Научная статья на тему 'О некоторых ключевых понятиях формирующейся информационно-медийной парадигмы в русистике'

О некоторых ключевых понятиях формирующейся информационно-медийной парадигмы в русистике Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
400
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРАДИГМА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-МЕДИЙНАЯ ПАРАДИГМА / ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ИНФОРМАЦИОННО-МЕДИЙНОЙ ПАРАДИГМЫ / PARADIGM OF SCIENTIFIC KNOWLEDGE / INFORMATIONAL AND MEDIA PARADIGM / MAIN NOTIONS OF INFORMATIONAL AND MEDIA PARADIGM

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Болотнов Алексей Владимирович

В статье представлен ряд ключевых понятий, отражающих новый вектор современной научной парадигмы в русистике, названной автором информационно-медийной. Ее формирование обусловлено новыми информационными технологиями, влияющими на коммуникативно-когнитивную деятельность человека. Даны определения понятий: мир глобального доступа к информации; информационный повод; информационно-медийная языковая личность; информационное поле личности, информационное поле текста; информационные волны; третичные тексты. Установлена их взаимосвязь в условиях медиакоммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CERTAIN KEY NOTIONS ON FORMATING INFORMATIONAL AND MEDIA PARADIGM IN RUSISTICS

The article contains a number of notions that reflect a new vector of up-to-date scientific paradigm in Rusistics. It is named informational and media paradigm according to the author’s conception. Its formation is conditioned by new informational technologies and reinforcement of connection channel and format of communication. All this defines character and high speed of giving information in connection with parallelism of communication which is characterized by polycode and interdiscoursivity. Changes in communication format influence a person’s communicative and cognitive activity and demand special analysis. The author of the article gives definitions of the following notions: a world of global access to information; informational occasion; informational and media language identity; informational field of personality, Informational field of text; informational waves; tertiary texts. Interconnection of these notions in conditions of up-to-date media communication is determined. The author emphasizes the fact that global access to information creates a new type of language identity informational and media language personality and forms its informational field reflected in the texts created by this personality. These texts have different informational field. Stimulus to text creation may be different informational occasions which can provoke informational waves of different scale and give birth to different tertiary texts, that reflect specificity of up-to-date communication in media sphere. New realities in conditions of media communication due to up-to-date informational technologies change social minds and influence language identity, his/her thesaurus and world view.

Текст научной работы на тему «О некоторых ключевых понятиях формирующейся информационно-медийной парадигмы в русистике»

УДК 81.38/42

А.В. Болотнов

О НЕКОТОРЫХ КЛЮЧЕВЫХ ПОНЯТИЯХ ФОРМИРУЮЩЕЙСЯ ИНФОРМАЦИОННО-МЕДИЙНОЙ ПАРАДИГМЫ В РУСИСТИКЕ

В статье представлен ряд ключевых понятий, отражающих новый вектор современной научной парадигмы в русистике, названной автором информационно-медийной. Ее формирование обусловлено новыми информационными технологиями, влияющими на коммуникативно-когнитивную деятельность человека. Даны определения понятий: мир глобального доступа к информации; информационный повод; информационно-медийная языковая личность; информационное поле личности, информационное поле текста; информационные волны; третичные тексты. Установлена их взаимосвязь в условиях медиакоммуникации.

Ключевые слова: парадигма научного знания, информационно-медийная парадигма, основные понятия информационно-медийной парадигмы.

В связи с глобализацией в современном обществе происходят существенные изменения в языке, отражающем их, и в науке о языке. На значимость этих изменений, происходящих в социокультурной среде и современном человеке, указывают многие ученые. Например, В.М. Юрьев отмечает в качестве одного из важных факторов «формирование информационного общества, в котором знание и информация приобретают роль новых производительных сил, а информационная доступность становится важным условием формирования как отдельного человека, так и общества в целом» [Юрьев 2011: 5]. При этом существенно возрастает роль современных массмедиа. Можно вполне согласиться с Т.В. Кузнецовой: «В реалиях информационной эпохи СМИ, играя роль основного источника знаний и активного общественного «деятеля» (агента, связиста, советчика, обвинителя), приобретают статус социальной ценности» [Кузнецова 2012: 148].

В работах философов, культурологов, лингвистов отмечаются такие особенности современного общения, как: «информационная насыщенность, максимальная интенсивность информационных потоков», «виртуализация реальности», «доступность для массированного, высокотехнологичного информационного манипулирования» [Юрьев 2011: 8-9], подчеркивается особенно важная роль Интернета: «в его коммуникативном пространстве формируются и транслируются общественно важные смыслы» [Какорина 2012: 86]. Отмечается технологичность информационного процесса: «Построение текста и протекание информационного процесса приобрели ярко выраженный технологический характер, диктующий свои нормы, свою перцептику и многообразие новостных потоков» [Ивченков 2013: 101].

Новые информационные технологии, многообразие и специфика разных каналов связи оказывают большое влияние на характер мышления, языка и коммуникации современного человека. Все это требует серьезного научного осмысления, формируя новые векторы научной парадигмы в русистике [Болотнов 2014].

С точки зрения Т. Куна, парадигма научного знания - это «признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений» [Кун 1977: 17]. В определении современной научной парадигмы ученые высказывают разные точки зрения. Ю.Н. Караулов выделял историческую, психологическую, системно-структурную и социальную научные парадигмы [Караулов 1987]. В некоторых работах последних лет общим стало признание антропоцентрической парадигмы как ведущей, наряду со сравнительно-исторической и структурной парадигмами [Маслова 2008: 6]. Н.Ф. Алефиренко назвал антропоцентирическую парадигму «над и суперпарадигмой», выделяя ее помимо трех научных парадигм: лингвистического компаративизма, системно-структурной парадигмы и коммуникативно-прагматической [Алефиренко 2005: 25], отметив становление и дискур-сивно-когнитивной научной парадигмы [Алефи-ренко 2005: 19]. На это же раньше указывали Е С. Кубрякова [Кубрякова 1999; 2004], Н.Н. Болдырев [Болдырев 2004], А.В. Кравченко [Кравченко 2004] и др.

О некоторых приметах новой «медиальной парадигмы» последних лет в лингвистике пишет В.Е. Чернявская, отмечая особую значимость «материального формата для выражения ментального содержания» [Чернявская 2014: 242].

Учитывая роль новых информационных технологий, глобализацию и информатизацию современного общества, появление новых каналов связи и новых грандиозных возможностей для коммуникации, влияющих на языковое существование и мышление современного человека, считаем возможным выделить некоторые ключевые понятия новой лингвистической парадигмы, которая призвана отражать меняющуюся языковую и ментальную действительность. Ограниченные объемом статьи, рассмотрим наиболее актуальные, на наш взгляд, понятия, отражающие специфику современной коммуникации: мир глобального доступа к информации; информационный повод; информационно-медийная языковая личность; информационное поле личности; информационное поле текста; информационные волны; третичные тексты.

1. Мир глобального доступа к информации отражает стадию развития общества, когда сетевое общение конкурирует с непосредственным (контактным) общением и дистантным, когда процент людей, одновременно общающихся в Интернете, может быть более 10 от всех, живущих на планете. Это тенденция современного общества, которая сказывается на изменении запросов и мотивов носителей языка, изменении психики и характера общения как в реальном мире, так и в виртуальном. В новых условиях каждый может получить любую информацию, которая существует в Сети. Важно лишь четко формулировать свой запрос. Метафорически это можно соотнести с действиями рыбака, забрасывающего невод в бурлящий океан. «Рыбак» не может точно знать, каков будет «улов», что он в итоге приобретет, поиск может и не дать результатов, но в то же время может быть получена крайне необходимая и нужная для человека информация.

Глобальный доступ к информации предполагает отсутствие возрастных, гендерных, этнических, политических, экономических и других границ. Значимым становится лишь уровень просвещения и образования субъекта, который определяет запрос. Важны задатки личности, которая входит в сетевое общение. Если она не находит нужную информацию на одном сервере, то может найти ее на других. Уровень ограничений для человека в этом случае минимален.

Проблема возникает, когда виртуальное общение переходит в реальное или оно косвенным образом начинает регулироваться законодательством различных государств. В целом это только способствует эволюции мира глобального доступа. Общение в сети предполагает и сферу

услуг, которые в контексте Интернета могут вытеснять фактуальную и необходимую для человека информацию.

2. Мир глобального доступа к информации рождает новый тип языковой личности, названной нами информационно-медийной. Под информационно-медийной личностью нами понимается «языковая личность (носитель языка), формирование и самореализация которой происходит под влиянием новых информационных технологий в результате сетевого общения. Информационно-медийная личность рассматривается как тип языковой личности, отражающий современный этап в эволюции представлений о данном феномене в контексте усиливающегося влияния на современного человека информационной среды» [Болотнов 2014б: 52].

К особенностям информационно-медийной личности можно отнести: 1) открытость как готовность к новой информации благодаря возможностям сетевого общения и насущная потребность в ней; 2) публичность в оценке новой информации; 3) многоуровневость и мозаичность мировидения, эклектичность мировосприятия, создаваемые благодаря разным каналам массовой информации и копированию форматов; 4) полидискурсивность, предполагающая «взаимодействие между различными типами дискурса, т.е. интеграцию, перекрещивание различных областей знания» [Чернявская 2003: 36], поликодовость и интертекстуальность; 5) индивидуализация, самодостаточность, стремление к самопрезентации; 7) свобода выражения себя, своих оценок и ценностных установок в связи с возможностями непрямой коммуникации, дистанционного сетевого общения (подробнее см.: [Болотнов 2014б]). Можно говорить о разных типах информационно-медийной языковой личности: писатель, блогер, журналист, наблюдатель и др. (подробнее см.: [Болотнов 2014в]).

3. Для каждой информационно-медийной личности характерно свое информационное поле. Информационное поле личности трактуется нами как пространство общения или индивидуальный дискурс, который складывается из дискурсивных практик в различных сферах коммуникации человека в процессе его профессиональной, творческой и личной жизни. В сферы коммуникации входят различные круги общения: 1) внутренний мир общения - все, что связано с рефлексией человека по поводу реальности; 2) сфера семейных взаимоотношений (например, отношения на уровне родители - дети), отражение образцов, усвоенных с детства, стереотипов, традиций и норм, которые в дальнейшем человек реализует в своей

жизни; 3) сфера личной жизни в собственной семье, взаимовлияние и взросление в ходе совместной жизни; 4) сфера дружеских контактов, включающая неформальное общение, отражение различных стереотипов, связанных с коллективом, друзьями; сфера общих интересов, занятий, увлечений, ценностей; 5) сфера знакомств (установление разнообразных и непродолжительных контактов, основные функции которых - фатическая и соблюдение светского этикета); 6) сфера профессиональных контактов и профессиональной деятельности (она особенно важна для самоактуализации и реализации человека в деятельности).

К информационному полю личности можно отнести репутацию и авторитет человека, цити-руемость (публичность, известность) той или иной личности, вступающей в общение. Поле включает цепочку ассоциаций, которые связаны с определенной личностью, ее тезаурусом, картиной мира, системой ценностей, отраженных в дискурсе.

4. Информационное поле личности рождает эффект поля. Он разный у различных информационно-медийных личностей, поскольку поле -это информационный формат, отражающий степень влиятельности индивидуума на других в процессе общения. Это связано как с самой личностью, так и с организацией, в которой эта личность работает, интересы которой она представляет. Например, А.А. Венедиктов, являясь главным редактором канала «Эхо Москвы», представляет его и ассоциируется с ним. Елизавета Глинка представляет благотворительные организации. Президент России В.В. Путин представляет государство.

Эффект информационного поля личности зависит как от самой личности, ее тезауруса, уровня культуры, системы ценностей, общественного и профессионального статуса, так и от формата общения. Каждый человек создает свой формат общения, в котором можно выделить определенные принципы, например: маска - имидж - ролевое поведение. Принцип маски предполагает следование определенным этикетным императивам с учетом традиций, веры, закона. Принцип создание имиджа включает стремление личности в процессе коммуникации создать у адресата социально построенный образ с учетом аудитории общения и целей общения. Ролевое поведение предполагает реализацию задуманных личностью коммуникативных стратегий через определенные коммуникативные тактики.

5. Информационно-медийная личность является, во-первых, продуктом медиадискурса, оказывающего на нее влияние и формирующего

ее; во-вторых, создателем дискурса как среды коммуникации, в которой происходит общение. Стимулом к медиаобщению могут служить различные информационные поводы.

Информационный повод - это актуальное событие, произошедшее в краткосрочном промежутке времени, на которое обратило внимание как минимум более 3-4-х информационных агентств и которое затем получило высокий рейтинг медиацитирования в различных средствах массовой информации. Синоним информационного повода - топовая новость. Срок жизни информационного повода может быть как незначительным, так долгим, включая несколько месяцев и больше, если событие затрагивает межгосударственные интересы. Ср. события на Украине («Евромайдан», «бегство Януковича», «Референдум в Крыму», «События в Одессе», «Гражданское противостояние на юго-востоке Украины», «Катастрофа Boeing 777 в Донецкой области»), находящиеся в центре внимания мировой общественности и СМИ в течение многих месяцев. Можно выделить градационный принцип отражения информационного повода: мир - страна - регион - город - личность. По этому принципу поэтапно формируются новости и осуществляются информационные выпуски.

6. Стимулированные информационным поводом тексты рождают информационное поле текста и информационные волны.

Информационное поле текста - это информационная проекция текста на общественное сознание, феномен существования текста, живущего своей самостоятельной жизнью, отдельно от автора и эпохи, как самостоятельная единица влияния и предмет юридических отношений авторского и административного права. Информационное поле текста включает опосредованное каналом связи привлечение внимания к различным отраженным в тексте вопросам, темам, идеям, затрагивающим разные слои обществ, социальные роли личностей и их статусы.

Степень авторитетности текста, его эксклюзивности, общественного притяжения или отторжения, провокационности может быть различной. Например, твит С. Плющева на смерть сына С. Иванова, включающий 140 знаков, получил большой общественный резонанс, сочтен неэтичным, стал объектом правовой и социальной оценки, породил другие медиатексты.

7. Информационное поле текста может стимулировать информационные волны. Данное понятие можно определить как тенденции и тренды времени, стимулированные пиковыми информа-

ционными поводами, в которых сочетаются различные эффекты, связанные с влиянием информации на общество. Новые технологии коммуникации и технические возможности могут изменить саму сущность общения и масштаб новости. Новость и рождаемые ею информационные волны могут быть как глобальными, так и локальными, связанными, например, как с уровнем международных отношений (ср. скандал вокруг Вики Ликс), так и с местным (ср. трагедию с девочкой Викой Вылегжа-ниной в Томске, после которой были усилены меры безопасности в детских садах, появились видеокамеры, это стало своего рода уроком для общества). Параметры информационных волн ограничены информационным поводом и периодом медиацитиро-вания. Пока есть цитирование, есть эффект «волны», общественного интереса (ср., например: «Версии крушения малайзийского Boeing 777 над территорией Украины» [URL: http://itar-tass.com/prois-shestviya/1338428]). Когда медиацитирование исчезает в СМИ и социальных сетях, утрачивается и сила информационной волны.

Так, информационная волна, стимулированная реальным трагическим событием - падением самолета Boeing 777 в Донецкой области 16 июля 2014 г., отличалась вначале быстрым ростом, отражающим повышенный интерес общества, продолжительным усилением внимания с постепенным спадом и новой периодической актуализацией интереса к событию (ср. возникший вначале поток многочисленных медиатекстов, отражающих различные версии произошедшего, ход поисковой операции и расследования, эвакуацию погибших, передачу бортовых самописцев; последующую паузу в освещении темы, затем информацию об итогах расследования, реакцию международных организаций и государств). В настоящее время реакции в медиасфере на трагическое событие в июле 2014 г. являются немногочисленными.

Информационные волны, таким образом, характеризуются такими параметрами, как время действия, сила, цитируемость, социальные последствия, стихийность. Возможность направлять информационную волну есть, но создать ее искусственно сложно и практически невозможно. Информационные волны «работают» в краткосрочной перспективе и решают тактические задачи, а не стратегические.

8. Информационные волны рождают особый тип текстов, названных нами «третичными».

Третичные тексты - это тексты, являющиеся по сути информационным эхом, интегре-мой, которая отражает контаминацию и конвергенцию ранее актуализированных в других текстах смыслов. Поясним это. Существует, напри-

мер, первичный текст, созданный конкретным автором в соответствии с его замыслом в рамках определенного жанра. Этот текст является аутентичным, существует как исходный инвариант. На его основе в медиасреде может появиться вторичный текст, включающий различные способы интерпретации первичного текста и первичной информации. При этом смысл первичного текста может теряться или наращиваться, т.к. замысел у первичного текста может быть один, у вторичного текста - другой. Во вторичном тексте возможны различные вкрапления цитат или штампов, пересказ, изложение первого исходного текста.

В отличие от вторичного текста, третичный текст содержит только ход мыслей и элементы авторских оценок, взятых из другого текста, первичного или вторичного (т.е. прагматическую задачу, различные императивы, пересказанные идеи или смыслы, ход размышления). В третичном тексте улавливается поверхностная общность с первичным текстом, отражается часть хода чужих размышлений, наблюдается компиляция, фрагментарность в изложении, размывание границ авторского замысла, отсутствие указания на точный источник полученной информации. В третичных текстах факты обслуживают эмоциональные доводы, главное - эмоция, факты подстраиваются под новые размышления.

Это можно проследить на примере любого блога. Информация после СМИ и есть третичный текст. Например, новость о падении самолета на Украине породила разные интерпретации в СМИ. Каждый блогер осмысливает эту информацию и создает свой текст. Третичные тексты порождают новую коммуникативную деятельность, направленную на решение новых задач и их решений. Выраженная проблематизация характерна для третичных текстов из-за различной персонифицированной трактовки, которая может быть анонимной.

СМИ фактически создают информационное эхо благодаря каналам связи. Информационное эхо - это фрагментированный смысл новости или сообщения, факта или мифа, который припоминается аудиторией в процессе коммуникативной и проблемно-поисковой деятельности, которые связаны с отражением предрассудков, слухов, мнений и фактов, которые закрепились в сознании или подсознании человека.

Информационное поле третичного текста воздействует на канал связи, который выходит на первый план. Так СМИ управляют обществом, создается информационное поле третичных текстов, которое через каналы связи направляют коммуникативную деятельность людей в мире глобального доступа к информации.

Таким образом, рассмотренные нами понятия формирующейся в русистике новой информационно-медийной парадигмы системно связаны между собой, отражая новые реалии в условиях медийного общения благодаря современным информационным технологиям, меняя общественное сознание и характер языковой личности, ее тезаурус и картину мира. Глобальный доступ к информации рождает новый тип языковой личности - информационно-медийную языковую личность, формируя ее информационное поле, отражающееся в созданных ею текстах, также обладающих разным информационным полем. Стимулом к их созданию могут быть различные информационные поводы, которые могут вызвать информационные волны разного масштаба и породить различные третичные тексты, отражающие специфику современной коммуникации в ме-диасреде. Каждое из данных понятий требует дополнительной разработки и осмысления.

Список литературы

Алефиренко Н.Ф. Современные проблемы науки о языке: учебное пособие. М.: Флинта: Наука, 2005.

Болдырев Н.Н. Концептуальное пространство когнитивной лингвистики // Вопросы когнитивной лингвистики. 2004. № 1. С. 18-36.

Болотное А.В. О типах информационно-медийной личности // Русская речевая культура и текст: материалы VIII Международной научной конференции. 17-18 апреля 2014 г. Томск: Изд-во Томского ЦНТИ, 2014. С. 106-112.

Болотное А.В. О новом векторе научной парадигмы в русистике // Canadian Journal of Science and Education. 2014а. № 2.

Болотнов А.В. О некоторых особенностях современной информационно-медийной личности // Вестник Томского государственного педагогического университета (TSPU Bulletin). 2014б. № 2 (143). С. 52-55.

Иеченкое В.И. Стилистика XXI века: достижения и ожидания // Стилистика как речеведе-ние: сборник научных трудов славянских стили-

стов, посвященный памяти М.Н. Кожиной / под ред. Л.Р. Дускаевой. М.: Флинта: Наука, 2013. С. 99-105.

Какорина Е.В. Портрет «простого» интернет-пользователя в лингвопрагматическом, языковом и стилистическом аспекте (на материале жанра комментария) // Стилистика завтрашнего дня: сборник статей к 80-летию профессора Г.Я. Солганика. М.: Медиамир, 2012. С. 64-87.

Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М., 1987.

Кравченко А.В. Когнитивная лингвистика сегодня: интеграционные процессы и проблема метода // Вопросы когнитивной лингвистики. 2004. № 1. С. 37-52.

Кубрякова Е. С. Об установках когнитивной науки и актуальных проблемах когнитивной лингвистики // Вопросы когнитивной лингвистики. 2004. № 1. С. 6-17.

Кузнецова Т.В. К проблеме определения аксиологической сущности СМИ // Стилистика завтрашнего дня: сборник статей к 80-летию профессора Г.Я. Солганика. М.: Медиамир, 2012. С. 136-148.

Кун Т. Структура научных революций. М.,

1977.

Маслова В. А. Современные направления в лингвистике: учебное пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2008.

Чернявская В.Е. Интертекстуальность и ин-тердискурсивность // Текст - Дискурс - Стиль. Коммуникации в экономике. СПб., 2003. С. 23-42.

Чернявская В.Е. «Когнитивное в формате»: о формировании медиальной парадигмы в лингвистике // Стилистика сегодня и завтра: материалы конференции. Ч. I. М.: Факультет журналистики МГУ, 2014. С. 242-248.

Юрьев В.М. Трансформация социо-культур-ной среды и мышления человека в процессе глобализации // Вопросы когнитивной лингвистики. 2011. № 4. С. 5-13.

Версии крушения малайзийского Boeing 777 над территорией Украины. URL: http://itar-tass.com/ proisshestviya/133 8428

A. V. Bolotnov

CERTAIN KEY NOTIONS ON FORMATING INFORMATIONAL AND MEDIA PARADIGM IN RUSISTICS

The article contains a number of notions that reflect a new vector of up-to-date scientific paradigm in Rusistics. It is named informational and media paradigm according to the author's conception. Its formation is conditioned by new informational technologies and reinforcement of connection channel and format of communication. All this defines character and high speed of giving information in

connection with parallelism of communication which is characterized by polycode and interdiscoursivi-ty. Changes in communication format influence a person's communicative and cognitive activity and demand special analysis.

The author of the article gives definitions of the following notions: a world of global access to information; informational occasion; informational and media language identity; informational field ofper-sonality, Informational field of text; informational waves; tertiary texts. Interconnection of these notions in conditions of up-to-date media communication is determined. The author emphasizes the fact that global access to information creates a new type of language identity - informational and media language personality - and forms its informational field reflected in the texts created by this personality. These texts have different informational field. Stimulus to text creation may be different informational occasions which can provoke informational waves of different scale and give birth to different tertiary texts, that reflect specificity of up-to-date communication in media sphere. New realities in conditions of media communication due to up-to-date informational technologies change social minds and influence language identity, his/her thesaurus and world view.

Key words: paradigm of scientific knowledge, informational and media paradigm, main notions of informational and media paradigm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.