Научная статья на тему 'О некоторых исторических причинах возникновения искусства'

О некоторых исторических причинах возникновения искусства Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2375
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Новикова Ольга Васильевна

Рассмотрены причины возникновения искусства: подражание природе, тяга к добру и прекрасному, восполнение того, чего не хватает в повседневной жизни, потребность в единении душ и другие. Выявлены функции искусства в первобытном обществе: магическая и хранения и передачи информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About some historical reasons of art origin

It is considered the reasons of art origin such as imitation to nature, longing for good and beauty, filling lack of everyday life things, need for unity of souls. It is revealed the functions of art in the primitive society such as magic and keeping and conveying of information.

Текст научной работы на тему «О некоторых исторических причинах возникновения искусства»

никами, между учениками и учителем; позволяет учащимся использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высокой степенью неопределенности. Система взаимодействий учителя и учеников в рамках трех этапов («вызов», «осмысление», «рефлексия») позволяет заложить в содержательно-организационные основы обучения все три компонента процесса социализации личности: идентификацию путем организации распознавания объекта изучения, индивидуализацию посредством использования индивидуальных возможностей личности для самостоятельного познавательного поиска информации, установления причинно-следственных и структурно-логических зависимостей для осознания новой информации, ее оценки и, наконец, персонализацию в ходе выработки предписаний по использованию полученных знаний, разработки рекомендаций, принятия лич-ностно значимых и общественно одобряемых решений.

Рефлексия по итогам занятия ставит обучающихся в ситуацию вдумчивого творческого рассмотрения того, как новые знания могут быть совмещены с предыдущими (иногда бытовыми) представлениями, как предыдущее представление может быть изменено под влиянием новой информации.

Ответ на вопросы: что я могу делать иначе после того, как получил новую информацию; как изменились мои

взгляды под влиянием этих идей? - формирует не только аналитичность, но и конструктивность мышления.

Цель педагогической технологии «школы социализации» - создание содержательно-организационных условий для осознания учащимися самих себя и своего места среди других людей, понимания других людей, закономерностей окружающего мира.

Специально организованное педагогом развивающее пространство позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к «открытию» знания, предоставлять возможность каждому приближаться к истине своим путем, вооружить обучающихся системными методами решения разнообразных учебных задач, развивать способности обучаемых к рефлексии своей деятельности, поведения, личности, создать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.

Как показал наш опыт, сочетание выбранных педагогических технологий, системное и целесообразное использование их потенциальных возможностей значительно изменяет образовательную ситуацию, позволяет достичь ощутимых результатов в социализации детей-сирот, развивая их познавательные, информационно-коммуникативные и рефлексивные способности, содействовать самоопределению и самореализации выпускников школ-интернатов.

A. G. Kurylev

PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES OF SOCIALLY ORIENTED EDUCATION OF ORPHANS AND CHILDREN WITHOUT PARENTS' GUARDIANSHIP

The research in the field of pedagogical technologies, which are adequate to the requirements of socially oriented education of orphans and children without parents guardianship, is based on studying ofproblems of boarding school and orphanage leavers adaptation as well as on the study of socialization process essence and structure.

УДК 85

О. В. Новикова

О НЕКОТОРЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ ПРИЧИНАХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИСКУССТВА

Рассмотрены причины возникновения искусства: подражание природе, тяга к добру и прекрасному, восполнение того, чего не хватает в повседневной жизни, потребность в единении душ и другие. Выявлены функции искусства в первобытном обществе: магическая и хранения и передачи информации.

Искусство не имело и не может иметь своей собственной истории, потому как оно родилось и существует только вместе с человеком, являясь отражением бытия, реальной жизни людей и областью духовного производства.

Все исторические и политические события находили отражение в обрядах, песнях, сказках, традиционных празднествах. Начиная с глубокой древности, история народа утверждалась жизнью и искусством, и всегда две эти линии тесно переплетались...

Н. П. Кончаловская

А. А. Новиков в статье «Искусство как общественное явление» говорит об этом так: «Искусство является одной из неотъемлемых сторон общественной жизни. Оно складывается на самых ранних этапах формирования челове-

Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М. Ф. Решетнева

ка и становления человеческого общества и в процессе развития всей человеческой истории существует как одна из форм общественного сознания. Вполне естественно поэтому, что, будучи по своей сущности явлением социальным, искусство испытывает на себе воздействие всех элементов общественной структуры, и, в первую очередь, материальной жизни общества. Поэтому как бы ни отличалось искусство своеобразием своего содержания и формы, оно неотделимо от политики, идеологии, морали, науки, техники, то есть от общественных явлений» [3. С. 3].

Первобытные художники породили все виды изобразительного искусства - архитектуру (когда строили жилища, сооружали гробницы и святилища), скульптуру (когда высекали из камня и лепили из глины фигурки богов), живопись и графику (когда украшали стены скал росписями, сделанными сажей и углем) и декоративно - прикладное искусство (когда вырезали узоры по камню и кости, изготавливали и расписывали глиняные сосуды, составляли бусы из разноцветных камешков, клыков и зубов животных).

Многие исследователи убеждены, что одной из причин возникновения искусства является подражание природе, так как первобытный человек полностью был погружен только в природу и находился в полной зависимости от нее.

Доисторический человек также верил в то, что изображения способствуют не только удачной охоте при жизни, но и оказывают помощь умершим в их загробной жизни. Говоря о причинах, породивших искусство, А. А. Горелов отмечает, что «наскальные рисунки пронзенных стрелами животных появились потому, что первобытные охотники верили, что эти изображения реализуются на охоте. Связь данных изображений с захоронениями позволяет предполагать, что эти рисунки должны были активизировать магические силы, обеспечивающие удачную охоту покойника. Данная гипотеза подтверждается анализом искусства Древнего Египта, которое было преимущественно магическим» [1. С. 56].

Солярные, зооморфные, антропоморфные, орнито-морфные, тентрарные знаки, которые мы теперь воспринимаем как орнаменты и элементы украшения, появились на одежде, посуде, домашней утвари, на наличниках окон, карнизах и коньках крыш домов наших предков еще и как обереги, как защита от злых духов, болезней, отрицательных сил извне. Это были символы, которые имели определенное содержание, привязку к данной эпохе, данному народу, месту и времени. Они отражали определенное мировоззрение и отношение к общественной жизни и жизни вообще. Это знаковое содержание превращается в те образы эпохи, которые становятся своеобразным мостиком для будущих поколений.

Чувства красоты, цвета, объема, формы, ритма, симметрии человек не мог получить в готовом виде от своих предков - животных. Но, начиная с глубокой древности, все исторические и политические события своей жизни люди отражали в песнях, сказках, плясках, традиционных празднествах, ритуалах. Одетые в звериные шкуры и обитавшие в пещерах, они уже тогда стремились украсить свою жизнь, жилище и одежду. Вот как пишет об этом французский исследователь Жиль Паци: «... Первые пред-

меты, первые знаки, первые росписи. Затем были первые образы, фигуры животных, вначале неполные, затем все лучше разработанные, прорисованные или гравированные на скалах, женские статуэтки. Искусство стало частью человеческой жизни, и несколько тысяч лет оно развивало роскошный фигурный стиль, представлявший великолепных лошадей, быков, оленей, бизонов и других животных, изображения которых были найдены в кромешной тьме пещер Ласко во Франции и Альтамаре в Испании. Это наскальное искусство первобытных людей стало известно только в XIX веке, но оно не перестает удивлять своей техникой, чувственностью и красотой. Исследователи убеждены, что эти богато орнаментированные пещеры. задуманы по плану, предусмотренному для многих помещений» [5. С. 11].

О том, как велико стремление людей к украшению своей жизни говорит Сергей Образцов: «Никакого смыслового содержания. орнамент не имеет. Ничего не изображает. Это абстракция. И единственное его назначение - сделать обыкновенную, ничем не примечательную ореховую палку необыкновенной, удивительной, красивой. украшение было и есть одной из самых стойких. задач» [4. С. 51]. И дальше: «.не было и нет ни одного периода в истории человечества, когда бы не существовало искусство украшения. Не было такого народа, который не украшал бы свои дома, свою утварь, свою одежду, свое тело. Орнамент вышивается, ткется, плетется из тростника, лепится из алебастра и глины, высекается из мрамора и гранита, чеканится из бронзы, серебра и золота. Стремление создать красивое сопутствовало искусству художника и скульптора на протяжении столетий, а стремление украсить произведениями искусства свое жилище или общественные здания сопутствовало жизни и быту всех людей - и бедных, и богатых» [4. С. 53].

Тяга к добру и восполнение того, чего не хватает человеку в его повседневной жизни, чего он лишен в сфере чувств, является также одной из причин появления искусства. Это привело к рождению мифов и сказок, где добро побеждает зло.

Кроме того необходимо сказать еще об одном моменте - о выполнении искусством функции документации. «Принято считать, что история человечества началась с появления письменности, - отмечает Ж. Паци. -Она дала возможность развиваться цивилизациям. Но интеллектуальная, художественная и духовная жизнь людей не зависела от появления письменности. Язык и мысли могут достичь большой сложности и глубины без письменной фиксации. Произведения искусства являются свидетелями этого. Люди пели, танцевали, молились, творили прежде, чем начали писать. Озабоченность искусством рано пробудилась у примитивных существ, наших предков.» [5. С. 10]. Письменности не было, магнитофонов и фотографии тоже, поэтому «.в какой-то степени рассказы о жизни первых «гомо сапиенс» сохранились в рисунках и барельефах. Во все времена художники брали на себя функцию рассказчиков и летописцев. Делали это и пещерные художники, сообщая о военных набегах, опасных охотах, о героизме и гибели людей, о количестве убитых врагов, бизонов, оленей или дроф. эти изображенные рассказы раскрывают нам быт наших праотцев... »

[4. С. 36], - говорит С. Образцов и продолжает: «Но даже и по рисункам мы можем судить о широте развитого по всей стране искусства бродячих певцов, музыкантов, танцоров, акробатов» [4. С. 42].

Таким образом, живопись, рисунок и скульптура на протяжении тысячелетий выполняли функцию документации, без которой человечество не могло бы иметь памяти.

Человек по природе своей одинок: он рождается один, живет один на один со своим внутренним миром и один умирает. Поэтому еще одной из причин возникновения искусства, по нашему мнению, является объединение душ людей. Л. Н. Толстой по этому поводу отмечал, что «искусство есть деятельность человеческая, состоящая в том, что один человек сознательно известными внешними знаками передает другим испытываемые им чувства, а другие люди заражаются этими чувствами и переживают их» [6. С. 80]. Дальше Л. Н. Толстой говорит: «...настоящее произведение искусства делает то, что сознанием воспринимающего уничтожается разделение. не только между ним и художником, но и между ним и всеми людьми, которые воспринимают то же произведение искусства. В этом-то освобождении личности от своего отделения от других людей, своего одиночества, в этом-то слиянии личности с другими людьми и заключается главная привлекательная сила и свойство искусства» [6. С. 165]. Единение всех людей, вдохновляемое любовью, которая помогает передавать свои чувства другим, Л. Н. Толстой считает целью искусства.

Создавая произведения искусства, художник, творец борется со смертью, потому что его произведения остаются на века и являются достоянием последующих поколений. «Андре Мальро сказал, что произведения искусства принадлежат истории, они из своего времени, но также находятся и в нашем времени» [5. С. 9], его поддерживает Василий Кандинский: «Всякое произведение искусства есть дитя своего времени, часто оно и мать наших чувств. каждый культурный период создает свое

собственное искусство, которое не может быть повторено.» [2. С. 10], а А. А. Горелов продолжает: «Искусство каждой эпохи несет на себе отпечаток времени: искусство начала XIX в. романтично; искусство середины XIX в. реалистично, оно проникнуто верой в грядущее торжество разума; искусство конца XIX - начала XX в. символично (или декадентно), находится в напряженном предчувствии страшного. Искусство XX в. формалистично (или документально). Оно трагично потому, что трагичен век. Настоящий художник чувствует отчаяние, связанное с тем, что его значение ничтожно в век идеологий и научного прогресса, и это отчаяние переносит в звуки, на бумагу и полотно» [1. С. 61].

Исходя из всего сказанного, можно определить некоторые причины возникновения искусства, к которым относятся: подражание природе; вера в магическую силу изображения; защита (обереги) от внешних отрицательных сил; стремление украсить свою жизнь; воплощение мечты о том, чего не хватает человеку в реальной жизни; необходимость сохранения памяти (функция документальности); борьба с одиночеством - объединение душ людей; борьба со смертью.

Библиографический список

1. Горелов, А. А. Культурология / А. А. Грелов. М. : Юрайт-М, 2001. 300 с.

2. Кандинский, В. В. О духовном в искусстве / В. В. Кандинский. М. : Архимед, 1992. 112 с.

3. Новиков, А. А. Искусство как общественное явление : сб. ст. / А. А. Новиков. Ленинград. : Лениздат, 1978. С. 3-27.

4. Образцов, С. Эстафета искусств / С. Образцов. М. : Искусство, 1988. 239 с.

5. Паци, Ж. История искусства в образах / Ж. Паци, Ж. Лакутюр. М. : Арт-родник, 2000. 192 с.

6. Толстой, Л. Н. Что такое искусство? Т. 15 / Л. Н. Толстой // Собр. соч. М., 1985. 592 с.

O. V. Novikova

ABOUT SOME HISTORICAL REASONS OF ART ORIGIN

It is considered the reasons of art origin such as imitation to nature, longing for good and beauty, filling lack of everyday life things, need for unity of souls. It is revealed the functions of art in the primitive society such as magic and keeping and conveying of information.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.