частно -правовые (Цивилистические) науки private 1аш (civil) sciences
Научная статья
УДК 346.7
https://doi.org/10.36511/2078-5356-2022-3-71-78
О некоторых аспектах деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в период распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 и мерах государственной поддержки
Одинокова Анастасия Владимировна
Нижегородская академия МВД России, Нижний Новгород, Россия, [email protected]
Аннотация. В статье рассмотрены экономические показатели деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства с 2019 по 2022 годы и проведена их оценка в корреляции с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19. Также проанализированы меры государственной поддержки бизнеса, эффективность их использования, описаны меры, применение которых запланировано в 2022 году для нивелирования влияния пандемии на малый и средний бизнес в России.
Ключевые слова: субъекты малого и среднего предпринимательства, пандемия новой коронавирусной инфекции COVID-19, меры государственной поддержки, эффективность бизнеса
Для цитирования: Одинокова А. В. О некоторых аспектах деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в период распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 и мерах государственной поддержки // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2022. № 3 (59). С. 71—78. https://doi.org/10.36511/2078-5356-2022-3-71-78.
Original article
On some aspects of the activities of large and medium-sized businesses during the spread of a new coronavirus infection COVID-19 and measures
of state support
Anastasia V. Odinokova
Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nizhny Novgorod, Russian Federation, [email protected]
Abstract. The article considers the economic performance of small and medium-sized businesses from 2019 to 2022 and evaluates them in correlation with the spread of the new coronavirus infection COVID-19. An analysis was also made of the ongoing measures of state support for business, the effectiveness of their use, and the measures that are planned to be applied in 2022 to level the impact of the pandemic on small and medium-sized businesses in Russia are described.
Keywords: small and medium-sized businesses, COVID-19 pandemic, government support measures, business efficiency
For citation: Odinokova A. V. On some aspects of the activities of large and medium-sized businesses during the spread of a new coronavirus infection COVID-19 and measures of state support. Legal Science and Practice: Bulletin of the Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2022, no. 3 (59), pp. 71—78. (In Russ.). https://doi.org/10.36511/2078-5356-2022-3-71-78.
На небольших предприятиях получает за- и темпы развития экономики в целом. Ведь
работную плату примерно каждый третий ра- многие свежие идеи, новаторские решения по-
ботник в нашей стране. От процессов, которые являются именно в этом сегменте: в малом и
происходят в этом секторе, во многом зависят среднем бизнесе [1].
© Одинокова А. В., 2022
частно -правовые (цивилистические) науки рйшаге 1яш (еми) ^епиен
Однако обстоятельства вносят свои коррективы: ни один аспект нашей жизни не обошли последствия пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19 (далее — COVID-19, инфекция, вирус, пандемия). Сфера экономики также не стала исключением, к сожалению,
неблагоприятное воздействие коснулось и субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — СМП).
Для начала стоит обратиться к статистике, цифры отражают динамику изменения количества таких субъектов с 2019 года (рис. 1).
Рисунок 1. Динамика изменения количества субъектов малого и среднего предпринимательства
"Источник официальный сайт Федеральной налоговой службы Российской Федерации
Представленная статистика легко объясняется жизненными реалиями, динамикой распространения инфекции, вводимыми ограничительными мерами как реакцией государства и попытками остановить рост заболевших в стране. Именно 2020 год стал годом, когда все мы лицом к лицу столкнулись с новым вирусом, который активно распространялся по стране, а руководству страны пришлось принимать незамедлительные действия, последствия которых выразились в наибольшем падении количества СМП за 2020 год, а именно на 232 345 (3,93 %).
Далее подробнее остановимся на категориях предприятий СМП, видах их деятельности и количестве производимой продукции, а также организационных формах, в которых они функционируют. Не секрет, что в структуре СМП выделяют две большие категории предприятий: малые и средние предприятия, при этом к числу первых относятся также и микропредприятия. Критерием отнесения к той или иной категории
является численность работников. Так, для отнесения к категории средних предприятий необходимо, чтобы численность работников составляла от 101 до 250 человек, соответственно, предприятия с количеством работников менее 100 будут относиться к категории малых предприятий, а вот если количеств работников не превышает 15 человек, то мы уже говорим о микропредприятии. Еще одним критерием отнесения предприятия к определенной категории является предельное значение дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год: до 120 млн рублей — микропредприятия, до 800 млн рублей — малые предприятия, а до 2 млрд рублей — средние предприятия. При решении вопроса о категории предприятия выбирают наибольший по значению показатель.
Теперь стоит посмотреть статистику именно по категориям предприятий, как менялась их численность за рассматриваемые периоды (см. табл.).
частно -правовые (Цивилистические) науки
рршаге 1аш (сми) 1с1еисе1
Таблица
Структура субъектов малого и среднего предпринимательства
Год Количество микропредприятий Количество малых предприятий Количество средних предприятий
2019 5 771 626 250 758 18 811
2020 5 675 756 224 105 17 045
2021 5 450 261 216 615 17 685
2022 (январь) 5 636 297 212 429 17 977*
"Источник официальный сайт Федеральной налоговой службы Российской Федерации
Как видно из представленных в таблице 1 сведений, во всех рассматриваемых периодах в структуре СМП преобладают микропредприятия — в 2019 году они составляли 95,5 % от общего количества субъектов, в 2020 и 2021 — 95,9 %, а в 2022 — 96 %. Можно сказать, что пандемия коронавируса не внесла существенных изменений в структуру категорий СМП.
Говоря о количестве работников, задействованных на средних и малых предприятиях, их количество на начало текущего года, по
сравнению с 2019 годом, снизилось на 7,63 %, что в числовом выражении составило чуть больше 1,2 миллионов человек. При этом ежегодно наблюдалось увеличение количества продукции и услуг, производимых и оказываемых малыми и средними предприятиями, причем достаточно существенное. Так, по сравнению с показателем 2019 года, в 2022 году количество произведенной продукции и оказанных услуг увеличилось почти вдвое, что наглядно представлено на рисунке 2.
Рисунок 2. Динамика изменения количества продукции и услуг, производимой и оказываемой малыми и средними предприятиями
"Источник официальный сайт Федеральной налоговой службы Российской Федерации
частно -правовые (цивилистические) науки рршаге 1яш (еми) ^епиен
Следует подчеркнуть, что, несмотря на увеличение количества продукции и услуг СМП, наиболее популярные коды экономической деятельности практически не поменялись: с 2019 года по январь 2022 года три лидирующие позиции занимают: «Деятельность автомобильного грузового транспорта», «Строительство жилых и нежилых зданий», «Торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах».
Подводя итог статистической части исследования, следует сделать несколько выводов. В первую очередь отметим, что пандемия очень негативно отразилась на малом и среднем бизнесе в России, который оказался достаточно уязвимым в связи с такими факторами, как отсутствие зачастую стабилизационного фонда на случай кризисной ситуации, сложности при кредитовании бизнеса и отсутствие образования кадров, позволяющего проводить эффективные меры кризисного управления. Наиболее сложным стал для СМП 2020 год, когда впервые бизнес столкнулся лицом к лицу с массовыми ограничительными мерами. Наиболее пострадавшими сферами стали сегмент ресторанного и гостиничного бизнеса, продемонстрировавший падение продаж на 37 %, а также ретейл одежды и обуви, также показавший снижение на 38 %. Негативное влияние испытали на себе, конечно, туристический бизнес, услуги фитнес-центров и предприятий общественного питания.
Далее перейдем к основной части настоящего исследования, а именно к тем мерам, которые предпринимались органами государственной власти для поддержки малого и среднего предпринимательства в России.
Сначала остановимся на помощи со стороны ФНС России, которая заложена была подписанным председателем Правительства Российской Федерации М. Мишустиным постановлением от 2 апреля 2020 года № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики». Суть данной меры заключается в освобождении от уплаты налогов, сборов, страховых взносов за отчетные налоговые периоды, относящиеся ко II кварталу 2020 года. Данная мера поддержки предусмотрена для индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют свою деятельность в наиболее пострадавших отраслях экономики, а также для юридических лиц при сочетании двух условий: включение в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства на основании
отчетности за 2018 год, занятость в наиболее пострадавших отраслях экономики [2]. Перечень таких отраслей утвержден постановлением Правительства от 3 апреля 2020 года № 434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронави-русной инфекции» и включает, например, деятельность музеев, зоопарков, туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма, деятельность по предоставлению мест для временного проживания, по предоставлению продуктов питания и напитков, услуг парикмахерскими и салонами красоты, стоматологическую практику [3]. Послабления коснулись налогов на доходы, имущественных налогов, страховых взносов, а также некоторых иных видов налогов (акциз, водный налог, торговый сбор, налог на добычу полезных ископаемых) за второй квартал 2020 года. Особенности предоставления льгот по каждому из указанных обязательных платежей подробно описаны как на сайте ФНС, так и в различных разъяснительных документах, что особенно важно было для СМП: налоговый орган самостоятельно обнулял суммы, которые исчислены в декларациях.
Кроме того, было принято решение о приостановлении налоговых проверок и о том, что новые проверки назначаться не будут, для определенных видов отчетности были продлены сроки подачи, действовал мораторий на возбуждение дел о банкротстве для налогоплательщиков, которые осуществляют предпринимательскую деятельность в наиболее пострадавших от пандемии отраслях. По данным Минэкономразвития, количество проверок в отношении бизнеса в 2020 году снизилось в 1 раз по сравнению с 2019 годом.
Как отмечено выше, активные меры государственной поддержки начали приниматься государством в апреле 2020 года, в то время как месяцем раньше на первом плане был медицинский аспект проблемы, потому и правительства многих стран принимали активные действия именно по выработке алгоритма действия по лечению больных, увеличению количества мест в больницах, защите и стимулированию медицинских работников, недопущению распространения СOVID-19, поиску вакцины. В апреле же государство сфокусировалось на проблемах преодоления экономического кризиса и снятия административных барьеров для СМП. Принимаемые различными
частно -правовые (Цивилистические) науки private law (civil) sciences
государствами меры в тот период времени во многом схожи между собой. Так, например, в Казахстане приостановлены налоговые проверки, в России мы отмечали принятие схожей меры: до конца 2020 года были отменены 100 тыс. плановых и 400 тыс. внеплановых проверок малого и среднего бизнеса. Послабления многие страны сделали и в части получения и продления лицензий: в Японии была облегчена процедура продления лицензии на импорт и экспорт продукции.
Апрель ознаменовался также выполнением поручения Президента России по поддержке СМП путем предоставления льготных кредитов предприятиям наиболее пострадавших отраслей для выплаты зарплаты сотрудникам из расчета 12 130 рублей на одного человека. Суть поддержки заключается в следующем: государство предприняло меры по повышению заинтересованности банков в кредитовании СМП на условиях отсутствия процентов в первые шесть месяцев. Для поддержания заинтересованности банков, которые присоединились к программе льготного кредитования бизнеса по ставке 2 %, предусмотрена государственная поддержка в связи с неполученной выгодой (общая сумма поддержки составила 5,7 млрд рублей).
Общемировая тенденция в мае 2020 года ознаменовалась сменой вектора государственных приоритетов — постепенное снятие ограничительных карантинных мер и возобновление деловой активности бизнеса. Смягчение мер постепенно началось во многих странах мира с учетом, разумеется, степени влияния пандемии на государство и коснулось образовательных организаций (в одних странах с них началось послабление, например, это Франция и Германия, в других, напротив, школы открывались в последнюю очередь, как в США), розничной торговли (практически все страны разрешили ее ведение, за исключением крупной розничной торговли, например, в Италии и Испании), сферы услуг (однако заведения общественного питания открылись далеко не во всех странах. Так, наиболее пострадавшие от пандемии европейские страны, такие как Италия и Франция, не пошли на такое смягчение ограничительных мер). При этом малое количество стран пошло на разрешение проведения массовых мероприятий (Китай с частичными ограничениями) и снятие ограничений на международные путешествия (Южная Корея) [4].
Говоря же об экономической активности, Китай одним из первых приступил к принятию
мер по поддержке бизнеса, как страна, первая столкнувшаяся с пандемией коронавируса. Стремительное падение экономики вынуждает и европейские страны вслед за Китаем снимать ограничительные меры, начиная с открытия школ и промышленных производств (исключением можно назвать Швецию, не вводившую ограничительных мер). Ряд регионов России в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11 мая 2020 года № 316 «Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» также приступили к снятию мер ограничения. В некоторых регионах ограничительные меры были продлены (за исключением крупных стратегически важных промышленных предприятий региона), например, Ингушетия, Коми, Ярославская область, Приморский край. В большинстве регионов была возобновлена работа крупных промышленных предприятий и предприятий СМП (кроме объектов общественного питания, спорта, отдыха и культуры) — Республика Башкортостан, Алтайский край. В таких субъектах, как Удмуртская Республика, Ленинградская, Тульская и Сахалинская области почти полностью возобновили работу в «доковидном» режиме как предприятия крупного бизнеса, так и субъекты малого и среднего предпринимательства (с ограничениями открылись кинотеатры, спортивные клубы, туристические базы и места общественного питания). Наибольшие послабления были в Республике Бурятия, Нижегородской, Ростовской, Самарской областях, где работа предприятий была полностью возобновлена.
В июне 2020 года Правительство России скорректировало условия льготного кредитования для бизнеса. В соответствии с новыми условиями предприятия пострадавших отраслей могут претендовать на получение кредита, сумма которого рассчитывалась путем умножения количества сотрудников предприятия на МРОТ (12 300 руб.) и на 6 месяцев. Сроки получения такого кредита с июня 2020 года по июль 2021 года. В случае, если предприятие сможет сохранить не менее 90 % сотрудников, сумма кредитов и проценты по нему будут выплачены государством, а если сможет сохранить не менее 80 %, то предприятию необходимо будет выплатить половину долга и процентов. Таким образом, второй этап программы планировался к окончанию до 1 апреля
частно -правовые (Цивилистические) науки рйшаге 1яш (еми) ^епиен
2021 года, а закончится он должен был списанием задолженности предприятиям, сохранившим работников.
После завершения в апреле 2021 года второго этапа льготного кредитования условия повторно скорректированы. Реализация программы рассчитывалась на два этапа: с 9 марта по 1 июля 2021 года на срок до 12 месяцев и с 1 ноября по 30 декабря 2021 года на срок до 18 месяцев. С 9 марта по 1 июля предприятия и организации из наиболее пострадавших отраслей могли получить льготные кредиты по ставке 3 %, остальное субсидировало государство. Второй этап программы стартовал в ноябре 2021 года и продлится до 30 декабря. Заем можно будет получить на полтора года из расчета один минимальный размер оплаты труда на каждого сотрудника на 12 месяцев. Срок погашения кредита увеличен вдвое — с 6 до 12 месяцев. При этом в течение первого полугодия заемщик не выплачивает основной долг и проценты по кредиту.
Несмотря на значительные послабления, особенно в ряде регионов страны, полной отмены профилактических мер ни в одном из регионов не было введено. Так, предприниматели обязаны обеспечивать безопасность работников, предоставляя последним средства индивидуальной защиты и антисептические средства. Затраты на проведение таких профилактических мероприятий государство дало возможность возместить: правительство предусмотрело субсидию на проведение профилактических мероприятий по нераспространению COVID-19, на которую могли рассчитывать около 500 тыс. малых и средних предприятий. С 15 июля по 15 августа 2020 года СМП в сфере гостеприимства, бытовых услуг, общественного питания, спорта и дополнительного образования получили возможность через личный кабинет налогоплательщика подать заявку на получение такой субсидии в размере 15 тыс. рублей как фиксированной первоначальной суммы и еще по 6,5 тыс. на каждого из сотрудников из расчета численности на май 2020 года.
К сожалению, 2021 год также прошел для бизнеса с коррективами, вносимыми пандемией. Этот год сопровождался системными решениями в отношении малого и среднего предпринимательства и задал такие же векторы на наступивший 2022 год, которые можно условно разделить на 4 направления:
1. Оказание финансовой поддержки в различных форматах.
2. Создание благоприятных условий для доступа к рынкам сбыта и уменьшение налоговой нагрузки и нагрузки по сдаче отчетности.
3. Снятие административных барьеров для бизнеса.
4. Развитие более широкой сети инфраструктуры в субъектах России.
Каким же образом будут в наступившем году скорректированы меры государственной политики малого и среднего бизнеса с учетом обозначенных ключевых векторов?
Стоит отметить, что оказание финансовой поддержки, несомненно, является одной из самых популярных и эффективных мер. Так, на использование последней скорректированной программой кредитования в ноябре 2021 года подали заявки более 40 тыс. компаний малого и среднего бизнеса. Кроме того, данная программа дополнилась еще и программой грантов, за которыми в налоговые органы обратилось более 523 тыс. предприятий. Финансовые меры в 2022 году могут быть дополнены еще одним действенным механизмом: в Государственной Думе на рассмотрении находится пакет законопроектов, в случае принятия которых самые маленькие организации смогут перейти на специальный налоговый режим - автоматизированную упрощенную систему налогообложения. Целевой «аудиторией» этой системы станут наиболее многочисленные компании, ведущие в России бизнес с оборотом менее 60 млн рублей. В случае принятия данного пакета мер такие компании полностью будут освобождены от расчета налогов и подачи отчетности.
Также в 2022 году планируется продолжить применение практики в отношении продления лицензий, которая использовалась в начале пандемии и о которой мы говорили в начале исследования. Эта мера затронула более 41 тыс. лицензий и свыше млн разрешений. Если такая практика найдет свое продолжение в нынешнем году, то коснется более 10 тыс. разрешительных документов.
Планируется принятие дополнительных решений в отношении предприятий из наиболее чувствительных к эпидемии отраслей. Так, в текущем году компании общественного питания не будут уплачивать НДС, если в 2021 году их выручка не превысила 2 млрд рублей.
Еще одним направлением государственной поддержки малого и среднего бизнеса в 2022 году будет снятие административных барьеров, одним из инструментов для достижения которого является платформа «За бизнес». Платформа
частно -правовые (Цивилистические) науки private law (civil) sciences
призвана осуществлять контроль за деятельностью органов государственной власти, и по состоянию на февраль 2022 года на цифровой платформе для работы с обращениями предпринимателей зарегистрировано почти 3,5 тысячи пользователей и порядка 2,5 тыс. обращений [5]. Отметим также, что в текущем году будет сохранен мораторий на проведение плановых проверок СМП.
Подводя итог проведенному исследованию по оказываемым с начала пандемии по настоящее время мерам государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, отметим следующее.
В первую очередь уже с уверенностью можно говорить, что спровоцированный пандемией COVID-19 спад развития сектора СМП к настоящему времени преодолен, это становится очевидным даже при беглом анализе ключевых статистических показателей. Так, в конце 2021 года численность субъектов малого и среднего бизнеса по сравнению с аналогичным периодом 2020 года увеличилась почти на 110 тысяч человек, что связано с ростом численности вновь создаваемых предприятий.
Конечно, обозначенная положительная динамика стала возможной благодаря антикризисным мерам, проводимым государством, это и льготные программы кредитования, продлеваемые и корректируемые в зависимости от складывающейся ситуации в экономике, и безвозмездная поддержка в виде грантов на оплату труда наемных рабочих и компенсацию затрат на покупку средств индивидуальной защиты.
Второй момент, который нельзя упускать из вида, это те меры, которые будут реализовы-ваться в 2022 году. С текущего года для крупных компаний увеличены квоты на закупку у малого бизнеса, а также ужесточены меры административной ответственности за несвоевременность расчетов. Еще одной мерой, которая нашла свое продолжение в 2022 году, стало обнуление затрат на оплату комиссии в системе быстрых платежей — совместный проект с Центральным банком Российской Федерации.
Таким образом, можно говорить, что эффективность принимаемых мер обеспечивается их своевременностью, масштабностью и одновременной адресностью для наиболее чувствительных к ограничениям отраслей. Два года периодических локдаунов научили бизнес адаптироваться к новой обстановке, а государственная поддержка помогает соблюдать ограничения, не допускать задержки заработной платы и реализовывать мероприятия
по работе в дистанционном формате, в связи с чем есть весомые основания полагать, что 2022 год не ознаменуется новыми падениями экономических показателей малого и среднего бизнеса.
Список источников
1. Заседание Правительственной комиссии по вопросам развития малого и среднего предпринимательства. URL: http://government.ru/news/43965/ (дата обращения: 28.01.2022).
2. О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики (с изм. от 7 ноября 2020 г.): постановление Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 409. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 28.01.2022).
3. Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (с изм. от 16 октября 2020 г): постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 года № 434. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 28.01.2022).
4. Смирнова А. А. О мерах государственной поддержки малого предпринимательства в период пандемии COVID-19 в России // Экономика, предпринимательство и право. 2021. № 2. С. 285—298.
5. Цифровая платформа для работы с обращениями предпринимателей. URL: https://xn--80acmfcf0b7a. xn--p1ai/ (дата обращения: 28.01.2022).
References
1. Meeting of the Government Commission on the development of small and medium-sized businesses. URL: http://government.ru/news/43965/ (accessed 28.01.2022). (In Russ.)
2. On measures to ensure the sustainable development of the economy (as amended on November 7, 2020): decree of the Government of the Russian Federation no. 409 of April 2, 2020. Access from the reference legal system "ConsultantPlus" (accessed 28.01.2022). (In Russ.)
3. Approval of the list of sectors of the Russian economy most affected by the deteriorating situation as a result of the spread of a new coronavirus infection (as amended of October 16, 2020): decree of the Government of the Russian Federation no. 434 of April 3, 2020. Access from the reference legal system "ConsultantPlus" (accessed 28.01.2022). (In Russ.)
4. Smirnova A. A. On measures of state support for small business during the COVID-19 pandemic in Russia. Economics, Entrepreneurship and Law, 2021, no. 2, pp. 285—298. (In Russ.)
5. Digital platform for working with requests from entrepreneurs. URL: https://xn--80acmfcf0b7a.xn--p1ai/ (accessed 28.01.2022). (in Russ.)
частно -правовые (цивилистические) науки private law (civil) sciences
Информация об авторе А. В. Одинокова — кандидат юридических наук.
Information about the author A. V. Odinokova — Candidate of Sciences (Law).
Статья поступила в редакцию 20.07.2022; одобрена после рецензирования 24.08.2022; принята к публикации 30.08.2022.
The article was submitted 20.07.2022; approved after reviewing 24.08.2022; accepted for publication 30.08.2022.