Научная статья на тему 'О наукометрических показателях'

О наукометрических показателях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
737
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Concorde
Область наук
Ключевые слова
исследовательские тезисы / исследовательские отчеты / отчеты в конце программы / динамические обзоры / научная экспертиза / классификаторы / научные публикации / цитирование / индекс Хирша / импакт-фактор

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григорий В. Томский

Гонка за количеством публикаций в погоне за улучшением индекса Хирша и других наукометрических показателей вызывает оживленные дискуссии. Излагается отношение членов Международной академии КОНКОРД к использованию наукоментрических показателей для оценки научных партнеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О наукометрических показателях»

CONCORDE, 2015, N 4

О НАУКОМЕТРИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЯХ

Профессор Григорий В. Томский Международная академия КОНКОРД

g.tomski @gmai l.com

Гонка за количеством публикаций в погоне за улучшением индекса Хирша и других наукометрических показателей вызывает оживленные дискуссии. Излагается отношение членов Международной академии КОНКОРД к использованию наукоментрических показателей для оценки научных партнеров.

Ключевые слова: исследовательские тезисы, исследовательские отчеты, отчеты в конце программы, динамические обзоры, научная экспертиза, классификаторы, научные публикации, цитирование, индекс Хирша, импакт-фактор.

Об оценке качества научных публикаций

Начнем обзор с цитирования мнения действительных членов Международной академии КОНКОРД Мишель и Елены Деза [1]:

«В свете дискуссии об эффективности современной системы оценки качества научных публикаций, прежде всего - о пользе (вреде?) используемых сегодня индексов цитирования, могут оказаться полезными следующие соображения, основанные на тридцатилетнем опыте работы одного из авторов в качестве главного редактора известного международного журнала «European Journal of Combinatorics». Эта позиция, представляющая интересы читателя - выбрать, какие рукописи опубликовать в журнале, может и должна отличаться от позиции, скажем, комиссии, решающей вопросы приема на работу, продвижения по служебной лестнице, финансирования и т. д.

1. В рамках этой оценочной модели большинство научных статей можно условно разделить на три группы. В первую (2-5 страниц машинописного текста) попадают так называемые исследовательские тезисы - публикации, в которых коротко, без доказательств сообщается о полученных результатах. Во вторую (обычно 6-30 страниц машинописного текста), самую многочисленную группу попадают исследовательские отчеты - публикации, в которых авторы достаточно регулярно отражают промежуточные итоги своих исследований. Наконец, в третью группу следует отнести статьи (20-40 страниц), написанные как отчеты в конце программы. Под исследовательской программой мы понимаем не формальные «внешние» программы с фиксированными сроками, а ту научную цель, которую автор ставит перед собой на два-три года. Каждая статья должна содержать четкое и краткое изложение этой цели и указание, какая часть программы реализована в данной статье.

2. Не подвергая сомнению правомерность использования индексов цитирования в ходе оценки качества научной деятельности того или иного ученого, мы считаем, что решающая роль в такой оценке должна принадлежать специальной комиссии, которая, в том числе, проведет градацию имеющихся индексов, используя соответствующие «веса», наибольший из которых соответствует публикациям третьей категории, а наименьший - публикациям второй категории... Высокая градация тезисов связана с «дороговизной» места в хорошем журнале. Исходя прежде всего из интересов читателя, мы считаем, что публикация с доказательствами в таком журнале оправдана только по окончании программы.

3. Независимо от категории публикации, она должна удовлетворять естественному требованию, к сожалению, не всегда соблюдаемому в научной практике: изложение оригинальных результатов автора должно быть предварено обзором ситуации, сложившейся в данной области науки...

3

CONCORDE, 2015, N 4

4. Мы не берем на себя смелость судить об «абсолютной» ценности научных публикаций, отбрасывать одни как «научный шлак» и присваивать другим звание «основополагающих». Такая градация - прерогатива времени. Считая, что жулики от науки в науке не характерны, мы полагаем полезными все научные публикации. Даже небольшие научные результаты представляют интерес, особенно если они хорошо объяснены и, следовательно, могут привлечь внимание действительно большого ученого и способствовать получению крупных результатов...

5. В этой связи мы еще раз подчеркиваем исключительную роль обзоров разного рода в решении обсуждаемой проблемы. К ним относятся и уже упомянутые выше обзоры, предваряющие любую научную статью, и «чистые» обзоры, для которых в хорошем журнале резервируется специальное пространство... »

В предисловии к специальному выпуску «Наукометрия и экспертиза в управлении наукой» журнала «Управление большими системами» главный редактор Д.А.Новиков, член-корреспондент РАН, и редактор этого выпуска М.В.Губко пишут:

«Главный итог, наверно, можно сформулировать следующим образом: только

профессиональная экспертиза может дать всестороннюю объективную оценку научных результатов и заслуг; наукометрические же показатели служат инструментом поддержки принятия решений экспертами.» ([2], с. 13).

Профессор Елена И. Деза вручает от имени Президиума Международной академии КОНКОРД медаль известному ученому в области молекулярной биологии и поэту Николаю Н. Мушкамбарову

Возможности Международной академии КОНКОРД

Напомним вкратце историю Международного движения ФИДЖИП-КОНКОРД-ЕВРОТАЛАНТ.

В 1992-2005 годах профессор Г.В. Томский был экспертом высшей категории Р-5 Сектора образования ЮНЕСКО. В 1993 году в Якутск на конференцию ЮНЕСКО по образованию приехал заместитель генерального директора ЮНЕСКО по образованию Колин Пауэр. Во время этой командировки он познакомился с изобретенной Томским развивающей игрой ЖИПТО и ее использованием в школах в качестве стимулятора различных видов творчества. В том же году по его предложению Г.В. Томский создал в Париже и возглавил

4

CONCORDE, 2015, N 4

Международную федерацию по развивающему обучению — ФИДЖИП (FIDJIP / Federation Internationale du Systeme JIP).

ФИДЖИП является международной научной, культурной и образовательной организацией, работающей в тесной связи с ЮНЕСКО. Ее деятельность способствует реализации программ развития образования и других программ ЮНЕСКО.

II UI

imv%

INISTE/PROJECT 2000+

Information Bulletin Bolctm de Информационный

Bulletin d'information Informacion бюллетень

International Network for Information in Science and Technology Education (INISTE)

Scientific and Technological literacy for ЛИ (Project 2000+)

Vol X - 1994

Как культурная ассоциация, ФИДЖИП развивает и пропагандирует Искусство ЖИПТО и организует Фестивали ЖИПТО с международными турнирами, выставками, играми-спектаклями и другими зрелищными мероприятиями. Как международная сеть научных работников, ФИДЖИП координирует математические, педагогические и психологические исследования по теории ЖИПТО, ведущиеся во многих университетах.

С 2005 года Г.В.Томский полностью сосредоточился на руководстве ФИДЖИП, которая с 1998 года работала в тесном сотрудничестве с ЕВРОТАЛАНТ (Европейской ассоциацией по одаренным детям), имеющей консультативный статус возле Совета Европы. С 2007 года стали регулярно проводиться международные педагогические и научные конференции, семинары и школы творчества ФИДЖИП-ЕВРОТАЛАНТ. В них приняло участие большое количество преподавателей из многих десятков вузов России, Украины, Казахстана и других стран СНГ.

5

CONCORDE, 2015, N 4

Federation Internationale du systeme JIP (F1DJIP) '

The "Systeme JIP" is a set of different techniques for encouraging the creativity of infants from 4-6 years, children, and adolescents by way of a variety of educational games (jeux intellectuels de poursuite: JIP). The seven main

components of the system include о making the pieces and boards using local traditional techniques о developing creativity by designing

and building pieces and boards, both mechanical and electronic о involvement in the organisation of competitions to perfect the skills of organisation and public speaking о analysis of game positions and

strategies by elementary mathematical methods

For further information, write to Prof Grigori Tom ski

UNESCO ED/PE, 7 place tie Foittenoy, 75352 Paris, France

FIDJIP calls mathematics teachers

The Federation Internationale du Systeme JIP (FIDJIP), formed through the initiative of UNESCO and its Project 2000 + Secretariat for the development of scientific and technological literacy for all, invites secondary school mathematics teachers to join in its work.

FIDJIP plans seminars and conferences on its system for such teachers.

For further information, please contact Professor Grigori TOMSKI (see above)

Federation Internationale du svsteme JIP (FIDJIP) '

Le "Systeme JIP" est un ensemble de techniques visant a encourager la creativity des enfants d'age prescolaire de 4 a 6 ans, des enfants d'age scolaire et des adolescents a l’aide de toute une Seine de jeux educatifs (jeux intellectuels de poursuite : JIP). Les sept principals composantes de ce systeme incluent les elements suivants :

• fabrication de pieces et de planches a I'aide de techniques locales traditionneUes ;

• developpement de la creativite par la conception et la fabrication de pieces et de planches, mecaniques et electroniques ;

• participation a (organisation de concours pour perfectionner les techniques d’organisation et d'expression orale ;

• analyse des positions et strategies de jeu, a (aide de methodes mathematiques elementaires.

Pour plus de renseignements, s'adresser a :

Prof ess eur Grigori TOMSKI

UNESCO ED/PE

7 place de Fontertoy

75352 Paris (France)

Telecopieur : (33 1) 45 65 94 05

La FIDJIP lance un appei aux professeurs de mathematiques

La Federation intemationale du systeme JIP (FIDJIP), creee a (initiative de (UNESCO et du secretariat du Projet 2000+ pour promouvoir la culture scientinque et technologique pour tous. invite les professeurs de mathematiques de (enseignement secondaire a participer a ses travaux.

La FIDJIP prevoit d'organiser des seminaires et conferences sur son systeme a (intention de ces enseignants.

Pour de plus amples informations, veuillez contacter M. Gregori Tomski (voir ci-dessus).

6

CONCORDE, 2015, N 4

Международная федерация системы ПР (ФИДЖИП)

"Система ЛР" является набором различных методов, созданных с целью содействия творчеству детей в возрасте от 4 до б лет и старше, а также юношей с помощью целого ряда учебных игр (интеллектуальные игры преследования -jeux intellectuels de poursuite (ЛР). Семью основными компонентами этой системы являются следующие:

о изготовление фигурок и досок в

соответствии с местными традиционными методами;

о развитие творческих начал путем

проектирования и создания фигурок и. досок как механическим, так п электронным путем;

о участие в Деле организации

конкурсов на совершенствование организационных навыков и умения поддерживать отношения с общественностью, в том числе выступать перед аудитордей,

о аиалнз игровых ситуаций н стра-

тегпй путем использования элементарных математических методов.

Болес подробную информацию можно получить, обратившись по следующему адресу:

Prof Grigori Tomski

UNESCO ED/FE, 7 place de Fontenoy,

75352 Paris, France

Fax: (33 1) 45 65 94 05 w

ФИДЖИП обращается к преподавателям математики с призывом -

Международная федерация систем ЛР (ФИДЖИП), которая была создана но инициативе ЮНЕСКО н Секретариата осуществляемого в его рамках Проекта 2000+ в целях развития научнотехнической грамотности для всех, предлагает преподавателям математики средне и школы присоединиться к этой работе.

ФИДЖИП планирует проведение семинаров п конференций по своей системе для таких преподавателей.

Более подробную информацию можно получить, обратившись к профессору Грнгори Томски (адрес см.выше)

Чц? ‘‘-гЧТ* k '' I jLaiVf

- : у *!«_. jjJ ) * I jj,

y-lj-dl

Tj I .A

oLilUI +Y,.,

_Д J ol j ibL^J J у «[«—t f 1^ i, ! l

yj <5jLUI

tCjlLLk. ^ j U ~ ~ jL^ZiVI f 5 ij

I ‘I 1 ■' J T ^Ua—> (jl *l j > - j

.с; j.ai

JU*zVI

La FIDJTP huce un Hamamiento a los profesores de matematieas

La Federacidn ImernacionaJ del Sistema ЛР

/ТГГГъГГОЧ j , T „—.------

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7

CONCORDE, 2015, N 4

По просьбе этих коллег стал выпускаться международный журнал Bulletin d'EUROTALENT-FIDJIP (ISSN 2101-5317), предназначенная для опубликования (по терминологии Деза) исследовательских тезисов и коротких исследовательских отчетов (обычно до 4 страниц мелким шрифтом Times New Roman 11).

Постепенно возникла идея создания организации, способной содействовать развитию международных связей вузов стран СНГ. Наибольшую активность в этом вопросе проявили ученые из Казахстана. В итоге этого процесса возникла Международная академия КОНКОРД (Academie Internationale CONCORDE), зарегистрированная 26 декабря 2009 года года (Journal Officiel de la Republique Francaise, n°52).

Одной из главных задач академии является профессиональная экспертиза.

Международная академия КОНКОРД ставит своей целью разработку, экспертизу, тестирование и внедрение научных и творческих проектов, служащих интересам человечества и способных дать экономический эффект.

Авторы проектов, заинтересовавших академию приезжают в командировку или в творческий отпуск в центры творчества академии для защиты своего проекта и встреч с потенциальными партнерами из Франции и других стран.

По результатам обсуждения принимается одно из следующих решений:

- Проект отклоняется, как не соответствующий требованиям или приоритетам академии.

- Проект признается интересным для академии, но требующим доработки или переработки.

- Проект принимается академией в качестве проекта в стадии разработки и развития, руководители и самые квалифицированные участники проекта принимаются в действительные члены или члены-корреспонденты академии.

- Проект принимается к дальнейшему развитию и внедрению.

- Проект признается приоритетным для внедрения. Примером является Проект ЖИПТО [3-5].

Одним из приоритетов Международной академии КОНКОРД является содействие сотрудничеству изобретателей и других авторов инновационных идей с их коллегами и инвесторами из других стран.

За 2009-2014 годы сформулирован внушительный перечень приоритетных научных и творческих тем, принятых академией [6, 7].

8

CONCORDE, 2015, N 4

Для публикации исследовательских и творческих отчетов по этим темам созданы международные журналы:

- FIDJIP-EUROTALENT-CONCORDE (ISSN 2269-1545).

- Projet JIPTO (ISSN 2268-8714) и другие.

Для публикации обзорных и презентационных статей предназначены журналы:

- Bulletin de l'Academie Internationale CONCORDE (ISSN 2269-241X),

- mNCORDE (ISSN 2417-2375).

Примерами являются статьи М.М. Деза и Е.И.Деза [8], А.А. Кононова [9], Ю.А. Корчагина [10], Н.Н. Мушкамбарова [11], Ф.М.Саншез и В.А. Котова [12], Ф. Саншез и О.Артун [13], Г.В. Томского [14-19], Турченко В.Н. [20], В.А. Чистякова и его коллег [21].

Реализуется программа публикаций презентационных монографий, способных ускорить установление научных контактов авторов со своими коллегами во Франции и других зарубежных странах.

В журнале Bulletin d'EUROTALENT-FIDJIP публикуются работы участников конференций, семинаров и других научных мероприятий международного движения ФИДЖИП-КОНКОРД-ЕВРОТАлАнТ в соответствии с мнением, что «Даже небольшие научные результаты представляют интерес, особенно если они хорошо объяснены и, следовательно, могут привлечь внимание действительно большого ученого и способствовать получению крупных результатов» [8]. Ведется работа по повышению качества публикаций в этом журнале путем повышения требования к уровню участников организуемых нами научных мероприятий.

9

CONCORDE, 2015, N 4

Семинар в Сенате Французской Республики 29 января 2014 года с участием профессора и сенатора Патрис Желярд, профессоров Эдмонд Жув, Григория Томского, Нелия Тазеева и делегации Евразийского национального университете имени Л.Н.Гумилева

Педагогические и творческие работы публикуются в FIDJIP-EUROTALENT-CONCORDE и других журналах. Публикация больших статьей в журналах Bulletin de l'Academie Internationale CONCORDE и СONCORDE осуществляется после тщательной экспертизы членами академии и его экспертами.

О наукометрических показателях

В начале статьи мы привели мнение о вспомогательной роли наукометрических показателей в оценке качества деятельности ученого и в этом мы убеждаемся на примере членов и экспертов академии.

Для этого можно воспользоваться удобной и бесплатной поисковой системой Академией Google (Google Scholar), которая включает в себя большинство рецензируемых международных журналов. По функциям он похож на инструменты, основанные на платной подписке, такие как Elsevier в Scopus и Thomson ISI’s Web of Science.

Среди действительных членов академии КОНКОРД выделяются крупные математики Мишель Деза и Леон Петросян:

10

CONCORDE, 2015, N 4

BEcole Normale Superieure, Paris

Geometry, Distances, Combinatorics, Chemistry Adresse e-mail validee de ens.fr - Page d'accueil

Titre 1-20

Geometry of Cuts and Metrics

M Deza. M Laurent Springer, 533 pages

В Suhrre »

Google Scholar

Q.

Citations Toutes Depuis 2010

Citations 4201 17G3

indice h 27 14

indite И0 84 23

Citee par Аггёе II.

ИЗ * 1997 III ■ ii

Leon A, Petrosyan

Saint Petersburg State University game theory

Adresse e-mail validee de spbu.ru

Titre 1-20

Cooperative stochastic differential games

DWK Yeung. LA Petrosjan Springer Science & Business Media

Time-consistent Shapley value allocation of pollution cost reduction

I Petrosian Л7яггпнг

с индексами Хирша h = 27 и 18. В течении всей своей жизни они вели активную научную жизнь, были членами редколлегий престижных математических журналов, активно участвовали в научных конференциях и читали лекции во многих университетах мира.

Среди экспертов академии есть, например, всемирно известный профессор Ивар Экланд, специалист по математической экономике:

Ivar Ekeland

Professor

Mathematics; Economics, Finance Adresse e-mail validee de math.ubc.ca

Titre 1-20

Convex analysis and 9 variationaJ problems I Ekeland. Ft Тешат

с индексом Хирша h= 45. Ивар Экланд был ректором Парижского университета Дофин и директором Тихоокеанского математического института (Pacific Institute for the Mathematical Sciences), созданного совместными усилиями многих канадских и американских университетов.

Напомним, что Индекс Хирша или h-индекс:

«это максимальное целое число h, указывающее, что автор опубликовал h статей, каждая из которых процитирована хотя бы h раз. Эти h статей составляют ядро Хирша или h-ядро. Чтобы попасть в ядро Хирша, статью должны процитировать хотя бы h раз. Чтобы получить высокий индекс Хирша, надо писать много, при этом не дробя результаты по нескольким публикациям. Простота расчетов и нечувствительность к типовым приемам искусственного улучшения вышерассмотренных показателей мгновенно сделали индекс Хирша популярным наукометрическим индикатором.» ([22], с. 268).

11

CONCORDE, 2015, N 4

В связи с этим приведем мнение доктора П.Ю. Чеботарева:

«Тысячи небездарных людей сегодня ставят перед собой задачу не продвижения в понимании устройства мира, а продвижения «по Хиршу». Увы, надо быть нонконформистом, романтиком и немножко «фриком», чтобы относиться к делу иначе. Ведь должности, гранты, надбавки - всё это поставлено в зависимость от числа публикаций, числа ссылок на них, того же «Хирша».

В основе благородные и карьерные стимулы не противоположны. Чем более они совместимы, тем совершеннее общество.

В сегодняшней гонке за очками собственно наука - размышления, новые сложные интеллектуальные конструкции, до деталей продуманные эксперименты, скрупулезный сбор материала -становятся роскошью, если и ведущей к «результату», то томительно длинным и ненадежным путем. Как правило, находятся другие способы добиться наукометрического успеха - проще, без затяжного, нередко безрезультатного погружения в бездонные глубины.

Увы, процесс увеличения мощности потока низкокачественных работ характеризуется положительной обратной связью. Иначе говоря, он усиливает сам себя - в силу стремления ученых обогнать друг друга. Рост числа публикаций имеет и объективные причины. Ученых становится больше за счет присоединения Китая, других стран Азии, Латинской Америки и др. Проблема в том, что если по некоторому направлению публикуется тысяча работ в год, то в нем уже нельзя оставаться экспертом в традиционном смысле слова. Поскольку нельзя следить за всем потоком, многие решают не следить за ним вообще и просто продолжают свою работу, ссылаясь на то, на что привыкли, и на случайно попавшееся. Работы, которые мало кто прочтет, уже и пишутся по-иному: они не выстраиваются так тщательно, не встраиваются в общую картину мира. Они пишутся не для читателя, а для числа; их производить всё легче, они «пекутся» всё быстрее, их становится всё больше. Всё чаще это шлак. В приложениях математики поток разделяется на бесчисленные разрозненные, но дублирующие друг друга ручейки; синергии нет: она нерентабельна. Главная задача лечения современной науки - утверждение принципа «лучше меньше, да лучше»...

Сейчас отметим лишь, что нельзя премировать людей пропорционально числу публикаций. Система оценки должна быть такой, чтобы с некоторого момента становилось нерентабельным публиковать еще одну скороспелую статью, но оставалось рентабельным повышать качество работы. Это непростой путь, но ясно, что двигаться надо в этом направлении. Иначе, как всякий зашлакованный организм, науку ждут всё более и более тяжелые болезни.

Сегодня на вес золота ученые, стоящие в стороне от гонки. Ощущающие свое призвание в том, чтобы ставить и решать по настоящему трудные задачи. Думать, собирать материал, экспериментировать, вычислять... и тратить на это столько времени и сил, сколько требуется, не думая о скорости роста списка публикаций. Назовем этих ученых «решателями трудных задач». Если бы с помощью наукометрии можно было поддержать этих людей, было бы замечательно!» ([23], с. 16-17).

Одним из таких решателей трудных задач является действительный член нашей академии профессор Н.Н. Мушкамбаров:

«Есть в России ученый, который не участвует в конференциях, ибо не любит прерывать свои исследования, он почти не пишет статей, но публикует многотомные монографии! .

Мушкамбаров Николай Николаевич является доктором биологических наук, профессором... Имеет два образования - медицинское (1-й ММИ им. И.М. Сеченова) и физическое (физфак МГУ им. М.В. Ломоносова), причем оба диплома с отличием.

Начинал научную деятельность как биохимик-экспериментатор. Затем стал заниматься теоретическими исследованиями и стал первым, кому удалось получить степень доктора наук (в 1990 г.) за чисто теоретическую работу по биохимии - монографию МЕТАБОЛИЗМ: структурно-химический и термодинамический анализ, изданную в 1988 г. в трёх томах. Но в диссертационном совете и в ВАКе она проходила как работа по биофизике.

Следующее достижение Мушкамбарова - тоже трёхтомный труд Аналитическая биохимия (1996 г.). Недавно (в 2011 г.) им издана монография Геронтология in polemico. Помимо этого, он написал учебники по физической и коллоидной химии, математике (для биологов), молекулярной биологии и гистологии - соответственно специфике тех кафедр, где ему довелось работать.

Ещё одна склонность профессора - литературное творчество. В 2005 г. вышла книга Меланхолическая симфония, или Жизнь в стихах, комментариях и послесловиях... » ([24], с. 46-47).

12

CONCORDE, 2015, N 4

Приведем описания содержания его основных книг:

Н.Н. Мушкамбаров

МЕТАБОЛИЗМ: СТРУКТУРНО-ХИМИЧЕСКИЙ И ТЕРМОДИНАМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

В 3-х томах, 1020 стр.

1988, изд-во «Химия»

Можно скачать бесплатно: https://sites.google.com/site/mushkambarovbooks/

В монографии излагаются уникальные, разработанные автором, методы анализа метаболизма:

- система одноуглеродных фрагментов,

- система их инкрементов (вкладов) в AG,

- система химических операторов -

и уникальные же результаты, полученные с их помощью: в том числе законы и правила метаболизма.

Ввиду доступности данной трехтомной монографии для русскоязычного читателя, ограничимся общей характеристикой этого фундаментального труда, цитируя самого автора.

«1. Настоящая книга — не обзор литературы и не изложение результатов собственных экспериментов, как чаще всего бывает в монографиях биологического профиля. Почти вся она (за исключением главы 3) — итог теоретического осмысления автором тех аспектов метаболизма, которые указаны в названии.

2. В процессе этого исследования оказалось, что рамки и понятия «чистой» биохимии узки для решения поставленных задач... Пришлось обратиться к множеству органических реакций вообще (а не только реакций метаболизма); пришлось использовать физико-химические характеристики реакций и соответствующие методы физической химии; пришлось привлечь некоторые представления линейной алгебры.

Поэтому работа, задумывавшаяся как биохимическая, оказалась на стыке сразу нескольких дисциплин.» (стр. 5).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мушкамбаров поставил в этой книге задачу объяснения хода метаболических путей, отобранных в ходе эволюции природой. Понять критерии отбора этих путей, ибо любой метаболический путь мог совершаться разными способами, но которые почему-то не были реализованы.

13

CONCORDE, 2015, N 4

Для исследования этой трудной проблемы Николай Николаевич выработал свои методы струруктурно-химического и термодинамического анализа биоорганических процессов на основе представления об одноуглеродных фрагментах (ОУФ) как элементарных структурных единицах построения биорганических молекул. Выяснил, что в метаболитах встречается около 150 таких фрагментов и что система ОУФ имеет матрично-периодическую структуру.

На базе этой системы разработал матричную классификацию биорганических реакций и ввел фундаментальное понятие операторных уравнений путей метаболизма. Разработал метод достаточно точного расчета энергии Гиббса произвольной реакции для исследования связи между энергией и типом реакции. Определил совокупность термодинамических показателей, характеризующих метаболические пути.

Используя эти методы, Мушкамбаров проводит анализ свыше 500 биохимических реакций, объединенных в 90 метаболических путей, исследуя общие пути катаболизма, обмена углеродов, аминокислот и других азотосодержащих веществ.

Освоив метод Мушкамбарова, можно анализировать метаболические пути, которые не исследованы в его книге, ибо все они «могут быть проанализированы совершенно так же, как и рассмотренные здесь процессы. Еще больше возможностей — в плане выявления и анализа всех гипотетических вариантов метаболических путей. Действительно, здесь мы, как правило, ограничивались выявлением одного-двух таких вариантов, чтобы показать, что они, в принципе, возможны. Но почти в каждом случае анализ может быть гораздо более полным. Наконец, совершенно неоткрытая область — применение принципов стационарной (неравновесной) термодинамики к анализу конкретных биохимических процессов.» (стр. 1010)

Эти приложения могут иметь большое значение для генной инженерии и ждут молодых талантливых исследователей.

Н.Н. Мушкамбаров АНАЛИТИЧЕСКАЯ БИОХИМИЯ

В 3-х томах, 1300 стр.

1996, изд-во «Экспедитор»

Можно скачать бесплатно:

https://sites.google.com/site/mushkambarovbooks/

tl.H.4VlliUM^№l

АНАЛИТИЧЕСКАЯ

1 БИОХИМИЯ

©

14

CONCORDE, 2015, N 4

Образно говоря, это биохимия, положенная на музыку математических формул.

В книге последовательно рассмотрены количественные аспекты множества биохимических объектов и процессов. Значительная часть формул и результатов - авторские.

Приведем отрывок из вдохновенного авторского введения:

«Аналитическая биохимия - это биохимия, положенная на музыку математических формул. Мне по душе такое определение, и я предлагаю его считать официальным.

По правде говоря, создание данного курса я рассматривал, в первую очередь, как эстетическую задачу и лишь во вторую — как научную. Впрочем, эти две вещи вряд ли разделимы. - Всякая наука должна быть красива: без этого она не наука, а чудище, монстр, которым пугают до смерти бедных студентов. Мало того, без этого она просто недееспособна.

А что такое красота в науке? - Это четкие формы, строгая логика, полная гармония взаимосвязей. Когда факты не громоздятся в бессмысленные кучи, а скреплены мыслью — и формулами.

Формул же на всю биохимию была лишь одна (если, разумеется, не считать химических) — уравнение Михаэлсена-Ментен, 1916 года рождения. Ну, может, еще немного — и все.

Конечно, биохимия все равно прекрасна. Она прекрасна мощным экспериментом, мельчайшей выверенностью фактов, величественной красотой уже сложившихся представлений о сложнейших молекулярных процессах и неудержимым наступлением все новых открытий.

Но ... - зайти с другой стороны, зайти с тыла — и увидим первобытную эмпирику и допотопную описательность. Уже тривиально звучит, уже каждому известно, что наука может называться наукой лишь тогда, когда от слов переходят к количественным оценкам и расчетам. Известно — но все равно: время идет, а медико-биологические дисциплины (кроме разве что биофизики) так и пребывают в положении полу-наук, четверть наук, как-бы-наук.

Курс «Аналитическая биохимия» - это попытка вывести биохимию из подобного состояния. Таким образом, в данном случае рассматриваются те же объекты и явления, что и в классической биохимии, но с позиций математической логики...

И должен сказать: по моему впечатлению, такой подход удивительно эффективен и доставляет истинное творческое удовлетворение. - Работая только за письменным столом, анализируя вроде бы прописные истины, приходишь к такому обилию результатов и идей, которых не достиг бы и за сотню лет экспериментальной работы.»

Н.Н. Мушкамбаров ГЕРОНТОЛОГИЯ IN POLEMICO

Мед. инф. агентство (МИА), 2011, 468 с.

В монографии под острым полемическим углом зрения рассматриваются фундаментальные проблемы геронтологии. Сквозной темой идёт обсуждение вопроса об универсальности старения. Выдвигается концепция «АНЕРЕМ», название которой представляет собой аббревиатуру от слов автокатализ, нестабильность, репарация, мейоз. Эти слова являются ключевыми в следующих шести основных тезисах концепции:

- Жизнь есть способ автокаталитического умножения ДНК (реже РНК) в природе.

- Нестабильность генома - центральный элемент старения.

- Репарация генома в митотических и в постмитотических клетках не является полной.

15

CONCORDE, 2015, N 4

- Эффективная репарация может быть достигнута только в мейозе (или его упрощённом варианте - эндомиксисе) - при конъюгации хромосом.

- Мейоз улучшает состояние генома только последующих поколений (нескольких у простых организмов или лишь одного у прочих организмов).

- Следствия - неотвратимость старения индивидуумов (особей) и относительное бессмертие вида в целом.

Подробному анализу и критике подвергаются многие устоявшиеся представления геронтологии - о втором начале термодинамики как «демоне» старения, «фундаментальные» корреляции между коэффициентами формулы Гомперца (наиболее известного математического выражения в геронтологии), эффект Хейфлика, теломеразная теория и др. Под критическим прицелом оказывается и ряд конкретных современных книг известных авторов.

Несколько глав представляют собой обзор старения животных - от пробионтов и простейших до млекопитающих, включая человека. Для человека рассмотрены также возрастные изменения в органах с неделящимися (мозг, сердце) и делящимися (кишечный эпителий, красный костный мозг) клетками.

Мушкамбаров считает, что нет легких путей к решению проблемы радикального продления жизни. Один из возможных подходов сформулирован на стр. 51 его книги:

"б) А нельзя ли инициировать некоторые процессы мейоза в соматических клетках - например, в стволовых и постмитотических?

Разумеется, нас интересует не изменение числа хромосом и молекул ДНК в клеточных ядрах и не образование гаплоидных клеток.

Нам нужно то, что восстанавливает состояние генома, - видимо, конъюгация гомологичных хромосом, кроссинговер или что-то более тонкое и пока не известное.

в) I. Я не вижу причин, которые бы указывали, что это в принципе невозможно. В линиях половых клеток в мейоз вступают, в общем, такие же по структуре клетки, как и многие прочие.

II. А пример сперматоцитов I и ооцитов I свидетельствует, что и после конъюгации хромосом в последних сохраняется активность соответствующих генов. Т.е. соматическая клетка имеет шансы сохранить свою функцию и на фоне квазимейотического состояния хромосом.

г) Однако для реализации проекта предварительно надо

- полностью определить гены, ответственные за мейоз, и их функции,

- а также установить способы целенаправленного воздействия на них - может быть, даже методами генной инженерии.

д) Если этот фантастический проект был бы успешно воплощён, можно было бы надеяться на радикальное продление жизни."

16

CONCORDE, 2015, N 4

По мнению Николая Николаевича: "Генами, отвечающими за мейоз, конечно, могла бы заняться какая-нибудь солидная исследовательская группа. Эго выполнимо ... Впрочем, и без моей идеи об омоложении, исследование генов мейоза - полезная, увлекательная и благородная задача."

На стр. 278 приведено наблюдение:

"I. Но важней всего - это то, что из совершенно одинаковых яиц, при абсолютно совпадающем геноме можно получить организмы, чьи нормальные значения ПЖразличаются в 50-100 раз!

II. Причем достигается это исключительно алиментарным путем, т.е. путем кормления личинок (пчел) по той или иной схеме."

На основе которого на стр. 279 сформулировано следующее предложение:

"И, наконец, о белке вителлогенине, у которого обнаружились новые интригующие функции -мощного теропротектора с антиоксидантным механизмом действия."

"До успеха - совсем немного:

- выяснить, обладает ли этот белок таким же антиоксидантным и геропротекторным действием у млекопитающих,

- и изыскать способы увеличения его содержания в клетках их организма - в т.ч. в нейронах."

Книга написана живым языком и представляет большой интерес не только для исследователей,

но и для широкого круга читателей.

Ее можно скачать из сайта: https://sites.google.com/site/mushkambarovbooks/

На этом сайте доступны для скачивания остальные книги Н.Н.Мушкамбарова.

Для меня Николай Николаевич является примером настоящего крупного ученого с огромным кругозором. Его книги иногда трудны для восприятия биологам и медикам ибо, он, часто виртуозно, использует методы математического моделирования, жонглирует физическими теориями. Поэтому пока они относительно мало цитируются в научной литературе.

Мушкамбаров является ярким примером «ученого на вес золота» по выражению П.Ю. Чеботарева, стоящего в стороне от гонки за хорошими показателями наукометрических индексов. Его индекс Хирша является нулевым, точнее он не виден на Академии Google.

Одной из основных задач Международной академии КОНКОРД является популяризация творчества таких ученых, поиск талантливой молодежи, способной пойти по их следам.

На Академии Google не видны даже такие крупные ученые в области международных отношений и других общественных наук, как профессор Эдмонд Жув, который является президентом Центральноевропейской академии наук, искусства и литературы, и входит в руководство еще двух академий. Он руководил и принимал участие в защите более 240 диссертаций по международным отношениям и международному праву, политологии и средствам массовой информации. Жув посетил (в среднем по 5 раз) более 130 стран для чтения лекций и участия в международных конференциях. Его деятельности посвящена коллективная монография учеников и коллег:

Vers un Monde Nouveau : Melanges, textes et document offerts au Professeur Jouve

Tom 1 et Tom 2, - P : Bruyant, 2010. - 3029 p.

Среди авторов этой двухтомной монографии: бывшие премьер-министры Франции Пьер Мессмер и Лионел Жоспен, государственный министр и хранитель печати Франции (garde des sceaux) Мишель Аллиот-Мари, бывший генеральный секретарь ООН Бутрос Бутрос-Гали, бывший президент Сенегала и генеральный секретарь международной организации франкофонии Абду Дьюф, вице-президент Международного суда ООН в Гааге Раймонд Ранжева, бывшие министры Франции Роберт Шапиус и Жак Огард, бывший премьер-министр Того Эдем Коржо, министр образования Туниса Хатеи Бен Салем, камерунский министр Морис Камто и многие другие государственные деятели, ученые, дипломаты, писатели и журналисты.

Автор данной статьи также предпочитал излагать результаты своих исследований по математике, педагогике, истории, философии и искусствоведению не во множестве статей, а в книгах ([25-41] и др.). Кроме того, я долго был международным чиновником высшего ранга ЮНЕСКО и участвовал в разработке и экспертизе международных проектов и мало публиковался в это время (1992-2005). Поэтому в настоящее время имею следующие показатели:

17

CONCORDE, 2015, N 4

Voire profil n'est pas associe a line adresse e-mail validee et n'apparaTt pas dans les resullats de recherche Google Scholar.

H Grigori Tomski /»*' as.im

Professeur Academic Internationale CONCORDE mathematiques, education histoire, relations Internationales Aucune adresse e-mail validee - Page d'accueil

Changer de photo

Title +Ajoiiter — Plus 1-20

Динамические игры и их приложения

В этом случае индекс Хирша h = 7:

«Эти h етатей ученого, учитываемые при вычислении индекса Хирша, образуют так называемое h-ядро, или Хирш-ядро, наиболее цитируемых статей автора (productive core).» ([49], с. 250).

Хирш-ядро из 7 публикаций:

Grigori Tomski у ы5и™-е-

Professeur Academie Internationale CONCORDE mathematiques, education, histoire, relations inte rationales Aucune adresse e-mail validee - Page d'accueil Mon profiE est public

Titre + Ajouter — Plus 1-20 Citee par Annee

Динамические игры и их приложения

ГВТ ЛА Петросян 23 * 1932

Л • ЛГУ

Геометрия простого преследования С ГЕТ ЛА Петросян Иэд-во" Наука.1' Сибирское отд-ние 20 1933

Geometnya prostogo presledovamya

GVT LA Petrosyan 13 * 1933

Novosibirsk: Nauka

Игровые задачи в динамических системах

ГВ Томский 3 1932

Иэд-во Иркутского университета

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЛРТО : de la Maternelle a I'Universite

О G Tomski 7 2007

Editions du JIPTO

Le JIPTO et le Systeme JIP

G Tomski T 2005

Editions du JIPTO

Через игры—к творчеству

ГВТ ЛА Петросян 7 1901

Новосибирск; Наука

Changer de photo

На основании этих данных было бы нелепо делать вывод, что моя научная и творческая деятельность уступает деятельности М.М. Деза и Л.А. Петросяна и более плодотворна, чем деятельность таких крупных ученых, как Н.Н. Мушкамбаров и Э. Жув.

18

CONCORDE, 2015, N 4

О РИНЦ (Российском индексе научного цитирования)

Проект РИНЦ был запущен в 2006 году при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации. РИНЦ - это национальная библиографическая база данных научного цитирования, аккумулирующая более 7 миллионов публикаций российских авторов, а также информацию о цитировании этих публикаций из более 4500 российских журналов.

Расчёт импакт-фактора по РИНЦ основан на трёхлетнем периоде. Например, импакт-фактор журнала в 2014 году вычислен следующим образом: I2014 = A/B, где: A — число цитирований в течение 2014 года, B — число статей, опубликованных в данном журнале в 20122013 годах.

Из данных РИНЦ о цитировании журналов Международной академии КОНКОРД видно, что они обладают хорошим импакт-фактором:

Издательство

МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ КОНКОРД (EDITIONS DU JIPTO ]

Rom$y sur Stine

Название журнала

1 Bulletin de I'Academie Internationale Concorde

2 Bulletin d'EUROTALENT-FIDJIP

Б наличии Выпусков Статей Цитир.

2013-2015 20 13 - 20 15

«I

371

202

290

http://eUbraryru/pubhsher_tMes.asp?pubUshid=11075

База данных РИНЦ включает 1546 французских журналов, но не имеет полных данных о цитировании статей за рубежом и поэтому не подсчитывает их импакт-факторы. По нашим расчетам импакт-фактор журнала Bulletin d'EUROTALENT-FIDJIP за 2014 год оценивается в 0,4; а журнал Bulletin de l'Academie Internationale CONCORDE обладает импакт-фактором примерно в 4 раза выше. Если не отбрасывать самоцитирование авторов, то из данной таблицы получаем более высокие значения индекс-факторов этих журналов: 290/371 = 0,78 и 202 / 40 = 5.

Приведем рекомендации о путях повышения индекса цитируемости и индекса Хирша из сайта РИНЦ (http://elibrary.pro/rinc-i-indeksy.html):

«Многие ученые задаются вопросом, как повысить индекс Хирша и как повысить индекс цитируемости РИНЦ. Для этого необходимо:

- Стремиться публиковать оригинальные статьи высокого научного и практического уровня, на которые охотно бы ссылались другие авторы.

- Публиковаться в соавторстве с коллегой, имеющим высокие наукометрические показатели.

- При направлении публикации в англоязычные издания, давать ссылки на собственные статьи, опубликованные в переводной литературе.

- Направлять статьи в журналы, поддерживаемые экспертным советом ВАК, где публикуемые материалы проходят тщательную научную экспертизу и доступны в сети Интернет.

- Увеличить обмен ссылками с коллегами, а также самоцитируемость.

- Составлять качественные рефераты.

- Для повышения импакт-фактора «своего» журнала - давать ссылки на статьи «своего журнала», а так же активно информировать коллег о статьях данного авторского коллектива, опубликованных в журнале.

- Внимательнее относиться к правильному библиографическому оформлению своих статей и пристатейных списков литературы, к написанию фамилии и инициалов, названию организации. При составлении списков литературы необходимо соблюдать требования ГОСТ.»

19

CONCORDE, 2015, N 4

Реакция научного сообщества

Многие ученые поняли, что за публикационной гонкой под названием “Publish or Perish” (“Публикуй или погибай”) стоят транснациональные компании. Этот процесс хорошо описан профессором В.М. Москвитиным [50]:

«Все без ума от этого шоу, от импакт-факторов журналов, индексов Хирша, университетских рейтингов и других его атрибутов. А если сюда добавить деятельность технологических транснациональных компаний, которые фактически за бесценок приобретают права на то знание, которое уже было распространено через журналы и оплачено за счет средств налогоплательщиков, то масштабы аферы с первично генерируемым знанием даже невозможно вообразить.

Недавний всплеск публикационной гонки на постсоветском и азиатском научном пространстве привел к тому, что возникло множество новых электронных многопредметных и специализированных “скопусовских” журналов (индексированных в базе данных Scopus) и компаний-посредников, которые стали продавать свои страницы и целые номера отдельным ученым и университетам под слабые, практически не рецензируемые статьи.

Наши университеты вместо того, чтобы обучать преподавателей и исследователей, как писать качественные статьи в международно признанные журналы, стали выделять деньги на закупку “скопусовских” статей. Читаешь их и видишь невооруженным глазом множество ляпов (например, когда отчество автора читается как фамилия, а фамилия как имя)... Scopus, производящий мониторинг и оценку более 20 тысяч журналов, - это часть грандиозного журнального бизнеса издательства Elsevier. То же самое относится и к компании Thomson & Reuters с ее базой данных Web of Science, которая после слияния компаний Thomson и Reuters захватила около трети глобального медиарынка...

Прибыли в этом бизнесе колоссальные: в прошлом году, например, рентабельность Elsevier составила 36% (724 млн фунтов стерлингов из 2 миллиардов дохода). Это результат жесткой монополизации рынка. Издательства Elsevier, Springer и Wiley, поглотившие многих конкурентов, теперь публикуют 42% статей.

Вся эта чудовищная феодализация знаний происходит на наших глазах на протяжении последних 15 лет. Она привела к возникновению международного движения “Открытый доступ”, концепции “Liquid Publications”, “Декларации Сан-Франциско” и другим инициативам. Благодаря им не только ученые, но и чиновники от науки стали понимать всю порочность публикационной гонки и системы научных коммуникаций, основанных на ущербных наукометрических инструментах, которыми легко манипулировать...

Мощный удар по доктрине “Publish or Perish” оказали опубликованные в 2010 году в журнале Nature (J. Qin, vol. 463) результаты проведенного в Китае исследования, которые показали, что каждый третий китайский ученый грешит фальсификаторством. И действительно, когда гонорары, выплачиваемые китайскими университетами в рамках стимулирующих публикационных схем, достигают 30-40 тысяч долларов за одну статью, у многих ученых возникает соблазн, не сильно утруждая себя качественными и трудоемкими исследованиями, тонко сфальсифицировать их...

На фоне глобального кризиса все вышеизложенное привело, на мой взгляд, к тому, что 2012 год стал переломным в борьбе с неолиберальной доктриной в науке.

Генерируя на платформе Scimago несколько лет назад сопряженные графики “скопусовской” публикационной активности России, Украины, Турции и Ирана, мы увидели, что Иран в 2005 году обошел Украину, в 2011 году - Турцию и в этом же году вплотную приблизился к России. Экспоненциальный рост публикаций в этой стране был связан, по-видимому, с правительственными и университетскими грантами, которые в расчете на одну статью, опубликованную в журнале, входящем в базу данных Web of Science, достигали 300-500 евро, то есть были намного умереннее, чем в Китае. Любой эксперт в то время сказал бы, что в 2012 году Иран гарантированно обойдет Россию по общему количеству “скопусовских” публикаций. Но в 2012 году рост иранских публикаций резко замедлился, а в 2013 году пошел на убыль, и Ирану так и не удалось обойти Россию. Сразу же напрашивается вывод о том, что иранское правительство прекратило поддерживать публикационную гонку среди своих ученых. Мы поинтересовались об этом у иранских ученых на платформе Research Gate и в личных контактах с ними, и они подтвердили предположение. Возникает вопрос: а не является ли это явление мировым трендом? Для ответа на него мы выделили на платформе Scimago 50 первых стран мира по количеству “скопусовских” публикаций в 2013 году и рассмотрели их публикационную динамику за последние годы ...

20

CONCORDE, 2015, N 4

Из таблицы следует, что из 50 наиболее продвинутых в научных исследованиях стран только в 5 наблюдался стабильный рост публикаций, а в 26 - их убыль. Следовательно, в большинстве стран мира правительства и университеты резко сократили поддержку публикаций своих ученых, а возможно, и многие исследователи потеряли интерес к публикационной гонке. Итак, зреющее в научных сообществах многих стран мира недовольство доктриной “Publish or Perish” внезапно вырвалось наружу...

Все вышеизложенное убеждает в том, что в скором времени традиционная система формальных научных коммуникаций будет заменена другой - подобной концепции “Liquid Publications”, когда нет нужды засорять научное пространство кучей информационного мусора и когда качество публикаций оценивают не два-три рецензента, а релевантное научное сообщество, как прогнозировали разработчики этой концепции. И тогда циничный лозунг “Publish or Perish” будет заменен на “Publish Best or not Publish at All” (“Публикуй лучшее или не публикуй совсем”).»

Мы согластны также с мнением М.В. Фейгельмана и Г.А. Цирлинот о традиционных методах оценки уровня научных работников:

«Процедуры защит диссертаций и, тем более, плановых аттестаций (даже называемых иногда «конкурсами») уже в куда меньшей степени воспринимаются как способ объективной оценки, и, по крайней мере, во многих научных организациях они такой оценки давно уже не дают. Почему - легко понять: в этих процедурах зафиксированы число и персональный состав людей, выносящих решение, и часто эта фиксация производится по административным признакам и формальным званиям (такие правила отбора куда легче сформулировать, чем профессиональные критерии). Бывают случаи вполне надежной оценки и по таким процедурам - если в организации есть традиция «пропускать» любого соискателя через настоящий научный семинар и если есть еще для такого семинара критическая масса квалифицированных людей. Однако на другом конце шкалы оценок диссертаций уже случается и просто криминал...

Еще более сомнительной является процедура «формирования научной элиты» при выборах в РАН - она испортилась очень давно, когда этот клуб назывался АН СССР. В этом случае все предшествующие решения навсегда определяют последующие, поскольку оценка дается только пожизненными членами клуба. Динамика «качества» при этом может быть только отрицательной, но характерное время деградации сильно зависит от стартового состава выборки и от традиции внутренних обсуждений. Как показал сравнительный анализ по отделениям РАН, в некоторых из них «элита» (академики и члены-корреспонденты) стала уже сильно отставать от многих «рядовых» сотрудников институтов РАН.» ([51], с. 333-334).

Состав Международной академии КОНКОРД

Деятельность академии КОНКОРД основана на разработке и реализации масштабных самоокупаемых международных проектов и поэтому значительно отличается от обычной схемы функционирования других академий.

Академия состоит из действительных членов:

- директоров и авторов реализуемых проектов;

- ученых и мастеров международного уровня, стремящихся к расширению диапазона своего творчества, активных участников реализуемых проектов академии;

- менеджеров и организаторов, внесших решающий вклад в реализации проектов академии, принятых по решению Бюро.

Таким образом, действительные члены подразделяются не по отраслям науки, а по проектам. Поэтому для вступления в академию бесполезно представлять дипломы, списки опубликованных работ и данные о наукометрических показателях.

Например, Международный проект ЖИПТО [3-7] дает возможность написания совместных книг со мной (автором ЖИПТО) и другими участниками этого проекта по педагогике, изобразительному искусству и дизайну, математике, маркетингу, имиджевой политике, информационным технологиям, авторскому праву и праву интеллектуальной собственности, издательскому делу, философии, психологии, литературоведению, образовательному туризму, организации зрелищных мероприятий, новым видам спорта и другим направлениям с перспективой перевода наиболее интересных работ на многие языки

21

CONCORDE, 2015, N 4

мира. Проект ЖИПТО должен привести к созданию международной группы фирм с годовым оборотом в миллиарды евро, призван способствовать увеличению эффективности работы с одаренными детьми. Этот необычный проект открывает, например, для Казахстана возможность превращения в одну из ведущих математических держав и эффективной популяризации его искусства по всему миру, будет способствовать повышению человеческого капитала страны.

Степень самоокупаемости этого масштабного международного проекта описывается в следующих терминах:

«Фирма ЛЕГО из Дании получила в 2013 году доход в 3 403 000 000 евро. Однако сравнительный анализ ЖИПТО и ЛЕГО показывает значительно больший ассортимент изделий и услуг ЖИПТО, несравнимо высокие возможности игры ЖИПТО как стимулятора профессионального и массового творчества .

Будет создан стратегический альянс фирм, заинтересованных в производстве изделий и оказании услуг ЖИПТО. Это будет соглашение о кооперации независимых фирм из разных стран для оптимального использования бренда ЖИПТО для получения синергии объединенных и взаимодополняющих ресурсов компаний.» ([7], с.44)

В члены-корреспонденты МАК принимаются лица, способные к сотрудничеству в рамках международных проектов академии. Ученые и творческие люди, желающие стать членами-корреспондентами МАК, должны:

1) Изучить основные публикации о МАК, ознакомиться с описанием проектов академии, приоритетными научными и творческими темами [6, 7].

2) Подготовить предложения о направлениях своего участия в деятельности МАК

3) Приехать на полидисциплинарную стажировку МАК или другое мероприятие, организуемое с участием академии. До приезда отправить статью, близкую к приоритетным темам МАК.

После утверждения плана участия в работе МАК будущий член-корреспондент платит вступительный взнос, предназначенный для заказа для него наград академии (Медалей Гете, Марии Аньези, Пифагора) в случае успешного сотрудничества.

Таким образом, члены-корреспонденты МАК должны расширить круг своих исследований или творчества, что открывает для них интересные перспективы деятельности международного уровня.

Их обзорные и презентационные статьи по приоритетным темам Международной академии КОНКОРД [5, 6] могут быть опубликованы в журнале CONCORDE

http://cyberleninka.ru/joumal/n/concorde

который хорошо индексируется в поисковой системе по научной информации Google Scholar; помещается в библитеке "КиберЛенинка", входящей в топ-50 мировых электронных хранилищ публикаций (по данным Ranking Web of Repositories). «КиберЛенинка» экспортирует все свои метаданные в открытые репозитории научной информации (по протоколу OAI-PMH): ROAR, OCLC Worldcat, Bielefeld Academic Search Engine (BASE), Research Papers in Economics (RePEc), Соционет и др.

Тем из них, кто желает улучшить наукометрические параметры следует создать собственный профиль в Google Scholar [54], чтобы пользоваться возможностью автоматически отслеживать показатели собственной цитируемости. После этого они могут внести туда список своих наиболее интересных работ, потом публиковать в журнале CONCORD обзорные статьи с цитированием этих статей, что повлечет рост индекса Хирша.

Члены-корреспонденты МАК после достижения значимых успехов в реализации своих планов сотрудничества с академией будут награждаться медалями.

22

CONCORDE, 2015, N 4

Французские члены КОНКОРД, награжденные медалями академии

Самым успешные из них будут приняты в действительные члены МАК и будут награждены орденом КОНКОРД за выдающийся вклад в развитие Международного движения ФИДЖИП-КОНКОРД-ЕВРОТАЛАНТ.

Таким образом, от статуса члена-корреспондента к статусу действительного члена Международной академии КОНКОРД можно перейти только после признания достижения международного уровне в научном или другом творчестве путем активного участия в проектах академии или разработке и успешной реализации международного самоокупаемого проекта под своим руководством под эгидой академии. Члены корреспонденты, не участвующие активно в проектах и мероприятиях академии, исключаются из списков.

Фирмы и группы кампаний, созданные в результате успешной реализации проектов Международной академии КОНКОРД, должны стать спонсорами престижных международных научных и творческих конкурсов, объявлять гранты на интересующие их исследования и разработки.

23

CONCORDE, 2015, N 4

Литература

1. Деза М.М., Деза Е.И. Несколько замечаний к вопросу об оценке научных публикаций // Управление большими системами. Специальный выпуск 44: «Наукометрия и экспертиза в управлении наукой», 2012, с. 362-365.

2. Наукометрия и экспертиза в управлении наукой: Предисловие // Управление большими системами. Специальный выпуск 44: «Наукометрия и экспертиза в управлении наукой», 2012, с. 8-13.

3. Томский Г. В. ЖИПТО как пример проекта со взрывным эффектом (Tomski G. Sur l'efficacite economique du Projet JIPTO) // Bulletin de l'Academie Internationale CONCORDE, 2013, N 1, p. 3-24.

4. Томский Г. В. Маркетинг ЖИПТО (Tomski G. Marketing JIPTO) // Bulletin de l'Academie Internationale CONCORDE, 2014, N 1, p. 3-35.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Tomski G. Sur les projets internationaux innovants (Томский Г.В. Инновационные международные проекты со взрывным эффектом) // Bulletin de l'Academie Internationale CONCORDE, 2014, N 3, p. 29-48.

6. Томский Г.В. Научные и творческие темы, интересующие Международную академию КОНКОРД (Tomski G. Travaux scientifiques et creatifs qui interessent l'Academie Internationale CONCORDE) // Bulletin de l'Academie Internationale CONCORDE, 2014, N 2, p. 3-38.

7. Томский Г.В. Приоритетные направления сотрудничества с Международной академией КОНКОРД // CONCORDE, 2015, N 2, p. 21-63.

8. Deza M., Deza E. Distances in applied social sciences // Bulletin de l'Academie Internationale CONCORDE, 2015, N 1, p. 23-60.

9. Кононов А.А. Общая теория неуничтожимости человечества // CONCORDE, 2015, N 1, p. 3067.

10. Корчагин Ю.А. Человеческий капитал — основной фактор развития инновационной экономики // Bulletin de l'Academie Internationale CONCORDE, 2014, N 1, p. 49-90.

11. Mouchkambarov N.N. Vers le metabolisme de l'avenir // Bulletin de l'Academie Internationale CONCORDE, 2014, N 1, p. 36-48.

12. Саншез Ф., ^тов В. От космической осцилляции к мерцающей Вселенной // Bulletin de l'Academie Internationale CONCORDE, 2015, N 1, p. 75-93.

13. Саншез Ф., Артун О. Тайна больших космических чисел // CONCORDE, 2015, N 3, p. 32-99.

14. Tomski G. Compte-rendu scientique et creatif // Bulletin de l'Academie internationale CONCORDE, 2015, N 1, p. 3-22.

15. Томский Г.В. Творческая автобиография // CONCORDE, 2015, N 2, p. 3-20.

16. Томский Г.В. Перспективы сотрудничества Международной академии КОНКОРД с Казахским национальным педагогическим университетом имени Абая // Bulletin de l'Academie internationale CONCORDE, 2015, N 2, p. 88-109.

17. Tomski G. Livres et autres sources tangristes // CONCORDE, 2014, N 2, p. 41-74.

18. Tomski G. Science, confiance, foi et religion // CONCORDE, 2014, N 2, p. 75-95.

19. Tomski G. Tangrisme sakha : Schema de Teris // CONCORDE, 2014, N 3, p. 3-109.

20. Турченко В.Н. Интегративная парадигма образования // CONCORDE, 2015, N 1, p. 78-96.

21. Чистяков В.А., Цветкова Д.С., Празднова Е.В., Чистякова И.Б. Концепция феноптоза и системная медицина (Chistyakov V.A., Tsvetkov D.S., Prazdnova E.V, Chistyakova I.B. Phenoptosis concept and Systemic medecine) // Bulletin de l'Academie Internationale CONCORDE, 2013, N 1, p. 25-45.

22. Штовба С.Д., Штобва Е.В. Обзор наукоемких показателей для оценки публикационной деятельности ученого // Управление большими системами. Специальный выпуск 44: «Наукометрия и экспертиза в управлении наукой», 2012, с. 262-277.

23. Чеботарев П. Ю. Наукометрия: Как с ее помощью лечить, а не калечить // Управление большими системами. Специальный выпуск 44: «Наукометрия и экспертиза в управлении наукой», 2012, с. 14-31.

24. Томский Г.В. Профессор Николай Мушкамбаров: Обзор работ и творчества // Bulletin de l'Academie Internationale CONCORDE, 2013, N 1 (Tomski G. Professeur Nikolay Mouchkambarov : Apergu des travaux et de la creativite), p. 46-59.

25. Томский Г.В. Игровые задачи в динамических системах. - Иркутск: Изд-во ИГУ, 1982, 161 с.

26. Петросян Л.А., Томский Г.В. Динамические игры и их приложения. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1982. 6

252. с.

27. Петросян Л.А., Томский Г.В. Геометрия простого преследования. - Новосибирск: Наука, 1983.

- 143 с.

24

CONCORDE, 2015, N 4

28. Петросян Л.А., Томский Г.В. Дифференциальные игры с неполной информацией. - Иркутск: Изд-во ИГУ, 1984, 188 с.

29. Томский Г.В., Уланов В.А. Игры в общих управляемых системах. - Иркутск: Изд-во ИГУ, 1982, 208 с.

30. Петросян Л.А., Томский Г.В. Элементарные задачи преследования и убегания. - Якутск: Изд-во ЯГУ, 1989. - 80 с.

31. Петросян Л.А., Томский Г.В.Через игры - к творчеству. - Новосибирск: Наука, 1991. - 127 с.

32. Tomski G. Fondement de la theorie aciomatique des jeux dynamiques. - JIPTO International, 2004. -

330 p.

33. Tomski G. Geometrie elementaire de la poursuite. - Editions du JIPTO, 2005. - 244 p.

34. Tomski G. Fonctions et modelisation mathematique. - Editions du JIPTO, 2005. - 188 p.

35. Tomski G. Le JIPTO et le Systeme JIP. - Editions du JIPTO, 2005. - 214 p.

36. Tomski G. JIPTO : de la Maternelle a l'Universite. - Editions du JIPTO, 2007. - 207 p.

37. Tomski G. Tangra : Quete spirituel et scientifique. - Editions du JIPTO, 2005. - 138 p.

38. Tomski G. Tangra : Religion naturelle pour l'avenir - Editions du JIPTO, 2011. - 48 р.

39. Tomski G. Art du JIPTO - Editions du JIPTO, 2005. - 148 p.

40. Tomski G. JIPTO : Cadeau et decoration. - Editions du JIPTO, 2006. - 452 p.

41. Tomski G. Compositions du JIPTO : Patrimoine mondiale. - Editions du JIPTO, 2007. - 75 p.

42. Tomski G. Poursuites siberiennes. - Editions du JIPTO, 2005. - 160 p.

43. Tomski G. Les amis d'Attila. - Editions du JIPTO, 2005. - 360 p.

44. Tomski G. Attila : Ilk Avruplu. Istanbul : Papirus, 2005. - 360 p.

45. Tomski G. Orest - ami d'Attila. - Editions du JIPTO, 2005. - 160 p.

46. Tomski G. Attila et Aetius. - Editions du JIPTO, 2005. - 118 p.

47. Томский Г.В. Аттила хааны анд нехед. - Улаанбаатар: Хех судар принтинг, 2008. -274 с.

48. Томский Г.В. Аттила. - Якутск: Бичик, 2009. - 256 с.

49. Цыганов А.В. Краткое описание наукометрических показателей, основанных на цитируемости // Управление большими системами. Специальный выпуск 44: «Наукометрия и экспертиза в управлении наукой», 2012, с. 248-261.

50. Москвитин В.М. Уйти от соблазна. Публикационная гонка вредит науке // Газета «Поиск», 2015, N 1-2.

51. Фейгельман М.В., Цирлина Г.А. Библиометрический азарт как следствие отсутствия научной экспертизы // Управление большими системами. Специальный выпуск 44: «Наукометрия и экспертиза в управлении наукой», 2012, с. 332-345.

54. Васильева В.М. Методическое руководство по использованию поисковой системы Google Академия (Google Ssholar). 24 с.

http://www.spa.msu.ru/uploads/files/nautchnaja_dejatelnost/GoogleScholar.pdf

25

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.