Научная статья на тему 'О некоторых аспектах почитания Сета в оазисах (на примере "Малой стелы из Дахлы")'

О некоторых аспектах почитания Сета в оазисах (на примере "Малой стелы из Дахлы") Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3759
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТ / СТЕЛА / ОАЗИСЫ / ДАХЛА / СОКОЛОГОЛОВЫЙ / СОЛНЕЧНЫЙ ДИСК / SETH / STELA / OASES / DAKHLA / FALCON-HEADED / SUN-DISK

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Карлова Ксения Федоровна

Статья посвящена некоторым аспектам бытования образа Сета в оазисах на примере так называемой «Малой стелы из Дахлы» (Музей Ашмолиан, № 1894.107.b), датирующейся III Переходным периодом. Автор рассматривает трансформацию, которая произошла в образе Сета в оазисах. Изображение Сета на стеле нетипично здесь изображен Сет (Сутех) с головой сокола, на которой помещен солнечный диск, что связано с эволюцией его образа, начавшейся с периода Нового царства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On some aspects of the veneration of Seth in the oases (on the example of the Smaller Dakhla stela)

The article is devoted to some aspects of the image of Seth in the oases on the example of the smaller dakhla stela (Ashmolean museum no. 1894.107b) dating from the Third Intermediate Period (XXV Dynasty). The text of stela informs that a certain official in the oases, called Ta-bia (&A-biA), donated in a temple a daily offering of five breads in favour of his father. In this top register, on the left, is a representation of the falcon-headed god Setekh with a sun-disk on his head. In front of him are the words: %wtx aA pHty zA Nwt «Utterance by Setekh, great of strength, the son of Nut». Seth (Setekh) is here a principal god, because he was the lord of the oases. The image of Seth on the stela is untypical he is represented as the falcon-headed god with a sun-disk. This unusual image of Seth is associated with the evolution of his image since the New Kingdom. The closest iconographic analogy is the anthropomorphic image of Seth with a sun-disk on his head that placed on a column of temple of Heliopolis of the reign of Merneptah, the pharaoh of the XIX dynasty. This connection between Seth and sun can be explained by the existence of Set's cult in Heliopolis. This is evidenced by a scarab of Ny-maat-ra (Ny-mAat-Ra) (Middle Kingdom) and cube statue of Hapi-ha (@apy-xa) (New Kingdom) where is mentioned the temple of Seth in Heliopolis. The image on the dakhla stela can be considered also as the first monument where is depicted a falcon-headed Seth. Until then falcon-headed Seth was depicted only once on the faience seal of the time of the New Kingdom, where Seth in a double crown stands paired with Horus, also crowned with a double crown. But this is not an image on the monument, but the third name-title, the so-called «Golden» name of the egyptian king. From the early dynastic period Seth was a patron of king's power what made him a p air of Horus. Through this connection with Horus and the royal power, Seth could be given the falcon features. The final transformation of Seth into a falcon-headed god on monuments from oases take place during the XXVII dynasty. On the relief from the temple of Hibis in the oasis of Kharga (XXVII Dynasty) Seth appears with falcon's head in a double crown and with two wings. He wields a spear against serpent Appophis. At the end of the Third intermediate period and until the Ptolemaic period Seth in oases is represented only as falconheaded god. The name of Seth is write as i %(w)tX without Seth animal appears in the hieroglyphs. During the XXV Dynasty the iconography of Seth in Dakhleh underwent some changes as a result of official policy in the Nile Valley. The Seth animal no longer used, neither as a hieroglyph nor in the iconography of the god.

Текст научной работы на тему «О некоторых аспектах почитания Сета в оазисах (на примере "Малой стелы из Дахлы")»

Вестник Томского государственного университета. История. 2019. № 58

УДК 94(32).04

DOI: 10.17223/19988613/58/21

К.Ф. Карлова

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ПОЧИТАНИЯ СЕТА В ОАЗИСАХ (НА ПРИМЕРЕ «МАЛОЙ СТЕЛЫ ИЗ ДАХЛЫ»)

Статья посвящена некоторым аспектам бытования образа Сета в оазисах на примере так называемой «Малой стелы из Дахлы» (Музей Ашмолиан, № 1894.107.Ь), датирующейся III Переходным периодом. Автор рассматривает трансформацию, которая произошла в образе Сета в оазисах. Изображение Сета на стеле нетипично - здесь изображен Сет (Сутех) с головой сокола, на которой помещен солнечный диск, что связано с эволюцией его образа, начавшейся с периода Нового царства. Ключевые слова: Сет; стела; оазисы; Дахла; сокологоловый; солнечный диск.

Период процветания и развития культа бога Сета в эпоху Нового царства сменился его упадком, начавшимся в III Переходный период. Формирование образа Сета с этого времени во многом определялось локальными особенностями территории страны. В этот период внутри Египта образ Сета был полностью демони-зирован и его культ перестал развиваться. Основными причинами, послужившими поводом негативного восприятия образа Сета после периода Нового царства, стали отождествление с Сетом иноземных завоевателей Египта и отрицательная роль Сета в мифе об Осирисе [1. P. 141-151; 2. P. 59-68; 3. P. 19-40; 4. P. 396-430]. Но в оазисах Западной пустыни Дахла (Dzdz) [5. P. 976-979; 6] и Харга (Knmt) [5. P. 907-910; 6] он продолжал свое развитие, претерпевая определенную трансформацию. Ее черты прослеживаются, начиная с III Переходного периода, на протяжении которого главным центром почитания Сета являлся город Мут (Мут эль-Хараб) - столица оазиса Дахла с периода Нового царства. Его древнегреческое обозначение звучит как Мю01^, а древнеегипетское название точно не установлено [6. S. 189-190]. В период Нового царства Мут эль-Хараб развивался достаточно интенсивно [7]. Здесь находился посвященный Сету храм, который, возможно, являлся важнейшим культовым местом этого оазиса [8. P. 35; 9. P. 158]. Как можно установить по фрагментам храмовых рельефов Тутмоса III, Хоремхеба и династии Рамессидов, а также по другим материальным свидетельствам, храм существовал уже в период Нового царства [10. P. 3-6]. В III Переходный период храм продолжал функционировать и был дополнен новыми декоративными элементами [Ibid. P. 4-6]. Что касается культа Сета, то имеются свидетельства, доказывающие попытки вычеркивания имени Сета путем замены на имена других богов уже в Поздний период [Ibid. P. 5].

К памятникам, отражающим высокую степень почитания Сета в оазисе Дахла, относится так называемая «Малая стела из Дахлы» - иератическая стела периода XXV династии (времени правления фараона Пианхи (рис. 1) [11. P. 165-172], которая содержит сообщение оракула Сета во время 10-го дня 3-го месяца на 24-м году правления Пианхи. В верхнем регистре стелы помещено изображение Сета с головой сокола и с уреем на лбу.

Над головой Сета изображен солнечный диск, в руках он держит скипетр-wAs. Слева от Сета стоит божество, которое невозможно идентифицировать из-за повреждений стелы, но предположительно это может быть Амон-Ра, о котором также упоминается в тексте стелы. Справа от Сета стоит даритель, подносящий Сету цветы и благоуханную воду. Текст стелы сообщает, что некто Та-биа, сын Паи (PAy), состоящий на служебной должности, совершает ежедневные подношения пяти хлебов в честь своего отца. Это подношение от его имени выполняет жрец, сын Анх-хор (rnh-Hrw). Сет наделяется следующими эпитетами: Swth rA phty zA Nwt - «Сет, великий силой, сын Нут».

«Малая стела из Дахлы» является очень показательным памятником, который демонстрирует, какие изменения стали происходить в развитии образа Сета начиная с III Переходного периода. Содержание стелы интересно прежде всего тем, что отражает почитание двух богов - не только Сета, но и Амона-Ра, о котором в тексте стелы упоминается несколько раз как о чтимом боге. Амон, равно как и Сет, являлся очень значимым божеством в оазисах - в Сиве и Бахарии он почитался как верховный бог [12. P. 423-425], в Дахле наряду с Сетом являлся одним из верховных богов [12. P. 435-437], а храм в Хибисе, в оазисе Харга, был посвящен непосредственно ему. Характерно, что это не первый памятник, где Сет и Амон (или Амон-Ра) оказываются связанными. В храме Сета в Омбосе [13. Pl. LXXIX] времени Нового царства, частично реконструированном при Рамсесе III, жрец Усер-хат (Wsr-hAr-t) добавил дверную перемычку, на которой изображены Амон и Сет, сидящие спинами друг к другу, причем Сет изображен в двойной короне Верхнего и Нижнего Египта. Над ними помещено изображение крылатого солнечного диска, а под ними - изображение переплетенных нильских растений. Надпись с левой стороны: «[...] в Карнаке для ка этого, жреца Сета, Усер-хата, праведного голосом.» ([...] m Ipt n kA pn hm ntr n Sth Wsr-hAt mAr hrw...). Надпись с правой стороны: «Сет Омбосский, владыка Верхнего Египта, бог великий, владыка неба, чадо прекрасное Ра. Дает восхваление ка твоему, Сет великий силой.» (Sth nbwty nb SmAw ntr 4 nb pt sfy nfr rr rdi iAw n kA.k Sth 4 phty.). Таким образом, связь Сета с Амоном объясняется их

статусом государственных богов в период Нового царства. В оазисах эта связь сохраняла актуальность вплоть до греко-римского периода.

Другой памятник, где сообщается о наличии культа Амона-Ра и Сета, но уже в оазисе Харга, происходит предположительно из Фив. Это кубическая статуя, датирующаяся временем от Позднего периода до раннепто-лемеевского периода [14. Р.158-160]. Владелец статуи -Па-ди-имен-неб-несут-тауи (PA-dí-^mn-nb-nswt-tAwy), который в числе прочего являлся жрецом Амона-Ра Южного (кт(-п{г) 1тп-Ягт-№-п{гм) и Сета - жрец Сета в южных оазисах (кт-п{г п Swth п и жрец

жезла Сета (кт-п{г п р(А) mdw п Swth) в южном оазисе. Примечательно, что владелец статуи относился к фи-ванскому жречеству, как об этом сообщают надписи

на статуе, и занимался административными вопросами в качестве писца Амона (и 1тп), писца казны (и рг-М) и царского счетного писца в южном оазисе, в Хибисе (whAt-гsyt НЬ), т.е. в оазисе Харга. Как отмечает Д. Клотц, наличие таких титулов у одного лица подтверждает существование тесных экономических связей между Фивами и оазисом Харга, которые были засвидетельствованы в период от XXX династии до раннептоле-меевского времени [15. Р. 901-909]. Владелец статуи руководил хозяйственной деятельностью в оазисах, служа в качестве храмового писца Амона в Карнаке, и в то же время являлся жрецом Сета. Это свидетельствует о том, что культ Сета в оазисах имел официальный статус, в отличие от того процесса по вымещению его культа, который происходил в государстве.

Рис. 1. «Малая стела из Дахлы»

Однако определенная трансформация культа Сета все же происходит, и это выражается в первую очередь в изменениях его иконографии, поскольку изображение на «Малой стеле из Дахлы» не совсем типично - помимо того что Сет изображается с головой сокола, над ним помещен солнечный диск, что указывает на связь Сета с солнечным культом. Эта связь не является случайной и получает особенное развитие в период Нового царства. Ближайшей иконографической аналогией является антропоморфное изображение Сета с солнечным диском на голове, помещенное на колонне, относящейся к гелиопольскому храму времени правления Мернептаха, фараона XIX династии [16. P. 84]. Фараон подносит Сету две вазы-nw. Сет держит в руках хопеш и скипетр-wAb, его эпитет - владыка XIX нома WAbwy. Главная особенность этого изображения Сета, как и в случае со стелой из Дахлы, - помещение солнечного диска на его голове. Такая связь Сета с солнцем может объясняться особенностями развития его образа в период, предшествовавший эпохе Нового царства. Э. эль-Банна полагает, что распространение культа Сета в северовосточной Дельте стало возможным после экспансии гиксосов, среди которых Сет пользовался особым почитанием [Ibid. P. 83]. Однако о возможном наличии культа Сета до прихода гиксосов может свидетельствовать упоминание храма Сета в Гелиополе. От периода Среднего царства известен скарабей принца Ни-маат-ра (Ny-mArt-R*), на котором помещена следующая надпись: «Князь Гелиополя, Ни-маат-ра, в храме Сета» (HAty-r n Iwnw Ny-mArt-Rr m hwt-rAt Sth) [Ibid. P. 84]. Другое упоминание о храме Сета в Гелиополе относится к периоду Нового царства. В надписи на кубической статуе Хапи-ха (Hrpy-hF) говорится: «.для ка, посвященного в тайны Гелиополя, надзирателя дома Ра, писца жертвенного стола, владыки обеих земель, жреца Хапи-ха, сына Неб-хотепа в доме Сета в (?) Гелиополе» (...n kA n sntr hry sstA n Iwnw imy-r pr Rr-sS wdhw n nb tAyw hm-ntr Hrpy-hF zA Nbw htp n pr Sth m (?) Iwnw) [17. P. 41:4].

Связь Сета с солнцем выражается также в том, что на стеле он изображен с головой сокола. До этого Сет в антропоморфном облике и с головой сокола изображался только однажды - на фаянсовой печати времени Нового царства, где он в двойной короне стоит в паре с Хором, также увенчанным двойной короной [18. P. 40-41]. Оба божества заключены в картуш и стоят на знаке золота - nbw. Однако это не изображение на памятнике, а третье имя-титул, так называемое «золотое» имя египетского царя, поэтому изображение на стеле из Дахлы все же можно считать первым памятником, изображающим Сета с соколиной головой. Окончательная трансформация Сета в сокологолового бога на памятниках из оазисов происходит при XXVII династии. На рельефе из храма Хибиса в оазисе Харга времени правления Дария I [19. Pl. 43, 77:b ] изображен сокологоловый Сет в двойной короне, в килте sndyt и с двумя крыльями, пронзающий копьем Апопа. Надпись, сопровождающая изображение, следующая: «Произнесение слов Сутехом, богом, великим силой, богом великим, находящимся в Хибисе. Сделал он даяние жизни подобно Ра, навечно» (dd mdw n Swth ntr rA phty ntr rA hr-ib Hbt ir.n.f di rnh mi Rr dd). Начиная с конца

III Переходного периода и вплоть до греко-римского времени в оазисах Сет изображается с соколиной головой [20. P. 64]. Его культ по-прежнему сохраняет свое значение, но при этом «Сетово» животное оказывается окончательно вытесненным из оформления памятников. Кроме того, на всех рассмотренных памятниках, связанных с оазисами, имя Сета выписывается

как Т S(w)th в алфавитной форме, без детерминатива «Сетова» животного, которое присутствовало в написании имени Сета на более ранних памятниках, происходящих из оазисов. В основе вымещения животного Сета из изобразительной программы памятников могут лежать две причины, которые и обусловливали развитие образа Сета в указанное время. С одной стороны, происходила негативизация образа Сета, что вызывало изменение его статуса и приводило к запрету на изображение «Сетова» животного и попыткам избежать прямого написания имени Сета. Так, на победной стеле Пианхи Сет упоминается в положительной коннотации, но не прямо, а как сын Нут. Употребление эпитета zA Nwt не является случайным, а связано с его применением к Сету в период Нового царства: «.сын Нут, дает он тебе руки свои» (. zA Nwt di.f n.k ry.f) [21. S. 24:79]. В письменных источниках Позднего периода образ Сета демонизируется, а сам Сет подвергается воздействию различных магических практик. Это прежде всего такие тексты, как «Книга победы над Сетом» и «Книга отражения зла», и тексты, содержащие описание так называемого «ритуала четырех шаров» [22; 23. P. 349-399; 24; 25]. С другой стороны, параллельно с процессом демонизации образа Сета актуализировалось представление о нем как об одном из двух богов-покровителей царской власти, имеющим, наряду с Хором, соколиную природу.

В оазисах утвердилась особая традиция почитания Сета как Сутеха. Сама форма написания имени S(w)th получила распространение с периода Нового царства как локальная (нижнеегипетская) форма почитания Сета [1. P. 2-3]. Традиционными эпитетами Сета в период Нового царства стали: ntr rA («бог великий»), rA phty («великий силой»), nb pt («владыка неба»). Особое значение в контексте возвышения культа Сета приобретает эпитет ntr rA - «бог великий», который может употребляться по отношению к разным богам, но с древности связывался прежде всего с солнцем, что подчеркивает первоначальное употребление этого термина наряду с эпитетом nb pt - «владыка неба» [26. P. 7]. Особое внимание стоит обратить на то, в какой форме выражается почитание Сета на «Стеле 400-го года» - памятнике Рамессидов, избравших Сета своим богом-покровителем: «.царя Верхнего и Нижнего Египта, великого силой, сына Ра, любимого его, Омбосского, любимого Ра-Хорахте, да существует вечно-вековечно.. .Сутех, сын Нут, великий силой в ладье миллионов лет, повергающий врагов перед ладьей Ра, великий ревом.» (...nsw-bity Swth rA phty zA Rr mry.f nbty mry Rr-Hrw Ahty wnn.f r nhh dt... Swth zA Nwt rA phty m wiA n hhw hr hfty m-hAt wiA n Rr rA hmhmt...) [27. P. 288: 6-7, 9-10]. С помощью эпитетов подчеркивается природа Сета (Сутеха) как бога-покровителя

царской власти и владыки Египта, который получает эту власть через свою связь с солнечным богом или посредством уподобления ему.

Таким образом, та форма, в которой выражается почитание Сета на «Малой стеле из Дахлы», демонстрирует проявление ипостаси его образа как солнечного бога. Это связано с той значимой ролью, которую приобрел культ Сета в эпоху Нового царства. В условиях негативизации образа Сета эта базовая ипостась оказалась затененной, но не забытой. В рамках культовой традиции оазисов происходит трансформация мотива связи Сета с солнцем, в ходе которой Сет как защитник Ра и покровитель царской власти приобрета-

ет Хоровы черты. Однако образ Сета был многоаспектным, и его иконографическое тождество с Хором объясняется представлением о нем как о крылатом боге неба и солнца, парным Хору. Эти качества Сета могли актуализироваться в определенные периоды египетской истории и способствовать процветанию его культа в оазисах в поздний период египетской истории, независимо от процесса демонизации его образа в официальной идеологии. По-видимому, такое разграничение двух ипостасей одного бога было необходимо ввиду укорененности традиции почитания культа Сета в Дахле и Харге и могло поддерживаться на государственном уровне.

ЛИТЕРАТУРА

1. Velde te H. Seth, God of Confusion. Leiden : Brill, 1967. XI + 168 p.

2. Soukiassian G. Une étape de la proscription de Seth // Göttinger Miszellen. 1981. Hf. 44. S. 59-68.

3. Fabre D. Le dieu Seth. De la fin du Nouvel Empire à l'époque gréco-romaine. Entre mythe et histoire // Egypte, Afrique & Orient. 2001. № 22. P. 19-40.

4. Smith M. The Reign of Seth: Egyptian Perspectives from the First Millennium B C E // Egypt in Transition: Social and Religious Development of

Egypt in the First Millennium B C E / L. Bares, F. Coppens, K. Smolârikovâ, eds. Prague : Czech Institute of Egyptology, Charles University in Prague, 2010. P. 396-430.

5. Porter B., Moss R.L.B. Topographical bibliography of Ancient Egyptian Hierogliphyc Texts, Reliefs and Paintings. Oxford : At the Clarendon press,

1995. Vol. VII: Nubia, the Deserts, and Outside Egypt. 453 p.

6. Wagner G. Les oasis d'Égypte à l'époque grecque, romaine et byzantine d'après les documents grecs (recherches de papyrologie et d'épigraphie

grecques) I. Le Caire : Bibliothèque d'Études, 1987. XXVI + 434 p.

7. Hope C.A., Caper O.E. Egyptian Interest in the Oases in the New Kingdom and a New Stela for Seth from Mut el-Kharab // Ramesside Studies in

Honour of K. A. Kitchen / M. Collier, S. Snape, eds. Bolton : Rutherford, 2010. P. 219-236.

8. Hope C.A. Egypt and Libya: The excavation at Mut el-Kharab in Egypt's Dakhleh Oasis // The Artefact: the Journal of the Archaeological and

Anthropological Society of Victoria. 2001. Vol. 24. P. 29-46.

9. Kaper O.E. Epigraphic Evidence from the Dakhleh Oasis in the Lybian period // The Libyan Period in Egypt, Historical and Cultural Studies into the

21st-24th Dynasties : Proceedings of a Conference at Leiden University, 25-27. October 2007 (Egyptologische Uitgaven 23) / G.P.F. Broekman, R.J. Demarée, O.E. Kaper, eds. Leiden : Netherlands Institute for the Near East and Louvian - Peeters Publishers, 2009. P. 149-159.

10.Hope C.A. Mut el-Kharab: Seth's city in Dakhleh Oasis // Egyptian Archaeology: the Bulletin of the Egypt Exploration Society. 2005. Vol. 27. P. 3-6.

11. Janssen J.J. The Smaller Dakhla Stela (Ashmolean Museum no. 1894.107b) // The Journal of Egyptian Archaeology. 1968. Vol. 54. P. 165-172.

12. Guermeur I. Les cultes d'Amon hors de Thèbes: recherches de géographie religieuse. Brepols : Brepols Publishers, 2005. XI + 664 p. XXI pl.

13. Petrie W.M.F., Quibell J.E. Naqada and Ballas. London : British School of Archaeology in Egypt, 1895. X +71p. LXXXVI pl.

14. Klotz D. A Theban Devotee of Seth from the Late Period - Now Missing: Hannover, Ex-Museum August Kestner, Inv. S. 0366 // Studien zur altägyptischen Kultur. 2013. Bd. 42. S. 155-180.

15. Klotz D. Administration of the Deserts and Oases: first millennium B.C.E. // Ancient Egyptian Administration (HdO 104) / J.C. Moreno Garcia, ed. Boston and Leiden : Brill, 2013. P. 901-909.

16. Banna el E. À propos de quelques cultes peu connus à Héliopolis // Annales du Service des Antiquités de l'Égypte. 1993. N° 72. P. 83-94.

17. Bergmann E. Inedirte inschriftliche Denkmäler der kaiserlichen Sammlung in Wien // Zeitschrift für ägyptische Sprache und Altertumskunde. 1882. Bd. 20. S. 36-43.

18. Rinsveld van B. Goden en godinnen van het Oude Egypte - Dieux et déesses de l'Ancienne Égypte. Bruxelles : Koninklijke Musea voor Kunst en Geschiedenis, 1994. 63 p.

19.Davies N. de G. The Temple of Hibis in Khargeh Oasis. Pt. III. The Decoration. New-York : The Metropolitan Museum of Art, 1953. XI + 36 p. 80 pl.

20. Kaper O.E. Temples and Gods in Roman Dakhleh: Studies in the Indigenous Cults of an Egyptian Oasis. Ph.D. Groningen : University of Groningen, 1997. 216 p.

21. Schäfer H. Urkunden der älteren Äthiopenkönige. Leipzig : J.C. Hinrichs., 1905. Heft 1: Urkunden des ägyptischen Altertums III. 152 S.

22. Schott S. Urkunden mythologischen Inhalts. Leipzig : J.C.Hinrichs, 1939. Heft 1: Urkunden des ägyptischen Altertums VI. 144 S.

23. Goyon J.-C. Textes mythologiques II. Les révélations du mystère des quatre boules // Bulletin de l'Institut français d'archéologie orientale. 1975. № 75. P. 349-399.

24. Altmann V. Die Kultfrevel des Seth. Die Gefährdung der göttlichen Ordnung in zwei Vernichtungsritualen der ägyptischen Spätzeit (Urk.VI) Wiesbaden : Harrasowitz Verlag, 2010. XIV + 227 S. (Studien zur spätägyptischen Religion 1).

25. Fiedler N. Sprüche gegen Seth. Bemerkungen zu drei späten Tempelritualen. Ph.D. Heidelberg : Universität Heidelberg, 2011. 498 S. URL: http://www.ub.uni-heidelberg.de/archiv/13643

26. Берлев О.Д. Два царя - два солнца: к мировоззрению древних египтян // Discovering Egypt from the Neva: the egyptological legacy of Oleg D. Berlev / S. Quirke, ed. Berlin : Achet-Verlag, 2003. P. 1-18

27. Kitchen K.A. Ramesside Inscriptions. Oxford : B.H. Blackwell LTD, 1971. Vol. 2. XXXII + 928 p.

Karlova Ksenia F. Moscow State Regional University (Moscow, Russia); Institute of Oriental Studies, Russian Academy of Sciences (Moscow, Russia). E-mail: [email protected]

ON SOME ASPECTS OF THE VENERATION OF SETH IN THE OASES (ON THE EXAMPLE OF THE SMALLER DÂKHLA STELA)

Keywords: Seth; stela; oases; Dakhla; falcon-headed; sun-disk.

The article is devoted to some aspects of the image of Seth in the oases on the example of the smaller dâkhla stela (Ashmolean museum no. 1894.107b) dating from the Third Intermediate Period (XXV Dynasty). The text of stela informs that a certain official in the oases, called Ta-bia (TA-biA), donated in a temple a daily offering of five breads in favour of his father. In this top register, on the left, is a representation of the falcon-headed god Setekh with a sun-disk on his head. In front of him are the words: Swth rA phty zA Nwt - «Utterance by

Setekh, great of strength, the son of Nut». Seth (Setekh) is here a principal god, because he was the lord of the oases. The image of Seth on the stela is untypical - he is represented as the falcon-headed god with a sun-disk. This unusual image of Seth is associated with the evolution of his image since the New Kingdom. The closest iconographic analogy is the anthropomorphic image of Seth with a sun-disk on his head that placed on a column of temple of Heliopolis of the reign of Merneptah, the pharaoh of the XIX dynasty. This connection between Seth and sun can be explained by the existence of Set's cult in Heliopolis. This is evidenced by a scarab of Ny-maat-ra (Ny-mArt-Rr) (Middle Kingdom) and cube statue of Hapi-ha (Hrpy-hr) (New Kingdom) where is mentioned the temple of Seth in Heliopolis. The image on the dâkhla stela can be considered also as the first monument where is depicted a falcon-headed Seth. Until then falcon-headed Seth was depicted only once - on the faience seal of the time of the New Kingdom, where Seth in a double crown stands paired with Horus, also crowned with a double crown. But this is not an image on the monument, but the third name-title, the so-called «Golden» name of the egyptian king. From the early dynastic period Seth was a patron of king's power what made him a p air of Horus. Through this connection with Horus and the royal power, Seth could be given the falcon features. The final transformation of Seth into a falcon-headed god on monuments from oases take place during the XXVII dynasty. On the relief from the temple of Hibis in the oasis of Kharga (XXVII Dynasty) Seth appears with falcon's head in a double crown and with two wings. He wields a spear against serpent Appophis. At the end of the Third intermediate period and until the Ptolemaic period Seth in oases is represented only as falcon-

headed god. The name of Seth is write as i û S(w)th without Seth animal appears in the hieroglyphs. During the XXV Dynasty the iconography of Seth in Dakhleh underwent some changes as a result of official policy in the Nile Valley. The Seth animal no longer used, neither as a hieroglyph nor in the iconography of the god.

REFERENCES

1. Velde, te H. (1967) Seth, God of Confusion. Leiden: Brill.

2. Soukiassian, G. (1981) Une étape de la proscription de Seth. Göttinger: Miszellen. pp. 59-68.

3. Fabre, D. (2001) Le dieu Seth. De la fin du Nouvel Empire à l'époque gréco-romaine. Entre mythe et histoire. Egypte, Afrique & Orient. 22. pp. 19-40.

4. Smith, M. (2010) The Reign of Seth: Egyptian Perspectives from the First Millennium BCE. In: Bares, L., Coppens, F. & Smolârikovâ, K. (eds) Egypt

in Transition: Social and Religious Development of Egypt in the First Millennium BCE. Prague: Czech Institute of Egyptology, Charles University in Prague. pp. 396-430.

5. Porter, B. & Moss, R.L. (1972) Topographical bibliography of Ancient Egyptian Hierogliphyc Texts, Reliefs and Paintings. Vol. VII. Oxford: Clarendon

Press.

6. Wagner, G. (1987) Les oasis d'Egypte à l'époque grecque, romaine et byzantine d'après les documents grecs (recherches de papyrologie et d'épigraphie

grecques). Le Caire: Bibliothèque d'Études.

7. Hope, C.A. & Caper, O.E. (2010) Egyptian Interest in the Oases in the New Kingdom and a New Stela for Seth from Mut el-Kharab. In: Collier, M. &

Snape, S. (eds) Ramesside Studies in Honour of K.A. Kitchen. Bolton: Rutherford. pp. 219-236.

8. Hope, C.A. (2001) Egypt and Libya: The excavation at Mut el-Kharab in Egypt's Dakhleh Oasis. The Artefact. The Journal of the Archaeological and

Anthropological Society of Victoria. 24. pp. 35.

9. Kaper, O. E. (2009) Epigraphic Evidence from the Dakhleh Oasis in the Lybian period. In: Broekman, G.P.F., Demarée, R.J. & Kaper, O.E. (eds) The

Libyan Period in Egypt, Historical and Cultural Studies into the 21st - 24th Dynastie. Leiden: Netherlands Institute for the Near East and Louvian -Peeters Publishers. pp. 149-159.

10. Hope, C.A. (2005) Mut el-Kharab: Seth's city in Dakhleh Oasis. Egyptian archaeology: The Bulletin of the Egypt Exploration Society. 27. pp. 3-6.

11. Janssen, J.J. (1968) The Smaller Dakhla Stela. The Journal of Egyptian Archaeology. 54. pp. 165-172.

12. Guermeur, I. (2005) Les cultes d'Amon hors de Thèbes: recherches de géographie religieuse. Brepols: Brepols Publishers.

13. Petrie, W.M.F. & Quibell, J.E. (1895) Naqada andBallas. London: British School of Archaeology in Egypt.

14. Klotz, D. (2013) A Theban Devotee of Seth from the Late Period - Now Missing. Hannover, Ex-Museum August Kestner, Inv. S. 0366. Studien zur altägyptischen Kultur. 42. pp. 155-180.

15. Klotz, D. (2013) Administration of the Deserts and Oases: first millennium B.C.E. In: Moreno Garcia, J.C. (ed.) Ancient Egyptian Administration

(HdO 104). Boston and Leiden: Brill. pp. 901-909.

16. Banna, el E. (1993) À propos de quelques cultes peu connus à Héliopolis. Annales du Service des Antiquités de l'Egypte. 72. pp. 83-94.

17. Bergmann, E. (1882) Inedirte inschriftliche Denkmäler der kaiserlichen Sammlung in Wien. Zeitschrift für ägyptische Sprache und Altertumskunde. 20. pp. 36-43.

18. Rinsveld, van B. (1994) Goden en godinnen van het Oude Egypte - Dieux et déesses de l'Ancienne Egypte. Bruxelles: Koninklijke Musea voor Kunst en Geschiedenis.

19. Davies, N. de G. (1953) The Temple of Hibis inKhargeh Oasis. Pt. III. New-York: The Metropolitan Museum of Art.

20. Kaper, O.E. (1997) Temples and Gods in Roman Dakhleh: Studies in the Indigenous Cults of an Egyptian Oasis. Ph.D. Groningen: University of Groningen.

21. Schäfer, H. (1905) Urkunden der älteren Äthiopenkönige. Heft 1. Leipzig: J.C. Hinrichs.

22. Schott, S. (1939) Urkunden mythologischen Inhalts. Heft 1. Leipzig: J.C.Hinrichs.

23. Goyon, J.-C. (1975) Textes mythologiques II. Les révélations du mystère des quatre boules. Bulletin de l'Institut français d'archéologie orientale. 75. pp. 349-399.

24. Altmann, V. (2010) Die Kultfrevel des Seth. Die Gefährdung der göttlichen Ordnung in zwei Vernichtungsritualen der ägyptischen Spätzeit (Urk. VI) (Studien zur spätägyptischen Religion 1). Wiesbaden: Harrasowitz Verlag.

25. Fiedler, N. (2011) Sprüche gegen Seth. Bemerkungen zu drei späten Tempelritualen. Ph.D. Heidelberg: Universität Heidelberg. [Online] Available from: http://www.ub.uni-heidelberg.de/archiv/13643. (Accessed: 23rd September 2018).

26. Berlev, O.D. (2003) Dva tsarya - dva solntsa: k mirovozzreniyu drevnikh yegiptyan [Two kings - two suns: to the worldview of the ancient Egyptians]. In: Quirke, S. (ed.) Discovering Egypt from the Neva: the egyptological legacy. Berlin: Achet-Verlag. pp. 1-18.

27. Kitchen, K.A (1971). Ramesside inscriptions. Vol. 2. Oxford: B.H. Blackwell LTD.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.