Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ АКТУАЛЬНЫХ ВОПРОСАХ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ ПРАВА'

О НЕКОТОРЫХ АКТУАЛЬНЫХ ВОПРОСАХ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ ПРАВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
403
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Правосудие
Область наук
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ ПРАВА / ФУНКЦИИ ПРАВА / ОНТОЛОГИЯ / МЕТОДОЛОГИЯ / АКСИОЛОГИЯ ПРАВА / НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ / ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ ПРАВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Желдыбина Татьяна Анатольевна

Введение. Представлено авторское видение сложных философско-правовых вопросов в онтологическом, методологическом и аксиологическом аспектах. Сформулированы выводы о значении философии права для юридической науки. Изучен ряд вопросов, интересных и актуальных как для античной, так и для современной науки. Обосновано применение отдельных методов (герменевтического, феноменологического, синергетического) для философско-правовых исследований. Теоретические основы. Методы. Специфичность темы исследования определила комплексный подход к методологии. В статье были использованы системно-структурный, сравнительный, герменевтический, аналитический методы, принцип историзма, абстрагирование и конкретизация. Особенности поставленной цели исследования - выявить самые современные (с точки зрения автора) философско-правовые проблемы в связи с онтологической, методологической и аксиологической функциями права - обусловили и особенности осмысления и изложения материала. Результаты исследования. Изучена проблематика идеи права с учетом происходящих процессов глобализации и соотношения современной философии и теории права при приоритете преемственности философского и юридического научного знания. Определен статус философии права в системе научного знания, обоснованы значимые на сегодняшний день методы философии права. Представлен анализ ценностного осмысления вопросов философии права в связи с пересмотром традиционных взглядов на сущность и смысл права. Особое внимание уделено античным идеям, имеющим ценность и в настоящее время, - смыслу жизни, вере в свои идеалы, последовательности, твердости духа. Рассмотрена с современных позиций идея общественного и частного блага. Обсуждение и заключение. Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что философия права, с одной стороны, развивается под влиянием сложившихся традиций, а с другой стороны, нуждается в современном осмыслении и аргументации с позиции непрерывно развивающегося научного знания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Желдыбина Татьяна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON SOME TOPICAL ISSUES OF MODERN PHILOSOPHY OF LAW

Introduction. The article presents a modern view of the most important problems of the philosophy of law. The author’s vision of complex philosophical and legal issues in ontological, methodological and axiological aspects is presented. The author makes conclusions about the importance of the philosophy of law for legal science. A number of issues that are both interesting and relevant for ancient and modern science have been studied. Certain methods (hermeneutic, phenomenological, synergetic) for philosophical and legal research has been applied and substantiated. Theoretical Basis. Methods. The specificity of the research topic demanded an integrated approach to the methodology. Thus, the article used the system-structural, comparative, hermeneutic, analytical methods, the principle of historicism, abstracting and concretisation. The peculiarities of the aim of the study - to identify the most modern (from the point of view of the author) philosophical and legal problems in connection with the ontological, methodological and axiological functions of law - also determined the peculiarities of the interpretation and presentation of the material. Results. The problematics of the idea of law has been studied taking into account the ongoing processes of globalisation, specifically; - The correlation of modern philosophy and theory of law with the priority of the continuity of philosophical and legal scientific knowledge; - The definition of the status of philosophy of law in the system of scientific knowledge; - The substantiation of significant methods of philosophy of law; - The analysis of the value comprehension of questions of philosophy of law in connection with the revision of traditional views on the essence and meaning of law is. Particular attention is paid to ancient ideas that remain valuable - namely the meaning of life, faith in one’s ideals, consistency, and fortitude. The idea of public and private good is considered from modern positions. Discussion and Conclusion. The analysis made it possible to conclude that the philosophy of law, on the one hand, develops under the influence of established traditions, whilst on the other hand, it needs modern understanding and argumentation from the standpoint of continuously developing scientific knowledge.

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ АКТУАЛЬНЫХ ВОПРОСАХ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ ПРАВА»

Научная статья УДК 340.12

DOI: 10.37399/2686-9241.2022.1.28-40

шш

О некоторых актуальных вопросах современной философии права

Татьяна Анатольевна Желдыбина

Саратовская государственная юридическая академия, Саратов, Российская Федерация tаtyаnа 130802@yandex.ru

Аннотация

Введение. Представлено авторское видение сложных философско-правовых вопросов в онтологическом, методологическом и аксиологическом аспектах. Сформулированы выводы о значении философии права для юридической науки. Изучен ряд вопросов, интересных и актуальных как для античной, так и для современной науки. Обосновано применение отдельных методов (герменевтического, феноменологического, синергетического) для философско-правовых исследований.

Теоретические основы. Методы. Специфичность темы исследования определила комплексный подход к методологии. В статье были использованы системно-структурный, сравнительный, герменевтический, аналитический методы, принцип историзма, абстрагирование и конкретизация.

Особенности поставленной цели исследования - выявить самые современные (с точки зрения автора) философско-правовые проблемы в связи с онтологической, методологической и аксиологической функциями права - обусловили и особенности осмысления и изложения материала.

Результаты исследования. Изучена проблематика идеи права с учетом происходящих процессов глобализации и соотношения современной философии и теории права при приоритете преемственности философского и юридического научного знания. Определен статус философии права в системе научного знания, обоснованы значимые на сегодняшний день методы философии права. Представлен анализ ценностного осмысления вопросов философии права в связи с пересмотром традиционных взглядов на сущность и смысл права.

Особое внимание уделено античным идеям, имеющим ценность и в настоящее время, -смыслу жизни, вере в свои идеалы, последовательности, твердости духа. Рассмотрена с современных позиций идея общественного и частного блага.

Обсуждение и заключение. Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что философия права, с одной стороны, развивается под влиянием сложившихся традиций, а с другой стороны, нуждается в современном осмыслении и аргументации с позиции непрерывно развивающегося научного знания.

Ключевые слова: философия права, функции права, онтология, методология, аксиология права, научное знание, функции философии права

Для цитирования: Желдыбина Т. А. О некоторых актуальных вопросах современной философии права // Правосудие/Justice. 2022. Т. 4, № 1. С. 28-40. DOI: 10.37399/26869241.2022.1.28-40.

© Желдыбина Т. А., 2022

Original 8rticle

On Some Topical Issues of Modern Philosophy of Law

Tatiana A. Zheldybina

Saratov State Law Academy, Saratov, Russian Federation For correspondence: tatyanal30802@yandexi.ru

Abstract

Introduction. The article presents a modern view of the most important problems of the philosophy of law. The author's vision of complex philosophical and legal issues in ontological, methodological and axiological aspects is presented. The author makes conclusions about the importance of the philosophy of law for legal science. A number of issues that are both interesting and relevant for ancient and modern science have been studied. Certain methods (hermeneutic, phenomenological, synergetic) for philosophical and legal research has been applied and substantiated.

Theoretical Basis. Methods. The specificity of the research topic demanded an integrated approach to the methodology. Thus, the article used the system-structural, comparative, hermeneutic, analytical methods, the principle of historicism, abstracting and concretisation. The peculiarities of the aim of the study - to identify the most modern (from the point of view of the author) philosophical and legal problems in connection with the ontological, methodological and axiological functions of law - also determined the peculiarities of the interpretation and presentation of the material.

Results. The problematics of the idea of law has been studied taking into account the ongoing processes of globalisation, specifically;

- The correlation of modern philosophy and theory of law with the priority of the continuity of philosophical and legal scientific knowledge;

- The definition of the status of philosophy of law in the system of scientific knowledge;

- The substantiation of significant methods of philosophy of law;

- The analysis of the value comprehension of questions of philosophy of law in connection with the revision of traditional views on the essence and meaning of law is.

Particular attention is paid to ancient ideas that remain valuable - namely the meaning of life, faith in one's ideals, consistency, and fortitude. The idea of public and private good is considered from modern positions.

Discussion and Conclusion. The analysis made it possible to conclude that the philosophy of law, on the one hand, develops under the influence of established traditions, whilst on the other hand, it needs modern understanding and argumentation from the standpoint of continuously developing scientific knowledge.

Keywords: philosophy of law, functions of law, ontology, methodology, axiology of law, scientific knowledge, functions of the philosophy of law

For citation: Zheldybina, T. A., 2022. On some topical issues of modern philosophy of law. Pra-vosudie/Justice, 4(1), pp. 28-40. DOI: 10.37399/2686-9241.2022.1.28-40.

Введение

нтологические, методологические и аксиологические основы философии права, составляющие ее содержание, не в полной мере получают освещение в современной юридической науке. Поставим цель - выявить наиболее значимые современные философско-правовые проблемы в связи с важнейшими функциями философии права.

Изучение философско-правовых традиций с учетом изменений правовых реалий, новых законотворческих решений придает теме настоящей статьи практическую ценность. Существующие представления требуют расширения поля исследования.

Предметом нашего анализа являются онтологические, методологические и аксиологические проблемы современной философии права с позиции развития и эволюции, достоинств и недостатков научного знания современности.

Важным видится переосмысление системы категорий, связанных с изучаемой темой, - смысл жизни, твердость и стойкость духа и др.

Теоретические основы. Методы

За основу исследования взяты как классические труды ученых, посвященные изучению и критическому рассмотрению вопросов философии права, - Аристотеля, Платона, Сократа, И. Бентама, Т. Гоббса, Г. Ф. Шершене-вича, Л. Ллойда, так и работы современников - В. А. Бачинина, Г. А. Гад-жиева, В. Н. Жукова, И. Ю. Козлихина, А. И. Овчинникова, Szilard Tattay, Wolfgang Wieland, Stuart C. Mendel, Jeffrey L. Brudney.

Для написания работы использовался прежде всего общенаучный системно-структурный метод познания, позволивший разделить проблемы философии права по группам в зависимости от ее функций - онтологической, методологической и аксиологической.

Использование сравнительного метода позволило выявить общее и особенное в процессе исследования философско-правовых проблем современности.

Герменевтический метод обусловил глубокое изучение содержания произведений мыслителей при анализе проблем философии права, а также уяснение их смысла.

Аналитический метод помог критически осмыслить и переосмыслить взгляды ученых по исследуемой теме.

Принцип историзма дал возможность уяснить философско-правовую проблематику в конкретных исторических условиях, в том числе правовых реалиях и духе времени.

При помощи абстрагирования удалось выявить важные аспекты рассматриваемой темы, изучить философско-правовые проблемы отдельно от проблем теории права и специальных юридических. Метод конкретизации помог увидеть каждую сторону той проблемы философии права, которая подвергалась анализу.

Результаты исследования

Вопросы философии права получают в настоящее время новый импульс развития в связи с усилением процессов глобализации, интеграции и возрастанием интереса к вопросам истории науки.

Первое, на чем необходимо остановиться, это «новое звучание» понимания права. Главной проблемой философии права была и остается задача

постижения сущности права, понимания права. От ее решения зависит как законотворчество, так и правоприменение. Узконормативность и догматичность права уже не отвечают духу времени и изменившейся на сегодняшний день системе законодательства, хотя до сих пор имеются сторонники старой теории понимания права - юристы-позитивисты. Толкование, уяснение в случае неясности нормы права и ее оценка предполагают онтологическую составляющую, т. е. не правовой идеал, а правовую реальность.

Историческая натурализация философии права, с одной стороны, и не всегда удачные попытки современных исследователей определить место философии права в системе научного знания, с другой стороны, осложняют адаптивную интеграцию философии права в научную сферу общества [Иванов, А. Н., 2007, с. 42].

Как отметил в диссертационном исследовании В. С. Груздев, «постсоветское правоведение решительно занялось конструированием "новых" онто-логий права, создав несколько вариантов, дополняющих привычную для отечественной юридической науки трактовку правовой реальности на началах материалистической диалектики» [Груздев, В. С., 2021, с. 4].

Нельзя не согласиться с данным высказыванием, и в продолжение идей указанного автора отметим следующее. Проблемы, связанные с идеей права, вызывают необходимость переосмысления, нового их видения с учетом изменений, происходящих в правовой науке, и сохранения тех ценных результатов, которые были получены ранее.

Во-первых, хотелось бы обратить внимание на позицию А. И. Овчинникова, который верно подметил, что в основании любой теории или концепции права лежит определенное представление о праве. Плюрализм правопонимания приемлем для научного познания права. Поэтому и теорий права столько, сколько представлений о праве. В точных науках существует несколько теорий, описывающих то или иное явление, одновременно признаваемых истинными. В гуманитарных науках, изучающих по сравнению с точными науками значительно более сложный и не поддающийся объективизации феномен - общество и человека, тем более возможна такая ситуация. Кроме того, от правопонимания зависит и методология права, так как учение о сущности права представляет собой и учение о методе его изучения (учение о методах познания права). В основе любого правопонимания лежит представление о смысле человеческой и общественной жизни, о сущности человека и общества. По сути правопонима-ние представляет собой юридическую концепцию социальной реальности [Овчинников, А. И., 2017, с. 60].

Во-вторых, предметное поле философии права и теории права не всегда четко разграничивается. Как считает В. Н. Жуков, наиболее проблемным является положение философии права в юридической среде, среди юридических наук, где распространен юридико-догматический вариант философии права [Жуков, В. Н., 2018, с. 45].

Другой автор, И. А. Кацапова, заметила, что в современной России, как, впрочем, и в конце XIX - начале ХХ в., философско-правовыми проблема-

ми интересуются в большей степени юристы, чем философы (возможно, это является национальной особенностью) [Кацапова, И. А., 2019, с. 38].

Нельзя не согласиться с данным высказыванием, учитывая традиции исследования философии права, сложившиеся в дореволюционной российской науке, объективированные в трудах Г. Ф. Шершеневича, Б. Н. Чичерина, Н. М. Коркунова, П. И. Новгородцева.

С точки зрения профессора И. Ю. Козлихина, общая теория права и государства себя изжила, возникла необходимость развивать самостоятельные юридические науки, имеющие свои предмет и методы исследования. К их числу относится и философия права [Козлихин, И. Ю., 2008, с. 643].

Статьи, в названии которых присутствуют слова «философия права», чаще всего неотличимы от статей по теории государства и права, а многие российские юристы не видят разницы между этими предметами. Однако философия права - это критика любой теории права, это утверждение, что теорий права может и должно быть более одной, это совокупность знаний и умений, позволяющих их обладателю самому оценивать и выбирать среди альтернативных теорий, конструкций и дискурсов о праве [Пржилен-ский, В. И., 2019, с. 25].

Признавая обоснованность некоторых разногласий, отметим, что действительно существует неопределенность относительно принадлежности философии права к той или иной области знаний. Это вызывает полемику при подготовке диссертационных исследований, трудности при выявлении соответствия темы диссертации паспорту научной специальности.

Философия права является фундаментальной наукой. Вместе с тем в качестве междисциплинарной отрасли знания философия права объединяет познавательные усилия метафизики, онтологии, гносеологии, юриспруденции, социологии, антропологии, психологии, культурологии и других со-циогуманитарных дисциплин в исследовании сущности правовых реалий, при анализе причинно-следственных связей, которыми они соединены с первоосновами сущего [Бачинин, В. А., 2000, с. 31].

Не совсем определенный статус философии права, занимающей место на стыке философии и юриспруденции, обусловливает ее место в учебном процессе. Философско-правовая проблематика все в большей степени проникает в научную материю теории права. И вместе с тем данная дисциплина зачастую преподается на кафедрах философии.

Еще одним важным вопросом современной философии права является методологический. Методология познания правовой реальности выступает одной из важных функций философии права. И в связи с методологическим плюрализмом, изменением (прежде всего сближением) методологических подходов в правовой науке нуждается в корректировке. Здесь важно учитывать и то, с каких позиций анализировать методологическую функцию философии права - рассматривать ее с точки зрения философии права как юридической либо философской науки.

Как отмечал корифей отечественной правовой науки Г. Ф. Шершене-вич, «...философия права (по его мнению, составная часть философии. -

Т. Ж.) не должна отличаться от целого ни по своим задачам, ни по своим методам» [Шершеневич, Г. Ф., 1910, с. 19].

Философия и философия права как гуманитарные науки используют в целом сходные методы исследования, причем как общенаучные, так и частные.

Следует тем не менее согласиться с авторами, отмечающими слабую восприимчивость к новым тенденциям развития философской методологии как «ахиллесову пяту» юриспруденции [Пантыкина, М. И., 2013, с. 46].

Однако методологические наработки философии права дали положительные результаты. Изучение методологической специфики любой области познания, лежащей на стыке разных специальностей, способно содействовать организации эффективного междисциплинарного диалога исследователей. В этом аспекте изучение философского способа познания права может стимулировать формирование общего смыслового пространства, единого понятийного аппарата, который способен обогатить как общетеоретическое и отраслевое правоведение, так и социальную философию [Михайлов, А. М., 2015, с. 16-17].

Правопознание предполагает методологию теоретического постижения права для выявления общих черт правовых явлений, прогнозирования новых тенденций развития права.

Например, настоятельная необходимость толкования текстов объясняет использование и применение герменевтического метода.

Феноменологический метод дает возможность осмыслить ценностный аспект в праве, место и роль человека в современном обществе, его взаимоотношения с государством, его права и обязанности с учетом национального, российского менталитета, самобытности и состояния духовности.

Синергетический метод включает идею нелинейности, что предполагает возможность не стандартного, а альтернативного варианта рассмотрения путей развития, особенно в условиях нестабильного, кризисного периода при принятии какого-либо решения (например, при стремительных законодательных изменениях).

В рамках нашего исследования нельзя обойти вниманием аксиологические основания современной философии права, содержание которых детерминировано особенностями самого права и интеллектуально-философского познания настоящего времени. Ценностное осмысление вопросов нынешней философии права связано с переоценкой устоявшихся взглядов на сущность и смысл права.

Аксиологическая функция позволяет понимать философию права как мировоззрение, как методологию, как (процесс) технологию [Кожевников, В. В., 2014, с. 7; Журавлев, М. М., 2018, с. 18; Иконникова, Г. И. и Ля-шенко, В. П., 2021, с. 42] и направлена на раскрытие роли объективных и субъективных ценностей в праве, а также роли моральных и религиозных принципов [Иконникова, Г. И. и Ляшенко, В. П., 2021, с. 46].

Аксиологические концепты были созданы античными философами. Древнегреческая философская мысль дала миру ту основу, на которой строятся

современные политико-правовые системы и правопорядок. Цели человеческого существования, морально-нравственные основания человеческого поведения, идеи справедливости, природы государственной власти, необходимости мироустройства получили свое обоснование в трудах греческих мыслителей и в дальнейшем были развиты в эпоху буржуазных революций.

Но нам хотелось бы указать на другие аспекты античной мысли, важные в том числе и для современного мира, - это смысл жизни, вера в свои идеалы, последовательность, твердость и стойкость духа. Эти постулаты имеют под собой аксиологическое основание и являются весомыми катализаторами духовной жизни человека. Их ценностный аспект неоспорим, жизнеспособность актуальна и сегодня, особенно в русле рассмотрения как религиозно-этических догматов, так и вопросов патриотизма, духовного, нравственного воспитания и образования, существования человека в социуме и его отношений с государственной властью, ценностной ориентации личности.

Афинский философ Сократ, будучи осужденным выпить яд, поддерживает своих учеников, демонстрируя им силу духа.

Платон, говоря о задаче правителей совершенного государства, считает необходимым строгий отбор, который должен осуществляться с точки зрения воздействия на чувства в направлении развития человеческих добродетелей - мужества, стойкости, самообладания, твердости духа, выносливости в страдании, готовности выполнить воинский и гражданский долг [Платон, 2015, с. 396].

«.Только бодрость духа порождает в человеке любезность; она есть та сила нашей души, посредством которой мы любим», - отмечал Аристотель [Аристотель, 1865, с. 190].

Сформулированные в Древней Греции термины и постулаты имеют непреходящее значение, их вектор - созидательные процессы в обществе.

М. П. Волков, анализируя в диссертационном исследовании античную философию как условие возникновения науки, отметил: «Исследуемые в горизонте характерного для античности типа ориентации познания "объекты" - добро, справедливость, смысл жизни, счастье, невозмутимость духа и т. п. в силу свойственной им невещественности, идеальности представляли собой наиболее соответствующие научному способу познания формы. Тем самым исследовательское поле античной антропологической проблематики являлось идеальной экспериментальной площадкой для обкатки научных приемов познания» [Волков, М. П., 2009, с. 29].

Очерчивая круг актуальных вопросов современной философии права, считаем необходимым остановиться на идее блага, получившей освещение в греческой философии, прежде всего эпикурийцев, и эволюционировавшей в кантианской теории.

Немецкий философ В. Виланд, рассматривая теорию Платона, пришел к мысли о том, что привычная модель двух миров, традиционно приписываемая Платону, представляет собой чрезмерное упрощение проблемы. Познание идей добра, блага дает возможность получать положительные результаты от всего остального [Wieland, W., 2021, рр. 59-63].

Строгая дихотомия между общественным и частным благом была создана, когда мыслители предприняли попытку кропотливо переопределить и подтвердить идею общего блага с точки зрения воли и интересов. Конечным результатом стало то, что в большей части дихотомия между общественным и частным благом преодолевается. Строгая дихотомия между благом общества и благом отдельного человека оказывается не более чем неоправданным предубеждением [Szilard, Т., 2013, рр. 143, 147].

В России идея блага не получила достаточного освещения в науке, а используется главным образом в религиозно-христианском лексиконе.

Осмысление общего блага связано с византийскими и православными религиозными традициями, идеями Божьего промысла, богоустановленно-сти власти монарха, поэтому является в народном сознании основой и одновременно санкцией для становления управляющей системы, в высшей степени проникнутой личным началом [Спиридонова, В. И., 2003, с. 6].

Благо в общесоциальном смысле - целостность общества, понимаемая как внутреннее единство и гармония отношений между элементами. В этом смысле полезностью обладает все то, что служит для сохранения и укрепления такой целостности. Все частные «блага», признаваемые и защищаемые законом, выступают лишь условиями достижения данной цели. Право не может вдаваться в детали личных вкусов и намерений каждого отдельного члена общества; поэтому многие индивидуальные блага могут оставаться за пределами юридического пространства. С точки зрения права критерием блага является причастность к социальному единству; благами могут считаться только социально полезные явления, но не те, которые совершенно безразличны для общественной целостности или наносят ей вред, хотя и удовлетворяют потребности отдельных индивидов [Ветют-нев, Ю. Ю., 2012, с. 45].

Думается, что идея блага в нашей стране имеет почву для развития в связи с проблематикой защиты государством интересов личности. Сегодня идея общего блага связана со многими правовыми и философскими аспектами: это охрана здоровья, защита интересов нации, признание права человека на достойное существование и т. д.

«Государство может и даже обязано ограничивать, т. е. вводить в известные рамки индивидуальную свободу и в этом смысле приносить индивидуальные интересы в жертву общественным. В этом случае возникает проблема установления границ требований государства по отношению к индивиду в интересах "общего блага"» [Чикунова, Е. В., 2008, с. 307].

Тема общего блага в современной интерпретации коррелирует с другой важной темой - общественных (социальных) ценностей. Интересно, что общественные ценности связывают с деятельностью современных благотворительных организаций Стюарт К. Мендель, директор Центра некоммерческой политики и практики Кливлендского государственного университета, и Джеффри Л. Брудни, профессор инноваций в некоммерческом секторе Департамента общественных и международных отношений Университета Северной Каролины (Уилмингтон). Указанные авторы соединя-

ют общественные ценности не столько с деятельностью правительственных структур, сколько с деятельностью отдельных лиц, осуществляющих свой моральный и этический долг и имеющих чувство ответственности [Mendel, S. C. and Brudney, J. L., 2014, p. 27].

Обсуждение и заключение

С учетом изложенного можно сделать вывод о том, что объективация идеи права возможна при преемственности философского и юридического научного знания, с учетом определяющих типов (видов) понимания права и тенденций развития юридической практики. Особенно интересно «новое звучание» вопросов философии права, сформулированных и обозначенных много тысячелетий назад.

Особая роль для исследования философско-правовой проблематики принадлежит герменевтическому, феноменологическому и синергетиче-скому методам исследования.

Проблемы поиска смысла жизни, веры в свои идеалы, последовательности, твердости и стойкости духа, общественного и частного блага, поставленные античными философами, никуда не уходили. Они приобрели новый смысл в условиях развития постиндустриального общества и коррелируют с историей общественного развития.

С нашей точки зрения, их разработка и обсуждение на страницах научной литературы будут способствовать интеллектуальному поиску. Следует искоренять тенденцию «враждебного» отношения к философии права как к чуждому юридическому знанию, второстепенному по отношению к праву. В действительности философия права создает для юридической науки ту теоретическую основу, без которой было бы невозможно решение вопросов понимания, толкования и применения права.

В заключение стоит отметить, что не все проблемы раскрыты в ходе нашего анализа. Обозначенные вопросы философии права порождают целый спектр различных подходов и расширение проблематики исследования. Надеемся, что в плане продолжения рассмотрения философско-правовых вопросов дискуссия будет продолжена как юристами, так и философами.

Совершенно справедливо можно заявить, что в мировой философской и правовой науке накоплен достаточный по содержанию материал, позволивший выявить новое видение проблем, интересных как для философов, так и для юристов.

Список источников

Аристотель. Политика. М. : Университетская тип. Катков и К., 1865. 371 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Бачинин В. А. Философско-правовая методология: многообразие познавательных возможностей // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2000. № 2. С. 29-37.

Ветютнев Ю. Ю. Идея блага и ее отражение в современном праве // Правоведение. 2012. № 6. С. 36-45.

Волков М. П. Генезис античной науки: проблема социокультурной детерминации : автореф. дис. ... д-ра филос. наук. М., 2009. 37 с. Груздев В. С. Реализм в юриспруденции: теоретико-методологический и исторический аспекты : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2021. 51 с. Жуков В. Н. Философия права в системе наук // Государство и право. 2018. № 10. С. 42-49. DOI: 10.31857/S013207690002072-1. Журавлев М. М. Философия права : учеб.-метод. комплекс. Томск : Изд. дом Томск. гос. ун-та, 2018. 140 с. ISBN: 978-5-94621-679-1. Иванов А. Н. Философия права сегодня: наука и учебная дисциплина // Высшее образование сегодня. 2007. № 1. С. 42-44. Иконникова Г. И., Ляшенко В. П. Философия права : учеб. для вузов. 4-е изд., перераб и доп. М. : Юрайт, 2021. 359 с. ISBN 978-5-53401221-7.

Кацапова И. А. Современные проблемы отечественной философии права: методологические и мировоззренческие аспекты // Тенденции развития науки и образования. 2019. № 54, ч. 6. С. 37-48. DOI: 10.18411/lj-09-2019-133.

Кожевников В. В. Функции философии права и ее значение в подготовке будущего юриста // Вестник Омского университета. Сер.: Право. 2014. № 1. С. 6-10.

Козлихин И. Ю. О нетрадиционных подходах к праву // Энциклопедия права : учеб. пособие / Ю. И. Гревцов, И. Ю. Козлихин. СПб. : Изд. дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2008. С. 630-643. ISBN: 978-5-96450079-7.

Михайлов А. М. Философское осмысление права и спекулятивная философия права // Проблемы методологии и философии права : сб. ст. участников II Междунар. круглого стола / под ред. С. Н. Касаткина. 2015. С. 16-29. ISBN: 978-5-98996-185-6.

Овчинников А. И. Основные проблемы философии права и ее место в юридической науке // Северо-Кавказский юридический вестник. 2017. № 1. С. 57-64.

Пантыкина М. И. Методология философского исследования права: традиции и перспективы // Карельский научный журнал. 2013. № 4. С. 46-49.

Платон. Государство / пер. с древнегреч. А. Н. Егунова. М. : Академический проект, 2015. 398 с. ISBN: 978-5-8291-1792-4. Пржиленский В. И. Трансформация основ правопонимания в российской юриспруденции во второй половине XX и начале XXI в. // Lex Russica 2019. № 1. С. 20-28. DOI: 10.17803/17295920.2019.146.1.020-028.

Спиридонова В. И. Концепция «общего блага» в современной западной науке // Духовное измерение современной политики / отв. ред. В. Н. Шевченко. М. : ИФРАН, 2003. С. 5-38. ISBN: 5-201-02142-5. Чикунова Е. В. Индивидуальный интерес и общее благо: проблема согласования // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2008. № 8. С. 304-309.

Шершеневич Г. Ф. Общая теория права. Вып. 1. М. : Бр. Башмаковы, 1910. 805 с.

Mendel S. C., Brudney, J. L. Doing Good, Public Good, and Public Value // Nonprofit Management and Leadership. 2014. Vol. 25, issue 1. P. 2340. https://doi.org/10.1002/nml.21109.

Szilárd T. The Common Good and the Private Good: A Strange Dichotomy // Iustum Aequum Salutare. 2013. IX, no. 2. P. 141-147. Wieland W. Platón y la utilidad de la idea. Sobre la función de la idea del bien // Acta Philosophica: rivista internazionale di filosofia. 2021. Vol. 30, issue 1. P. 57-74.

References

Aristotle, 1865. Politika = [The politics]. Moscow: University Printing House of Katkov and K. (In Russ.)

Bachinin, V. A., 2000. [Philosophical and legal methodology: diversity of cognitive possibilities]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii = pulletm of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia], 2, pp. 29-37. (In Russ.)

Chikunova, E. V., 2008. [Individual interest and the common good: the problem of coordination]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki = [Bulletin of the Tambov University. Series: Humanities], 8, pp. 304-309. (In Russ.)

Gruzdev, V. S., 2021. Realizm vyurisprudencii: teoretiko-metodologicheskij i istoricheskij aspekty = [Realism in jurisprudence: theoretical, methodological and historical aspects]. Abstract of Dr. Sci. (Law) Dissertation. Moscow. (In Russ.)

Ikonnikova, G. I. and Lyashenko, V. P., 2021. Filosofiya prava = [Philosophy of Law]. Textbook for universities. 4th ed., rev. and add. Moscow: Yurayt. (In Russ.) ISBN: 978-5-534-01221-7.

Ivanov, A. N., 2007. Philosophy of law today: science and academic discipline. Vysshee obrazovanie segodnya = [Higher Education Today], 1, pp. 42-44. (In Russ.)

Katsapova, I. A., 2019. [Modern problems of the national philosophy of law: methodological and ideological aspects]. Tendencii razvitiya nauki i obrazovaniya = [Trends in the Development of Science and Education], 54(6), pp. 37-48. (In Russ.) DOI: 10.18411/lj-09-2019-133.

Kozhevnikov, V. V., 2014. [Functions of the philosophy of law and its significance in the training of a future lawyer]. Vestnik Omskogo universiteta. Ser.: Pravo = [Bulletin of the Omsk University. Series: Law], 1, pp. 6-10. (In Russ.)

Kozlikhin, I. Y., 2008. On non-traditional approaches to law. In: Yu. I. Grevtsov and I. Yu. Kozlikhin. Enciklopediya prava = [Encyclopedia of Law]. Textbook. St. Petersburg: Publishing House of St. Petersburg State University. (In Russ.) ISBN: 978-5-9645-0079-7.

Mendel, S. C. and Brudney, J. L., 2014. Doing Good, Public Good, and Public Value. Nonprofit Management and Leadership, 25(1), pp. 23-40. https://doi.org/10.1002/nml.21109.

Mikhajlov, A. M., 2015. [Philosophical understanding oflaw and speculative philosophy of law]. In: S. N. Kasatkin, ed. Problemy metodologii i filosofii prava = [Problems of methodology and philosophy of law]. Collection of articles by participants of the II International Round Table. (In Russ.) ISBN: 978-5-98996-185-6.

Ovchinnikov, A. I., 2017. [The main problems of the philosophy of law and its place in legal science]. Severo-Kavkazskij yuridicheskij vestnik = [North Caucasian Legal Bulletin], 1, pp. 57-64. (In Russ.) Pantykina, M. I., 2013. [Methodology of philosophical research of law: traditions and prospects]. Karel'skiy nauchnyy zhurnal = [Karelian Scientific Journal], 4, pp. 46-49. (In Russ.)

Platon, 2015. Gosudarstvo = [The State]. Transl. from Ancient Greek by A. N. Egunov. Moscow: Academicheskyi Proekt. (In Russ.) ISBN: 978-58291-1792-4.

Przhilensky, V. I., 2019. [Transformation of the foundations of legal understanding in Russian jurisprudence in the second half of the XX and the beginning of the XXI century]. Lex Russica, 1, pp. 20-28. (In Russ.) DOI: 10.17803/1729-5920.2019.146.1.020-028.

Shershenevich, G. F., 1910. Obshhaya teoriyaprava = [General theory of law]. Issue 1. Moscow: Bashmakovs. (In Russ.)

Spiridonova, V. I., 2003. [The concept of the "common good" in modern Western science]. In: V. N. Shevchenko, ed. Duhovnoe izmerenie sovremennoj politiki = [Spiritual dimension of modern politics]. Moscow: IFRAN. Pp. 5-38. (In Russ.) ISBN: 5-201-02142-5.

Szilärd, T., 2013. The Common Good and the Private Good: A Strange Dichotomy. Iustum Aequum Salutare, IX(2), pp. 141-147. Vetyutnev, Yu. Yu., 2012. [The idea of the good and its reflection in modern law]. Pravovedenie = [Jurisprudence], 6, pp. 36-45. (In Russ.) Volkov, M. P., 2009. Genezis antichnoj nauki: problema sociokul'turnoj determinacii = [Genesis of ancient science: the problem of socio-cultural determination]. Abstract of Dr. Sci. (Philosophy) Dissertation. Moscow. (In Russ.)

Wieland, W., 2021. Platón y la utilidad de la idea. Sobre la función de la idea del bien. Acta Philosophica: rivista internazionale di filosofía, 30(1), pp. 57-74.

Zhukov, V. N., 2018. [Philosophy of law in the system of sciences]. Gosudarstvo i pravo = [State and Law], 10, pp. 42-49. (In Russ.) DOI: 10.31857/S013207690002072-1.

Zhuravlev, M. M., 2018. Filosofiya prava = [Philosophy of law]. Educational and methodological complex. Tomsk: Publishing House of Tomsk State University. (In Russ.) ISBN: 978-5-94621-679-1.

Информация об авторе / Information about the author

Татьяна Анатольевна Желдыбина, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры истории государства и права Саратовской государственной юридической академии (Российская Федерация, 410056, Саратов, ул. Вольская, д. 1).

Tatiana A. Zheldybina, Cand. Sci. (Law), Associate Professor, Associate Professor of the History of State and Law Department, Saratov State Law Academy (1 Vol'skaya St., Saratov, 410056, Russian Federation). E-mail: tatyana130802@yandex.ru

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declares no conflict of interests.

Дата поступления рукописи в редакцию издания: 29.12.2021; дата одобрения после рецензирования: 15.01.2022; дата принятия статьи к опубликованию: 31.01.2022.

Submitted: 29.12.2021; reviewed: 15.01.2022; revised: 31.01.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.