Научная статья на тему 'О некоторых аспектах формирования «Безопасностного мышления»'

О некоторых аспектах формирования «Безопасностного мышления» Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
123
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
21-й век
Ключевые слова
национальная безопасность / «безопасностное мышление» / война / противодействие угрозам / стратегическое восприятие действительности

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Эдуард Атанесян

Проблема обеспечения национальной безопасности занимает особое место в общественно-политической повестке любого государства. Но не везде она воспринимается в качестве универсального ключа к определению стратегии развития в долгосрочной перспективе. Основа будущего – это, прежде всего, способность государства выживать в агрессивной среде, и лишь затем – его приверженность озвученным чаяниям и вытекающим из этого программам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«ԱՆՎՏԱՆԳԱՅԻՆ ՄՏԱԾՈՂՈՒԹՅԱՆ» ՁԵՎԱՎՈՐՄԱՆ ՈՐՈՇ ԱՍՊԵԿՏՆԵՐԻ ՄԱՍԻՆ

Ազգային անվտանգության ապահովման խնդիրը հատուկ տեղ է զբաղեցնում ցանկացած պետության հասարակական-քաղաքական օրակարգում։ Բայց ամենուրեք չէ, որ այն ընկալվում է որպես զարգացման ռազմավարության սահմանման ընդհանուր բանալի երկարաժամկետ հեռանկարում։ Ապագայի հիմքը նախևառաջ պետության գոյատևելու կարողությունն է ագրեսիվ միջավայրում և հետո միայն՝ նրա կողմնակցությունը հնչեցված ակնկալիքներին և դրանից բխող ծրագրերին։

Текст научной работы на тему «О некоторых аспектах формирования «Безопасностного мышления»»

 УДК 323.28:351.86+32.019.51

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ФОРМИРОВАНИЯ «БЕЗОПАСНОСТНОГО МЫШЛЕНИЯ»

Эдуард Атанесян1

Ключевые слова: национальная безопасность, «безопасностное мышление», война, противодействие угрозам, стратегическое восприятие действительности.

Проблема обеспечения национальной безопасности занимает особое место в общественно-политической повестке любого государства. Но не везде она воспринимается в качестве универсального ключа к определению стратегии развития в долгосрочной перспективе. Простому обывателю, в силу понятных причин, не всегда комфортно осознавать, что основа будущего - это, прежде всего, способность государства выживать в агрессивной среде, и лишь затем - его приверженность озвученным чаяниям и вытекающим из этого программам.

Очень часто мы склонны отождествлять понятия безопасность и мир, что с учетом истории человеческой цивилизации более чем понятно, так как война традиционно является наиболее часто встречающейся угрозой физической безопасности людей и их повседневного жизненного уклада. Конечно, война - это прямая и непосредственная угроза, наличие которой не требует дополнительной мотивации общества для мобилизации сил и средств на оборону. С другой стороны, и мир - это зачастую самое важное, но не единственное условие для безопасности. Природные и техногенные катастрофы, эпидемии и пандемии в мирное время с точки зрения динамики и охвата могут представлять не меньшую угрозу, чем разрывы бомб - в военное. Не менее катастрофичными могут быть долгосрочные последствия экономических кризисов, напрямую затрагивающих как способность государств противодействовать внутренним и внеш-

‘ К.п.н.

ним угрозам, так и негативно отражающихся на демографических процессах, что особенно болезненно для маленьких наций.

Независимо от природы всех перечисленных угроз, их последствия по своему охвату проецируются на физическую безопасность и созидательную жизнедеятельность общества в целом, а посему их нейтрализация является приоритетом для государства. В общих чертах обеспечение национальной безопасности можно охарактеризовать как поддержание некого динамичного состояния, при котором предпринимаемые государством шаги позволяют эффективно противодействовать всякого рода угрозам, сохраняя или обеспечивая условия для дальнейшего всестороннего развития как государства и общества, так и каждой отдельно взятой личности.

Развитие в данном контексте - это ключевой параметр, он требует восприятия ситуации в сфере безопасности не как статичного стоп-кадра, а как точки пересечения разновекторных динамических процессов и угроз. Если сравнивать обеспечение национальной безопасности с работой лоцмана, то в нашем случае прокладывать безопасный курс для государства приходится в постоянно меняющейся «безопасностной среде» (security environment), когда, помимо уже известных опасностей, предстоит иметь дело с постоянно появляющимися «мелями» и «рифами» политического, военного, экономического и иного характера.

Что касается самих угроз, то они, как известно, бывают разными и могут отличаться по направленности, характеру, объектам и т.д.1 При этом эффективное противодействие угрозам подразумевает способность их превентивного отслеживания (мониторинга) и противодействия еще на стадии, когда негативное явление можно охарактеризовать всего лишь как вызов. Отличие вызова от угрозы - в нарастающей степени (способности) воздействия того или иного явления на текущее положение вещей. Причем, как известно, не все вызовы дозревают до состояния угрозы, и не все угрозы проходят через стадию вызова.

1 См., например, Борщевский ГА., Роль государства в формировании преемственного исторического сознания в контексте проблемы обеспечения национальной безопасности России, Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение», №1, 2012, http:// www.zpu-journal.ru/e-zpu/2012/1/Borshchevskiy_Continual-Historical-Consciousness/.

Нет нужды говорить о том, что обеспечение национальной безопасности изначально невозможно без четкого понимания собственно интересов национальной безопасности, иерархии ее приоритетов, целей и задач. Их формулирование, алгоритмы взаимодействия - нелегкий труд, сопутствующий разработке любой стратегии (концепции, доктрины) национальной безопасности. И дело здесь не только в необходимости целостного понимания предмета, в способности к междисциплинарному анализу, стратегическому прогнозированию и планированию. При всей своей научной беспристрастности и методологической скрупулезности, формулирование приоритетов и задач должно учитывать необходимость баланса между возможным и желаемым, дабы, фигурально говоря, не загромождать дорогу чаяниям излишним рационализмом, с одной стороны, и не заниматься архитектурными изысканиями в воздушном пространстве - с другой.

В технологическом плане, обеспечение национальной безопасности с прицелом на угрозы - это комплексный процесс, осуществляемый по логике «формулирование - мониторинг - идентификация - противодействие». Это цепочка объединяет разноплановую деятельность: рутинную механическую (в том числе - техническую), интеллектуально-аналитическую и административно-управленческую работу1. Здесь целью государства является максимальная кодификация всей цепочки, т.е. необходимо предусмотреть и расписать все возможные алгоритмы развития ситуации, подготовить технические средства, политико-правовые основы и административные механизмы противодействия нежелательным развитиям. И опять-таки, в идеале - это постоянный процесс, объединяющий в себе принятие политических решений на основе научного анализа параметров ситуации, учета опыта и имплементации теоретических наработок.

Наличие заготовок «на все случаи жизни» по ключевым сферам увеличивает способность государства оперативно и соразмерно реагировать

1 См.: Нижник Н.С., Национальная безопасность: концептуальные основания и феноменологическая характеристика // Международное сообщество и глобализация угроз безопасности: сборник научных докладов. В 2 ч. Ч. 1. Исторические, теоретические и правовые аспекты противодействия угрозам национальной безопасности / отв. ред. В.В. Грохотова, Б.Н. Ковалев, Е.А. Макарова; НовГУ имени Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2008. - 304 с. (Серия «Научные доклады»; Вып. 7). <http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/162/59162/29132?p_page=1>.

где нужно, когда нужно и как нужно. Планирование ситуаций и предпринимаемых шагов уже давно является рутиной в сфере обороны. Военные годами проводят различные учения, направленные на доведение до автоматизма соответствующих шагов на случай широкомасштабного вооруженного нападения, отдельных недружелюбных шагов или актов агрессии со стороны потенциального противника и т.д. При этом научнотехнический прогресс, появление высокотехнологических вооружений и, как следствие, изменение динамики вооруженных конфликтов требуют постоянной адаптации оборонной политики к веяниям времени.

Необходимое планирование осуществляется также и в других силовых структурах государства, а также в сфере внешней политики. Соответствующие алгоритмы действий вырабатываются министерствами по чрезвычайным ситуациям (МЧС), проводятся учения для отработки взаимодействия с другими структурами как на случай военной агрессии, так и с целью нейтрализации негативных последствий техногенных и природных катастроф. Следующим эволюционным этапом в процессе обеспечения национальной безопасности является разработка и практическая обкатка соответствующих сценариев в ходе общегосударственных учений с целью выработки навыков работы и взаимодействия органов государственной власти, отдельных ведомств и общественных структур в экстремальных условиях.

С указанными выше сферами все более или менее понятно: прямые и явные угрозы тем и отличаются, что историческая и обычная человеческая память долго хранит осязаемые воспоминания о них. Проблемы военно-политической безопасности изначально учитываются в программах государств, находят адекватное отражение в политико-информационном пространстве и т.д. Несколько иная ситуация с другими жизненноважными сферами, также проецирующимися на жизнь и безопасность государства, общества и отдельного человека, но делающими это опосредовано, менее выпукло и в более долгосрочной перспективе. Например, с экономикой, социальной сферой, демографией, значимыми внешне- и внутриполитическими процессами и т.д. Можно, конечно, утверждать, что и здесь делать особо нечего, и что эти сферы изначально «схвачены» в

главных политических документах по обеспечению национальной безопасности (в стратегиях и концепциях национальной безопасности), а нужные шаги прописаны в других политических и правовых документах, таких как программы правительств, бюджеты, среднесрочные и долгосрочные программы и т.д.

И опять-таки, наличие всего комплекса соответствующих документов является обязательным, но не достаточным условием для эффективного обеспечения национальной безопасности. И на то есть причины.

В современном мире правительства являются инстанцией, претворяющей в жизнь необходимые шаги для обеспечения национальной безопасности в различных сферах, тогда как разработка самой политики в сфере национальной безопасности осуществляется в иных, специально выделенных форматах, известных под разными именами в разных государствах. Например: Совет национальной безопасности (РА, НКР, Турция, Грузия, США, Великобритания), Совет национальной безопасности и обороны (Украина), Высший совет безопасности (Молдова), Совет безопасности (РФ), Высший совет национальной безопасности (Иран). Причина подобного разделения труда понятна. В силу своей политической природы исполнительная власть, как результат баланса политических сил, в своей деятельности руководствуются политическим и экономическим расчетом. В обычных условиях от нее требуют ощутимого увеличения благосостояния, причем - до следующих выборов. А посему правительства зачастую склонны (или вынуждены) в своей работе отсекать все «лишнее» с точки зрения политического прагматизма и рыночной экономики. Другое дело отдельный формат - специальный совещательный орган со своим аппаратом при руководителе государства, призванный обсуждать и решать задачи не только в условиях прямых и явных угроз, но и с расчетом на стратегическую перспективу.

Наличие указанного формата (назовем его Советом национальной безопасности, СНБ) является системообразующим, но не единственным условием для построения эффективной системы обеспечения национальной безопасности. Здесь также имеются свои нюансы. Формирование действенной системы обеспечения национальной безопасности требует

исключения дублирования полномочий и создания затратных структур, норовящих подменять (или - подминать под себя) функции, резервируемые Конституцией за органами исполнительной власти, тем более - в государствах с ограниченными ресурсами. И это притом, что именно в органы исполнительной власти, по логике, обычно и назначаются наиболее подготовленные управленческие кадры из политических сил, составляющих правительство. В рамках указанной логики СНБ отводится координирующая роль в деле вовлечения интеллектуального и профессионального ресурсов государства в обеспечение национальной безопасности в рамках, закрепленных (в стратегиях, концепциях и доктринах) целей и ориентиров. Она включает в себя, в том числе, организацию мониторинга по сферам на предмет наличия и динамики угроз национальной безопасности на основе параметров, подготовленных под эгидой СНБ. Разработка вышеуказанных параметров (индикаторов, методологий их оценки, пороговых значений и т.д.) подразумевает тесное сотрудничество с научным потенциалом государства в лице научно-исследовательских структур, think-tank-ов, профильных НПО и отдельных экспертов, а также изучение соответствующего международного опыта. В случае с диаспораль-ными нациями может предполагаться создание различных ad hoc консультативных структур с привлечением научного потенциала Диаспоры.

В идеале, организация Советом национальной безопасности работы по принципу формирования «ожерелья» из разнопорядковых субъектов, с «нанизыванием» их усилий на единую «нить» интересов национальной безопасности, позволяет, помимо прочего, решать следующий ряд вопросов практического и стратегического характера.

Во-первых, формирование потоков оговоренной информации из ведомств в СНБ позволяет последнему получить полную картину в сфере национальной безопасности, помогает отслеживать динамику процессов, идентифицировать и прогнозировать угрозы.

Во-вторых, структуры исполнительной власти лучше интегрируются в процесс обеспечения национальной безопасности не только на этапе реализации шагов, но и раннего выявления проблем и планирования. Формирование соответствующих информационных потоков для СНБ о

ситуации в интересующих сферах будет способствовать усилению государственного контроля над ними.

В-третьих, предлагаемый подход поможет в определенной степени нивелировать дилемму практиков и теоретиков - совокупность вопросов, возникающих между управленцами, ответственными за ту или иную сферу и кураторами данной сферы в структуре самой СНБ.

В-четвертых, выстраиваемая система взаимодействия подразумевает сохранение и развитие отечественного научно-аналитического потенциала, в том числе - посредством внедрения практики государственного заказа в научной сфере.

И, напоследок: практика рассмотрения той или иной задачи, проблемы или ситуации сквозь призму интересов национальной безопасности -это методика формирования в дополняющей (возможно - альтернативной) точки зрения, основанной на стратегическом восприятии действительности. Будучи возведенной в ранг мышления (стратегического, «безопасност-ного» (անվտանգային)), она позволяет кадрам, формирующимся в системе государственного управления, достигать лучшего понимания своих задач не только в рамках конкретных программ правительств, но и контексте долгосрочных интересов национальной безопасности. Конечно, в силу специфики вопроса полная и детализированная картина в сфере национальной безопасности является прерогативой соответствующего круга высших должностных лиц государства. И, тем не менее, понимание интересов национальной безопасности в целом, а также приоритетов и целей политики безопасности в отдельных сферах будет способствовать формированию в обществе «безопасностного мышления», основанного на парадигме стратегии национальной безопасности как основы развития в соответствии с высшими долгосрочными интересами нации.

Июль, 2017г.

«ԱՆՎՏԱՆԳԱՅԻՆ ՄՏԱԾՈՂՈՒԹՅԱՆ» ՁԵՎԱՎՈՐՄԱՆ ՈՐՈՇ ԱՍՊԵԿՏՆԵՐԻ ՄԱՍԻՆ

Էդուարդ Աթաեեսյաե

Ամփոփագիր

Ազգային անվտանգության ապահովման խնդիրը հատուկ տեղ է զբաղեցնում ցանկացած պետության հասարակական-քաղաքական օրակարգում։ Բայց ամենուրեք չէ, որ այն ընկալվում է որպես զարգացման ռազմավարության սահմանման ընդհանուր բանալի երկարաժամկետ հեռանկարում։ Ապագայի հիմքը նախևառաջ պետության գոյատևելու կարողությունն է ագրեսիվ միջավայրում և հետո միայն նրա կողմնակցությունը հնչեցված ակնկալիքներին և դրանից բխող ծրագրերին։

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ФОРМИРОВАНИЯ «БЕЗОПАСНОСТНОГО МЫШЛЕНИЯ»

Эдуард Атанесян

Резюме

Проблема обеспечения национальной безопасности занимает особое место в общественно-политической повестке любого государства. Но не везде она воспринимается в качестве универсального ключа к определению стратегии развития в долгосрочной перспективе. Основа будущего — это, прежде всего, способность государства выживать в агрессивной среде, и лишь затем — его приверженность озвученным чаяниям и вытекающим из этого программам.

ON SOME ASPECTS OF SHAPING A “SECURITY MINDSET”

Eduard Atanesyan

Resume

The national security issue occupies a special place in the public/political agenda of any country. However, not everywhere it is perceived as a universal key for determining long-term development. The basis of future rests first of all on a state’s ability to survive in an aggressive environment, and only after that comes the turn of addressing aspirations and implementing programs stemming from them.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.