О некоторых биомеханических особенностях фаз «скачок» и «финальное усилие» в толкании ядра Якубович С. К.
Якубович Сергей Константинович / Yakubovich Sergey Konstantinovich - старший
преподаватель,
кафедра теории и методики физического воспитания, факультет физического воспитания, Брестский государственный университет им. А. С. Пушкина, г. Брест, Республика Беларусь
Аннотация: в статье приведены данные техники толкания ядра спортсменами различных квалификаций. Отражены кинематические характеристики фаз «скачок» и «финальное усилие».
Ключевые слова: анализ, техника, скачок, финальное усилие.
Введение
Толкание ядра - это сложное ациклическое скоростно-силовое действие с ярко выраженным взрывным характером мышечной работы [6]. Достижение высоких спортивных результатов в этом виде легкой атлетики, равно как и в других техничных видах спорта, возможно при условии комплексного проявления различных сторон подготовки: физической, технической, тактической, психологической, теоретической и интегральной. В тренировочной и соревновательной деятельности эти стороны, как правило, проявляются комплексно [3] Однако ведущее место все же принадлежит физической и технической подготовке.
Большое значение в физической подготовке толкателей ядра отводится развитию силы, в частности взрывной силы. Важнейшей задачей технической подготовки является освоение техники соревновательного упражнения, отвечающей определенным требованиям, и дальнейшее ее совершенствование. Знание закономерностей, состава и структуры двигательного действия позволяет управлять процессом формирования двигательного навыка, что, в свою очередь, сказывается на оценке техники соревновательного упражнения. Поэтому исследование биомеханических особенностей конкретного физического упражнения ориентировано на поиск рациональной техники, на совершенствование их кинематической и динамической структуры [2].
Цель исследования
Определение некоторых биомеханических параметров техники толкания ядра (линейная техника) спортсменов различных квалификаций.
Организация и методы исследования
В исследовании приняли участие спортсмены толкатели ядра различной квалификации в количестве восьми человек: три кандидата в мастера спорта, четыре спортсмена I разряда и один спортсмен II разряда. Спортсмены выполняли толкание ядра весом 6 кг. Была проанализирована техника соревновательного упражнения.
В работе применялись следующие методы: анализ научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, высокоскоростная видеосъемка, биомеханический анализ.
Видеосъемка соревновательного упражнения толкателей ядра проводилась в соответствии с общепринятыми рекомендациями [7] фотокамерой "Casio EX-F1" со скоростью 300 кадров в секунду. Обработка полученных данных осуществлялась с помощью программного обеспечения Kinovea - 0.8.23.
Результаты исследования
Фазы «скачок» и «финальное усилие» являются решающими в толкании ядра. Скачок начинается с махового движения левой ноги, которая, разгибаясь в тазобедренном и коленном суставах, направляется в сторону сегмента. Заканчивается фаза двухопорным положением. Финальное усилие начинается с момента постановки
правой ноги на опору. Заканчивается фаза предельно мощным разгибанием правой руки в локтевом суставе, который не должен опускаться вниз [1, с. 5]. Именно финальное усилие определяет результативность соревновательного упражнения.
В процессе изучения вышеназванных фаз были определены кинематические характеристики техники толкания ядра спортсменами различных квалификаций (таблица 1).
Таблица 1. Некоторые показатели техники толкания ядра у спортсменов различных
квалификаций
Спортсмен Результат в толкании ядра, м Скачок, с Безопорное положение, с Расстояние между стопами, см Финальное усилие, с Путь разгона ядра в финальном усилии, м Время скачка и финального усилия, с Угол вылета, градус Скорость вылета, м/с
Спортсмен А 18,88 0,584 0,230 83 0,397 1,71 0,981 46 13,13
Спортсмен Б 18,13 0,506 0,197 101 0,357 1,95 0,863 44 13,07
Спортсмен В 17,30 0,653 0,210 101 0,407 1,64 1,060 49 12,74
Спортсмен Г 16,47 0,357 0,147 95 0,300 1,89 0,657 43 10,99
Спортсмен Д 16,09 0,580 0,200 94 0,360 1,61 0,940 46 9,73
Спортсмен Е 15,87 0,493 0,197 100 0,410 1,62 0,903 36 9,61
Спортсмен Ж 15,55 0,573 0,150 117 0,370 1,62 0,943 40 9,26
Спортсмен З 13,38 0,454 0,184 99 0,434 1,74 0,888 41 8,56
Как видно из таблицы, количественные показатели в рассматриваемых фазах отличаются у всех спортсменов. Причем в исследуемых моментах были получены некоторые противоречивые данные. Видимо это связано с индивидуальными особенностями техники, росто-весовыми показателями спортсменов, уровнем развития силы (взрывной силы), сформированностью двигательного навыка. Однако как следует из многочисленных исследований [4] с ростом спортивного мастерства скорость вылета ядра увеличивается. Такая динамика характерна и для нашего случая. Выводы
Таким образом, проведенный анализ показал, что в исследуемых фазах соревновательного упражнения толкателей ядра наблюдаются различия по всем параметрам. Эти различия носят индивидуальную направленность.
Литература
1. Жилкин А. И. Легкая атлетика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /
A. И. Жилкин, В. С. Кузьмин, Е. В. Сидорчук. 6-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2009. 464 с.
2. Загревский В. И.Биомеханика физических упражнений: учеб. пособие /
B. И. Загревский. Могилев: МГУ им. А. А. Кулешова, 2003. 140 с.
3. Иванченко Е. И. Основы системы спортивной подготовки: учеб.-метод. пособие / Е. И. Иванченко; Белорус. гос. ун-т физ. культуры. Минск: БГУФК, 2012. 278 с.
78
4. Ланка Я. Е. Биомеханика толкания ядра / Я. Е. Ланка, Ан. А. Шалманов. М.: Физкультура и спорт, 1982. 72 с.
5. Легкая атлетика: учебник / М. Е. Кобринский [и др.]; под общ. ред. М. Е. Кобринского, Т. П. Юшкевича, А. Н. Конникова. 2-е изд. Минск: Тесей, 2011. 336 с.
6. Масловский Е. А. Биомеханика с позиции кинезиологии: учебное пособие / Е. А. Масловский, В. И. Загревский, В. И. Стадник. Пинск: ПолесГУ, 2012. 254 с.
7. Сотский Н. Б. Практикум по биомеханике / Н. Б. Сотский, В. Ю. Екимов, В. К. Пономаренко; Бел. гос. ун-т физ. культуры. Минск: БГУФК, 2010. 68 с.
Непрерывное профессиональное образование педагогов в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и образовательного проекта
«ТЕМП» Быкова И. Б.1, Бегашева И. С.2
1Быкова Ирина Борисовна /Bykova Irina Borisovna - заместитель директора по учебно-воспитательной работе, Муниципальное общеобразовательное учреждение Каслинская средняя общеобразовательная школа № 27, г. Касли, Челябинская область;
2Бегашева Ирина Станиславовна / Begasheva Irina Stanislavovna - старший преподаватель, кафедра естественно-математических дисциплин, Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования,
г. Челябинск
Аннотация: учитель - главный организатор образовательной деятельности, его профессионализм - ключевой фактор в достижении нового качества образования. Только свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс учитель является гарантом достижения нового качества образования. Развитию профессионализма педагогов способствуют программы повышения квалификации педагогических кадров, разработанные в связи с выявленными образовательными интересами и потребностями педагогов по вопросам естественно-математического и технологического образования, в том числе ориентированные на формирование мотивационной готовности педагогов к использованию и актуализации компонентов естественно-математического и технологического образования в профессиональной деятельности. Ключевые слова: повышение квалификации педагогов, школьная команда по достижению современного качества образования.
УДК 378.046.4
Современный этап развития общего образования характеризуется серьезными изменениями. Одним из направлений модернизации образования в Челябинской области становится достижение высокого качества естественно-математического и технологического образования.
Учитель - главный организатор образовательной деятельности, его профессионализм - ключевой фактор в достижении нового качества образования [7, с. 41].
Профессиональное развитие и саморазвитие педагогов предполагает наличие у них сформированной профессиональной направленности на осуществление данного вида деятельности, способности к осуществлению профессионального саморазвития и развитость рефлексивных умений. Анализ содержания профессиональной подготовки педагога, свидетельствует о том, что в нем отсутствует четко выраженная