФинФонд). Схема ГЧП, объединившая 15 участников из разных стран, применена впервые. Она была высоко оценена европейским сообществом на саммите мэров городов в Париже в сентябре 2003 г.

Общий объем финансирования основных мероприятий Программы по строительству ЮЗОС с учетом затрат на возведение цеха по сжиганию осадка сточных вод, составил 173,7 млн. Евро, из них 116,8 млн. Евро - кредитные и заемные средства, 50,8 млн. Евро - это гранты и 6,1 млн. Евро - средства ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга». Принятие Законодательным собранием Санкт-Петербурга закона «О целевой программе Санкт-Петербурга» «О завершении строительства Юго-Западных очистных сооружений» позволило Санкт-Петербургу, как одному из главных организаторов этого проекта и самой заинтересованной стороне, гарантировать возврат заемных средств до 2017-го г. Контракт на проектирование и строительство на усло-

1 Результаты данного исследования были опубликованы международной консалтинговой компанией Mercer Human Resource Consulting.

виях «под ключ» был подписан в мае 2002 г., а работы на площадке начались в 2003 г.

Ввод в строй ЮЗОС позволил довести до 85 % очистку сточных вод Санкт-Петербурга, что соответствует качеству очищенных сточных вод в соответствии с рекомендациями Хельсинской конвенции, что уже позволило Санкт-Петербургу выполнить свои международные обязательства по защите Балтийского моря.

В строительстве ЮЗОС приняли участие 856 фирм из России, Швеции, Финляндии, Германии. На новых очистных сооружениях нашли применение все современные технологии очистки стоков, включая их ультрафиолетовое обеззараживание перед сбросом в Финский залив. Благодаря использованию новейших технологий, соответствующих международным стандартам, управлять работой очистных сооружений, занимающих территорию в 76 гектаров, будут всего 46 человек. Ввод в строй очистных сооружений позволяет решить не только острые экологические проблемы, которые не решались десятилетиями, но и дает мощный импульс развития ЮгоЗападной территории города, строительству жилья (теперь на южном берегу Финского залива можно будет дополнительно построить свыше 4 млн м2 жилья).

Кроме того, на территории Санкт-Петербурга предполагается внедрение ресурсосберегающих технологий на таких предприятиях как АО «Ижорские заводы», Ленинградского оптико-механического объединения, АО «Адмиралтейские верфи», «Обуховский завод», «Балтийский завод» и др.

Правительством Санкт-Петербурга принято решение об экспериментальной реновации 2-х жилых кварталов Московского района. Возможность приступить к этой программе появилась после 01.01.07 г., когда вступил в силу новый Градостроительный кодекс

РФ. Расселение будет «веерным» - сначала на свободном участке строится новый многоэтажный дом, туда переселяют жильцов из расселяемого жилого дома, затем его сносят и продолжают строительство комфортного жилья на освободившейся территории.

Следует подчеркнуть, что с экономической точки зрения эксперимент в ЖС города будет очень сложным, его необходимо тщательно просчитать вместе с возможным инвестором. Для расселения 200 тыс. м2 жилья в домах на ул. Кубинской надо 340 тыс. м2, а построить в этих кварталах можно будет лишь 500 тыс. м2. Предварительная цена вопроса - примерно миллиард долларов, поскольку после возведения домов, в связи с увеличением потребления тепла, воды и электроэнергии, необходимо полностью обновить инженерные сети. Инвестору надо окупить расходы, а это произойдет не скоро. Поэтому город вложит в эксперимент свои средства, обеспечив территорию коммуникациями. Эксперимент по веерному расселению кварталов «хрущевской» застройки планируется провести в 5-ти районах Санкт-Петербурга. В дальнейшем будет подготовлена и комплексная программа реновации пятиэтажек, рассчитанная на 10 лет.

Таким образом, в настоящее время в Санкт-Петербурге сложилась ситуация, когда без качественных изменений может произойти крах всей ЖС города. Поэтому одновременно с решением проблемы реконструкции и реставрации исторических памятников необходимо развивать основные системы жизнеобеспечения не только центра города, но и всего мегаполиса в целом: инженерные коммуникации и сооружения, внешний транспорт, жилищно-коммунальную и дорожно-транспортную инфраструктуры, и, прежде всего, улучшать экологическую обстановку, функционально-потребительские параметры качества жизни, в том числе, жилищные и социально бытовые условия населения.

МЕТОДИКА ВНЕДРЕНИЯ КОНТРОЛЛИНГА В СИСТЕМУ УПРАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Степанов Р.В., Российская таможенная академия (РТЛ)

В статье уделено внимание разработке системы учета затрат и результатов в рамках контроллинга с целью повышения эффективности управления таможенными органами России. Ключевые слова: таможенная деятельность, таможенный орган, управление, контроллинг, система учета затрат и результатов.

Ключевые слова: учет затрат и результатов, таможенные органы, классификация видов затрат, формирования классификатора таможенных процессов, информационная система.

THE METHOD OF CONTROLLING IN MANAGEMENT SYSTEM CUSTOMS AUTHORITIES OF RUSSIAN FEDERATION

Stepanov R., The Russian customs academy

This article is system of calculation costs and results in controlling for the purpose of effectiveness increase management system customs authorities of Russian Federation. Keywords: custom authority, management, controlling, system of calculation costs and results.

Key words: the account of expenses and results, customs houses, classification of kinds of expenses, formations of the qualifier of customs processes, information system.

Учет затрат и результатов (далее - УЗР) в таможенных органах РФ представляет собой систему из трех основных составляющих: учета затрат по их видам, местам возникновения и носителям затрат, и, организуется с целью определения стоимости всех таможенных услуг, оказанных подразделением за определенный период.

Первый вид учета, учет затрат по их видам, позволяет ответить на вопрос, какие затраты возникли в данном подразделении в отчетном периоде. Учет затрат по их носителям предоставляет информацию, для чего, в целях производства какого «конечного продукта» возникли затраты. Учет затрат по местам их возникновения отвечает на вопрос, где возникли затраты, то есть позволяет установить взаимосвязь между первым и вторым элементом УЗР и обоснованно отнести все затраты к тем или иным подразделениям или на стоимость тех или иных услуг.

Учет по видам затрат является первым составляющим элементом системы УЗР. Он позволяет сгруппировать все затраты на содержание таможенной службы в соответствии с целями УЗР и определить, какие затраты (или их группы) возникли в соответствующем расчетном периоде. На основе этой информации проводится анализ структуры и динамики затрат. Посредством учета по видам

затрат классифицируются и оцениваются ресурсы, использованные в процессе предоставления таможенной услуги, что необходимо для подготовки информации при принятии правильных управленческих и хозяйственных решений.

Учет затрат по местам их возникновения позволяет, во-первых, отнести все затраты на содержание таможенной службы на «конечные продукты» - носители затрат, а во-вторых, дает возможность проводить последующий анализ затрат и результатов в разрезе мест их возникновения. Под местами возникновения затрат подразумеваются структурные подразделения (отделы, участки деятельности), по которым организуется нормирование, планирование и учет затрат для управления ими.

Учет затрат по их носителям позволяет обоснованно отнести все затраты на стоимость таможенных процессов и услуг. Поэтому они рассматриваются в УЗР как носители затрат. В рамках УЗР под результатом понимаются работы, производимые сотрудниками таможенных органов при выполнении своих служебных обязанностей. Эта трактовка отличается от той, которая иногда обозначается в литературе как «результаты деятельности таможенной службы», т.е. объем перечисленных в бюджет платежей, количество оформ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.