74
В МИРЕ КНИГ
О некоторых азбучных исторических истинах многовековых взаимоотношений России и Грузии
Дзидзоев В. Д. Борьба югоосетинского народа за национальное самоопределение. 1917-1990 гг. (политико-правовые аспекты). - Владикавказ, 2011; тираж 3 000 экз.
В 2011 году во Владикавказе в издательстве Горского государственного аграрного университета вышла монография доктора исторических наук, профессора В.Д. Дзид-зоева «Борьба югоосетинского народа за национальное самоопределение. 1917-1990 гг. (политико-правовые аспекты)».
Автор монографии широко известен своими научными исследованиями, посвященными многочисленным проблемам так называемых непризнанных государств Кавказа, в первую очередь Республики Южная Осетия и Республики Абхазия. Глубокий научный анализ многоаспектных политикоправовых проблем Южной Осетии в монографических исследованиях, а также отдельными статьями в целом ряде научных журналах страны, включая рецензируемые, стали своеобразной визитной карточкой профессора В.Д. Дзидзоева в научных кругах нашей страны. Он является автором более 60 научных работ, посвященных различным аспектам национально-государственного строительства в Южной Осетии, сложным и противоречивым взаимоотношениям этой республики с Республикой Грузия. Известно, что тбилисские власти и раньше, и особенно сейчас делают все возможное, чтобы уничтожить или хотя бы свести к минимуму рост национального и политического самосознания южных осетин, стремление к самостоятельности, желание создать свою независимую республику. Такое желание руководителей Гру -зии имеет глубокие корни и свою специфику. Оно имеет и трагические последствия для народа Южной Осетии. Однако, как справедливо подчеркивается в рецензируемой монографии, глубокие корни имеет и желание югоосетинского народа выйти из-под диктата тбилисских властей, создать свою республику и жить на равноправных условиях в семье народов Кавказа.
Рецензируемая монография состоит из введения, четырех взаимосвязанных между собой глав, заключения и примечаний. Содержание мо-
нографии свидетельствует о многоопытности и таланте автора. Уже в первой главе «Грузия и Южная Осетия: к истории первого геноцида южных осетин в 1920 году» (с. 17-56) автор, опираясь на солидные архивные и другие документы, вводит читателя в курс страшных политических, военных и межнациональных событий, которые завершились в 1920 году на территории Южной Осетии массовым истреблением югоосетинского народа. Здесь важно подчеркнуть, что в мае 1918 года Грузия, воспользовавшись правом нации на самоопределение, мирно и цивилизованно вышла из состава РСФСР Руководство РСФСР, провозглашая фундаментальный принцип национального самоопределения, национально-государственного строительства на всей территории бывшей Российской империи, не делала никаких исключений для какого бы то ни было отдельно взятого народа. Другими словами, право нации на самоопределение в равной степени касалось как грузин, так и тех народов, на независимость которых она привыкла на протяжении многих веков претендовать, в первую очередь на Абхазию и Южную Осетию, считая их так называемыми «составными частями» Грузии. Получив независимость от РСФСР и начав строительство нового независимого государства, политическое руководство Грузии и не думало о предоставлении автономных прав народам Абхазии и Южной Осетии. Но и в Абхазии и Южной Осетии мечтали о создании своих республик на принципах национального самоопределения. Более того, в Южной Осетии официально было провозглашено, что народ Южной Осетии «не выходит из состава РСФСР», так как южные осетины, как и их единоверные братья - осетины Северной Осетии вошли в состав Российской империи в 1774 году как единый народ. Автор подчеркивает, что в состав Российской империи грузины и их земли вошли позже Осетии и осетин. Важным представляется
ВЕСТНИК
ВЛАДИКАВКАЗСКОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА
ТОМ 12
№ 2
2 0 12
В МИРЕ КНИГ
75
и другой исторический факт - к Российской империи присоединилась не единая Грузия, которой к этому времени уже не существовало, а разрозненные, слабые и даже враждовавшие между собой Картли-Кахетинское (с центром в Тбилиси) и Имеретинское (с центром в Кутаиси) царства. И именно «неблагодарная Россия», как теперь принято говорить в некоторых политических и научных кругах современной Грузии, собрала слабые и разрозненные грузинские земли и вновь, спустя несколько веков после средневекового феодального Грузинского государства, создала фактически новую Грузию. К этому следует добавить, что руководство «неблагодарной России» вдобавок подарило так называемой «единой и неделимой» Грузии еще территории Южной Осетии и Абхазии, разумеется, вместе с коренными народами - южными осетинами и абхазами. Эти исторические экскурсы понадобились для того, чтобы напомнить не только амбициозным грузинским политикам и ученым, но и всем их защитникам за пределами Грузии о некоторых азбучных исторических истинах многовековых взаимоотношений России и Грузии. В рецензируемой монографии эти азбучные истины получили свое освещение и объективную интерпретацию. В этом, на мой взгляд, особая заслуга автора оригинального исследования.
Вторая глава «Создание Юго-Осетинской автономной области в составе Грузинской ССР в 1922 году» представляет большой интерес, так как проблема предоставления автономии Южной Осетии до сих пор остается недостаточно разработанной. Конечно, были изданы отдельные статьи, брошюры и даже монографии как осетинских, так и грузинских историков и юристов, посвященные статусу Юго-Осетинской автономии. Многие из них были написаны в советский период, когда требовалось только хвалить советскую власть за предоставленные автономные образования. Многие вопросы предоставления автономии Южной Осетии, таким образом, оставались за пределами внимания исследователей. В рецензируемой монографии восполнены некоторые из этих пробелов. Автор провел глубокий анализ политико-правовых проблем, связанных с автономным статусом Южной Осетии в составе Грузинской ССР. В исследовании обосновывается вывод, что в первые годы существования автономии Южная Осетия располагала значительно большими политическими правами. Автор приводит конкретные и убедительные факты, подтверждающие данный вывод. Исследователям этот вывод может показаться в какой-то степени даже странным и несколько неожиданным, особенно по сравнению с другими периодами существования автономии Южной Осетии. Уместно подчеркнуть, что В.Д.
Дзидзоев посвятил третью и четвертую главы («Правовое положение Юго-Осетинской автономной области по Конституции СССР 1936 года и Конституции Грузинской ССР 1937 года» и «Правовой статус Юго-Осетинской автономной области по Конституции СССР 1977 года и Конституции Грузинской ССР 1978 года») глубокому анализу правового положения Южной Осетии в составе Грузинской ССР. Автор исследования приходит к выводу, что правовое положение Южной Осетии, начиная с Конституции СССР 1936 года и Конституции Грузинской ССР 1937 года, стало меняться, причем теряя свой политический вес и разочаровывая этим не только политическое руководство автономии, но и ее многонациональный народ. В монографии приводится немало конкретных примеров, подтверждающих понижение политико-правового статуса автономии Южной Осетии. При этом автор опирается в основном на Конституции СССР и Конституции Грузинской ССР. Вывод автора монографии сводится к тому, что политическое руководство Грузинской ССР всячески старалось на протяжении многих лет принизить правовой статус не только Южной Осетии, но и Абхазии, а также Аджарии.
Рецензируемая монография написана в лучших традициях отечественной гуманитарной мысли и вносит свою лепту в объективное изучение сложной проблемы, связанной с натянутыми взаимоотношениями Грузии и Южной Осетии, национально-государственного строительства на территории бывшей Грузинской ССР, межнациональных и федеративных отношений на Кавказе. В то же время исследование В.Д. Дзидзоева не лишено и отдельных недостатков, а также спорных выводов. Во-первых, автор, анализируя сложную проблему, в основном опирается на положения Конституций СССР и Грузинской ССР, забывая о других важных политико-правовых документах как союзного центра, так и Грузинской ССР Во-вторых, в монографии недостаточно показана роль союзного центра в сложных процессах национально-государственного строительства на территории Грузинской ССР, межнациональных отношений в Южной Осетии, а также в других автономиях Грузинской ССР В-третьих, следовало, на мой взгляд, уделить больше внимания всестороннему научному анализу историографии данной проблемы. Однако высказанные замечания не влияют на высокую научную оценку, которую, несомненно, заслуживает рецензируемый научный труд. Он уже пользуется большим спросом у специалистов и любителей истории народов Кавказа и восполняет существенный пробел в историографии народов региона.
Е.С. Карсанова,
доктор политических наук, профессор.
ВЕСТНИК
ВЛАДИКАВКАЗСКОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА
ТОМ 12
№ 2
2 0 12