УДК 9.479.2-924.76
О НЕИЗВЕСТНЫХ АРМЯНСКИХ ГОРОДАХ В «ГЕОГРАФИИ» ПТОЛЕМЕЯ
Ереванский
государственный
университет,
Республика
Армения
А.Ж. АРУТЮНЯН
«География» Клавдия Птолемея является важнейшим первоисточником не только для исследования административно-территориальных делений Аршакидской Армении II в. н.э., но и для изучения вопросов урбанизации. По подсчетам исследователей, античный историк -географ перечисляет только на территории царства Великой Армении 84 города. Однако из у помянутых им 84 городов однозначно м ожно говорить о м естон а-хожд ении всего лишь более одного д есятка населенных пунктов. Что кас а-ется остальных городов, то их местонахождение спорно и требует серьезной исследовательской работы для точного обозначения на географической карте древнего мира. На наш взгляд, единственно верным является сопоставительный анализ источников не только с точки зрения историч е-ской географии, но и лингвистики. Указанный способ позволил нам выяснить местонахождение еще нескольких птолемеевских городов. В результате мы пришли к аргументированному заключению, что птолемеевские города Артемида, Сагавана и Бабила соответствуют древнеармянскому
hakobinna@rambler.ru городу Багаван.
Ключевые слова: «География» Клавдия Птолемея, первоисточник, местонахождение городов, Артемида, Сагавана, Бабила, Багаван, административно-территориальное деление, исторический, географический и лингвистический сопоставительный анализ.
«География» Клавдия Птолемея является важнейшим первоисточником не только для исследования административно -территориальных делений Аршакидской Армении
II в. н.э., но и для изучения вопросов урбанизации. По подсчетам исследователей1, античный историк-географ перечисляет только на территории царства Великой Армении 84 города2. Однако из упомянутых им 84 городов однозначно можно говорить о местонахождении всего лишь более одного десятка населенных пунктов, таких как Тигранакерт, Армавир, Арташат, Аршамашат, Нахичевань и др. Что касается остальных перечисленных городов, то их местонахождение спорно и требует серьезной исследовательской работы для точного размещения на географической карте древнего мира.
На наш взгляд, единственно верным способом постижения истины является сопоставительный анализ источников не только с точки зрения исторической географии, но и лингвистики. Указанный способ позволил выяснить местонахождение еще нескольких птолемеевских городов, в том числе и города Артемиды. Основываясь на данных сопоставительного историко -географического и лингвистического анализа источников, мы пришли к однозначному заключению, что названный Птолемеем город Артемида соответствует древнеармянскому городу Багаван. В параграфе 20 своей «Географии», говоря о расположении древнеармянских губерний, древнегреческий историк свидетельствует: «Восточные от истоков Тигра (находятся - А.А.) Баграндауене-Ваурачбаицчц, ниже его Гордюене-Гоpбvцvц, восточнее последнего Котайя-Котага, а ниже марды-Марбо!» 3. В следующих параграфах (§§ 21, 22) он перечисляет города трех упомянутых губерний и территории, принадлежащие мардам (в общей сложности 18 населенных пунктов). Среди этих городов и Артещха - Артемида уо |°у, - 78°40, 40°20,, соответствующая городу Багава-ну, неоднократно упоминаемому в древнеармянских первоисточниках.
Топоним Багаван или Баграндауэне автор упоминает не как населенный пункт, а как губернию. В последующие века (с наибольшей вероятностью - в самом начале
III века) Аршакиды упразднили эту губернию и основную часть ее территории присоединили к своему домену -Айрарату, или, согласно Птолемею, Басилисене.
1 См . Том сон Дж.О. История древней географии. М., 1953. С. 404-405.
2 Klaudios Ptolemaios Handbuch der Geographie. Griechisch-Deutsch / Herausgegebe n von A. Stückelberger und G. Grabhoft. 2 Teil. Basel, 2006. V, 13, §§10-12, 14-17, 19, 21-22.
3 Ptol., V. 13, § 20.
Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2014 № 15 (186). Выпуск 31
Факт, что в эпоху Птолемея первоначально Баграндауане — Багаван был губернией с центром Багаван подтверждает и другое обстоятельство. После упразднения губернии основная часть ее территории, но уже в статусе провинции была присоединена к губернии Айрарат. В составе последней, согласно «Армянской географии» (или «Аш-харацуйц»-у), провинция Багреван (шестая по численности среди двадцати двух провинций этой губернии) занимала наибольшую территорию. Если губерния Айрарат имела 40.105 кв. км, то провинция Багреван имела 5.275 кв.км, то есть 1/8 часть территории среди 22 провинций этой губернии 4. Территориально эта провинция превосходила даже провинцию Востан — Двин, где находился удел (или центр) правления Аршакидов.
Птолемей данную губернию, в унисон с другими авторами, называет Баграндау-ене (об этом свидетельствует сопоставительный анализ источников). Однако ее центр, который именовался идентично губернии, вероятно, во избежание тавтологии, историк переименовывает в Артемиду. Возникают естественные вопросы: на основании чего сделан такой вывод, и какая связь прослеживается между этими двумя топонимами?
Наши рассуждения строились следующим образом. Артемида была одной из главнейших божеств древних греков, а первый слог топонима Багаван (баг), происходит от персидского слова бага (на рус. - бог) 5; вторая часть рассматриваемой лексической единицы (аван) на армянском означает место.
Город Багаван был религиозным центром еще в эпоху династии Оронтидов (VI-IV вв. до н.э.). Таким образом, уже при первой общеармянской династии и впоследствии при Арташесидах 6 данный административный центр имел символическое значение в религиозной жизни армянского народа. После принятия христианства в Армении в 301 г. при Тиридате III в этом городе была крещена не только царская семья, но и вся их родня, а также знатные вельможи, армянское войско и военачальники
Однако на этом «сюрпризы» Птолемея в вопросе Багавана-Артемиды не заканчиваются. Для выяснения причин нам следует остановиться, в первую очередь, на истори-ко-географических знаниях античного ученого с точки зрения его миропонимания. В этом аспекте классическим является заключение известного исследователя А.В. Подосинова о том, что данные Птолемея «покоятся на двух основаниях - описаниях путешественников и купцов (издатели перечисляют около десятка упомянутых Птолемеем описаний) и астрономических и дистанционных измерениях. Поскольку же астрономических данных о местонахождении многих населённых пунктов не существовало, Птолемею приходилось использовать сообщения путешественников, врабатывая их данные в сетку уже установленных астрономически пунктов»8. Таким образом, очевиден единственный вывод: к птол е-меевскому расположению городов следует относиться весьма осторожно, а иногда и скептически. К сожалению, это не было учтено историком -географом Р.Х. Хьюсеном в известной работе «Ptolemys chapter on Armenia an investigation of his toponimys», в которой ученый с позиций сопоставительного анализа источников, в первую очередь, историко-географических трудов, пытается установить местонахождение множества г ородов
Опорным пунктом ориентировки Р.Х. Хьюсена (в унисон с Птолемеем) являются реки, протекающие по территории царства Великой Армении. Однако, к сожалению, эт ого недостаточно для ответа на все «темные» вопросы местонахождения городов. Следует отметить, что Птолемей из пяти великих рек (Евфрат, Тигр, Чорох, Аракс, Кура), берущих начало с Армянского нагорья, знает только четыре, поскольку ничего не упом и-нает о Чорохе (илиАрпасе-Гарпасе, Акампсисе).
При выявлении неточностей Птолемея кроме точки зрения А.В. Подосинова следует учесть и другое важное обстоятельство. У античного историка -географа, как выяснил
4 См . Патканов К.П. Армянская география VII в. по р.Х. (приписывавшаяся Моисею Хоренскому). Тексты и пер. СПб., 1877. С. 53; Еремян С.Т. Армения по «Ашхарацуйцу» (Армянской географии VII в.) (опыт реконструкции армянской карты VII в. на современной картографической основе). Ереван, 1963. С. 118 (на арм . яз.).
5 См. Абраамян Р. Пехлевидско-персидско-арм яно-ру сско-англ ийский словарь. Ер., 1965. С. 57.
6 См. Мовсес Хоренаци. История Армении. Пер. с древнеарм. Г.Х. Саркисяна, Ер., 1990; кн. II, гл. 55 и далее.
7 Более подробно см. Агатангелос. История Армении. Пер. с древнеарм . К.С. Тер-Давтян, С.С. Арев-шатяна. Ер., 2004; 817, CXVI.
8 См . Подосинов А.В. Ptolemaios Handbuch der Geographie // ВДИ. 2008. N 1. С. 219 (рецензия).
9 См . Hewsen R.H. Ptolemy.s chapter on Armenia investigation of his toponyms // Revue des 'E-tudes Arm é-niennes, n ou v elle série. Т. XVI. Paris, 1982. Р. 111-150 .
А.В. Подосинов, своеобразное мировоззрение в вопросе ориентации географических карт: «Хотя сами карты Птолемея дошли до нас в очень поздних средневековых рукописях (начиная с XIII века), система ориентации в его литературном труде, несомненно, была северной» 10.
Такая ориентация для определения территорий Аршакидской Армении середины II в. н.э. (исследователи находят, что «География» была написана Птолемеем именно в этот период) имеет существенное значение. Так, Птолемей при описании Армении спускается с севера на юг. Если ориентация была бы иной, то есть с запада на восток или наоборот, то вероятность ошибок сводилась бы к минимуму. Возникает естественный вопрос: в чем разница описания царства Великой Армении с севера на юг или с запада на восток? Ответ очевиден: если территорию Армении рассматривать с севера на юг, т о она постоянно расширяется; на крайнем севере ширина страны составляет почти 300 км, в средней ее части с востока на запад территория протягивается более чем на 850 км., а на крайнем юге - более 430 км. Все это приводит к выводу: если Птолемей при описании царства Великой Армении имел восточную или западную ориентацию, то вероятность ошибок уменьшилась бы. Следует отметить, что западная граница царства Великой Армении в направлении север-юг протягивалась на 170 км, а на крайнем востоке - на 130 км. Средняя часть страны в направлении, где проходил 44° меридиан восточной широты, простиралась на 470 км, то есть почти в два раза меньше, чем при рассмотрении ее территории в направлении север-юг, о чем говорилось выше. Именно поэтому карта Великой Армении, составленная Птолемеем, не соответствует действительности: вместо ромбовидной формы территории страны Армения у Птолемея имеет кубовидный образ11.
На этом ошибки античного историка-географа не заканчиваются. Так, горы Пари-адра (Рагуа^еэ - именуемые на армянском языке Пархарские горы), являющиеся восточным продолжением Понтийских гор, размещены Птолемеем в совершенно ином месте. Эти горы (РагуаМеэ) находились на северо-западной окраине царства Великой Армении, где страна вплотную приближалась к Черному морю, но из-за них же не могла иметь выхода к нему. Однако Птолемей размещает данные горы почему -то в самом центре Армении: на юго-востоке они находятся в районе стыка двух губерний - Акили-сене - АкШэепе и Обордене - ОЪоМепе и заканчиваются на территории губернии Си-ракене — Бнакепе, то есть имеют направление от юго -востока к северо-западу. Если допустить, что речь идет о горах, находящихся в центре царства Великой Армении, то почти параллельно с 40о параллелью южнее с востока на запад протягиваются горы Армянский Пар (дословно - армянский танец), которые условно делятся на несколько горных хребтов 12. Исходя из этого, мы можем сделать определенный вывод. Птолемей сокращает протяженность границ Армении на севере и юге и, наоборот, расширяет протяженность границ на востоке и западе.
Эти ошибки привели к другим неточностям, о чем свидетельствует следующее упоминание: «В данном участке ниже намеченного до поворачивания Евфрата самыми северными губерниями являются, начиная с запада - Басилисена-ВастгЛгстп^, Обордена-'ОРорбп^ (Ворбп^), Арсия-Арст^а (Арст^та). Ниже последнего Акилисена-АкгЛюп^, Астаунитис-Асттаиутр, а на излучине - Софена-Еоф^п»13. Далее идет перечисление городов (§§ 14-17 включительно). В §17 Птолемей упоминает город Сагавана-Еауаиауа (ЕауаР&уа)- ое° б, | Лб. - 75о15, 40о45, Губернии, перечисленные историком-географом в §§ 13 и 18, сливаются в западной половине территории Армении. Именно там и следует искать этот населенный пункт.
Территориально местонахождение Сагаваны совпадает с местонахождением Артемиды. Поэтому вывод о том, что Сагавана - это та же самая Артемида, представляется весьма обоснованным. Нам кажется, что изначально город назывался Сакравана. Далее, вероятно, с «легкой руки» Птолемея, он был переименован в Сагавану. Сакра-
10 Подосинов А .В. Ex Oriente Lux! Ориентация по странам света в архаических культурах Евразии. М., 1999. С. 244-245.
11 Ptol., Asien 3 Karte: Kolchis, Iberian, Albanien, Gross-Armenien. Р. 854-855.
12 См . Ерем ян С.Т. Карта «Арм ения по «Ашхарацу йц» -у ». Ереван, 1963.
13 Ptol., V,13 ,§13.
Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2014 № 15 (186). Выпуск 31
вана - это основа слова эасвг, что означает сакральный, священный. Что касается корня «аван», его значение было рассмотрено выше.
Таким образом, можно заключить, что Птолемей знал о существовании «сакрального города» Багаван и нарек его Сагавана, а также Артемида.
Но и на этом «сюрпризы» не заканчиваются, так как до упоминания Сагаваны античный историк упоминает город Бабыла-ВаРгЛа-ВаРиЛа - OYo 8' Л8- 73°40' 40°40'. Исследователь Р.Х. Хьюсен находит, что это населенный пункт Бенабыл 14, который находился в северной Месопотамии недалеко от города Мардына, находящегося на территории современной Турции. Как считают исследователи 15, это полностью соответсвует местонахождению крепости Бнабех, о которой упоминает армянский историограф IV века Фавстос Бузанд 1б, располагая крепость в губернии Мец Цопк (Большая Софе-на). Однако это не соответствует данным «Словаря топонимов», так как северная Месопотамия, крайний север которой более известен как Армянская Месопотамия, и губерния Мец Цопк территориально несовместимы. Армянская Месопотамия оставалась в составе Армянского государства до правления последнего Оронтида Ерванда IV Последнего (220-201 гг. до н.э.) (у античных историков это имя более известно как Оронтас или Арбанд). Он подарил Армянскую Месопотамию Селевкидам взамен их лояльности к Армении 17. Таким образом, Бнабех и Бенабыл - не один и тот же населенный пункт, так как первый находился севернее хребта Армянский Тавр, а второй - южнее, то есть вне территории Армянского царства. Получается, что Бабилу Птолемея опять следует искать в другом месте, а поскольку ее координаты почти полностью соответствуют координатам Сагаваны, постольку искать следует практически рядом.
Можно предположить, что название города Бабила является искаженным вариантом слова Ррахг^ад, то есть обнаженный (на лат. ЬгасЫе пМайеэ). Такой вывод сделан на основании того, что поскольку речь идет о временах язычества (в Армении христианство как государственная религия была принята в 301 г., а Птолемей, как известно, творил до этого исторического периода), постольку есть определенная доля вероятности, что в Бабыле-Багаване проводились некоторые языческие религиозные обряды, которые осуществлялись в обнаженном виде.
Таким образом, можно уверенно считать, что Багаван соответствует птолемеевским Артемиде, Сагаване и Бабиле одновременно. Причиной ошибок является ориентация Птолемея при изучении и описании Армении. Об этом говорилось выше, однако следует еще раз вернуться к данному вопросу для прояснения некоторых деталей. Для этого сл е-дует сопоставить птолемеевскую ориентацию со страбоновской. В одной из наших статей18, не учитывая факта своеобразной ориетации Птолемея, мы косвенно остановились на этом вопросе. Страбон при описании территории царства Великой Армении, делит ее на три части (у Птолемея изучение описывалось в 4 -х параграфах). Страбон, ориентируясь с запада на восток, сначала дает описание западных административно -территориальных делений, а после - средней полосы19. О восточной окраине он говорит при описании воссоединения армянских территоррий основателем армянской династии Арташисидов Арташесом I (189-160 гг. до н.э.)20.
Таким образом, из-за неверного подхода к изучению политической карты и административно-территориальных делений царства Великой Армении Птолемей при пере-
14 См . Hewsen R.H. Ptolemy-s chapter... Р. 134; также: Talbert R.J.A. Atlas of the Greek and Rom an World. Princeton, 2000. Р. 1286 -1287.
15 Более подробно см. Акопян Т.Х., Мелик-Бахшян С.Т., Барсегян О.Х. Словарь топоним ов Армении и прилегающих областей. Том I. Ер., 1986. С. 653 (на арм. яз.).
16 Фавстос Бузанд. История Армении. Пер.с древнеармянского М.А. Геворгяна. Ереван, 1953; кн. III, гл. 12, кн. V, гл. 7.
17 Об этом достаточно подробно свидетельствует армянский историограф Мовсес Хореници. См. Хоре-наци, II, 3 8; см. также Арутюнян А.Ж. Царство Оронтидов согласно греческим историкам (Гекатей, Геродот, Ксенофонт). Андес Ам сорья, 2008. Вена-Ереван. С. 41 -78 (на арм. яз.).
18 См . Арутюнян А.Ж. Армения - Вел икая Армения. Вопрос пограничных полномоч ий согласно «Географии» Страбона // Закон и действительность. Ереван, 2006. № 10. С. 31 -34 (на арм. яз.).
19 Страбон. География в 17 книгах, пер. Г.А. Страта новского. М., 1994; XI, 4,9; XI,14,13.
20 Более подробно об этом см. Арутюнян А.Ж. Армения - Великая Армения... С. 32; его же. Арташес I и создание древнеармянской профессиональной армии // ВДИ. 2009. № 2. С. 131 и далее; его же. Реформы Арташеса I и эллинизация древнеармянского государства // Научная мысль Кавказа. Ростов-на-Дону, 2007. № 4. С. 48-55.
числении городов и населенных пунктов допускал ошибки, примером чего является отсутствие в его «Географии» города Багаван и упоминание вместо него топонимов Артемида, Сагавана и Бабила.
Итак, вероятно, Птолемей, во избежание тавтологии, правильно называя губернию, наименование ее центра заменяет соответствующим с его точки зрения синонимом, то есть Артемидой, а также Сагаваной и Бабилой, связывая «божественное» название города с именем одной из главнейших древнегреческих богинь.
После упразднения этой губернии название данного города и религиозного центра в соответствии с армянскими источниками упоминает римлянин Аммиан Марцеллин -Вагабанта — Vagabanta21, свидетельствуя о Дзиравском сражении (от названия равнины Дзирав) между армяно-римскими войсками и персами в 371 г., произошедшем неподалеку от данного населенного пункта 22.
ABOUT UNKNOWN TOWNS OF ARMENIA IN «GEOGRAPHY» BY PTOLEMY
H.G. HARUTYUNYAN
Yerevan State University, Armenia e-mail hakobinna@rambler.ru
«Geography» of Claudius Ptolemy is the most important primary source not only for the study of the administrative-territorial division of Arshakid Armenia in II century AD , but also for study of urban issues. According to researches, the ancient historian and geographer enumerated 84 towns on the territory of the kingdom of Great Armenia. However, he clearly spoke about location only of more than a dozen settlements. As for the other enumerated towns, their location is controversial and requires serious research to accurately locate on a map of the ancient world. The only true way to com prehend the truth is a comparative analysis of sources, not only from the point ofview of historical geography, but also linguistics. This m ethod allowed us to find out location of a few cities. By doing historical, geographical and linguistic comparative analysis, we came to the conviction that the towns of Artemida, Sagavana and Babila are the same Bagavan mentioned by Armenian men of letters (Khorenatsi, Pavstos Biuzand, Aghafanghel and others).
Key words: «Geography» of Claudius Ptolemy, primary source, location of towns, Artemida, Sagavana, Babila, Bagavan, administrative-territorial division, historical, geographical and linguistic comparative analysis.
21 Аммиан Марцеллин. Римская история. М., 2005; XXIX, 1, 3; также Дашков С.Б. Цари царей Сасаниды. Иран Ш-УПвв. в легендах, исторических хрониках и современных исследованиях. М., 2008. С. 102 -103; Фар-рох К. Персы. Армия великих царей. М., 2009. С. 228 -229.
22 Более подробно см.: Аммиан Марцел л ин. XXIX, 1, 3; Фавстос Бу занд, кн. У, гл. 4.