Научная статья на тему 'О некоторых экономических аспектах обеспечения качества в вузе'

О некоторых экономических аспектах обеспечения качества в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
135
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ВУЗА / EDUCATION QUALITY / ASSESSMENT OF STUDENTS / COMPETITIVENESS OF THE UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мовчан Н. И., Мингазова Д. Н., Башкирцева Н. Ю., Сопин В. Ф.

С целью выявления взаимосвязи конкурентоспособности вуза с качеством его образовательной деятельности в работе использована методология оценки качества образовательного процесса, основанная на измерении удовлетворенности обучаемых. На примере нефтяного факультета КНИТУ выявлена линейная зависимость дохода от обучения студентов на платной основе, нормализованного по отношению к численности выпускников средних учебных заведений в данный период, от величины обобщенного показателя качества, рассчитанного по результатам мониторинга удовлетворенности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In this work quality of educational process evaluation method based on assessment of students is used to identify the relationship between the university competitiveness and quality of educational process in it. Linear dependence of income from the students taken on a fee basis, normalized in relation to the number of secondary school graduates in that period, on the generalized quality rate, calculated relying on the results of students assessment monitoring, was brought out on the example of the oil faculty of KSTU.

Текст научной работы на тему «О некоторых экономических аспектах обеспечения качества в вузе»

Н. И. Мовчан, Д. Н. Мингазова, Н. Ю. Башкирцева,

В. Ф. Сопин

О НЕКОТОРЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ АСПЕКТАХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА В ВУЗЕ

Ключевые слова: качество образования, удовлетворенность студентов, конкурентоспособность вуза.

С целью выявления взаимосвязи конкурентоспособности вуза с качеством его образовательной деятельности в работе использована методология оценки качества образовательного процесса, основанная на измерении удовлетворенности обучаемых. На примере нефтяного факультета КНИТУ выявлена линейная зависимость дохода от обучения студентов на платной основе, нормализованного по отношению к численности выпускников средних учебных заведений в данный период, от величины обобщенного показателя качества, рассчитанного по результатам мониторинга удовлетворенности студентов.

Key words: education quality, assessment of students, competitiveness of the university.

In this work quality of educational process evaluation method based on assessment of students is used to identify the relationship between the university competitiveness and quality of educational process in it. Linear dependence of income from the students taken on a fee basis, normalized in relation to the number of secondary school graduates in that period, on the generalized quality rate, calculated relying on the results of students assessment monitoring, was brought out on the example of the oil faculty of KSTU.

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования главная задача российской образовательной политики -обеспечение высокого качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Актуальность проблем обеспечения качества образования в России в настоящее время определяется рядом аспектов, основными из которых являются: переход к комплексной оценке деятельности образовательных учреждений, в том числе и регулярное проведение с 2001 года конкурса Рособрнадзора и Рособразования, а также других региональных конкурсов по качеству; усиление конкуренции между вузами на рынке образовательных услуг; а также вступление России в общее Европейское образовательное пространство, которое требует унификации процессов и гарантии качества предоставляемых образовательных услуг. В современной

интерпретации под «качеством образования» понимают сбалансированное соответствие образования (как результата, как процесса, как образовательной системы) многообразным

потребностям, целям, требованиям и нормам (стандартам).

Анализ многочисленных работ,

связанных с проблемой обеспечения и повышения качества образования, показал, что вопрос комплексной оценки данного феномена остается открытым. В настоящее время в системе

высшего образования России наиболее развита внешняя оценка качества, базирующаяся на выполнении требований государственных

образовательных стандартов и показателях эффективности. Основными элементами этой системы являются процедуры лицензирования, аттестации, аккредитации и комплексного оценивания образовательных учреждений и отдельных специальностей на основе рейтинга. Переход от жесткого государственного регулирования деятельности образовательных

учреждений к рыночным отношениям

вынуждает учебные заведения разрабатывать и внутреннюю систему оценивания качества, которая связана с усовершенствованиями, ориентированными на конкурентоспособность и развитие, подводя к созданию цикличной системы оценки качества, как например, в Нидерландах [1]. Основой как для внешней, так и для внутренней оценки качества образования в большинстве разработанных к данному времени методов и методик является набор каких-либо показателей эффективности образовательной деятельности в сочетании с экспертными

проверками. Однако до сих пор не разработаны единые критерии оценивания, продолжается активный поиск объективных способов и методов оценки качества, включая перечень и содержание показателей эффективности образовательной деятельности, а также оптимальных вариантов сочетания внешней и внутренней оценки. Проблемными остаются

вопросы формулировки требований к экспертам и достоверности экспертных оценок.

В последние годы все более пристальное внимание специалистов и исследователей в области качества стал привлекать аспект неразрывной взаимосвязи качества продукции, и, особенно, услуги, их конкурентоспособности и удовлетворенности потребителей. Если придерживаться теоретических положений современного маркетинга и менеджмента, в том числе и менеджмента качества, то сферу образования следует рассматривать в плане предоставления образовательных услуг, где потребителем является, прежде всего, студент, чьи требования и следует удовлетворять. По вполне понятным причинам педагогическое сообщество не может полностью согласиться с той ролью, которая отводится в данной ситуации преподавателю, как обслуживающему студента персоналу, поскольку в этом случае теряется смысл образовательной деятельности как таковой. Однако, ряд исследователей, например, авторы работы [2] считают, что

удовлетворенность участников образовательного процесса оказывает существенное влияние на психолого-педагогические показатели

результативности образовательного процесса. В соответствии с этими воззрениями показатель удовлетворенности не может выступать ни в качестве основного, ни в качестве единственного показателя результативности деятельности образовательного учреждения, но он является важным, так как позволяет выявлять качество образования и регулировать характеристики образовательного процесса, негативно влияющие на его результативность. Организация мониторинга удовлетворенности потребителей в соответствии с требованиями стандарта ИСО 9000-2008 является необходимой составной частью системы менеджмента качества (СМК) любой организации, поскольку именно она обеспечивает надежную обратную связь. Только измерение удовлетворенности по каждому из показателей, имеющих ценность для потребителя и входящих в комплексную характеристику качества, позволяет спланировать наиболее эффективные стратегические направления деятельности организации по повышению

качества. Более того, регулярный опрос потребителей может служить индикатором

результативности и действенности мероприятий, проводимых в организации по

совершенствованию этой деятельности. Эти положения послужили отправным моментом для разработки соответствующих подходов к внутренней оценке качества работы

образовательного учреждения через измерение удовлетворенности взаимодействующих

субъектов в процессе обучения. На основе результатов анкетирования студентов кафедры аналитической химии, сертификации и менеджмента качества КНИТУ были выделены основные показатели, влияющие на качество образовательного процесса, и с помощью методов квалиметрии определены

соответствующие коэффициенты

весомости [3,4]. Предложена модель

комплексной оценки качества образовательного процесса через вычисление обобщенной

характеристики - Q, представляющей собой

долю площади лепестковой диаграммы,

ограниченной значениями удовлетворенности потребителей по каждому из показателей,

включенных в модель, от площади идеального многоугольника, когда удовлетворенность по каждому из рассматриваемых показателей достигает 100% [5]. Разработан

соответствующий инструментарий в виде опросного листа и методологическое сопровождение для проведения мониторинга удовлетворенности участников образовательной деятельности. Известно, что повышение удовлетворенности способствует формированию лояльного потребителя, который готов не только вновь обратиться в понравившуюся фирму за услугой, но и порекомендует ее своим знакомым. Исследователями установлено [6], что довольный потребитель делится своей удовлетворенностью в среднем с 6-ю другими людьми, недовольный - с 12-ю, причем 90% недовольных потребителей никак не информируют организацию о своем недовольстве. Однако вся эта информация становится основой для формирования положительного имиджа данной организации в обществе, а также для привлечения новых клиентов. Следовательно, можно ожидать, что повышение удовлетворенности субъектов, взаимодействующих в образовательном процессе или заинтересованных в его результатах (т.е. студентов, абитуриентов и их родителей, преподавателей, администрации вуза, работодателей), должно найти отражение на некоторых экономических показателях работы организации, что и составило цель данного исследования, проведенного в рамках факультета нефти и нефтехимии КНИТУ.

В результате анонимного анкетирования контингента учащихся кафедры АХСМК численностью более 250 человек по разработанной методике было установлено, что за период с 2005 по 2009 гг. удовлетворенность

студентов в процессе обучения в КНИТУ практически по всем показателям, включенным в планарную модель комплексной оценки, возрастает или имеет тенденцию к росту, что находит отражение в увеличении значения обобщенной характеристики качества (табл. 1). С целью проверки влияния этого факта на общественное мнение и привлечение в КНИТУ

абитуриентов были проанализированы результаты анкетирования студентов по их мотивации поступления в вуз. Оказалось, что доля абитуриентов, поступающих в КНИТУ по совету родителей, по рекомендации знакомых, окончивших КНИТУ, и информации о специальности за рассматриваемый период тоже возрастает (рис. 1).

Таблица 1 - Динамика изменения удовлетворенности студентов отдельными сторонами образовательного процесса в КНИТУ и рассчитанной на ее основе обобщенной характеристики качества

Показатели, включенные в модель комплексной оценки качества образовательного процесса Средние взвешенные арифметические значения удовлетворенности - и/, % (по годам)

2005/06 2006/07 2007/08 2008/09 2009/10

1 Материально-техническое оснащение 53,41 55,33 59,40 61,18 66,28

2 Информационное обеспечение 45,50 53,42 56,22 54,82 62,39

3 Организация НИРС 34,70 48,88 44,47 59,13 48,74

4 Квалификация персонала 55,34 62,18 62,14 65,20 66,60

5 Социально-бытовая сфера 47,17 54,83 51,06 49,59 59,70

6 Стимулирование деятельности 45,54 49,43 47,42 46,83 59,74

7 Организация учебного процесса 51,84 59,93 60,23 68,08 63,76

8 Административное управление учебным процессом 41,19 51,90 46,13 47,29 50,89

9 Личностные характеристики учащихся 60,94 62,76 62,72 67,98 69,81

Обобщенная характеристика качества образовательного процесса (по годам)

О, % 23,71 30,85 29,98 33,31 37,52

Корреляция между обобщенной характеристикой качества и привлекательностью вуза для абитуриентов представлена на рис. 1. Как следует из полученной зависимости, между рассчитанной на основе удовлетворенности студентов обобщенной характеристикой качества образовательного процесса в КНИТУ и привлекательностью получения такого образования для абитуриентов существует достаточно сильная взаимосвязь,

характеризующаяся коэффициентом корреляции Пирсона, равным 0,87. За рассматриваемый период времени благодаря возрастанию положительной репутации нефтяного факультета (НФ) КНИТУ доля абитуриентов, на которых оказал влияние этот факт, увеличилась с 66 до 81% опрошенных.

Имидж и репутация образовательного учреждения, формирующиеся из отзывов и успешности его выпускников, могут являться одним из существенных факторов привлечения абитуриентов к обучению в нем не только на бюджетных местах, но на платной основе, что

может служить источником дополнительного дохода как вуза, так и факультетов. (Поскольку апробация модели и методики проходила в рамках нефтяного факультета, то последующие выкладки сделаны по отношению к данному подразделению КНИТУ.)

С целью подтверждения данной гипотезы рассмотрим динамику изменения численности студентов, обучающихся на платной основе, на факультете в целом и на различных формах обучения (дневной, очно-заочной и заочной), которые отражены на рис. 2.

Анализируя зависимости,

представленные на рис. 2, можно обнаружить тенденцию к снижению численности контингента студентов на факультете в абсолютных значениях. Однако, на снижение числа студентов в вузах (на факультетах) должна оказывать сильное влияние демографическая ситуация в стране. Действительно, по данным Федеральной службы государственной статистики за период с 2005 по 2009 годы [7] произошло существенное сокращение

численности выпускников средних учебных заведений (см. табл. 2). Приведение числовых значений представленных в табл. 2 величин в процентах по отношению к показателям 2005 года показывает, что наиболее интенсивно снижается численность выпускников школ, число студентов НФ также уменьшается, но более медленными темпами. При этом наблюдается некоторая тенденция к незначительному росту дохода факультета от обучения студентов на платной основе. Если рассчитать соотношение количества студентов,

обучающихся на НФ на платной основе к количеству выданных аттестатов о среднем (полном) общем образовании, то становится очевидным, что доля студентов-внебюджетников, обучающихся на нефтяном факультете, от общего числа выпускников школ за период 2005 - 2009 годов, ежегодно увеличивается

(приблизительно на 10%). Эти цифры также могут служить доказательством роста привлекательности вуза для абитуриентов, что связано с повышением конкурентоспособности КНИТУ и НФ на рынке образовательных услуг.

Рис. 1 - Корреляция между обобщенной характеристикой качества образовательного процесса, рассчитанной на основе мониторинга удовлетворенности студентов, и привлекательностью вуза для абитуриентов

Рис. 2 - Динамика изменения численности студентов, обучающихся на платной основе, на нефтяном факультете КНИТУ (на: 1 - очно-заочной, 2 - дневной, 3 - заочной формах обучения; 4 - всего)

Возрастание доли студентов-

внебюджетников на факультете обусловлено, прежде всего, относительным увеличением

численности студентов заочной формы обучения

(рис. 3). Причем доля студентов, обучающихся на дневном и очно-заочном отделениях НФ, остается практически неизменной по отношению к количеству выпускников школ

Таблица 2 - Динамика изменения численности лиц, получивших аттестат о среднем (полном) общем образовании, количества студентов, обучающихся на платной основе на НФ, и дохода от внебюджетных поступлений

Год Количество выданных аттестатов о среднем (полном) общем образовании Количество студентов, обучающихся на НФ на платной основе Доля студентов -внебюджетников на НФ по отношению к выпускникам школ, % Доход по факультету от внебюджетных поступлений

млн. чел. по сравнению с 2005 г., % всего, чел. по сравнению с 2005 г., % всего, тыс. руб. по сравнению с 2005 г., %

2005 1,3 100 1263 100 0,0972 31837 100

2006 1,2 92 1274 101 0,1062 39332 124

2007 1,1 85 1220 97 0,1109 36336 114

2008 1,0 77 1298 103 0,1298 44055 138

2009 0,8 62 1040 82 0,1415 37262 117

Рис. 3 - Изменение доли студентов, обучающихся на нефтяном факультете КНИТУ на платной основе на: 1 - очно-заочной, 2 - дневной, 3 - заочной формах обучения, 4 - всего

Еще более информативной для изучения закономерностей получения дохода от обучения студентов на платной основе следует признать изменение не численности студентов на факультете в целом, а количества поступивших

на НФ абитуриентов в этот период (табл.3). Из рассмотрения представленных в табл. 3 данных видно, что изменение приема абитуриентов в целом на факультет имеет зависимость, проходящую через максимум, который

приходится на 2007/08 учебный год, причем эти изменения в основном обусловлены абитуриентами, принятыми для обучения на платной основе. Количество бюджетных мест в течение рассматриваемого периода остается достаточно стабильным. Однако, если учесть влияние демографического спада в стране, то

нормирование данных, представленных в табл. 3, относительно численности выпускников средних учебных заведений приобретает несколько иной характер, который говорит о возрастании относительной доли бюджетных мест, что должно приводить к оттоку абитуриентов, поступающих в вуз на платной основе.

Таблица 3 - Динамика изменения приема абитуриентов на НФ КНИТУ

Учебный год Прием абитуриентов на НФ, чел.

всего на бюджетные места на платной основе

2005/06 427 190 237

2006/07 450 214 236

2007/08 464 194 270

2008/09 324 177 147

2009/10 379 201 178

Анализ данных о распределении принятых на платной основе абитуриентов по разным формам обучения свидетельствует о постепенном увеличении численности студентов на заочном отделении в течение рассматриваемого периода времени, что находит соответствующее отражение в увеличении доли дохода от заочной формы обучения, которая в последнее время составляет около половины получаемых средств. Совокупный доход нефтяного факультета от обучения студентов на платной основе изменяется во времени скачкообразно, но имеет тенденцию к

ежегодному линейному возрастанию в среднем на 1,5 млн. рублей. Данную сумму можно рассматривать как дополнительный доход, образующийся в результате повышения привлекательности обучения на нефтяном факультете КНИТУ, связанный в том числе и с повышением удовлетворенности студентов. С целью выявления взаимосвязи дохода

факультета от обучения студентов на платной основе (у) с обобщенной характеристикой качества (х), рассчитанной на основе мониторинга удовлетворенности студентов, был построен график в соответствующих

координатах, который может быть представлен уравнением регрессии у = 546,02х + 20798. Разброс точек на данной зависимости достаточно большой (г = 0,62), но взаимосвязь между факторами стала теснее, чем при рассмотрении изменения соответствующего дохода во времени, что наталкивает на поиск причин, которые

обуславливают такое рассеивание результатов. Снижение доходов НФ за 2009/10 учебный год можно связать либо с неблагоприятной демографической ситуацией, либо с

экономическим кризисом, когда резко возросла безработица, и существенно сократилась платежеспособность населения. С целью учета влияния демографической ситуации данные о доходе НФ от обучения студентов на платной основе были нормализованы по отношению к численности выпускников средних учебных заведений за тот же период времени. Соответствующий график представлен на рис. 4. Коэффициент корреляции, равный 0,96, свидетельствует о наличии однозначной связи между рассматриваемыми величинами, практически не оставляя места для обсуждения влияния других возможных факторов. Более того, полученную зависимость можно рассматривать как экономическую модель, обладающую прогностическими свойствами. Например, в условиях численности выпускников средних учебных заведений, равной 1 млн. человек (прямая 1 на рис.4), доход при обеспечении обобщенного показателя качества в 30% (что соответствует среднему значению удовлетворенности в 54,8%, т.к. U = ^-10)

составит порядка 34 млн. рублей. Причем с уменьшением численности выпускников средних учебных заведений, например, до 0,7 млн. человек, представленный на рис. 4 график изменит угол наклона (прямая 2 на рис.4),

поскольку в значения й будет внесен соответствующий поправочный коэффициент (0,7). В этом случае при том же уровне удовлетворенности студентов можно ожидать доход на уровне 25 млн. рублей.

Одновременно полученная зависимость позволяет рассчитать и пороговое значение удовлетворенности студентов, при котором

доход будет отсутствовать. Например, при D=0 Окр= 9,975%, откуда икр=31,6%, т.е. если студенты будут удовлетворены в среднем по каждому из рассматриваемых показателей, включенных в модель, менее чем на 32%, то желающих поступать на НФ КНИТУ на платной основе может не оказаться, а, следовательно, и дохода не будет.

Рис. 4 - Зависимость дохода НФ от обучения студентов на платной основе, нормализованного по отношению к численности выпускников средних учебных заведений от величины обобщенного показателя качества

Таким образом, можно констатировать, что устойчивое положение вуза на рынке образовательных услуг и его

конкурентоспособность связаны с

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

удовлетворенностью студентов. Соответственно, стратегический план развития вуза должен содержать такой компонент как обеспечение и повышение качества образовательного процесса, который можно оперативно отслеживать с помощью предложенной планарной модели, систематически проводя мониторинг

удовлетворенности студентов.

Литература

1. Westerheijden, D. F. Systems of quality assessment in European higher education: paper presented to the 4th EAIE Conference /D. F. Westerheijden.- Berlin, 5-7 November. - 1992.

2. Калинина, Н.В. Психолого-педагогические показатели результативности образовательного процесса. Часть 3. Удовлетворенность участников образовательного процесса различными его

сторонами / Н.В. Калинина, М.И. Лукьянова. -Ульяновск: ИПК ПРО. - 2002. - 32 с.

3. Мовчан, Н. И. Качество образовательного процесса в КНИТУ с позиций удовлетворенности студентов / Н. И. Мовчан, Д. Н. Мингазова, Р. Г. Романова, В. Ф. Сопин // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2006. - № 3. - С. 308-319.

4. Мингазова, Д. Н. Анкетирование студентов как один из эффективных инструментов самооценки вуза / Д. Н. Мингазова, Н. И. Мовчан, Р. Г. Романова, В. Ф. Сопин // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. - 2009. - № 2. - С. 17-23.

5. Мингазова, Д. Н. От анкетирования студентов к обобщенной оценке качества образовательного процесса / Д. Н. Мингазова, Н. И. Мовчан, В. Ф. Сопин // Открытое образование. - 2011, - № 1. -

С.33-44

6. Измеряем российский индекс удовлетворенности (http://www.expert-index.ru/)

7. Социально-экономическое положение России -

2005-2009 годы / Федеральная служба государственной статистики

(http://www.gks.ru/bgd/regl /b09_01/IssWWW.exe/Stg/d12/3-5.htm).

© Н. И. Мовчан — канд. хим. наук, доц. каф. аналитической химии, сертификации и менеджмента качества КНИТУ, nimov-kstu@mail.ru Д. Н. Мингазова - пом. дир. ИДПО КНИТУ; Н. Ю. Башкирцева - д-р техн. наук, проф., зав. каф. химической технологии переработки нефти и газа КНИТУ; В. Ф. Сопин - д-р хим. наук, проф., зав. каф. аналитической химии, сертификации и менеджмента качества КНИТУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.