Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ПРАВОВОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ДОГОВОРА ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ'

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ПРАВОВОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ДОГОВОРА ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
57
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДОГОВОР ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ / ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭКСПЕДИТОР / FREIGHT FORWARDING CONTRACT / FREIGHT FORWARDING ACTIVITY / FREIGHT FORWARDER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гринь Елена Анатольевна

В данной работе проведен правовой анализ договора транспортной экспедиции. Были рассмотрены некоторые аспекты его правовой регламентации в контексте реализации Хартии в сфере оборота сельскохозяйственной продукции. Предложены решения по вопросу о совершенствования правой регламентации договора транспортной экспедиции в агропромышленном комплексе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON SOME ASPECTS OF THE LEGAL REGULATION OF THE CONTRACT OF TRANSPORT EXPEDITION IN THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX

In this work, a legal analysis of the contract of transport expedition is carried out. Some aspects of its legal regulation were examined in the context of the implementation of the Charter in the field of agricultural product turnover. Decisions are proposed on improving the legal regulation of a transport expedition agreement in the agricultural sector.

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ПРАВОВОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ДОГОВОРА ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ»

_Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ПРАВОВОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ДОГОВОРА ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ ГРИНЬ Елена Анатольевна,

кандидат юридических наук, доцент Кубанского государственного аграрного университета. E-mail: angelkolieva@mail.ru

Краткая аннотация: в данной работе проведен правовой анализ договора транспортной экспедиции. Были рассмотрены некоторые аспекты его правовой регламентации в контексте реализации Хартии в сфере оборота сельскохозяйственной продукции. Предложены решения по вопросу о совершенствования правой регламентации договора транспортной экспедиции в агропромышленном комплексе.

Abstract: in this work, a legal analysis of the contract of transport expedition is carried out. Some aspects of its legal regulation were examined in the context of the implementation of the Charter in the field of agricultural product turnover. Decisions are proposed on improving the legal regulation of a transport expedition agreement in the agricultural sector.

Ключевые слова: договор транспортной экспедиции, транспортно-экспедиторская деятельность, экспедитор.

Keywords: freight forwarding contract, freight forwarding activity, freight forwarder.

Агропромышленный комплекс в Российской Федерации является сложной системой хозяйственных отношений, которая включает в себя различные отрасли и сферы производства. При развитии АПК соответственно увеличивается объем перевозок, который определяет эффективность логистических процессов в данном секторе экономики. В прошлом году трудовые затраты на решение логистических задач составили 40% от общего количества затрат в АПК. Автомобильный транспорт, на сегодняшний день, является одним из ключевых элементов логистических процессов в агропромышленном комплексе, что также обуславливает особенности правового регулирования хозяйственных отношений в данном секторе экономики. Данные особенности характеризуется также значительным уровнем налоговых и коммерческих рисков, по оценкам специалистов в данной отрасли, около 70% потенциальных субъектов соответствующей хозяйственной деятельности находятся вне правового поля.

Внесенные в 2019 году новые правила, регламентирующие правовые основы перевозки зерна в рамках реализации Хартии в сфере оборота сельскохозяйственной продукции закрепляют четыре вида договоров, которые могут быть использованы при осуществлении перевозки зерна:

- договор перевозки;

- договор транспортной экспедиции;

- агентский договор на перевозку;

- договор на выполнение и организацию перевозки.

Хартия в сфере оборота сельскохозяйственной

продукции представляет собой определенную политику ведения хозяйственной деятельностью субъектами АПК. Целью данного документа является противодействие нелегальным операциям на рынке агропромышленного сектора. Положения Хартии актуальны только для тех хозяйствующих субъектов, которые в ней добровольно зарегистрированы. На сегодняшний день положения данного документа исполняют 5 292 субъекта хозяйственной деятельности в

сфере АПК. Такое значительно число субъектов с учетом ранее указанных нововведений, которые включают в себя использование договора транспортной экспедиции при перевозки зерна, является целесообразным правовым экспериментом, который с течением времени и формировании практики правоприменения может предоставить необходимые данные для развития и совершенствования правовой регламентации договора транспортной экспедиции, в целом, так и регламентации конкретных особенностей его применения в сфере агропромышленного комплекса [1].

В данной работе будет проведен правовой анализ договора транспортной экспедиции, а также будут рассмотрены некоторые теоретические и практические аспекты, которые определяют специфику применения данного договора на практике, в том числе, между хозяйствующими субъектами агропромышленного комплекса.

Согласно положениям гражданского законодательства (ст. 801ГК РФ) сущность договора экспедиции заключается в обязанности одной стороны за вознаграждение, а также за счет противоположной стороны выполнить или организовать выполнение определенных услуг, указанных в договоре экспедиции непосредственно связанных с осуществлением перевозки грузов [2]. Исходя из содержания ст. 801 ГК РФ, можно сделать о том, что договор транспортной экспедиции может быть, как реальным, так и консенсуальным. Например, в той ситуации, когда сторона-экспедитор выполняет только организационные услуги, то договор транспортной экспедиции будет характеризоваться как консенсуальный. Однако, данный договор в том случае, если сторона-экспедитор упра-вомочен самостоятельно сдавать груз к перевозке, а также самостоятельно сдавать груз к перевозке, будет являться реальным. Договор транспортной экспедиции является дву-сторонне обязывающим, поскольку в рамках данного договора у сторон есть комплекс взаимных прав и обязанностей. Также в силу того, что за выполнение данного договора предусмотрено вознаграждение, то договор транспортной экс-

Гоажданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

педиции является возмездным.

По договору транспортной экспедиции стороной-экспедитором может быть только юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Данный факт является одной из причин изменений, внесенных в Хартию в сфере оборота сельскохозяйственной продукции, поскольку участниками данной Хартии являются крупные экспортёры и производители зерна, которые стремятся избежать различных коммерческих и налоговых рисков. Использование договора транспортной экспедиции в качестве одного из четырех возможных договоров в сфере перевозки зерна целесообразно именно в целях минимизации указанных рисков, поскольку стороной-экспедитором по данному договору является легализованный субъект хозяйственной деятельности, что значительно упрощает применения правовых механизмов, целью которых является защита прав и законных интересов сторон соответствующих правоотношений в рамках исполнения договора транспортной экспедиции [3].

Субъектами договора транспортной экспедиции являются экспедитор, который согласно условиям соответствующего договора, обязуется выполнить транспортно-экспедиционные услуги и клиент, который является грузоотправителем или грузополучателем. В данном контексте необходимо отметить круг лиц, которые могут быть субъектами договора транспортной экспедиции. Экспедитором вправе быть исключительно субъект хозяйственной деятельности - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель. Однако, согласно нормам гражданского законодательства, у экспедитора есть возможность привлекать к выполнению транспортно-экспедиционных услуг иных лиц, в том случае, если на это нет прямого запрета в соответствующем договоре транспортной экспедиции. При исполнении договора третьим лицом экспедитор несет ответственность в полном объеме, как и в том случае, если бы исполнение осуществлял сам экспедитор.

Рассматривая особенности договора транспортной экспедиции в агропромышленном комплексе, необходимо учитывать специфику перевозимого груза в рамках осуществления транспортно-экспедиторской деятельности. Постановление Правительства РФ от 25.07.2006 № 458 «Об отнесении видов продукции к сельскохозяйственной продукции и к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства» регламентирует Перечень видов продукции, относимой к сельскохозяйственной продукции, данная продукция может являться грузом в рамках осуществления транспортно-экспедиторской деятельности [4]. Проанализировав содержание данного Перечня, можно сделать вывод о том, что некоторая сельскохозяйственная продукция

обладает рядом специфических свойств, которые необходимо учитывать при транспортировке в раках исполнения договор транспортной экспедиции. Подобным грузом могут быть скоропортящиеся продукты или животные. В данном случае необходимо отметить, что исполнителем договора транспортной экспедиции может быть лицо, которое не является экспедитором (юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем), в связи с этим можно отметить некоторые правовые проблемы договора транспортной экспедиции в агропромышленном комплексе.

Согласно п. 18 Постановления Правительства РФ от 08.09.2006 N 554 «Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности» скоропортящиеся грузы, для перевозки которых необходимо специальные условия при осуществлении транспортно-экспедиторской деятельности необходимо в письменной форме уведомить об этом экспедитора, а также предоставить соответствующую информацию об условиях транспортировки таких грузов. Однако, данные требования п.18 Постановления не распространяются на то лицо, которое фактически исполняет перевозку грузов, в том случае, если экспедитор привлек данное лицо к исполнению договора транспортной экспедиции. Согласно положениям ст.805 ГК РФ ответственность за исполнения договора транспортной экспедиции третьим лицом несет в полном объем экспедитор, который является стороной соответствующего договора, в контексте различных аспектов, связанных наступлением гражданско-правовой ответственности. не возникает каких-либо вопросов.

Однако, как ранее было отмечено, перевозка некоторых грузов обладает определённой спецификой в силу особенностей перевозимого груза. Продукция, относимая к сельскохозяйственной продукции в данной ситуации, не является исключением, более того, значительная часть такой продукции обладает специфическими свойствами, которые необходимо учитывать при транспортировке.

В условиях отсутствия прямого указания в норме права на обязательное информирование третьего лица о специфике, перевозимой сельскохозяйственной продукции, присутствует вероятность ненадлежащего исполнения обязательства экспедитором в рамках договора транспортной экспедиции, что создает дополнительные коммерческие риски как для экспедитора, так и для клиента-грузоотправителя или грузополучателя. Достаточной мерой в данной ситуации является закрепить на нормативном уровне обязанность по информированию в письменной форме клиентом-грузоотправителем или грузополучателем третьего лица, которое исполняет обязанности экспедитора об опасных, скоропортящихся и иных грузов, которые требуют специальных условий перевозки.

АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2020. № 3(183)

Для объективной оценки результатов подобных изменений в агропромышленном комплексе представляется целесообразным первоначально внести подобные изменения в рамках реализации Хартии в сфере оборота сельскохозяйственной продукции. Исходя из правоприменительной практики и полученных данных в рамках данного правового эксперимента в перспективе представляется возможным внесения соответствующих изменений на уровне федерального законодательства.

В целях совершенствования регламентации договора транспортной экспедиции в АПК, а также повышения прозрачности посреднических операций и минимизации налоговых и коммерческих рисков считаем необходимым закрепить обязанность экспедитора об обязательном письменном информировании клиента-грузоотправителя или грузополучателя о факте исполнения обязательств по договору транспортной экспедиции третьим лицом. Данная мера мо-

Библиография:

1. Хартия в сфере оборота сельскохозяйственной продукции // https://xn—7sbb4am3adqy8h.xn--p1ai/o-hartii (Дата обращения 01.04.2020).

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ с изм. и доп. от 18.03.2020 г. // Собрание законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 410.

3. Бобров С.С. Особенности договора транспортной экспедиции // NovaUm.Ru. 2018. № 13. - С. 212-213.

4. Об отнесении видов продукции к сельскохозяйственной продукции и к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства: Постановление Правительства РФ от 25.07.2006 г. № 458 с изм. и доп. от 23.05.2019 г. // Собрание законодательства РФ. 2006. № 31 (2 ч.). Ст. 3500.

жет способствовать повышению прозрачности хозяйственных операций при осуществлении перевозки грузов.

Как ранее было отмечено, перевозимая продукция в агропромышленном комплексе обладает рядом специфических свойств, которые необходимо учитывать при ее транспортировке, что требует повышенной ответственности со стороны экспедитора. Одной из альтернативных мер, относительно предложенных ранее вариантов совершенствования правовой регламентации по данному вопросу, является запрет на привлечение третьих лиц к исполнению договора транспортной экспедиции при перевозке отдельных видов сельскохозяйственной продукции, перечень которой закреплен в Постановлении Правительства РФ от 25.07.2006 № 458. Подобной альтернативной мерой может являться ограничение на привлечение третьих лиц, которые не являются субъектами хозяйственной деятельности (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.