О некоторых аспектах структур пропаганды политического протеста в социальных сетях
ЕВГЕНИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ РАБЧЕВСКИЙ,
эксперт АТЦ СНГ, генеральный директор ООО «СЕУСЛАБ»; АНДРЕЙ НИКОЛАЕВИЧ РАБЧЕВСКИЙ,
эксперт АТЦ СНГ
АННОТАЦИЯ
В статье приведены результаты апробации оригинальной методики оценки потенциала информационного влияния пользователей социальных сетей на примере структур пропаганды политического протеста в России и Белоруссии по инфоповодам «Дворец Путина» и «Жыве Беларусь», соответственно. Проведен политологический и оперативный анализ наиболее влиятельных авторов и пользователей, существенно увеличивающих аудиторию пропаганды, которые были выявлены при помощи оригинальной методики на основе анализа активности пользователей и анализа гафов их социальных связей, оригинальной метрики центральности по взвешенному вкладу. Выявлены новые политические тренды, а также пользователи, представляющие оперативный интерес на межгосударственном уровне, законспирированные следы иностранного участия в белорусских структуры пропаганды. Сформулированы рекомендации по уточнению методики оценки потенциала информационного влияния и предложения по расширению ее использования для изучения структур пропаганды политического протеста в России и Белоруссии. КЛЮЧЕВЫЕСЛОВА: Россия; Беларусь; гибридная война; информационная война; сетевая война; пропаганда политического протеста; сетевые структуры пропаганды; агенты влияния иностранной разведки; социальные сети; кластерные сети; центральность; мосты; определение мостов; вес кластеров; взвешенный вклад
On some aspects of the structures of political protest propaganda in social networks
EVGENY ALEKSEEVICH RABCHEVSKY,
expert of the CIS ATC, general director of SEUSLAB LLC; ANDREY NIKOLAEVICH RABCHEVSKY,
expert of the CIS ATC
ABSTRACT
The article presents the results of testing the original methodology for assessing the potential of information influence of social networks users. For instance there were structure of propaganda of political protest in Russia and Belarus after last infopods «Putin's Palace» and «Zhyve Belarus». The political and operational analysis of the most influential authors and users who increase propaganda audience have carried out. They have been revealed with the help of an original method. The main idea that method lies on the base of analysis of user activity and the analysis of the gafs of their social connections, the original centrality metric. New polytonal trends figured out. Users of operational interest at the interstate level, concealed traces of foreign involvement in Belarusian propaganda structures figured out too. Recommendations are formulated to refine the methodology
for assessing the potential of information influence and proposals for expanding its use to study the structures of political protest propaganda in Russia and Belarus.
KEYWORDS: Russia; Belarus; hybrid war; information war; network war; propaganda of political protest; network propaganda structures; agents of influence of foreign intelligence; social networks; cluster networks; centrality; bridges; definition of bridges; weight of clusters; weighted contribution.
Введение
В современных условиях гибридной войны роль фактора «Население» в модели «пяти колец» полковника армии США Дж. Уордена (John Warden)1 продолжает расти. Причиной этому является целый ряд факторов, связанных с развитием цифрового общества. О связи информационного пространства с пространством интеллектуальным и духовным в контексте геополитической конкуренции еще в 1999 г. свидетельствовал в своей основополагающей работе о ключевых принципах геополитической конкуренции в информационном обществе профессор С. А. Модестов2. Мнение широкой научно-образовательной общественности о деградации интеллектуального уровня населения в условиях широкого распространения информационно-коммуникационных технологий ярко выразил член-корреспондент РАН М. В. Ковальчук3. Принимая во внимание снижение уровня критического мышления у широких масс населения, факторы информационно-психологического воздействия на него начинают играть лидирующую роль в информационной геополитике демократических стран.
Так, в части деятельности, направленной на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации,дестабилизацию
внутриполитической и социальной ситуации в стране, дезорганизацию функционирования органов государственной власти, важных государственных, военных объектов и информационной инфраструктуры Российской Федерации, значение фактора применения социальных средств интернет-коммуникаций (ССИК - блогов, социальных сетей, мессен-джеров) для осуществления информационно-психологического воздействия на российское население сложно переоценить. Об этом явно свидетельствует информационно-психологическое давление, осуществляемое на население России, которое началось в августе 2020 г. на основе информационного повода о «попытке отравления Алексея Навального» и продолжилось в начале 2021 г. в виде комплексных информационных мероприятий, направленных против Президента России В. В. Путина.
Белоруссия является стратегическим союзником России. Это закреплено в Концепции внешней политики Российской Федерации4, где в качестве одного из региональных приоритетов подтвержден курс на расширение стратегического взаимодействия с Белоруссией в рамках Союзного государства в целях развития интеграционных процессов во всех сферах,
1 Warden J. Enemy as a system // Airpower journal. Vol.9. 1995. № 1. P. 40-45.
2 Модестов С. А. Информационное противоборство как фактор геополитической конкуренции. М.: Московский общественный научный фонд: Издательский центр научных и учебных программ, 1999. 64 с. (Научные доклады; выпуск 74).
3 Ковальчук М. В. Гибридно-информационные угрозы, технологии противодействия: Круглый стол «Психологическая оборона» «Борьба за историю - борьба за будущее» на Международном военно-техническом форуме «Ар-мия-2021» [Электронный ресурс]. URL: https://www.rusarmyexpo.ru/business_program/4096/40470.html
4 Концепция внешней политики Российской Федерации. URL: http://static.kremlin.ru/media/events/files/ 41d447a0ce9f5a96bdc3.pdf (дата обращения 21.03.2021)
а также углубления и расширения интеграции между странами в рамках Евразийского экономического союза.
Белоруссия при всех противоречиях в отношениях с Россией, для последней остается единственным союзником на западном стратегическом направлении, между генеральными штабами военных ведомств наших государств выстроено четкое взаимодействие. Отношения России и Белоруссии затрагивают экономические, энергетические и гуманитарные связи. Резкое, недемократическое изменение государственного курса Белоруссии при поддержке внешних игроков, незаинтересованных в развитии отношений России и Белоруссии, в соответствии с Военной доктриной РФ5, напрямую негативно влияет на уровень внешней военной опасности России.
Дестабилизация внутриполитической обстановки в Республике Беларусь, происходящей на фоне выборов Президента в августе 2020 г., организованной внешним информационно-психологическим воздействием на население Республики с широким применением ССИК, а также параллельное проведение на западных границах ключевого военного союзника России, Республики Беларусь, учений и маневров НАТО: Griffin Strike 2020/Hunter 2020, Tobruq Legacy 2020, Brilliant Jump 2020 и Gelezinis Vilkas 2020 в свете концепции гибридных войн заставляют рассматривать радикализацию политического протеста в России и Беларуси как отдельные проявления военно-политического
и информационного воздействия, имеющего единые стратегические цели. И данные цели связаны с принуждением России к отказу от суверенного цивилизационного курса, который в случае его реализации может приобрести наднациональный характер.
В этой связи становится актуальным вопрос выявления единых методов, средств и организационных структур, которые используются для осуществления информационно-психологического воздействия на население России и Белоруссии для радикализации политического протеста. Данный вопрос и является объектом представленного исследования.
Авторы работы широко на практике применяют автоматизированные технологии интеллектуального анализа больших данных в сфере информационного противодействия экстремизму6 и ставят перед собой задачу исследования не тех политических смыслов или нарра-тивов, которые используются для осуществления информационно-психологического воздействия. Напротив, они фокусируются на исследовании сетевых информационных структур, которые применяются для распространения нарративов, направленных на радикализацию политического протеста.
Вместе с тем, осуществляя уже на протяжении нескольких лет информационно-аналитическое сопровождение работы подразделений по противодействию экстремизму МВД России при эксплуатации в рамках государственных контрактов поисково-аналитической системы «ЗЕУБ», авторы
5 Военная доктрина Российской Федерации URL: http://static.kremlin.ru/media/events/files/ 41d527556bec8deb3530. pdf (дата обращения 21.03.2021)
6 Рабчевский Е. А., Рабчевский А. Н., Заякин В. С., ЯсницкийЛ. Н. Экспертный способ формирования обучающих выборок на примере создания нейросетевой системы классификации пользователей социальных сетей // Нейрокомпьютеры: разработка, применение. 2020. № 5. С. 54-63; Рабчевский Е., Безруков А., Пьянников Н. Поиск, мониторинг и анализ в социальных сетях // Открытые системы. СУБД. 2015. №4. С. 30-32; Рабчевский Е., ЦукерманА. Некоторые аспекты задачи исследования распространения информации в социальной сети ВКонтакте // Доклады Всероссийской научно-практической конференции «Анализ Изображений, Сетей и Текстов» (АИСТ, Екатеринбург, 2013). С. 133-141; Рабчевский Е. А., Булатова Г. И. Тематические поисковые системы на основе онтологий // Труды международной конференции «Телекоммуникационные и информационные системы» (Санкт-Петербург, 2007). - СПб.: Изд- во Политехнического Университета ,2007.
пришли к выводу, что исследование сетевых структур распространения информации без учета тематики распространяемых материалов может приводить кложным результатам.
Этот, казалось бы, очевидный с точки зрения гуманитарных наук, вывод, в среде технических специалистов по математическому моделированию и управлению в социальных и экономических системах является спорным. Более того, все российские текущие широко известные информационные системы, используемые для анализа информационного влияния, маркетинговых и политических исследований по данным из ССИК, также используют метрики, характеризующие лишь топологию сетевых структур (и то в самом поверхностном варианте рассмотрения), а смысловой контекст при оценке информационного влияния ими полностью игнорируется.
Проведя широкий ряд исследований (в настоящее время результаты исследований материалы находятся на рецензировании в международных журналах7) в сфере методов оценки информационного влияния пользователей ССИК выяснилось, что практика научных методов исследования информационного влияния в значительной степени опирается на методы, основанные на анализе топологии
Постановка задачи
В рамках исследования авторы поставили перед собой ряд вопросов, которые отражают лишь некоторые узкие аспекты знания о структурах российского и белорусского политического протеста в ССИК (далее РПП и БПП, соответственно), но вместе с тем смогли бы существенно продвинуть авторов
сети (теоретико-графовый подход), в меньшей степени на методы, основанные на анализе контентной активности отдельных пользователей сети (акциональный подход). А практика комбинирования анализа топологии сетевых структур с учетом тематики распространяемого контента в настоящее время еще только формируется.
В 2019-2020 гг. авторы разработали оригинальные методы оценки потенциала уровня влияния пользователей ССИК с учетом тематики распространяемого контента и выявления пользователей ССИК, существенно увеличивающих аудиторию распространения информации (мостов). Методы выявления мостов были апробированы авторами Здека-бря 2019 г. в Московском университете МВД России имени В. Я. Кикотя на Всероссийской конференции «Противодействие терроризму и экстремизму в информационных системах» на примере пропаганды митинга на проспекте Сахарова в августе 2019 г.8 Результаты использования методики оценки потенциала уровня влияния пользователей ССИК с учетом тематики распространяемого контента представляются на площадке АНО «Научно-исследовательский институт проблем безопасности СНГ» впервые.
в процессе их научного познания, а также представляли бы собой оперативно значимую информацию.
1. Какова социально-политическая характеристика ключевых пользователей из структур РПП и БПП? Классификация ключевых пользователей и описание ключевых ролей
7 Rabchevsky A. N., Zayakin V. S., Yasnitsky L. N. Classification of user roles in social networks based on expert neural network. // Expert Systems With Applications, 2021; Rabchevsky A. N., Zayakin V. S., Rabchevsky E. A. Identifying bridges in cluster networks. //Physica A: Statistical Mechanics and its Applications, 2021.
8 Всероссийская конференция «Противодействие терроризму и экстремизму в информационных системах» URL: https://мосу.мвд.рф/Press-sluzhba/Novosti/item/19033158(дата обращения 21.03.2021).
в данных структурах с оперативной точки зрения.
2. Какую роль структуры РПП играют в БПП, и наоборот?
3. Существуют ли структуры или отдельные пользователи ССИК, осуществляющие пропаганду политического протеста или влияющие на ее расширение, в равной степени
целенаправленно как на российскую, так и на белорусскую аудиторию?
4. Существует ли структуры или отдельные пользователи ССИК, осуществляющие пропаганду политического протеста или влияющие на ее расширение, из-за рубежа? Какова роль зарубежных пользователей в структурах РПП и БПП?
Структуры пропаганды РПП и БПП в социальной сети «ВКонтакте»
Для совокупного рассмотрения структур пропаганды РПП и БПП авторам пришлось ограничить свое исследование одной информационной площадкой, что позволило избежать лишних усилий по сопоставлению отражения структур пропаганды в различных социальных сетях. С точки зрения анализа пропаганды и вовлечения в нее в первую очередь интерес представляет первый слой воронки вовлечения, направленный на самую широкую аудиторию. Сеть «ВКонтакте» имеет самую широкую аудиторию и в России, и в Белоруссии9, а значит, представляет
ключевой интерес с точки зрения поставленной задачи.
Для анализа структур пропаганды было выбрано два информационных повода, «Дворец Путина» для России и «Жыве Беларусь» для Белоруссии соответственно.
По каждой из тем были разработаны словари и выполнен контент-анализ, в результате которого было сформировано две выборки, содержащие информацию об авторах и материалах по целевым темам, которые они опубликовали. Статистические данные по выборкам представлены втабл.1.
Таблица 1. Статистические данные выборок по двум инфоповодам
Наименование параметра Дворец Путина Жыве Беларусь Соотношение
Количество вовлеченных пользователей 35 502 28 447 1,25
Количество опубликованных материалов 61 967 42 148 1,47
1.1. Выявление наиболее влиятельных пользователей
По каждой выборке был сформирован рейтинг публикационной активности путем сортировки пользователей по количеству
опубликованных ими материалов. Рейтинг публикационной активности по теме «Дворец Путина» представлен на рис.1.
9 Социальные сети в России: цифры и тренды, осень 2020. URL: https://br-analytics.ru/blog/social-media-russia-2020/ (дата обращения 21.03.2021); Социальные сети и СМИ в Беларуси, осень 2019. URL: https://br-analytics.ru/blog/belarus-october-2019/(дата обращения 21.03.2021). Программно-аппаратный комплекс «SEUS», разработчиками которого являются авторы, собирает на порядок больший объем информации по сравнению с данными информационно-аналитической системы Brand Analytics, которая широко применяется в СНГ, но соотношение объемов данных по разных сетям в «SEUS» и «Brand Analytics» находится в одном интервале порядка величин, что позволяет авторам ссылаться на альтернативные оценки при выборе информационной площадки для проведения исследования.
Рис.1. Рейтинг публикационной активности по теме «Дворец Путина»
Как видно из графика, из 35 тыс. пользователей только 500 имеют значимое количество публикаций, что составляет 1,4% общего количества пользователей в рейтинге. Из них только первые 100 пользователей имеют уровень активности выше 20 публикаций. Оставшиеся 34,5 тыс. пользователей имеют крайне низкую активность.
На рис.2 представлен график рейтинга публикационной активности по теме «Жыве Беларусь».
Рис.2. Рейтинг публикационной активности по теме «Жыве Беларусь»
Из данного графика видно, что изменения уровня активности замедляется на уровне первых 150 пользователей, что составляет 0,53% общего количества пользователей в выборке. Из них половина наиболее активные, т.е. примерно 75 пользователей.
В результате сбора графовой информации были получены данные о количестве вершин, с которыми связан каждый пользователь. Статистические данные результата сбора общей графовой информации для обеих выборок представлены втабл.2.
Таблица 2. Статистические данные информации о связях пользователей
Сумма количества вершин, с которыми связаны пользователи
Значение
Дворец Путина 4161 468616
Жыве Беларусь 18 508 073 467
Суммарное значение 22 669 542083
Графики соотношения рейтинга активности и количества друзей пользователей и друзей их друзей по обеим выборкам представлены на рис. 3 и 4.
Для оценки потенциального уровня влияния пользователей, которые публикуют материалы по целевой тематике среди всех пользователей сети вычислим произведение уровня активности и количества друзей на двух коленах. Это значение соответствует количеству возможных актов получения
информации по заданной тематике пользователями сети.
Сортировка пользователей по уровню влияния позволила составить рейтинг потенциального уровня влияния пользователей. Графики рейтингов для обеих выборок представлены на рис. 5 и 6.
Характеристики кривых несколько отличаются между собой. Уровень потенциального влияния для пользователей по теме «Дворец Путина» более чем на 30% превосходит
соответствующий показатель на графике по теме «Жыве Беларусь». Это объясняется тем, что в России пользователей ВК существенно больше, чем в Беларуси. Кроме того, на рис.6 кривая более пологая, чем на рис.5, что свидетельствует: распределении количества друзей
для пользователей, вовлеченных в тему «Жыве Беларусь» более равномерное.
Рассмотрим, какова корреляция между рейтингом потенциального уровня влияния и уровнем публикационной активности пользователей.
Рис.3. Соотношение рейтинга публикационной активности и количества друзей пользователей и друзей их друзей по теме «Дворец Путина»
Рис.4. Соотношение рейтинга публикационной активности и количества друзей пользователей и друзей их друзей по теме «Жыве Беларусь»
Рис.5. Рейтинг потенциального уровня влияния пользователей по теме «Дворец Путина»
Рис.6. Рейтинг потенциального уровня влияния пользователей по теме «Жыве Беларусь»
Сошношен и в рейтинга потенциальнаго уровня влиянии и уровня активности потвмв«Жыве Беларусь*
—
- л
Рис.7. Соотношение рейтинга потенциального уровня влияния и уровня активности по теме «Дворец Путина»
■ииищццниицнтшншнШИШИШ
Рис.8. Соотношение потенциального уровня влияния и уровня активности по теме «Жыве Беларусь»
Как видно из графиков, представленных на рис.7 и 8, несмотря на довольно равномерное распределение уровня активности, в левой части, соответствующей максимальным значениям потенциального уровня влияния, плотность высоких значений активности заметно выше. Разница в уровнях активности не должна вводить в заблуждение. Абсолютные значения уровней активности примерно одинаковые, за
Соотношение потенциального уровня влияния и количествасвязен по теме «Жыве Беларусь»
Рис.9. Соотношение потенциального уровня влияния и количества связей по теме «Дворец Путина»
Как видно из графиков, представленных на рис.9 и 10, корреляция между потенциальным уровнем влияния и количеством связей более гораздо более явная, что вполне объяснимо. Интересен феномен трех кривых количества связей на графике по теме «Жыве Беларусь». На наш результат он влияет не существенно, но может стать предметом отдельного исследования.
исключением выброса на уровне 300 публикаций на рис.8. Этот выброс искажает картину за счет масштаба, но не влияет на результат, так как он находится в зоне низкого потенциального уровня влияния.
Рассмотрим какова корреляция между рейтингом потенциального уровня влияния и количеством связей пользователей.
Соотношение потенциального уровня влияниям количества связен по теме «Дворец Путина»
Рис.10. Соотношение рейтинга потенциального уровня влияния и уровня активности по теме «Жыве Беларусь»
Для получения списка самых влиятельных пользователей применим правило половины массы и получим тех пользователей суммарный уровень потенциального влияния составляет половину общей суммы уровней влияния и представим статистические данные в табл.3.
Таблица 3. Статистические данные о наиболее влиятельных пользователях
Количество первых самых влиятельных пользователей (половина массы) Значение
Дворец Путина 32
Жыве Беларусь 103
Таким образом выявлены наиболее влиятельные пользователи по обеим выборкам. Различная кривизна графиков для выборок подтверждается существенным различием в количестве самых влиятельных пользователей.
В результате применения методики из более чем 55 тыс. пользователей нам удалось выявить всего только 135 наиболее влиятельных пользователей, которые будут проанализированы с оперативной точки зрения.
1.2. Выявление наиболее влиятельных мостов
Напомним об оперативной значимости понятия мостов (пользователей, существенно увеличивающих аудиторию распространения информации). С математической точки зрения (и при определенных допущениях, которые существенно упрощают сложность алгоритма классификации пользователей, при этом не влияют существенно на качество классификации) мостом будем считать узел социальной сети, удовлетворяющий следующим требованиям:
• узел, который подключает кластер к ядру сети;
• узлы кластера связаны только с мостом и не имеют связи между собой;
• мост связан с узлами кластера и узлами ядра.
Фрагмент графа, содержащего типичный мост, представлен на рис.11.
4 Bridge
Рис.11. Фрагмент графа пользователя - моста
Поскольку количество пользователей в различных кластерах и уровень их активности различны, мосты могут иметь различный уровень влияния на вовлечение аудитории в пропаганду протеста.
Будем считать, что уровень влияния моста определяется весом кластера, который подключается к ядру сети через мост. Вес кластера учитывает количество узлов в кластере и суммарный уровень публикационной активности
каждого узла в кластере, т. е. он равен суммарному уровню активности кластера, подключаемого мостом к ядру сети.
С учетом того, что в предлагаемом методе существенную роль играет вес каждого узла графа, равный уровню активности пользователя, для определения степени влияния моста на общий уровень активности можно предложить термин «Центральность по взвешенному вкладу».
Будем говорить, что центральность по взвешенному вкладу - это вклад узла социальной сети в общий уровень публикационной активности, равный отношению суммы активности каждого узла кластера, подключаемого узлом к ядру сети, к общей сумме активности всех узлов в графе. Значение центральности по взвешенному вкладу = 0, если узел не является мостом, _1 - если узел является мостом, а самый влиятельный узел в роли моста имеет максимальное значение центральности по взвешенному вкладу.
Таким образом, для выявления наиболее влиятельных мостов необходимо в общем графе вычислить центральность по взвешенному вкладу и ранжировать их по значению этой метрики.
При больших размерах исследуемых социальных сетей расчет метрики центральности по взвешенном вкладу может быть технологически весьма затруднителен или даже невозможен, однако авторами были разработаны и применены оригинальные алгоритмы оптимизации, которые на практике позволили выявить мосты в приемлемое с оперативной точки зрения время.
Как следует из определения, мостами могут быть как пользователи с рейтингом, так и без рейтинга. В итоге общий список пользователей в выборках увеличился за счет добавления пользователей-мостов без рейтинга. Для каждого уникального моста вычисляем вес
кластера, который он подключает, и ранжируем мосты по весу кластера. Статистические
Количество мостов получилось довольно большим, что выглядит не очень достоверно. Однако согласно определению мостом является узел, который подключает к ядру даже одного пользователя с количеством материалов = 1, а для аналитики такие пользователи не представляют интереса.
Считаем суммарный вес кластеров и отбираем мосты, суммарный вес которых
8ес кластеров для мостов по теме «Дворец Путине»
»111111|111Ц1!|||||||||1Ш1Н111111Ш!1
Псоядконьйноыерпольэоялгрпяв рейшнгепояесукмаера
Рис.12. Рейтинг по весу кластеров в выборке «Дворец Путина»
На данных графиках представлены значения только первых 3000 мостов, а у нас по результатам вычисления их количество составляет 21,3 и 31,7 тыс. Попробуем отсечь мосты
данные результатов вычисления мостов представлены в табл.4.
составляет 50% общего веса кластеров. Видим, что количество мостов, отвечающих этому правилу, слишком большое. Причина в том, что в списке велико количество мостов с очень низким весом, но в сумме они дают существенную прибавку и искажают результат. Графики распределения веса кластеров в рейтинге по весу кластеров представлены на рис.12, 13.
Вес кластеров для мостов по теме «Жыве Беларусь»
''1ШШШ11Ш111Ш|1Н1111ШШ11ШШ11111Ш1П11Н
I йрэдтмыя ншф гигмопи и-пи и рдотимтр пй клипера
Рис.13. Рейтинг по весу кластеров в выборке «Жыве Беларусь»
с весом кластера не более 2% максимально значения, т. е. ниже 20, и попробуем применить правило половины массы. Результаты расчетов представлены табл.5.
Количество наиболее влиятельных мостов (половина массы) Количество мостов с рейтингом Количество мостов без рейтинга Всего мостов
Дворец Путина 43 188 231
Жыве Беларусь 40 107 147
Итого 83 295 378
Таблица 4. Результаты вычисления мостов для обеих выборок
Наименование выборки Количество мостов с рейтингом Количество мостов без рейтинга Всего мостов
Дворец Путина 1 283 19 978 21 261
Жыве Беларусь 1 134 30 565 31 699
Итого 2 417 50 543 52 960
Таблица 5. Результат применения правила половины массы при отсечении неактивных мостов с весом не более 20
Это уже более приемлемые количества для дальнейшей аналитической обработки. Таким образом, можем считать, что мы определили список наиболее влиятельных мостов для обеих выборок.
В результате применения комбинации ак-ционального и теоретико-графового подходов,
а также оптимизации алгоритмов вычисления удалось выявить наиболее влиятельных пользователей в ядре сети и наиболее влиятельные мосты - пользователей, находящихся на периферии сети, но играющих значимую роль в распространении контента и расширении охвата аудитории.
Политологический и оперативный анализ наиболее влиятельных пользователей и мостов
Для ответа на вопрос о том, какова социально-политическая и оперативная характеристика ключевых пользователей из структур РПП и БПП, авторы провели анализ ТОП-50 самых влиятельных авторов по обоим инфоповодам.
Результаты анализа наиболее влиятельных авторов и мостов из выборки «Дворец Путина» представлены на рис. 14-17, соответственно.
Рис.14. Расположение ТОП-50 влиятельных авторов «Дворец Путина»
Рис.15. Политическая и оперативная характеристика ТОП-50 влиятельных авторов «Дворец Путина»
Рис.16. Расположение Т0П-50 влиятельных мостов «Дворец Путина»
Обыватели Протестники Пророссийский Журналисты Секта СССР Творческая интелегенция Секта «родноверы» Правозащитники Должностное лицо
30
Рис.17. Политическая и оперативная характеристика ТОП-50 влиятельных мостов «Дворец Путина»
Результаты анализа наиболее влиятельных авторов и мостов из выборки «Дворец Путина» представлены на рис. 18-21, соответственно.
Рис.18. Расположение ТОП-50 влиятельных авторов «Жыве Беларусь»
Рис.19. Политическая и оперативная характеристика ТОП-50 влиятельных авторов «Жыве Беларусь»
Рис.20. Расположение ТОП-50 влиятельных мостов «Жыве Беларусь»
Рис.21. Политическая и оперативная характеристика ТОП-50 влиятельных мостов «Жыве Беларусь»
С политической точки зрения важным является наличие в списках влиятельных авторов и мостов большого количества простых обывателей, а также появление в списке такой категории граждан, как пенсионеры, что характерно и для России, и для Беларуси.
С контрразведывательной точки зрения вызывает оперативный интерес наличие во всех выборках иностранных пользователей, которые требуют отдельного внимательного изучения.
В структуре БПП присутствуют четко выраженные бот-сети и ресурсы для установления связи с закрытым контуром структур, что свидетельствует о высокой степени организации структуры. В структуре РПП такие проявления отсутствуют.
Также был выявлен ряд влиятельных авторов, присутствующих в выборках по обоим инфоповодам. В табл. 6 представлены порядковые номера в рейтинге пользователей по потенциалу уровня влияния.
Таблица 6. Авторы материалов по обоим инфоповодам
Рейтинг пользователя по ПУВ «Жыве Беларусь» Рейтинг пользователя по ПУВ «Дворец Путина» Страна
22 15 Россия
101 76 Израиль
110 51 Россия
129 58 Россия
257 122 США
Как видно из табл. 6, с учетом отсечки самых влиятельных авторов с рейтингом, обозначенным в табл. 3, один пользователь входит в списки самых влиятельных по обоим инфо-поводам. Данный пользователь примечателен тем, что в качестве аватара использует нарра-тив, который изображен на рис. 22 и явно дает свои плоды с точки зрения информационно-психологического воздействия на такую категорию населения, как пенсионеры. Притом этот пользователь не является пенсионером. Использование указанного нарратива
укрепляет результаты появления категории пенсионеров в списках самых влиятельных авторов.
Данный пользователь является одним их наиболее влиятельных в обеих структурах протеста и подлежит глубокому анализу с оперативной точки зрения на межгосударственном уровне.
Анализ влиятельных мостов по инфоповоду «Жыве Беларусь» показал наличие в их списке законспирированных следов иностранного участия. Так, в частности, были выявлены
два пользователя, находящихся на территории США, рекламирующих проект 1МееЬНе!рВу, который осуществляет активную и эффективную деятельность, направленную на поддержку про-тестных настроений, через оказание продуктовой помощи белорусам в Беларуси и Литве, которые бастуют или пострадали из-за «политических репрессий». Примечательным становится тот факт, что в январе 2021 г. все соответствующие сообщения на страницах данных пользователей были удалены, а с 2016 г. и до начала инфоповода «Жыве Беларусь» вообще не осуществляли никакой активности.
Следует также отметить в списке влиятельных мостов по инфоповоду «Жыве Беларусь» наличие и ряда пользователей, имеющих
четкие признаки ботов, используемых непосредственно для данной информационно-психологической операции.
Еще одним важным наблюдением является то, что в список влиятельных мостов по инфоповоду «Жыве Беларусь» входит особенный ресурс, который используется для связи с закрытой частью структуры пропаганды.
Поиск пользователей, которые входят в списки влиятельных мостов по обоим инфоповодам, дал достаточно большое количество таковых. В табл. 7 представлены порядковые номера данных пользователей в рейтингах влиятельных мостов по обоим инфоповодам, с отсечкой первых 25 пользователей, отсортированных по каждому рейтингу.
Рейтинг моста «Жыве Беларусь» Рейтинг моста «Дворец Путина» Рейтинг моста «Жыве Беларусь» Рейтинг моста «Дворец Путина»
1 2 65 1
2 718 1 2
3 273 5 3
4 335 11 4
5 3 13 5
6 163 90 6
7 151 140 7
8 182 128 8
9 13379 727 9
10 1184 455 10
11 4 18 11
12 8474 161 12
13 5 752 13
14 240 56 14
15 110 154 15
16 19 117 16
17 1744 1550 17
18 11 449 18
Таблица 7. ТОП-25 влиятельных мостов по обоим инфоповодам
Рейтинг моста «Жыве Беларусь» Рейтинг моста «Дворец Путина» Рейтинг моста «Жыве Беларусь» Рейтинг моста «Дворец Путина»
19 204 16 19
20 37 99 20
22 77 113 21
23 9176 124 22
25 4472 474 23
Требуется дополнительный политологический и оперативный анализ пользователей,
Выводы
1.Широкие круги населения вовлечены в структуры протеста, особую роль приобретает категория пенсионеров;
2. Апробирована методика, которая позволяет быстро выявлять наиболее влиятельных авторов и мостов (пользователей существенно увеличивающих аудиторию);
3. Выявлены влиятельные авторы и мосты, представляющие оперативный интерес на межгосударственном уровне;
4. Выявлены законспирированные следы иностранного участия в белорусских структуры пропаганды;
5. Структура белорусского протеста характеризуется более высокой степенью организации
Список источников
1. Warden J. Enemy as a system // Airpower journal. Vol.9. 1995. №1. P. 40-45.
2. Модестов С. А. Информационное противоборство как фактор геополитической конкуренции. М.: Московский общественный научный фонд: Издательский центр научных и учебных программ, 1999. 64 с. (Научные доклады; выпуск 74).
3. Ковальчук М. В.«Гибридно-информацион-ные угрозы, технологии противодействия: Круглый стол «Психологическая оборона»
входящих в списки влиятельных мостов обоих инфоповодов.
и содержит более значительный зарубежный вклад по сравнению с российской;
6. Необходимо ввести корректировку в методику оценки потенциала уровня информационного влияния авторов с учетом фильтрации по целевой аудитории;
7. Представляет интерес анализ развития структур пропаганды во времени с учетом распределения ролей, изменения политической обстановки и действий протестного движения;
8. Представляет интерес не только оценка потенциала информационного влияния пользователей, но и прогнозирование его реализации.
«Борьба за историю - борьба за будущее» на Международном военно-техническом форуме «Армия-2021». [Электронный ресурс]. URL: https://www.rusarmyexpo.ru/business_program/ 4096/40470.html
4. Концепция внешней политики Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://static.kremlin.ru/media/events/files/ 41d447a0ce9f5a96bdc3.pdf (дата обращения 21.03.2021).
5. Военная доктринаРоссийскойФедерации. [Электронный ресурс]. URL: http://static.kremlin. ru/media/events/files/41d527556bec8deb3530. pdf (дата обращения 21.03.2021).
6. Рабчевский Е. А., Рабчевский А. Н., Зая-кин В. С., Ясницкий Л. Н. Экспертный способ формирования обучающих выборок на примере создания нейросетевой системы классификации пользователей социальных сетей // Нейрокомпьютеры: разработка, примене-ние.2020. № 5. С. 54-63.
7. Рабчевский Е., Безруков А., Пьянников Н. Поиск, мониторинг и анализ в социальных сетях // Открытые системы. СУБД.2015. № 4. С. 30-32.
8. Рабчевский Е. Цукерман А. Некоторые аспекты задачи исследования распространения информации в социальной
List of sources
1. Warden J. Enemy as a system // Airpower journal. Vol. 9. 1995. №. P. 40-45.
2. Modestov S. A. Information warfareas a factor of geopolitical competition. Moscow: Moscow Public Scientific Foundation: Publishing Center for Scientific and Educational Programs, 1999. 64 p. (Scientific reports;issue 74).
3. Kovalchuk M. V. « Hybrid-informationthreats, counteraction technolo-gies:Round table «Psychological defense»»The struggle for history - the struggle for the future» atlnternational Military - technical Forum «Army-2021». [Electronic resource]. URL:https://www.rusarmyexpo.ru/busi-ness_program/4096/40470.html
4. The concept of foreign policy of the RussianFederation. [Electronic resource]. URL:http://static.kremlin.ru/media/events/ files/41 d447a0ce9f5a96bdc3. pdf (ac-cessed21.03.2021).
5. Military Doctrine of the Russian Federation. [Electronic resource]. URL: http://static.kremlin.
сети ВКонтакте // Доклады Всероссийской научно-практической конференции «Анализ Изображений, Сетей и Текстов».Екатеринбург: АИСТ, 2013). С. 133-141.
9. Рабчевский Е. А., Булатова Г. И. Тематические поисковые системы на основе онтоло-гий // Труды международной конференции «Телекоммуникационные и информационные системы» (Санкт-Петербург, 2007). СПб.: Изд-во Политехнического Университета,2007.
10. Социальные сети в России: цифры и тренды, осень 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://br-analytics.ru/blog/social-media-г^а-2020/(дата обращения 21.03.2021).
11. Социальныесети иСМИвБеларуси, осень 2019. [Электронный ресурс]. URL: https://br-analytics.ru/blog/belarus-october-2019/(дата обращения 21.03.2021).
ru/ media/events/files/41d527556bec8deb3530. pdf (accessed 21.03.2021).
6. Rabchevsky E. A., Rabchevsky A. N., ZayakinV. S., Yasnitsky L. N. Expert method the formation of training samples on the example of creating a neural network system for the classification of social network users // Neurocomputers: development, application. 2020. №. 5. pp. 54-63.
7. RabchevskyE. E., BezrukovA., PyannikovN. Search, monitoring and analysis in socialnetworks // Open Systems. DBMS. 2015. №. 4. p. 30-32.
8. RabchevskyE. E. Zuckerman A. Someaspects of the research problem of information distribution in the socialnetwork VKontakte / / Reports of the All-RussianScientific and Practical conference «AnalysisImages, Networks, and Texts». Yekaterinburg:AIST, 2013). p. 133-141.
9. Rabchevsky E. A., Bulatova G. I. Thematic search engines based on ontologies // Proceedings of the international conference «Telecommunications and Information Systems»
(Saint Petersburg, 2007). St. Petersburg: Polytechnic University Press, 2007.
10. Social networks in Russia: figuresand trends, autumn 2020. [Electronic re-source]. URL:https://br-analytics.ru/blog/social-mediarus-sia-2020/ (accessed 21.03.2021).
11. Social networks and Mass media in Belarus, autumn
2019. [Electronic resource]. URL: https://brana-lytics.en / blog/belarus - october-2019/ (accessed 21.03.2021).