Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 2022. № 4. С. 103-111 Moscow State University Bulletin. Series 9. Philology, 2022, no. 4, pp. 103-111
О (НЕ)ТОЧНОСТИ И (НЕ)БЕДНОСТИ РИФМЫ Г.Р. ДЕРЖАВИНА
(НА МАТЕРИАЛЕ КОРПУСА РИФМ ПЯТОГО ТОМА «СОЧИНЕНИЙ»)
Е.А. Пастернак
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва,
Россия; [email protected]
Аннотация: За Г.Р. Державиным закрепилась репутация поэта, постоянно использующего неточные и любящего бедные рифмы. На примере анализа корпуса рифм пятой части «Сочинений Державина» (1816), в которой собраны поздние произведения поэта, автор статьи уточняет это представление, показывает соотношение количества точных и неточных, а также глубоких рифм поэта. В книге 4714 стихов, 4146 из них — рифмованные. Державин не так уж часто, как представляется, использует неточные рифмы — они составляют всего около 11% всех рифм. Богатые рифмы встречаются почти в пятой части всех зарифмованных стихов, кроме того, очень велико количество глубоких рифм — тех, которые содержат повторяющиеся звуки до опорного звука. В работе с наглядными примерами показано, что способы формирования неточных и глубоких рифм поддаются четкой классификации, — несмотря на обширный корпус исследований о творчестве Державина, ранее попытки полного описания способов формирования неточной и глубокой рифм поэта не проводилось. В заударной части часто меняется один из звуков, вводится «лишний» звук, к одному сонорному «добавляется» другой. В предударной части часто повторяются гласные; опорный в одном слове звук становится вторым предударным в другом; повторяются группы звуков; повторяются приставки. Особенно интересна ситуация, когда рифма является формально бедной, в ней не совпадают опорные звуки, однако глубокое созвучие, присутствующее в рифмующихся словах, позволяет ощутить рифму как очень «созвучную», изысканную, сложно устроенную.
Ключевые слова: стиховедение; рифма; история русской поэзии; Г.Р. Державин; неточная рифма; глубокая рифма
Финансирование: Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 19-78-10132) в Институте мировой культуры Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.
Для цитирования: Пастернак Е.А. О (не)точности и (не)бедности рифмы Г.Р. Державина (на материале корпус рифм пятого тома «Сочинений») // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 9. Филология. 2022. № 4. С. 103-111.
ON THE (IN)ACCURACY AND (IN)POORITY OF G.R. DERZHAVIN'S RHYME
(BY THE MATERIAL OF THE CORPUS
OF RHYMS OF THE FIFTH VOLUME OF "WORKS")
Ekaterina Pasternak
Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia; [email protected]
Abstract: G.R. Derzhavin has a reputation of a poet who constantly uses inaccurate, as well as poor rhymes. An analysis of the corpus of his rhymes allows us to refine this idea. On the example of the rhyme corpus of the 5th part of Derzhavin's Works (1816), which contains the later works of the poet, we show the ratio of the number of exact and inaccurate, as well as deep rhymes of the poet. There are 4714 verses in the book, 4146 of them are rhymed. Derzhavin doesn't seem to use inexact rhymes very often — they make up only about 11% of all rhymes. While rich rhymes are found in just 20% of all rhymed verses, there is a very large number of deep rhymes. In the article we show that the ways of forming inaccurate and deep rhymes can be clearly classified. Despite the extensive corpus of research on Derzhavin's verses, no previous attempt was made to completely classify the ways of forming the poet's inaccurate and deep rhymes. One of the sounds often changes in the trans-stressed part, an "extra" sound is introduced, another is "added" to one sonorant. In the pre-stressed part, vowels are often repeated, the reference sound in one word becomes the second pre-stressed sound in another, groups of sounds or prefixes are repeated. The situation is especially interesting when the rhyme is formally poor, the reference sounds do not coincide, however, the deep consonance present in the rhyming words makes it possible to feel the rhyme as very "consonant", refined, complex.
Key words: poetry; rhyme; history of Russian poetry; G.R. Derzhavin; inaccurate rhyme; deep rhyme
Funding: This article results from the research project based at the Institute for World Culture of Lomonosov Moscow State University (MSU) and supported by the Russian Scientist Foundation grant 19-78-10132.
For citation: Pasternak E.A. (2022) On the (In)Accuracy and (In)Poority of G.R. Derzhavin's Rhyme (By the Material of the Corpus of Rhyms of the Fifth Volume of "Works"). Vestnik Moskovskogo Universiteta. Seriya 9. Philology, 4, pp. 103-111.
Г.Р. Державин традиционно считается создателем особого типа русской рифмы. Упоминание державинской рифмы практически всегда влечет за собой утверждения о том, что поэт «расшатывает» русскую рифму, что у него очень неточные и при этом бедные рифмы и т.д. Например, В.А. Западов в работе «Державин и русская рифма XVIII в.» утверждает, что «рифмовка Державина была "небрежной", бедной» [Западов, 1969: 83] (под «рифмовкой» ученый
понимает в статье способы формирования рифмы). В знаменитой книге Б.В. Томашевского «Стих и язык» приводятся примеры отдельных способов формирования рифмы, которые действительно использует Державин, однако не всегда говорится о том, насколько часто они используются, например: «Уже Державин ввел усечение и других согласных: потомки — Потёмкин» [Томашевский, 1959: 92]. В «Очерке истории русского стиха» М.Л. Гаспаров отмечает, что «Державин не оставил не нарушенной ни одну из норм классицистической рифмовки. Он равнодушен к богатой рифме» [Гаспаров, 2000: 94]. В «Книге о русской рифме» Д. Самойлова глава о рифме поэта прямо называется «Загадочная рифма Державина» [Самойлов, 2005: 120-33].
Насколько же справедливы и однозначны приведенные выше утверждения? Можно ли также добавить, что Державин еще и формирует свои неточные рифмы оригинальным образом, причем и для современного читателя эксперименты поэта выглядят вызывающе? Действительно ли он постоянно использует бедные рифмы?
Анализ корпуса рифм позволяет уточнить сформировавшиеся в научной литературе представления о рифменных предпочтениях поэта. Мы разберем типичные способы формирования неточной и/ или глубокой рифмы на примере последней части прижизненных «Сочинений», составленных самим поэтом (сюда вошла его поздняя лирика 1807-1816 гг.): соотношения (не)точных и (не)глубоких рифм, как и способов их формирования, представленные в этой книге, типичны для державинской лирики в целом.
1
В пятой части «Сочинений» 4714 стихов, 4146 из них являются зарифмованными.
Безусловно точных рифм среди них — около 83%, безусловно неточных — всего лишь около 11%, что в целом вполне вписывается в общие тенденции этого периода. Очевидно, что впечатление, будто бы у Державина постоянно встречаются неточные рифмы, неверно.
Среди очевидно неточных рифм можно отметить сочетание «открытая + йотированная», которое отличается только наличием / отсутствием й, — такой простой способ формирования неточной рифмы используется Державиным всего в 2,5% случаев среди всего количества рифм. Встречаются и более «неправильные» сочетания открытой и йотированной рифм, причем если йотированная рифма идет второй, в абсолютном большинстве случаев различие между рифмами заключается только в наличии / отсутствии й (21 из 23), а если первой, то оно может быть связано и с другими звуками (раз-
личие, которое заключается только в й, встречается только в 9 из 26 таких случаев).
«Революционное» сочетание закрытой и открытой рифмы — грудь — пойду (стихотворение «Благодарность») — встречается лишь единожды. Крайняя неточность сопровождается «перемешиванием» звуков (Державин вообще часто использует его), и может сопровождаться изменением по твердости / мягкости, которые есть в предударной и заударной (если она присутствует) частях слов, составляющих рифму: в первом слове — заударный [д'], во втором — опорный [д].
Две группы рифм также можно считать проблемными.
В одну входят слова, оканчивающиеся на г (друг, круг...). Поэт часто рифмует эти слова с теми, которые оканчиваются на х (дух), что позволяет предположить вариативное произношение им последнего звука (в одних случаях — дру[к], в других — дру[у] или дру[х]), однако утверждать это с уверенностью мы не можем (40 случаев) [см. также: Томашевский, 1959: 93-94].
В другую входят некоторые слова, которые оканчиваются на мягкий согласный и в современном литературном языке произносятся с конечным мягким (кровь, любовь, днесь.). В корпусе рифм Державина мы встречаем и безусловно точные рифмы с этими словами, однако поэт столь упорно и часто рифмует их также со словами, оканчивающимися на твердый согласный (покров, вознес.), что это позволяет предположить вариативность произнесения им этих слов (25 случаев). Остановимся на выделении обоих случаев в особую группу рифм, однозначно определить (не)точность которых представляется некорректным.
Державин использует и рифмы, в которых содержатся значительные различия в звуковом составе заударной части. Способы формирования их неточности часто однотипны:
1. Самый распространенный — «мена» одного согласного звука на другой, что позволяет ощущать рифму как весьма неточную, при этом остальные звуки совпадают, причем часто Державин считает нужным «менять» одни и те же звуки. В первом слове рифменной пары часто меняются следующие звуки (в каждом случае приведем один пример-иллюстрацию): [в] (духовном — огромном), [д] (пестро-бледных — земных), [з] (любезна — мятежна), [)'] (не тайных — зарь-ных), [л'] (дольний — Господни), [м] (шумным — чудным), [р] (твердь — весть), [т] (превратно — ужасно), [ч] (пахучи — поющи), [ш] (низшим — чистым). Во втором слове рифменной пары также часто меняются одни и те же звуки: [д] (шумным — чудным), [ж] (любезна — мятежна), [з] (покойно — грозно), Ц] (полны — достойны), [л'] (громко — только), [м] (духовном — огромном), [н] (Скандинавов — 106
Скифо-Славянов), [р'] (не тайных — зарьных), [с] (благодатный — прекрасный), [т] (низшим — чистым), [ш] (платочком — окошком). Чередования с остальными звуками разнообразны и не повторяются.
2. Мена одного из звуков в заударной части + совпадение опорных звуков. Благодаря этому создается ощущение большей «созвучности» рифмующихся слов: мести — смерти, твердь — весть, страшном — Красном, бесстрашно — обратно, мрака — страха, обратном — страшном.
3. Мена сонорных [р] / [л'], [л'] / [р'], [л'] / [р]: противоборных — юдольных, веселья — лицемерья, сильный — обширны.
4. Также часто — введение одного «лишнего» звука в заударную часть, причем «вставные» звуки, создающие неточность, гораздо чаще встречаются в первом слове рифменной пары. Здесь у поэта также есть несколько любимых «вставных» звуков (в каждом случае также приведем один пример-иллюстрацию).
В первом слове — [в / в'] (правды — награды), [д] (чудной — слад-кострунной), Ц] (стено-бойны — сонный), [л / л'] (воцарился — рас-ступися, Скальд — град), [м] (бомбой — злобы), [н / н'] (зарниц — Цариц), [р / р'] (персти — лести, восторг — Бог), [с / с'] (честь — зреть, Наполеонисты — защиты). Во втором слове — [д] (полутонно — сходно), [ж] (червленых — смежных), [л / л'] (порок — толк), [р / р'] (невестой — отверстой, тень — чернь), [с'] (суть — грусть). Популярный в первом случае звук [в] делает рифменную пару неточной во втором случае только один раз: награды — правды. Отметим, что Державин использует несколько постоянно повторяющихся слов, с помощью которых создается пара неточных рифм: правда, полн, восторг.
5. В мужской открытой рифме — перемещение звука, который является опорным в одном из слов, в позицию второго предударного в другом слове тоску — Москву.
6. Добавление сонорного согласного в конце к другому сонорному, обычно — [м] или [н]: моим — гимн, сонм — закон, сон — сонм. (Также — частая мена [м] / [н] в других неточных рифмах: Сион — Нем, иском — найден, мамки — спозаранки.)
7. Группа рифм со словом холм / словами с этим корнем. Подобрать точную рифму к этому слову нельзя, однако введение неточной рифмы с этим словом особенно полюбилось Державину: холм — гром, холмы — громы, холм — облачком, холм — челом, грома — холма, холма — косма, кистенем — холм, двухолмном — звоном.
Таким образом, многие рифмы Державина становятся неточными только из-за одного звука, причем созвучия могут подкрепляться совпадением опорных. Совсем же неточных рифм, которые от-
личались бы более чем на два звука, немного (30 случаев). Способы формирования неточности здесь таковы:
1. Чередование «один / несколько согласных»: милосердья — преступленья, скорбью — любовью, милосердьем — теченьем.
2. Сочетание указанного чередования + изменение гласного: изъ-ятья — участье, самолюбья — орудье, Церкви — жертвы, недрах — дебрях.
3. «Окружение» с обеих сторон звука еще двумя звуками в одном из слов: Александр — наград.
4. Особенно интересный случай — «тасование» звуков (при этом они могут меняться по твердости / мягкости). Эта ситуация может быть как только в заударной части — стойлах — раздольях, — так и во всем слове: беззаконьи — козни, мать — тмят, восторг — рок, железну — зелену, Норд — понт. Две рифмы — и вовсе «анаграмматические»: род — орд, добр — бодр.
Только один раз встречается рифменная пара, состоящая из слов, в которых нет ни одного совпадающего звука: сыр — чтил. В ином контексте эти слова вообще воспринимались бы в лучшем случае как созвучие, однако среди заданной последовательности рифм в стихотворении они воспринимаются именно как рифма.
2
Рассмотрим теперь богатство / бедность рифмы — (не)совпадение опорного звука (открытые мужские точные рифмы также посчитаны как те, в которых совпадает опорный звук, и не обособлены от остальных). Получившиеся результаты таковы: бедных рифм — около 75 %, богатых — почти 21%, рифм, в которых опорные звуки различаются по твердости / мягкости, — 1,6%. Отдельно также отметим группу рифм, для которых отсутствует этот параметр: в них хотя бы в одном из рифмующихся слов ударение падает на первый в слове гласный, при этом перед словом нет проклитики, сливающейся с полнозначным словом в одно фонетическое слово (37 случаев).
Однако такие формальные подсчеты не дают увидеть полную картину того, как выглядит предударная часть державинской рифмы. У Державина нередко встречаются глубокие рифмы — те, в которых есть разнообразные повторы в предударной части. Рифма может быть формально бедной, однако слова, входящие в нее, ощущаются как особо «созвучные», более того, получившееся созвучие может быть весьма изысканным. Способы формирования «углубления» рифмы Державиным таковы:
1. Самый распространенный — наличие в предударной части одного / нескольких гласных, повторяющихся в обоих словах (боль-108
ше 250 случаев), в том числе при полном несходстве согласных: благодать — покорять. Интересно, что такие рифмы будут воспринимаются как более «полнозвучные» по сравнению с теми рифмами, которые являются точными, однако не имеют созвучий в предударной части (ср.: невинность — бесчинность уб. внушает — не облы-гает). Чаще всего встречается повторение предударного [аъ] (явился — предобразился, изобразить — согласить), однако встречаются и другие гласные (стихия — земныя, дружок — голубок). Такие повторы особенно эффектны в бедных рифмах — с их помощью формальная бедность как будто отчасти компенсируется.
2. В одном из слов звук является опорным, а в другом находится рядом с опорным: удостой — Твой, друг — дух, людей — дней (больше 50 случаев).
3. Начало слов с одного и того же звука, иногда — с различием по твердости / мягкости: вздыханье — восклицанье, зияет — замышляет, спокойно — сродно, стремленье — спасенье. Абсолютное большинство из них относится к одной и той же части речи, нередко это грамматическая рифма.
Наиболее интересны «комбинированные» способы формирования углубляющейся рифмы (около 230 рифменных пар):
1. Звук является первым в одном слове и «смещается» ближе к ударному в другом слове: зерно — создано, течет — чтет, любезна — слезна. Помимо этого, звук может даже перемещаться с последнего места на первое, заодно становясь из мягкого твердым: путь — труд.
2. «Перемешивание» звуков: пареньем — дерзновеньем, молить — гласить, бодрится — родиться, драгия — Мария, раменах — прах, реке — чердаке.
3. Полный или почти полный повтор нескольких звуков подряд в предударной части: денниц — единиц, одежда — Надежда, сидя — ведя, не существует — торжествует, красотою — правотою, Божество — торжество, вышину — тишину, звезда — ведя, Александра — Саламандра, гордыни — благостыни.
4. Повтор приставок: не воскресился — не возродился, познают — не погибают, непостижно — неподвижно.
Также в предударной части могут повторяться какие-либо звуки, однако из-за введения между ними других звуков «углубление» рифмы ощущается менее явно:
1. Введение разных звуков между одинаковыми начальными звуками и ударным: посетит — председит, предел — предпочел, глядит — гласит, молве — Москве, прославил — поставил, пространству — подданству.
2. Введение одного звука между одинаковыми или отличными по твердости / мягкости звуками и опорным, и этот звук в рифмующихся словах различен: врагов — берегов, на зде — гнезде, седый — следы, печи — скрыпучи, драгое — другое, львину — половину, супруги — плуги.
3. Введение звука между одинаковыми звуками и опорным в одном слове и его отсутствие — в другом: света — Елисавета.
Отметим также единственный случай введения Державиным тавтологический рифмы свобода — свобода в оратории «Целение Саула», которая интересна как семантизированная рифма, однако заслуживает упоминания и с фонетической точки зрения — как рифма, в которой полностью совпадают все звуки.
Таким образом, анализ корпуса рифм пятого тома «Сочинений Державина» позволяет увидеть некоторые любопытные версифи-кационные особенности позднего творчества поэта. С одной стороны, Державин не так уж часто использует неточные рифмы, зато нередко «углубляет» рифмы — их бедность часто оказывается формальной, иллюзорной; чтобы составить полное представление о его рифме, нужно проанализировать всю ее предударную часть. С другой стороны, способы формирования и неточных, и глубоких рифм Державиным поддаются четкой классификации. Рифма поэта может считаться необычной на фоне многих других рифм своего времени, однако утверждать, что поэт бесконечно экспериментирует со способами формирования рифмы, неверно.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха. М., 2000.
2. Державин Г.Р. Сочинения Державина. Ч. 5. СПб., 1816.
3. Западов В.А. Державин и русская рифма XVIII века // Державин и Карамзин в литературном движении конца XVIII — начала XIX века. Л., 1969. С. 54-91.
4. Самойлов Д. Загадочные рифмы Державина // Самойлов Д. Книга о русской рифме. М., 2005. С. 120-133.
5. Томашевский Б.В. К истории русской рифмы // Томашевский Б.В. Стих и язык: филологические очерки. М.; Л., 1959. С. 69-131.
REFERENCES
1. Gasparov M.L. Ocherk istorii russkogo stikha [Essay on the History of Russian Verse]. Moscow, Fortuna Limited Publ., 2000. 351 p.
2. Derzhavin G.R. Sochineniia Derzhavina [Derzhavin's Works]. St. Petersburg, Tipografiia Plavilshchikova Publ., 1816. 239 p.
3. Zapadov V.A. Derzhavin i russkaia rifma XVIII veka [Derzhavin and Russian Rhyme of XVIII Century]. Derzhavin i Karamzin v literaturnom dvizhenii kontsa XVII — nachala XIX veka [Derzhavin and Karamzin in the Literary Process of the End of XVIII — Beginning of XIX century]. Leningrad, Nauka Publ., 1969, pp. 54-91.
4. Samoilov D. Zagadochnye rifmy Derzhavina [Enigmatic Derzhavin's Rhymes]. Kniga
0 russkoi rifme [A Book about Russian Rhyme]. Moscow, Vremia Publ., 2005, pp. 120-133.
5. Tomashevskiy B.V. K istorii russkoi rifmy [On the History of Russian Rhyme]. Stikh
1 iazyk: filologicheskie ocherki [Verse and Language: Philological Essays]. Moscow, Leningrad, Gosudarstvennoe izdatel'stvo khudozhestvennoi literatury Publ., 1959, pp. 69-131.
ОБ АВТОРЕ
Пастернак Екатерина Алексеевна — аспирант кафедры истории русской литературы филологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова; младший научный сотрудник Института мировой культуры МГУ имени М.В. Ломоносова; [email protected]
ABOUT THE AUTHOR
Ekaterina Pasternak — PhD Student, Department of the History of Russian Literature, Faculty of Philology, Lomonosov Moscow State University; Junior Researcher, Institute of World Culture, Lomonosov Moscow State University; [email protected]