Научная статья на тему 'О некоторых аспектах организации деятельности органов внутренних дел'

О некоторых аспектах организации деятельности органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
253
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ВНЕШНЕОРГАНИЗАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ВНУТРИОРГАНИЗАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ADMINISTRATIVE LEGAL REGIME / INTERACTION / LAW-ENFORCEMENT BODIES / EXTERNAL ORGANIZATIONAL INTERACTION / INNER ORGANIZATIONAL INTERACTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Белоконь Анна Викторовна

Раскрываются формы взаимодействия органов внутренних дел в процессе оперативно-служебной деятельности. Исследуется структура внутриорганизационного и внешнеорганизационного взаимодействия органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Белоконь Анна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About some aspects of organization of activities of law-enforcement bodies

Forms of interaction of law-enforcement bodies in process of operative and office activity reveal. The structure of inner organizational and external organizational interaction of law-enforcement bodies is investigated.

Текст научной работы на тему «О некоторых аспектах организации деятельности органов внутренних дел»

Белоконь Анна Викторовна

кандидат юридических наук,

ведущий научный сотрудник филиала ВНИИ МВД России по Южному федеральному округу (e-mail: avbelokon@rambler.ru)

О некоторых аспектах организации деятельности органов внутренних дел

Раскрываются формы взаимодействия органов внутренних дел в процессе оперативно-служебной деятельности. Исследуется структура внутриорганизационного и внешнеорганизационного взаимодействия органов внутренних дел.

Ключевые слова: административно-правовой режим, взаимодействие, внешнеорганизационное взаимодействие, внутриорганизационное взаимодействие, органы внутренних дел.

A.V. Belokon, Master of Law, Leading Researcher of the National Research Institute of the Ministry of the Interior of Russia across the Southern Federal District; e-mail: avbelokon@rambler.ru About some aspects of organization of activities of law-enforcement bodies Forms of interaction of law-enforcement bodies in process of operative and office activity reveal. The structure of inner organizational and external organizational interaction of law-enforcement bodies is investigated.

Key words: administrative legal regime, interaction, external organizational interaction, inner organizational interaction, law-enforcement bodies.

Содержание внутриорганизационной деятельности органов внутренних дел заключается в осуществлении ими комплекса управленческих функций, которые направлены на обеспечение эффективного и качественного выполнения возложенных на них задач, для чего должны быть реализованы следующие управленческие функции: анализ и оценка оперативной обстановки (информационно-аналитическая работа); планирование работы и принятие других (кроме планов) управленческих решений; доведение управленческих решений до исполнителей, организационное и материально-техническое обеспечение их деятельности; организация взаимодействия между аппаратами и подразделениями органов внутренних дел; организация взаимодействия органов внутренних дел с государственными органами и общественными организациями, участвующими в обеспечении правопорядка; контроль и проверка исполнения управленческих решений; организация внедрения передового опыта; работа с кадрами; учет и отчетность, оценка эффективности и качества работы.

Для обеспечения эффективности управленческого процесса орган управления должен быть постоянно информирован о состоянии управляемого объекта, его соответствии тем параметрам, которые заданы нормотворче-

ским органом. Информация должна носить конкретный характер, ее объем не может превышать компетенцию органа управления. Информация, поступающая в орган управления, должна быть отработана, проанализирована, изложена в соответствующей форме, только тогда по ней может быть принято квалифицированное управленческое решение субъектом управления. Таким образом, для устойчивого функционирования системы управления необходимо, чтобы были реализованы следующие функции в отношении информации об управляемом объекте: сбор информации о параметрах функционирования управляемой социальной системы; передача информации в органы управления, доклад ее в установленной форме; анализ информации в органе управления, доклад ее в установленных формах; выработка соответствующих управленческих решений; направление управленческих решений в управляемый объект; организация контроля субъектом управления за исполнением принятых решений.

Совершенствование организации деятельности органов внутренних дел немыслимо без информационного обеспечения процесса управления, т.к. руководителю нужна постоянная информация об организации и функционировании управляемой системы.

252

Весь смысл информационного обеспечения работы органа внутренних дел состоит в том, чтобы из общей совокупности информации с учетом ее источника, сложившейся периодичности поступления отобрать только те сведения, которые ему необходимы и достаточны для выполнения своих функций.

Одним из основных организационных аспектов информационного обеспечения деятельности органов внутренних дел является получение полной и исчерпывающей информации о подконтрольных объектах. Процесс информационного обеспечения деятельности органов внутренних дел полагаем целесообразным рассмотреть на примере использования Программного комплекса оформления дорожно-транспортных пришествий на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В 2011 г. в ходе реформирования органов внутренних дел в соответствии с Указом Президента РФ от 18 февраля 2010 г. № 208 (в редакции от 01.03.2011) «О некоторых мерах по реформированию Министерства внутренних дел Российской Федерации» и с целью реализации задач, определенных Федеральным законом «О полиции», Госавтоинспекция ГУ МВД по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области претерпела сокращение численности личного состава на 33%, что значительно осложнило ситуацию с оформлением дорожно-транспортных происшествий на территории региона.

Оформление дорожно-транспортных происшествий (за исключением случаев, где ущерб составляет менее 25 тыс. рублей) напрямую связано с участием сотрудников ДПС ГИБДД, а временные затраты на оформление одного ДТП (дорожно-транспортное происшествие) составляют в среднем от 1,5 до 6 часов и более (в зависимости от количества участников ДТП, количества пострадавших, погибших, времени суток, погодных условий и т.д.).

По прибытии на место ДТП сотрудник ДПС должен:

квалифицировать ДТП по признаку наличия пострадавших либо причинение материального ущерба с последующей его квалификацией (столкновение, опрокидывание, наезд на стоящее транспортное средство, наезд на препятствие, наезд на пешехода, наезд на велосипедиста, наезд на гужевой транспорт, падение пассажира, наезд на животное, иной вид ДТП);

определить состав участников ДТП: пешеход, пассажир, ТС (грузовой автомобиль, легковой автомобиль, автобус, спецтехника, мототранспорт, прочие типы ТС), иной участник;

определить место ДТП; осуществить фотографирование места ДТП; подготовить схему ДТП; осуществить регистрацию участников ДТП -должны быть сформированы регистрационные данные: ФИО, документ, удостоверяющий личность (наименование, серия, номер, дата выдачи), адрес проживания, адрес регистрации, место работы, телефон, государственный регистрационный знак ТС, номер водительского удостоверения;

осуществить регистрацию свидетелей ДТП -должны быть зарегистрированы установочные данные физических лиц: ФИО, документ (наименование, серия, номер, дата выдачи), удостоверяющий личность, адрес проживания, адрес регистрации, место работы;

зафиксировать обстоятельства ДТП для составления необходимых документов (вид покрытия, состояние проезжей части, погодные условия, освещение, время суток, недостатки эксплуатационного состояния транспорта, способствующие совершению ДТП, повреждения ТС); сформировать комплект материалов:

1) по ДТП без пострадавших: определение о возбуждении дела об административном правонарушении, справка по дорожно-транспортному происшествию, регистрационный №_,

справка о дорожно-транспортном происшествии (прил. к приказу МВД России от 1 апреля 2011 г. № 154), протокол об административном нарушении, постановление по делу об административном правонарушении либо определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, схему места совершения административного правонарушения и объяснения участников ДТП;

2) по ДТП с пострадавшими: протокол осмотра места совершения административного правонарушения, определение о возбуждении дела об административном правонарушении, справка по дорожно-транспортному происшествию, регистрационный №_, справка о дорожно-транспортном происшествии (прил. к приказу МВД России от 1 апреля 2011 г. № 154), протокол об административном нарушении, постановление по делу об административном правонарушении либо определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, схему места совершения административного правонарушения и объяснения участников ДТП.

Выполнение всех перечисленных процедур усугубляется дорожно-транспортной обстановкой в часы пик, а также в часы концентрации дорожно-транспортных происшествий (утрен-

253

ние и вечерние, когда значительно увеличивается плотность транспортных потоков как в городе, так и в области), удаленностью мест ДТП от текущего места нахождения наряда ДПС и другими факторами, что приводит к значительному увеличению времени, которое вынуждены затрачивать участники ДТП по не зависящим от них причинам.

Поиск путей выхода из сложившейся ситуации поставил перед Управлением Госавтоинспекции новые задачи по выбору решений, направленных на создание инструмента, позволяющего в данных условиях не только сохранить возможность обеспечения граждан, попавших в ДТП, приемлемыми условиями для их оформления, но и значительно повысить качество оформляемых материалов при сокращении затрачиваемого на это времени.

При подготовке технического задания были учтены требования Кодекса РФ об административных правонарушениях, приказа МВД России от 3 февраля 2009 г. № 185 «Административный регламент по выполнению органами ГИБДД функции по обеспечению безопасности дорожного движения», приказа МВД России от 3 декабря 2007 г. № 1144 «О системе информационного обеспечения подразделений Госавтоинспекции», международной методологии ^М и требований ГОСТ 34.003-90, ГОСТ 34.201-89, ГОСТ 34.601-90, ГОСТ 34.602-89, ГОСТ 34.603-92, РД 50-34.698-90, РД 50-68082, РД 50-682-89.

Для информационного обеспечения программного комплекса оформления дорожно-транспортных происшествий (далее - ПКО ДТП) установлено требование взаимодействия со следующими информационными подсистемами: ИС «Адмпрактика», ИС «Автомобиль», ИС «Розыск», ИС «Водительские удостоверения». ИС «Адмпрактика» является подсистемой ТРИС и формируется на основании данных о выявленных нарушениях правил дорожного движения и вынесенных по ним решениях. ИС «Автомобиль» является подсистемой ТРИС и формируется на основании данных о

зарегистрированных транспортных средствах и их владельцах, поступающих из регистрационных подразделений. ИС «Водительские удостоверения» является самостоятельной ИС и формируется на основании данных о полученных водительских удостоверениях.

ПКО ДТП должен работать совместно с информационными системами УГИБДД и быть сопряжен с ними в соответствии с приказом МВД России № 1144-2007 г.

ПКО ДТП должен состоять из двух сегментов: мобильного и стационарного. Экземпляры мобильного сегмента должны устанавливаться на специализированные мобильные комплексы технических средств (КТС) в автомобилях экипажей ДПС. Стационарный сегмент должен функционировать на стационарном КТС в УГИБДД и обслуживать неограниченное количество экземпляров мобильного сегмента. Специальные требования к конструкции сегментов ПКО ДТП установлены в разделе 3 технического задания.

ПКО ДТП должен представлять собой совокупность следующих взаимодействующих функциональных программных компонентов (далее - ФК): мобильный сегмент - ФК «Регистрационные действия на месте ДТП», ФК «Формирование и печать пакета документов по ДТП»; стационарный сегмент - ФК «Электронное хранилище материалов по ДТП», ФК «Работа с материалами по ДТП в электронном виде», ФК «Прием дополнительных материалов по ДТП».

Оценивая результаты, полученные в ходе опытной эксплуатации ПКО ДТП, полагаем, что использование указанного аппаратно-программного продукта позволит в условиях значительного сокращения кадрового потенциала в ходе реформирования МВД повысить эффективность применения сил и средств Госавтоинспекции по оформлению дорожно-транспортных происшествий на территории региона. ПКО ДТП может быть рекомендован для применения в подразделениях ДПС ГИБДД на территории России.

254

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.