Научная статья на тему 'О негосударственной системе пенсионного страхования в республике Узбекистан'

О негосударственной системе пенсионного страхования в республике Узбекистан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
234
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Умурзаков Б. Х., Далимов Р. Т.

В статье рассмотрены основные моменты, характеризующие суть и преимущества негосударственного пенсионного страхования, а также сформированы предложения по его внедрению в Республике Узбекистан. Для успешного развития негосударственного пенсионного страхования в Узбекистане предлагается принять закон «О негосударственных пенсионных фондах». Экономический анализ и прогнозные оценки развития негосударственного пенсионного страхования проведены на период 10-ти, 20 и 40 лет после его внедрения в Узбекистане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON NON-GOVERNMENTAL SYSTEM OF PENSION INSURANCE IN THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Main issues concerning an essence and advantages of nongovernmental pension insurance as well as propositions made for its implementation in the Republic of Uzbekistan are considered in the article. For its successful development in Uzbekistan it is proposed to pass a law “On non-governmental pension funds”. Economic analysis and forecast estimates of the development of non-governmental pension insurance are made for the period of 10, 20 and 40 years after its implementation in Uzbekistan.

Текст научной работы на тему «О негосударственной системе пенсионного страхования в республике Узбекистан»

Умурзаков Б.Х.

заведущий кафедрой «Экономика труда» Ташкентского филиала Российской экономической академии им. Плеханова, д.э.н., профессор. Далимов Р.Т.

и.о. профессора кафедры «Управление бизнесом» Национального университета Узбекистана, д.э.н.

О НЕГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН

В статье рассмотрены основные моменты, характеризующие суть и преимущества негосударственного пенсионного страхования, а также сформированы предложения по его внедрению в Республике Узбекистан. Для успешного развития негосударственного пенсионного страхования в Узбекистане предлагается принять закон «О негосударственных пенсионных фондах». Экономический анализ и прогнозные оценки развития негосударственного пенсионного страхования проведены на период 10-ти, 20 и 40 лет после его внедрения в Узбекистане.

1. Введение. Президент Республики Узбекистан И.А.Каримов в своей книге «Мировой финансово-экономический кризис, пути и меры по его преодолению в условиях Узбекистана» акцентировал внимание на модернизации основных составляющих экономики Узбекистана: её производственного потенциала, экспортных возможностей, а также фондового рынка республики. Особое внимание правительством страны уделяется вопросу развития вторичного рынка ценных бумаг, который служит индикатором состояния и степени развитости экономики и её финансового рынка. Формирование добровольных негосударственных форм пенсионного страхования является одним из ключевых условий на пути достижения к этой цели.

Система негосударственного пенсионного страхования является фундаментом и действующей моделью благосостояния развитых стран. Как показывает опыт, по мере своего

развития денежные активы негосударственного пенсионного страхования эффективно решают несколько задач. Это сохранение и приумножение пенсионного капитала работников; рост экономики за счет инвестирования аккумулируемого пенсионного капитала в реальный сектор экономики; высокая ликвидность национальной финансовой системы; и сбалансированность пенсионной системы и пенсионных выплат с факторами старения населения и механизмами государственной пенсионной системы.

Эти моменты успешно обеспечивают практически повсеместное использование накопительных элементов пенсионного страхования в развитых странах мира. Узбекистану объективно необходимо развивать национальную экономику за счет привлечения в реальный сектор экономики инвестиций, единственным надежным источником которых в условиях влияния мирового кризиса

могут стать внутренние ресурсы, т.е. сбережения граждан и накопительная пенсионная система, в том числе добровольные формы пенсионного страхования.

Действующая накопительная составляющая пенсионной системы Узбекистана является частью государственной пенсионной системы, которая включает в себя государственные перераспределительный и накопительный пенсионные фонды. Рассмотрим основные моменты, формирующие суть и преимущества негосударственного пенсионного страхования, а также прогнозные оценки негосударственного пенсионного страхования в период 10-ти, 20 и 40 лет после его внедрения в Республике Узбекистан.

2. Основные определения, структура национальной пенсионной системы и задачи накопительного негосударственного пенсионного обеспечения [2 - 5]. Пенсией называют сумму ежемесячных выплат, сформированных за счет пенсионных отчислений в период активной трудовой деятельности, которую человек получает после окончания им трудовой деятельности в течение срока его дожития. Пенсии бывают государственными и негосударственными, внесение взносов в пенсионную систему может быть обязательным и добровольным, а сами пенсионные системы - перераспределительными и накопительными.

Государственные пенсии начисляются государственными перераспределительной и накопительной пенсионными системами, а взносы в оба типа государственных пенсионных систем являются обязательными (до 30% фонда оплаты труда - в государственную перераспределительную пенсионную систему и до 10% ФОТ в государственную накопительную пенсионную систему). В первой из них взносы, сделанные работниками, учитываются и перераспределяются в пользу лиц, ранее вышедших на пенсию, в то время как в накопительной пенсионной системе взносы работников аккумулируются на персональных счетах и капитализируются за счет полученных доходов.

Негосударственные пенсии образуются за счет добровольных взносов (1-10% от заработной платы работника), которые аккуму-

лируются в негосударственных пенсионных фондах и управляются по принципу «Управляющая компания - один или несколько негосударственных пенсионных фондов». Государство гарантирует гражданам право производить обязательные и добровольные взносы в негосударственные пенсионные фонды. При этом лица, не сумевшие выбрать свой пенсионный фонд, причисляются к государственному накопительному фонду, имеющему, как правило, консервативный характер инвестиций и соответственно наименьший среди пенсионных фондов размер индексации аккумулированных накоплений.

Накопительный пенсионный фонд (НПФ) является юридическим лицом, выполняющим функции накоплений и учета ежемесячных добровольных или обязательных пенсионных отчислений граждан, приумножения накопленного капитала путем регулируемого государством инвестирования в ценные бумаги, и индексацию накоплений.

Накопительные пенсионные фонды (государственные и негосударственные) являются фундаментом благосостояния современной экономики в связи с невостребованностью накопленного капитала в течение трудового периода работника, что обеспечивает самый низкий процент по заемному капиталу среди имеющихся его источников в экономике, включая акционерный и заемный банковский капитал. С другой стороны, ежемесячные накопления и их своевременная индексация обеспечивают дополнительный источник доходов работников, в дополнение к имеющейся пенсии в государственной перераспределительной пенсионной системе (PAYGO - Pay As You Go, т.е. система сопутствующих платежей).

Пенсионная PAYGO-система принимает обязательные пенсионные отчисления работников (в отдельных странах такие взносы индексируются, например, в Швеции), и в течение нескольких дней перераспределяет их в виде государственных пенсий. Не имеет пенсионную PAYGO-систему лишь Чили, где национальная пенсионная система полностью перешла на обязательный накопительный принцип внесения работниками взносов.

Размер пенсии в перераспределительной системе определяется трудовым стажем работника, средним размером его трудовых доходов, а также индексацией пенсионных прав. Пенсионные выплаты накопительной (государственной и негосударственной) пенсионной системы называют аннуитетом, который рассчитывается как отношение накопленного капитала K на период дожития N (срок после наступления пенсионного возраста до последних дней жизни) работника и на 12, что дает ежемесячный размер аннуитета:

Annuity = —(1) 12N

где N = срок жизни - пенсионный возраст работника. Соответственно чем больше процент отчисления работников в накопительный пенсионный фонд, чем разумнее проводимое регулирование и мониторинг инвестирования накопленного капитала, и чем стабильнее общее состояние финансовой системы в стране, тем большим будет накопленный пенсионный капитал и аннуитет работников.

Стабильность финансовой системы также является необходимым условием для функционирования накопительных пенсионных фондов как долгосрочных (до 40 лет) финансовых инструментов экономики. В свою очередь, основными критериями стабильности всей пенсионной системы являются положительный баланс PAYGO-системы (сопоставимость скрытого долга1 PAYGO-системы с национальным ВВП); диверсификация источников пенсионных выплат; ликвидность финансовой системы (отсутствие гипер - и галопирующей инфляции), которая в Узбекистане в целом соответствует этим критериям.

С другой стороны, по мере развития накопительной пенсионной системы успешно решается задача обеспечения ликвидности финансовой системы, т.к. одним из ключевых инструментов инвестирования накопленного пенсио нного капитала являются государственные краткосрочные и среднесрочные казначейские облигации и корпоративные облигации страны.

1 скрытый долг PAYGO-системы является суммарной стоимостью её обязательств перед работниками, внесшими в нее свои взносы

Пенсионный возраст в Узбекистане для женщин наступает в 54 года, а для мужчин - в 60 лет, что при начале трудовой деятельности в возрасте 20 лет составляет 34 и 40 лет трудового стажа работников соответственно. Средний уровень продолжительности жизни в Узбекистане составляет 73.5 лет, в то время как для мужчин он равен 69 годам, и 74 года

- для женщин. Соответственно период дожития в 2002 году составлял для мужчин 9 лет, в то время как для женщин - 20 лет.

Приведенные данные показывают, что по мере роста благосостояния населения продолжительность жизни в Узбекистане будет увеличиваться. Эту тенденцию подтверждают данные Таблицы 2, в которой указана ожидаемая продолжительность жизни при рождении, т.е. фактическая продолжительность жизни граждан Узбекистана в 2070-2078 годах (в среднем 71-73 года).

Требования МОТ2 к пенсионным выплатам

- минимально 40% замещения средней трудовой зарплаты работника, что обеспечивается при наличии 5-6 работников на 1 пенсионера и в основном осуществляется через механизм государственной PAYGO-пенсионной системы. В то же время, за счет дополнительных отчислений в накопительную пенсионную систему и корпоративные пенсионные фонды развитые страны существенно увеличили величину коэффициента замещения трудовых доходов работников, который, например, в развитой части ЕС составляет 65%, обеспечивая беспрецедентно высокий уровень доходов граждан после окончания ими трудовой деятельности.

Поэтому основной задачей накопительной пенсионной системы (НПС, на англ. Fully Funded Pension System, полностью оплаченная пенсионная система) является обеспечение надежного и существенного источника пенсионных доходов граждан, вне зависимости от состояния государственной перераспределительной пенсионной системы, имеющей встроенный дефект неплатежеспособности при недостаточной величине коэффициента зависимости, т.е. количестве работников на 1 пенсионера (обычно при низкой рождаемости, наступающей по мере роста уровня доходов и расходов граждан, а также низком пороге пенсионного возраста).

2 Международная организация труда

* База данных Бюро переписи США, US Census Bureau; http://www.census.gov/ipc/prod/wp02/tabA-12.pdf

Таблица 2

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении в Узбекистане*

Таблица 1

Продолжительность жизни в Узбекистане в 2002, 2025 и 2050 гг.*

Мужчины и женщины Мужчины Женщины

годы 2002 2025 2050 2002 2025 2050 2002 2025 2050

Продолжительность жизни, лет 64 71 77 60 68 74 68 75 81

Мужчины Женщины

годы 2002 2003 2004 2005 2006 2002 2003 2004 2005 2006

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет 68.9 69.4 68.9 69.6 70.2 73.5 73.8 73.6 74.1 74.9

* Статистический ежегодник Республики Узбекистан, 2007, с. 44.

Актуальность развития накопительной пенсионной системы была подтверждена в 2002 году резолюцией ООН, объявившей XXI столетие веком борьбы с проблемой дисбаланса перераспределительных пенсионных систем, актуальной для развитых стран начиная с 2012 года, для Азиатских стран - с 2040-х годов. В качестве решения странам было предложено активно развивать элементы накопительной пенсионной системы за счет внедрения обязательного накопительного пенсионного обеспечения и стимулирования негосударственного пенсионного обеспечения.

Перераспределительная система Узбекистана имеет достаточно высокий уровень коэффициента зависимости благодаря сложившемуся уровню рождаемости в стране и сравнительно невысокой смертности в республике. Существующий низкий порог пенсионного возраста в стране создает значительную нагрузку на перераспределительную пенсионную систему, в течение многих лет не имеющей профицита, где также отсутствует индексация пенсионных прав и он-лайн мониторинг сделанных взносов, учитываемых лишь по окончании трудовой деятельности работника.

В дальнейшем эти проблемы будут лишь усугубляться, поскольку по мере роста уровня благосостояния граждан и экономического

потенциала страны рождаемость будет уменьшаться, и наступит дисбаланс перераспределительной системы. В свою очередь, значительные пенсионные обязательства (сравнительно большое количество пенсионеров) будут оказывать серьезную нагрузку на платежную систему страны.

Накопительная пенсионная система Узбекистана при сохранении действующих принципов её работы не способна в перспективе снизить уровень нагрузки на государственную перераспределительную пенсионную систему. Отсутствие существенной индексации накоплений, диверсифицированного подхода при инвестировании в финансовые инструменты страны приводят к неполноценному использованию и последующей девальвации реально аккумулируемого пенсионного капитала страны. Эти факторы объективно говорят о целесообразности принятия соответствующего законодательства в Узбекистане с целью стимулирования развития негосударственного накопительного пенсионного обеспечения, тем более что подобная практика многократно доказала свою дееспособность во многих развитых и успешно развивающихся странах мира.

Участниками накопительной пенсионной системы могут быть лишь два игрока: государственный и негосударственные накопительные фонды. В первом случае взносы граж-

дан производятся на обязательной основе в накопительный фонд, который гарантируется государством. Необходимость диверсифицированного инвестирования накопленных средств в финансовые инструменты порождает проблему их оптимального размещения, которая решается за счет появления на рынке конкурентного предложения услуг негосударственных накопительных пенсионных фондов (ННПФ).

Взносы в ННПФ могут быть также как обязательными, так и добровольными, причем в первом случае государство, как правило, предоставляет гражданам право выбора между государственной накопительной пенсией и выплатами из ННПФ, предлагающими проведение более агрессивного инвестирования средств и соответственно больший размер пенсий. Квази-добровольный вид финансирования взносов обычно осуществляется крупными юридическими лицами, предоставляющими своим работникам такого рода бонусы как элемент корпоративного обеспечения (например, ННПФ "Дженерал Моторс").

3. Ставки взносов и налогообложение. Отчисления в пенсионные фонды той или иной системы производятся ежемесячно, и вычитываются с заработной платы работников. Размеры отчислений в PAYGO, обязательную НПС и ННПФ варьируются в зависимости от стран и уровня состояния экономики. Например, в США они составляют соответственно 15.3% в PAYGO и 1% в ННПФ, т.к. США пока не имеют обязательной накопительной пенсионной системы (Таблица 3).

В экономически развитых странах (страны-члены ОЭСР) накопительные фонды в течение многих десятилетий успешно развиваются,

обеспечивая пенсионерам высокий уровень благосостояния. Наилучшим образом развиты НПС в США, отдельных европейских странах (Великобритании, Дании, Норвегии, Швеции) и Японии. По количеству накоплений и размеру выплачиваемых аннуитетов им уступают НПС Латинской Америки, Южной Кореи и стран АСЕАН.

Меньший размер аннуитетов и уровень развития НПС - в странах с переходной экономикой (страны бывшего соцлагеря в Европе, и большинство стран СНГ, включая Россию, Украину и др.). В целом, чем раньше сформирована НПС и её элементы (соответствующее законодательство, создание государственного и негосударственных накопительных пенсионных фондов), тем выше размер накоплений, прибыли (по отношению к накопленным активам), выплачиваемых аннуитетов и шире перечень разрешаемых государством видов инвестиций активов НПС в инструменты финансового рынка, включая зарубежное инвестирование.

В Узбекистане размер отчислений в PAYGO-систему равен 27,5% фонда оплаты труда, а обязательные взносы в НПС равняются 1% от размера заработной платы. Взносы в НПС в Узбекистане аккумулируются в «Халк банке» РУз. Исходя из этого и данных Таблицы 3, размер добровольных отчислений в негосударственную накопительную пенсионную систему Узбекистана вначале может быть равным 1% от фонда оплаты труда.

В дальнейшем, по мере развития негосударственной накопительной пенсионной системы республики можно было бы провести реформу национальной пенсионной системы, с постепенным уменьшением ставки

Таблица 3

Размеры ставок отчислений с заработной платы работников в государственную PAYGO и накопительную пенсионные системы, и ННПФ

Страна Обязательный, PAYGO Обязательный, НПС Обязательный/Ква зи-добровольный, ННПФ, не менее

США 15,3 - 1

Россия 19.2 8 1

Чили - 10 1

Узбекистан 27,5 1 -

* к 2010 году

БАРКАМОЛ АВЛОД ЙИЛИ / ГОД ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОГО ПОКОЛЕНИЯ

взносов в перераспределительную пенсионную системы и соответствующим увеличением ставки взносов в накопительную составляющую системы пенсионного обеспечения. Полный переход на накопительный принцип финансирования пенсионной системы в Узбекистане ограничивается значительным размером скрытого долга пенсионной системы, который, например, при проведении реформы в Чили был заменен индексируемыми облигациями, полностью выплачиваемыми при выходе человека на пенсию.

Размещение пенсионных активов, накопленных в «Халк банке», имеет скорее депозитарный, нежели инвестиционный характер. Это связано с отсутствием системных требований и условий по более привлекательному размещению пенсионных активов, среди которых отметим отсутствие закона «О негосударственном накопительном пенсионном обеспечении», который должен регулировать формирование и дальнейшую деятельность негосударственных накопительных пенсионных фондов.

После внедрения данного закона, вместе с началом функционирования ННПФ можно было бы повысить ставку обязательных отчислений (от 2 до 10%) в накопительную пенсионную систему, и предоставить гражданам право выбора между накопительными государственными (в том числе действующим) и негосударственными пенсионными фондами.

Сложившаяся в Узбекистане ситуация на финансовом рынке, когда имеется несколько альтернативных финансовых инструментов, велик спрос на заемные ресурсы, располагают к тому, чтобы, на наш взгляд, негосударственная накопительная пенсионная система успешно начала свое функционирование, активно включилась в процессы реформирования технологического потенциала и экономического роста страны, поскольку финансовый рынок к этому готов. В частности, об этом говорит закон РУз «Об обязательном страховании гражданской ответственности работодателя», предусматривающий страхование жизни работников на принципах страхового бизнеса, и затрагивающий исполнение договоров аннуитетов. Однако страхование

жизни не является ключевым и обязательным элементом данного закона.

Налогообложение накопительной пенсионной системы обычно применяется в трех типах: Налог-Освобожден-Освобожден (НОО, налог оплачивается при внесении взноса, с отсутствием налога в периоды накоплений и выплат; применяется при внесении взносов в действующую государственную накопительную систему РУз), ООН - наиболее эффективной и популярной схеме налогообложения, а также НОН, которую отдельные государства применяют, исходя из текущих соображений по бюджетному наполнению, выполнению обязательств пенсионной перераспределительной системы и т.п.

С точки зрения стимулирования развития негосударственной накопительной пенсионной системы в Узбекистане целесообразным является применение схемы ООН, когда налоги будут выплачиваться по мере достижения зрелости пенсионных накоплений (т.е. в срок от 10 до 40 лет после начала работником трудовой деятельности).

4. Структура управления ННПФ. Структура управления ННПФ подразумевает наличие управляющей компании, и непосредственно ННПФ. Управляющая компания может управлять активами нескольких ННПФ, что соответственно снижает издержки для каждого из ННПФ. В свою очередь, крупные компании и корпорации могут создавать свои ННПФ, которые в интересах работников будут делать соответствующие ежемесячные отчисления, и отдавать их в управление управляющей компании. На начальном этапе формирования активов ННПФ в Узбекистане такой вариант является, на наш взгляд, оптимальным. С другой стороны, крупные работодатели могут образовать как собственный ННПФ, так и вступить в объединенный с другими работодателями ННПФ, которыми будет управлять одна учреждаемая управляющая компания.

Размер премии и дополнительных выплат, а также уставного фонда управляющей компании установлен соответствующим положением «Об управляющей компании инвестиционных фондов РУз». Они соответственно составляют 5% и 7% от доходов инвестици-

онного фонда, а также 5% от размера управляемых активов инвестиционного фонда. Другими словами, объем комиссионных управляющей компании ограничен 12% от прибыли ННПФ, а для регистрации управляющей компании с активами в 1 млрд. сум необходим уставный фонд в 50 млн. сум.

5. Инструменты финансового сектора Узбекистана, инвестирование и прогнозные оценки активов негосударственной системы пенсионного страхования. Как показывает опыт становления аналогичных институтов, например, в странах Латинской Америки и России, эволюция инвестирования активов ННПФ проходит в несколько этапов: организационный (первые 3-5 лет), среднесрочный (последующие 4-5 лет), и долгосрочный (после 7-10 лет с начала деятельности ННПФ).

Задачей регулирующих органов является поэтапное регулирование разрешенных видов финансовых инструментов и процента размещения активов накопительных пенсионных фондов в те или иные виды финансовых инструментов по мере развития рынка пенсионных услуг, накопительных пенсионных фондов и становления соответствуюшей инфраструктуры. Объектами инвестирования являются:

ГКО и ГСКО3 и корпоративные облигации республики,

депозиты кредитно-финансовых учреждений Узбекистана,

зарубежные казначейские и корпоративные облигации,

акции фондового рынка республики и зарубежных фондовых рынков.

Принятые законы в странах, где уже имеется негосударственное накопительное пенсионное обеспечение, а также действующие законодательные акты РУз обеспечивают надежную базу для подготовки соответствующего законопроекта в Узбекистане.

I. Организационный этап (первые 5 лет). Наиболее ликвидными и надежными инструментами финансового сектора Узбекистана в настоящее время являются ГКО и ГСКО, имеющие доходность в пределах 5-6% в год. Следующими по доходности и меньшей

3 государственные краткосрочные и среднесрочные казначейские обязательства

надежностью являются депозиты коммерческих банков со ставками 10-12% годовых для юридических лиц. Более доходными и менее надежными являются корпоративные облигации отечественных компаний, с доходностью 24-26% годовых. Наконец, последним действующим инструментом являются депозиты кредитных союзов Узбекистана, имеющих высокую доходность (до 24-28% в год) и риск. Все три последних вида инвестиций имеют как купонные4, так и бескупонные выплаты.

Портфель инвестиций в первые годы работы зависит от стратегии управляющей компании и может быть, к примеру, поровну распределен между этими секторами (Таблица 4), если только государственный регулирующий орган (ЦБ) не потребует больших инвестиций в ГКО. В принципе это нецелесообразно, поскольку главная цель ННПФ и НПС в целом - обеспечение диверсификации пенсионных доходов накопительной системы от государственной перераспределительной системы пенсионного обеспечения, за счет как можно меньшего инвестирования непосредственно в финансовые бумаги государства.

Однако для гарантированного сохранения активов в первые 3-5 лет работы это может иметь смысл, учитывая необходимость отладки соответствующего программного обеспечения и т.п. В качестве примера ниже приведены расчеты итогов первых 5-ти лет инвестирования аккумулируемых пенсионных активов (Таблица 5).

Видно, что в течение организационного периода первых 5 лет при зарплате в 300000 сум и взносах в размере 1% от зарплаты работником накоплено 180.0.000 сум активов и заработано 71578 сум прибыли. В целом по Узбекистану (за основу берется цифра в 11 млн. работников5) размер накоплений за эти 5 лет может составить 2.77 триллионов сум, из которых 787 млрд. сум будут представлять собой результат работы негосударственной накопительной пенсионной системы страны.

При увеличении ставки взносов в негосударственную накопительную пенсионную систему размер пенсионного капитала уве-

4 выплаты процентов до истечения срока облигации или депозита

5 Cost of doing business in Uzbekistan, Shaykhov et all,. UNDP, Tashkent, 2009, p.3

Таблица 4

Доходность и структура инвестиций основных активов ННПФ в первые 5 лет функционирования негосударственного накопительного пенсионного обеспечения

годы Вид инвестиций и доля в портфеле инвестиций

ГКО, Депозиты коммер- Корпоративные Депозиты кредит-

не менее 25% ческих банков, облигации, ных союзов,

до 25% до 25% до 25%

1-2 0,057 0,12 0,26 0,28

3-4 0,055 0,11 0,25 0,27

5 0,053 0,1 0,24 0,26

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Примечание: величина доходности финансовых инструментов указана на основании ставок доходности действовавших в 2009 году.

Таблица 5

Расчет доходности пенсионных накоплений работника со средней зарплатой в 300000 сум в первые 5 лет функционирования негосударственной накопительной пенсионной системы (взносы в размере 1% ФОТ)

месяцы ГКО Ком.банки Корп.обл. Кредит. союзы Итого Капитала Годы Активы прибыль

12 9 9 9 9 36 1-й год 36 0

13 9,79275 9,84 9,945 9,96 39,53775 39 0,53775

24 18,513 19,08 20,34 20,52 78,453 2-й год 72 6,453

36 28,40692 30,20828 34,46708 35,10428 128,1865 3-й год 108 20,18654

48 38,47351 42,04427 51,61951 53,12132 185,2586 4-й год 144 41,25861

60 48,59471 54,71093 72,65942 75,61243 251,5775 5-й год 180 71,5775

Таблица 6

Доходность и структура инвестиций основных активов ННПФ в 6-10 годы функционирования накопительного пенсионного обеспечения

Вид инвестиций и доля в портфеле инвестиций

годы ГКО, 15% (не менее 10%, не более 25%) Депозиты коммерческих банков, до 30% Корпоративные облигации, 25% (до 30%) Депозиты кредитных союзов, до 30%

6 0,053 0,1 0,24 0,26

7 0,052 0,1 0,24 0,26

8 0,051 0,1 0,24 0,26

9 0,051 0,1 0,24 0,26

10 0,05 0,1 0,24 0,26

личиться во столько же раз. Для увеличения реальных накоплений оптимальным представляется установить размер взносов в 10000 сум, что за 5 лет приведет к суммарному капиталу 1 работника в размере 830204 сум. В целом по стране аккумулированный капитал негосударственной накопительной системы может составить 9.141 трлн. сум.

II. Среднесрочный этап (6-10 годы). По мере появления прибыли ННПФ, как правило, становится возможным проводить инвестирование прибыли ННПФ в менее надежные, но более доходные инструменты, в то время как основные активы можно было бы инвестировать так, как это было на начальном этапе, т.е. поровну между финансовыми инструментами страны.

Предполагается, что действующие ставки доходности ГКО, депозитов и др. будут слегка корректироваться в последующие 5 лет работы ННПФ. В Таблице 6 показан пример долевого соотношения между видами инвестиций, с измененным регулированием максимально допустимых значений в один вид финансового инструмента.

Размер накоплений за 6-10 годы работы накопительной пенсионной системы составит 9,58 и 28.7 трлн. сум при взносах в 3000 (Табл. 7) и 10000 сум соответственно, что приведет к появлению цепочки взаимосвязанных событий на финансовом рынке страны. Прежде всего, значительный размер суммы активов накопительной пенсионной системы вызовет коррекцию ставки рефинансирования и основных ставок по ссудам коммерческих банков в сторону их уменьшения.

К отрицательным моментам относится возможное снижение требований при получении займов кредитно-финансовыми учреждениями страны, обусловленного необходимостью размещения кредитных ресурсов среди заемщиков. Другим нежелательным последствием является инфляция накопленных финансовых ресурсов.

Реальным рычагом, который мог бы свести к минимуму негативные последствия наращивания пенсионных накоплений в НПС, является государственное регулирование в области наращивания экспорта, закрепление позитивного имиджа Узбекистана за рубежом, обновление иукреплениетехнологического потенциала страны, что в целом должно привести к поглощению большей части накопленного пенсионного капитала в экспортно-ориентированной промышленности республики.

Еще одним проверенным способом сохранить покупательскую способность пенсионных накоплений являются инвестиции в зарубежные активы, однако это пока имеет ограниченный прикладной характер.

III. Долгосрочный этап (11-40 годы) На этом этапе часть прибыли ННПФ на конкурентной основе может быть инвестирована в зарубежные акции и облигации, что в свою очередь потребует привлечения дополнительных специалистов в штат управляющей компании. Это даст возможность диверсифицировать инвестиции и обезопасить активы от рисков, связанных с функционированием национальной финансовой системы.

В то же время зарубежные процентные ставки могут существенно отличаться от ста-

Таблица 7

Расчет доходности пенсионных накоплений работника со средней зарплатой в 300000 сум в 6-10 годы функционирования негосударственной накопительной пенсионной системы (взносы в размере 1% ФОТ)

месяцы ГКО Коммерческие Корпоративные Кредитные Итого Капитала Годы Активы прибыль

банки облигации союзы

72 56,6601975 71,1517688 99,5050713 106,513003 333,8300406 6-й год 216 117,83004

84 65,0947954 89,2366911 132,793677 145,447722 432,5728854 7-й год 252 180,57289

96 73,9012001 109,130106 174,071549 194,505467 551,6083217 8-й год 288 263,60832

108 83,1567314 131,012862 225,256109 256,318227 695,743929 9-й год 324 371,74393

120 92,7994407 155,083893 288,724964 334,202304 870,8106018 10-й год 360 510,8106

вок доходности на узбекском рынке. В частности, ставки по депозитам коммерческих банков в развитых странах колеблются в пределах 2-5%, в то время как ставки по корпоративным облигациям также значительно ниже (12-15%) ставок, имеющихся на рынке Узбекистана.

Игра на фондовых биржах мира может приносить прибыль, но зависит от искусства менеджеров управляющей компании и их умения делать краткосрочные (от 3 месяцев до года) и среднесрочные прогнозы (от 1 года до 2-3 лет).

По мере роста накоплений на финансовом рынке страны могут появиться различные

фонды, дающие возможность сохранения высокой доходности, такие как взаимные фонды (Mutual Funds; Mutual Money, Market Funds), работающие по принципу консолидации небольших сбережений граждан в обмен на свои акции, и последующей работы на финансовом рынке как обычные ННПФ. Акции взаимных фондов могут стать привлекательными для инвестирования в них капитала ННПФ

Существенным является отсутствие ограничений по структуре инвестиций таких фондов, например, в акции коммерческих банков, недвижимость и пр., представляющие собой более рискованные инструменты, чем просто

Таблица 8

Доходность и структура инвестиций основных активов ННПФ в 11-40 годы функционирования накопительного пенсионного обеспечения

годы Вид инвестиций и доля в портфеле инвестиций__

ГКО, 15% Депозиты Корпоративные Депозиты (не менее 10%, коммерческих облигации, кредитных _не более 25%) банков, до 30% 25% (до 30%)_союзов, до 30%

11-15 0,05 0,1 0,24 0,26

16-20 0,05 0,095 0,23 0,25

21-25 0,05 0,095 0,22 0,24

26-30 0,045 0,09 0,21 0,23

31-35 0,045 0,085 0,2 0,22

36-40 0,04 0,08 0,19 0,21

Таблица 9

Расчет доходности пенсионных накоплений работника со средней зарплатой в 300000 сум в 11-20 годы функционирования негосударственной накопительной пенсионной системы (взносы в размере 1% ФОТ)

месяцы ГКО Ком.банки Корп.обл. Кредит. Итого Капи- Годы Активы прибыль

союзы тала

132 102,924285 181,562028 367,426345 432,336241 1084,248898 11 396 688,2489

144 113,555372 210,687976 465,016056 555,985001 1345,244406 12 432 913,24441

156 124,718014 242,726519 586,027299 711,782439 1665,254271 13 468 1197,2543

168 136,438787 277,968916 736,081239 908,087212 2058,576154 14 504 1554,5762

180 148,745599 316,735553 922,148126 1155,43122 2543,060503 15 540 2003,0605

192 161,667752 359,378854 1152,87106 1467,08468 3141,002351 16 576 2565,0024

204 175,236012 404,481103 1427,42182 1845,08021 3852,219154 17 612 3240,2192

216 189,482685 453,868066 1765,11926 2317,57463 4726,044641 18 648 4078,0446

228 204,441692 507,94679 2180,4871 2908,19265 5801,068237 19 684 5117,0682

240 220,14865 567,162993 2691,38955 3646,46518 7125,166372 20 720 6405,1664

стандартные инструменты (облигации и депозиты) игроков финансового рынка. По мере становления этих институтов и при наличии значительной прибыли ННПФ становится возможным покупка акций таких компаний.

Нижеследующий прогноз основан на дальнейшем уменьшении доходности финансовых инструментов в 11-40 годы работы ННПФ, обусловленный увеличивающимся предложением финансовых ресурсов в Узбекистане (Табл. 8). При этом для упрощенности расчетов выбраны такие же доли инвестирования между видами финансовых инструментов, что и в среднесрочный период.

В Таблице 9 показаны результаты расчетов по видам финансовых инструментов в 11-20 годы работы ННПФ, которые могут быть полезны для привлечения зрелой категории граждан предпенсионного возраста. Они показывают, что 1 работник за этот период

может накопить 720,0 тыс. сум активов и 6,4 млн сум прибыли при взносах в размере 3000 сум в месяц, а по Узбекистану суммарно 70,4 трлн. сум. Цифры соответственно выше при взносах в 10000 сум и равняются 2,376 млн сум и 21,12 млн сум, а в целом по стране 232 трлн. сум.

Размер накоплений в 21-40 годы (Табл. 10) при указанных выше прогнозных показателях доходности показывает, что по окончании этого периода 1 работник накопит 342,6 млн. сум и 1.13 млрд. сум при соответствующих взносах в 3,0 и 10,0 тыс. сум, а в целом по стране капитал ННПФ составит 3768 и 12 436 трлн. сум.

В пользу реальности сделанных выше предположений и расчетов говорит тенденция увеличения заработной платы работников по мере экономического роста страны. Последнее неизбежно будет происходить бла-

Таблица 10

396 496,168281 2022,11263 33905,7606 56665,3779 93089,41942 33 1188 91901,419

408 523,972239 2204,93649 40696,2522 69142,9345 112568,0954 34 1224 111344,1

420 553,027376 2403,30037 48844,8422 84365,5535 136166,7234 35 1260 134906,72

432 583,389993 2618,52519 58623,1501 102937,149 164762,214 36 1296 163466,21

444 612,193491 2838,943 69770,8711 124565,106 197787,114 37 1332 196455,11

456 642,149128 3076,99424 83036,6592 150734,935 237490,7377 38 1368 236122,74

468 673,302992 3334,08957 98822,9469 182400,428 285230,7675 39 1404 283826,77

480 705,70301 3611,75253 117608,629 220715,674 342641,7593 40 1440 341201,76

Расчет доходности пенсионных накоплений работника со средней зарплатой в 300000 сум в 21-40 годы функционирования негосударственной накопительной пенсионной системы (взносы в размере 1% ФОТ)

месяцы ГКО Ком.банки Корп.обл. Кредит. Итого Годы Активы прибыль

союзы Капитала

252 236,640955 632,004736 3319,79956 4569,30584 8757,751089 21 756 8001,7511

264 253,957875 703,006444 4059,5289 5677,14663 10693,63985 22 792 9901,6399

276 272,140642 780,753314 4961,9987 7050,86921 13065,76187 23 828 12237,762

288 291,232546 865,886137 6063,01186 8754,28521 15974,41575 24 864 15110,416

300 311,279046 959,106578 7406,2479 10866,521 19543,15457 25 900 18643,155

312 332,327871 1061,18296 9044,99588 13485,6935 23924,2002 26 936 22988,2

324 352,759011 1167,6422 10953,8015 16598,5934 29072,79609 27 972 28100,796

336 374,109552 1283,68277 13263,4563 20427,4603 35348,70888 28 1008 34340,709

348 396,420867 1410,16699 16058,1385 25136,96 43001,69297 29 1044 41957,693

360 419,736192 1548,03479 19439,7041 30929,6593 52337,13438 30 1080 51257,134

372 444,100706 1698,31069 23531,3984 38054,6714 63728,48118 31 1116 62612,481

384 469,561623 1853,61138 28247,0176 46437,8725 77008,06311 32 1152 75856,063

годаря непрерывно увеличивающемуся притоку пенсионного капитала страны. Отметим, что еще более высокую доходность пенсионного капитала позволят получить неучтенные выше реинвестиции купонных выплат финансовых инструментов.

Несмотря на значительность итоговых цифр (342,6 млн. сум и 1.13 млрд. сум), важным представляется сохранить покупательную способность финансовых ресурсов каждого работника на уровне, сопоставимом с периодом первых 5-10 лет внесения взносов. Если это удастся сделать, то приведенные выше абсолютные цифры позволят осуществить модель высокого уровня благосостояния населения, адекватную имеющейся в экономически развитой части планеты.

б.Выводы. Учитывая изложенное, считаем, что в Узбекистане созрели экономические, организационные и технические предпосылки для эффективного развития негосударственной системы пенсионного страхования. Функционирующие на финансовом рынке более 30 коммерческих банков, активно развитая сеть кредитных союзов и ломбардов позволяют в определенной форме обеспечить диверсифицированный выбор невзаимосвязанных финансовых инструментов, который мог бы эффективно использоваться при появлении негосударственных накопительных пенсионных фондов на финансовом рынке республики.

Меры, которые целесообразно было бы осуществить при внедрении негосударственной накопительной пенсионной системы, должны включать в себя:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. разработку и утверждение законопроекта о негосударственных пенсионных фондах, с жестким разграничением полномочий между негосударственными накопительными фондами и управляющими компаниями, не имеющими права расходования средств ННПФ, помимо законодательно ограниченных и четко регламентированных статей расходов;

2. внедрение он-лайн мониторинга инвестирования активов негосударственных пенсионных фондов;

3. разработку критериев при регулировании максимальных размеров инве-

стирования активов и прибыли ННПФ, согласно которым регулирующим органом (ЦБ или специально уполномоченным органом) определялась бы необходимость изменения ограничений на инвестирование активов и прибыли негосударственных пенсионных фондов;

4. определение этапов в развитии негосударственного пенсионного страхования;

5. специальная подготовка и сертификация управляющих ННПФ.

Мерами сопутствующего характера, которые могли бы усилить эффективность как пенсионной системы Узбекистана в целом, так и её накопительного компонента, является увеличение пенсионного возраста, и в первую очередь выравнивание пенсионного возраста среди мужчин и женщин. Внедрение негосударственной накопительной пенсионной системы позволит решить одновременно несколько задач:

1. провести аккумуляцию и эффективное приумножение пенсионного капитала, требуемого для проведения технологического обновления и инноваций в экономике Узбекистана. Расчеты показывают, что за 10, 20 и 40 лет работы негосударственной накопительной пенсионной системы в стране можно было бы аккумулировать соответственно 9,58 (28.7); 70,4 (232) и 3768 (12436) трлн. сум при взносах в 3000 (10000) сум в месяц. В пересчете на одного человека после 10, 20 и 40 лет функционирования накопительной негосударственный системы пенсионного обеспечения может составить 0,87 (2,61); 7,12 (23,4) и 342,6 (1130) млн. сум при ежемесячных взносах в ННПФ в размере 3,0 (10,0) тыс. сум;

2. обеспечить устойчивый экономический рост. Инвестиции аккумулируемого пенсионного капитала приведут к стремительному росту реального сектора экономики и высокой занятости трудоспособного населения. Для нейтрализации возможных инфляционных эффектов, вызванных ростом предложения финансовых ресурсов в стране,

целесообразно постепенно либерализовать внешнюю торговлю страны за счет стимулирования экспортоориен-тированных предприятий и технологий, поддержки государством экспортирующих компаний, включая меры целевого характера (прямая реклама на ТВ за рубежом, закрепление положительного имиджа страны за ее пределами и т.п.);

3. обеспечить высокую ликвидность национальной финансовой системы. По мере развития негосударственного

накопительного пенсионного обеспечения в стране неизменно будет снижаться ставка рефинансирования ЦБ, стоимость кредитных ресурсов, и соответственно увеличится эффективность национальной экономики;

4. обеспечить независимость пенсионной системы и пенсионных выплат от факторов старения населения и перераспределительного механизма государственной пенсионной системы.

ON NON-GOVERNMENTAL SYSTEM OF PENSION INSURANCE IN THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Umurzakov B.H.; Dalimov R.T.;

Main issues concerning an essence and advantages of nongovernmental pension insurance as well as propositions made for its implementation in the Republic of Uzbekistan are considered in the article. For its successful development in Uzbekistan it is proposed to pass a law "On non-governmental pension funds". Economic analysis and forecast estimates of the development of non-governmental pension insurance are made for the period of 10, 20 and 40 years after its implementation in Uzbekistan.

Список использованной литературы:

1. Каримов И.А. Мировой финансово-экономический кризис, пути и меры по его преодолению в условиях Узбекистана.

2. Александров Д.Г. Пенсионная система в России: состояние, проблемы, перспективы. СПб: СПбГУЭФ, 2000 - 200 с.

3. Далимов Р.Т. Мировой опыт реформирования пенсионных систем в условиях переходной экономики. Т.: Узбекистан, 2003, 212 с.

4. Reardon A.M. Pensions Handbook. 7th edition. Allied Dunbar, London, 2000,

5. Dilnot A.; Disney R.; Johnson P.; Whitehouse E. Pensions policy in the UK: an Economic Analysis. The Institute for Fiscal Studies, London, 1994, 225 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.