УДК 502.3(477.6)
В.С.Волошин
О НЕКОТОРЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПЕРСПЕКТИВАХ ПРИАЗОВЬЯ В УСЛОВИЯХ СВОБОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ
Преимущества свободной экономической зоны "Азовье", созданием которой заняты сейчас в Мариуполе, несомненны и очевидны. Важной особенностью таковой здесь является то, что свободная экономическая зона формируется в регионе, который по всем показателям является зоной экологического бедствия. Поэтому создателей СЭЗ не может не интересовать вопрос - как изменится экологическая обстановка в городе с введением и развитием свободной экономической зоны? Вопрос очень не простой, ответ на него не может быть категорически однозначным. Он поливариантен. Но прогнозируем, в зависимости от сценария развития событий.
Экономика и экология почти всегда и почти везде в мировой системе работают "в противофазе". То есть, интересы производства, связанные с получением прибыли, напрямую никак не корреспондируются с проблемами окружающей среды. Вложение средств в природоохранные мероприятия почти никогда не дает окупаемой прибыли и, поэтому, представляется нецелесообразным для конкретного производителя. В особенности это характерно для периода становления и развития реальных экономических механизмов хозяйствования, когда идет процесс первичного накопления капитала. Для нашего государства и для нашего города эти особенности характерны именно сейчас, в условиях экономической нестабильности и отсутствия бюджетных средств, необходимых для решения экологических проблем.
В Приазовском государственном техническом университете создана математическая модель экологической реконструкции региональных экономических систем [1]. Она позволяет создавать разнообразные сценарии развития региональных экономических систем, учитывая отдельные социальные и демографические аспекты хозяйствования, и на их основе осуществлять прогнозирование состояния окружающей среды региона, города, предприятия.
Состояние систем, подобных Приазовскому промышленному региону, таково, что по достттг/тым уровням экологических и социальных параметров они вступили- в явное, все более необратимое противоречие с темпами промышленно-экономического развития. За последние годы перспективы такого развития для общества связаны, в первую очередь, с необходимостью недопущения неожиданных критических отклонений, которые обозначаются механизмом бифуркационных или, по Р.Тома [2], "катастрофных" изменений в системе, которые были учтены в наших исследованиях. По данным X.-Ч.Уолкнера, катастрофные явления типа ''складки" или "сборки Уитни" свойственны большому классу явлений в области экологии промышленных регионов. Поэтому, без их учета невозможно получить достоверный прогноз эколого-экономического развития таких регионов.
Примерами спонтанного (неуправляемого) ветвления функции отклика экосистемы на устойчивые изменения экономических параметров являются:
-демографический норматив для данной местности, определяемый коэффициентом искажения норма-шва (т) для области управления (А.... А1 )
\ЬА
при А/В<А1 при Д <А}В<А1
т = <не сущест вует 0
- показатель уровня потребления экологически чистой продукции, определяемый некоторым пищевым потенциалом, физиологически необходимым для человека, но с учетом реально существующей чистой продукции в регионе. Рассмотрим его подробнее.
К многообразию управляющих параметров а1 , отражающих качество продуктов, предъявляются заранее взаимно исключающие требования и такое многообразие определяется уравнением
х2+ ai =0, i = l,n,(l) Деформация поверхности управления в этом случае в вида
Va(x) = |(jc2 +a)dx = x3n + ax
(4)
(5)
представляет стандартную складку. Многообразие такого вида имеет геометрию катастрофы в виде параболы, для которой бифуркационное множество состоит из одной точки ветвления и двух экстремальных состояний (шах и min). Поэтому в математической модели присутствует показатель искажения норматива потребления - (е) с функцией переключения (Q), которые в первом приближении являются отображением катастрофы складки
eQ(l;i+t;k) -
Va{x) - min при х>0
Va(x) не определен при х - 0 Va (х) = тах при х < 0
(6)
Таким образом, если мы хотим определить характер влияния качества питания на биологические и социальные показатели жизни людей в экологически опасном регионе, следует понимать, что существует своеобразная "запретная" зона (внутри параболы стандартной складки) для функции отклика, где происходят необратимые процессы, уже не подлежащие управлению заданными параметрами. Это, конечно, не значит, что не существует иных, неявных параметров управления для данной поверхности. Однако и для них необходимо выполнить проверку на наличие "катастроф-ных" изменений в системе.
И еще одно уточнение к математической модели. Главным граничным условием является переход к равновесию по крайней мере трех управляющих параметров, если между ними установлена некоторая предварительная эмпирическая зависимость. В этом случае требование
дня катастрофных изменений двух и более параметров являются
условием равновесия системы. Это состояние записывается как
тт[х(*+0; Я'+Л'.-^С*)}
(9)
На основании исследований мы составили несколько прогностических рекомендаций по возможным сценариям развития свободной экономической зоны "Азовье" и соответствующим последствиям для окружающей среды.
г
V \ \
М М 1И Ш 110 17* Объ*м мпмтмышх «лммний, млн *
Рмс.1. Верхний предел рентабельности промышленных предприятий, создаваемых в СЭЗ "Азовье", исключающий возможность экологического кризиса в регионе (при средней часовой оплате труда: 1 - 1,6 $ США; 2 - 6,0 $ США).
1. Допустим, чтр,промышленность города в ближайшие год-два будет работать в существующем на настоящий период времени режиме, с выбросами порядка 500 тыс.т в год. Тогда, например, при увеличении рентабельности производства в созданной СЭЗ свыше 28 % и при годовых инвестициях в производственную сферу региона (в т.ч. в переработку с/х продукции) в пределах 160 млн. $ США в экосистеме города и региона наступают необратимые процессы, связанные с разрушением биоценоза. Экологическая емкость региона в этом случае может быть превышена в 380-400 раз, что автоматически означает невозможность сохранения здесь пригодных жизненных условий для людей.
12 Э « Г«лм
Рис.2. Влияние темпов и эффективности капиталовложений в СЭЗ на уровень загрязнения. 1 - интенсивность капиталовложений; 2 - уровень рентабельности; 3 -материальный уровень жизни; 4 - уровень загрязнения окружающей среды.
Если на момент создания и развития СЭЗ предприятия города выйдут на номинальный производственный режим, с выбросами уровня 1991 года, верхний ограничительный предел рентабельности, исключающий возможность экологического кризиса, не должен превышать 23 % при капитальных вложениях до 160 млн. $ США в год при средней часовой оплате наемного труда 1/> $ США. Для иных объемов иш»естиций цифры отличаются, но закономерность сохраняется (рис.1). При увеличении средней часовой оплаты труда в СЭЗ на каждые 2,0,$ рекомендуемая рентабельность предприятий в СЭЗ может быть увеличена на 15 %.
В целом, как показали расчеты, увеличение инвестиций в производственную сферу на 45 % к существующему уровню при рентабельности производств 30-48 % влечет за собой увеличение параметров загрязнения воздушной среды не менее, чем в два раза в течение трех лет (рис.2). При этом ожидаемый рост среднего уровня жизни населения не превышает 7-8 % к существующему.
Рис.3. Влияние кризиса загрязнения на материальный уровень жизни: 1 - интенсивность капиталовложений в сельскохозяйственные отрасли; 2 - динамика загрязнения окружающей среды; 3 - относительный уровень питания; 4 - показатель качества жизни.
Рост капиталовложений в сельское хозяйство в рамках СЭЗ, в том числе, в переработку сельхозпродукции в 1,05-1.35 раза может способствовать повышению относительного уровня питания на 20-26 % в течение 2-3 лет, но в течение следующих 2-3 лет, при таких темпах загрязнения окружающей среды, приведет к снижению этого показателя на 20-25 % ниже первоначального уровня (рис.3). При этом показатель качества жизни (реальный уровень доходов) не только не возрастет, но может иметь устойчивую тенденцию к снижению.
Это объясняется тем, что эффективность материальных и социальных благ для людей будет сведена к минимуму экологическим кризисом в регионе.
2. Принимая во внимание очень дешевую рабочую силу в Украине и еще более дешевую - в Донбассе, следует ожидать, что каждые 13,0-150 тыс. $ США, вложенные в СЭЗ, будут давать новое рабочее место. Это означает, что при ежегодных инвестициях, например, в 55 млн. $ США и с учетом сложившейся в регионе демографической ситуации, в первые два года существования СЭЗ в Приазовье следует ожидать всплеск неконтролируемой миграции. Не обязательно для работы в СЭЗ. Например, на освобождающиеся места предприятий региона, где будет вскоре чувствоваться недостаток квалифицированных рабочих. Неучтенный таким образом ожидаемый миграционный поток до 80-120 тыс. может создать дополнительные социальные трудности для города и вместо ожидаемого улучшения качества жизни снизить его уровень в 1,9-3,5 раза, по крайне мере в течение первых 2-3 лет после введения СЭЗ. Отрицательный экологический эффект в данном случае очевиден и многообразен.
3. Развитее СЭЗ, в частности, на базе Мариупольского морского порта предполагает резкое повышение интенсивности грузопотоков через жилые районы города. Повышение интенсивности автотранспортных перевозок через Приморский район на каждые 35-40 % к существующему может привести к увеличению общей техногенной нагрузки в 6-9 раз. Так как по самым скромным подсчетам ожидаемая; интенсификация грузопотоков через морской порт может составить 300-500 %, то при нынешнем состоянии автодорог, а также возможных перевалках экологически опасных материалов, дающих сверхвысокие прибыли, следует ожидать не менее, чем 50-кратного увеличения техногенной нагрузки в этом пока еще экологически благополучном районе города. В качестве примера вспомним случаи с грузопереработкой серы и калийных солей в морском порту.
4. Ежегодные инвестиции в пределах 19-22 млн. $ в течение 5-5£ лет позволят за этот период изменить структуру производственных мощностей в регионе в пользу менее энергоемких производств. Например, вклад 38 млн. $ за этот период в сферу регионального туризма и туристического сервиса на побережьи позволит:
- получить более 8 тыс. престижных высокооплачиваемых рабочих мест и 25-28 тыс. сезонных рабочих мест;
- уменьшить энергопотребление в регионе на 29-33 % за счет закрытия восьми старых металлургических цехов на комбинатах им.Ильича, "Азовсталь" и концерне "Азовмаш" и покрытия потерь от этого за счет развития туристического сервиса;
- снизить экологическую нагрузку в регионе в 5-11 раз; .
- резко ослабить демографическую и социальную напряженность для работников предприятий тяжелой промьшгленности города.
В Законе о свободной экономической зоне "Азовье" должны быть отражены следующие аспекты, регулирующие эколого-экономические отношения в регионе:
1. Положение о экологической экспертизе объектов хозяйственной деятельности в СЭЗ.
2. Механизм регулирования прибыли субъектов хозяйственной деятельности не только в зависимости от объема инвестиций в производственную сферу, но и от качества труда, уровня его оплаты и в соответствии с ожидаемым воздействием на окружающую среду.
3. Положение о миграционном регулировании в регионе и г.Мариуполе.
4. Положение об обязательных платежах за загрязнение окружающей среды с оговоренным механизмом его реализации.
5. Декларация об освобождении от налогов на производство экологически чистой продукции, включая сюда незагрязняющие технологии.
Экологический аспект, отсутствующий пока в Законе о свободной экономической зоне "Азовье", должен быть в нем не менее весомым, чем его экономическая и социальная значимость для региона. Потому, что СЭЗ может предоставить городу беспрецендентньш шанс резко улучшить экологическую обстановку в регионе, но может привести к экологической катастрофе в зависимости от закладываемого сценария развития событий.
Библиографический список
1. Волошин B.C. К вопросу об экологической реконструкции региональны* экономических стстем.//Металлургическая и горнорудная промышленность.-1994.-№ 4, С.74-77.
2. Постои Г., Стыоарт Я. Теория катастроф и ее приложения. М.: Мир, 1980.-264с.