Константин Учитель
О неизвестной
работе Ивана Соллертинского
В статье анализируется план книги выдающегося советского театроведа, музыковеда, филолога Ивана Соллертинского «Ленинградские музыкальные театры в 1921-1928 гг.», датированный 1936 годом и ныне хранящийся в фонде А. А. Гвоздева в кабинете рукописей Российского института истории искусств. Этот документ представляет несомненный интерес, заполняя лакуну в историографии отечественного музыкального театра.
Ключевые слова: Иван Соллертинский, опера, балет, Ленинградские музыкальные театры, ГАТОБ, Мариинский театр, Малый оперный театр (МАЛЕГОТ), Михайловский театр.
В наследии выдающегося отечественного театроведа, музыковеда, филолога Ивана Ивановича Соллертинского важнейшее место занимают работы, посвященные музыкальному театру. Ряд трудов ученого не был издан, значительная часть его архива утрачена в блокадном Ленинграде 1 План книги «Ленинградские музыкальные театры в 1921-1928 гг.» отсутствует в обширной библиографии ученого. Однако этот текст, хранящийся в фонде театроведа Алексея Александровича Гвоздева в кабинете рукописей Российского института истории искусств, представляет интерес не только как этап творческой биографии ученого, но и как попытка первого обобщенного исследования развития отечественного музыкального театра.
План книги Соллертинского 2 представляет собой двустороннюю машинописную страницу, с пометами Гвоздева, сделанными им во время обсуждения на секторе театра Ленинградского театрального института.
1 И. И. Соллертинский был эвакуирован в Новосибирск вместе с коллективом Ленинградской филармонии. Там он умер в 1944 году.
2 Соллертинский И. И. Ленинградские музыкальные театры в 1921-1928 гг. Общий план работы // Кабинет рукописей РИИИ. Ф. 31. Д. 27. Л. 16.
ОРЕРА № 2 [ 16 ], 2013
70
Текст помечен 3 декабря 1936 года. Сохранены в кабинете рукописей и записки Гвоздева, представляющие собой краткий конспект обсуждения. Книга должна была стать продолжением очерка «Музыкальный театр на пороге Октября и проблема оперно-балетного наследия в эпоху военного коммунизма», написанного Соллертинским для сборника, посвященного истории советского театра .
Книга «Ленинградские музыкальные театры в 1921-1928 гг.», по замыслу автора, должна была состоять из тринадцати разделов. В первом предполагалось дать общую характеристику основных музыкальных театров Ленинграда: ГАТОБа (ныне вновь Мариинского) и МАЛЕГОТа (Михайловского).
Второй раздел должен был быть посвящен так называемому совре-менничеству—периоду, когда театры ориентировались на новый европейский репертуар. Соллертинский планировал здесь рассмотреть также параллельные явления в области драматического театра (экспрессионистская драматургия) и концертно-музыкальной жизни (деятельность Ленинградской ассоциации современной музыки), а также теории кинофицированной и шумовой музыки.
Третий раздел посвящался советским социальным доктринам периода НЭПа, которые ученый рассматривал как теоретические корни современ-ничества: теории равновесия Н. И. Бухарина, концепции «технически-организационного стиля» В. М. Фриче и методологии А. А. Богданова. Четвертый раздел по плану автора включал характеристику и краткий стилевой анализ основных постановок, созданных в ленинградских музыкальных театрах в 1921-1928 годах. Представляет интерес как выбор автора, так и данные им характеристики:
A. «Саломея» Р. Штрауса и импрессионизм в музыкальном театре. Б. «Дальний звон» Шрекера; фрейдистско-экспрессионисти-ческая опера.
B. «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева — урбанистическая пародия на романтическую оперу. Гоцци, гротеск, традиционализм, «обнажение приема», опера-игра.
Г. «Монна Лиза» Шиллингса и вагнерианское эпигонство.
Д. «Воццек» Альбана Берга — атональная экспрессионистская
муз<ыкальная>драма.
Е. «Прыжок через тень» и «Джонни» Кшенека — урбанистические фарсы 4.
3 История советского театра: очерки развития / Гл. ред. В. Е. Рафалович, ред. изд-ва Е. М. Кузнецов. Л., 1933. Т. 1. Петроградские театры на пороге Октября и в эпоху военного коммунизма: 1917-1921.
4 Соллертинский И. И. Ленинградские музыкальные театры... Ф. 31. Д. 27. Л. 16.
В пятом разделе автор предполагал охарактеризовать систему средств художественной выразительности перечисленных спектаклей, такие ее элементы как режиссура, художественно-постановочное решение, стилистика актерского исполнения и дирижерские концепции. Шестой раздел назван «Влияние западной оперной тематики и техники на советскую оперу („Нос" Шостаковича)». Седьмой предполагалось посвятить первым опытам советской оперы («За Красный Петроград» Гладковского, «Стенька Разин» Бершадского, «Тайга» Штрассенбурга), которые Соллертин-ский рассматривал как неудачи.
Вторую часть книги автор собирался посвятить балетному театру. В центре его внимания — творческий метод Федора Лопухова. Развитие хореографического стиля Лопухова Соллертинский рассматривал в ключе борьбы «между импрессионистским эпигонством („Жар-птица") и ур-банистико-акробатическим танцем». Тезисы Соллертинского свидетельствуют о неприятии им стилистики и творческой концепции Лопухова в период его работы в ГАТОБе (Мариинском театре):
Непонимание Лопуховым танцевального фольклора: подмена его стилизованным «скоморошеством» (опять традиционализм), эстетской «обрядностью» и «игровой деятельностью». Абстрактный формализм «Танец-симфонии» и «Щелкунчика». Борьба с реалистическим образом в балетном театре. <...> Провал «Красного вихря» Дешевова — Лопухова и его причины. <...> Разоблачение порочности метода Лопухова на советской теме («индустриальный» балет «Болт») 5.
Отдельно рассматривались балеты Стравинского («Жар-птица», «Байка про лису», «Пульчинелла») и давалась их стилевая характеристика. Надо отметить, что более позднее творчество Лопухова в МАЛЕГОТе (куда он вынужден был перейти, оставив новаторские идеи бессюжетных танц-симфоний ради комических балетов) вызывало позитивный отклик Сол-лертинского.
Возвращаясь к оперному театру, Соллертинский рассматривал реалистические тенденции в опере в связи с полемикой, возникшей вокруг «Бориса Годунова» в подлинной редакции. Последний раздел автор предполагал посвятить «судьбам формалистско-западнической концепции музыкального спектакля и борьбе с музыкально-театральным формализ-
5 Там же.
ОРЕРА [\ZIUSiCOLOGiCA № 2 [ 16 ], 2013
72
мом в свете основных задач социалистического реализма в оперно-балет-ном театре».
Особенно важны два обстоятельства. Во-первых, обобщенной и методологически удовлетворительной книги об опере и балете в Советской России в этот период нет до сих пор. Во-вторых, хотя Соллертинский в 1936 году следует идеологическим установкам коммунистической партии, все же во многом он рассматривает эволюцию идей и форм как обусловленную внутренними закономерностями художественного процесса, а не теми или иными решениями властей. Оппозиция «реализм-формализм» рассматривается им и вне оценочной плоскости. Гвоздев зафиксировал высказывание Соллертинского на обсуждении: «Идейно чуждое произведение может быть художественным» 6.
Критика и искусствознание 1930-1950-х годов в таких операх как «Воц-цек», «Джонни наигрывает», «Нос» и осуществленных по ним спектаклях видели лишь крайние проявления современничества, а левый театр и авангардную музыку 1920-х вне зависимости от эстетической ценности каждого отдельного явления рассматривали как уходящее, бесперспективное явление мелкобуржуазной культуры. Не свободны от подобного взгляда и более поздние работы В. М. Богданова-Березовского и А. А. Го-зенпуда 7. Проект Соллертинского, несущий несомненный отпечаток советской риторики и социологически ориентированной методологии своего времени, содержит, однако, и точные, образно-емкие характеристики уникальных театральных явлений, выходящие за рамки оценки, и признание их несомненной историко-художественной ценности. Об этом говорит и само по себе обращение Соллертинского к искусству этого периода, и список наиболее значимых музыкальных спектаклей, состоящий в основном из современных западных сочинений.
Соллертинский был последователен. После «Сумбура вместо музыки» его характеристики произведений не претерпели существенных метаморфоз и не демонстрируют «раскаяния» автора. В середине 1930-х годов, когда происходила масштабная ревизия ценностей, он написал в статье, посвященной планируемой, но не состоявшейся постановке оперы Аль-бана Берга «Воццек» в Малом оперном (Михайловском) театре: «„Воц-цек" — бесспорно лучшее из того, что может предъявить современная
6 Гвоздев А. А. [Записи обсуждения плана книги И. И. Соллертинского «Ленинградские музыкальные театры в 1921-1928 гг.»] // Кабинет рукописей РИИИ. Ф. 31. Д. 27. Л. 17.
7 См.: Богданов-Березовский В. М. Ленинградский государственный академический ордена Ленина театр оперы и балета имени С. М. Кирова. Л. ; М., 1959; Гозенпуд А. А. Русский советский оперный театр. 1917-1941. Л., 1963.
западная опера» 8. Не изменилась, видимо, и публичная оценка им оперы «Нос», которую он ранее рассматривал в статье «Нос — орудие дальнобойное» как первую оригинальную советскую оперу.
План будущей книги вызвал дискуссию. Мнения носили полярный характер — от «исторической закономерности формализма» и «объективного права формализма на существование» (С. С. Мокульский) до необходимости «страстного бичевания» 9, а не объективного изложения (Н. А. Шувалов).
Вполне возможно, что, несмотря на достаточно жесткий характер полемики, Соллертинский все же приступил к написанию книги. В период 1937-1941 годов, однако, она не могла быть опубликована: концепция автора совершенно не соответствовала идеологическим требованиям государственных и партийных органов.
На обсуждении Постановления Политбюро ЦК ВКП (б) об опере «Великая дружба» В. Мурадели в 1949 году в Ленинградском отделении Союза советских композиторов ученый, уже после смерти, был объявлен главой формалистического течения в советском музыковедении. В своем выступлении композитор Михаил Глух сказал:
Соллертинский, как мы знаем, был активным апологетом буржуазного формализма и космополитизма в музыке. Он боролся и поддерживал продвижение в музыке всех этих Кшенеков, Хиндемитов, Альбанов Бергов и других на сценах ленинградских театров и концертных эстрад. Под его идейным влиянием долгие годы находился Шостакович. <...> Он яростно пропагандировал Брамса и Малера
Соллертинскому тогда были приписаны дела включенного в советский ареопаг Бориса Асафьева, которому и принадлежали инициативы сценических воплощений опер Кшенека и «Воццека» Берга в 1927-1928 годах. Взгляд Соллертинского не вписывался в набор складывающихся в этот период искусствоведческих клише, сохранявшихся до 1960-х годов и даже позднее. План книги Соллертинского интересен тем, что заполняет лакуну в историографии отечественного музыкального театра.
8 Соллертинский И. «Воццек». К возобновлению оперы А. Берга в Малом оперном театре // Красная газета. 1935. 10 янв.
9 Гвоздев А. А. [Записи обсуждения плана книги...] // Кабинет рукописей РИИИ. Ф. 31. Д. 27.Л. 16.
1° Общее собрание Ленинградского отделения Союза советских композиторов 5 марта 1949 г. Стенографический отчет // ЦГАЛИ СПб. Ф. 348. Оп. 1. Ед. хр. 92. Л. 9.
ОРЕРА [\ZlUSiCOLOGiCA № 2 [ 16 ], 2013
74
Литература:
1. Богданов-Березовский В. М. Ленинградский государственный академический ордена Ленина Театр оперы и балета имени С. М. Кирова. Л. ; М., 1959. 342 с.
2. Гвоздев А. А. [Записи обсуждения плана книги И. И. Соллертинского «Ленинградские музыкальные театры в 1921-1928 гг.»] // Кабинет рукописей РИИИ. Ф. 31. Д. 27. Л. 16-17.
3. Гозенпуд А. А. Русский советский оперный театр. 1917-1941. Л., 1963. 440 с.
4. История советского театра: очерки развития / Гл. ред. В. Е. Рафалович, ред. изд-ва Е. М. Кузнецов. Л. : Государственное издательство художественной литературы, 1933. Т. 1. Петроградские театры на пороге Октября и в эпоху военного коммунизма: 1917-1921. 403 с.
5. Общее собрание Ленинградского отделения Союза советских композиторов 5 марта 1949 г. Стенографический отчет // ЦГАЛИ СПб. Ф. 348. Оп. 1. Ед. хр. 92. Л. 9.
6. Соллертинский И. «Воццек». К возобновлению оперы А. Берга в Малом оперном театре // Красная газета. 1935. 10 января.
7. Соллертинский И. И. Ленинградские музыкальные театры в 1921-1928 гг. Общий план работы // Кабинет рукописей РИИИ. Ф. 31. Д. 27. Л. 16.