Научная статья на тему 'О некоторых чертах романтизма в новеллах К. Г. Паустовского военного времени'

О некоторых чертах романтизма в новеллах К. Г. Паустовского военного времени Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
867
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОМАНТИЗМ / НОВЕЛЛИСТИКА К. ПАУСТОВСКОГО / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Пикулина Ирина Павловна

Рассматриваются некоторые признаки романтизма в новеллах «Снег», «Белая радуга», «Поздняя весна» и «Дождливый рассвет», написанных К. Г. Паустовским в годы Великой Отечественной войны

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О некоторых чертах романтизма в новеллах К. Г. Паустовского военного времени»

связывает конечное бытие человека с острым переживанием принадлежности «не только и не столько к конкретному этапу или режиму в жизни своего народа, но и всей многовековой истории Отечества и его будущему за пределами собственного жизненного пути» [3.9].

Активное созидание и укрепление Отчества есть поприще, на котором естественно соединяются усилия православной религии, относящейся к Отечеству как дару Божьему, и философии, рассматривающей его как национально-истори-ческую форму творения и бытия культуры.

БИБЖОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бердяев, Н. А. Человек и машина (Проблема социологии и метафизики техники) / Н. А. Бердяев // Вопросы философии. - 1989. - № 2.

2. Наука, техника, культура: проблемы гуманизации социальной ответственности (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. -1989.-№1 .

3. Нарочницкая, Н. А. За что и с кем мы воевали / Н. А. Нарочницкая. - М., 2005.

Волков Михаил Павлович, кандидат философских наук, профессор кафедры, декан гуманитарного факультета УлГТУ. Имеет монографии, учебные пособия и статьи в области методологии и социологии науки, теории образования.

Богданова Вера Ивановна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии ВВАГС. Имеет учебные пособия и статьи в области общей и педагогической психологии.

УДК 821.161.10 И. П. ПИКУЛИНА

О НЕКОТОРЫХ ЧЕРТАХ РОМАНТИЗМА В НОВЕЛЛАХ К. Г. ПАУСТОВСКОГО ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ

Рассматриваются некоторые признаки романтизма в новеллах «Снег», «Белая радуга», «Поздняя весна» и «Дождливыйрассвет», написанных К Г. Паустовским в годы Великой Отечественной войны.

Ключевые слова: романтизм, новеллистика К. Паустовского, психологический параллелизм.

К. Г. Паустовский был верен романтизму и в годы Великой Отечественной войны. Когда ослабло идеологическое давление и слегка отступили бесчисленные ограничения на публикацию лирических произведений, увидели свет лирико-романтические новеллы писателя о любви «Снег» (1943), Белая радуга» (1945), «Поздняя весна» (1945), «Дождливый рассвет» (1945). Паустовский всегда: и в мирное время, и в годы войны - оставался верен своей постоянной теме -прекрасное в человеке - и своему герою - личности гуманной, совестливой, честной и благородной, способной сохранить эти черты даже в минуты тяжелейших испытаний. «Война - дело жестокое, но не надо воспевать ожесточившиеся характеры. Все-таки писать надо о добром, о хорошем, благородном и красивом в человеческой душе. <...> И показывать, как добро в человеке, даже на войне, накапливается постепенно, так

© И. П. Пикулина, 2006

же постепенно, как и сама литература, оказывает влияние на формирование в нас коренных представлений о добре и зле, о цели жизни, о любви к родине», - говорил писатель при встрече с А. Медниковым, посещавшим его творческие семинары в Литературном институте. «Я понимал, что Константин Георгиевич говорил тогда и о своей работе, о том, как ему хочется писать о войне. Он отстаивал права романтики в литературе тех суровых лет», - писал в своих воспоминаниях начинающий писатель [1].

Герои вышеназванных новелл Паустовского -это мужчины и женщины в расцвете лет, по-разному испытывающие на себе тяготы войны; они оказываются в силу обстоятельств в тылу в разных уголках России и в какой-то момент своей жизни встречаются друг с другом. Писателя не интересует ни жизнь героев до встречи друг с другом, ни внешность - ему интересен их внутренний мир, душевные переживания.

И здесь следует обратить внимание на некоторую нивелированность в изображении Паустовским главных героев, свойственную романтизму, которая создаётся за счёт «создания некой постоянной совокупности черт характера, переходящих от одного романтического героя к другому в схожих по теме, сюжету художественных произведениях. <...> Герой романтика -единичный человек, но в то же время всякий любой человек в потенции, он - то единичное, что есть в глубине души всех людей», - считает Г. А. Гуковский [2]. Какими бы разными людьми ни были главные герои, их всех сближают символические для романтизма черты: Татьяна Петровна и Николай Потапов в новелле «Снег», художник Петров и Елена Петровна в «Белой радуге», лейтенант Луговой и Наталья Самойлова в «Поздней весне», майор Кузьмин и Ольга Андреевна в «Дождливом рассвете» - все они одиноки, ведут обособленный образ жизни, подчеркнутый автором теми бытовыми условиями, в которых живут герои:

Маленький дом [здесь живет Татьяна Петровна. - И. П.] <...> стоял на горе,<...> на самом выезде из городка [3, 296].

Петров жил в маленьком дощатом доме на берегу горного ручья, обегавшего по обочине город [3, 348].

<...> Лейтенант Луговой поселился на окраине городка в брошенном доме на дюнах [3, 354].

Герои живут ожиданием счастья:

Если бы знать, что это за таинственное счастье? В чём оно? [Со слезами на глазах думает в « Белой радуге» Елена Петровна. - И. П.] Трудно быть всё время одной, и видеть всё — хотя бы эту ночь, и думать обо всем, и никому не улыбаться, не положить руку на плечо, не сказать: «Посмотри, какой падает снег» [3, 350].

Татьяна Петровна [в новелле «Снег». - И. П.] долго сидела у стола, смотрела широко открытыми глазами за окно, <... > думала, что вот со дня на день может приехать с фронта в этот дом незнакомый человек... [3, 298].

Их отличают душевная чистота, гордость, ум, сильная воля, и доброта - качества, присущие идеализированным романтическим героям; причём, женские образы возведены Паустовским на особый пьедестал: все они молоды, с тёмными внимательными глазами, с низким голосом, в котором нежность и тревога и какая-то таинственность:

Позади него стояла молодая женщина с бледным строгим лицом [Татьяна Петровна -

И. П.], <...>. Она молча смотрела на Потапова тёмными внимательными глазами [3, 300].

На пороге он оглянулся, - около рояля, как бы вся пронизанная тёплым светом, стояла она [Наталья Самойлова. - И.П.], бледная, прекрасная, как всегда [3, 358].

Герои Паустовского - люди, имеющие тесную связь с искусством: Татьяна Петровна и Наталья Самойлова - певицы из Москвы, Петров - художник, загадочная Ольга Андреевна, приехавшая из Москвы, работает в городской библиотеке. Е. А. Алексанян считает, что «вкрапление в сюжетику персонажей, предметов, имеющих отношение к искусству, <...> придаёт повышенную лиричность повествованию»[4], это делает его особенно романтичным. Такими «предметами» искусства у Паустовского становятся рояль, присутствующий во всех названных новеллах, а также упоминание многих литературных и музыкальных произведений: в новелле «Снег» - увертюра к «Пиковой даме» П. Чайковского и романс «Для берегов отчизны даль-ной...»; строки из стихотворения поэта-символиста С. Соловьева «О, где она, горящая звездами...», взятые в качестве эпиграфа к новелле «Белая радуга»; в новелле «Поздняя весна» звучит романс «Встречали ль вы...» из оперы П. Чайковского «Евгений Онегин» на слова А. Пушкина; а в новелле «Дождливый рассвет» цитируются строки поэтов начала XX века М. Волошина «Изгнанники, бродяги и поэты...» и А.Блока «И невозможное возможно...» из стихотворения «Россия». Эти упоминания являются глубоко символичными, так как помогают понять замысел автора, настроение и переживания героев. Символичными являются и названия новелл: «Снег» - название, символизирующее чистоту помыслов и чувств, благородство поступков героев новеллы; «Белая радуга»- вихрь чувств, переполнявших героев, который ассоциируется с вихрем из снега, освещённого ярким, праздничным солнечным светом; «Поздняя весна» - не только то время, когда состоялась долгожданная встреча героев после долгой мучительной разлуки, но и символ пусть запоздавшей, но всё-таки начавшейся «весны» в их отношениях; «Дождливый рассвет» - символ зарождавшихся, но, скорее всего, неосуществимых отношений между героями, о чем природа сожалеет и поэтому дождливо-печальна.

Мир природы, который, наряду с искусством и любовью, романтики считали основным источником гармонии в жизни, в новеллах Паустовского созвучен душевному состоянию героев: незначительные на первый взгляд природные явления становятся глубоко символичными по

мере развертывания лирико-романтического сюжета. Так в новелле «Белая радуга» природа, символизируя бесприютность, одиночество художника Петрова, в начале новеллы предстает зловещей, противостоящей человеку:

К югу от города угрюмой стеной стоял хребет Алатау. <...>Ночью над облетевшими тополями подымалась луна, и тогда город казался зловещим от её пронзительного света [3, 348].

Но со сменой настроения главного героя, который уже нашёл съоё счастье и живёт ожиданием скорой встречи с любимой женщиной, природа тоже меняется, она окрашивается в праздничные краски, ликует в унисон с чувствами героя:

Среднеазиатский город встретил Петрова белизной снегов и огромным солнцем в чистом по-весеннему небе. <...> Широкие улицы сияли <...> зернистыми отвалами, сотнями белых

искр<...> [3,352].

Романтичность стиля новелл Паустовского была во многом обусловлена не только своеобразием творческого мышления писателя, но и широким использованием различных приёмов создания романтической образности в тексте.

Чтобы придать новелле высокую поэтическую образность и в то же время сохранить объективность повествования, писатель часто прибегал к антропоморфизму - наделению неодушевленных вещей, явлений качествами живого организма, тем самьш возвышая и одухотворяя их. Антропоморфические образы помогали писателю лучше передать душевное состояние своих героев.

Свечи оплывали. Их пламя перебегало, качалось, играло в прятки с темнотой, гнездившейся в глубине зала среди красного бархата и пыльного хрусталя на люстрах [3, 357].

Море утихло и только изредка вздыхало [3, 359].

В глубине дома заболтал колокольчик [3, 365].

В темноте перешёптывался слабый дождь

[3, 367].

Приём психологического параллелизма,

традиционно считавшийся романтическим, отождествлял человека с определённым явлением, состоянием природы. Герои новелл Паустовского, как и сам автор, отзывчивы к жизни природы. Л. А. Левицкий отмечал: «...Картины природы, щедро рассыпанные в рассказах и исполненные с таким блеском, - не нейтральные пейзажи, а неотъемлемая и бесконечно важная часть духовной жизни героев. Поэтому этих картин много, поэтому они сопровождают героев, поэтому они овеяны их настроением, поэтому они постоянно рождают в них отклик» [5]. Состояние окружающей природы в зависимости от состояния человека могло меняться. Такую метаморфозу

претерпевает погода в новелле «Поздняя весна». Ссора героев, их длительная разлука, переживания влияют на состояние природы:

С Балтики каждый день налетали шквалы с дождём. <...>. Ветер гудел в мокрых со-снах.<...>На конце каждой сосновой иглы нарастала капля воды, потом отрывалась и падала в вереск. И так, капля за каплей, весь день, будто низкие сосны без конца роняли редкие слезы [3, 354].

По мере сближения героев погода начинает улучшаться:

Барометр пошёл вверх. <...> Ветер сдвинул наконец тяжёлое, облачное небо и уносил его на север, открывая над головой океаны зеленоватого вечернего света <...> [3, 356].

И когда герои приходят к согласию, природные стихии успокаиваются:

Тускло поблескивало море. За облаками едва заметно пробивалась луна, и мглистая голубизна ночи простиралась вокруг в глубоком, непривычном молчании [3, 360].

Так погода, равноценный социальному образ, участвует в разрешении романтического конфликта в новелле.

В своих лирических произведениях Паустовский довольно часто прибегал к такому приёму создания романтической образности, как литературная реминисценция (лат. гегшшзсепЦа -воспоминание) - в художественном тексте черты, наводящие на воспоминание о другом произведении [6]. Литературные образы, вводимые писателем путём использования данного приёма в новеллу, были призваны показать цельность мировоззрения героя, исполняли роль символа, подчеркивающего его душевное состояние. Одним из наиболее часто встречающихся в творчестве Паустовского образов, введённых этим приёмом, является образ Золушки, к которому писатель прибегает и в новелле «Снег». Образ известной всем сказочной героини, являющейся символом женской красоты и доброты, помогает понять душевное состояние Татьяны Петровны, ожидающей счастья и любви и, кажется, дождавшейся этого (ведь Паустовский уверен, что «любовь притягивает на расстоянии» [7]), тем самым заставляя поверить в необычайность происходящих в новелле событий и в реальность волшебства:

Сейчас Татьяна Петровна меньше всего походила на взрослую. Она вся как будто светилась и была больше похожа на ту девушку с золотыми волосами, которая потеряла хрустальную туфлю во дворце [3, 299].

Паустовский, являясь признанным мастером слова, всегда умел точными метафорами, эпите-

тами, сравнениями, метонимией выразить суть происходящего в новелле. Созданные им с помощью средств выразительности синестезии (по определению Н. А. Корзиной, «межчувственные ассоциации» [8]) помогали во всей полноте передать все оттенки чувств его героев, мимолетные порывы души, что позволяло лучше понять замысел писателя и по достоинству оценить его словесное мастерство, способное с помощью сложных зрительных, слуховых, осязательных и обонятельных ощущений нарисовать сложную картину действительности.

Наиболее широкое распространение в вышеназванных новеллах получили визуально-чувственные синестезии, часто усложняющиеся цвето-звуковыми составляющими, потому что именно они способны были показать сложную палитру чувств героев в новеллах о любви.

Слеза появилась в уголке глаза. <...>. Свет фонаря на перекрестке сразу сделался колючим, как сусальная ёлочная звезда (визуально-чувственная синестезия в новелле «Белая радуга») [3,350].

От дуновения, поднятого её [Самойловой. -И. П.] белым шёлковым платьем, вздрогнули и разлетелись в стороны язычки свечей. Потом они снова поднялись кверху треща и разгораясь (звуко-визуальная синестезия в новелле «Поздняя весна») [3, 357].

Может быть, она сказала ещё что-нибудь, но с реки сердито закричал пароход, жалуясь на промозглый рассвет, на свою бродячую жизнь в дождях, в туманах (звуко-чувственная синестезия в новелле «Дождливый рассвет») [3, 372].

Лирическая природа образов и характер художественных средств, используемых Паустовским в названных новеллах, позволяют причис-

лить их к романтическим произведениям, где отразилось особое романтическое мировосприятие писателя.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Медников, А. Уроки мастерства // Воспоминания о Константине Паустовском. - М.: Советский писатель, 1983. - С. 98.

2. Гуковский, Г. А. Пушкин и русские романтики / Г. А. Гуковский. - М., 1995. - С. 32.

3. Паустовский, К. Г. Собр. соч. в 9 т. - М.: Худож. лит., 1980. - Т. 6. - С. 256. Далее все цитаты из произведений Паустовского даются в тексте по этому изданию с указанием тома и страницы в квадратных скобках.

4. Алексанян, Е. А. Константин Паустовский -новеллист / Е. А. Алексанян. - М., 1969. - С. 133.

5. Левицкий, Л. А. Константин Паустовский. Очерк творчества / Л. А. Левицкий. - М.: Советский писатель, 1977. - С. 359.

6. Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1987. - С. 322.

7. Паустовский, К. Г. Повести и рассказы // Золотая роза. - Лениздат, 1979. - С. 195.

8. Корзина, Н. А. Специфика художественного образа в прозе Э. Т. Гофмана // Романтизм. Открытия и традиции. Сборник научных трудов под ред. Тарасова Л. В / Н. А. Корзина. - Калинин, 1988.-С. 25. ©©@©©@©©©©©@©©®

Пикулина Ирина Павловна, старший преподаватель кафедры «Русский язык» Ульяновского высшего военного инэюенерного училища связи, соискатель кафедры ФИДР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.