09 00 00 ИЛМҲОИ ФАЛСАФА 09 00 00 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ 09 00 00 PHILOSOPHICAL SCIENCES
09 00 03 ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ 09 00 03 HISTORY OF PHILOSOPHY
УДК 1ФС ББК 87.3
Махмадулаев Саидбег,
зав. редакцией истории, философии, религии и права Главной научной редакции Таджикской Национальной Энциклопедии (Республика Таджикистан, г. Вахдат)
О НЕКОТОРЫХ ЭТИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДАХ ЯКУБА ЧАРХИ
ON CERTAIN ETHICAL VIEW POINTS OF YAKUB CHARKHI
Mauhmadulaev Saidbeg,
chief of the editorial board of the Institute of History, Philosophy, Religion and Law under the Central scientific editorial board of the Tajik National Encyclopaedia (Tajikistan, Vahdat)
E-MAIL: bosurush@mail. ru
Ключевые слова: практический суфизм, самопознание, самосовершенствование,
очищение сердца, очищение души, местоявление, уничтожение
В статье рассматриваются этические взгляды видного представителя ордена Накшбандийа Я‘куба Чархи (ум. в 1447 г.), составляющие в целом часть его практического суфизма. Особенное внимание уделяется таким вопросам суфийской практики самопознания и самосовершенствования, как нравственное очищение, достижение достойных и похвальных человеческих качеств и освобождение от непристойных качеств и порицаемых нравов. К непристойным качествам этот суфий относит неверие, скупость, зависть, клевету, злословие, осмеяние, хулу, подшучивание, опровержение пророков и святых, ложь, уловки, осмеяние людей Истины, оплошность, дурные замыслы, прелюбодеяние, пьянство и торговлю вином, пролитие крови невинного, употребление и принятие недозволенного, плутовство, непослушание родителям, разрыв родственных связей, утаивание обиды, ростовщичество. Среди похвальных качеств он называет устойчивость, чистую пищу, добрый нрав, занятие дозволенными профессиями, беседу, наставление и ведение проповеди.
34
MaKhmadulaev S. On Certain Ethical View Points of Yakub Charkhi
Key words: practical sufism, self-cognition, self-perfection, purification of heart, purification of
soul, phenomenon place, annihilation
The article dwells on the ethical viewpoints of the representative of Nakshbandiya Order Yakub Charhi (died in 1447) averaging upon the whole a part of his practical sufism. Special attention is paid to such issues of Sufiy practice of self-cognition and self-perfection as moral purification, attainment of worthy and praised human qualities and deliverance of obscene features and reprehended morals. This Sufiy condems such traits of character as mistrust, avidity, envy, slander, scandal, mockery, calumny bantering, refutation of prophets and saints, lie, contrivances, mockery over people of the truth, blunder, evil designs, adultery, drunkenness and wine trade, bloodshed in reference to the innocent, usage and reception of the prohibited, roguery, disobedience to parents, brakage of relation ties, offense nursing, usury. Among praised qualities he calls stability, pure food, good disposition, engagement in legal professions, discourse, edification and reading of sermons.
Один из ярких представителей суфийского ордена Накшбандийа Я‘куб Чархи (ум. в 1447) занимался совершенствованием концепции самопознания человека, которой придавалось большое значение в доктрине указанного ордена. В его интерпретации дальнейшее развитие получила идея об устранении порицаемых и приобретении похвальных качеств. Морально-этические воззрения Я‘куба Чархи ярко выражены в его многочисленных дидактических наставлениях и назидательных обращениях к разным категориям своих читателей (дервишу, гностику, верующему, учёному, влюблённому, проповеднику, людям Истины, правоведу и т.д.); они, в основном, следуют за комментарием к кораническим аятам и божественным именам, подкрепляются хадисами Пророка и высказываниями как видных улемов, так и сентенциями и отрывками из произведений известных поэтов-мистиков.
Напомним, что исправление нрава посредством избегания низости и подлости, достижение добродетелей и украшение ими души, очищение души (тазкийа-и нафс), определены в толковом словаре суфийских терминов современника Я‘куба Чархи как «алхимия счастья». Этому вопросу уделяет особое внимание и наш мыслитель. Очищение души в его понимании считается одной из основных ступеней путешествия к Богу (сайрун илаллах) и одним из главных условий совершенствования человека и его самопознания.
Следует отметить, что в практическом суфизме основной осью является деятельность сердца и внутреннего мира человека, и поэтому мистик в своем странствии стремится к тому, чтобы обрести чистое сердце. Эта концепция занимает особое место и в суфийских взглядах Я‘ куба Чархи, который помещает вопрос об очищении сердца (тасфийа-и калб) рядом с вопросом очищения души. По словам Чархи, когда сердце очистится от дурных качеств и нарядится в добрые качества, оно становится здоровым: «От бедствий этого и того миров нельзя уцелеть, кроме как со здоровым сердцем» [5, с. 86]. Мыслитель уверен в том, что чистое сердце суфия является божественным зеркалом. Он аргументирует свое мнение хадисом, гласящим: «Верующий - зеркало верующего». Мыслитель, довольно свободно интерпретируя известный хадис, отмечает, что истинно верующий раб является зеркалом, где проявляются божественные атрибуты. Не будучи зеркало отполированным и освещенным божественным светом, оно не становится местопроявлением знаний». [1, с. 60] Далее он подчёркивает, что если зеркало не является прозрачным и озаренным светом, то оно не сможет стать местоявлением просвещения (мазхар-и ма‘ариф). Когда сердце очистится от изображений обоих миров, тогда и будет достигнуто полное уничтожение
35
Махмадулаев С. О некоторых этических взглядах Я'куба Чархи
(фана), а через полное уничтожение будет достигнута основная цель [1, с. 61]. Я‘куб Чархи при толковании отдельных бейтов «Маснави» известного поэта и философа Джалаладдина Руми (1207-1273) отмечает, что истинный возлюбленный желает показаться и тем самым превратить весь мир в местоявление своей красоты и совершенства, а богоявление возможно в чистом и здоровом сердце.
Напомним, что зеркало было одной из наиболее широко использовавшихся категорий исламской спекулятивной мысли эпохи средневековья. К зеркалу обращались такие крупные мыслители, как Ибн Сина (980 - 1037), Мухаммад аль-Газзали (1058 - 1111), Ибн Рушд ((1126 - 1198), Шихабуддин ас-Сухраварди (ум. в 1234). Оно играет базовую роль в ряде концепций, особенно в суфизме. Как известно, зеркала изготавливались из металла (стали, бронзы, серебра) и требовали постоянного ухода - очищения от ржавчины, регулярной полировки и т.п. Этой его особенностью часто пользуются суфии в своих метафорах [подробно о зеркале см.: 1, 3]. Общим местом трактатов по суфизму является уподобление сердца зеркалу.
Чтобы оправдать свое высшее предназначение, человек должен стремиться к самосовершенствованию. Ибо, если сердце подобно зеркалу, в котором отражается лик Божий, чтобы узреть в нем Господа, его следует отполировать, дабы отражение соответствовало отражаемому. Значит, смысл человеческого существования заключается в исполнении высшего долга, требующего постоянного совершенствования.
Согласно суфийской доктрине ордена Накшбандийа, самопознание человека заключается в достижении им достойных и похвальных человеческих качеств и освобождении от непристойных качеств, или же порицаемых нравов. По меткому выражению А. Мухаммадходжаева, «единственным способом очищения своего сердца суфии видят избавление себя от всех неодобряемых качеств и порицаемых нравов» [2, с. 191]. В подтверждение своего мнения исследователь приводит воззрения ряда известных представителей ордена Накшбандийа.
Так, согласно Бахауддину Накшбанду, «каждый преуспевающий должен прежде всего противодействовать своей душе и под руководством шейха превратить свой порицаемый нрав и неодобряемые качества в достойное поведение и одобряемые качества» [2, с. 193]. По словам одного из предводителей ордена Накшбандийа, Али Рамитани, вера - это «разрыв и соединение», т.е., возможность «высвободиться от неодобряемых качеств и нарядиться похвальным нравом» [2, с. 197]. По мнению другого видного представителя указанного ордена, Мухаммада Парса, путник «в результате действительного желания, старания, воспитания совершенного совершенствующего наставника и, обязательно, истечения Божьей благодати, устранит от себя неодобряемые качества, свойственные животному миру, и нарядится добрыми желанными качествами» [2, с. 202].
Этой важной мистической концепции придавал особое значение и Я‘куб Чархи, излагая собственные воззрения в сочинениях по кругу относящихся к ей вопросов. Так, мыслитель считает основной целью мусульманского мистицизма соединение с истинным возлюбленным после разлучения с ним. Это, по словам Чархи, «достигается двумя вещами: устранением порицаемых и приобретением похвальных качеств (изалат-и сифат-и замима ва иктисаб-и сифат-и хамида). Эта мистико-этическая концепция называется также «освобождением и сиянием» (ат-тахалли ва-т-таджалли)» [1, с. 38 -39]. Для подкрепления этой мысли мыслитель ссылается на один бейт «Маснави», а также приводит цитату по-арабски, без указания её автора, такого содержания, что одно божественное притяжение (джазбат-и улухийат) лучше богослужения всех людей и джиннов. Вслед за этим он говорит, что «для достижения божественных притяжений, а
36
MaKhmadulaev S. On Certain Ethical View Points of Yakub Charkhi
также для превращения стремлений в притяжения необходимо устранить порицаемые и приобрести похвальные качества» [1, с. 53].
Мыслитель наставляет гностика стремиться к приобретению похвальных и к удалению порицаемых качеств; держать чистыми свои внешность и внутренность, оказывать добро малым и великим, с тем, чтобы его внутренность сподобилась его внешности; остерегаться грехов и придерживаться правильного пути [5, с. 61].
Я‘куб Чархи в разделе «О достоинствах тайного поминания (радения) трактата «Унсийа», комментируя изречение пророка Мухаммада об объединении ритуального очищения (вузу), говорит, что здесь подразумевается «достижение внешнего и внутреннего очищения от всех дурных качеств, таких как злоба, зависть, ненависть и враждебность, и любовь всего иного, кроме Бога. Сердце обретает покой любовью к Всевышнему. Очистившись от дурных качеств и нарядившись в добрые качества, сердце становится здоровым. От бедствий этого и того света невозможно уцелеть, кроме как со здоровым сердцем» [5, с. 86].
Я‘куб Чархи излагает своё мнение относительно дурных качеств в основном в своем «Тафсире». Вот некоторые из них: неверие, скупость, зависть, клевета, злословие, осмеяние, хула, подшучивание, опровержение пророков и святых, ложь, уловка, высмеивание людей Истины, оплошность, дурные замыслы, прелюбодеяние, пьянство и торговля вином, пролитие крови невинного, употребление и принятие недозволенного, плутовство, непослушание родителям, разрыв родственных связей, утаивание обиды, ростовщичество.
Я‘куб Чархи считает самым дурным качеством, вслед за неверием, скупость (бахили). По его мнению, после веры ничто не сравняется по благости с щедростью. Причина адских мук кроется в двух вещах: в непринятии веры и в скупости. Согласно хадису, скупой, каким бы набожным он ни был, не войдет в рай, и щедрый, каким бы развратником он ни был, не войдет в ад [5, с. 112]. Другим дурным качеством является клевета (суханчини). По словам мыслителя, клеветник ходит среди людей, сея семена раздора между ними. [5, с. 55] Верующий должен воздержаться от злословия (бадгуи), представив Бога присутствующим и видящим; покаяться в злословии на верующих, их осмеянии (хаджв кардан) и хуле на них (гийбат).
Я‘куб Чархи наставляет своего читателя покаяться в злословии и осмеянии мусульман и не сплетничать [4, с. 395]. Верующий должен избегать тех, кто уподобился праведникам и аскетам; став шейхом, употребляет запретное, недозволенное (харам) и не имеет никакой доли от истины, не запрещает своим ученикам употребление и принятие недозволенного [4, с. 418].
Человек не должен привыкать к плутовству (кампаймайандаги), т.е. брать больше, а отдать меньше. Плуты при отмеривании для себя берут сполна, а отмеряя для других, сбавляют вес или меру. Для подобных людей уготовано специальное место в аду. Согласно тому, как это место изображает Я‘куб Чархи, это долина в аду, куда стекает гной обитателей ада и в нем много змей и скорпионов и обитатели ада страшатся её.
Люди должны покаяться в пяти дурных поступках, чтобы не остаться без удела в ночь величия (Лайлат ал-кадр). Первый из этих поступков -пьянство и продажа вина (шарабхари ва шарабфуруши), второй - причинение обиды родителям (азурдан-и мадар-у падар); третий - разрыв родственных связей (кат‘-и рахм), несоблюдение прав родства, четвертый - утаивание обиды, питание ненависти (кинагири), пятый - ростовщичество (судхури) [4, с. 379].
Я‘куб Чархи высказывается наряду с порицаемыми, дурными качествами также и о некоторых достойных, похвальных качествах, таких, как устойчивость, чистая пища,
37
Махмадулаев С. О некоторых этических взглядах Я'куба Чархи
добрый нрав, занятие дозволенными профессиями, беседа, наставление и ведение проповеди.
Согласно доктрине ордена Накшбандийа, мистик не достигнет цели, не будь его пища чистой. По словам Я‘куба Чархи, некоторые говорят, что они стали морем и им ничто не вредит. Неправду говорят они. Да, действительно, они стали морем, но злополучным. Чархи подчеркивает, что верующие должны придавать больше значения пище, нежели дополнительным молитвам и посту. Богослужение состоит из десяти частей, девять из которых составляет поиск дозволенного (халал) [5, с. 99]. Чархи в «Тафсире» приводит рассказ о благочестии своего отца, воздержавшегося от питья воды из чаши, принадлежавшей сироте. Мыслитель подвергает резкой критике тех своих современников - улемов и шейхов, для которых важнее жирное мясо и много имущества, без различия, дозволены они или не дозволены, нежели благочестие [4, с. 343].
Я‘куб Чархи уделяет самоотчету (мухасаба) особое внимание, подчеркивая необходимость его постоянного практикования. По его словам, верующий должен самоотчитываться в этом мире и ежедневно после предвечерней молитвы и до вечерней молитвы заниматься самоотчётом о своем состоянии, поступках, времяпрепровождении. Уместно напомнить здесь о том, что данный вопрос находится в центре внимания мусульманского мистицизма и поныне. Так, современный шейх ордена Накшбандийа в Турции, О. Н. Топбаш, считает его важным средством духовного воспитания [4, с. 138, 141].
Таким образом, на основе вышеизложенного вырисовываются контуры этических взглядов Я‘куба Чархи, разбросанных по сочинениям мыслителя и заключающихся в достижении основной цели мусульманского мистицизма, а именно: соединение с истинным возлюбленным после разлучения с ним, что возможно двумя путями: устранением порицаемых и приобретением похвальных качеств. Этот взгляд мыслителя вполне соответствует концепции ордена Накшбандийа о самопознании и самосовершенствовании человека.
Список использованной литературы:
1. Игнатенко А. А. Познать Непознаваемое (аль-Газали о рациональном познании трансцендентного) // Средневековая арабская философия. Проблемы и решения. -М.: Восточная литература, 1998. С. 212 - 249.
2. Мавлоно Яъкуби Чархи и его трактат «Ноия» /Примечания и комментарии устода Халилуллоха Халили (на тадж. яз.). -Душанбе: Боргохи сухан, 2005. - 132 с.
3. Мир - Бог в Зеркале, или как возник Совершенный Человек // Человек и природа в духовной культуре Востока. /Отв. ред. Л. С. Васильев, редактор составитель Н. И. Фомина. -М.: Институт востоковедения РАН, 2004. С.17 - 47.
4. Мухаммадходжаев А. Накшбандизм и Ходжа Ахрор (на тадж. яз.). -Душанбе: Дониш, 2008. - 264 с.
5. Топбаш О. Н. Суфизм от имана к ихсану (на тадж. яз.) / Пер. с турецкого. -М.: САД, 2008. - 488 с.
6. Комментарий Я куба Чархи / Подготовка практического текста, переложение и примечания С. Махмадуллоха (на тадж.яз.). - Исломобод: Мактабаи илмияи Покистон, 2006.- 488 с.
7. Шамс, Мухаммад Джавод. Якуб Чархи: жизнеописание, наследие. -Душанбе: Пайванд, 2009. -206 с.
8. Кошони, Абдурраззок. Перевод трактата «Суфийская терминология». -Тегеран, Мавло, 1419. -161 с.
38
MaKhmadulaev S. On Certain Ethical View Points of Yakub Charkhi
Reference Literature:
1. Ignatenko A.A. To Cognize the Uncognisable (al-Gazali on Rational Cognition of the Transcedental) // Mediaeval Arabic Philosophy. Problems and Solutions. -M.: Oriental Literature, 1998. -pp. 212-249.
2. Mavlono Yakubi Charkhi and his Treatise “Noiya”/Commentaries and Footnotes by ustod Khalilullakh Khalili. -Dushanbe: Polace of Artistic Word, 2005. -132pp.
3. The World is God in Mirror orahow Perfect Man Sprang up // Man and Nature in Spiritual Culture of the Orient //Editor-in-charge L.S. Vassilyev, editor-compiler N.I. Fomina. -M. : The Institute of Oriental studies underRAS, 2004. -pp.17-47.
4. Mukhammadkhodjayev A. Nakshbandism and Khodja Akhror. -Dushanbe: Knowledge, 2008. -264 pp.
5. Topbash O.N. Sufizm from Iman to Ikhsan. Translation from Turkic. -M. : SAD, 2008. -488 pp.
6. The Book about Yakubi Charkhi //Text preparation, transposition and commentaries by S.Makhmadullokh. -Islamabad: School of Pakistani science, 2006. -488 pp.
7. Shams, Makhammad Dinovar. Yakub Charkhi: Life Description and Heritage. -Dushanbe: Union, 2009.-206 pp.
8. Koshoni, Abdurazok. Translation of Sufiy Terminology. -Tehran: Spiritual Preceptor, 1419 hijra. -161 pp.
39