Научная статья на тему 'О некоторых итогах работы советского тыла в годы Великой Отечественной войны'

О некоторых итогах работы советского тыла в годы Великой Отечественной войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1426
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ФРОНТ / СНАБЖЕНИЕ / СОВЕТСКИЙ ТЫЛ / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ / ВОЕННО-ТРАНСПОРТНАЯ АВИАЦИЯ / БОЕПРИПАСЫ / ИМУЩЕСТВО / GREAT PATRIOTIC WAR / FRONT / SUPPLY / SOVIET REAR / RAILWAY TRANSPORT / AUTO WAY / MILITARY-TRANSPORT AVIATION / AMMUNITION / PROPERTY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Соколова Валентина Ивановна

На основе опубликованных и архивных источников освещаются недостаточно исследованные ранее вопросы оперативной деятельности и структуры советского тыла в годы Великой Отечественной войны. Дается характеристика системе тылового обеспечения войск, которая была сложной и многогранной. Об этом свидетельствует перечень служб и направлений в работе, которыми ведал начальник тыла фронта в годы Великой Отечественной войны: штаб тыла; политотдел тыла; железные дороги, их восстановление и эксплуатация; автомобильные дороги, их строительство, восстановление и эксплуатация; автомобильная служба; служба снабжения горючим; вещевое снабжение; квартирное довольствие; медицинская служба; ветеринарная служба; финансовая служба; продовольственное снабжение; государственный банк; трофейная служба; сельхозуправление (в конце войны); промышленный отдел (в конце войны); отдел кадров; военторг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT SOME RESULTS OF THE WORK OF SOVIET REAR IN THE YEARS OF GREAT PATRIOTIC WAR

On the basis of the published and archived sources the investigational not enough before questions of operative activity and structure of soviet rear are illuminated in the years of Great Patriotic war. Description is given to the system of the rearward providing of troops, that was difficult and many-sided. To it the simple list of services and directions in-process, the chief of rear of front knew that in the years of Great Patriotic war, testifies: staff of rear, political department of rear, railways, their renewal and exploitation; motor-car service; serving as of supply a fuel; thing supply; housing allowance; medical service; financial service; veterinary service; food supply; state participating bank; captured service; agricultural management (at the end of war); industrial (at the end of war); military trade.

Текст научной работы на тему «О некоторых итогах работы советского тыла в годы Великой Отечественной войны»

УДК 94(470)«1941/1945»:355.1 ББК Т3(2) 622 - 207

В.И. СОКОЛОВА

О НЕКОТОРЫХ ИТОГАХ РАБОТЫ СОВЕТСКОГО ТЫЛА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Ключевые слова: Великая Отечественная война, фронт, снабжение, советский тыл, железнодорожный транспорт, автомобильные дороги, военно-транспортная авиация, боеприпасы, имущество.

На основе опубликованных и архивных источников освещаются недостаточно исследованные ранее вопросы оперативной деятельности и структуры советского тыла в годы Великой Отечественной войны. Дается характеристика системе тылового обеспечения войск, которая была сложной и многогранной. Об этом свидетельствует перечень служб и направлений в работе, которыми ведал начальник тыла фронта в годы Великой Отечественной войны: штаб тыла; политотдел тыла; железные дороги, их восстановление и эксплуатация; автомобильные дороги, их строительство, восстановление и эксплуатация; автомобильная служба; служба снабжения горючим; вещевое снабжение; квартирное довольствие; медицинская служба; ветеринарная служба; финансовая служба; продовольственное снабжение; государственный банк; трофейная служба; сельхозуправление (в конце войны); промышленный отдел (в конце войны); отдел кадров; военторг.

9 мая 2015 г. в столице Российской Федерации в г. Москве состоялся военный парад в честь 70-летнего юбилея Победы над фашистской Германией. На параде были продемонстрированы новейшие образцы военной техники, в том числе суперсовременный танк «Армата», ракетный комплекс «Тополь-М» и другие образцы новейшей техники, созданные руками отечественных инженеров и конструкторов. В связи с создавшейся в настоящее время напряженной внешнеполитической ситуацией перед Россией обозначилась важная задача - защита родины от возможной агрессии. Это вынуждает обратиться к прошлому опыту своей страны - опыту мобилизации потенциальных возможностей советского государства в период Великой Отечественной войны. Этому периоду истории посвящено множество публикаций. Однако об оперативной деятельности и структуре советского тыла написано немного. Данной проблеме посвятили свои труды такие исследователи, как И.В. Ковалев [3], Г.А. Куманев [4], В.И. Соколова [6. С. 32-35] и др. Вопросы участия интеллигенции Чувашии в мероприятиях по организации помощи фронту освещены в работах М.А. Широковой [7. С. 79-85].

Советский тыл в годы войны был тесно связан с народным хозяйством страны. До августа 1941 г. он не имел такой стройной организационной структуры, какая сложилась позже. В то время вопросами оперативного устройства тыла Красной Армии ведали Генеральный штаб и штабы военных округов.

В первый же месяц войны ГКО СССР поручил заместителю Председателя СНК, впоследствии члену ГКО А.И. Микояну непосредственное руководство обеспечением Вооруженных Сил горючим, продовольствием и вещевым имуществом. Секретарю ЦК ВКП (б) А.А. Андрееву было поручено руководство работой железнодорожного транспорта, на члена ГКО Н.А. Вознесенского, заместителя председателя сНк СССР А.Н. Косыгина, председателя ВЦСПС Н.М. Шверника была возложена ответственность за организацию снабжения действующей армии.

28 июля 1941 г. ГКО принял решение о создании самостоятельных органов тыла Красной Армии. 1 августа 1941 г. были образованы Главное управление тыла Красной Армии и управления тыла фронтов и армий. Во главе

тыла Красной Армии был назначен генерал А.В. Хрулев, исключительно энергичный и опытный организатор [5. С. 68-82; 2. Л. 1-3].

Родившаяся в самом начале войны, система тылового обеспечения войск была сложной и многогранной. Об этом свидетельствует перечень служб и направлений в работе, которыми ведал начальник тыла фронта в годы Великой Отечественной войны: штаб тыла; политотдел тыла; железные дороги, их восстановление и эксплуатация; автомобильные дороги, их строительство, восстановление и эксплуатация; автомобильная служба; служба снабжения горючим; вещевое снабжение; квартирное довольствие; медицинская служба; ветеринарная служба; финансовая служба; продовольственное снабжение; государственный банк; трофейная служба; сельхозуправление (в конце войны); промышленный отдел (в конце войны); отдел кадров; военторг [1. С. 300].

Кроме перечисленного начальник тыла отвечал за подвоз всеми видами транспорта боеприпасов, инженерного имущества и всего остального, что требовалось войскам в ходе войны, осуществлял эвакуацию всего ненужного, что было в войсках. В минувшей войне начальник тыла впервые выступил во всей полноте персональной ответственности перед Военным советом за работу тыла с начала и до конца операции.

Военная обстановка потребовала организовать железнодорожные, дорожные и автомобильные войска. Одной из положительных сторон опыта и структуры оперативного тыла в войне было комплексное использование всех видов транспорта, в том числе даже конного и вьючного. Органы тыла, войсковые части и соединения сами засевали пустующие земли, выращивали скот, производили товары первой необходимости. На освобожденной территории армия восстанавливала предприятия угольной, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, пищевой, легкой и других отраслей промышленности. Силами войск и личного состава тыла строились жилые дома для колхозников разоренных оккупантами населенных пунктов.

Первейшая функция тыла - накормить, напоить, одеть, обуть и обогреть бойца. Заблуждаются те, которые думают, что это дело второстепенное. К примеру, на одном только 1-м Белорусском фронте вместе с прикомандированными в последние месяцы войны бойцами насчитывалось более двух миллионов человек. Всем им надо было два раза в день выдать горячую пищу и не менее двух раз в сутки - горячий чай. Необходимо было выпекать ежедневно около тысячи тонн хлеба.

В городских условиях, где есть кафе, столовые, рестораны, подведены газ и вода, и то бывает трудно обеспечить население предметами первой необходимости и вовремя всех накормить. В фронтовых условиях, когда повсюду рвутся снаряды, не хватает топлива, разрушены мельницы и пекарни, с водой проблемы, противник зорко выслеживает любую струйку дыма, становится трудно обеспечить людей пищей. Надо самим заготовить зерно и смолоть муку, своевременно развести по армиям, дивизиям, полкам необходимые продукты питания.

Необходимо отметить, что солдаты во время Великой Отечественной войны были полностью укомплектованы одеждой и обувью. Несмотря на то, что страна много потеряла при отходе летом 1941 г., все же суровую зиму 1941-1942 гг. войска встретили неплохо подготовленными. Многомиллионная Красная Армия за годы войны четыре раза меняла зимнее и четыре раза летнее обмундирование. Но чтобы все обмундирование и снаряжение дошло до бойцов, должны были хорошо работать интенданты Красной Армии - фронтовой, армейский, дивизионный, полковой. Представим себе такую ситуацию - надо перейти на летнюю

форму одежды в связи с быстро наступившей весной. Миллионы пар валенок, полушубков, ватных брюк, курток надо собрать, просушить, отремонтировать, уберечь от моли, продезинфицировать и подготовить к очередной зиме. И все это в полевых условиях, где нет складских помещений, нет оборудованных сушилок, отсутствуют ремонтные мастерские. Все это выполнялось силами самой армии. Особенно трудно бывало во время оттепелей, внезапно наступающих среди зимы. Однако на протяжении всей войны с большими трудностями удавалось налаживать переход с одного вида обуви на другой в дни внезапного потепления или похолодания, чтобы не было обморожения бойцов.

Четыре года войны - это четыре года непрерывного маневрирования не только дивизиями, корпусами и даже фронтами. И в этих невиданных по масштабам перевозках решающая роль принадлежала железнодорожному транспорту. Около 20 млн вагонов всевозможных воинских грузов было перевезено за годы войны. Во всех видах воинских перевозок на долю железнодорожного транспорта выпало 70% [1. С. 306-307].

Автомобильный транспорт в минувшей войне дополнял работу железнодорожного, иногда действуя параллельно с ними. Автотранспортными частями Красной Армии было перевезено более 100 млн т различных грузов, их общий пробег составил 2564 млн км. И все же он только дополнял работу железных дорог. Как показал опыт войны, фронт мог обходиться в отведенных ему границах одним лишь автотранспортом не более 10-15 суток, после чего обязательно должны были вступить в действие фронтовые железные дороги. Если этого не случалось, неизбежно наступал кризис.

Надо отметить, что такие операции, как Белорусская, Висло-Одерская, Берлинская, потребовали по миллиону тонн материальных средств каждая. А вся война поглотила более 10 млн боеприпасов, 13,4 млн т горючего, 40 млн т боеприпасов и около 12-15 млн т различного другого имущества. Вся эта масса грузов была перевезена в действующую армию по железным дорогам за многие тысячи километров. Водным транспортом за годы войны было перевезено 22 млн т различных грузов, что составило 9,5% общего объема воинских перевозок.

Существенную помощь тыловикам оказала военно-транспортная авиация, силами которой было перевезено 1,5 млн человек и 120 тыс. т различных грузов [1. С. 307-308].

Следует отдать должное и гужевому транспорту. Немало было таких ситуаций, когда только вьючные животные выручали фронтовиков в дни распутицы или в горных условиях.

Все виды транспорта и дорог на фронте давали наибольший эффект лишь при комплексном использовании. Комплексная эксплуатация всех видов транспорта и коммуникаций обеспечивалась единством системы самого тыла. Структура тыла, рожденная войной, выдержала суровое испытание. Работники тыла честно выполнили свой священный долг перед Родиной. Опыт работы тыла на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и поныне является базой для развития теории военного искусства в этой области. Поэтому так важно нынешнему поколению всесторонне и объективно изучить этот опыт. Многое сделано в этом направлении, но многое еще предстоит сделать. Опыт многогранной деятельности тыла в минувшей войне может пригодиться в будущем.

Литература

1. Антипенко Н.А. На главном направлении. Записки заместителя командующего фронтом. М.: Наука, 1967. С. 300-308.

2. Государственный архив Чувашской Республики. Ф. 303. Оп. 19. Д. 546.

3. Ковалев И.В. Транспорт в Великой Отечественной войне. М.: Мысль, 1981. 193 с.

4. Куманев Г.А. На службе фронта и тыла - железнодорожный транспорт накануне и в годы Великой отечественной войны 1938-1945. М.: Наука, 1976. 456 с.

5. Соколова В.И. К вопросу о начальном всеобщем военном обучении граждан ЧАССР в годы Великой Отечественной войны // Вестник Чувашского университета. 2006. № 1. С. 68-82.

6. Соколова В.И. Трудный путь домой. Репатриация советских граждан из Германии в 1945 г. // Военно-исторический журнал. 2008. № 5. С. 32-35.

7. Широкова М.А. Сельские работники культуры Чувашии в годы Великой Отечественной войны: штрихи к социальному портрету // Вестник Чувашского университета. 2014. № 1. С. 79-85.

СОКОЛОВА ВАЛЕНТИНА ИВАНОВНА - доктор исторических наук, профессор кафедры Отечественной истории имени А.В. Арсентьевой, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (Sokolova-cheb@mail.ru).

V. SOKOLOVA ABOUT SOME RESULTS OF THE WORK OF SOVIET REAR IN THE YEARS OF GREAT PATRIOTIC WAR

Key words: Great Patriotic war, front, supply, soviet rear, railway transport, auto way, military-transport aviation, ammunition, property.

On the basis of the published and archived sources the investigational not enough before questions of operative activity and structure of soviet rear are illuminated in the years of Great Patriotic war. Description is given to the system of the rearward providing of troops, that was difficult and many-sided. To it the simple list of services and directions in-process, the chief of rear of front knew that in the years of Great Patriotic war, testifies: staff of rear, political department of rear, railways, their renewal and exploitation; motor-car service; serving as of supply a fuel; thing supply; housing allowance; medical service; financial service; veterinary service; food supply; state participating bank; captured service; agricultural management (at the end of war); industrial (at the end of war); military trade.

References

1. Antipenko N.A. Na glavnom napravlenii. Zapiski zamestitelya komanduyushego frontom [On main direction messages of deputy of commander by front]. Moscow, Nauka Publ., 1967, 292 p.

2. Gosudarstvennyi istoricheskii arkhiv Chuvashskoi Gosudarstvennyi istoricheskii arkhiv Chu-vashskoi Respubliki. Fond 303. Opis 19. Dokument 546 [State Historical Archives of the Chuvash Republic. Archive 303. Anagraph 19. Dokument 546].

3. Kovalev I.V. Transport v Velikoi Otechestvennoi voine [Transport in Great Patriotic war]. Moscow, Mysl Publ., 1981, 193 p.;

4. Kumanev G.A. Na sluzhbe fronta I tyla - zheleznodorozhnyi transport nakanune i v gody Veli-koi Otechestvennoi voiny [On service of front and rear railway transport on the eve and in the years of war 1938-1945]. Moscow, Nauka Publ., 1976, 456 p.;

5. Sokolova V.I. K voprosu o nachal'nom vseobshem voennom obuchenii grazhdan CHASSR v gody Velikoi Otechestvennoi voiny [To the question about the elementary universal military training of citizens of CHASSP in the years of Great Patriotic war]. Vestnik Chuvashkogo universiteta, 2006, no. 1. pp. 68-82.

6. Sokolova V.I. Trudnyi put' domoi. Pepatriatsiya sovetskikh grazhdan iz Germanii v 1945 g. [Difficult way home. Repatriation of soviet citizens from Germanium in 1945]. Voenno-istoricheskiy zurrnal [Military-historical magazine], 2008, no. 5. pp. 32-35.

7. Shirokova M.A. Sel'skie rabotniki ku 1tury Chuvashii v gody Velikoi Otechestvennoi voiny: shtrikhi k portretu [Rural cultural workers of Chuvashia in the Great Patriotic war: strokes to the social portrait]. Vestnik Chyvashkogo universiteta, 2014, no. 1, pp. 79-86.

SOKOLOVA VALENTINA - Doctor of Historical Sciences, Professor of Russian History Department named after A.V. Arsentyeva, Chuvash State University, Cheboksary, Russia.

Ссылка на статью: Соколова В.И. О некоторых итогах работы советского тыла в годы Великой Отечественной войны // Вестник Чувашского университета. - 2016. - № 2. - С. 145-148.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.