Научная статья на тему 'О некоторых аспектах религиозности в российском обществе'

О некоторых аспектах религиозности в российском обществе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
44
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ / ПРАВОСЛАВИЕ / ИСЛАМ / ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / RELIGION / RELIGIOUS EXTREMISM / ORTHODOXY / ISLAM / STATE-CONFESSIONAL RELATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пролетенкова Светлана Евгеньевна

в статье проводится анализ влияния религиозного фактора на российское общество, обосновывается необходимость принятия концепции государственно-конфессиональных отношений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON SOME ASPECTS OF RELIGIOSITY IN THE RUSSIAN SOCIETY

this article analyzes the influence of the religious factor in the Russian society; the reasons for the necessity of the Concept of state-confessional relations are given.

Текст научной работы на тему «О некоторых аспектах религиозности в российском обществе»

S.Ye. PROLETENKOVA*

ON SOME ASPECTS OF RELIGIOSITY IN THE RUSSIAN SOCIETY

УДК 340.11 ББК 67.021 П80

Аннотация: в статье проводится анализ влияния религиозного фактора на российское общество, обосновывается необходимостьпринятия концепцииго-сударственно-конфессиональныхотношений

Ключевые слова: религия, религиозный экстремизм, православие, ислам, государственно-конфессиональные отношения

СВЕТЛАНА

ЕВГЕНЬЕВНА

ПРОЛЕТЕНКОВА*

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ РЕЛИГИОЗНОСТИ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Annotation: this article analyzes the influence of the religious factor in the Russian society; the reasons for the necessity of the Concept of state-confessional relations are given.

Keywords: religion, religious extremism, Orthodoxy, Islam, state-confessional relations.

После распада СССР наряду с социальноэкономическим и политическим кризисом в России начался духовно-нравственный кризис. Падение нравственности стало общей темой дискуссий в российском социуме. Одновременно с всепоглощающим кризисом государственности религиозные объединения испытали мощный подъем, избавившись от тоталитарного контроля и угнетения со стороны официальной власти. Религиозное вмешательство находило и до сих пор находит проявления во всех социально значимых сферах общественного бытия от воздействия на нравственность и политику до юридической науки1. При этом такие инициативы, как, например, предложение Русской православной церкви (РПЦ) введения дресс-кода для мужчин и женщин2, явное вмешательство в политику посредством осуждения действий властей в отношении бывшего мэра Москвы Ю. Лужкова3, иная не относящаяся к религиозной деятельность, стали в обществе таким обычным явлением, что мало кто задумывается

о конституционности подобного вмешательства. «Думаете, утопия? Да нет, скоро придется привыкать»4, - считает представитель Русской православной церкви глава Отдела по взаимоотношениям церкви и общества Московского патриархата протоиерей В. Чаплин, и это, хотя и звучит вызывающе, но, возможно, недалеко от истины.

В отдельные работы по юриспруденции также проникло религиозное понимание нравственности. Например, В.И. Павлов пишет: «...Основная задача жизни человека направлена на одухотворение, то есть нравственное совершенствование в Боге»5.

* Кандидат юридических наук, доцент; докторант (ФГКУ ВНИИ МВ Д России)

E-mail: editor62@yandex.ru.

ЇбЇ

Права человека

Права человека

С одной стороны, в реальной жизни многие задумываются о конкретном смысле нравственности, опираясь на религиозные авторитеты. Так, еще в 2008 г. 46 % россиян считали поддержку общественной морали и нравственности функцией религиозных организаций6, церкви в целом доверяли 62 %7. С другой стороны, влияние религиозных авторитетов шатко. На 2009 г. картина несколько изменилась: 35 % опрошенных социологами полагали, что некоторые из нравственных норм, на которых настаивает церковь, приемлемы для современного человека, а некоторые - нет, а 14 % респондентов категорически высказались, что современный человек не может и не должен жить в соответствии с устаревшими нравственными нормами, которых церковь призывает придерживаться... Лишь 30 % (33,3 % по сравнению с 2008 г.) - были уверены, что людям следует придерживаться принятых православием нравственных норм и принципов поведения, жить в соответствии с ними8. Зато резко выросла категория затруднившихся ответить на эти вопросы.

Избрание в 2009 г. нового Предстоятеля РПЦ патриарха Кирилла (Гундяева) не смогло значительно повлиять на расклад сил. Если в 2010 г. около 1 % респондентов считали, что церковь стала больше внимания уделять нравственному воспитанию населения, то в 2011 г. эта доля выросла незначительно - до 2 %9. А вот доверять церкви в целом стали несколько больше: с упоминавшихся 62 % в 2008 г. доля таких респондентов увеличилась до 67 % в 2011 г. Возможно, именно поэтому 63 % респондентов в 2011 г. отнеслись положительно к введению в школах курса основ религиозной культуры и светской этики (ОРКиСЭ), 17 % - отрицательно и 20 % -затруднились с ответом. Причем 14 % - в качестве положительного момента указали «духовное развитие, повышение нравственности»10.

В субъектах Российской Федерации с преимущественным мусульманским населением: [Ингушетия (98 %), Чеченская Республика (96 %), Дагестан (94 %), Кабардино-Балкарская (70 %), Карачаево-Черкесская Республика (63 %), Башкортостан (54,5 %), Татарстан (54 %)] происходит еще большее усиление влияния религии на общественную жизнь. Уже сейчас среди мусульманского населения неписано действуют многие положения мусульманского права, имеющего религиозно-общинный характер. Причем это касается как «культовы») норм (например, ответственность за несоблюдение поста), так и брачно-семейных, имущественных и иных отношений.

Особую тревогу подобные явления вызывают в связи с тем, что численность мусульман продолжает расти за счет естественного прироста, особенно среди народов Северного Кавказа, а также за счет мигрантов, главным образом, из стран Средней Азии и Азербайджана. Вместе с сокращением населения европейской части России это приводит к значительным темпам увеличения доли мусульман в населении Российской Федерации, которые как правило, в повседневной жизни не придерживаются и не собираются придерживаться принципов светского государства.

Резюмировать сказанное можно в двух тезисах. Во-первых, в настоящее время роль религиозных организаций как нравственного авторитета в обществе находится в неустойчивом состоянии, претерпевает изменения, поэтому нуждается в изучении, ведь в упоминавшихся исследованиях Всероссийского центра изучения общественного мнения, помимо в целом положительного отношения к религии, есть указания на то, что респонденты высказывали опасения по поводу навязывания религии, разногласий на религиозной почве, религиозного фанатизма. И это неудивительно, поскольку среди отрицательных моментов также были названы нецелесообразность присутствия религии в светской школе и ненужность преподавания разных религий (необходимость преподавания одной). Во-вторых, проблема вмешательства в общественную и политическую жизнь является для различных конфессий опережающим индикатором межконфессиональных споров. Так, если РПЦ только заговорила о дресс-коде, то солидарные11 с ней мусульмане уже перешли к активным действиям, но, живя в соответствии с Конституцией Российской Федерации, в светском государстве, ввели не общий или тем более православный, а исламский дресс-код12. И теоретически это является почвой для конфликта не только в области права (о чем заявила международная правозащитная организация Human rights watch13), но и на непубличном, межличностном уровне.

Правозащитник Т. Локшина, в частности, приводит пример вопиющих фактов ксенофобии в Чеченской Республике.

В июне 2010 г. десятки женщин были обстреляны на улицах Г розного краской из пейнтбольных ружей. Делали это, судя по той информации, которую нам удалось собрать, преимущественно местные силовики. Параллельно в городе распространялись листовки, в которых было написано: «Сегодня мы обстреливаем вас краской, но это только предупреждение. Не заставляйте нас прибегать к более решительным мерам». Когда мы проводили интервью с жен-

Їб2

щинами, которые подверглись такой варварской форме насилия, мы задавали вопрос и про эти листовки. И все женщины расценили их содержание однозначно. Более решительная мера для них означала: в следующий раз, если выйдете в город без платков, будем стрелять уже из настоящего оружия14.

В качестве противоположного примера можно привести факты исламофобии, когда после взрывов в московском метро были избиты две женщины-мусульманки в хиджабах. Такая же ситуация в отношении девочки-подростка повторилась 7 апреля 2010 г. в г. Саратове15.

Подобных примеров нетерпимости масса по всей стране. Некоторые исследователи считают, и мы находим возможным к ним присоединиться, что религиозная ксенофобия и ее крайняя стадия - религиозный экстремизм, несмотря на уверения религиозных лидеров в том, что «религия не может быть плохой», имеет свое совершенно четкое объяснение в истоках формирования религиозного сознания. Согласимся со словами А. Журавского, раскрывающего суть зарождения подобных проблем: «Экстремизма в религии нет, поскольку отстаивание своей веры (посредством миссии, джихада, борьбы с иноверцами) - одно из основных доктринальных положений большинства конфессий. Термин «экстремизм» в религиозной парадигме нелегитимен, а поэтому эксперт, утверждающий, что религиозного экстремизма нет, на том основании, что религия - это всегда есть хорошо, либо лукавит, либо рассуждает в системе религиозных ценностей»16.

В весьма своеобразном контексте подтверждает представленную позицию и правозащитник, специалист по межконфессиональным отношениям А. Верховский, который утверждает: «Религиозная ксенофобия принципиально отличается от национальной... более или менее негативное отношение к другим религиозным воззрениям необходимо (курсив наш. - С.Е.) для практически любой религиозной идентификации... Осуждать такое негативное отношение -значит осуждать саму суть религиозной идентификации, что являлось бы со стороны наблюдателя таким же негативным отношением по религиозному признаку... Мы хотели бы сразу

исключить в качестве признака ксенофобии сколь угодно резкие высказывания о вере или мировоззрении других... Иначе говоря, религиозная проповедь религиозных деятелей (в том числе проповедь религиозной исключительности) не может рассматриваться как социально предосудительная ксенофобия...»17.

Что касается подхода А. Верховского, то, несмотря на наглядную, во многом справедливую демонстрацию религиозной психологии, нам он представляется скорее религиоведческим, чем правовым. Мы не можем с ним полностью согласиться из-за того, что он не учитывает положений ст. 29 Конституции РФ, а также ряда норм Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», прямо запрещающих пропаганду религиозного превосходства. Действительно, теологические диспуты, в том числе с использованием СМИ, являются нормальной практикой в демократических государствах, но лишь в тех случаях и до тех пор, пока негативная оценка чужой веры не преступает грань закона, не становится проповедью межрелиги-озной нетерпимости и ненависти к иноверцам и их учению.

Таким образом, совершенно очевидно, что российское общество еще далеко от нормализации государственно-конфессиональных отношений в целом и деструктивных проявлений религиозности отдельных его граждан в частности. Нормализация общественных отношений в этой сфере может произойти только при активном участии органов государственной власти, которые должны обеспечить неуклонное соблюдение Конституции Российской Федерации всеми ее гражданами вне зависимости от их отношения к религии, а также избавить правовое поле от фрагментарности правового регулирования, присущего ему в настоящее время. Одним из важнейших шагов на этом направлении могло бы стать, на наш взгляд, принятие концепции государственно-конфессиональных отношений, способной гармонично развить положения Конституции РФ и Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», наметить пути государственно-конфессионального и межконфес-сионального диалога.

1 См.: МедушевскаяН.Ф. Интеллектуально-духовные основания российского права: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2010; Беспаленко П.К Духовная безопасность в системе национальной безопасности современной России: проблемы институционализациии модели решения: дис. ... д-ра полит наук. Ростов н/Д, 2009; Павлов В.И. Духовность и ее экспликация в пространстве права и государства иКЬ^йр:// ww.bogoslov.ra/text/l532660.html (дата обращения: 30.01.2012); Брольо Ф.М., Мирабелли Ч., Онида Ф. Религии и юридические системы. Введение в сравнительное церковное право: пер. с ит. М., 2008.

Права человека

Права человека

2 См.: Ответ протоиереяВсеволода Чаплина авторам обращения к патриарху Кириллу по поводу женского дресс-кода. URL:http://www.interfax-religion.ru/?act=documents&div=1076 (дата обращения: 30.01.2012).

3 См.: В Русской церкви призвали не забывать о заслугах Лужкова URL:http//www.interfax-religion.ru/ ?act=news&div=43961 (дата обращения: 30.01.2012).

4 Православная церковь предложила ввести «дресс-код» для россиян. URL: http://www.newsru.eom/religy/l 8jan201 УсИярИп^^.

5 Павлов В.И. Духовность и ее экспликация в пространстве права и государства URL:ИИр://www.bogoslov.ru/ text/1532660.html (дата обращения: 30.01.2012).

6 См.: Левада-Центр. Религия и церковь URL:http://www.levada.ru/religion.html (дата обращения: 17.03.2011).

7 См.: Доверие Русскойправославной церкви // Доминанты. 2010. № 1. С. 13.

8 См.: Россияне считают устаревшими многие нравственные нормы, соблюдения которых требуетправо-славие: опрос // URL:http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=28563 (дата обращения: 17.03.2011).

9 См.: Церковь и общество в России: динамика перемен: пресс-выпуск от 31 января 2011 г. № 1677. URL:http:// wciom.ru/index.php?id=268&uid=l 11323 (дата обращения: 17.03.2011).

10 См.: Основы религии и светской этики в школе// Доминанты. 2011. № 11. С. 39.

11 См.: Всероссийскиймуфтият согласен с необходимостьювведения дресс-кода. URL: http://www.rosbalt.ru/ 2011/01/19/810195.^ (дата обращения: 17.03.2011).

12 См.: В Чечне будет действовать «мусульманский) дресс-код URL:http://www.rosbalt.ru/2011/02/16/ 820168.html (дата обращения: 17.03.2011).

13 См.: Дресс-код для женщин по-кадыровски. URL:http://portal-credo.ru/site/?act=news&id=82864 (дата обращения: 17.03.2011).

14 См.: Дресс-код для женщин по-кадыровски // Радио «Свобода» URL:http://www.svobodanews.in/content/ яі!іс1є/2334558.И№і (дата обращения: 11.03.2011).

15 См.: Результатывзрывов! URL:http://umar-st.liveioumal. com/14785. ЫМ (дата обращения: 30.01.2012).

16 Журавский А. Религиозный экстремизм в конфликтеинтерпретаций URL:http://www.sova-center.ru/religion/ publications/2003/10/dl225 (дата обращения: 29.10.2003)

17 Верховский А. Религиозная ксенофобия: межконфессиональныйи внутриконфессиональныйаспекты // Национализм, ксенофобия и нетерпимость в современной России / отв. ред. С. Лукашевский Т. Локшина М., 2002. С. 225.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.