Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПРИНЦИПАХ В ГИГИЕНЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ'

О НЕКОТОРЫХ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПРИНЦИПАХ В ГИГИЕНЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
16
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — В.И. Агарков, А.П. Селиванов, И.Я. Смоленская

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПРИНЦИПАХ В ГИГИЕНЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»

Таблица 2

Изменение показателей КЩР в крови кроликов при внутрижелудочном введении БМС в дозе 12,8 г/кг (М±т)

Срок наблюдения, ч БО SB СБО PCO, АБ Рнист Рнмст

Исходные данные 1 3 6 24 44,6± 1,99 37,0±3,08* 36,3±1,65* 35,5±1,97* 36,2±2,41* 22,0±0,72 17,1± 1,23* 16,5±0,68* 15,8±0,49* 15,6±0,45* —3,9±0,86 —9.0±1.50* —9,9±0,80* —10,7±0.34* —10,4±1,13* 45,2±0,98 37,2±0,48* 37,4±0,24* 38,2±0,49* 38,8±0,76* 24,1 ±1,60 15,8±1,11* 15,4±0,56* 14,9±0,53* 15,4 ±0,34* 7,321 ±0,025 7,266±0,027 7.255±0,017 7,235±0,010* 7,233±0,007* 7,382±0.030 7,219±0.019* 7,210±0,014* 7,193±0.015* 7,211±0,010*

лишь к 3-м суткам у 2 выживших кроликов она составляла 0,31 мг/мл. У животных данной группы развивалась тяжелая картина интоксикации с явлениями некомпенсированного метаболического ацидоза — зарегистрированы изменения всех показателей КЩР. Значительные сдвиги проявлялись в более ранний срок — через 1 ч (при концентрации метанола и формальдегида в крови 1,62 мг/мл) и сохранялись вплоть до гибели животных — 3-х суток (см. табл. 1).

При введении БМС максимальная концентрация метанола и формальдегида в кровн (1,88 мг/мл) зарегистрирована через 6 ч и -к 1-м суткам снижалась до 1,1 мг/мл. При этом БО, ББ, СБО, рС02, АВ и рН„ет снижались с !-го часа, а рНИСт — через 6 ч интоксикации и не возвращались к норме до гибели кроликов (1 сут), что также свидетельствовало о развитии некомпенсированного метаболического ацидоза (табл. 2).

В результате математического анализа выявлена тесная корреляционная связь между концентрацией метанола и формальдегида в крови и показателями КЩР (АВ, рН„*т, рС02). При интоксикации чистым метанолом в дозе 1,6 г/кг коэффициенты корреляции (г) составили 0,6, 0,6 и 0,62 соответственно, в дозе 3,2 г/кг — 0,84, 0,79 и 0,79. Воздействие БМС характеризуется более тесной связью: г соответственно 1, 1 и 0,97.

Таким образом, при внутрижелудочном введении метилового спирта и БМС всасывание метанола происходит быстро и содержание его в крови достигает максимума через 3—6 ч. К 3-м суткам элиминация из крови практически заканчивается.

Суммарное содержание метанола и формальдегида в крови находится в прямой зависимости от введенной дозы. Интоксикация метанолом сопровождается развитием метаболического ацидоза, о чем свидетельствуют низкое рН в сочетании с уменьшением рСОг, смещение в сторо-

ну отрицательных значений дефицита буферных оснований и снижение бикарбонатов.

Степень выраженности изменений КЩР коррелирует с вводимой дозой метанола и концентрацией токсических веществ в крови. При дозе метанола 3,2 г/кг у кроликов развивается некомпенсированный ацидоз. При отравлении метанолом ацидоз был установлен и у животных других видов [3, 4].

При воздействии БМС (доза метанола находилась на уровне 1,6 г/кг) развивалась более тяжелая форма де-компенсированного ацидоза, чем при воздействии одним метанолом в аналогичной дозе. Последнее, вероятно, обусловлено комбинированным действием ингредиентов.

Установленные уроннн корреляционной зависимости позволяют прогнозировать тяжесть интоксикации метиловым спиртом как по суммарному содержанию метанола и формальдегида в кровн, так и по состоянию КЩР.

Данные экспериментальной разработки, по-видимому, могут явиться основанием к использованию показателей КЩР для ранней диагностики интоксикации и испытания в качестве лечебных препаратов средств, корригирующих КЩР с целью предотвращения развития последствий отравления метанолом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агапов Ю. Я. Кислотно-щелочной баланс. М., 1968, с. 118—129.

2. Curry. Цнт. Гадасккна И. Д., Филов В. А. Превращения и определение промышленных органических ядов в организме. Л., 1971, с. 150—151.

3. Röe О.— Acta med. scand., 1946, Suppl. 182, p. 1—253.

4. Röe О. — Crit. Rev. Toxicol., 1982, v. 10, p. 275—286.

Поступила 29.11.83

УДК 613.95-06:614.7

В. И. Агарков, А. П. Селиванов, И. Я. Смоленская

О НЕКОТОРЫХ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПРИНЦИПАХ В ГИГИЕНЕ

ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Медицинский институт им. А. М. Горького, Донецк

Гигиена детей и подростков как раздел гигиенической науки изучает здоровье человека, но только на первом этапе его развития. Отсюда следует, что гигиена детей и подростков — наука о здоровье подрастающего поколения.

Здоровье — особое состояние человека. Оно формируется в ходе онтогенеза биологическими и социальными факторами на основе сложного взаимодействия организма и внешней среды. Для осуществления онтогенеза человека необходимы движущее начало, программа развития и среда реализации. Организм человека и среда его существования представляют собой систему организм — среда. Как во всякой системе, ее составляющие взаимосвязаны и взаимообусловлены, а значит, находятся в состоянии противоре-

чия. Поскольку организм человека и внешняя среда представляют собой ведущие взаимодополняющие параметры системы, материальное единство организм — среда может рассматриваться как система с внутренней противоречивостью. Диалектический закон единства и борьбы противоположностей позволяет трактовать подобное противоречие как источник саморазвития. Значит, противоречие между организмом человека и средой его жизни — это движущая сила онтогенеза. Отсюда понятно, что для развиты ребенка необходимо главное условие — взаимодействие его организма со средой существования. Поэтому противоречивое единство организма и окружающей среды как движущая сила саморазвития выступает в виде методологическо-

^го базиса гигиены детей и подростков. Данный общенаучный принцип определяет пути поиска причин разноускорен-ного развития детей и в конечном итоге типологические особенности здоровья детей и подростков.

Успехи современной биологии свидетельствуют о том, что онтогенез человека протекает на основе и в рамках генетической программы по закону перехода количественных изменений в качественные. Так, детский организм развивается по пути нарастания морфофункцнонального уровня. Этот процесс состоит из объемного увеличения морфофунк-циональных характеристик организма, которое заканчивается новым, более высоким их качеством. Качественные «точки» развития символизируют переломные возрастные периоды в жизни ребенка и отражают степень биологической надежности его организма. Биологическая надежность организма фактически определяет уровень здоровья ребенка. Имеющаяся степень биологической надежности человеческого организма сформировалась в филогенезе и поэто-уже задана в онтогенезе. Величину ее на данном возрастном этапе отражают преимущественно такие физиологические характеристики, как адаптация и компенсация. Чем более сильны адаптационные и компенсаторные возможности детского организма, тем выше его биологическая надежность и тем самым здоровье ребенка. В филогенезе ^установился такой уровень биологической надежности организма. который позволяет человеческому генотипу иметь гарантированный период жизни в определенных условиях внешней среды. Этот период достаточно продолжителен (более 100 лет). Однако филогенетически установившаяся надежность организма не всегда в идеале повторяется в онтогенезе ребенка. В связи с этим имеются большое разнообразие индивидуальных морфофункциональных различии между детьми и неодинаковые уровни их здоровья. Это происходит в связи со сложным взаимодействием генетических и средовых (климатогеографических и социальных) факторов. Средовые факторы либо стимулируют, либо затормаживают развитие, причем на отдельных этапах развития детского организма имеется превалирующее влияние ■на ход этого процесса то генетических, то средовых факторов. Так, строение и форма тела, его гибкость, латентное время двигательных реакций, скоростно-силовые качества, максимальная частота сердечных сокращений имеют значительную наследственную предрасположенность, а абсолютная сила мышц, частота движений, многие метаболические показатели обусловливаются в большей мере факторами внешней среды [1|. С возрастом удельное влияние генотипа на соматическое развитие увеличивается, а на отдельные функции ЦНС уменьшается с одновременным повышением роли факторов внешней среды (2). Естественно, что при малейшем нарушении этого тонко сбалансирован-* лого взаимодействия факторов, детерминирующих развитие, будет снижаться качество биологической надежности организма, а отсюда и качество здоровья ребенка. Следовательно, в развитии детского организма ведущее значение имеет проблема качества, раскрываемая в общем виде диалектическим законом перехода количественных изменений в качественные. Проблема качества детского организма в процессе развития решается в двух направлениях: освобождение индивидуальной генетической программы от нездоровой наследственности и усиление управляемого воздействия на организм факторов внешней среды. Первый путь в настоящее время усиленно разрабатывается генетикой, а второй — удел гигиены. На этой основе сформировалось большое научное направление гигиены детей и подростков, связанное с разработкой способов н методов стабилизации или повышения морфофункционалыюй надежности детского организма как гарантийной предпосылки хорошего здоровья. И поэтому в гигиене детей и подростков проводится изучение оздоровительного действия на детский организм физических факторов природной среды. Найдены факторы и способы их применения, дающие возможность существенно повышать уровень здоровья детей и подростков. Этим самым подтверждается значимость методологически обусловленного научного направления.

Организм уеловека филогенетически складывался в определенных условия* внешней среды. По этой причине

механизмы адаптации и компенсации организма настроены на определенную силу воздействия средовых факторов. Если средовые факторы по силе действия будут превышать адаптационно-компенсаторные возможности организма ребенка, будет меняться качественное состояние организма вплоть до появления нового качества в форме болезни. Подробные результаты взаимодействия организма и среды с высокой вероятностью могут появляться в период прогрессивного этапа онтогенеза, т. е. в процессе роста н развития детского организма. Это связано с тем, что до завершения прогрессивного развития организма факторы внешней среды всегда будут выше генотипнческих, так как биологические возможности организма в это время еще далеки от филогенетически сложившихся. Поэтому организм ребенка уязвим вообше и особенно в моменты активного роста и развития для факторов внешней среды. С целью нормализации развития ребенка сила стимулирующего или тормозящего действия средовых факторов должна ограничиваться, причем степень ограничения должна уменьшаться с возрастом, т. е., чем ближе организм ребенка к взрослому состоянию, тем менее он нуждается в ограничительном действии факторов среды, определивших филогенетически уровень биологической надежности организма человека. Во взрослом состоянии организм требует снижения действия только тех средовых факторов, которые вновь появились в природе н не принимали участия в филогенетическом становлении человека или существенно изменились после завершения развития человека как вида.

На этих методологических закономерностях сформировались два научных направления гигиены детей н подростков. Одно направление устанавливает оптимальные формы (уровни) жизни и деятельности ребенка. Именно с этим направлением связаны активные исследования по разработке режимов жизнедеятельности детей и подростков.

Другое научное направление решает проблему оптимизации среды обитания детей и подростков. Результаты данных исследований привели к созданию в нашей стране уникальных по конструкции и конфигурации зданий и помещений для обучения и воспитания детей и подростков. Современные конструктивные возможности, используемые в строительстве учреждений для детей и подростков, способны обеспечивать оптимальные показатели воздушной среды в соответствии с возрастом и состоянием здоровья детей. Кроме того, весь прогрессивный период развития человека основывается на сложном, подчиняющемся общенаучным законам, вазимодействнн организма и среды его жизни, причем это взаимодействие выступает и как движущая сила развития организма, и как его форма и содержание. При генеральных научных направлениях гигиены детей и подростков совершенствование морфофункциональных качеств организма, форм жизнедеятельности и среды обитания детей и подростков фактически является производным материальной действительности в виде диалектического единства организм — среда. Если данные проблемы представить как содержание науки и соединить их с объектом исследований (зодовье детей н подростков и определяющие его факторы) и конечной целью (обеспечение оптимального уровня здоровья детей и подростков) науки, то получается методологическая структура гигиены детей и подростков, которая показывает направление развития данной науки, а также раскрывает метод и средство дальнейшего накопления знаний и их научную трактовку.

Таким образом, проведенный анализ диалектического единства развивающегося организма и среды его существования свидетельствует о том, что взаимодействие организма и внешней среды как система с внутренней противоречивостью определяет в общенаучном отношении предмет, задачи и цели гигиены детей и подростков, поэтому может рассматриваться как ведущий методологический принцип данной науки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зациорский В. М.. Сергиенко А. П. — Цит. Громбах

С. М. — В кн.: Руководство для врачей школ. М., 1983,

с. 16.

2. Хомаганова Т. В., Уварова Е. В. — Там же, с. 17.

Поступила 10.01.84

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.