Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОРПОРАЦИЙ'

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОРПОРАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
193
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственные корпорации / экономика / экономическая деятельность / народное хозяйство / управление / государство / правительство / президент / Российская Федерация / state corporations / economics / economic activity / national economy / management / state / government / president / Russian Federation.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Самвел Суренович Маилян

Рассмотрены некоторые аспекты экономической сущности государственных корпораций, а также история возникновения государственных корпораций, особенности их создания, управления и формирования управленческого звена. Вместе с тем рассмотрено то, каким образом государственные корпорации могут оказывать влияние на национальную экономику. Делаются соответствующие выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON SOME ASPECTS OF THE ECONOMIC NATURE OF STATE-OWNED CORPORATIONS

The article discusses some aspects of the economic essence of state-owned corporations, as well as the history of the emergence of state-owned corporations, the features of their creation, management and formation of the managerial link. At the same time, the article discusses how state-owned corporations can influence the national economy. The author draws the appropriate conclusions.

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОРПОРАЦИЙ»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 33 ББК 65

DOI 10.24411/2414-3995-2019-10264 © С.С. Маилян, 2019

Научная специальность 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОРПОРАЦИЙ

Самвел Суренович Маилян,

доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист Российской Федерации (123298, Москва, ул. Ирины Левченко, д. 1, издательство «Юнити-Дана»)

E-mail: office@unity-dana.ru

Аннотация. Рассмотрены некоторые аспекты экономической сущности государственных корпораций, а также история возникновения государственных корпораций, особенности их создания, управления и формирования управленческого звена. Вместе с тем рассмотрено то, каким образом государственные корпорации могут оказывать влияние на национальную экономику. Делаются соответствующие выводы.

Ключевые слова: государственные корпорации, экономика, экономическая деятельность, народное хозяйство, управление, государство, правительство, президент, Российская Федерация.

ON SOME ASPECTS OF THE ECONOMIC NATURE OF STATE-OWNED CORPORATIONS

Samvel S. Mailyan,

Doctor of Law, Professor, Honored Lawyer of the Russian Federation (123298, Moscow, ul. Irina Levchenko, d. 1, Unity-Dana publishing house)

Abstract. The article discusses some aspects of the economic essence of state-owned corporations, as well as the history of the emergence of state-owned corporations, the features of their creation, management and formation of the managerial link. At the same time, the article discusses how state-owned corporations can influence the national economy. The author draws the appropriate conclusions.

Keywords: state corporations, economics, economic activity, national economy, management, state, government, president, Russian Federation.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Маилян С.С. О некоторых аспектах экономической сущности государственных корпораций. Вестник экономической безопасности. 2019;(4):314-7.

К процессу становления корпоративного капи- российский компаний, имеющих низкий уровень

тала приковано повышенное внимание не только корпоративного управления.

практикующих экономистов, но и ученых. Это об- Корпорация (лат. corporatio — объединение), в

условлено тем, что корпоративным структурам, как общем виде, представляет собой группу заинтере-

показывает мировая практика, присуща высокая сованных лиц или иных хозяйствующих субъектов,

устойчивость по отношению к различного рода ри- сплотившихся с целью достижения общих резуль-

скам. татов и осуществления совместной деятельности.

Такие факторы как повышение заинтересован- В экономическом смысле к корпорациям и корпора-

ности к корпоративному управлению в США (в тивному сектору относятся все организации и пред-

ответ на захваты контрольных пакетов акций при приятия, имеющие статус юридического лица. одновременном укреплении позиций институцио- Корпорации нацелены на объединение основ-

нальных инвесторов), выявление проблем корпо- ных производителей схожей продукции, что ведет

раций в развивающихся странах, а также разраз- к монополизации производства. Но вместе с тем

ившийся в 1997—1998 гг. мировой финансовый корпорации обеспечивают научно-техническое раз-

кризис предопределили в 90-х гг. прошлого столе- витие, стимулируют концентрацию инвестиционно-

тия актуальность формирования корпоративного го капитала, оказывают непосредственное влияние

капитала и в России. Данный интерес был вызван на развитие производственных мощностей, повы-

как необходимостью привлечения в экономику го- шение технических показателей выпускаемых това-

сударства инвестиций, так и невысокой конкурен- ров, а также проявляют способность выдерживать

тоспособностью на финансовых рынках многих конкуренцию. В тех отраслях, где происходит кон-

солидация производства при освоении технологии новых поколении, корпорации получают ускоренное развитие [1].

От сравнительно простых форм, построенных на полноИ ответственности всех участников и личной связи, корпорации прошли сложный путь развития до предприятии, основанных по принципу акционерных обществ.

В настоящее время в крупных корпорациях развиваются процессы расширения выпускаемой продукции и переориентации рынков сбыта. Подобно целым государствам, под единым руководством группируются предприятия, относящиеся к различным отраслям, в которых менеджмент, осуществляя текущее управление бизнесом, получает повышенную прибыль за счет акционеров, государственных и природоохранных структур, работников данного предприятия, профсоюзных и общественных организаций.

На современном этапе корпорации в промыш-ленно развитых странах больше напоминают корпоративные конгломераты. Тенденция к слиянию крупных корпоративных объединений приводит к более низким издержкам производства и сбыта продукции. В гонке за прибылью победа обеспечивается высокой экономической эффективностью.

Объединение корпораций в альянсы обусловлено стремлением к эффективности производства. Колоссальные затраты на развитие производства оказываются под силу лишь крупным производителям, за счет чего такие предприятия могут выделять большее количество средств на маркетинговую деятельность. Солидная корпорация имеет возможность закупать сырьевые ресурсы по более выгодным ценам, исследовать рынки сбыта продукции, скупать изобретения и патенты и т.д. Возможность контролировать значительную часть рынка приводит к непосредственному воздействию на уровень цен. Таким образом, можно сказать, что корпорации сегодня представляют собой своеобразное подобие частных правительств [2].

Вместе с тем корпорации оказывают влияние на размеры и распределение национального продукта, направление инвестиций, уровень занятости труда и покупательскую способность населения, они перекладывают издержки производства на потребителя, определяя уровни цен и объемы производимых товаров. В сложившейся ситуации альтернативой

частным корпорациям могут быть государственные корпорации (далее — госкорпорации).

Отметим, что понятие «госкорпорация» имеет достаточно большое количество определений. Впервые на законодательном уровне данное понятие появилось в 1999 г. после внесения дополнений в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ. Так, под государственной корпорацией понимается «не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций» [3].

Госкорпорацию можно охарактеризовать как форму хозяйствующих субъектов некоммерческих структур в России. Эта форма имеет отличия как от открытого акционерного общества (ОАО) с существенным участием государства, так и от государственного унитарного предприятия (ФГУП). Зачастую на госкорпорации не распространяются нормы о раскрытии информации (которые являются обязательными для публичных открытых акционерных обществ), а также законодательство о банкротстве. Кроме того, в отличие от государственных унитарных предприятий госкорпорации сегодня остаются неподконтрольными ряду государственных структур [4]. Так, они не обязаны отчитываться о своей деятельности перед органами росрегистрации, налоговыми и таможенными службами. Госкорпорации ежегодного представляют отчет правительству, а также аудиторские заключения, заключения ревизионной комиссии и ряд иных документы.

Отметим, что первая госкорпорация в России возникла в 1999 году, ей стало Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО). АРКО было ликвидировано в 2004 г. [5]. Вторая госкорпорация — Агентство по страхованию вкладов (создана в 2003 году). Стремительный рост в образовании госкорпораций пришелся на 2007 год.

Отметим, что срок деятельности некоторых госкорпораций ограничен временными рамками, поэтому, к примеру, в законе для них не предусмотрен порядок реорганизации и ликвидации. Так, например, созданная в 2007 г. Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического

курорта («Олимпстрой») прекратила свою деятельность после решения уставных задач по организации и проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года [6].

Госкорпорация обладает статусом некоммерческой организации, следовательно, извлечение прибыли не является основной целью ее создания. Полученная прибыль не распределяется между участниками, а тратится на достижение целей, поставленных перед нею. Госкорпорации не вправе заниматься предпринимательской деятельностью, если данная деятельность не соответствует целям, направленным на достижение общественных благ. Таким образом, ограничиваются сферы деятельности госкорпораций.

Институт госкорпораций позволяет органам государственной власти в значительной степени влиять на рыночные процессы, в том числе посредством организации сотрудничества между государственными и частными структурами. Одним из преимуществ госкорпорации по сравнению с иными государственными структурами является оперативное принятие решений, а также наличие возможности более «гибкого» расходования средств.

Вместе с тем действующее законодательство не предусматривает критерии оценки эффективности деятельности государственных корпораций, а также ответственность за деятельность управленческого состава. Это, безусловно, является существенным недостатком, поскольку, таким образом, главы госкорпораций, руководя фактически рыночными структурами, имеют статус, приравненный к чиновникам.

Действующие в настоящее время (по состоян

Надо сказать, что госкорпорации обладают специфической управленческой структурой. В некоторых из них руководителей назначает президент. Председателем остальных является премьер-министр, а в наблюдательные советы входит большое число министров. Стало быть, правительство имеет возможность оказывать значительное влияние на решения, принимаемые госкорпорациями.

Вообще, в настоящее время в России крупные государственные компании зачастую принимают за госкорпорации, вследствие чего «необычные» новообразования теряются в общей массе. В реальности же термин госкорпорация правильнее применять лишь к некоторым юридическим лицам, которые были образованы с помощью специальных законопроектов, внесенных Президентом Российской Федерации.

В общей мировой практике такие хозяйствующие субъекты именуют «статутными корпорациями», т.к. для каждой пишется особый закон или акт (статут). Обыкновенно госкорпорации создавались в условиях кризиса или послевоенного восстановления экономики страны. К примеру, в США в 1933 году была основана Федеральная корпорация по страхованию вкладов, а в Великобритании в 1946-м году был создан Национальный совет по углю для выхода из энергетического кризиса. Также можно отметить государственный холдинг «Temasek», созданный еще в 1974 году в Сингапуре, который владеет основными долями в акционерном капитале компаний, работающих в ряде отраслей.

Одной из стран, где активное участие государства в важнейших для экономики сферах можно проследить на протяжении всего времени с начала

Таблица 1

о на октябрь 2019 г) госкорпорации в России

Корпорация Виды деятельности

Агентство по страхованию вкладов Обязательное страхование

Внешэкономбанк Финансирование инвестиционных проектов национального значения

Росатом Производство электроэнергии на АЭС, ядерных материалов, развитие ядерной медицины, контроль над расщепляющимися материалами

Роснано Реализация государственной политики по развитию наноиндустрии

Ростех Содействие разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции гражданского и военного назначения

ФСР ЖКХ Предоставление финансовой поддержки для проведения капитального ремонта многоквартирных домов и переселения граждан из аварийного жилищного фонда

РОСКОСМОС Реализация государственной политики в области космической деятельности, размещение заказов на разработку, производство и поставку космической техники и объектов космической инфраструктуры

преобразований (от становления Системы источников специального финансирования дорожных работ в 1950-х годах до приватизации четырех госкорпораций в 2005 г. в связи с выполнением возложенных на них задач) является Япония. Следуя примеру Японии, подобное направление развития избрали Индонезия, Малайзия, Южная Корея и др.

Госкорпорации получили распространение по всему миру и создаются на всех уровнях осуществления государственной власти. Это «рычаг государства», позволяющий контролировать рыночные отношения в отдельно взятых отраслях экономики, ключевое звено в цепи, объединяющей накопления граждан с возможностями государства для экономического роста. Одной из ключевых функций госкорпораций является разрешение вопроса потребности общества в государственных инвестициях.

Мировой опыт создания госкорпораций показывает, что для выполнения функций своего предназначения госкорпорации должны обладать высокой экономической устойчивостью и иметь достаточный стартовый капитал. В этих целях они могут быть освобождены от уплаты некоторых налогов, им могут выделять государственные субсидии на определенные нужды и гарантии государственных выплат по своим облигациям. Остальные, необходимые им средства, госкорпорации добывают на рынке.

Безусловно, при создании госкорпораций государство идет на существенные риски, однако в случае успеха оно заслужит большее доверие как со стороны зарубежных партнеров и инвесторов, так и со стороны своих граждан. Кроме того, успешная деятельность госкорпораций даст сильный толчок к развитию национальной экономики, поскольку создаются такие структуры, как правило, в наукоемких отраслях и в сферах использования высоких современных технологий в целях повышения конкурентоспособности национальной продукции на зарубежных рынках. Для России подобная практика также уже является традиционной, поскольку в большинстве своем отечественные госкорпорации включают в себя множество предприятий с высокотехнологичным производством.

В заключение отметим, что процесс возникновения государственных корпораций может выглядеть не совсем обычно с точки зрения частного предприятия. Учредителем госкорпораций является

государство, преследующее цели, не связанные с извлечением прибыли, но с тем, чтобы решить проблемы, волнующие общество. Условиями создания госкорпораций являются экономическая стагнация, дефицит или, наоборот, профицит продукции общественного пользования, завышение цены или низкокачественная продукция. В этом смысле госкорпорации после создания должны выступить не только неким контролером и своеобразным регулятором рынка, но его санитаром. Так, неудивительно, что большинство госкорпораций являются бесприбыльными, поскольку вся прибыль реинвестируется, и собственник не получает дивидендов. Тем более, если учесть, что многие инновационные разработки требуют долгосрочного финансирования, и именно бюджетные средства призваны стать таковыми для современных государственных корпораций.

Литература

1. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. М.: Книжный мир, 2003.

2. Веснин В.Р. Корпоративное управление: Учебное пособие. М.: МГИУ, 2012.

3. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О некоммерческих организациях» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) / «Собрание законодательства РФ», 15.01.1996, № 3, ст. 145.

4. https://ru.wikipedia.org/wiki/Государствен-ная_корпорация (дата обращения: 20.09.2019).

5. Федеральный закон от 28 июля 2004 г. № 87-ФЗ «О признании утратившими силу Федерального закона «О реструктуризации кредитных организаций» и отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, а также о порядке ликвидации государственной корпорации «Агентство по реструктуризации кредитных организаций» / «Собрание законодательства РФ», 02.08.2004, № 31, ст. 3223.

6. Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 210-ФЗ «О ликвидации Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта, внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» / «Собрание законодательства РФ», 28.07.2014, № 30 (Часть I), ст. 4211.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.