— привлечение инвестиций национального бизнеса, заинтересованного в создании собственной культурной инфраструктуры;
— привлечение венчурного капитала;
— привлечение иностранных инвестиций, прежде всего крупных и средних инвесторов, в том числе транснациональных корпораций;
— привлечение прямых иностранных инвестиций в регионы.
Учитывая сложность проведения
предлагаемых в проекте экономических трансформаций в условиях экономического кризиса, недостаточный потенциал наличных факторов развития отрасли, сокращение бюджетного финансирования в полном объеме данная стратегия может быть реализована только в долговременной перспективе, однако выполнение практических мероприятий должно быть начато уже сегодня, а темпы их реализации — постепенно наращиваться.
Ю. В. Чистилин
О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ФИНАНСИРОВАНИЯ ВУЗОВ РФ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА УРОВНЕВУЮ МОДЕЛЬ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Рассматриваются основные источники финансирования российских вузов и некоторые аспекты их использования, в том числе в условиях внедрения в стране уровневой модели высшего образования. Излагается точка зрения на мотивы, побуждающие государство поддерживать это направление реформирования высшей школы. Обсуждаются особенности государственного финансирования вузов, участия корпораций в финансировании некоторых направлений высшего образования и некоторые аспекты оплаты образовательных услуг из личных средств студентов. Ключевые слова: экономика и управление в сфере культуры, уровневая модель, источники финансирования, качество образования, формы финансирования, корпоративная кафедра, работодатель, риски.
Here we analyze sources of financing for Russian Universities at different levels. Also, it is a research of motivations supporting the State's efforts for High Education reforms. This discussion also detailed specific features ofHigh School budget financing, corporate's involvement in financing of some educational programs and student's self financing programs. Keywords: sources offinancing, Russian Universities, research of motivations, educational programs.
Переход России на уровневую модель высшего образования, соответствующую стандартам Болонского процесса, происходит одновременно с существенными изменениями в системе денежных потоков и источников финансирования системы вузов страны. В настоящее время можно четко обозначить три направления финансирования вузов в России:
— бюджетное финансирования;
— корпоративное финансирование;
— платные образовательные услуги для частных лиц.
Бюджетное финансирование в течение последних лет существенно возрос-
ло и в дальнейшем (будем надеяться), при восстановлении благоприятной макроэкономической ситуации для России, оно будет только увеличиваться. Однако сейчас в первую очередь следует ожидать углубления и расширения институционального реформирования механизмов бюджетного финансирования высшей школы. К числу таких механизмов следует отнести прежде всего внедрение нормативного подхода к оценке стоимости обучения одного студента, когда количество бюджетных вакансий и нормативы стоимости обучения для каждого вуза отдельно опреде-
ляет государство. Следует ожидать выделения государственных средств и на развитие тех вузов, которые будут сохранены как государственные. Масштабы и того, и другого денежных потоков скорее всего будут возрастать.
При ожидаемом дифференцированном финансировании вузам, признанным приоритетными для развития экономики и культуры, а также безопасности страны, будут определены соответственно и более высокие нормативы подушевые, то есть на обучение одного студента, и более высокие отчисления на развитие. Уже в настоящее время по отдельному списку ведется финансирование развития вузов, инновационные программы которых признаны отвечающими требованиям времени на мировом уровне.
Увеличение объема средств, выделяемых на содержание и развитие государственного сектора высшей школы и модернизацию механизмов финансирования, как следует из заявлений государственных деятелей по данной проблеме, будет проводится одновременно с институциональными преобразованиями в этой сфере, поскольку в нынешних условиях эффективность отечественной высшей школы не удовлетворяет руководство страны по следующим критериям:
— уровень качества образования;
— процент выпускников вузов, работающих после получения диплома по специальности.
Снижение качества образования в постперестроечный период проходило на фоне резкого падения уровня оплаты труда профессорско-преподавательского состава и в целом расходов государства на образование. В этом отношении причинно-следственная связь с падением качества образования очевидна, однако исправить создавшуюся ситуацию одномоментным повышением заработной платы преподавателей едва ли возможно, так как обновление состава преподавателей и учебно-лабораторной базы — процесс длительный. Требуется:
— создать условия, привлекающие креативную молодежь на кафедры;
— наполнить лаборатории современным оборудованием;
— обновить процедуры конкурсного замещения должностей и др.
Все это требует и процедурных изменений, и просто времени. В то же время в стране в последние годы существенно возрос спрос на высшее образование.
Ответом на этот вызов стало предложение платных образовательных услуг государственными вузами и создание значительного количества негосударственных вузов с обширной сетью филиалов. Формально все вузы лицензированы, обучение ведется в соответствии с государственными стандартами. На практике же и качество обучения, и его стоимость в разных вузах могут различаться очень заметно. Тем не менее пока спрос перекрывает предложение на услуги вузов и первого вида и второго. Причина, на наш взгляд, как раз и заключается в том, что уже при поступлении в вуз большая часть будущих выпускников понимает, что едва ли им придется работать точно по специальности, что диплом — это прежде всего статус человека с высшим образованием, а необходимые знания и навыки придется доприобретать или непосредственно на рабочем месте, или повышая квалификацию без отрыва от работы на специализированных курсах, семинарах, в корпоративных центрах обучения.
Теперь следует рассмотреть, что может измениться в системе российского высшего образования после перехода на уровневую модель, то есть какие функции будут возложены на бакалавриат, а какие — на магистратуру.
Смысл предложенной реформы состоит не в том, чтобы подогнать формально процедуру отечественного высшего образования под стандарты Болонского процесса, хотя признание российского диплома на Западе само по себе — прогрессивный результат, а в том, чтобы придать нужное направление процессу развития высшего образования в России, то есть удовлетворить име-
ющийся в стране спрос на высшее образование, повысить качество образовательных услуг и приблизить направленность высшего образования к требованиям рынка труда.
Первую задачу должен решать бакалавриат, который в предлагаемом варианте становится наиболее доступной широким слоям населения частью высшего образования. Бакалавриат не привязывается четко к требованиям рынка труда, так как предлагает обучение по специальностям более «общего» профиля, чем специализация. В то же время бакалавриат должен быть дешевле по «подушевому» показателю, чем подготовка специалиста, и в большей степени финансироваться государством.
Обучение в магистратуре имеет другую направленность и иное распределение источников финансирования. К моменту поступления в магистратуру будущий магистр должен иметь представление о предложениях рынка труда и определиться с выбором будущей специальности. Применительно к ней и должна быть ориентирована программа обучения в магистратуре. Возникает вопрос, кто должен оплачивать магистратуру. Точка зрения государства на сегодня состоит в том, что платит заинтересованная сторона. Государство, следовательно, будет оплачивать магистратуру только по тем специализациям, в которых оно заинтересовано. Финансирование остальной части магистратуры полностью или частично ляжет на корпорации, заинтересованные в данной специализации, либо на частные средства.
В настоящее время корпоративное финансирование поддерживает целый ряд форм профессионального образования. Как показывает и российская мировая практика, это могут быть собственные учебные центры корпораций, или отдельные семинары и тренинги, а в рамках вуза — отдельные специальные программы, предложенные вузу на аутсорсинг, и, как следующие этапы развития, корпоративные кафедры и корпоративные университеты.
Причина, по которой корпорации вынуждены все больше средств вкладывать в финансирование образования, состоит в дефиците специалистов, направленно подготовленных для выполнения определенных функциональных обязанностей, что приводит к падению конкурентоспособности отечественных компаний. Эту проблему ощущают и крупные, и средние, и небольшие компании, но только крупные компании располагают финансовыми ресурсами, достаточными для создания корпо ративной кафедры или даже корпоративного университета. В этом случае необходимые образовательные программы будут приняты при подготовке и бакалавра, и магистра, и специалиста. Разработка таких программ должна осуществляться совместно специалистами корпорации-донора и вуза.
При разработке программ вуз отвечает за присутствие в них тех разделов, которые вытекают из требований государственных образовательных стандартов, а заказчик, финансирующий кафедру, имеет возможность, с одной стороны, включить в программу разделы, обеспечивающие получение специальных знаний, а с другой стороны, потребовать от вуза обеспечить высокий уровень организации учебного процесса (преподаватели, помещения, лабораторное оборудование). Таким образом, традиционный вуз сохраняет за собой ответственность за общеобразовательную подготовку, опирающуюся на сложившиеся в вузах коллективы профессорско-преподавательского состава, научные школы, технологии обучения, а корпоративная кафедра, используя корпоративное финансирование и профессиональный опыт специалистов предприятий корпораций, создает для студентов старших курсов и магистров специализированные образовательные программы. Конечная цель деятельности корпоративной кафедры, ее миссия, состоит в подготовке кадров для работы в корпорации, отвечающих требованиям времени и способных обеспечить конкурентоспособность финан-
сирующей корпорации на мировом уровне.
Положительное влияние на качество учебного процесса окажет такая организация работы корпоративной кафедры, когда часть преподавателей работает на предприятиях, финансирующих корпорации, а студенты имеют возможность проходить на этих предприятиях практику на всех этапах своего обучения — и на бакалавриате, и в магистратуре. Кроме того, важно, чтобы студент, закончив бакалавриат и намереваясь продолжить обучение в магистратуре, имел возможность приобрести практический опыт на предприятиях корпорации. Это позволит ему
Из приведенной таблицы видно, что качественное изменение в корпоративном финансировании образовательных услуг происходит, когда от финансирования отдельных программ, нацеленных на получение необходимых компетенций отдельными работниками, корпорация переходит к финансированию обучения молодых специалистов, в том числе бакалавров и магистров, способных решать задачи именно этой корпорации на данном этапе её развития.
В России слабо используется такая форма корпоративного финансирования, как гранты корпораций. Корпорации в этом случае берет на себя расходы по оплате образовательных услуг тем студентам, которых она планирует при-
осознанно, с пониманием перспектив выбрать направление обучения в магистратуре.
По мере более глубокого понимания руководством корпорации необходимости подготовки и переподготовки собственных кадров меняется стратегия финансирования корпорациями учебных процессов. У каждой формы обучения формируются свои задачи и свой уровень финансирования. Семинары и тренинги, корпоративный учебный центр, корпоративная кафедра, корпоративный университет — не являются альтернативными в корпоративном образовании. У каждой формы свои целевые установки и свои объекты.
1
влечь на работу по окончании вуза. Слабое распространение в нашей стране этой формы корпоративного финансирования высшего образования при наличии кадрового дефицита можно объяснить, на наш взгляд, двумя причинами:
— недостаточной юридической проработкой вопроса;
— неготовностью к такой форме сотрудничества с корпорациями и со стороны вузов, и со стороны претендентов — физических лиц.
Однако тенденция развития этой формы все же прослеживается. Так, ОАО «РЖД» с 2007 года выделяет 500 грантов ежегодно разработчикам дипломов по профилю корпорации,
Таблица
Семинары Тренинги Отдельные образовательные программы (аутсорсинг) для менеджеров среднего и высшего уровня.
Корпоративный учебный центр Систематическое обучение и дообучение отдельным компетенциям работников всех уровней.
Корпоративная кафедра Фундаментальное профессиональное образование для студентов очной и заочной форм обучения по одной или нескольким специальностям.
Корпоративный университет Подготовка специалистов, способных обеспечить конкурентоспособность корпораций на национальном и глобальном рынке.
ОАО «ЕВРАЗ ГРУПП» выделило значительные средства на аналогичные цели. Следует отметить, что государство разрешает исключать средство грантов из сумм, облагаемых налогом на прибыль.
Студенты, оплачивающие образовательные услуги вуза из личных средств, могут использовать следующие источники финансирования:
— средства семьи;
— средства, зарабатываемые студентом параллельно учебе;
— образовательные кредиты.
Интересно отметить, что даже в тех
случаях, когда средств семьи достаточно, чтобы оплатить дорогое и качественное образование, студенты нередко стремятся к частичной трудовой занятости, считая, что приобретаемый при этом опыт общения с коллективом и профессиональные навыки, а также отношение работодателей к трудовому стажу помогут в карьерном росте после окончания вуза.
В целом, в России, как и во всем мире, растет стремление студентов совмещать учебу с трудовой деятельностью, так как студенты понимают, что ни диплома, ни даже вкладыша с хорошими оценками может оказаться недостаточно для получения желаемой вакансии. Работодатели придают большое значение трудовому стажу по ряду причин (1).
Дело в том, что работодатели в России прекрасно осведомлены о падении качества образования в стране, но если в этих условиях выпускник предъявляет вкладыш с хорошими оценками и трудовой стаж, это может расцениваться работодателем как свидетельство способности работать интенсивно, с высокой производительностью (хватило силы работать и хорошо учиться). Работодатель будет учитывать и то обстоятельство, что студент выбрал направление занятости, где он смог получить определенные профессиональные навыки, хотя в других местах, например в сфере услуг, мог бы рассчитывать на более высокий доход.
Перспективным источником финансирования образовательных услуг для
частных лиц представляется развитие системы образовательных кредитов в России. Первым серьезным шагом в этом направлении можно считать проект Сбербанка России по предоставлению кредитов на оплату образования. Однако объявленные условия кредита оказались неприемлемыми для большинства граждан по следующим причинам:
— высокая процентная ставка;
— требования поручительства или залога;
— кредит может составлять не более 70% стоимости обучения.
Жесткие условия кредита стали следствием того, что государство никак не участвовало на стороне заемщика. В то же время в ряде развитых стран и даже в странах ближнего зарубежья государство активно поддерживает студенческие займы, используя разнообразные методы, в числе которых:
— низкая процентная ставка;
— гарантии по возврату кредитов;
— большие сроки возврата кредитов и отсрочки;
— гибкие схемы погашения (низкие выплаты в начальный период, процент от дохода);
— оплата процентов государством (кредит Перкинса) и другие.
В России создание аналогичной финансовой технологии рассматривалось Госдумой в виде проекта Закона «Об образовательных кредитах», представленного группой депутатов. Однако проект был отклонен в связи с большим количеством замечаний по нему, связанных в первую очередь с высоким уровнем финансовой ответственности, которая легла бы на федеральный бюджет в случае принятия закона в предложенном виде. В то же время правительством было принято решение о проведении эксперимента сроком в четыре года (2). Суть эксперимента в том, что государство готово взять на себя часть риска невозврата кредита и сделать, таким образом, этот кредит привлекательным и для кредитора, и для заемщика. Задача эксперимента состоит в том, чтобы отработать условия выдачи
образовательного кредита, приемлемые для всех участвующих сторон и практически оценить возможный процент невозврата.
Можно выделить несколько взаимосвязанных рисков в сфере высшего образования:
— риск работодателя отдать вакансию претенденту — выпускнику вуза, недостаточно компетентному и неспособному на интенсивную трудовую деятельность;
— риск студента заплатить слишком высокую цену за образовательную услугу, качество которой не соответствует объявленной стоимости;
— риск вуза объявить заниженную стоимость образовательной услуги.
Снизить эти риски и перейти к более обоснованной ценовой политике вузам и более обоснованной кадровой политике корпорациям позволило бы существование интегрированных индексов и рейтинга, рассчитываемых независимым экспертным советом наподобие индексов и рейтингов, предоставляемых агентствами типа S&P в сфере финансов для инвесторов.
Участие в рейтинге, то есть предоставление необходимой достоверной информации и, соответственно, получение места в рейтинге и значения индекса, или отказ от участия было бы сигналом для заинтересованных сторон и дополнительным стимулом для вузов в повышении качества образовательных услуг. Действующий министерский рейтинг учитывает только количественные показатели (число докторов наук, площадь аудиторий и т.п.), а рейтинги спроса на выпускников привязаны к конъюнктуре рынка, то есть не вполне удовлетворяют интересы абитуриентов и работодателей.
Поведем итог. Система источников финансирования российской высшей школы в настоящее время перестраивается в соответствии с изменениями в структуре спроса на образовательные услуги.
Государство вносит коррективы и в структуру, и в объемы финансовых ресурсов, направляемых на содержание и развитие высшей школы, стремясь повысить качество высшего образования и обеспечить востребованность выпускников, а также сконцентрировать свое финансирование на наиболее важных для себя специальностях.
Все более заметную роль в финансировании высшей школы начинают играть корпорации, которые одновременно модернизируют формы своей поддержки. Действия корпораций прагматичны — подготовить кадры необходимого профиля и высокой квалификации, способные обеспечить конкурентоспособность предприятий на национальном и международном уровне.
Предоставление вузами платных образовательных услуг частным лицам позволяет удовлетворить растущий в стране спрос на высшее образование. Удовлетворению этого спроса должна способствовать реформа высшей школы, состоящая в переходе на уровневую модель (бакалавриат и магистратура).
Следует отметить поощрительную позицию государства по отношению к средствам, затрачиваемым на образование и при этой частной форме финансирования образовательных услуг. Как известно, государство предоставляет социальный налоговый вычет как студентам, самостоятельно оплачивающим свое обучение, так и их родителям, если за обучение платят последние, сокращая налоговую базу по НДФЛ для них.
Примечания
1. Апокин А. Анализ студенческой занятости в контексте российского рынка труда /А. Апокин, М. Юдкевич // Вопросы экономики. — 2008. — № 6.
2. Ханнанова Д. М. Страсти вокруг законопроекта «Об образовательных кредитах» / Д.М. Ханнанова // Регламентация банковских операций. Документы и комментарии. — 2007. — № 1.