О некоторых аспектах, методологии и подходах к решению проблем защиты населения в свете современных требований
А.В. Шевченко, д.т.н., Научно-технический центр Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия,
С.Д. Виноградов, ЦСИ ГЗ МЧС России
Как известно, современный облик гражданской обороны во многом определяется наличием и состоянием фонда защитных сооружений для защиты работающих смен и населения от опасностей, возникающих в мирное и военное время, а также способностью наращивания защиты при переводе гражданской обороны с мирного на военное время.
Под опасностью понимаются поражающие факторы современных средств поражения (боеприпасов, оружия массового поражения, обычных средств поражения, других видов оружия), применяемых для поражения людей, территорий, а также вторичные факторы, возникающие при разрушении (повреждении) потенциально опасных объектов.
Концептуальные положения по защите населения, материальных и культурных ценностей в военное время сформулированы в Основах единой государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2010 года, разработанных в целях реализации Федерального закона от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне».
В части обеспечения населения защитными сооружениями на гражданскую оборону возлагаются следующие основные задачи.
В мирное время:
поддержание в готовности, модернизация и дальнейшее совершенствование и развитие средств защиты;
планомерное накопление ресурсов, необходимых для выполнения защитных мероприятий в военное время;
создание условий для оперативного развертывания мероприятий по наращиванию фонда защитных сооружений в угрожаемый период.
В период нарастания военной угрозы (угрожаемый период) до объявления мобилизации:
уточнение расчетов укрытия работающих смен и населения, а также материально-технического обеспечения наращивания убежищ и укрытий;
выполнение комплекса спланированных мероприятий, направленных на повышение готовности организаций-исполнителей мобилизационных заданий по строительству защитных сооружений;
перевод предприятий строительной индустрии на выпуск конструкций, деталей и внутреннего оборудования для убежищ и укрытий;
приведение в готовность имеющихся убежищ на закрытых территориях потенциально опасных объектов экономики.
С объявлением мобилизации:
выполнение всего комплекса мероприятий по приведению в готовность имеющихся защитных сооружений;
массовое приспособление и строительство защитных сооружений всех типов, совершенствование системы защитных мероприятий.
В военное время:
обеспечение постоянной готовности системы защитных сооружений к укрытию населения по сигналам гражданской обороны, приему и всестороннему жизнеобеспечению укрываемых;
организация постоянного дежурства формирований по обслуживанию убежищ и укрытий;
оперативное восстановление поврежденных защитных сооружений для повторного использования;
оказание необходимой помощи укрывшимся в защитных сооружениях, проведение при необходимости аварийно-спасательных и других неотложных работ в случаях завалов входов, разрушений и повреждений конструкций и аварий, угрожающих жизни и здоровью укрываемых.
Реализация государственной политики в области защиты населения осуществляется на основе соответствующих законов и нормативных правовых актов через разработку и реализацию планов развития и совершенствования гражданской обороны, оперативных планов гражданской обороны и защиты населения министерств, ведомств и государственных служб Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, предприятий и организаций, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
Полномочия и функции органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области защиты населения определены Федеральным законом «О гражданской обороне», а также дополнениями и изменениями к нему от 2004 года.
Так, федеральные органы исполнительной власти принимают нормативные акты в области защиты населения, требования которых распространяются и доводятся до бюджетных организаций, находящихся в их ведении, осуществляют методическое обеспечение, контроль и всестороннюю помощь подведомственным организациям.
Координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти в области гражданской обороны осуществляет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии с возложенными на него полномочиями.
Изменениями и дополнениями к Федеральному закону «О гражданской обороне» от 2004 г. органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации наделены полномочиями по организации и планированию мероприятий по обеспечению населения защитными сооружениями гражданской обороны. Органы местного самоуправления в пределах муниципальных образований непосредственно проводят эти мероприятия.
Кроме того, на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления возложены полномочия по поддержанию в состоянии готовности к использованию защитных сооружений и других объектов гражданской обороны.
Изменениями к Федеральному закону «О гражданской обороне» также определено, что обеспечение мероприятий по защите населения является расходным обязательством бюджета соответствующего уровня.
Обеспечение мероприятий по защите населения, осуществляемых федеральными органами государственной власти, является расходным обязательством Российской Федерации.
Обеспечение мероприятий регионального уровня по гражданской обороне, защите населения и территорий субъектов Российской Федерации является расходным обязательством субъекта Российской Федерации.
Обеспечение мероприятий местного уровня по гражданской обороне, защите населения и территорий муниципального уровня является расходным обязательством муниципального образования.
Руководители органов исполнительной власти и местного самоуправления несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по инженерной защите населения в соответствии со своими полномочиями и занимаемой должностью.
В соответствии с положениями Основ единой государственной политики, а также принятыми изменениями и дополнениями к Федеральному закону «О гражданской обороне» система мероприятий гражданской обороны по защите населения строится с
учетом обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также всего спектра современных угроз как в военное, так и в мирное время.
При этом защите от опасностей подлежит население на всей территории Российской Федерации с учетом различной интенсивности и избирательности воздействия противника на различные территории и объекты экономики в зависимости от их оборонного и экономического значения.
Проблемы создания фонда защитных сооружений гражданской обороны для населения в современной социально-экономической обстановке решаются в соответствии с «Порядком создания убежищ и иных объектов гражданской обороны», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 года.
Установленный порядок определяет категории населения, подлежащие укрытию в убежищах, - это работники наибольших работающих смен организаций, расположенных в зонах возможных сильных разрушений и продолжающих свою деятельность в военное время, а также работники работающих смен дежурного и линейного персонала организаций, обеспечивающих деятельность городов.
Предусматривается заблаговременное накопление убежищ для работников атомных электростанций и организаций, обеспечивающих функционирование и жизнедеятельность этих станций, нетранспортабельных больных, находящихся в учреждениях здравоохранения, где возможны сильные разрушения, а также обслуживающего этих больных медицинского персонала.
По-новому решается защита населения городов, отнесенных к особой группе по гражданской обороне. Здесь должно быть обеспечено убежищами все трудоспособное население по месту жительства и месту работы.
Для защиты работников и населения территорий, не отнесенных к группам по гражданской обороне, с учетом эвакуируемого в них населения создается фонд противорадиационных укрытий.
Задания по заблаговременному созданию фонда защитных сооружений на потенциально опасных объектах определяются министерствами, ведомствами и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основании предложений этих объектов.
В соответствии с установленным порядком определены задачи всех органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Они, каждый в своих компетенциях, выполняют следующие мероприятия:
определяют потребности в защитных сооружениях; осуществляют контроль за созданием защитных сооружений и поддержанием их в готовности;
ведут учет существующих и создаваемых защитных сооружений.
В качестве путей накопления фонда защитных сооружений в мирное время рекомендуется:
приспособление существующих, реконструируемых и вновь строящихся зданий и сооружений, которые по своему предназначению могут быть использованы для целей защиты людей;
строительство этих объектов.
Наращивание фонда защитных сооружений осуществляется путем: освоения подземного пространства городов для размещения объектов социально-бытового, производственного и хозяйственного назначения с учетом возможности приспособления их для укрытия населения;
постановки на учет и, в случае необходимости, дооборудования имеющихся подвальных и других заглубленных сооружений и помещений наземных зданий и сооружений, метрополитенов, приспособления горных выработок и естественных полостей для защиты населения и материальных средств;
строительства, при необходимом обосновании, заглубленных сооружений
производственного, хозяйственно-бытового и другого назначения на потенциально опасных объектах, приспособленных для защиты людей в чрезвычайных ситуациях;
возведения в угрожаемый период недостающих защитных сооружений с упрощенным внутренним оборудованием и укрытий простейшего типа.
Мероприятия по наращиванию недостающих средств защиты в необходимых объемах в угрожаемый период и в военное время отражаются в соответствующих разделах территориальных, отраслевых и объектовых планов гражданской обороны и защиты населения, а также в планах действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на все: уровнях РСЧС.
Эти планы, как правило, включают:
количество и размещение защитных сооружений на объектах экономики и в жилой зоне;
порядок изготовления конструкций и внутреннего оборудования для защитных сооружений, производства строительно-монтажных и других работ в объемах, обеспечивающих создание необходимого фонда убежищ и укрытий;
порядок приведения в готовность имеющихся и наращивания недостающих защитных сооружений;
приспособление для защиты людей подвальных и других заглубленных сооружений;
строительство укрытий простейшего типа.
Потребность в защитных сооружениях определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для рабочих и служащих подведомственных предприятий, учреждений и организаций и населения, проживающего на данной территории, федеральными органами исполнительной власти - для рабочих и служащих подведомственных им предприятий, учреждений и организаций. Исходя из этих потребностей, по заданиям органов местного самоуправления проектными организациями разрабатываются схемы размещения защитных сооружений в составе проектов (схем) планировки микрорайонов, кварталов в городах, населенных пунктов в сельской местности.
На предприятиях, в учреждениях, организациях, ЖЭКах, ДЕЗах, домоуправлениях разрабатываются схемы привязки укрытий простейшей типа и указания по производству работ для руководителей строительных бригад. В ходе практических мероприятий по подготовке населения к защите от чрезвычайных ситуаций осуществляется опытное приспособление и возведение защитных сооружений.
Установлен также порядок использования защитных сооружений гражданской обороны. В мирное время они могут использоваться для нужд предприятий, учреждений, организаций и обслуживания населения. Предприятия, учреждения и организации, независимо от форм собственности, на балансе которых находятся защитные сооружения гражданской обороны, обеспечивают сохранность конструкций и оборудования, а также поддержание их в состоянии, необходимом для приведения в готовность к приему укрываемых в сроки до 12 часов.
Защитные сооружения на атомных станциях, других потенциально опасных объектах содержатся в постоянной готовности к использованию по прямому назначению. Конкретные нормативы и требования в этом направлении определены строительными нормами и Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденными приказом МЧС России.
В целях выполнения задач по созданию и содержанию защитных сооружений МЧС России и органы управления ГОЧС на местах осуществляют следующие функции:
принимают в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по созданию защитных сооружений и поддержанию их в состоянии постоянной готовности;
участвуют в проведении госэкспертизы проектов строительства, реконструкции и расширения объектов;
организуют согласование типовых и индивидуальных проектов защитных сооружений;
организуют учет существующих и создаваемых объектов;
осуществляют методическое руководство и контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в постоянной готовности.
Исходя из положений Основ единой государственной политики Российской Федерации, изменений и дополнений к Федеральному закону «О гражданской обороне» представляются целесообразными следующие первоочередные мероприятия в целях совершенствования инженерной защиты населения, наращивания фонда защитных сооружений.
Для структурных подразделений МЧС России на федеральном и территориальном уровнях:
уточнить требования к инженерно-техническим мероприятиям гражданской обороны и техническим регламентам в части защитных свойств убежищ и укрытий, их размещения, конструктивных и объемно-планировочных решений, использования для нужд предприятий и обслуживания населения, другие вопросы наращивания фонда защитных сооружений с учетом современного технико-экономического состояния строительной базы и реальных опасностей;
обеспечить методическое руководство и контроль за подготовкой к созданию и наращиванию фонда защитных сооружений в муниципальных образованиях и поддержанием в состоянии готовности к использованию по прямому назначению имеющегося фонда защитных сооружений;
обеспечить экспертизу наиболее перспективных проектов строительства и реконструкции объектов экономики и городского хозяйства на предмет приспособления и использования в качестве убежищ и укрытий, подземных заглубленных помещений, согласование и учет проектов защитных сооружений.
Для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
уточнить потребность в защитных сооружениях гражданской обороны для защиты работающих смен и населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, с учетом рисков чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
уточнить категории и численность населения, подлежащего укрытию в защитных сооружениях гражданской обороны в соответствии с современными требованиями;
определить пути наращивания фонда защитных сооружений в угрожаемый период применительно к местным условиям на основе инвентаризации имеющихся убежищ и укрытий, обследования сооружений подземного пространства городов, подвалов, наиболее прочных внутренних помещений наземных зданий и сооружений;
в целях подготовки к строительству в угрожаемый период уточнить места для строительства быстровозводимых защитных сооружений, площадки для строительства укрытий простейшего типа, схемы их привязки на местности, документацию и расчеты на производство работ по возведению защитных сооружений, а также ответственных должностных лиц за строительство;
практиковать опытное приспособление и возведение защитных сооружений во время учений и тренировок по гражданской обороне с привлечением формирований гражданской обороны и населения;
практиковать проведение смотров-конкурсов на лучшее содержание и использование убежищ и укрытий.
Подводя итоги изложенного, необходимо еще раз подчеркнуть, что защитные сооружения являются важнейшей составляющей материальной базы гражданской обороны, определяющей успех выполнения задач по защите населения в чрезвычайных условиях военного времени, а также при многих стихийных бедствиях, авариях и катастрофах техногенного характера.