Научная статья на тему 'О некоторых функциях костюма в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»'

О некоторых функциях костюма в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1304
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА / Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ / "ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ" / ДЕТАЛИ КОСТЮМА / ФУНКЦИИ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гарнова К.В.

Автор работы описывает классификацию действующих лиц по наличию или отсутствию элементов гардероба; обращается к важным эпизодам романа, где прослеживаются функции костюма, с помощью которых обнаруживаются особенности и значение деталей в текстах Ф.М. Достоевского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О некоторых функциях костюма в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»»

О НЕКОТОРЫХ ФУНКЦИЯХ КОСТЮМА В РОМАНЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

© Гарнова К.В.*

Смоленский государственный университет, г. Смоленск

Статья посвящена выявлению функций костюма в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Автор работы описывает классификацию действующих лиц по наличию или отсутствию элементов гардероба; обращается к важным эпизодам романа, где прослеживаются функции костюма, с помощью которых обнаруживаются особенности и значение деталей в текстах Ф.М. Достоевского.

Ключевые слова русская литература XIX века, Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание», детали костюма, функции.

При внимательном прочтении романа Ф.М. Достоевского, можно заметить, что автор уделяет некоторое, если не сказать особенное, значение деталям. Ещё со школьной скамьи всем запомнились драдедамовый платок Катерины Ивановны, кресты Сонечки и Лизаветы, «сокровища» старухи-процентщицы... Цель данной работы: выяснить, как одежда раскрывает образы действующих лиц. Материалом послужил первый роман пятикнижия, «Преступление и наказание» (1866 год).

Из текста романа были выбраны все упоминания об одежде, обуви и аксессуарах. Полученные данные легли в основу составленного нами частотного словаря. В него мы включили действующие лица; названия элементов гардероба, которые составляют их портретное описание и количество употреблений этих элементов.

На основании данных словаря было установлено несколько типов гардероба, используемых Достоевским для создания образов действующих лиц:

1. «распространенный» гардероб (описание разнообразных видов и элементов одежды);

2. «частичный» гардероб (1-5 элементов);

3. отсутствие гардероба;

4. минус-приём: намеренное указание автором на отсутствие какой-либо детали в костюме.

Рассмотрим каждый из перечисленных типов подробнее.

1. «Распространенный» гардероб. К первому типу относится гардероб Раскольникова. Несмотря на то, что герой «Преступления и наказания» одет бедно, в лохмотья, он одет «полностью»: у него есть нижнее бельё, носки; а также верхняя одежда - рубашка, платье, шинель, пальто; головной убор -картуз, фуражка, циммермановская шляпа, и т.д. Наибольший интерес пред-

* Студент.

122

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

ставляют элементы гардероба, которые часто употребляются в контексте романа: пальто (17 раз) и фуражка (17 раз). Причем фуражка появляется у него после совершения преступления. До этого он носил циммермановскую шляпу, которая сильно выделяла его из толпы:

«Да, слишком приметная шляпа... Смешная, потому и приметная... К моим лохмотьям непременно нужна фуражка, хотя бы старый блин какой-нибудь, а не этот урод. Никто таких не носит, за версту заметят, запомнят ... главное, потом запомнят, ан и улика. Тут нужно быть как можно неприметнее.» [1, т. 6, с. 7].

Большое внимание Достоевский уделяет описанию этой шляпы: «Шляпа эта была высокая, круглая, циммермановская, но вся уже изношенная, совсем рыжая, вся в дырах и пятнах, без полей и самым безобразнейшим углом заломившаяся на сторону.» [1, т. 6, с. 7]. Эта деталь одежды выполняет выделительную функцию: Раскольников боится ее «приметности» -шляпа может «сработать» в его деле против него - стать уликой. Несмотря на осознание опасности разоблачения, исходящей от запоминающейся шляпы, он совершает преступление именно в ней, а после злодеяния меняет ее на менее приметную фуражку. Эту перемену головного убора можно связать с признанием несостоятельности своих идей, к разочарованию от полученных результатов ужасного эксперимента.

Другой, часто встречающийся элемент гардероба, - пальто. Именно в нем Раскольников проносит орудие убийства - топор. Именно пальто служит ему не только верхней одеждой, но и своеобразным покрывалом, которым он укрывается после совершения преступления: «Машинально потащил он лежавшее подле, на стуле, бывшее его студенческое зимнее пальто, теплое, но уже почти в лохмотьях, накрылся им, и сон и бред опять разом охватили его. Он забылся...» [1, т. 6, с. 71].

Раскольников пытается с помощью пальто укрыть не только орудие убийства, но и сам «спрятаться» при помощи этого же пальто. Неслучайно оно сравнивается с мешком: «<...> пальто было очень широкое, настоящий мешок...» [1, т. 6, с. 57].

Сходный случай мы наблюдаем и в другом романе - «Братья Карамазовы». С помощью пальто Иван Карамазов хочет укрыться от угрызений совести. Это происходит во время второго визита к Смердякову, когда тот намекает на участие Ивана в отцеубийстве: «<...> весь дрожа от негодования, надел пальто и, не отвечая более Смердякову, даже не глядя на него, быстро вышел из избы.» [1, т. 15, с. 54]. Данный предмет гардероба связывает двух героев различных романов, бывших студентов, сочинивших нелепые теории, в сходных ситуациях: угрызение совести после совершения (причастности) преступления. В «Записках из мертвого дома» Достоевский пишет о пребывании арестантов на каторге: «Тулупы же выдавались на три года и обыкновенно служили в продолжение всего этого срока и одеждой, и одеялами, и подстилками» [1, т. 4, с. 65]. Верхняя одежда, используемая как укрытие,

Филология и лингвистика

123

свидетельствует о возможной причастности к «арестантской» сфере - Раскольников действительно оказывается на каторге, а Иван Карамазов избегает этой участи благодаря показаниям Катерины Верховцевой и своей болезни.

2. «Частичный» гардероб. К этому типу гардероба можно отнести костюм Заметова - письмоводителя канторы. У него есть бельё, жилет, сюртук, цепь и перстни. Большее внимание обращает на себя в данном случае такая деталь, как перстни: во-первых, она употребляется в тексте чаще всего (по отношению к образу - 4 раза), во-вторых, на эту деталь обращает внимание герой произведения, Раскольников: «Ах ты, мой воробушек! С пробором, в перстнях - богатый человек!...» [1, т. 6, с. 125].

Чтобы понять смысл этого элемента, нужно вспомнить аналогичный эпизод из другого романа - «Братья Карамазовы». Герой, Дмитрий, оказывается в схожей ситуации: во время ареста он обращает внимание на перстни судебного следователя Нелюдова: «И долго еще он потом с удивлением вспоминал, что эти перстни привлекали его взгляд неотразимо даже во все время этих страшных часов допроса, так что он почему-то все не мог от них оторваться и их забыть, как совершенно неподходящую к его положению вещь...» [1, т. 14, с. 412].

Этот аксессуар не столько характеризует персонажей, которые им наделены, сколько является неким знаком отрешенности героев от настоящей ситуации.

3. Отсутствие гардероба. У Достоевского есть ещё один тип героев: вообще не наделённые деталями гардероба. У них нет ни одежды, ни каких-либо аксессуаров. Такими являются Лебезятников, Настасья, Прасковья Зар-ницына - хозяйка квартиры Раскольникова. Эти персонажи непосредственно участвуют в повествовании и играют не последнюю роль в судьбе главных действующих лиц, но они не наделяются одеждой. Достоевский не считает нужным «выделять» их из общего числа персонажей.

4. Минус-приём. Встретив в парке на своём пути обесчещенную девушку, Раскольников оценивает её внешний вид: «Ему вдруг захотелось понять, что именно в этой женщине такого странного? Во-первых, она, должно быть, девушка очень молоденькая, шла по такому зною простоволосая, без зонтика и без перчаток, как-то смешно размахивая руками» [1, т. 6, с. 40]. В середине XIX века для выхода на улицу девушке следовало придерживаться определённых правил: «На улице женщины появлялись даже летом в закрытых платьях, с перчатками или митенками (кружевные перчатки без пальцев) на руках, которые надевали и дома (при приеме гостей), обязательно в шляпке и бархатной накидке или с шарфом» [2, с. 175]. Непременным атрибутом также являлся и зонтик, который в туалете женщины в принципе занимал особое место, «так как он бросает отблеск на лицо и на костюм, который он должен гармонически дополнять» [3].

Отсутствие в данном случае определённых необходимых деталей подчёркивает «ненормальность» ситуации, то есть отсутствие детали влечёт за

124

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

собой выделение этого образа из массы других (не только автор, но и герой выделяет девочку среди остальных прохожих).

Похожую ситуацию «ненормальности» мы видим в этом же романе немного позже: когда Катерина Ивановна рассказывает о похоронах мужа: «Явился тоже один пьяный отставной поручик, <.> с самым неприличным и громким хохотом и, «представьте себе», без жилета!» [1, т. 6, с. 293]. Неприличие поручика подчёркивается не только оценкой поведения (громкий хохот), но и отсутствием необходимой детали гардероба.

Как показал проведенный анализ, наличие одежды, ее разнообразие и качество, напрямую не зависит от того, какое место в системе действующих лиц занимает персонаж.

Так, наиболее полно, как правило, описан гардероб главных действующих лиц. Некоторые действующие лица, которые часто упоминаются в том или ином романе, могут быть вовсе не наделены одеждой, в то время как гардероб эпизодических персонажей может быть тщательно расписан. Получается, что одежда в портретах персонажей дается не столько для описания внешности, сколько для её оценки, эмоционального восприятия.

Одежда у Достоевского не то, что носится, а то, что свидетельствует о носящем её, это пучок ассоциативных смыслов, объединяющий героев в группы. Из романа в роман переходят устойчивые портретные детали, которые выполняют функцию не индивидуализации, а типизации.

Список литературы:

1. В статье цитаты из романа приводятся по изданию: Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в 30 томах. - Л.: Наука, 1973-1974.

2. Захаржевская Р.В. История костюма: от античности до современности. - М.: РИПОЛ классик, 2005. - 288 с.

3. История костюма и моды [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://costumology.livejournal.com/89499.html.

МАКРОСТРУКТУРЫ И МАКРОПРОПОЗИЦИИ В КОНЦЕПЦИИ Т. ВАН ДЕЙКА И В. КИНЧА

© Оганесова И.С.*

Филиал Кубанского государственного университета, г. Армавир

Данная статья раскрывает лингвистическое описание в терминах макроструктур и макропропозиций. Автор данных терминов Т. ван Дейк ввел их в целях семантического описания глобального содержания и тем самым глобальной связности дискурса.

Ключевые слова: дискурс, макроструктура, макропропозиция, макроправила, опущение, обострение, построение.

* Доцент кафедры Социально-гуманитарных дисциплин, кандидат филологических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.